Цели и задачи профилактики по вич инфекции

ЦЕЛЬ: повысить уровень информированности и образования родителей по проблеме ВИЧ/СПИД.

ЗАДАЧИ: дать информацию о путях передачи вируса и мерах профилактики ВИЧ-инфекции.

ПЛАН:

1. Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции.

2. Основные понятия ВИЧ и СПИД.

3. Пути передачи ВИЧ и степень риска заражения ВИЧ-инфекцией.

4. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

5. Разговор с детьми о ВИЧ/СПИДе.

6. Полезные советы.

1. Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции

ВИЧ-инфекция - это инфекционное хроническое заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); заболевание имеет очень длительный скрытый период, протекающий бессимптомно; ВИЧ поражает иммунные клетки, в силу чего человек становится более восприимчивым даже к таким болезням, которые для здоровых людей не представляют никакой опасности.

СПИД(синдром приобретенного иммунодефицита) - конечная стадия ВИЧ-инфекции, на фоне которой развиваются сопутствующие заболевания легких, органов кишечно-желудочного тракта, головного мозга.

3. Пути передачи ВИЧ и степень риска заражения ВИЧ-инфекцией:

1. Половой (ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированного человека к здоровому через сексуальные контакты):

  • Вирус передается через сперму, вагинальные выделения и менструальную кровь от зараженного человека здоровому;
  • Любые незащищенные сексуальные отношения, частые и с многочисленными партнерами - увеличивают риск заражения.

2. Парентеральный (попадание вируса в кровь, что и происходит при внутривенном введении наркотических веществ;при этом иногда достаточно однократного введения). При внутривенном введении наркотиков можно заразиться на всех этапах приготовления и введения раствора: при пользовании общим шприцем и иглой.

Вирус также может попасть в организм с инфицированной кровью при пользовании общими бритвенными принадлежностями, иглами при нанесении татуировки, пирсинга.

3. Вертикальный( ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированной женщины к ее ребенкуво время беременности, во время родов или после рождения при грудном вскармливании). В этом случае своевременное обследование на ВИЧ во время беременности и прием противовирусных препаратов снижает риск инфицирования ребенка до 2-5%.

Пути, которыми ВИЧ-инфекция не передается

ВИЧ-инфекция не передается:

  • при дружеских объятиях и поцелуях;
  • через рукопожатие;
  • при пользовании школьными принадлежностями, компьютером, столовыми приборами, верхней одеждой;
  • через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;
  • в общественном транспорте;
  • насекомыми, в том числе и кровососущими;
  • через предметы производственной и домашней обстановки;
  • воздушно-капельным путем;
  • ВИЧ-инфекция также не передается при наличии постоянного полового партнера, при сексуальном контакте с использованием презерватива. Нельзя заразиться при уходе за больным человеком.

4. Меры профилактики ВИЧ-инфекции

В мире пока еще не изобретены лекарства и вакцины, которые могли бы излечить от ВИЧ-инфекции или предупредить заражение. Только безопасное поведение и ответственное отношение к своему здоровью защитят от заражения вирусом иммунодефицита человека.

Половой путь заражения. У человека, не имеющего половых контактов и не практикующего внутривенное введение наркотиков, риск заражения ВИЧ-инфекцией равен нулю.

Ранние половые связи могут привезти к нежелательной беременности, заражению венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией. Надо ли это нашим детям? Готовы ли они стать сами родителями. Поэтому основой в предупреждении заражения ВИЧ-инфекцией должно быть:

1.Безопасное и ответственное поведение, здоровый образ жизни.

2.Исключение ранних половых отношений.

3.Использование индивидуальных предметов личной гигиены.

4.Правильное использование латексного презерватива при сексуальных контактах - единственный способ защитить себя и своих партнеров от заражения.

Парентеральный путь заражения.

Один из основных путей передачи ВИЧ-инфекции - инъекционное введение наркотиков. Печальным является факт, что начинают употреблять наркотики подростки в возрасте 13-15 лет, которые не осознают последствий. Результатом употребления наркотиков является бесконтрольность поведения, что приводит к вступлению в беспорядочные половые связи и возможности заражения ВИЧ-инфекцией. Поэтому нужно сделать все, чтобы наши дети не поддавались давлению со стороны сверстников, не стремились пробовать, а тем более употреблять наркотики.

Кроме того, прокалывать уши следует только в косметических кабинетах. Делать татуировки в специальных кабинетах, а также иметь собственные предметы личной гигиены: бритвы, маникюрные принадлежности. Возможность заражения в медицинских заведениях исключена.

Вертикальный путь заражения .

Заражение ребенка от ВИЧ-инфицированной матери происходит при проникновении вируса от матери к плоду во время беременности, родов и при кормлении грудью. Поэтому решение о рождении ребенка принимает сама ВИЧ-инфицированная женщина, которая должна подумать
о последствиях и принять правильное решение. Врачи делают все возможное для того, чтобы ребенок родился неинфицированным. Вероятность рождения ВИЧ-инфицированного ребенка составляет 30-45%. Применение противовирусной терапии позволяет значительно уменьшить риск рождения инфицированного ребенка (до 1- 2%).

5. Разговор с детьми о ВИЧ/СПИДе

Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо. Поэтому только Вам следует решать, что рассказать Вашему ребенку и как лучше это сделать.

Дети от 7 до 11 лет более способны к усвоению базовых знаний относительно ВИЧ/СПИДа. Им можно сказать, что СПИД - это болезнь, возникающая из-за инфекции, которая попала в кровь.

Для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает ВИЧ.

Вопросы, которые может задавать ребенок такого возраста:

Подростков 12-17 лет важно обеспечить доступной всесторонней и точной информацией о путях заражения ВИЧ-инфекцией и мерах по его предупреждению, обстоятельствах, повышающих риск заражения. Откровенно поговорите со своим ребенком. Это может быть очень трудный разговор.

Но имейте в виду:

  • риск инфицироваться ВИЧ для подростка вполне реален;
  • Вы не можете постоянно следить за тем, что делает Ваш ребенок;
  • именно Вы должны убедить Вашего ребенка принимать верные решения.

Подросткам необходимо предоставить полные знания о ВИЧ/СПИД, сексе и контрацепции.

С целью профилактики заражения ВИЧ и другими инфекциями, передающимися половым путем родители могут ориентировать подростков на:

  • отсроченное начало половой жизни;
  • принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;
  • соблюдение взаимной верности половых партнеров.
  • взаимоуважении и взаимной ответственности за свое здоровье и здоровье партнера;
  • использование презерватива при каждом половом контакте;
  • отказ от употребления наркотиков.

6. Полезные советы

Жизнь наших детей только начинается. Она полна трудностей, неожиданностей, побед, поражений. Каждый из вас строит планы о счастливом будущем своих детей, и чтобы они осуществились, необходимо уже сейчас воспитывать в них сильную личность, стремящуюся чего-то достичь, не поддающуюся на соблазны, которые приводят к серьезным последствиям.

Воспитание ценного отношения к собственному здоровью - вот цель формирования здорового образа жизни. Помните, что Ваши знания о ВИЧ/СПИДе - это возможность уберечь от него Вашего ребенка.

Обучая детей безопасному поведению и напоминая меры предосторожности, Вы сохраните их здоровье!

Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области Городская больница город Первоуральск

Юридический адрес: г.Первоуральск, ул.Металлургов 3а

Главный врач: Шайдуров Николай Григорьевич





пн.-пт. с 8-00 до 20 -00
сб. с 9-00 до 15-00

вс. выходной
Регистратуры
пн. - пт. с 7-30 до 20-00
сб. с 9-00 до 15-00

вс. выходной
Стационарные подразделения, приемные покои стационаров, травмпункт

Министерство здравоохранения Свердловской области
Новости Министерства здравоохранения Свердловской области

    Известные артисты дарят хорошее настроение для пациентов детского онкоцентра онлайн

Выявление, лечение и профилактика ВИЧ инфекции

Более подробно с информацией можно ознакомиться по следующим ссылкам:

Синдром приобретенного иммунодефицита уже на протяжении более сорока лет является одной из ключевых проблем современного общества. Поэтому ВИЧ-диагностика сейчас привлекает много внимания и ресурсов. Ведь чем раньше будет обнаружен вирус, разрушающий иммунную систему организма, тем более высокими окажутся шансы избежать летального исхода.

Под аббревиатурой ВИЧ скрывается определение вируса иммунодефицита человека - одного из самых опасных среди ныне существующих. Под его воздействием происходит глубокое угнетение всех защитных свойств организма. Это, в свою очередь, приводит к возникновению различных злокачественных образований и вторичных инфекций.


Протекать ВИЧ-инфекция может по-разному. Иногда заболевание уничтожает человека за 3-4 года, в некоторых же случаях может длиться более 20 лет. Стоит знать о том, что данный вирус является нестойким и быстро гибнет, если находится вне организма носителя. Содержаться ВИЧ может в сперме, крови, менструальных выделениях и секрете вагинальных желез. В качестве причин инфицирования нужно вспомнить о таких проблемах, как пародонтоз, ссадины, травмы и др. ВИЧ может передаваться искусственно, гемоконтактным путем и посредством биоконтактного механизма. Если имел место единичный контакт с носителем вируса, то риск заражения будет низким, но при постоянном взаимодействии он значительно повышается. Диагностика ВИЧ-инфекции - это то, чем нельзя пренебрегать, особенно при смене полового партнера Уделить внимание стоит и парентеральному пути заражения. Оно может произойти во время гемотрансфузий зараженной крови, инъекций с использованием игл, которые загрязнены кровью ВИЧ-инфицированных, а также при нестерильных медицинских манипуляциях (татуировки, пирсинг, стоматологические процедуры с использованием инструментов, не обработанных должным образом).

Конечно, лучший способ идентифицировать проблему или ее отсутствие - это диагностика ВИЧ-инфекции. Но какие причины могут быть у человека, ведущего здоровый образ жизни, идти и проверять себя на факт заражения? Естественно, что подобная инициатива должна быть чем-то обоснована. Поэтому важно знать, какие симптомы могут свидетельствовать о разрушительных процессах, угнетающих иммунную систему. Стадию инкубации вируса без анализа крови выявить вряд ли получится, поскольку организм в это время еще никак не реагирует на враждебные элементы. Вторая стадия (первичные проявления) без помощи врача также может протекать незаметно. Но иногда происходит активная репликация вируса, и организм на это начинает реагировать - отмечается лихорадка, различные полиморфные высыпания, лиенальный синдром и фарингит. На второй стадии возможно присоединение таких вторичных заболеваний, как герпес, грибковые инфекции, пневмония и др. Для третьей, латентной стадии, характерно постепенное нарастание иммунодефицита. Из-за того, что клетки защитной системы гибнут, динамика их производства повышается, и это позволяет компенсировать ощутимые потери. На данном этапе несколько лимфатических узлов, принадлежащих разным системам, могут воспалиться. Но сильные болезненные ощущения при этом не наблюдаются. В среднем латентный период длится от 6 до 7 лет, но может затянуться и на 20.

Методы диагностики ВИЧ-инфекции

Говоря о глубоком угнетении защитных механизмов организма вследствие воздействия вируса, стоит отметить, что будущее пациента в этом случае напрямую зависит от своевременной и точной диагностики. Для этого в современной медицине используются различные тест-системы, в основе которых лежит иммунохемилюминесцентный, а также иммуноферментный анализ крови. Эти методики позволяют определить наличие антител, принадлежащих различным классам. Такой результат помогает ощутимо увеличить информативность методов аналитической, клинической специфичности и чувствительности при работе с инфекционными заболеваниями. Интересным также является тот факт, что именно метод полимеразной цепной реакции позволил вывести диагностику ВИЧ на принципиально новый уровень. В качестве материала для исследования подходят самые разные биологические материалы: плазма крови, биоптат, соскоб, сыворотка, спинномозговая или плевральная жидкость. методы диагностики вич инфекции Если говорить о методах лабораторных исследований, они прежде всего ориентированы на выявление нескольких ключевых заболеваний. Речь идет о ВИЧ-инфекции, туберкулезе, всех инфекциях, которые передаются половым путем, и вирусных гепатитах. Для идентификации вируса иммунодефицита используются также молекулярно-генетические и серологические тесты. В первом случае определяется РНК вируса и ДНК провируса, во втором случае проводится анализ антител к ВИЧ и выявляется антиген Р24. В клиниках, применяющих, так сказать, классические способы диагностики, используется преимущественно стандартный протокол серологического тестирования.

Ранняя диагностика ВИЧ

Этот вид определения факта заражения необходим для того, чтобы выявить угрозу поражения иммунной системы как можно раньше. Это, во-первых, позволяет избежать распространения инфекции, во-вторых, повлиять на заболевание в начальной стадии. Если рассматривать пример России, то в армии и на флоте РФ была введена клиническая классификация ВИЧ-инфекции. Это дало свои положительные результаты: процесс ранней клинической диагностики стал значительно легче. ранняя диагностика вич В качестве распространенных симптомов, свидетельствующих о возможном поражении иммунной системы, можно определить головную боль, ночную потливость и немотивированную утомляемость. Возможно также развитие лихорадки, сопровождающейся признаками тонзиллита. Это означает, что повышается температура до 38 градусов и выше, и при этом увеличиваются небные миндалины, а также появляются боли во время глотания. Все это дополняется быстрой потерей веса. При этом данные симптомы часто имеют комплексный характер. В некоторых случаях ВИЧ-инфекция на ранних стадиях может проявляться в виде различных изменений состояния кожи. Речь идет о пятнах, розеолах, гнойничках, фурункулезах и др. Ранняя ВИЧ-диагностика также включает работу с такими симптомами, как генерализованное или ограниченное увеличение периферических лимфатических узлов. Если наблюдается одновременный рост нескольких лимфоузлов, длящийся на протяжении трех месяцев и более, причем в разных группах, за исключением паховой области, то есть все основания подозревать вирус иммунной системы человека. Говоря о диагностике в более поздний период, нужно обратить внимание на проявление вторичного иммунодефицита, который часто протекает под видом разных клинических симптомов. Речь идет о следующих проявлениях: немотивированная генерализованная периферическая лимфаденопатия; артралгия невыясненной этиологии, которая имеет волнообразное течение; ОРВИ (ОРЗ), воспалительные поражения легких и дыхательных путей, которые дают о себе знать достаточно часто; лихорадки неясного генеза и длительный субфебрилитет; общая интоксикация, которая проявляется посредством немотивированной слабости, быстрой утомляемости, вялости и др. методы лабораторной диагностики вич инфекции ВИЧ-диагностика на позднем этапе включает обследование при таком заболевании, как саркома Капоши, проявляющаяся появлением множественных новообразований часто в верхней части тела у молодых людей с последующим динамичным развитием и метастазированием.

Всемирная организация здравоохранения предлагает следующие методы борьбы с ВИЧ-инфекцией: Профилактика заражения половым путем. Это защищенный секс, распространение презервативов, лечение ЗППП и обучающие программы. Для беременных женщин, у которых была выявлена ВИЧ-инфекция, - диагностика, профилактика с использованием соответствующих химических препаратов, а также профессиональное консультирование и лечение. Организация профилактики через препараты крови. В этом случае речь идет об антивирусной обработке и проверке доноров. Социальная и медицинская помощь больным, а также их семьям. диагностика лечение профилактика вич инфекции Для того чтобы ВИЧ-диагностика не выявила наличие вируса, нужно следовать простым правилам безопасности: если кровь инфицированного попала на кожу, ее нужно сразу же смыть водой с мылом, после чего обработать место контакта спиртом; если было получено повреждение предметом с элементами вируса, то ранку нужно сжать, выдавить кровь, обработать это место перекисью водорода, а края прижечь йодом; никогда не пользоваться шприцами, стерильность которых была нарушена; при половых контактах использовать презерватив, а лучше изначально проверить партнера на предмет заражения.

Благодаря тому факту, что ВИЧ-диагностика не стоит на месте, тысячи людей получают возможность вовремя начать лечение и значительно увеличить продолжительность жизни. Главное, не игнорировать очевидные симптомы и не бояться идти к врачу.

1. Повысить уровень информированности подростков о ВИЧ/СПИДе.

2. Способствовать формированию у подростков навыков ответственного отношения к своему здоровью.

1. Выяснить первоначальный уровень информированности подростков о проблеме.

2. Сообщить достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе, продемонстрировать механизм распространения ВИЧ.

3. Помочь осознать подросткам об уязвимости любого человека в отношении ВИЧ-инфекции.

4. Закрепить полученные знания в практических навыках.

Оборудование: интерактивная доска, лист ватмана, маркеры, бэйджики для имен, скотч.

Подготовка помещения к началу занятия: стулья расставляются по кругу, для группы готовится отдельное рабочее место.

Место проведения: кабинет для занятий, время проведения 45 мин.

Организационный момент (5 мин.).

Ведущий убирает из круга свой стул и встает в центр круга. “Сейчас я в роли водящего буду произносить фразу “Ветер дует на тех, кто…” и прибавлять разные характеристики, например: “Ветер дует на тех, кто смотрел фильм “Властелин колец”, …любит мороженое, …любит рок-музыку и т.д.”. Соответственно, участникам, которые отвечают данным характеристикам (смотрели, любят…), необходимо быстро поменяться с кем-либо местами. При этом я тоже могу занять свободный стул. Кто останется без стула, становится водящим”.

Первые два раза ведущий называет характеристики и не занимает свободный стул, а затем, наравне с участниками, может занимать освободившееся место и участвовать в игре.

Игра “Живая диаграмма” (10 мин.)

- ввести в тему занятия;

- выяснить степень информированности участников по данной проблеме.

Все участники выстраиваются в линию, не касаясь друг друга, и закрывают глаза, а ведущий формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперед, если не согласен – шаг назад, если не знает ответа – остается на месте.

Утверждения могут быть, например, такими:

- ВИЧ и СПИД – это одно и тоже.

- ВИЧ можно заразиться, если пользоваться общей посудой с ВИЧ-инфицированным.

- Зараженного ВИЧ человека можно “определить” по внешнему виду.

- Употребление инъекционных наркотиков – один из основных путей заражения ВИЧ.

- ВИЧ передается через кровососущих насекомых.

- Если человек заразился ВИЧ, то тест сразу же покажет наличие вируса в его организме.

- Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ.

- ВИЧ не поддается полному излечению.

Если бы участники точно знали информацию, соответствующую утверждениям ведущего, они остались бы в прямой линии. Но, как правило, открыв глаза, ребята видят, что все оказались в разных местах.

Анализ этого упражнения дает возможность логично перейти к информационному блоку занятия.

Беседа о развитии заболевания (10 мин.)

Главной задачей ведущего является расшифровка аббревиатур обучающимся, как ВИЧ повреждает организм и какая разница между ВИЧ и СПИДом. Показ рисунков на интерактивной доске.


Для того чтобы лекция не показалась скучной и была наглядной, сравним иммунную систему человека с поездом:

- поезд вместе с человеком едет по дороге жизни;

- ВИЧ оказывается нежелательным пассажиром, причем пассажиром наглым, уверенным в себе, которого совершенно невозможно ссадить с поезда, в отличие от обычных “зайцев”.

Мы представим этапы развития заболевания в виде четырех вагончиков:


Как ВИЧ вызывает СПИД: четыре периода.

• Длится около шести месяцев с момента заражения.

• ВИЧ уже попал в организм и активно размножается, но антитела к нему еще не выработаны.

• Обычно никаких симптомов нет, лишь иногда может ненадолго повыситься температура.

• В это время ВИЧ трудно определить с помощью анализа крови.

• Человек еще не подозревает, что в его организм попал ВИЧ, но уже может передавать его другим людям.

2) Период первичных проявлений

• Начинается примерно через шесть месяцев после заражения и может длиться шесть и более лет.

• Иногда наблюдается незначительное ухудшение самочувствия: повышенная температура, потливость, недомогание.

• Иммунная система “увидела” ВИЧ и начала бороться с ним, вырабатывая антитела. Это держит ее в напряжении, она не справляется с другими защитными задачами.

• Анализ крови на антитела к ВИЧ уже позволяет поставить человеку диагноз “ВИЧ-инфекция”.

3) Период развития вторичных заболеваний

• Могут развиться кожные и инфекционные заболевания, туберкулез, рак.

• При правильном лечении современные препараты еще способны вернуть болезнь на уровень первичных проявлений.

• Это состояние можно поддерживать достаточно долго, если человек старается вести разумный образ жизни.

• Однако если человек употребляет наркотики, спиртное, не бережет себя от других инфекций, происходит дополнительное ослабление иммунитета и ВИЧ быстрее развивается в стадию СПИДа.

4) СПИД, или терминальная стадия

• В организме почти не остается защитных клеток.

• Системы и органы человека необратимо поражены.

• Развиваются все новые заболевания, не поддающиеся эффективному лечению.

• Одно заболевание сменяет другое, человек не успевает выздороветь и полностью восстановить силы.

• Развитие болезни приводит к смерти.

Игра “Тусовка” (15 мин.)

- дать группе понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция;

- объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

1. Ведущий объясняет участникам группы, что через несколько минут каждый из них окажется на тусовке. Он подчеркивает, что ВИЧ не передается через рукопожатия, но все они будут обмениваться рукопожатиями, символизирующими незащищенный половой контакт или введение наркотиков общим шприцем. Каждый может сделать три рукопожатия.

2. Ведущий говорит, что на тусовке присутствуют два человека, инфицированных ВИЧ (этих людей ведущий назначает заранее, но никто из участников их не знает).

3. ВИЧ-инфицированные будут точно так же обмениваться рукопожатиями с другими участниками тусовки, но при этом, уже после рукопожатия, подавать знак, заметный только тем, кому они пожимали руку, – например, щелкать пальцами или почесывать ладонь.

4. Тот, кому передали секретный знак, передает его каждому при следующем контакте.

5. После этого ведущий просит всех участников закрыть глаза.

6. Включается медленная музыка. Ведущий потихоньку обходит всех участников, слегка прикасаясь к плечам двоих из них – “ВИЧ-инфицированных” (нужно стараться выбирать наименее эмоциональных участников, тех, кто не склонен вести себя агрессивно).

7. После этого ведущий просит группу открыть глаза, включает быструю музыку. Начинается тусовка.

8. В течение одной минуты происходит обмен рукопожатиями.

9. Затем музыка выключается, и все остаются стоять в центре круга.

10. Ведущий просит сесть на свои места тех, кому не был передан секретный знак.

Обычно таких людей в группе не оказывается.

1.“ВИЧ-инфекция распространяется очень быстро. Сначала у нас было только два человека с ВИЧ, а теперь этим вирусом заражены практически все. Почему это произошло, и что мы могли сделать, чтобы избежать заражения?”.

2. “Что вы чувствовали, когда ведущий выбирал, кого “назначить” ВИЧ-инфицированным?”.

3. “Кто из вас сделал меньше, чем три рукопожатия, а кто больше? Почему?”

4. “Был ли среди вас тот, кто, узнав, что он “заражен”, постарался не делиться дальнейшими рукопожатиями?”.

Вывод: “Попав в рискованную ситуацию, мы можем вести себя по-разному: можем остановиться и избежать заражения, а можем идти дальше, руководствуясь принципом “нам уже все равно”, “почему страдать должен только я один” или “авось пронесет”. Заранее знать, кто заражен ВИЧ, невозможно. Хотя иногда нелегко поступать не так, как все остальные, именно такое поведение является самым безопасным.

Игра “Незаконченное предложение” (5 мин.)


1. Плакат вывешивается перед группой.

2. Ведущий просит каждого участника продолжить любое из двух предложений.

3. Это помогает оценить результаты особым образом: понять, кто из участников больше ценит полученную информацию, кто – эмоции, а кто – руководство к действию и усвоенные навыки.

Вывод. Эти игра оценивает, насколько эффективным было занятие, а также помогает снизить эмоциональное напряжение и группа уходит с занятия в хорошем настроении.

После занятия обязательно поблагодарить всех участников.

1. Все в наших руках. Пособие по первичной профилактике ВИЧ/СПИДа среди молодежи. – М.: МСПЦ “ДВЕРИ”, 2001-2003.

2. Медико-санитарное просвещение в школе в целях профилактики СПИДа и ЗППП: Задания для учащихся. – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), 1996.

3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Под ред. М. Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2002.

4. Колесова Л.С., Романова О.Л. “Полезная прививка” - учебное пособие по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10-11 классов общеобразовательной школы.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что труд медицинских работников это сложный, напряженный и ответственный вид деятельности. Медицинские работники ежедневно контактируют с различными факторами инфекционной природы. Ведущим вредным фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье медперсонала, является биологический.Одной из актуальных проблем является то, что среди медицинских работников, возрастает риск заражения ВИЧ-инфекцией при аварийных ситуациях (контакт с кровью ВИЧ-инфицированных при порезах, уколах на рабочих местах и в быту).

Цель работы – исследование профилактики ВИЧ-инфекции в ЛПУ.

1) дать общую характеристику ВИЧ-инфекции как заболевания;

2) рассмотреть исторические этапы развития ВИЧ-инфекции и современное состояние проблемы по заражению ВИЧ-инфекцией;

3) изучить профилактику ВИЧ-инфекции: определить нормативные документы, регламентирующие профилактику и лечение ВИЧ-инфекции; рассмотреть средства индивидуальной защиты медперсонала; рассмотреть обеспечение инфекционной безопасности медперсонала при работе с биологическими материалами;

4) провести практическое исследование способов и техники защиты медперсонала при работе с ВИЧ-инфекцией.

Объект исследования: ВИЧ-инфекция.

Предмет исследования: способы и техника профилактики ВИЧ-инфекции в ЛПУ.

- теоретические методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, системный анализ;

- биографические (изучение медицинской документации);

- практические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование).

Гипотеза исследования: медицинский персонал относится к числу лиц повышенного риска заболевания ВИЧ-инфекции. Соблюдение принципов профилактики на рабочем месте является основным компонентом комплексной профилактики ВИЧ-инфекции как грозного внутрибольничного заболевания.

Методы исследования: наблюдение; изучение медицинской документации; анкетирование, интервьюирование.

Исследование состояло из четырех этапов.

На первом этапе было проведено наблюдение за работой медицинской сестры и изучена отчетная документация деятельности приемного отделения.

На втором этапе было проведено наблюдение за работой медицинской сестры в конкретном случае из практики.

На третьем этапе было проведено анонимное анкетирование среднего медицинского персонала хирургического отделения стационара с целью изучение отношения медицинского персонала к инфекционной безопасности на рабочем месте.

На четвертом этапе было проведено интервьюирование медицинской сестры.

При анализе работы медсестры приемного отделения и наблюдении случая из практики выяснено, что при уходе за ВИЧ-инфицированными больными медицинская сестра имеет дело с большим количеством различных заболеваний, сопровождающихся поражением анатомо-физиологических систем организма и различных органов в различных сочетаниях. Поэтому медицинская сестра должна владеть навыками ухода за такими категориями больных, и знать и соблюдать правила техники безопасности.

Выводы по результатам исследования – анкетирования следующие:

  1. Среди участников опроса наиболее была представлена возрастная группа молодых медсестер до 30 лет, второй по численности стала возрастная группа от 31 до 40 лет.
  2. Основная масса опрошенных имеют стаж работы в данном учреждении до 10 лет.
  3. Большинство респондентов отметили, что подвергаются воздействию биологических факторов, таких как вакцины, биологические жидкости. Но, тем не менее, в оплате труда вредность учитывается только у 60% медработников.
  4. Все респонденты знают, что такое профессиональные заболевания.
  5. 60% респондентов оценили условия организации своего рабочего места с точки зрения инфекционной безопасности, как хорошие и отличные. Это достаточно высокая оценка. Но только 40% респондентов оценили безопасность рабочего места для своего здоровья, как отличную.
  6. Подавляющее большинство опрошенных (90%) согласились с тем, что в их учреждении необходимо повышать уровень знаний в области безопасности труда и охраны здоровья медработников.

По результатам интервьюирования сделан вывод, что опрошенная медицинская сестра владеет достаточными знаниями о способах защиты медперсонала при работе с инфекционными больными.

Рекомендация медсестры была следующая: разработать памятку для среднего медицинского персонала по вопросам профилактики профессионального инфицирования ВИЧ/ СПИДом, так как не все медсестры, особенно только недавно пришедшие на работу, владеют необходимыми знаниями по этому вопросу.

  1. Перед входом во все помещения установить дозаторы с дезсредством, так как руки персонала являются основными источниками распространения инфекции. Руководству отделения было предложено обратить внимание на эту рекомендацию
  2. Совершенствование нормативно-правовых и методических документов, касающихся охраны здоровья медицинских работников и профилактики профессиональных заболеваний.
  3. Анализ показателей здоровья сотрудников по результатам ежегодных медицинских осмотров.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции