Задачи по инфекционному мононуклеозу

Проверьте самоподготовку, отвечая на вопросы:

1. Какой вирус является возбудителем инфекционного мононуклеоза? (1)

а)вирус простого герпеса

2. 2. К какому семейству относится возбудитель инфекционного мононуклеоза?(1)

3. 3. Какие клинические симптомы помогут распознать инфекционный мононуклеоз?(5)

в)обильные выделения из носа

4. 4. Какие тесты лабораторной диагностики инфекционного мононуклеоза являются диагностически значимыми?(3)

а)обнаружение атипичных мононуклеаров в периферической крови

б)положительные реакции гемагглютинации

в)обнаружение ранних антител (IgM) к вирусу Эпштейна–Барра

г)наличие антигена вируса в фекалиях.

6. 5. Характерными изменениями периферической крови при инфекционном мононуклеозе являются:(4)

д)увеличение палочкоядерных клеток

е)увеличение сегментоядерных клеток

ж)обнаружение атипичных мононуклеаров.

6. Атипичные мононуклеары в периферической крови можно обнаружить при:

в) стрептококковой инфекции

7. 7. Какие из названных заболеваний протекают с мононуклеозоподобным синдромом?(4)

б)субтоксическая дифтерия ротоглотки

8) Патогенез ангины при инфекционном мононуклеозе связан:

а) с действием вируса

б) присоединением ОРВИ

10 9. Затруднение носового дыхания при инфекционном мононуклеозе связано с: (1)

а)обильным слизистым отделяемым из носа

б)увеличением носоглоточных миндалин

10. Поражение печени при инфекционном мононуклеозе может сопровождаться:

а) повышением активности трансаминаз

б) повышением креатинина

в) повышением щелочной фосфатазы

8. 11. При инфекционном мононуклеозе не рекомендуется назначать ампинцилин:(1)

9. 12. Больному инфекционным мононуклеозом в связи с резко выраженной интоксикацией и затруднением носового дыхания целесообразно назначить: (1)

б)антибиотики курсом на 5–7 дней

в)преднизолон коротким курсом.

13. Осложнениями инфекционного мононуклеоза бывают: (2)

б)парез лицевого нерва

в)бактериальное поражение ротоглотки

14. 14. Инфекционный мононуклеоз приходится дифференцировать с: (1)

а)локализованной формой дифтерии ротоглотки

б)дифтерией дыхательных путей

в)токсической дифтерией ротоглотки.

Проверьте ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – а,б,г,е,ж; 4 – а,б,в,д ; 5– б,в,г, е; 6 – а,б,г;

7 – а,в,г.д; 8 –а, б; 9 –б; 10 – а,в; 11 – а; 12 – б; 13 –а, б,в; 14 – в.

Ребенок семи лет, страдающий хроническим тонзиллитом, заболел неделю назад, когда поднялась температура до 38°С, появились боль в горле и затрудненное дыхание через нос. В последующие дни продолжалась лихорадка, появилось увеличение шейных лимфоузлов.

При поступлении в стационар на 8 день болезни: состояние тяжелое, температура 39°С, дышит открытым ртом, лицо одутловато, пальпируются тонзиллярные и множественные заднешейные лимфоузлы до 1 см., плотно-эластической консистенции. Зев гиперемирован, миндалины увеличены до 3 степени с островками желтовато-белых наложений. Печень выступает на 3 см из под края реберной дуги, селезенка – на 4 см.

Решая данную задачу, ответьте на следующие вопросы:

1. Поставьте предварительный клинический диагноз. (2)

2. Перечислите клинические симптомы, на основании которых был поставлен диагноз. (7)

3. Какие дополнительные исследования необходимо провести больному для подтверждения диагноза? (4)

4. Какие изменения со стороны периферической крови позволяют подтвердить диагноз? (4)

5. На основании каких серологических изменений можно подтвердить диагноз? (2)

6. Какие изменения в биохимическом анализе крови характерны для данного заболевания? (1)

7. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз? (7)

8. Какие дополнительные исследования помогут в дифференциальной диагностике заболеваний, протекающих с мононуклеозоподобным синдромом (токсоплазмоз, цитомегаловирусная, аденовирусная инфекция, гепатит и др.). (4)

9. Какова природа ангины при инфекционном мононуклеозе? (1)

10. Каков патогенез гепатолиенального синдрома при данном заболевании? (1)

11. Нуждается ли больной в госпитализации? (1)

12. Следует ли назначить специфическую противовирусную терапию? (1)

13. Показания к антибактериальной терапии. (3)

14. Показания к назначению стероидных гормонов. (2)

15. Предполагаемый вариант течения данного заболевания. (1)

16. Перечислите варианты течения данного заболевания. (3)

17. Наиболее частые осложнения при этой инфекции. (5)

18. От кого мог заразиться ребенок? (2)

19. Профилактические мероприятия в очаге заболевания. (3)

Сумма эталонных ответов – 54.

Расчет оценки ответа студента:

а(сумма правильных ответов)

б(сумма эталонных ответов)

При К ниже 0,7 оценка – неудовлетворительно.

При К равном 0,7 – 0,79 – удовлетворительно.

При К равном 0,8 – 0,89 – хорошо.

При К равном 0,9 – 1,0 – отлично.

Эталоны ответов к тест-задаче

1. Инфекционный мононуклеоз типичный.

2. Повышение температуры, заложенность носа, одутловатость лица, увеличение шейных лимфоузлов, особенно заднешейных, ангина, увеличение печени и селезенки.

3. Клинический анализ крови, серологические реакции гетерогемагглюцинации, обнаружение антител к Эпштейна–Барра вирусу, определение ДНК вируса.

4. Лейкоцитоз, увеличение количества палочкоядерных элементов, лимфомоноцитоз, появление широкоплазменных лимфоцитов (атипичных мононуклеаров) в количестве более 10%.

5. Обнаружение в крови больного ранних антител к вирусу Эпштейна–Барра класса JgM, положительные реакции гетерогемагглютинации (Hoff-Bayer, Paul-Bunnel-

6. Повышение содержания билирубина, преимущественно за счет связанного при нормальных показателях активности трансаминаз.

7. Ангиной, гепатитом, цитомегаловирусной инфекцией, аденовирусной инфекцией, токсоплазмозом, лимфобластным лейкозом, листериозом.

8. Определение специфических антител в ИФА, обнаружение возбудителя в слюне, моче, крови, определение маркеров гепатитов, биохимическое исследование крови с определением функциональных печеночных проб.

9. Ангина при инфекционном мононуклеозе – вирусно-бактериальный процесс.

10. Гепатолиенальный синдром при инфекционном мононуклеозе возникает в связи с пролиферацией лимфоидных элементов печени и селезенки.

11. Больного целесообразно госпитализировать для обследования и лечения.

12. В настоящее время нет.

13. Тяжелая лакунарная, пленчатая или некротическая ангина.

14. Преднизолон назначается коротким курсом при резком затруднении дыхания в связи с лимфоидной пролиферацией носоглоточной миндалины, выраженном гепатолиенальном синдроме с резкими болями в животе.

15. Гладкое течение с полным выздоровлением.

16. Гладкое, неосложненное, осложненное и затяжное.

17. Энцефалит, неврит лицевого нерва, отит, анемия, разрыв селезенки.

18. От больного инфекционным мононуклеозом или вирусоносителя.

19. Изоляция больного, экстренное извещение в СЭС, наблюдение за контактными.

Протокол лечения больных мононуклеозом

В протокол лечения больных включаются больные инфекционным мононуклеозом, классифицированным по форме тяжести как тяжелая форма.

2.Диагностика и объем исследований

Начало лечения по протоколу осуществляется после установления диагноза инфекционного мононуклеоза на основании обнаружения в крови атипичных мононукллеаров, положительных реакций гетерогемагглютинациии обнаружения в крови методом ИФА специфических антител к вирусу Энштейна–Барра.

При диагностировании инфекционного мононуклеоза специфическая противовирусная терапия препаратом ацикловир назначается только при клинически выраженных тяжелых формах заболевания.

При латентных формах заболевания ацикловир не применяется.

Обильное питье, инфузионная терапия только при тяжелых формах заболевания с поражением печени, легких, ЦНС.

В комплекс дезинтоксикационной терапии необходимо включить инфузионную терапию с соотношением коллоидов и кристаллоидов 1:2. Объем вводимой жидкости не должен превышать физиологические потребности организма (альбумин, р-р глюкозы 5% и 10% с витаминами С, В1, В6, кокарбоксилазой).

Кортикостероидные препараты при нарастании отека глоточного кольца и затруднении дыхания: преднизолон 1–2 мг/кг массы тела в сутки курсом 3–5 дней.

Назначается для лечения ангины и других гнойно-септических осложнений – отитов, синуситов, пневмонии.

При назначении антибиотиков следует избегать назначения ампициллина, амоксациллина, ампиокса, в связи с возможностью возникновения тяжелых токсико-аллергических реакций.

При лечении легких и среднетяжелых форм инфекционного мононуклеоза ограничиваются назначением симптоматической терапии, десенсибилизирующих препаратов.

Коклюш – это острое инфекционное заболевание с воздушно-капельным механизмом передачи, вызываемое B. pertussis, характеризующееся циклическим, затяжным течением и наличием своеобразного судорожного приступообразного кашля.

Длительное время коклюш являлся одним из наиболее распространенных и тяжелых заболеваний у детей и по показателям заболеваемости и летальности занимал одно из первых мест среди воздушно-капельных инфекций.

Источником инфекции при коклюше является больной человек, который становится опасным для окружающих с первого дня заболевания и, возможно, с последних дней инкубации. Заражение происходит при условии близкого и длительного общения с больным коклюшем. Восприимчивость к коклюшу высока: в допрививочный период индекс заразительности составлял 0,7–0,8. В настоящее время восприимчивость к коклюшу детей до 1 года, не получивших профилактические прививки, та же.

Клинические проявления зависят от вирулентности возбудителя, возраста ребенка и его иммунного статуса. Особенностью коклюша является постепенное нарастание клинических симптомов болезни, достигающих наибольшей выраженности спустя 2–3 недели после появления первых признаков. В настоящее время чаще встречаются легкие, среднетяжелые и стертые формы коклюша. Но даже при этих формах часты осложнения, такие как бронхиты, пневмонии, ателектазы и поражения ЦНС.

Коклюш у детей первого года жизни отличается значительной тяжестью. Приступы кашля у детей раннего возраста сопровождается задержкой дыхания, вплоть до возникновения апноэ. В целом среди детей первого года жизни апноэ возникает в 28% случаев, то среди детей в возрасте от 0 до 3 месяцев – в 40%, причем у 10% они сопровождаются выраженной дыхательной недостаточностью. Синкопальные апноэ наблюдаются лишь у детей данного возраста. Течение коклюша у детей первых месяцев жизни отличается волнообразностью и чаще осложняется пневмонией и энцефалопатией.

Каждому педиатру необходимо уметь своевременно и правильно диагностировать данное заболевание и назначать адекватную терапию.

Цель занятия: студент должен научиться диагностировать коклюш, уметь провести дифференциальный диагноз, правильно интерпретировать данные инструментального и лабораторного исследований и назначить адекватную терапию в зависимости от формы, тяжести и сроков заболевания.

Студент должен знать:

· основные достижения науки и роль российских ученых в изучении коклюша

· этиологию и особенности возбудителя коклюша

· эпидемиологию (источник инфекции, пути передачи, возрастную восприимчивость к заболеванию)

· основные звенья патогенеза

· классификацию коклюша (с указанием типа, формы тяжести и течения)

· критерии тяжести и значение ранней диагностики коклюша.

· лабораторные и инструментальные методы исследования при коклюше

· дифференциальный диагноз коклюша

· основные лечебные мероприятия и лекарственные препараты

Список литературы ппо базисным разделам темы

1. Н.И.Нисевич, В.Ф.Учайкин. Инфекционные болезни у детей.– М.: Медицина – 1990.

2. В.Ф.Учайкин. Руководство по инфекционным болезням у детей. – М.: Гэотар, Медицина – 1998.

3. Т.М.Зубик, К.С.Иванов, А.П.Казанцев, А.Л.Лесников. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней.–Л.: Медицина – 1991.

В процессе самоподготовки к данному практическому занятию студент должен восстановить базисные знания по следующим разделам:

- микробиологическая характеристика возбудителя коклюша;

- патоморфологическая характеристика изменений в легких при коклюше;

- понятие о доминанте по Ухтомскому;

- бактериологические и иммунологические методы лабораторной диагностики коклюша.

Читайте также:
  1. I. Региональная политика: понятие, цели и задачи.
  2. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
  3. I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ
  4. II. 1. Методические указания к выполнению контрольных заданий
  5. II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА ФИЗИКИ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА
  6. II. Основные цели и задачи
  7. III. 2. Оценка контрольной среды
  8. III. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ.
  9. III. Контроль в системе налогового администрирования
  10. III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Тип Форма Течение
Типичный Легкая Среднетяжелая Тяжелая Гладкое С осложнениями
Атипичный Стертая Субклиническая Бактерионосительство

Студент должен уметь:

· соблюдать основные правила у постели больного;

· собирать эпиданамнез, анамнез жизни и заболевания;

· оценить форму тяжести заболевания в зависимости от основных симптомов болезни и данных лабораторного обследования;

· назначить обследование и оценить значение клинических, биохимических и серологического анализов крови, уметь их интерпретировать;

· провести дифференциальный диагноз коклюша;

· сформулировать развернутый клинический диагноз согласно классификации;

· обосновать терапию коклюша;

· определить профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

· заполнить необходимую медицинскую документацию;

· дать рекомендации родителям реконвалесцентов после выписки из стационара.

Схема обследования больного коклюшем

Собирая анамнез, необходимо выяснить:

- провакцинирован или нет ребенок против коклюша;

- правильность проведения вакцинации (возраст ребенка во время вакцинации, промежуток времени между введением вакцин);

- был или нет контакт в быту, детском дошкольном учреждении или школе с больным коклюшем;

- нет ли в окружении больного длительно кашляющих детей и взрослых;

- когда и как возникли первые симптомы заболевания (следует обратить внимание на возникновение упорного, постепенно прогрессирующего кашля при отсутствии интоксикации, повышения температуры тела, острых катаральных явлений со стороны верхних дыхательных путей);

При объективном осмотре необходимо обратить внимание на наличие:

- одутловатости лица, припухлости век, бледности кожных покровов;

- кровоизлияний на коже и конъюнктиве глаз;

- язвочки на уздечке языка;

- данные перкуссии и аускультации (коробочный оттенок звука над легкими, иногда выслушиваются сухие проводные хрипы);

- со стороны сердечно-сосудистой системы может отмечаться тахикардия и повышение артериального давления.

В динамике наблюдения за больным следует обратить внимание на:

- поведение больного перед приступом (наличие ауры);

- количество приступов спазматического кашля и реприз в сутки;

- общее состояние ребенка между приступами.

При оценке тяжести течения заболевания учитываются:

- наличие цианоза лица при кашле;

- появление цианоза лица при кашле в ранние сроки болезни (1-я неделя);

- дыхательные расстройства (апноэ);

- степень нарушения сердечнососудистой системы;

Дата добавления: 2015-07-26 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав

Актуальность темы: инфекционный мононуклеоз - острое инфекционное заболевание вирусной этиологии преимущественно с воздушно-капельным механизмом заражения, характеризующееся лихорадкой, полиаденитом (особенно шейным), острым тонзиллитом, увеличением печени и селезенки, лейкоцитозом, лимфомоноцитозом, наличием атипичных мононуклеаров (вироцитов).
В Донецкой области ежегодно регистрируются случаи инфекционного мононуклеоза. Клинические проявления этого заболевания весьма вариабельны, известны атипичные и стертые формы.
В связи с этим распознавание инфекционного мононуклеоза важно для предупреждения распространения заболевания.


Задача № 1
Больной А., 30 лет, заболел постепенно, когда появились боли в горле при глотании, высокая температура до 39о С, головная боль. Лечился амбулаторно, температура держалась в течение недели, состояние больного стало ухудшаться - нарастала слабость, появилось желтушное окрашивание кожи и склер, темная моча, больной направлен в стационар с диагнозом “вирусный гепатит”. При поступлении: общее состояние удовлетворительное, увеличены затылочные, шейные, надключичные лимфатические узлы, которые подвижны, безболезненные, величиной с лесной орех. Кожные покровы, видимые слизистые желтушны, расчесов на коже нет. Живот мягкий, безболезненный. Пальпируется печень, селезенка. В крови: Л-12,5.109\л, э-2, ю-0, п-3, с-20, л-55, м-5, мононуклеары - 15. Отмечается увеличение количества билирубина в крови - 35 мкмоль\л, АЛТ - 0,3 мкмоль\л.

1. Какой диагноз наиболее вероятен. Обоснуйте.
2. Решите вопрос о месте госпитализации.
3. Патогенез заболевания.


Задача № 2
В клинику инфекционных болезней врачом “СП” доставлен больной Н., 16 лет. Из анамнеза следует, что заболел остро, когда повысилась температура до 39о С, озноб, боли в горле. К 3-му дню присоединилось увеличение лимфоузлов в паховой области, температура держалась на высоких цифрах. При осмотре: общее состояние средней тяжести. Выражена адинамия, бледность кожных покровов, сыпи нет. В зеве гиперемия и отек, зернистость на мягком небе, миндалины увеличены. Со стороны органов грудной клетки патологических изменений не обнаружено. Живот мягкий. Печень у края реберной дуги, мягкая, безболезненная. В положении на правом боку пальпируется селезенка. Паховые лимфоузлы величиной с фасоль, подвижные, безболезненные. Другие лимфоузлы не увеличены.

1. Предположительный диагноз. Обоснуйте его.
2. Лечебная тактика.
3. Патоморфологический субстрат при этом заболевании.


Задача № 3
Больной С., 32 лет, заболел остро, когда появились боли при глотании, озноб, температура повысилась до 39о С, исчез аппетит. Через 2 дня больной отметил припухлость в области шеи. На 3-й день болезни был направлен в стационар с диагнозом “грипп”. При поступлении: состояние средней тяжести. Температура 38,8о С. Жалуется на головную боль, ежедневные ознобы, боли в горле. При осмотре выявлена гиперемия слизистой зева, значительное увеличение миндалин, на правой миндалине единичные фолликулы. Подчелюстные, верхнешейные лимфоузлы увеличены от 0,5 до 1 см в диаметре, подвижны, болезненны. Подмышечные лимфоузлы увеличены до 1-1,5 см в диаметре, болезненные. При пальпации брюшной полости в положении на правом боку пальпируется край селезенки. Печень увеличена на 1,5 см. При исследовании крови амбулаторно: Л - 16,8.109\л, СОЭ - 15 мм\час.

1. Диагноз и его обоснование.
2. Необходимые лабораторные данные
3. Лечение.


Задача № 4
Больной В., 23 лет, обратился к врачу с жалобами на общее недомогание, длительную субфебрильную температуру, ежедневные познабливания. При осмотре обнаружена катаральная ангина, умеренное увеличение всех групп лимфоузлов. Наиболее значительно были увеличены шейные и подчелюстные лимфатические узлы. Со стороны органов грудной клетки патологии не обнаружено. Живот мягкий, безболезненный. Печень увеличена на 2 см, безболезненная, плотноватой консистенции, селезенка не увеличена. Анализ крови: Л - 18,2.109\л, Нв - 120 г\л, э-3, п-8, с-18, л-52, м-10, атипичные мононуклеары - 10.

1. Диагноз и его обоснование.
2. Целесообразно ли больного госпитализировать в стационар.
3. В какой стационар госпитализировать больного.


Задача № 5
Больной Г. в течение недели лечился амбулаторно по поводу фолликулярной ангины. Температура все дни 38,5-39,0 о С, ежедневные познабливания. Обследован. В легких очаговых изменений не выявлено. Тоны сердца чистые. Живот не вздут, безболезненный при пальпации. Печень и селезенка не увеличены. Анализ крови: эр- 4,5.1012\л, Нв-122 г\л, Л-17,8.109\л, э-0, п-8, с-20, л-55, м-10, атипичные мононуклеары - 7, СОЭ - 12 мм\час.

1. Диагноз и его обсонование.
2. Лечение.
3. Дайте характеристику эпид.процесса при этом заболевании.


Задача № 6
У больной И., 16 лет, заболевание началось болью в правом подреберье, тошнотой, повышением температуры до 38о С. С 4-го дня болезни отмечалась рвота, которая повторялась и на следующий день. С 5-го дня болезни появилась иктеричность склер, темная моча. При поступлении в клинику на 6-й день болезни состояние средней тяжести. Выражена адинамия. Кожные покровы и видимые слизистые умеренно желтушные. Подчелюстные, заднешейные и подмышечные лимфоузлы увеличены, плотноваты. Слизитсая зева гиперемирована. Печень увеличена на 3 см, селезенка - на 2 см. При исследовании мочи - реакция на желчные пигменты и уробилин положительна. Общий билирубин крови - 60,5 мкмоль\л, прямой - 50,5, непрямой - 10,0. АЛТ - 2,7 мкмоль\л, АСТ - 2,2 мкмоль\л. В анализе крови на 9-й день болезни: Л- 14,2.109\л, э-1, п-6, с-12, л-76, м-1, мононуклеары - 4, СОЭ - 18 мм\час. Общая продолжительность лихорадки 13 дней. Желтушное окрашивание кожи и склер держалось 15 дней. Умеренная лимфоаденопатия.

1. Наиболее вероятный диагноз.
2. Лечение.
3. Генез желтухи при этом заболевании.


Задача № 7
Больная М., 22 лет, обратилась в клинику инфекционных болезней на консультацию по поводу длительной субфебрильной температуры, а также увеличения лимфатических узлов. Из анамнеза выяснено, что заболевание началось постепенно: слабость, недомогание, головная боль, увеличились шейные и подмышечные лимфатические узлы. Лечилась амбулаторно. Консультирована онкологом. Несмотря на проводимое лечение состояние больной оставалось прежним. При исследовании крови обнаружено: Л - 12,0.109\л, э-1, п-4, с-12, л-70, м-15, мононуклеары - 10. Объективные данные: пальпируются подвижные заднешейные, подмышечные лимфоузлы размером с фасоль.

1. Наиболее вероятный диагноз и его обоснование.
2. Необходимое лечение.


Инфекционный мононуклеоз — вирусное, широко распространенное заболевание, для которого характерна системность поражения с вовлечением в патологический процесс лимфоидных органов и тканей, сердечно-сосудистой, иммунной, систем, костного мозга, печени, селе

Infectious mononucleosis is a viral, widely-spread disease characterized by systemacy of the lesion, with involvement of lymphoid organs and tissues, cardiovascular and immune systems, marrow, liver, spleen and other organs in the pathological process. Comparative study of clinical and laboratory indices in the acute period of infectious mononucleosis was conducted, including treatment with human recombinant interferon alpha-2b, along with highly active antioxidants — C and E vitamins.

Герпесвирусные инфекции широко распространены среди детей и взрослых. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) до 90% взрослого и детского населения планеты инфицировано герпесвирусами, причем у 50% из них отмечают манифестное, рецидивирующее течение вызываемых ими заболеваний. Инфекционный мононуклеоз является наиболее характерным типичным клиническим проявлением герпесвирусных инфекций [1]. Инфекционный мононуклеоз (ИМ) — вирусное, широко распространенное заболевание, для которого характерна системность поражения с вовлечением в патологический процесс лимфоидных органов и тканей, сердечно-сосудистой, иммунной систем, костного мозга, печени, селезенки и других органов [2, 3]. В мире инфекционным мононуклеозом ежегодно заболевают от 16 до 800 лиц на 100 тыс. населения. В России ежегодно регистрируют 40–80 случаев ИМ на 100 тыс. населения [1, 2, 4]. Установлена роль вируса Эпштейна–Барр в развитии злокачественных новообразований, аутоиммунных, неврологических заболеваний и синдрома хронической усталости. Показано, что после перенесенной инфекции новое поколение В-клеток содержит несколько генокопий вируса Эпштейна–Барр в латентной форме, в результате чего вирус может длительно персистировать в организме, вызывая иммунодефицитное состояние и повышая риск развития онкогематологических заболеваний [5–7]. В последние годы доказана гепатотропность герпетических вирусов, которые могут вызывать различные поражения печени — от бессимптомного гепатита до гепатоцеллюлярной карциномы [2].

В связи с этим назначение интерферона α-2b человеческого рекомбинантного в комплексе с высокоактивными антиоксидантами витаминами Е и С (препарата Виферон®), обладающего иммуномодулирующими, противовирусными, антипролиферативными свойствами, подавляющего репликацию РНК- и ДНК-содержащих вирусов, могло бы способствовать более быстрому клиническому выздоровлению, оказать положительное влияние на лабораторные показатели и тем самым предотвратить хроническое течение.

Целью данного исследования явилось сравнительное изучение клинико-лабораторных показателей в острый период ИМ при лечении препаратом Виферон®.

В задачи иследования входило:

1) оценить эффективность использования симптоматической и патогенетической терапии у пациентов с ИМ;
2) оценить эффективность применения препарата Виферон® у пациентов с ИМ на фоне симптоматической и патогенетической терапии;
3) исследовать сравнительную эффективность лечения препаратом Виферон® с базисной стандартной терапией у пациентов с ИМ.

Проведено открытое проспективное рандомизированное контролируемое исследование в группах больных с острым ИМ. В исследование были включены 40 пациентов, больных острым ИМ средней степени тяжести, проходивших стационарное лечение в Воронежской областной клинической инфекционной больнице. Основная группа (1-я группа) — 20 пациентов, наряду с базисной терапией получала препарат рекомбинантного интерферона α-2b в комплексе с высокоактивными антиоксидантами витаминами Е и С Виферон®, и группа сравнения (2-я группа) — 20 пациентов, которым проводили только базисную стандартную терапию. Критерии включения пациентов были: лечение в стационаре, верифицированный диагноз ИМ, возраст старше 18 лет, поступавших в клинику на 1–5 день от начала заболевания и не получавших в домашних условиях препаратов интерферона и иммуномодуляторов, наличие информированного согласия на участие в исследовании.

Лечение пациентов в группах на всех этапах исследования осуществляли согласно стандартным режимам лечения (на основании основных положений Федеральных клинических рекомендаций по диагностике и лечению инфекционного мононуклеоза, 2013), включающего базисную стандартную терапию (дезинтоксикационная, десенсибилизирующая и антибактериальная терапия).

  • 1-й группе пациентов наряду с базисной терапией назначали Виферон® по следующей схеме: по 1 суппозиторию (1 000 000 МЕ) 2 раза в сутки в течение 10 дней.
  • 2-я группа пациентов получала только базисную стандартную терапию.

Набор больных в группы осуществляли методом пар, рандомизация проводилась с помощью генератора случайных чисел, больные в группах были сопоставимы по полу и возрасту.

Для обработки полученных данных использовали пакеты программ Microsoft Excel 2007 и Statistica 6.0. Проверку статистических гипотез проводили при критическом уровне значимости р = 0,05, т. е. различие считали статистически значимым при p Нормализация некоторых лабораторных показателей, больных острым инфекционным мононуклеозом, принимавших в комплексной терапии Виферон®, по сравнению с больными, получавшими только стандартную терапию.

  • Дальнейшее изучение этого препарата у данных пациентов требует оценки эффективности лекарственных форм препарата Виферон® в дозе 3 000 000 МЕ по 1 суппозиторию 2 раза в день.
  • Литература

    Ю. Г. Притулина* , 1 , доктор медицинских наук, профессор
    В. В. Кунина*, кандидат медицинских наук
    А. А. Монастырский**
    Т. Н. Малюткина**
    В. В. Малиновская***, доктор биологических наук, профессор
    А. Н. Шувалов***, кандидат медицинских наук

    * ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Минздрава России, Воронеж
    ** БУЗ ВО ВОКИБ, Воронеж
    *** ФГБУ НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи Минздрава России, Москва

    Новые подходы к терапии инфекционного мононуклеоза/ Ю. Г. Притулина, В. В. Кунина, А. А. Монастырский, Т. Н. Малюткина, В. В. Малиновская, А. Н. Шувалов
    Для цитирования: Лечащий врач № 9/2019; Номера страниц в выпуске: 57-59
    Теги: герпесвирусные инфекции, иммунодефицитные состояния, интерферон


    Оглавление диссертации Петрова, Екатерина Валерьевна :: 2005 :: Москва

    ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

    1.1 Клиника инфекционного мононуклеоза у детей

    1.2 Иммунологическая характеристика нфекционного мононуклеоза у детей

    1.3 Принципы лечения инфекционного мононуклеоза

    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    2.1 Материалы исследования

    2.2 Лабораторно-инструментальные методы исследования

    2.3 Иммунологические методы

    2.4 Статистические методы исследования

    ГЛАВА 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ,

    БОЛЬНЫХ ИНФЕКЦИОННЫМ МОНОНУКЛЕОЗОМ.

    ГЛАВА 4. СОСТОЯНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ, 56 БОЛЬНЫХ ИНФЕКЦИОННЫМ МОНОНУКЛЕОЗОМ В ОСТРЫЙ ПЕРИОД ЗАБОЛЕВАНИЯ

    4.1 Состояние иммунного статуса у детей, больных инфекционным мононуклеозом в острый период заболевания

    4.2 Состояние спектра цитокинов у детей, больных инфекционным мононуклеозом в острый период заболевания

    ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ИНФЕКЦИОННЫМ МОНОНУКЛЕОЗОМ В ПЕРИОД РЕКОНВАЛЕСЦЕНЦИИ

    5.1 Динамика иммунологических показателей у детей, больных инфекционным мононуклеозом при использовании симптоматической терапии

    5.2 Динамика иммунологических показателей у детей, больных инфекционным мононуклеозом при использовании в терапии виферона

    5.3 Сравнительная оценка иммунологических показателей у больных инфекционным мононуклеозом, при использовании в лечении виферона и находившихся на симптоматической терапии

    ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫВОДЫ

    Введение диссертации по теме "Педиатрия", Петрова, Екатерина Валерьевна, автореферат

    Актуальность проблемы: Инфекционный мононуклеоз - широко распространенное инфекционное заболевание среди детей и взрослых, вызванное вирусом Эпштейна-Барр (ВЭБ). Вирус не элиминируется из организма, обладает тропизмом к лимфоидной и ретикулярной тканям, вызывая своеобразный иммуннопатологический процесс, что делает схожим ВЭБ с вирусом иммунодефицита человека. В связи с внедрением вируса в лимфоидные клетки формируются структурные изменения, затрагивающие все звенья иммунной системы. Активная пролиферация инфицированных вирусом лимфоцитов во всех органах, имеющих лимфоидную ткань, способствует инфильтрации и гистологическим изменениям в этих органах (лимфатические узлы, печень, селезенка и др.). Это обусловливает полиморфизм клинической симптоматики и осложнений при ВЭБ-инфекции. Все вышеперечисленное делает изучение состояния иммунного статуса при инфекционном мононуклеозе необходимым и актуальным для разработки специфических, высокоэффективных методов лечения и профилактики данного заболевания.

    Цель исследования: На основании исследования клинико -иммунологических и цитокиновых показателей разработать критерии для оценки тяжести течения заболевания, прогнозирования возможных исходов и тактики лечения инфекционного мононуклеоза у детей. Задачи исследования:

    1. Изучить иммунологические показатели в сопоставлении с клинической картиной у детей, больных инфекционным мононуклеозом.

    2. Выяснить клинико - прогностическое значение иммунных нарушений при инфекционном мононуклеозе.

    3. Выделить наиболее информативные иммунологические показатели, позволяющие оценить форму тяжести заболевания.

    4. Обосновать показания к проведению иммуноориентированной терапии у больных инфекционным мононуклеозом.

    5. Оценить иммунотропную активность виферона при инфекционном мононуклеозе у детей.

    В работе доказано, что общей клинико-иммунологической закономерностью иммунопатогенеза инфекционного мононуклеоза у детей является лимфопролиферативный процесс с гиперплазией периферических иммунокомпетентных органов.

    Впервые на основании определения клинико - иммунологических показателей разработаны критерии неблагоприятного течения и влияния на исход инфекционного мононуклеоза у детей.

    Впервые разработаны оптимальные диагностические и лечебные алгоритмы при инфекционном мононуклеозе, определены показания к проведению иммуноориентированной терапии вифероном.

    Определить целесообразность систематического контроля иммунного статуса у больных в остром и реконвалесцентном периодах инфекционного мононуклеоза.

    Предполагается, что проведенные исследования позволят существенно улучшить диагностические и лечебные подходы к проблеме инфекционного мононуклеоза у детей.

    Установлено, что показатели комплексного иммунологического исследования могут использоваться в качестве дополнительных критериев в комплексной оценке течения заболевания, возможных исходов и осложнений инфекционного мононуклеоза у детей.

    Определена целесообразность систематического контроля иммунного статуса и цитокинового профиля в сыворотке крови у детей, больных инфекционным мононуклеозом в остром и реконвалесцентном периодах заболевания.

    Изучение иммунотропных свойств виферона послужило основанием для использования препарата в педиатрической практике при лечении инфекционного мононуклеоза.

    На защиту выносятся следующие основные положения: у детей, больных инфекционным мононуклеозом, вирус Эпштейна-Барр вызывает своеобразный иммунопатологический процесс с дисфункцией иммуноцитов, что делает схожим ВЭБ с вирусом иммунодефицита человека; общая закономерность в состоянии иммунной системы у детей, больных инфекционным мононуклеозом, заключается в увеличении числа Т-, В-лимфоцитов в крови, а в субпопуляциях Т-лимфоцитов в возрастании количества цитотоксических клеток, что позволяет расценивать инфекционный мононуклеоз как лимфопролиферативный процесс; в крови у детей, больных инфекционным мононуклеозом, выявлен возрастающий характер изменений в системе цитокинов, длительно продолжающихся после клинического улучшения, особенно при тяжелом течении инфекционного процесса. Этот факт отражает грубые нарушения в регуляции межклеточных взаимодействий в ходе иммунного ответа, что ведет к полиморфизму клинической симптоматики при ВЭБ-инфекции у детей; применение виферона в комплексной терапии инфекционного мононуклеоза у детей позволяет повысить результативность лечения данных больных.

    Внедрение в практику:

    Полученные данные о состоянии иммунной системы у детей при инфекционном мононуклеозе и возможности применения иммуноориентированных препаратов (в частности, виферона) предполагается внедрить в работу врачей-инфекционистов ДГИБ №1 г. Самары, детских лечебно - профилактических учреждений города и области.

    Будут подготовлены информационные письма для практических врачей-инфекционистов по диагностике и лечению детей, больных инфекционным мононуклеозом; выступления на конференциях и съездах.

    По основным положениям диссертации опубликовано 7 работ в центральной и региональной печати.

    Предварительная экспертиза проведена на межкафедральном заседании Самарского Государственного медицинского университета 5 июня 2003 года.

    Материалы диссертации используются в работе врачей инфекционистов Городской детской инфекционной больницы №1, в учебном процессе при проведении занятий с клиническими ординаторами, интернами, чтении лекций студентам на кафедре факультетской педиатрии и детских инфекций Самарского государственного медицинского университета.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции