Организация сестринского процесса при менингококковой инфекции

Менингококковая инфекция — острое инфекционное заболевание с широким диапазоном клинических проявлений, обусловленное менингококком.

Этиология. Возбудитель менингококковой инфекции имеет несколько разновидностей, различающихся по иммунологическим свойствам капсулы (А, В,С, D и др.). Возбудитель неустойчив во внешней среде, очень чувствителен к дезинфектантам.

Эпидемиология. Менингококковой инфекцией болеет только человек. Механизм передачи инфекции воздушно-капельный (аэрозольный). Источник инфекции больные дети и внешне здоровые носители. Заболевание распространяется в результате выделения носоглоточной слизи во внешнюю среду при кашле, чихании и разбрызгивании слюны. Больной наиболее заразен в начале болезни и особенно, если у него имеются катаральные явления в носоглотке. В эпидемиологическом смысле наиболее опасны носители, поскольку на одного заболевшего приходится 2—4 тыс. носителей. Эпидемиологический процесс при менингококковой инфекции поддерживается широко распространенным бактерионосительством.

Поскольку менингококки нестойки во внешней среде, для заражения имеет значение длительность контакта, скученность детей в помещениях, особенно в спальных комнатах, в плохо проветриваемых жилых комнатах, общественных местах. Восприимчивость к менингококку невысокая. Контагиозный индекс составляет 10—15%.

Заболеваемость повышается в зимне-весенний период. Около 80% всех заболевших —дети и подростки, из них надетей в возрасте 1—5 лет приходится 50%. Среди взрослых чаще болеют молодые люди в возрасте до 30 лет.

Патогенез. Активизации менингококка в организме ребенка способствуют предшествующие вирусные заболевания, травмы, повреждения иммунной системы, резкая смена климатических условий. Реакция организма зависит от возраста, питания, социально-бытовых факторов. Однако нет точного ответа, почему в одних случаях наблюдается бессимптомное носительство, а в других развивается менингококковая инфекция.

Входными воротами для менингококковой инфекции являются слизистая оболочка носоглотки и ротоглотки, на которой возбудитель при определенных условиях размножается и выделяется с носоглоточной слизью во внешнюю среду. В 10—15% случаев на месте внедрения возникают воспалительные изменения с формированием на- зофарингита. У 1% больных менингококк преодолевает местные защитные барьеры и лимфогенным путем попадает в кровь. При определенных условиях может развиться менингококковый сепсис.

С током крови менингококк распространяется в различные органы (кожа, мозговые оболочки, суставы, сетчатая оболочка глаза, надпочечники, легкие, миокард и другие органы) или преодолевает гематоэнцефалический барьер и вызывает клиническую картину гнойного менингита/менингоэнцефалита. При нарастании бактериемии и токсинемии возникают нарушения свертываемости крови и повреждение сосудов, приводящие к тяжелому, нередко необратимому, поражению жизненно важных органов, развитию обширных кровоизлияний в кожу и внутренние органы, инфекционно-токсического шока, токсического отека мозга.

После перенесенной инфекции развивается стойкий типоспецифический иммунитет — невосприимчивость к тому типу возбудителя, который явился причиной перенесенного ребенком заболевания. Это означает, что при попадании в организм возбудителя другого типа может вновь развиться картина менингококковой инфекции.

Клиническая картина. Инкубационный период — 1-10 дней, чаще

Менингококковая инфекция протекает в разных формах (табл. 8.2).

Клиническая формы менингита_

Носительство (клинические симптомы отсутствуют). Назофарингит

Менингококковый сепсис (менингококкемия) — при проникновении бактерии в кровь.

Менингит — воспаление мягкой мозговой оболочки при проникновении бактерии в головной мозг.

Смешанная форма (менингит + менингоэнцефалит)

Эндокардит, миокардит, перикардит. Артрит, полиартрит.

Гнойные поражения печени

Для менингококковой инфекции характерно острое начало, высокая температура тела, симптомы раздражения мозговых оболочек — головная боль, рвота, гиперестезия, геморрагическая звездчатая сыпь (рис. 8.1).

У детей первого года жизни выражены симптомы интоксикации, беспокойство, гиперестезия, тремор рук, подбородка, судороги. Нередко наблюдаются набухание, напряжение, а иногда усиленная пульсация большого родничка (в ряде случаев это является ведущим симптомом).

Наибольшую угрозу для жизни детей представляют гипертоксические (молниеносные) формы менингококковой инфекции, клиническая картина которых обусловлена инфекционно-токсическим шоком:

  • • бледность, мраморность, цианотичность кожных покровов;
  • • тахикардия, слабый, нитевидный пульс;
  • • снижение артериального давления;
  • • одышка, нарушение ритма дыхания;
  • • олигурия или анурия;
  • • беспокойство, возбуждение, переходящее в спутанное сознание и кому.

Основной менингеальный симптом — ригидность мышц затылка: попытка пассивно пригнуть голову больного к груди затруднена из-за напряжения мышц (рис. 8.2). У ребенка младшего возраста можно проверить этот симптом, посадив его на колени к матери, чтобы он не плакал, был спокоен; привлечь его внимание к пальцам стопы или пупку, чтобы посмотрел вниз. Если ребенок свободно двигается и наклоняет голову вниз, у него нет ригидности затылочных мышц.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни менингеальным симптомом является выбухание и пульсация большого родничка: младенец не должен плакать, голова в вертикальном положении.

В грудном возрасте менингеальные симптомы часто слабо выражены или отсутствуют. Основным признаком менингита у детей этого возраста является симптом подвешивания (Лессажа), когда при поднимании ребенка под мышки его ноги сгибаются в тазобедренных и коленных суставах, подтягиваются к животу, оставаясь в таком положении длительное время.

Реже, преимущественно при тяжелых формах болезни, наблюдается ригидность мышц спины: больной лежит на боку, ноги приведены к животу, руки согнуты, голова запрокинута назад, позвоночник выгнут дугой (рис.8.3).


Рис. 8.3. Менингококковый менингит (характерная поза больного) [http://referat. znate.ru/pars_docs/tw_refs/30/23830/2383Q_html_32SeS5f3.jpg)

Диагностика проводится на основании опорных клинических признаков: острого начала, интоксикации, геморрагической сыпи и менингеального синдрома. Своевременная диагностика и неотложная помощь на догоспитальном этапе решают судьбу больного. Следует помнить, что для судьбы ребенка лучше гипердиагностика, чем несвоевременно поставленный диагноз. Верификация диагноза включает биологический, микроскопический и серологический методы исследования, а также экспресс-диагностику. Исследованию подлежат носоглоточная слизь, кровь, цереброспинальная жидкость. При летальном исходе исследуется трупный материал.

Оказание медицинской помощи детям с генерализованными формами инфекции на догоспитальном этапе осуществляется любым медицинским работником или бригадой скорой медицинской помощи.

Госпитализация. Носители менингококка госпитализации не подлежат. Госпитализация больных менингеальным назофарингитом осуществляется по клиническим, а также по эпидемическим показаниям при наличии в квартире детей дошкольного возраста, лиц, работающих в дошкольных учреждениях, и невозможности изоляции больных в домашних условиях. Дети с генерализованной инфекцией подлежат немедленной госпитализации.

Транспортировка. Пациенты со среднетяжелыми и тяжелыми формами госпитализируются в сопровождении врача на машинах неотложной или скорой медицинской помощи, а больные гипертоксической формой в сопровождении реанимационной бригады. Неотложная помощь, характер которой зависит от ведущего клинического синдрома, оказывается уже на догоспитальном этапе и во время транспортировки. Начинается оксигенотерапия, обеспечивается периферический венозный доступ для проведения инфузионной терапии.

Симптомами опасности и предметом сестринского диагноза при менингококковой инфекции могут быть: падение АД, одышка, гиперестезия, повышение температуры тела, головная боль, затрудненное глотание, напряженный пульсирующий родничок, судороги и др. — это свидетельствует о генерализованных формах инфекции.

О выявленных изменениях медицинская сестра должна своевременно информировать лечащего врача. На основании этих данных принимается решение о дальнейшей тактике ведения пациента.

В каких случаях больные переводятся в отделение или палату интенсивной терапии?

При развитии инфекционно-токсического шока, острого отека головного мозга предусматривается перевод больного в палату интенсивной терапии.

При менингококковой инфекции возможны осложнения: парезы и параличи, различные кровотечения, резкое падение артериального давления, инфекционно-токсический шок и острый отек головного мозга. При обнаружении подобных симптомов медицинская сестра должна вызвать к больному врача.

В период клинических проявлений больному назначается постельный режим. Лечение комплексное, включающее этиотропную терапию, в основе которой применение антибиотиков в адекватной дозе, а также мероприятия, направленные на борьбу с токсикозом, отеком мозга и нормализацию обменных процессов.

Выписывают больных из стационара после отрицательных результатов однократного бактериологического исследования, проведенного не ранее, чем через 3 суток после окончания антибактериальной терапии.

Реконвалесценты генерализованных форм инфекции наблюдаются инфекционистом и невропатологом не менее 3 лет (в течение первого года — 1 раз в 3 мес., в последующем году — 1 раз в 6 мес. и 1 раз в конце 3 года).

В школы, санатории, учебные заведения дети, перенесшие менин- гококковую инфекцию, допускаются после одного отрицательного бактериологического обследования. Реконвалесцентов острого на- зофарингита без бактериологического подтверждения допускают в коллективы после исчезновения острых явлений.

Ребенок, перенесший нейроинфекцию, освобождается от профилактических прививок на 6 мес., а в дальнейшем вопрос о прививках решается педиатром совместно с невропатологом и иммунологом.

Уход направлен на соблюдение режима активности, питания, выполнение лекарственных назначений, а также на создание условий, способствующих облегчению страданий и предотвращению осложнений. В процессе ухода обеспечивается помощь больному при санитарно-гигиенических и лечебных процедурах, физиологических отправлениях, диагностических обследованиях.

В домашних условиях при менингококковом назофарингите помимо антибактериальной терапии рекомендуется полоскание ротоглотки теплыми растворами фурацилина, гидрокарбоната натрия, слабым раствором марганцовокислого калия. Используются препараты для повышения местного иммунитета в ротовой полости (лизобакт и др.).

В условиях стационара больному с генерализованной формой ме- нингококковой инфекции обеспечивается постельный режим и соблюдение гигиенических мероприятий, проветривание палаты. При тяжелых формах развивается полиморфная картина гиперестезий, поэтому в помещениях, где находится больной, важно организовать и поддерживать охранительный режим.

Необходимо следить, чтобы на простынях и пеленках не образовывались складки. При наличии небольших поверхностных геморрагических элементов уход за кожей складывается из общих гигиенических мероприятий: умывание, обтирание. Места кожных складок моются теплым слабым раствором перманганата калия, тщательно просушиваются, смазываются жирными кремами, вазелином или растительным маслом. При поражении кожи с образованием массивных некрозов уход за кожными покровами должен быть особенно тщательным. Некрозы необходимо сохранять в сухом виде, не допуская увлажнения их, поскольку через мокнущие поверхности легко происходит инфицирование. В связи с этим марлевые повязки и наклейки до отторжения некротических масс не используются, ограничиваются лишь общегигиеническими мероприятиями. При отторжении некрозов поверхности ран обрабатывают маслом облепихи или шиповника, мазями солкосерила. Можно чередовать эти препараты. Слизистые оболочки полости рта не реже трех раз в сутки обрабатываются 2%-ным раствором гидрокарбоната натрия или слабым раствором перманганата калия. Налеты на слизистой оболочке языка удаляют смесью 2%-ной соды с глицерином (1:1). Губы смазывают вазелином или глицерином, а при выраженной сухости и появлении трещин — маслом облепихи или шиповника. Глаза не реже 3-х раз в сутки обрабатывают 20%-ным раствором сульфацила натрия или 0,25%-ным раствором левомицетина. Если больной находится в бессознательном состоянии и веки его полностью не смыкаются, во избежание развития кератита следует закапывать в глаза масляный раствор ретинола.

Для профилактики осложнений со стороны легких ребенка следует чаще поворачивать с боку на бок, проводить легкий массаж грудной клетки. Отсасывание слизи из верхних дыхательных путей при гипертоксических формах менингококковой инфекции следует осторожно производить электроотсосом, чтобы не травмировать слизистую оболочку и избежать развития тяжелого носового кровотечения. При появлении застойных явлений, хрипов в легких используют физиотерапевтические процедуры. Оксигенотерапия проводится увлажненным кислородом через носовые катетеры или маску.

Одним из грозных осложнений менингококковой инфекции является инфекционно-токсический шок (резкое падение АД, острая почечная недостаточность, сопровождающаяся олигурией или анурией, повышение температуры тела, нарушение сердечного ритма). В связи с этим по назначению врача необходимо тщательно контролировать диурез в первые дни заболевания, поскольку от диуреза зависит объем инфузионной терапии и мероприятия по ликвидации острой почечной недостаточности. При генерализованных формах точно учитывается количество вводимой жидкости. Учет диуреза проводится с помощью взвешивания пеленок, сбора мочи в мочеприемник. При инфекционно-токсическом шоке необходима катетеризация мочевого пузыря на срок от 24 до 72 ч (до выведения из состояния шока) с обязательными промываниями его раствором фурацилина 1:5000. При задержке стула необходимо ежедневно очищать кишечник с помощью клизм.

Нужно учитывать, что тяжелое состояние ребенка требует большого внимания ухаживающего персонала при его кормлении. Питание должно быть полноценным, калорийным, легкоусвояемым, богатым витаминами. Для грудных детей лучшим питанием является грудное молоко. Однако в остром периоде болезни приходится на время отказаться от прикладывания к груди матери и кормить ребенка сцеженным молоком небольшими порциями. При смешанном и искусственном вскармливании следует использовать питательные смеси, давая их каждый раз в небольших количествах. Частоту кормления в течение дня приходится увеличивать до 8— 10 раз в сутки. С улучшением состояния больного количество пищи может быть, по указанию врача, увеличено, а число кормлений уменьшено.

При генерализованных формах назначаются фруктовые смеси, морсы, протертые фрукты и овощи (в соответствии с возрастом ребенка). Если ребенок категорически отказывается от пищи или при нарушении сознания, показано зондовое кормление.

Потеря аппетита и запор при менингите встречаются часто. В тяжелом состоянии больные самостоятельно не просят пить, но когда им дают воду, пьют много и с жадностью. Отказ от приема жидкости является прогностически неблагоприятным признаком. Питьевой режим необходимо поддерживать, независимо оттяжести состояния больного.

При гипертоксических формах менингококковой инфекции до выведения из шока больной находится на парентеральном питании.

Мероприятия в очаге инфекции. Очаг менингококковой инфекции характеризуется появлением в семье, детском учреждении, школе и других коллективах больного генерализованной формой.

Госпитализации подлежат все случаи генерализованной инфекции, о которых подается экстренное извещение в центры Госсанэпиднадзора.

После госпитализации больного в очаге инфекции осуществляются противоэпидемические мероприятия.

Выявляются лица, контактные с больным, с учетом продолжительности и близости общения; они осматриваются врачом-отоларингологом с целью выявления больных острым назофарингитом. Выявленные больные подлежат госпитализации (по клиническим показаниям). Всем детям без воспалительных изменений в носоглотке проводится химиопрофилактика одним из антибиотиков, с учетом противопоказаний. Дети, получающие химиопрофилактику, из коллектива не выводятся.

После выявления больных назофарингитом и перед назначением химиопрофилактики проводится бактериологическое обследование всех лиц, находившихся в разной степени общения с заболевшими (дети и персонал в группе дошкольного учреждения, классе школы, учебной группе или комнате общежития).

За контактными в очаге инфекции на протяжении 10 дней после госпитализации больного генерализованной формой устанавливается медицинское наблюдение с термометрией, осмотром носоглотки и кожного покрова.

В случае возникновения в детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, детских оздоровительных учреждениях вторичных заболеваний генерализованной формой инфекции или одномоментном заболевании двух детей устанавливается карантин на 10 дней с момента изоляции последнего больного. Навремя карантина не допускается прием новых и временно отсутствующих детей, перевод персонала из групп (класса, отделения) в другие группы. В течение всего времени карантина проводится медицинское наблюдение.

После госпитализации больного или подозрительного на это заболевание ребенка заключительная дезинфекция в очагах не проводится. В помещении осуществляется ежедневная влажная уборка, частое проветривание, облучение ультрафиолетовыми лучами или бактерицидными лампами.

Специфическая профилактика менингококковой инфекции предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Вакцинируются дети, подростки, взрослые в очагах менингококковой инфекции, вызванной менингококками серологических групп А или С, в соответствии с инструкциями по применению вакцин.

Вакцинация проводится в эндемичных регионах, а также в случае эпидемии, вызванной менингококками серогрупп А или С.

Разработаны вакцины, защищающие от одного (тип А или тип В), двух (A+Q и нескольких (А, С, Y, W-135) типов инфекции.


Курсовик Сестринский уход за больными менингококковой инфекцией Тип работы: Курсовик. Добавлен: 5.5.2015. Год: 2015. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru:

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАТЬ 5
1.1. Особенности инфекционного больного и уход за ним. 5
2. МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ 7
2.1 Эпидемиология 7
2.2 Патогенез 9
2.3 Клиническая классификация менингококковой инфекции 10
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ УХОДЕ ЗА БОЛЬНЫМ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИЕЙ 15
4. ПРОФИЛАКТИКА 16
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17
5.1 Опрос пациентов 17
5.2 Сестринский диагноз 18
5.3 Этапы сестринского процесса 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по сестринскому делу, сестринский процесс - это метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение физических, психологических, социальных потребностей человека, семьи, общества.
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановлениенезависимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма.
Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей техническойподготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работатьс пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянноеприсутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром.
Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов.
1. Сестринское обследование. Сбор информации о состоянии здоровьяпациента, который может носить субъективный и объективный характер.
2. Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.
Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы - это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время.
Потенциальные - те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени.
3. Определение целей сестринского ухода и планирование сестринскойдеятельности. План сестринского ухода должен включать оперативные итактические цели, направленные на достижение определенных результатовдолгосрочного или краткосрочного характера.
4. Реализация планируемых действий. Этот этап включает меры, которыепринимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.
5. Оценка эффективности сестринского ухода. Этот этап основан на
исследовании динамических реакций пациентов на вмешательства сестры.
Очень важен сестринский процесс при инфекционных болезнях, в особенности при менингококковой инфекции.
Менингит был известен в глубокой древности. Впервые клиническая картина менингита была описана античными врачами Аретеем и Павлом Эгинским, однако первое описание эпидемического цереброспинального менингита как самостоятельной нозологической формы в 1805 г. дал Вьессе во время вспышки этой болезни в Женеве. В дальнейшем заболевания менингитом были зарегистрированы в США, Франции, Испании, Скандинавских странах. Первые вспышки менингита в России были отмечены в 1863-1864 гг. Менингококк был открыт и выделен в чистой культуре Вексельбау-мом в 1887 г.
Целью моей работы является изучение сестринского процесса ивыявление нарушенных потребностей и проблем пациентов с менингококковой инфекцией. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
изучить теоретический материал, сравнить клиническую классификацию менингококковой инфекции;
обозначить сестринский процесс при различных формах менингококковой инфекции;
выявить нарушенные потребности и проблемы пациента с менингококковой инфекцией;
провести сравнительный анализ заболевших.
Объектом исследования являются группа пациентов с менингококковой инфекцией с нарушенными потребностями которые находятся на стационарном лечении в инфекционном отделении ЦГБ №1 им. Семашко г.Ростова-на-дону.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАТЬ

1.1. Особенности инфекционного больного и уход за ним.

Сущность ухода за инфекционными больными - это широкий комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, диагностических и лечебных процедур, а также воспитательной работы с больным, направленный на его быстрое выздоровление и предотвращение рассеивания инфекции. Для обеспечения надлежащего ухода необходимо знать основные особенности инфекционного больного. Главная особенность состоит в том, что большинство больных выделяют во внешнюю среду возбудителей, т. е. являются источником заразного начала. Отсюда важно знать, где в организме находятся возбудители, каким образом они выделяются во внешнюю среду, как заражают здоровых людей, пути и способы заражения, необходимые меры, чтобы не допустить распространения инфекции. Вторая особенность: инфекционные болезни сопровождаются лихорадкой, интоксикацией и токсическим поражением центральной нервной системы, поэтому у больных часто развиваются нервнопсихические расстройства. Нужно знать характер этих нарушений, чтобы правильно подойти к больным, установить с ними нужный контакт. Хорошее состояние психики больного - один из важных факторов быстрого выздоровления. Третья особенность: инфекционные болезни - острые, динамичные заболевания, при которых состояние больного может внезапно меняться. В связи с этим часто возникает необходимость быстрого неотложного решения вопросов об оказании срочной помощи пациенту и об изменении характера ухода за ними. Четвертая особенность состоит в том, что клиническое выздоровление при инфекционных болезнях, как правило, намного опережает полное восстановление возникших в организме человека органических и функциональных расстройств. В периоде выздоровления (реконвалесценции) больные долгое время физически ослаблены, у них нарушена психика, имеются расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы и других органов и систем, но, несмотря на это, их самочувствие нередко бывает вполне удовлетворительным и совершенно не соответствует глубоким изменениям, сохраняющимся в организме.
Медицинские работники (особенно медсестры) должны хорошо знать все отмеченные особенности, чтобы осуществлять уход за инфекционными больными в стационаре и дома.

- острая инфекционная болезнь, вызываемая менингококком Neisseriameningitidis, с капельным (аэрозольным) механизмом передачи возбудителя; клинически характеризуется поражением слизистой оболочки носоглотки (назофарингит), генерализацией в форме специфической септицемии (менингококкемия) и воспалением мягких мозговых оболочек (менингит).
Возбудитель - Neisseriameningitides,
неподвижный грамотрицательный микроорганизм, отличается высокой морфологической изменчивостью, в типичных случаях в препаратах выглядит как диплококк, располагающийся попарно в виде кофейных зерен. Оптимум температуры для роста - 37°С. Аэроб. Менингококки растут на питательных средах, содержащих нативные белки (кровь, сыворотки и др.)

1. >2.
3. Булкина И.Г.Инфекционные болезни с уходом за больными и основами эпидемиологии/И.Г.Булкина, В.И.Покровский. - М.: Медицина,2009.
4. Пак С.Г. Инфекционные болезни /С.Г.Пак.- М.: Издательский дом Русский врач,2008.
5. Жукова Н.Г. Современные представления этиологии, патогенеза, диагностики и лечения менингитов у детей: Учебное пособие/ А.П. Помогаева, Н.Г .Жукова, Г.Д. Гусева: Издательство Том,2010.-96с.
6. Иванов А.И. Уход за инфекционными больными /А.И.Иванов. - М.:Медицина,2009.-198с.

Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Сестринский процесс при менингококковой инфекции.

Ø Сильная головная боль (усиливается при перемене положения тела, звуке, свете);

Ø Обильная рвота фонтаном, не приносящая облегчения;

Ø Повышенная кожная чувствительность;

Ø Инфицированы сосуды склер;

Ø Возможна характерная поза;

Ø снижена способность обслуживать себя;

Ø высокий риск ухудшения состояния больного;

Ø геморрагическая сыпь

быстрое уточнение и подтверждение диагноза:

План сестринского вмешательства.

Ø забор материала и посев у постели больного, оформление направления, своевременная и правильная доставка материала в бак лабораторию (в переносном термостате или обложенном грелками, не позже 2-х часов с момента взятия);

Ø оказание помощи врачу при люмбальной пункции, взятие ликвора в 2 стерильные пробирки, оформление направления, своевременная и правильная доставка материала в бак лабораторию (в переносном термостате или обложенном грелками, не позже 2-х часов с момента взятия);

Ø взятие крови для серологического исследования, оформление и своевременная доставка в лабораторию.

Ø ежедневное наблюдение за состоянием, его осмотр ;

Ø ежедневная двух кратная термометрия

Действия, направленные на облегчение состояние пациента, предупреждения распространения заболевания

Ø обсуждение с пациентом возможности тяжелых осложнений, необходимости соблюдении рекомендаций для облегчения состояния пациента, его выздоровление;

Ø обеспечение соблюдения пастельного режима;

Ø контроль за осуществлением дезрежима (кварцевание бокса (палаты), проведение ежедневной влажной уборки с использованием дезсредств, регулярное проветривание бокса (палаты));дезинфекция посуды;

Ø дезинфекция предметов обихода больного, лотков, тазиков, судна;

Ø постоянный контроль за состоянием постельного и нательного белья больного, его замена по мере загрязнения, дезинфекция белья.

Проблемы пациента потенциальные:

Ø молниеносное течение менингита с синдромом набухания и отека головного мозга;

Ø возможность развития смешенной формы менингита с менингококкцемией;

Ø инфекционно- токсический шок;

Ø формирование бактерионосительства

Цели сестринского вмешательства долгосрочные:

Ø профилактика осложнений;

Ø выздоровление пациента

независимое сестринское вмешательство:

Ø оказание помощи при рвоте;

Ø наблюдение за мочеиспусканием пациента, по назначению врача катетеризация мочевого пузыря;

Ø тщательное обработка наружных половых органов (подмывание, обсушивание салфеткой, смазывание детским кремом (возможно омывание наружных мочеполовых органов раствором асептика: слабым раствором перманганат калия или 1-2% раствором соды) );

Ø профилактика пролежней, при менингококкцемии- тщательный ежедневный туалет больного;

Ø профилактика пневмонии: контроль за выполнением больным элементарной дыхательной гимнастики, чаще менять положение больного в постели;

Ø уход за полостью рта: язык, зубы, десна несколько раз в день протирать тампоном смоченный в слабом дезинфицирующим растворе (1 чайная ложка 2% раствора гидрокарбоната натрия на стакан воды);

Ø соблюдение охранительного режима в помещении, где находится больной;

Ø кормление больного небольшими порциями 4-6 раз в день;

Ø умывание, причесывание;

Ø смазывание губ несколько раз в день детским кремом, глицерином или сливочным маслом;

Ø очищать нос и уши несколько раз в день от выделений;

Ø внимательное наблюдение за пациентом, при первых признаках ухудшения состояния, сообщить врачу.

Начальные признаки инфекционно- токсического шока являются:

Ø бледность кожи;

Ø цианоз губ и ногтей;

Ø учащение пульса, снижение АД;

Ø спутанность сознания;

Ø нарастание цианоза;

Ø сыпь с некрозами;

Ø кровоизлияние в слизистые оболочки;

Ø снижение диуреза;

Ø продолжение учащения пульса и снижение АД;

крайняя степень клинических проявлений шока:

Ø нитевидный пульс, АД не определяется;

Ø обильная сыпь с некрозами;

Начальные признаки отека головного мозга :

Ø сильная головная боль;

Ø психомоторное возбуждение;

Ø потеря сознания;

Ø гиперемия лица;

Ø сужение зрачков;

Ø часто повышение АД;

Ø урежение пульса;

Ø аритмичное дыхание

Ø обеспечение правильного и регулярного приема лекарств:

Ø выполнение парентеральных процедур;

Ø дача кислорода пациенту;

Ø измерение почасового и суточного диуреза

Учебная карта манипуляции.

Что должен знать уч-ся:

Что должен уметь уч-ся:

1.Цель проведения спинномозговой пункции.

1.подготовить пациента и всё необходимое.

2.Правила подготовки пациента и всего необходимого.

2.оформить направление в лабораторию.

Оснащение: 5% спиртовой раствор йода, спирт 96%, стерильные пробирки, шарики, салфетки, клеол, шприц емкостью 5мл, инъекционные иглы длиной 9-10 см, диаметром 1- 4 мм с мандреном (игла Бира), манометр для измерения ликворного давления, стерильная клеенка, 0,25 % раствор новокаина.

Методика выполнения манипуляции

Подготовить пациента и все необходимое для спинномозговой пункции

М/с беседует с пациентом о предстоящей пункции: её цели и ходы выполнения

Взять из лаборатории стерильные пробирки и предметное стекло, чашку Петри

Обработка рук м/с

М/с моет руки с мылом, обрабатывает ногтевые ложа йодовой настойкой и одевает стерильные перчатки.

Положение пациента во время пункции.

На боку, привести бедра к животу, голову к груди.

Участие в проведении пункции.

М/с следит за состоянием пациента (окраска кожных покровов, пульсом, АД)

После проведения пункции обработать место пункции спиртом, затем 5% йодной настойкой и наложить асептическую повязку.

Оформление направления в лабораторию и доставка.

М/с указывает ФИО пациента, возраст, отделение, палату, цель исследования, дату. М/с отправляет материал в лабораторию сразу после взятия.

Уход и наблюдение.

Пациента транспортируют в палату на каталке.

2-3 часа лежать на животе без подушки. Постельный режим на 1 сутки.

Катетеризация мочевого пузыря.

Что должен знать уч-ся:

Что должен уметь уч-ся:

1.показания и противопоказания к проведению катетеризации.

1.подготовить пациента и всё необходимое для катетеризации.

Оснащение: стерильный катетер, пинцет, лоток, глицерин или вазелиновое масло, антисептический препарат 0,02 % раствор фурациллина, ватные шарики, пинцет, мочеприемник, стерильные перчатки.

Методика выполнения манипуляции

Провести беседу с пациентом о манипуляции. Отгородить ширмой. Подмыть пациента.

Обработка рук м/с.

М/с моет руки с мылом, просушивает полотенцем, одевает перчатки

Несоблюдение асептики ведет к инфицированию мочевыводящих путей

Приготовление всё необходимое

Смотри все в оснащении

М/с встает справа от пациента, левой рукой раздвигает половые губы, а правой рукой сверху в низ (в направлении к заднему проходу) тщательно протирает половые органы и отверстие мочеиспускательного канала дезинфицирующим раствором (фурацилином).

М/с пинцетом берет катетер облитый стерильным глицерином осторожно водит катетер.

Появление мочи из катетера указывает о его нахождении в мочевом пузыре.

Когда моча прекратит самостоятельно вытека тельный канал.

Если при ведении катетера ощущается препятствие, не пытайтесь преодолеть его насильственно т.к. это может вызвать повреждение слизистой оболочки мочеиспускательного канала

Уход за пациентом.

Убрать судно, ширму. Убедиться, что пациентка не испытает проблем.

Дезинфекция и стерилизация по ОСТУ 42- 21-2-85.

Забор материала на менингококк из носоглотки.

Цель: выявить возбудителя заболевания

Ø Штатив со стерильной пробиркой, плотно закрывающийся ватно-марлевым тампоном, в котором стержень с накрученным сухим ватным тампоном для забора материала;

Ø Шпатель стерильный в Крафт пакете;

Ø Флакон или пробирка с питательной средой , полученные в бактериологической лаборатории;

Ø Бикс с паралоном, грелка, термометр для укладки пробы и поддержания температуры в пределах 38° С в момент транспортировки;

Ø Спецодежда для м/с;

Ø Бланк направления (учётная форма 204/у);

Ø Штатив для пробирок с пробами;

Ø Стеклограф для маркировки пробирок.

Обязательные условия: забор материала производят утром,

натощак, до лечения

подготовка к процедуре:

1. Объяснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования и получит согласие;

2. Вымыть руки с мылом, надеть перчатки, халат, маску;

3. Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру направления;

4. Установить пробирку в штатив

1. Налить в пробирку 3-5 мл. питательной среды;

2. Изогнуть стерильный ватный тампон о край пробирки под углом 45° на расстоянии 3- 4 см от конца;

3. Предложить пациенту широко раскрыть рот;

4. Надавить шпателем, который находится в левой руке, на корень языка;

5. Ввести тампон концом вверх под мягкое нёбо в носоглотку и осторожным движением собрать слизь

Примечание: необходимо провести тампон под мягким нёбом 2-3 раза.

6.извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов;

7.поместить в пробирку с питательной средой, не касаясь её стенок;

8.поставить пробирку в штатив, затем штатив в бикс. Проверить соответствие номера пробирки номеру направления и ФИО пациента;

9. положить грелку в бикс, уплотнив поролоном, термометр для подержания температуры в пределах 38°С в момент транспортировки. Закрыть бикс на замок.

Примечание: менингококк погибает при температуре ниже 37°С. На биксе имеются специальные приспособления для надежного укрепления крышки бикса.

1. Снять перчатки, маску и погрузить их в дезраствор;

2. Доставить взятый материал в биксе с направлением в бактериологическую лабораторию.

Примечание: биологический материал доставляется как можно быстрее, в течение 1 часа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции