Трудотерапия для туберкулезных больных


Туберкулез – заболевание длительное, склонно к обострению и затяжному течению. Об этом должен помнить каждый, даже если заболевание выявлено в начальной стадии и когда оно протекает бессимптомно, и когда лечение закончено и больной снят с учета.

Туберкулез излечим, если больной лечится регулярно и соблюдает режим. Результат лечения зависит от самого больного, от его режима и терпения. Основным методом лечения туберкулеза считаются специальные препараты, которые действуют на палочку Коха, т.е. задерживают ее рост и размножение, снимают ее ядовитость. Возбудитель туберкулеза очень жизнеспособен, хорошо приспосабливается к организму человека и может длительно в нем существовать. Поэтому, чтобы убить туберкулезную палочку, необходимо создать неблагоприятные условия для ее существования. Таким условием и является непрерывное и длительное применение препаратов. Лечение должно проводиться длительно, сроки зависят от самого больного, от его соблюдения режима. Для лечения туберкулеза требуется очень много терпения. Лечение должно проводиться в стационаре и амбулаторно.
Больные при хорошем самочувствии часто нарушают режим, прекращают лечение или делают перерывы в лечении. Этого делать нельзя. Такой больной наносит себе непоправимый вред.

Коварство туберкулеза в том и состоит, что во многих случаях он протекает бессимптомно, жалоб нет, больной считает себя здоровым и отказывается от лечения. Об этом забывать нельзя. Нужно помнить, что хорошее самочувствие еще не означает, что болезнь ликвидирована, процесс в легких продолжается. Малейший перерыв в лечении имеет плохие последствия, это приводит к тому, что туберкулезные палочки получают передышку, активизируются, приспосабливаются к лекарству и может быть большая вспышка процесса в легких. Лечение в таких случаях мало эффективно.
Каждый больной должен помнить, что пропущенная неделя в лечении может обойтись годами. Для того, чтобы этого не случилось, нужно точно соблюдать врачебные назначения, особенно в амбулаторных условиях в отношение длительности и дозировки рекомендованных препаратов.

Рано выявленный туберкулез легких и своевременно начатое его лечение дают полное выздоровление больного.

Какой режим должен быть, если человек заболел туберкулезом?
Лечение туберкулеза будет недостаточно эффективным, если не организован правильно режим и образ жизни с момента выявления болезни. Режим составляет основу успешного лечения и поэтому обязательно, чтобы каждый больной его знал и строго соблюдал.
После завершения лечения в стационаре, больной должен продолжать лечение амбулаторно до снятия с учета. И после снятия с учета нельзя забывать о перенесенном заболевании. Необходимо закаливать организм, предупреждать простудные заболевания, соблюдать правила личной гигиены. В стационаре необходимо соблюдать строго режим, назначенный врачом, при необходимости – строгий постельный режим. Если больной находится дома, то необходимо проветривать помещение, необходим свежий воздух. Соблюдать гигиену полости рта. Если больной потеет, надо часто менять нательное и постельное белье.
Если больной прооперирован и у него сняты швы, нормализовалась температура и отсутствуют какие – либо последующие осложнения – ему назначается легкая тренировка лечащим врачом, прогулка утром и вечером. Трудотерапия дает большую пользу: перестраивается психика больного, успокаивается нервная система, улучшаются обменные процессы. Трудотерапия по 2 – 3 часа в день. Постепенно надо переходить к режиму здорового человека, но с ограничениями, запрещается тяжелый физический труд. Необходимо помнить, что прекращение приема медикаментов еще не означает, что больной выздоровел. В первые 2-3 года часто возникают рецидивы туберкулеза, поэтому необходимо продолжать периодическое рентгенообследование. После перенесенного туберкулеза организм бывает ослабленным, легко возникают простудные заболевания, что очень опасно для возникновения новой вспышки туберкулезного процесса в легких. Необходимо помнить, что больные, перенесшие туберкулез легких, должны обязательно проходить флюорографическое обследование 2 раза в год в течение 3 лет после снятия с учета
Соблюдение правил личной гигиены, режима дня, строгий отказ от вредных привычек, правильное питание, помогут больным быстрее излечиться от туберкулеза.

1. Введение

Главная задача в педагогическом плане реабилитации больного туберкулезом подростка в нашем санатории - создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; всемерное раскрытие способностей подростков, формирование духовных ценностей и творческого мышления

Один из методов реабилитаций больных подростков в

С медицинской точки зрения.

Продолжительная бездеятельность больных в стационарных условиях в период лечения туберкулезного процесса является отрицательным фактором, который лишает организм симулирующего влияния трудовой деятельности и отрицательно сказывается на его настроении и больной сильнее ощущает свою оторванность от общества и своих сверстников.

Исследования ряда НИИ и практических учреждений показали, что своевременное включение в режим больного дозированного труда благоприятно влияет на окислительно-восстановительные процессы, на функциональное состояние его высшей нервной деятельности и способствует нормализации физиологических и обменных процессов.

Труд предотвращает отрицательное влияние бездеятельности на поведение больных, они становятся более дисциплинированными, серьезнее относятся к выполнению лечебного режима.

В связи с этим возникает необходимость и в условиях санатория организовывать всевозможные трудовые процессы, допустимые для всех возрастов, применяемые в соответствии с психофизическим состоянием и склонностями детей.

Известно, что функциональное состояние органов дыхания, кровообращения и нервно-психического состояния у детей и подростков резко отличается от аналогичных показателей у взрослого человека. Поэтому адаптация к труду у подростков происходит гораздо медленнее. Это подтверждается тем, что при прочих равных условиях работы (физическая нагрузка) у них утомление наступает гораздо раньше.

Эти анатомо-физиологические процессы, происходящие в организме детей и подростков, вызывают необходимость создать для них такие условия труда, при которых были бы исключены факторы, вредно действующие на молодой организм, и в то же время привлечь их к полезному посильному труду.

С педагогической точки зрения.

Трудовое воспитание подростков выявляет самые разнообразные их способности, развивает у них интерес к труду, любознательность, высокую общественную и производственную культуру. Сочетание учебы с физическим трудом помогает раскрыть у подростков индивидуальные способности. Воспитание у детей профессиональных навыков является важнейшим условием будущей трудовой деятельности.

Важное воспитательное значение имеет привлечение детей и подростков к бытовому труду. Такими видами труда является самообслуживание, уход за собой и своими вещами, постельными принадлежностями, мелкий ремонт санаторного имущества и т.д. Ребята должны научиться сами стирать, гладить, выполнять небольшой ремонт своих вещей, стремиться создать уют в палатах, привыкать к аккуратности и порядку.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладения трудовыми навыками развиваются его новые формы техническое, практическое, логическое.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка в процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чеке в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности.

Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, подросток познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. В результате трудовой деятельности происходит существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.

Радикальным образом изменяется его самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет подростка. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В процессе трудовой деятельности у подростков воспитывается трудолюбие, интерес к различным видам груда, умение работать в коллективе и для коллектива. Вследствие коллективного труда подростки получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в санатории. Одним из главных показателей влияния труда на больного подростка в нашем санатории является положительная динамика состояния здоровья подростка.

  1. Основное содержание проекта

В противотуберкулезных учреждениях могут применяться различные трудовые процессы в зависимости от местных условии, контингента больных, и длительности их стационарного лечения.

Применяя трудотерапию у больных туберкулезом, лечебное учреждение может ставить перед собой задачи:

  1. Использование труда как лечебного фактора
  2. Получение новых трудовых навыков
  3. Улучшение физического и эмоционального состояние больного подростка, координации его движений
  4. Воспитание у подростка трудолюбия и интереса к различным видам груда

ЦЕЛЬ: Полная реабилитация больных туберкулезом подростков

Организация трудовых процессов в санатории для детей и подростков требует соблюдения ряда гигиенических условий.

В распорядке дня трудотерапии уделяется время - утром с 11 до 12 часов или во второй половине дня с 17 до 18 часов, При наличии школьных занятий для учащихся - с 17 до 18 часов. В летнее время трудотерапию рекомендуется проводить в утренние часы и желательно на воздухе.

Гигиеническое (оздоровительное) значение всех видов труда значительно повышается, когда подростки работают на свежем воздухе (закаливающий эффект).

Трудотерапия на свежем воздухе предусматривает следующие работы

  1. Цветоводство - посадка, прополка, полив и прочий уход за цветами.
  2. Различные подсобные работы, в том числе садовые.

Например: окучивание кустов, их посадка, пересадка приготовление цветочных клумб, вскапывание и переноска земли и т.д. Больных также можно привлекать и к стрижке кустов, уборке листьев, обрезке сухих ветвей, расчистке дорожек и др. видам работы; зимой - для уборки дорожек от снега

В течение года подростки могут:

  1. Заниматься в различных кружках:
  • кройки и шитья (моделирование, раскрой и пошив одежды, гильоширование, бисероплетение и др.)
  • в художественной мастерской (роспись по дереву, макраме, вязание на спицах и на вязальных машинах, изготовление мягкой игрушки и кукол, изделия из папье-маше, кожи, коклюшки)
  1. Выполнять посильные работы по благоустройству санатория и своих отделений.

Важно, чтобы работа не носила формальный характер. Для этого педагогам-воспитателям, кружководам необходимо увлечь и заинтересовать подростков предстоящей работой.

Трудотерапию необходимо назначать с учетом здоровья подростков.

Формы работы могут быть разными;

  • индивидуально для отдельных больных;
  • формировать подростков в небольшие группы с определенным заданием для каждой;
  • организовать работу для большого количества детей (поставить перед ними общую цель (например, весной - уборка территории) и распределить их по группам на разные участки работы и т.п)

Трудотерапия назначается при полной адаптации подростка к санаторным условиям и только с разрешения лечащего врача.

При назначении трудотерапии врачом учитываются возрастные, индивидуальные особенности, состояние здоровья больного, а также для каждого подростка устанавливается характер режима и продолжительность работы.

Для лучшей наглядности все рекомендации сведены в одну таблицу.


3. СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ.

С помощью наблюдений изучаем важные в любом виде труда черты характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и т.д. Используется оно также для изучения взаимоотношений в подростковом коллективе.

В результате эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес детей к труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения подростку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться.

Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в трудовой деятельности, например, от учебной к трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнить свои успехи с успехами других учащихся.

Таким образом, каждый оценивал не только других, но и самого себя, так как одних учащихся он располагал впереди себя. На основе ответов испытуемых определяются ранговые места испытуемого по самооценке.

При изучении основных трудовой деятельности старшеклассников с помощью анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду. В анкете предусматривается возможность самостоятельного ответа по заданному вопросу.

В анкету включается шкала полярных баллов, которая требует оценки привлекательности для опрашиваемого того или иного условия труда

3.4.ОБОБЩЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Этот метод предусматривает сбор и обобщение сведений о личности, получаемые различными лицами при наблюдении за ней в различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера темперамент) проявляются по разному, поэтому сведения собираются от разных лиц. Оценки будут различны, что позволяет более полно охарактеризовать личность.

3.5.МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКА.

4. ЖЕЛАЕМЫЕ СРОКИ.

5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  • Формирование коммуникативных навыков
  • Раскрытие творческих способностей
  • Изменение самооценки
  • Адаптация подростка в санатории
  • Получение навыков работы
  • Улучшение состояния здоровья

6. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

  • У подростка формируются коммуникативные навыки. Это происходит благодаря совместным мероприятиям.
  • Подросток меняет свое представление о себе и об окружающем мире.
  • Изменяется самооценка под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет подростка.
  • Переход от самооценки к самопознанию.
  • Подросток получает навыки работы общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию его в санатории.
  • Дисциплинирует больных подростков.
  • Улучшает состояние здоровья.
  • Раскрывает творческие способности подростка (работа в кружке кройки и шитья и художественной мастерской; оформление клумб и цветников на территории санатория).

7. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДАННОГО ПРОЕКТА

  1. Введение в действие
  2. Плановое наблюдение
  3. Систематический контроль
  4. Текущий анализ
  5. Плановое подведение итогов
  6. Обсуждение результатов

8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ

  • Для обобщения структуры семей, привлечения родителей к воспитательной работе
  • Для решения задач работы с родителями
  • Для создания щадящего режима организации лечения, регулирования нагрузок больных детей
  • Для организации контактов с подростками в целях взаимоотношения положительным опытом - закрепления достоинств личности
  • Для индивидуального подхода в обучении и воспитании, помощи в организации самовоспитания, в преодолении недостатков характера
  • Для формирования воспитательных задач и индивидуальной работы
  • Для сплочения коллектива, развития недостающих качеств личности подростка, поднятия престижа неавторитетных ребят
  • Для распределения нагрузок, с целью развития социального опыта, воспитания средствами деятельности

доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ,

107564, г. Москва, Яузская аллея, д. 2

1. Алексеева Л. П., Петровская М. В. Мартынова М. В. и др. Опыт работы по социальной реабилитации бездомных больных ТБ органов дыхания // Науч. труды к 80-летию ведущего противотуб. учр. г. Москвы, 10-летию Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулезом // Мед. и жизнь. - 2007. - С. 132-138.

2. Богородская Е. М., Смердин С. В., Стерликов С. А. Организационные аспекты лечения больных туберкулезом в современных социально-эконимических условиях. - М., 2011. - С. 152-153. ВОЗ. Руководство по борьбе с туберкулезом в тюрьмах 1998. Женева, Швейцария. WHO/TB/98.250

4. Ерохин В. В., Корнилова З. Х., Алексеева Л. П. Особенности выявления, клинических проявлений и лечения туберкулеза у ВИЧ-инфицированных // Пробл. туб. - 2005. - № 10. - С. 20-28.

5. Кононец А. С. Организация лечения больных ТБ в уголовно-исправительной системе // Химиотерапия туберкулеза. Руководство для врачей. - М., 2000. - С. 165-168.

6. Мартынова Е. Н. Особенности отношения к болезни у социально-дезадаптированных больных туберкулезом, не имеющих приверженности к лечению. Новые технологии в эпидемиологии диагностике и лечении туберкулеза взрослых и детей // НПК молодых ученых, посвященная всемирному дню борьбы с туберкулезом. - М. ЦНИИТ РАМН. - 2010. - С. 83-86.

8. Мартынова М. В., Петровская М. В., Корнилова З. Х. и др. Инфантилизм как характеристика личности больных туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией (ТБ + ВИЧ) // Туб. - № 5. - С. 43-44.

9. Медведев Д. А. Выступление Президента Российской Федерации на Третьем съезде социальных работников РФ // Соц. работа. - 2011. - № 1. - С. 5-9.

10. Морозова Т. И., Паролина Т. И., Докторова Н. П. Социальные технологии при оказании противотуберкулезной помощи // Туб. - 2011. - № 7. - С. 11-16.

13. Никитина Л. В., Литвинов В. И., Сельцовский П. П. и др. ВИЧ-инфекция и туберкулез в Москве (выявление, диспансерное наблюдение, лечение) // Науч. труды к 80-летию ведущ. противотуб. учрежд. г. Москвы, 10-летию Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулезом // Мед. и жизнь. - 2007. - С. 42.

16. Пантелеев А. М., Супрун Т. Ю., Малашенков Е. Н. и др. Особенности туберкулеза у ВИЧ-инфицированных по материалам городской туберкулезной больницы № 2 // Инфекц. болезни - 2006: Альманах, посвященный 125-летнему юбилею ГИБ № 30 им. С. П. Боткина. - СПб., 2007. - С. 150.

18. Петровская М. В., Мартынова М. В. Изучение деформации внутренних эмоциональных состояний больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, вызывающих социальную дезадаптацию // НПК молодых ученых, посвященная Всемирному дню борьбы с туберкулезом. - М. ЦНИИТ РАМН. - 2010. - С. 97-101.

23. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001. - С. 256.

24. Пунга В. В., Павлов Ю. А., Щудрова М. А. и др. Влияние заболеваемости туберкулезом на показатели здоровья спецконтингента уголовно-исправительной системы // Пробл. туб. - 2005. - № 5. - С. 3-7.

25. Русских О. Е. Особенности туберкулеза органов дыхания у больных, освободившихся из МЛС в Удмуртской Республике // Пробл. туб. - 2008. № 2. - С. 9-12.

26. Сельцовский П. П., Стрельцов В. В., Золотова Н. В. Психологическое сопровождение терапии туберкулеза легких. - М.: МНПЦБТ, 2009. - 72 с.

27. Стерликов С. А., Сон И. М., Богородская Е. М. и др. Отраслевые показатели противотуберкулезной работы в 2010-2011 гг. Анализ основных показателей и принятие управленческих решений. - М., 2012. - С. 16.

30. Шилова М. В. Туберкулез в Российской Федерации в 2010 г. - Аналитический обзор. Глава 8. - С. 135.

31. Щукина И. В. Организация медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в пенитенциарных учреждениях Северо-Западного федерального округа. Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия // Доклад заместилеля начальника отдела организации медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным управления организации санитарного обеспечения ФСИН России. - Санкт-Петербург. - 2013.

32. WHO/HTM/TB/2010.8 WHO/HTM/HIV/2010.10Priority research questions for tuberculosis/human immunodeficiency virus (TB/HIV) in HIV-prevalent and resource-limited settings. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data // Приоритетные аспекты изучения проблемы ТБ/ВИЧ в условиях высокой распространенности ВИЧ-инфекции и ограниченных ресурсов Женева, Швейцария. - 2011. - С. 46.

  • Обратные ссылки не определены.



Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


Под подозрением в туберкулезе


Использование властью инструментов принуждения никогда не вызывает особого восторга, и медицина в этом плане не исключение. Поэтому вокруг разъяснений Верховного суда касательно принудительного лечения лиц, больных туберкулезом, также поднялся не всегда адекватный информационный шум. Однако на деле не всё так страшно; более того, одобренные ВС меры помогут бороться с заболеванием, которое, увы, вновь становится частым гостем в российских городах.

Применение судебной недобровольной процедуры в отношении третьей категории лиц (без диагностированного туберкулеза) вызывает острые дискуссии в обществе.


Здание Верховного суда


Принудительная госпитализация для лечения — серьезное действие, и поэтому для него должно быть веское основание медицинского характера, подчеркнул президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. По его мнению, госпитализировать людей без подтвержденного диагноза недопустимо.

— Для госпитализации в любом случае должны быть определенные основания медицинского характера. Просто так, на основании какого-то подозрения, госпитализировать человека, конечно, нельзя! И отказ от прохождения медицинского обследования на ту или иную болезнь не может считаться достаточным медицинским основанием, — считает Александр Саверский.

Сложность правоприменительной практики заключается в отсутствии ясности, что считать обоснованным подозрением в заболевании человека туберкулезом.

Злостные уклонисты и нарушители


Еще несколько важных пояснений касаются соблюдения врачебной тайны и безопасности для участников судопроизводства. Судебные слушания должны быть закрытыми. Чтобы обезопасить свидетелей, представителей инстанций и суда, в процессе можно использовать средства видеоконференции. С той же целью допускается организация выездных судебных заседаний в соответствующих медицинских организациях при условии соблюдения безопасности нахождения судьи, секретаря судебного заседания и других участников разбирательства. В случае неявки лица без уважительной причины на заседание, где решается вопрос о госпитализации и обследовании, возможно рассмотрение дела в его отсутствие.



Пленум указал, что во время разбирательства суды должны оценивать историю болезни, заключения комиссий врачей медицинской противотуберкулезной организации (диспансера).

Суды также обязаны установить срок, в течение которого может осуществляться госпитализация. В этом вопросе судья должен опираться на консультацию специалиста. Длительность госпитализации исчисляется с момента помещения в стационар. Если позже становится очевидно, что срок лечения недостаточен, медучреждение может обратиться с иском в суд повторно.

Расходы, связанные с недобровольной госпитализацией (судебные, медицинские и иные) могут быть взысканы с ответчика (больного туберкулезом), если он не освобожден от их уплаты по закону.

Первоначально в проекте постановления разрешались и вопросы уплаты госпошлины, но от этого разъяснения в итоге отказались.

— Участники группы согласились с позицией о том, что данный вопрос нуждается в прямом законодательном решении, — сообщила судья Верховного суда Ольга Николаева.

Так ли страшен большой


Носители скрытой формы туберкулеза, как правило, сами достаточно устойчивы к заболеванию и опасности для общества не представляют, рассказал заместитель директора по науке Центрального НИИ туберкулеза (ЦНИИТ) Владимир Еремеев.

— Существует понятие латентного туберкулеза, и, в принципе, такие люди достаточно устойчивы к заболеванию — открытой формой заболевают от 5% до 10% из числа инфицированных. Поэтому профилактическое лечение латентных форм туберкулеза в России непопулярно — это в большей степени характерно для стран с более высокой эпидемиологической нагрузкой,— подчеркнул он.

Ученый напомнил также, что в России проводится обязательный скрининг на выявление заболевания, в частности, среди школьников. В отдельных регионах, труднодоступных местностях заболевших может быть больше, но в целом по стране ситуация не вызывает опасений, добавил он.

— Больной латентной формой туберкулеза не опасен для окружающих. До тех пор, пока болезнь не перешла в активную форму. Есть лишь вероятность, что один из десяти, находящихся в группе риска, в течение жизни может заболеть, — отметил Владимир Еремеев.



Совсем недавно, в ноябре, на Камчатке судебным приставам пришлось исполнять решение суда о принудительном доставлении в медицинский стационар 38-летнего местного жителя, отца троих детей. Мужчина болен туберкулезом, но отказывается лечиться.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции