Православная церковь во время эпидемии чумы

Официальный сайт Московского Патриархата


В статье преподавателя кафедры церковной истории Московской духовной академии, клирика храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы иерея Илии Письменюка рассказывается об эпидемиях, происходивших в России, а также о связанных с ними карантинных мерах, распространявших свое действие на Русскую Православную Церковь.

В связи с распространением в 2020 г. коронавирусной инфекции Священноначалием Русской Православной Церкви был введен ряд мер по противодействию угрозе заражения населения, а также озвучен призыв Святейшего Патриарха к верующим временно воздержаться от посещения храмов. Данные меры могут показаться новыми для современного человека из развитой страны, привыкшего к тому, что большинство заразных болезней находится под контролем системы здравоохранения. Однако для наших предков на Руси и в Российской империи эпидемии были достаточно регулярной и по-настоящему страшной напастью, что постепенно привело к развитию как эпидемиологической науки, так и карантинных мер, многие из которых, пусть и в несколько изменившейся форме, остаются актуальными по сей день. Меры эти не могли обойти и порядок церковной жизни, сопряженной с присутствием в пространстве храма большого числа людей, а также личного взаимодействия, производящегося между пастырем и духовным чадом. В данной статье, которая является лишь кратким очерком по истории вопроса, мы попробуем обратить внимание на конкретные события прошлого, когда церковное и гражданское руководство совместно пытались остановить распространение опасных заболеваний.

Допетровская Русь

Чума в Москве 1770-1772 гг.

Чума в Тифлисе 1811 г.

В 1811 г. чума появилась в Тифлисе, куда, скорее всего, была занесена возвращавшимися из-под Ахалциха солдатами. На Кавказе при появлении опасных заболеваний традиционным было оставление городов и уход в окрестные местности или на возвышенности, что и было сделано приблизительно 10 тысячами человек. Практически все общественные заведения города были закрыты, а церкви превращены в склады для домашнего имущества и товаров ушедших из города людей.

Чума в Одессе 1812 г.

В следующем году чума пришла в Одессу. Градоначальником в городе то время был герцог Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье — француз на службе российской короны. При распространении болезни Ришелье создал специальный Комитет, в который вошли как члены администрации, так и представители граждан для того, чтобы совместными усилиями противостоять болезни. Одновременно Совет одесских врачей предписал закрыть все места собраний людей, включая церкви 26 .

Холера 1830-1833 гг.

О холере, постигшей Россию в 1830-1833 гг., и той роли, которую сыграла в борьбе с ней Русская Церковь, достаточно много известно по деяниям московского митрополита и святителя Филарета (Дроздова). Потому в данном очерке будет сделана попытка обратить внимание на иные аспекты вопроса.

Изначально хотелось бы отметить, что холера была для Российской империи новой болезнью. Первые десятилетия после начала холерных эпидемий в России, пять из которых в XIX в. охватили всю страну, происходило много споров о заразности этого заболевания. Во всяком случае, на первом этапе холера считалась незаразной, что привело к значительным человеческим жертвам 27 .

В августе 1829 г. после прибытия в Оренбург каравана бухарских купцов началась вторая масштабная эпидемия холеры. Преосвященный Аркадий в связи с распространением болезни прекратил занятия в Оренбургской семинарии и работу духовной консистории (епархиальное управление). Одновременно владыка привлек духовенство для просвещения прихожан и населения края о необходимости соблюдения санитарных мер. Также священнослужители должны были докладывать о местах обнаружения эпидемий 28 . Когда холера распространилась в Уфе, епископ Аркадий распорядился, чтобы в городской больнице поселились иеромонах Левкий с причетником Алексеевым, которые ежедневно совершали богослужение, ходили по палатам, поддерживали духовно больных 29 .

Чума в Одессе 1837 г.

Богослужение было возобновлено два месяца спустя, 9 декабря того же года, и только в неоцепленных церквах, т.е. в тех храмах, где не было обнаружено чумного заболевания. Однако по приказу городского и церковного руководства были введены меры предосторожности:

  • Предварительно выверено пространство и вместимость храмов.
  • Полиция в соответствии с п. 1 впускала в храмы только определенное количество молящихся.
  • Слушать Литургию можно было только не прикасаясь друг к другу.
  • Священник благословлял народ издалека и не допускал целования креста и Евангелия.
  • На время отменялся колокольный звон 43 .

Чума в Ахалцихе 1838 г.

Как было показано выше, Русская Православная Церковь постепенно включалась в общие карантинные меры по мере развития эпидемиологической науки и убеждения в том, что болезни несут инфекционный характер и могут нанести серьезный вред населению России.

Тем не менее, Священноначалие Русской Православной Церкви и ее духовенство повсеместно играли важнейшую роль в медицинском и эпидемиологическом просвещении простого народа, что спасало тысячи человеческих жизней, хотя и сталкивалось периодически с сопротивлением, причиной которого была не столько злонамеренность, а, скорее, слабая образованность и распространение в крестьянской среде суеверных представлений. Несмотря на все трудности, Русская Церковь разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания, старалась облегчить страдания заболевших и поддержать меры, применяемые для победы над страшными эпидемиями.

1 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5; Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 223.

3 Лахтин М. Борьба с эпидемиями в до-Петровской Руси. М. 1909. С. 8.

4 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 74.

7 Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 47-48.

9 Дополнение к Актам Историческим. Т. I. СПб. 1846. С. 20.

10 Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 169.

11 Новомбергсий Н. Основы борьбы с эпидемиями в допетровской Руси. СПБ. 1906. С. 3.

12 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5.

13 Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 65.

14 Палеев Ф.Н. Оноприенко Г.А. Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

15 Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 135.

16 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 16.

17 Там же. С. 12-13.

19 Симоненко В.Б., Абашин В.Г., Дулин П.А. Эпидемия чумы в Москве (1770-1772 гг.) // Клин. мед. 2018. 96(1): С. 88-94.

20 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 17.

22 Сироткин А.С. Чума в Москве в 1770-1772 гг. и санитарные меры правительства и московских Властей. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. М. 2014. С. 137-138.

23 Палеев Ф.Н., Оноприенко Г.А., Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

24 Акты, собранные кавказской археографической комиссией. Том 5. Тифлис. 1873. С. 30.

26 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 351.

27 Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 251.

28 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 323-324.

29 Попов А. В. Холера 1829–1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 244.

30 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 324.

31 Письма Высокопреосвященнейшаго Филарета, митрополита Киевскаго и Галицкаго, к Кириллу архиепископу Подольскому. Материалы для Истории Русской Церкви. Казань. 1876. С. 46; Де-Пуле М.Ф. Отец и сын. Опыт культурно-биографической хроники // Русский вестник. Т. 118. №7-8. С. 601.

32 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 459.

33 Там же. С. 460.

34 Там же. С. 460-461.

35 Байбакова А.И. Эпидемия холеры в Тульской губернии в 1830-1831 гг. // Тульский краеведческий альманах. Вып. №15. Тула. 2018. С. 79.

36 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 526.

37 Там же. С. 534-535.

38 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 20-21; О закрытии церквей также см. также: Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 15; Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 238.

39 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

40 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 375.

42 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

43 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 62.; Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 378.

44 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 22.

45 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 383.

46 Устав о карантинах (составленный по Своду Законов изд. 1857 г. и по Продолжению 1876 года). М. 1879. С. 42.; Свод законов Российской империи. Т. 13. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебные. СПб. 1857. С. 235.

47 Попов А. В. Холера 1829-1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 56-57.

Нет, не всегда. Говорящие так недостаточно знакомы с историей, в том числе церковной. В прошлом тоже были изоляции и карантины — не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы из дома.

Сейчас много говорят о подвиге святителя Филарета, который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный. Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет — но не Московский, а Черниговский, совершая такой же подвиг во время холеры, заразился, и врачи не смогли его спасти. Это было в 1866 году.

Если мы говорим о заразных болезнях, то главный подвиг духовенства чаще заключался в посещении больниц или временных бараков, наполненных заболевшими людьми. Это было и остается огромным риском — свидетельством подвига истинных пастырей. Но от людей часто требовалось иное. Заболевших старались причащать либо отдельно от тех, кого считали тогда здоровыми (поймите, тогда не было современных знаний о передаче вируса), либо на дому или в больницах.

Со времен апостолов нам даны слова о послушании властям. В отличии от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской Империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения.

Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!

Многие помнят одного из православных патриархов советского времени — патриарха Пимена (Извекова), и очень его почитают. А знаете ли вы, что в бытность его местоблюстителем патриаршего престола, примерно за год до избрания патриархом, он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского союза? Охвачены болезнью были Кавказ, Астраханский край, Одесса — и беда грозила всей стране.

И тогда был подписан указ, согласно которому категорически запрещалось прикладываться к иконам, а причастие мирян благословлялось исключительно на дому в случае немощи или болезни. Никаких перемен в отношении к патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и с минимальным числом потерь.

Очень важно понимать, что богослужения в нашей Церкви продолжают совершаться. Наша страна знала намного более страшные времена с точки зрения возможностей приобщиться к церковным Таинствам и получить пастырское окормление. Мы не должны забыть о временах, когда на территории нашей родины почти все храмы были уничтожены или закрыты, а священнослужителей ждали аресты, а часто и мученическая кончина. Но молитва звучала и тогда, а верующие во всем стремились поддержать своих архипастырей и пастырей, молились тайно, тайно передавали в тюрьмы и ссылки Святые Дары — и это было смертельно опасно.

А сейчас служатся литургии, богослужения транслируются для верующих в прямом эфире, совершаются крестные ходы, священники ходят к старикам и причащают их на дому. Давайте сопоставим нынешнюю ситуацию и то, что мы пережили в 20 веке.

У прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются сейчас с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру, единство Церкви проверяется в другом — в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас. Мы внешне разобщены карантином, но мы можем молиться и быть вместе духовно. Не надо бояться — нас соединяет сам Господь.

Люди, которые так говорят, не владеют полной информацией. Они, в основном, верят тому, что пишется в Интернете. Они сравнивают цифры смертности от разных болезней в момент, когда во многих странах коронавирусная инфекция еще только набирает силу. Серьёзные специалисты не могут сейчас оценить всех последствий происходящего, но им совершенно ясно, что такой эпидемии не было уже давно — это новый неизученный вирус: очень прилипчивый, очень заразный, так как передается воздушно-капельным путем.

Такие драконовские меры предосторожности нельзя объяснить чьей-то выгодой, каким-то мифическим заговором чиновников — все страны мира понесут огромный урон от карантина. Для риска благосостоянием миллиардов людей может быть только одна причина — объективная опасность коронавируса.

От него пока нет лекарства, от него нет вакцины, от него заразились и умерли многие врачи, несмотря на то, что они старались соблюдать все меры безопасности. Врачи сейчас жертвуют собой ради наших жизней и здоровья.

Это очень опасная болезнь и, если мы не будем реагировать на предписанные меры осторожности, будет еще хуже, чем в Италии. Неужели вы считаете, что 10% смертности — это просто шутка?!

Поверьте, это не просто ОРВИ: по статистике, больной ОРВИ или гриппом человек заражает вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен коронавирусом. Возможно, кто-то пропустил информацию из Южной Кореи о так называемом пациенте 31. Этим 31-ым пациентом с диагнозом коронавирус стала прихожанка Церкви Иисуса культа Синчхончжи, которая не подозревала о своей болезни и успела за три дня посетить несколько общественных мест, инфицировав сотни людей. Среди инфицированных — 544 заболевших, остальные 9000 — помещены в карантин.

Так, всего от одного человека пострадало несколько сотен людей. Все дело в том, что некоторые люди распространяют вирусы более интенсивно. Ученые не знают, почему так происходит — они еще изучают этот вопрос, как и сам вирус — он везде ведет себя по-разному, видимо, быстро изменяется и мутирует.

Я вирусолог, и когда работал по специальности, должен был исследовать новые вспышки болезней и подбирать к ним эпидемиологические меры — это то, что сейчас делает государство. Так вот — у меня сейчас нет никаких оснований государству не доверять.

Повторю вслед за специалистами: сейчас, когда у нас нет вакцины, только карантин может остановить сейчас передачу вируса. Этот вирус паразитирует в основном на людях — и живет пока передается. Некоторые люди не осознают, что могут быть носителями, либо болеть без симптомов (это две разные вещи). Все они будут способствовать передаче вируса. Эта передача может быть остановлена тремя способами: либо человек выздоровел, либо умер, либо находится в затворе, на том самом карантине. При карантине путь распространения вируса останавливается. Не нужно быть специалистом в вопросе, чтобы понять: нам нельзя быть сухой соломой на сеновале. Это, между прочим, и вопрос о нашей ответственности перед ближними, которых мы можем невольно подвергнуть опасности.

По-существу такой вопрос могли бы задать и евангельские фарисеи, требующие у Иисуса Христа знамений или чудес. И Спаситель совершал чудеса, но не ради требующих знамений, а ради веры просящих милосердия. В Его отечестве последних было мало, и чудес там было мало. В любом чуде, совершаемом Богом обязательно участвуют, по крайней мере, двое, — Сам Творец и тот (или те), ради которого чудо совершается. В совершившемся чуде обязательно встречаются всемогущая любовь Божия и пусть самая маленькая, но искренняя и смиренная, основанная на любви вера человеческая. Любовь Божия пребудет с нами до скончания века.

По-существу мы все, все человечество, несмотря на всю нашу греховность, до сих пор буквально погружены в океан Божественной любви. Но если нет встречной любви человеческой, то нет и веры, а значит, тщетна наша молитва, и благодать Божия не коснется нашей жизни.

Вспомним апостола Павла, который просил у Господа исцеление от своей болезни? Павел правильно понял волю Божью и смирился, когда не получил исцеления. Он и в последствии с заботой и тревогой писал ученикам и просил беречь свое здоровье. Такие же слова мы можем найти у святителя Иоана Златоуста, который сам тяжело страдал от болезней и прибегал к помощи врачей и советовал другим беречься.

Критики предохранительных мер наверное не понимают серьёзности нынешней ситуации. В момент, когда мы беседуем с вами, в Церкви трудится специальная рабочая группа по коронавирусу. В первую очередь, конечно, стоит вопрос о всесторонней помощи людям: тут и доставка продуктов, лекарств, сборы пожертвований, где позволяет квалификация — помощь в больнице, но параллельно в группу стекается информация, что у нескольких священников болезнь уже подтвердилась, у нескольких выявлены симптомы, а часть, к сожалению, находится в тяжелом состоянии. И мы молимся о них.

Их болезнь — не свидетельство маловерия. В каком-то случае это недостаточная осторожность, но в целом — это одна из причин, почему священнослужение называется именно служением. И это путь за Христом, а Великий пост нам напоминает о Его страданиях и смерти на кресте. Церковь, святыни, Таинства — все это спасительно, но многие люди, к сожалению, до сих пор не хотят услышать, что речь идет о спасении не ради благополучия в этом мире. Спасение — не в избавлении от болезни и смерти, спасение — в соединении с Богом и следовании Ему уже в этой жизни, попытка войти в вечную жизнь, в Царствие нашего Отца, избежать духовной гибели. Вот ради чего святыни и Таинства.

Требуется мужество признать, что от болезней наша вера сама по себе никого не страхует. Более того, Христос предлагает нам понести по силам свой крест ради нашей вечной жизни.

А отношение к Церкви как к барокамере с особым микроклиматом и обеззараживанием чревато искушениями — такая вера может оказаться очень шаткой. болезнь забирает молодых и старых, врачей и ученых, православных и католиков, мусульман и атеистов. Человек может прийти в храм уже больным, но не подозревать об этом. Вот только он заразит большинство тех, кто находился рядом с ним.В храм часто заходят люди невоцерковленные, которые просто ставят свечки и уходят. Они не знают, что такое духовная общность, что такое молитва и Таинства Церкви. Каждый пришедший в храм может быть потенциальным носителем вируса.

Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.


Ряд политиков, общественных деятелей и блогеров настаивают: Русская Православная Церковь должна прекратить публичные богослужения и закрыть храмы. Эта мера якобы поможет остановить пандемию коронавируса. Верующие категорически не согласны, а священноначалие Московского Патриархата уточняет: о закрытии храмов речь может идти только в том случае, если будет введён карантинный режим, подразумевающий ограничение пользования общественным транспортом и посещение торговых учреждений и организаций общественного питания.

Русская Православная Церковь не прекратит богослужений и не закроет храмы. Об этом заявлено в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия. Письме, в котором всем епархиальным архиереям на территории России предписывается тесно взаимодействовать с местными властями в борьбе с угрозой распространения коронавируса. И в то же время указывается, что о закрытии храмов пока не может быть и речи.

Так, в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия, разосланном всем митрополитам, архиепископам и епископам Русской Православной Церкви, предписывается:

Сообщать региональным властям об уже осуществляемых мерах в рамках исполнения Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. В случае издания официальных актов региональных властей принимать, исходя из пастырских соображений и заботы о людях, иные меры, не противоречащие строю церковной жизни. Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие.

Таким образом, священноначалие Русской Церкви наглядно демонстрирует свою открытость и готовность к взаимодействию со светскими властями. И власти пока сохраняют корректность к верующим. Так, в сегодняшнем (от 26 марта 2020 года) обращении мэра Москвы к жителям столицы нет категорического запрета на посещения храмов, но используется мягкая рекомендательная формулировка: "Понимая чувства верующих москвичей, тем не менее очень рекомендую и прошу в эти дни воздержаться от посещения религиозных объектов".

В ответ на это в комментарии Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции было подчёркнуто:

При этом Церковь уже немало сделала для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Что касается уже предпринятых санитарно-эпидемиологических мер, то ещё на прошлой неделе всем священнослужителям было указано не подавать руку прихожанам для целования при благословении, а в случаях поклонения Кресту, Евангелию, иконам и другим святыням протирать их "после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора". Более того, за Божественной Литургией предписано дезинфицировать лжицы (богослужебные ложечки для Причастия) после каждого причастника.

Предпринятые Церковью санитарные меры поистине беспрецедентны, их невозможно сравнить даже со случаями эпидемий моровой язвы (чумы) и холеры в прежние века. Похожая практика благословлялась Церковью для причастия прокажённых в лепрозориях. Слава Богу, опасность коронавирусной инфекции с этими условиями сравнить никак нельзя. И даже во времена ужасной холерной эпидемии 1830-1831 годов, от которой погибло около 200 тысяч человек (почти половина заразившихся), храмы не закрывались. Святитель Филарет Московский по этому поводу писал:

"Напрасно более бояться молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась".

И фактов спасения русской глубинки от этой эпидемии по молитвам Пресвятой Богородице перед Её чудотворными образами было немало. Так, одной из самых известных святынь, помогающих в случаях эпидемий, стала Шуйская икона Божией Матери, ранее уже спасавшая русские земли от моровой язвы (чумы). Также широко известна целительная помощь Боголюбской иконы и многих других православных святынь. А праздник Происхождения или, иначе, Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня (в народе именуемый "Первым Спасом"), совершаемый в августе, издревле связан с тем, что в Ромейском царстве (Византии) именно крестные ходы с Крестом Господним не раз помогали спасти империю от различных эпидемий.

Понять, почему в сегодняшних условиях всё чаще слышны голоса тех, кто требует прекратить православные богослужения и вовсе закрыть храмы, несложно. Десятилетия советской власти сделали своё дело. Идейные потомки советских воинствующих безбожников, сменив коммунистические идеалы на банальное либеральное западопоклонство, в богоборческой риторике ничем не отличаются от своих большевистских предшественников. Религия – "опиум для народа", церкви – "источники заразы", верующие же в последние дни оскорбительно именуются "иконолизами".


Советская богоборческая пропаганда. Фото: pravoslavie.ru

В прошлом, XX веке под подобными лозунгами были закрыты и разрушены сотни храмов, расстреляны тысячи священнослужителей, пополнившие многотысячный сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. Хотя ни одного примера заражения через Святое Причастие и поклонение святыням выявлено и зафиксировано не было. А ведь советские власти весьма старательно выискивали любые поводы для борьбы с Церковью и верующими.

Сегодня в разных странах антицерковные коммунистические методы уже используются. Например, в Румынии верующих уже силой выкидывали из православных храмов, в Греции на некоторое время был задержан митрополит Кифирский Серафим только за то, что в его кафедральном соборе звонили в колокола для созыва верующих на богослужения. На Украине же во многих регионах, включая Киев, священнослужители и верующие фактически выброшены на улицы и вынуждены совершать богослужения под открытым небом в любую погоду. Более того, один из киевских приходов, посмевший совершать богослужение в храме, был оштрафован на 30 тысяч гривен.


Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (справа), сенатор от Республики Алтай В. Полетаев и член Общественной палаты России Б. Алушкин на Рождественских чтениях. Фото: eparhia-gorniyaltay.ru

Телеканал "Царьград" обратился к архиереям Русской Православной Церкви с просьбой разъяснить свою позицию относительно призывов закрыть храмы и прекратить соборные богослужения. И в том числе объяснить причину распространяющейся массовой паники. Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат уверен, причина происходящего в упадке нашей веры:

"Для человека верующего в России в эпоху Святой Руси закрыть храмы ради безопасности было немыслимо. Если сейчас об этом говорят вслух, а в некоторых странах даже принимают такие решения, то это, прежде всего, показатель упадка нашей веры. Для верующего человека гораздо хуже остаться без Евхаристии, без Литургии, без молитвы, без Причастия, нежели угроза распространения вируса".


С владыкой Каллистратом полностью согласен митрополит Курганский и Белозерский Даниил. Архипастырь твердо убеждён, что главное лекарство от любых болезней можно обрести именно на православных богослужениях. И это – Таинство Евхаристии, Святого Причастия:

"Не нужно бояться ходить в храмы. Вся наша церковная история показывает нам поразительные случаи, даже приходя больными в храм, получали исцеление. Если мы вместе, объединившись, начнём совместную молитву, то мы не просто какой-то коронавирус, но мы всё победим. Потому что мы с Богом, а с Богом побеждается всё. А без Бога даже какая-то маленькая бактерия способна разрушить не только одну личность, но сотни и даже тысячи и миллионы человеческих жизней. Это нужно всегда помнить и, наоборот, ходить в храмы, причащаться Христовых Таин – главная Святыня, главное Лекарство. От всех болезней".


Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Фото: официальный сайт Рязанской епархии

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк высказал "Царьграду" очень близкие с собратьями-архиереями мысли, добавив, что "сегодня в Церкви действуют особые меры, призванные остановить распространение инфекции: стены, полы и иконы промываются специальными дезинфицирующими составами, помещения хорошо проветриваются и так далее". Но при этом и владыка Марк считает отказ от богослужений по меньшей мере проявлением маловерия:

"Отказ от богослужений был бы проявлением маловерия и сомнения в помощи Божией. На протяжении истории людям не раз угрожали различные моровые язвы, поветрия, эпидемии. И в эти периоды Церковь усиливала свои молитвы, в храмах совершались особые богослужения, молебны, крестные ходы. Духовенство и миряне обходили с иконами города и селения, и болезни и беды отступали. И сегодня Церковь молится об избавлении народа от новой болезни. Ежедневно каждый священник нашей Рязанской епархии совершает молебен в храме и дома об избавлении от этой язвы. И мы верим, что по молитвам нашей Церкви Господь помилует нас и дарует нам исцеление".

В то же время православные архипастыри прекрасно понимают ограничительные действия светских властей. Но надеются, что ограничения, которые должны коснуться массовых мероприятий и ряда общественных заведений, не коснутся богослужебной жизни Русской Православной Церкви.


Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир. Фото: vladivostok-eparhia.ru

Так, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир, в силу региональной специфики прекрасно знакомый с проблемой распространения коронавирусной инфекции, в комментарии телеканалу "Царьград" отметил:

"Необходимо осознавать, что участие в таинствах церковных – и прежде всего в Евхаристии – для православного христианина является источником духовных сил и залогом вечной жизни в Боге. Это гораздо важнее, чем поездки на работу или поход за продуктами в супермаркет. Поэтому я надеюсь, что предписанные церковным структурам ограничения окажутся вполне действенными и достаточными. Кроме того, зная нашу национальную склонность к чрезмерности во всём, я хотел бы верить, что представители региональной власти, действующей на местах, не станут проявлять, говоря языком Священного Писания, "ревность не по разуму" (Рим. 10, 2) и учтут обстоятельства жизни верующих сограждан".


Епископ Дальнеконстантиновский Филарет. Фото: nne.ru

При этом архипастыри подчеркивают: Церковь готова соблюдать самые строгие санитарно-эпидемиологические требования. Но это не должно ограничивать права верующих на посещение храмов, соборную молитву и участие в Таинствах. Об этом "Царьграду" рассказал викарий одной из крупнейших российских епархий, Нижегородской, епископ Дальнеконстантиновский Филарет:

"Исполняя все санитарные требования, мы все же должны помнить о необходимости давать возможность человеку духовного укрепления через посещение храмов и участия в Таинствах. Всегда было очевидно, что телесное здоровье человека во многом зависит от духовного здоровья. Именно храм является духовной опорой для человека в такие сложные периоды общественной жизни".

Словом, во все времена, включая годы раннехристианских гонений, Церковь Христова оставалась лояльной к светской власти. Но не отказывалась от богослужений даже во времена куда более страшных средневековых эпидемий. И очень часто именно соборные молитвы, в том числе перед чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, останавливали распространение моровой язвы, чумы или холеры. И сейчас верующим очевидно: именно закрытие храмов и прекращение богослужений может привести к самой настоящей катастрофе. Так что закрывайте "Макдоналдсы", а не храмы!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции