Неотложные состояния при инфекционных заболеваниях в педиатрии

МОНОГРАФИИ, ИЗДАННЫЕ СОТРУДНИКАМИ КАФЕДРЫ

1. Антибиотикотерапия левомицетиеном и синтомицином брюшного тифа и паратифов / А.К. Пиотрович, С.Е. Шапиро. М.Медгиз, 1962. 12 п.л.
2. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом на Дальнем Востоке СССР / А.И. Зеленский, Г.С. Ковальский, А.К. Пиотрович, и др. Хабаровск, 1979. -. 112. с.
3. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом у детей / А.К. Пиотрович, З.В. Сиротина. Москва: Мед., 1988 - 190 с.
4. Инфекционные токсикозы у детей / В.Ф. Учайкин, В.П. Молочный. Москва, 2002. 248 с.
5. Диареи у детей / В.П. Молочный, Л..И. Заварцева. Хабаровск, 2004.- 124 с.
6. Неотложные состояния в педиатрии / В.Ф. Учайкин, В.П. Молочный. Практическое руководство.- Москва, 2005.- 255 с.
7. Участковый педиатр : Справочное руководство /Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П. Молочного. - Ростов-на-Дону, 2005.- 313 с.
8. А.К.Пиотрович: к 80-летию со дня рождения /В.П. Молочный, В.В. Богач. Хабаровск: Изд. РИОТИП, 2005.- 158 с.
9. Гепатиты у детей / В.П. Молочный, И.И. Протасеня. Хабаровск: ДВГМУ, 2006.- 140 с.
10. Педиатрия. Неотложные состояния у детей / В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Н.Г. Жила. Справочник. - Ростов-на-Дону, 2007. – 414 с.
11. Диспансеризация детского населения: Справочник участкового педиатра / В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Е.В. Бережанская. Ростов-на-Дону: Феникс.- 2008.- 446 с.
12. Интенсивная терапия и реанимация детей : Практическое руководство / В.П. Молочный. Хабаровск, 2008.- 267 с.
13. Энтеровирусная инфекция у детей: от прошлого к настоящему / И.И. Протасеня, В.П. Молочный, О.Е. Троценко, В.И. Резник. Хабаровск: Издательство ДВГМУ. 2010. 292 с.
14. Неотложная помощь детям / В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Н.Г. Жила. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 222 с.
15. Педиатрия: неотложные состояния ./ В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина Ростов-на-Дону: Феникс, 4-е изд. 2010. 414 с.
16. Участковый педиатр. Новое справочное руководство/ В.П. Молочный, М.Ф.Рзянкина, Е.Н.Андрюшкина. - Ростов-на-Дону: издательство Феникс.- 2011.- 472с.
17. Здоровье детей в образовательных учреждениях / В.П. Молочный, М.Ф.Рзянкина, С.А.Кунцевич, Е.Н.Андрюшкина - Ростов-на-Дона: издательство Феникс.- 2011.- 472 с.
18. Гепатиты у детей: Справочное пособие для педиатров, врачей общей практики и педиатров-инфекционистов / В.П. Молочный, И.И. Протасеня. - Ростов-на-Дону: издательство Феникс.- 2011.- 222с.
19. Педиатрия. Неотложные состояния при инфекционных болезнях / В.П. Молочный, В.Ф. Учайкин. Национальное руководство.- М.:ГОЭТАР - Мед. - 2013.-762 с. Глава.
20. Диареи у детей / В.П. Молочный, Л.И. Заварцева. Хабаровск, 2013.-205 с.
21. Диетотерапия при инфекционных заболеваниях у детей / В.П. Молочный, Л.И. Заварцева. Хабаровск, 2013.- 123 с.

1. Блокнот участкового педиатра . Часть 1. Здоровый ребенок: Учебное пособие для системы послевузовской подготовки врачей-педиатров. / В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина и др. – Хабаровск, 2003. – 340 с.
2. Интенсивная терапия и реанимация детей : Учебное пособие для студентов /В.П. Молочный - Хабаровск: ДВГМУ, 2003.- 204 с.
3. Гепатиты у детей : Учебное пособие для студентов / В.П. Молочный, И.И. Протасеня. - Хабаровск: ДВГМУ, 2003.- 204 с.
4. Блокнот участкового педиатра . Часть 2. Организованное детство: Учебное пособие для системы послевузовской подготовки врачей-педиатров. / В.П. Молочный М.Ф. Рзянкина и др. – Хабаровск, 2004. – 336 с.
5. Блокнот участкового педиатра . Часть 3. Острые болезни. Вакцинация. Неотложные состояния: Учебное пособие для системы послевузовской подготовки врачей-педиатров. / В.П. Молочный М.Ф. Рзянкина и др. – Хабаровск, 2004. – 280 с.
6. Здоровье детей в образовательных учреждениях . Организация и контроль/ Молочный В.П , Рзянкина М.Ф., Андрюшкина Е.Н. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2005.- 376 с.
7. Детские инфекции : Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов /В.П. Молочный, Н.Ф. Головкова, Л..И. Заварцева, И.И. Протасеня .- Хабаровск, 2006.- 311 с.
8. Гельминтозы у детей / П.С. Посохов, Н.Ю. Миропольская. Хабаровск : изд. ДВГМУ, 2009. – 127 с.
9. Пропедевтика инфекционных болезней детского возраста / В.П. Молочный, Н.В. Саввина, Т.Г. Дмитриева. Якутск, 2009. - 127 с.
10. Пропедевтика инфекционных болезней детского возраста: Учебное пособие для интернов, клинических ординаторов, курсантов ФПКиППС /В..П. Молочный, Н.В. Савина, Т.Г. Дмитриева. - Хабаровск:ДВГМУ, 2011. – 111 с.
11. Диетотерапия при инфекционных заболеваниях у детей : Учебное пособие для системы послевузовского и дополнительного профессионального образования врачей /Л.И. Заварцева, В.П. Молочный. - Хабаровск, 2012
12. Диареи у детей : Учебное пособие для системы послевузовского и дополнительного профессионального образования врачей /Л.И. Заварцева, В.П. Молочный. – Хабаровск:ДВГМУ, 2012

Менингоэнцефалит — воспаление вещества головного мозга и/ или мозговых оболочек, обусловленное инфекционным процессом или инвазией микроорганизмов.

Этиология

Наиболее частым возбудителем вирусного менингита у детей служат энтеровирусы (до 75% случаев). Бактериальные менингиты вызывают преимущественно Streptococcus pneumoniae , Neisseria meningitidis , Group B streptococcus , Listeria monocytogenes , Haemophilus influenzae типа b . Причиной возникновения вторичных бактериальных менингитов у детей чаще служат пневмококки, а также осложнения таких состояний, как фурункул в области лица, гнойный отит, тромбоз кавернозного и верхнего продольного синуса, сепсис, гнойный синусит, пневмония, остеомиелит.

Клиническая картина

Ведущие симптомы при энцефалите и менингите у детей — угнетение сознания вплоть до его потери, повышенная нервнорефлекторная возбудимость, судорожные припадки, лихорадка, менингеальные признаки. Тяжелый энцефалит может сопровождаться обширными инфильтратами, диффузным отеком головного мозга с венозным застоем и повышением внутричерепного давления, что приводит к дислокации структур головного мозга.

Лечение

Неотложные медицинские мероприятия.

• При развитии комы и признаках гиповентиляции выполняют экстренную интубацию, искусственную вентиляцию легких (ИВЛ), 50% О2, при данных о повышении внутричерепного давления — в режиме гипервентиляции.

• Для купирования судорог — диазепам (седуксен*) или мидазолам.

• При температуре тела более 38,5 °С — парентеральное введение метамизола натрия.

• Винпоцетин (кавинтон*) и/или пентоксифиллин (трентал*), ингибиторы протеолитических ферментов внутривенно капельно.

• Купирование отека головного мозга — дексаметазон, маннитол, далее фуросемид (лазикс*), магния сульфат.

• До определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам при гнойных менингитах назначают бензилпенициллины и/или цефалоспорины III поколения. При менингококковом инфекционно-токсическом шоке антибиотики на догоспитальном этапе рекомендуют не применять до стабилизации параметров гемодинамики.

• Возможно использование гентамицина (но не в качестве монотерапии), а при анаэробной инфекции — метронидазола.

— клещевом — иммуноглобулин против клещевого энцефалита и рибонуклеазу до нормализации температуры тела;

— гриппозном — римантадин (ремантадин*).

Нейротоксикоз представляет остро текущую реакцию детского организма на внедрение в сосудистое русло микробных и/или вирусных токсинов, способствующих мобилизации биологически активных веществ, совместно повреждающих эндотелий сосудов и приводящих к развитию токсического отека мозга, гипертермии, судорог и нейрогенного нарушения функций сердца и легких.

Клиническая картина

Диагностика

Диагноз нейротоксикоза устанавливают только у детей раннего возраста. В терминальной стадии нейротоксикоза и инфекционно-токсического шока клинические их проявления могут быть весьма схожи. Однако при сборе анамнеза болезни можно обнаружить, что это критическое состояние развилось определенным, диагностически значимым путем.

Лечение

Неотложные медицинские мероприятия.

• На догоспитальном этапе лечение направлено на борьбу с ведущим жизнеугрожаемым синдромом.

• Вводят нейролептические [прометазин (пипольфен*), дроперидол] и жаропонижающие препараты (парацетамол, реже метамизол натрия) в сочетании с физическими методами охлаждения, ГК (гидрокортизон, преднизолон или дексаметазон при отеке головного мозга).

• 40-60% кислородотерапия или гипербарическая оксигенация.

• Антиоксиданты — витамин Е (альфа-токоферола ацетат*), фосфолипиды (эссенциале форте Н*), димефосфон* и др., антигипоксанты (ГОМК, барбитураты).

• При отсутствии судорог ребенку могут быть назначены препараты ноотропилового ряда.

• При отеке головного мозга — маннитол, фуросемид (лазикс*), магния сульфат. При стабилизации состояния можно применять ацетазоламид (диакарб*). В клеточную фазу отека мозга (синдром набухания мозга) показано применение коллоидных препаратов (альбумин человека).

• Для снятия судорожного статуса помимо бензодиазепинов (диазепам, лоразепам, мидазолам) используют барбитураты короткого действия — 1% раствор гексобарбитала (гексенала*), тиопентала натрия. Препараты вводят внутривенно со скоростью, не превышающей 1 мл/мин (угроза коллапса), до достижения 3-й стадии наркоза (резкое сужение зрачков, вялый роговичный рефлекс, глазные яблоки по средней линии). После струйного применения препаратов их можно вводить внутривенно капельно в течение 1-2 ч. При угрозе остановки дыхания на фоне некупируемых судорог и необходимости срочной интубации больного с целью перевода его на ИВЛ применяют миорелаксанты короткого действия [суксамето- ния йодид (дитилин*), пипекурония бромид (ардуан*)], атропин и вводный наркоз с использованием ингаляционных или внутривенных анестетиков.

• Лечение нейрогенной тахикардии следует начинать с нейровегетативной блокады и введения натрия оксибутирата. При недостаточном эффекте внутривенно струйно вводят трифосаденин (натрия аденозинтрифосфат * ) с возможным повторением через 2-5 мин. Эффективны верапамил (изоптин*, финоптин * ) или пропранолол (обзидан * ). Далее назначают сердечные гликозиды (дигоксин).

• Лечение гипервентиляционного синдрома начинают с проведения нейровегетативной блокады. Для улучшения легочной гемодинамики применяют декстран (реополиглюкин * ), дипиридамол (курантил*), пентоксифиллин (трентал*), гепарин натрия.

• При тяжелом нейротоксикозе эффективно используют внутривенно иммуноглобулин человека нормальный (пентаглобин * , интраглобин * , октагам * и др.).

Токсикоз с эксикозом возникает у детей раннего возраста и обусловлен:

• значительными некомпенсированными потерями жидкости с рвотой и патологическим стулом;

• ухудшением центральной и периферической гемодинамики;

• патологическими изменениями всех видов обмена веществ;

• накоплением в клетках и межклеточном пространстве токсических метаболитов и их вторичным воздействием на органы и ткани больных.

Как и нейротоксикоз, токсикоз с эксикозом служит не осложнением основного заболевания, а характеризует степень его тяжести.

Клиническая картина

При развитии токсикоза с эксикозом на первый план выступают признаки обезвоживания, нарушения нервной деятельности и сердечно-сосудистой системы.

Дегидратация 1-й степени. Поведение детей характеризуется общим возбуждением, которое сменяется вялостью. Эмоциональный статус угнетен умеренно. Характерны сухость слизистых оболочек и кожи, небольшое западение большого родничка, глазных яблок. Потеря массы тела не превышает 5%. Кожа ребенка бледная. Тургор тканей снижен незначительно, складка кожи достаточно упругая, расправляется относительно быстро. Тоны сердца не изменены. Пульс ритмичный, хорошего наполнения, может превышать норму на 20-30 ударов/мин. Центральное венозное давление снижено умеренно. АД в пределах нормы или слегка повышено. Возможна небольшая гипервентиляция. В большинстве случаев уровень натрия и осмотическое давление в плазме крови в пределах нормы. Сгущение крови умеренное (гематокрит на 0,05-0,08 л/л превышает норму). Имеется тенденция к гиперкоагуляции крови.

Дегидратация 3-й степени. Дети адинамичны и безучастны к окружающему. Типичны сопор или кома, чаще в терминальной стадии болезни. Возможны гипокальциемические судороги. Симптомы обезвоживания выражены резко. Потеря массы тела превышает 10%. Центральное венозное давление отрицательное, систолическое АД отчетливо снижено. В легких прослушивают влажные, преимущественно мелкие хрипы, возможно обнаружение участков гиповентиляции. Анорексия, жажды нет. Перистальтика кишечника может быть угнетена с развитием его пареза. Типичны гипонатри- и гипокалиемия, но осмолярность плазмы почти всегда выше 300 мосм/л. Гематокрит изменяется, однако его величины не всегда отражают степень гемоконцентрации из-за нередкой для этих больных анемии. Гипокоагуляция крови. Анурия длительностью более 4-6 ч.

Различают изо-, гипо- и гипертонический тип дегидратации.

При изотонической дегидратации, несмотря на дефицит в организме детей воды и солей, концентрация натрия в плазме крови остается в пределах нормы (135-145 ммоль/л). Снижается объем плазмы и внеклеточный объем. Сохраняется в пределах нормы внутриклеточный объем жидкости. Гипотоническая дегидратация развивается при потере ионов натрия, калия и воды с рвотными массами и патологическим стулом при диарее. Внутриклеточная гипотония и увеличение внутриклеточного объема жидкости обусловлены притоком внутрь клеток воды вслед за ионами натрия. Гипертоническая дегидратация возникает в случае больших потерь воды, что наблюдают при увеличении неощутимых (перспирационных) ее потерь при одышке или высокой температуре окружающей среды. Уменьшается объем внеклеточного и внутриклеточного сектора за счет повышения осмолярности внеклеточной жидкости.

Лечение

Неотложные медицинские мероприятия.

• Регидратационное лечение больных с легкой и средней степенью тяжести обезвоживания при острых кишечных инфекциях можно проводить исключительно путем введения внутрь глюкозо-солевого раствора ВОЗ (глюкосолан*, регидрон* и др). При секреторном варианте диареи у детей более целесообразно использовать регидрон * .

Первичная регидратация направлена на коррекцию водно-солевого дефицита, присутствующего в момент начала лечения. Ее проводят в первые часы заболевания: при легкой степени обезвоживания — в первые 4 ч, при средней — 6 ч.

Грудным детям раствор ВОЗ следует давать пить небольшими порциями из рожка или по 2-3 чайные ложки через каждые 3-5 мин, но в дозе не более 100 мл в течение каждых 30 мин регидратации. Детям старшего возраста дают пить из кружки или по 1-2 столовых ложки с интервалом 3-5 мин. Большие порции воды могут спровоцировать рвоту. Жидкость можно восполнять путем непрерывного введения ее через стерильный тонкий желудочный зонд.

Поддерживающая регидратация направлена на возмещение продолжаемых потерь воды и солей. Ее проводят вплоть до прекращения диарейного синдрома: больному за каждые последующие 6-12 ч вводят столько раствора, сколько он потерял жидкости за предшествующий период времени.

• Для проведения инфузионной терапии применяют 10% раствор глюкозы*, ацесоль*, трисоль*, а также раствор Рингера*.

Рекомендуют в первые 6-12-24 ч активной регидратации пользоваться расчетной формулой:

где ОЖ — суточная потребность в воде, ДВО — дефицит внеклеточного объема, ТПП — патологические потери жидкости.

После ликвидации нарушений гемодинамики и стабилизации массы тела (обычно через 12-24 ч) расчет суточной потребности в воде проводят по формуле:

ОЖ = ФП + ДВО + ТПП.

После ликвидации дефицита внеклеточного объема (редко быстрей чем за 48 ч) расчет производят по формуле:

После прекращения патологических потерь — по формуле:

Для поддержания водного баланса или прибавляя к этому объему дополнительно по 30-50 мл/кг с целью дезинтоксикации (при ее наличии):

ОЖ = ФП + (объем диуреза).

Все расчеты необходимо производить на фактический вес больного.

При дегидратации 1-й степени объем внутривенно вводимой жидкости не должен превышать 1/3 ОЖ, при 2-й степени — 1/2 ОЖ, при 3-й степени — 2/3 ОЖ. Остальную жидкость вводят внутрь в виде воды, раствора ВОЗ (регидрон*, глюкосолан*), отваров изюма, кураги, моркови и пищи в объеме, зависящем от возраста больных, степени тяжести болезни и толерантности их ЖКТ. Ликвидацию обезвоживания проводят в течение от 1-х суток до 3-7-х суток и более (3-я степень).

При отсутствии точных сведений о динамике массы тела ребенка можно определить ДВО в зависимости от степени дегидратации: при 1-й степени он составляет 30-50 мл/кг, при 2-й — 6090 мл/кг, при 3-й — 100-120 мл/кг.

Учет патологических потерь жидкости (ТПП) производят при наличии продолжаемых рвоты и поноса, а также развитии у больных длительно сохраняемого метеоризма 2-й или 3-й степени. Качественный состав инфузионной жидкости определяют, в первую очередь, соотношением количества растворов, содержащих соль натрия и глюкозу. При лечении большинства детей грудного и раннего возраста, больных острыми кишечными инфекциями, оно составляет 1:1 или 1:1,5.

Общепринятым, особенно при наличии у ребенка признаков шока, считают более быстрое введение жидкости в первые часы регидратации, когда ее следует вводить в дозе до 10-15 мл/кг за первый час лечения. В большинстве случаев эксикоза 1-й и 2-й степени за первые 6-8 ч регидратации целесообразно вводить ребенку (вместе с питанием) объем жидкости, приблизительно равный его исходному ДВО.

Основным критерием адекватной регидратации у детей с токсикозом с эксикозом считают наличие постоянного мочеотделения в объеме не менее 1 мл/кг в час и прибавку массы тела в течение суток в пределах 1-2% ее исходной величины.

• Этиотропным лечением детей с токсикозами считают применение гипериммунных иммуноглобулинов, сывороток, плазмы. При кишечных инфекциях можно применять внутрь поливалентные бактериофаги, комплексные иммуноглобулиновые препараты (КИПы), кипфероны, лизоцим, лактоглобулины направленного действия. Кроме широко известных плазмы крови человека, иммуноглобулина человека противостафилококкового и иммуноглобулина человека противодифтерийного, в настоящее время с успехом применяют плазму антименингококковую, противопротейную, антиэше- рихиозную и др., титрованные с помощью возбудителей или их токсинов.

• Экстракорпоральную детоксикацию считают целесообразной у больных с тяжелой токсемией, угрозой развития полиорганной недостаточности. Чаще всего используют гемосорбцию, плазмаферез или объемное замещение плазмы, гемодиализ и реже — ультрафиолетовое и лазерное облучение крови.

• При парезе кишечника необходимо проведение декомпрессии ЖКТ (промывание и дренаж желудка, введение газоотводной трубки). Это осуществляют длительно, в течение 24-48 ч до восстановления пассажа пищи. Желудочный зонд лучше вводить ребенку через нос. Желудок промывают раствором Рингера* или другим солевым раствором (1-2% раствор натрия гидрокарбоната). Зонд оставляют открытым и опускают вниз (ниже спины ребенка) для создания эффективного дренажа желудочного содержимого. Газоотводную трубку должны вводить детям в сигмовидную кишку, т.е. не меньше чем на глубину 10-12 см, при этом проводят массаж передней брюшной стенки ребенка.

• Восстановление электролитного баланса — внутривенное капельное введение калия хлорида в дозе 3-5 ммоль/кг в сутки и более (при наличии диуреза) под контролем его показателей в крови. Препарат вводят в растворах глюкозы* при условии, чтобы его конечная концентрация не превышала 1%. Для устранения гипонатриемии у детей с парезом кишечника 3 степени применяют сбалансированные солевые растворы (раствор Рингера * ). Обязательной процедурой при лечении пареза кишечника у детей служит нейровегетативная блокада [дроперидол, диазепам (седуксен*), диазепам (реланиум*)].

Кафедра поликлинической и неотложной педиатрии ПФ

Адрес: Занятия проводятся на базе Кафедры поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи ул. Голубинская, 23, корп. 2 (Детская городская поликлиника № 42), конференц-зал и Научно-образовательного инновационного центра "Неотложные состояния в педиатрии" ул. Островитянова, д. 1.

Контакты:

Заведующий кафедрой поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи, Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Блохин Борис Моисеевич

тел. (499) 131-74-64, (499) 131-34-06 (тел./факс)

Куратор курса: Доцент, кандидат медицинских наук Овчаренко Е. Ю. Моб. тел. 89151551358

Зав.учебной частью: Доцент кафедры, кандидат медицинских наук Алдонина В. В. Тел. (495) 438-61-69

2. Путёвка должна иметь визу декана ФУВ и печать РНИМУ им. Н.И. Пирогова

3. Опоздавшие на цикл (но не более, чем на 3 дня) или не представившие пакет документов для зачисления в течение первых 3-х дней цикла (вся информация отправляется в базу данных электронного деканата в течение этого периода времени с блокированием дальнейшего включения слушателей в Приказ) зачисляются только с разрешения декана факультета усовершенствования врачей

4. Пакет документов для зачисления:

a. Путёвка (распространяется по детским поликлиникам города Москвы Департаментом здравоохранения через окружные Управления);

b. Заявка на выделение путёвки на обучения (по форме) на бланке конкретного ЛПУ с указанием цикла, его наименования, сроков проведения, кафедры, ФИО слушателя и его должности, на бюджетной основе;

c. Копию диплома об окончании ВУЗа

d. Оригинал и копию паспорта со страничкой прописки (регистрации)

e. При смене фамилии (несовпадение данных диплома об образовании и паспорта) копию документа, подтверждающего это изменение

f. Анкета слушателя (по форме) заполняется в день прибытия

Аудитория курса: врачи педиатры, врачи скорой медицинской помощи, врачи педиатры круглосуточной неотложной помощи на дому, врачи специалисты.

Программа тематического курса повышения квалификации включает стандарты оказания неотложной помощи и лечебно-диагностические алгоритмы.

1. Актуальные вопросы неотложной педиатрии. Служба неотложной медицинской помощи детям. Принципы обследования и выбора лечебно-тактических мероприятий при угрожающих состояниях у детей на догоспитальном этапе. Возрастные особенности, предрасполагающие к развитию неотложных состояний. Физикальное обследование детей при неотложных состояниях. Показания к экстренной госпитализации. Показания к лечебным мероприятиям первой помощи. Условия транспортировки

2. Неотложная помощь при коматозных состояниях у детей. Гипергликемическая, гипогликемическая, гипокортикоидная, алиментарная, цереброваскулярная, эклампсическая комы. Основные патогенетические механизмы. Диагностические критерии различных коматозных состояний. Скорость развития и предвестники. Алгоритм лечения. Мероприятия, недопустимые при коматозных состояниях. Ошибки в тактике ведения коматозных больных на догоспитальном этапе. Международные рекомендации.

3. Неотложная помощь при острых инфекционных заболеваниях у детей. Полиорганная недостаточность. Прошлое, настоящее и будущее. Пороговые диагностические значения. Формализованная оценочная система, критерии органной дисфункции. Рациональная антибиотикотерапия. Основные дифференциально-диагностические признаки заболеваний с инфекционными экзантемами. Нейроифекции, клиника, диагностика и неотложная помощь. Диарея. Неотложная помощь при эксикозе и ангедремическом шоке. Гемолитико-уремический синдром.

4. Базисная и расширенная сердечно-лёгочная реанимация. Международные программы СЛР. Оптимальные пути введения и выбор препаратов. Главное правило электрической дефибрилляции сердца. Мониторинг и прогностические критерии.

5. Неотложная кардиология в педиатрии. Классификация, диагностика, клиника. ЭКГ-признаки нарушений сердечного ритма на догоспитальном этапе. Пароксизм мерцательной аритмии, желудочковая экстрасистолия, желудочковая тахикардия, брадиаритмия. Международные рекомендации по применению ранней дефибрилляции.

6. Неотложная помощь при патологии верхних дыхательных путей у детей. Острый стенозирующий ларингит. Клиника. Принципы лечения, показания к госпитализации. Эпиглоттит. Клиника. Принципы лечения, показания к госпитализации. Принципы транспортировки. врожденные аномалии развития, гнойные заболевания глотки. Дифференциальная диагностика различных клинических вариантов обструкции дыхательных путей; Алгоритм диагностики и прогнозируемый эффект проводимой терапии. Инородные тела верхних дыхательных путей. Принципы оказания неотложной помощи. Открытие и поддержание проходимости верхних дыхательных путей.

7. Неотложная помощь при патологии нижних дыхательных путей у детей. Тактика и стратегия респираторной поддержки при синдроме острого повреждения легких и остром респираторном дистрессе. Бронхиолит. Бронхиальная астма. Неотложная терапия острого приступа бронхиальной астмы и астматического статуса. Принципы кислородотерапии. Неотложная помощь при инородных телах трахеи и бронхов. Первая помощь при синдроме плеврального напряжения. 8. Неотложная помощь при острых аллергических состояниях у детей. Острые аллергические и токсико-аллергические поражения кожи у детей. Острые буллезные дерматозы. Фармакотерапия генерализованной крапивницы. Ангионевротический отек Квинке. Анафилактический шок. Тактика и неотложная помощ.

9. Неотложная помощь при гипертермическом и судорожном синдромах у детей. Причины и механизмы развития судорожного синдрома у детей разного возраста. Судорожная готовность. Эпилептический статус. Тактические решения. Неотложные мероприятия при судорожном синдроме различной этиологии. Опасности гипертермии. Методы лечения гипертермического синдрома. Фебрильные судороги. Показания к назначению антипиретиков. Принципы выбора жаропонижающих препаратов.

10. Неотложная помощь при несчастных случаях у детей. Черепно-мозговая травма. Седация больных с черепно-мозговой травмой. Травма грудной клетки. Нестабильная грудная клетка. Кровотечения в трахеобронхиальное дерево, в полость перикарда. Открытые повреждения. Множественная травма. Международные стандарты оказания помощи детям с черепно-мозговой травмой. Медикаментозное обеспечение. Повреждения мягких тканей, травматические вывихи, переломы костей скелета. Неотложная помощь, показания к госпитализации. Укусы, уколы, ужаления. Методы защиты. Электротравма. Утопление в пресной и морской воде.

11. Неотложная помощь при острых отравлениях у детей. Количество яда и пути проникновения ядовитого вещества. Общая схема лечения и тактического решения при отравлениях. Детоксикационная терапия. Классификация психоактивных веществ. Этиопатогенез острых наркотических отравлений. Абстинентный синдром и синдром отмены – патогенез, клиника, лечение. Фармакогенные психозы, лекарственный гепатит, РДСВ. Дифференциальная диагностика.

ОБОРУДОВАНИЕ

· современными аудиовизуальными средствами,

· симуляционным центром для проведения практических занятий по освоению курсантами диагностики и лечения неотложных состояний у детей.

В процессе проведения мастер-классов, семинаров и лекций используются интерактивные панели, интерактивные доски и гипермедиа. Занятия проводятся с использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. В учебный процесс интегрированы актуальные информационные технологии, позволяющие осуществлять анализ ургентных проблем в неотложной педиатрии.


РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Теоретическая часть состоит из:

· Разбора клинических случаев с использованием гипермедиа;

· Обучение проводится в однородных по уровню группах от 6 до 10 человек.

Отработка практических навыков проводится в симуляционном центре и включает:

· Интерактивные образовательные тренинги на базе инновационных компьютерных гипермедиа технологий с использованием интерактивных панелей и интерактивных досок.

· Симуляционные тренинги неотложных состояний у детей, которые проводится в соответствии с международными стандартами на специальных манекенах и тренажерах с применением оригинальных компьютерных программ с инновационной технологией электронной дидактики, симуляционных сценариев, проведением дебрифинга.

· Мастер-классы с отработкой практических навыков на манекенах и виртуальных тренажерах.

· Тестирования по исходному, промежуточному и заключительному контролю.

На этапе отработки знаний проводится:

· Оценка базового уровня знаний

· Учет индивидуальных особенностей курсантов

· Организация поэтапного усвоения материала

· Организация групповой работы

· Формирование профессионально значимых личностных свойств

На этапе анализа знаний проводится:

· Разбор наиболее часто допущенных ошибок

· Индивидуальная бально-рейтинговая оценка

· Осуществляется тестирование по исходному, промежуточному и заключительному контролю.


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Семинарские занятия и мастер-классы начинаются с входного тестового контроля и завершаются тестовым контролем на выходе. В завершение проводится анализ уровня знаний. На кафедре имеется цент тестирования, оснащенный компьютерным классом с выходом в широкополосный интернет. Разработано оригинальное программное обеспечение позволяющее тестировать курсантов с графической поддержкой диаграмм, схем, графиков, аудио и видео материалами. Создан банк тестовых вопросов.



ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

С целью повышения качества обучения и квалификации специалистов первичного звена практического здравоохранения на кафедре внедрено дистанционное обучение с обратной связью после проведенного цикла в рамках очно-заочного курса. Дистанционное обучение реализуется при помощи телекоммуникационных технологий и высокоскоростного интернета. Данная форма обучения позволяет проводить обучение курсантов в области неотложной педиатрии без отрыва от производства.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции