На какой период отстраняется от работы человек с инфекционным заболеванием

Статья 76. Отстранение от работы

1. Никто не может быть отстранен от работы иначе как по основаниям, перечисленным в ТК, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.

Отстранение от работы производится либо по инициативе работодателя, либо по инициативе (по требованию) специально уполномоченных органов и должностных лиц.

В случаях, предусмотренных законом, отстранение от работы является обязанностью работодателя, а не его правом. При этом следует отметить, что законодатель обязанность отстранять работников от выполнения работы не ставит в зависимость от уважительности или неуважительности причины, по которой работник не прошел обучение, проверку знаний или медицинский осмотр. В этих случаях работник должен быть отстранен от работы при любых обстоятельствах.

2. Как указано в ч. 1 комментируемой статьи, работодатель обязан не допускать работника к исполнению трудовых обязанностей (отстранить его от работы):

1) если он появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Факт нетрезвого состояния работника либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтвержден как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например свидетельскими показаниями. Свидетельские показания должны быть оформлены актом, составленным с участием представителя профсоюза, если работник, отстраненный от выполнения трудовых обязанностей, является его членом (см. также комментарий к ст. 81);

2) если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работы, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знания требований охраны труда прямо закреплена в ст. 214 ТК. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29*(55);

3) если он не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

4) если при медицинском обследовании у работника выявлены противопоказания для выполнения порученной ему работы и если наличие этих противопоказаний подтверждено медицинским заключением, выданным в установленном порядке;

5) если действие специального права работника приостановлено на срок до двух месяцев (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права).

Приостановление действия специального права влечет отстранение от работы при условии, что работник в подобной ситуации лишается возможности исполнять свои обязанности по трудовому договору и если у работодателя нет другой подходящей для него работы.

Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие требованиям закона вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (см. также комментарий к ст. 74).

Работодатель вправе отстранить работника только в том случае, если специальное право приостановлено на срок до двух месяцев. Если же этот срок превышает два месяца или работник вообще лишен соответствующего права, то трудовой договор с ним подлежит прекращению по п. 9 ч. 1 ст. 83 (см. комментарий к этой статье);

6) по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных на это федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (в частности, органы и должностные лица федеральной инспекции труда).

3. Перечень оснований отстранения от работы, предусмотренный в комментируемой статье, не является исчерпывающим. Помимо указанных, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут быть предусмотрены и другие случаи, при которых работодатель обязан отстранить работника от выполнения им своих трудовых обязанностей.

Так, согласно ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и является обязательным для исполнения работодателем.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(56) главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе временно отстранять от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства.

Согласно п. 4 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(57) в случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Решение совета директоров о приостановлении полномочий директора (генерального директора) служит основанием для отстранения его от работы в соответствии со ст. 76 ТК (отстранение от работы по требованию органов, уполномоченных федеральными законами для отстранения от работы или недопущения к работе).

Отстранение от работы (приостановление полномочий) руководителя акционерного общества по решению совета директоров следует отличать от отстранения от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), которое служит самостоятельным дополнительным основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации, предусмотренным п. 1 ст. 278 ТК. Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(58) арбитражный суд отстраняет руководителя организации-должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований указанного Федерального закона.

4. Важно понимать, что отстранить работника от выполнения им своих трудовых обязанностей, по смыслу комментируемой статьи, допускается только на период существования причин, послуживших основанием для отстранения. Так, если работник появился на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или иного токсического опьянения, то он должен быть отстранен от работы только на тот день, в который находился в указанном состоянии. В связи с этим неправомерным будет отстранение такого работника от работы в последующие дни, в том числе, например, до решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания.

Если работник отстранен от работы в связи с тем, что не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда, то после прохождения такой проверки он должен быть незамедлительно допущен к выполнению трудовых обязанностей.

Работники, отстраненные от работы по требованию уполномоченных органов или должностных лиц, должны быть допущены к работе после отмены предъявленных требований.

5. Если работник отстранен от работы на законных основаниях, заработная плата за время отстранения ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК или иными федеральными законами.

Например, в соответствии со ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за государственным служащим, отстраненным от исполнения должностных обязанностей в связи с проводимой в отношении него служебной проверкой, денежное содержание (заработная плата) сохраняется на весь период отстранения.

Если работник был отстранен от работы на том основании, что он не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) и это произошло не по его вине (например, в связи с болезнью или в связи с тем, что работодатель не организовал соответствующим образом проверку знаний или прохождение медицинского осмотра), время отстранения от работы оплачивается ему как простой (см. ст. 157 ТК).

Каким образом это оформляется? Необходимо ли оплачивать время, на которое сотрудники были отстранены от работы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Временное отстранение от работы работников, контактировавших с больным ветряной оспой сотрудником, осуществляется на основании листка нетрудоспособности, выданного врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия — лечащим врачом. В случае карантина пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам, которые контактировали с инфекционным больным, за все время его отстранения от работы. Если карантин не был введен, то время отстранения работников оплате не подлежит.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не только в случаях, перечисленных в этой норме, но и в ситуациях, предусмотренных другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Так, на основании п. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее — Закон N 52-ФЗ), временному отстранению подлежат лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при невозможности их перевода на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. Отстранение этих лиц осуществляется на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей. За время такого отстранения этим работникам выплачивается пособие по социальному страхованию. При этом из п. 1 ст. 33 Закона N 52-ФЗ следует, что лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, и лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней,- различные категории лиц. В силу этой нормы контактировавшие с больным ветряной оспой лица подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством РФ. Поэтому мы полагаем, что применение порядка отстранения, установленного п. 2 ст. 33 Закона N 52-ФЗ, в отношении лиц, контактировавших с работником, заболевшим ветряной оспой, по нашему мнению, может быть обосновано только в том случае, если результатами лабораторных обследований будет установлено носительство возбудителей такого инфекционного заболевания этими работниками.

Статья 11 Закона N 52-ФЗ устанавливает обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Документом, предписывающим организации отстранить от работы контактировавших с больным ветряной оспой работников, является постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 05.02.2018 N 12 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3525-18 "Профилактика ветряной оспы и опоясывающего лишая" (далее — СП 3.1.3525-18). Соблюдение данного нормативно-правового акта является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.2 СП 3.1.3525-18).

В силу п. 6.13 СП 3.1.3525-18 при выявлении больного ветряной оспой в стационаре, учреждениях стационарного социального обслуживания для взрослых администрация таких организаций обязана отстранить от работы контактных лиц из числа персонала (п. 6.4 СП 3.1.3525-18), не болевших ветряной оспой, не привитых (имеющих незавершенный курс вакцинации) против ветряной оспы, не имеющих защитного уровня иммунитета к ветряной оспе и не получивших экстренную иммунизацию, с 11 по 21 день от начала контакта с заболевшим. Из данной нормы и содержания п. 6.13 в целом не следует, что словосочетание "больной ветряной оспой" применим только по отношению к пациентам, поэтому полагаем, что указанные в нем мероприятия проводятся и в том случае, когда ветряной оспой заболел сотрудник стационара. При этом СП 3.1.3525-18 не содержит разъяснений о порядке отстранения работников стационаров, контактировавших в очаге с больным ветряной оспой сотрудником.

В силу п. 42 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N 624н, при временном отстранении от работы граждан, контактировавших с инфекционными больными, листок нетрудоспособности выдается врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия — лечащим врачом. Продолжительность отстранения от работы в этих случаях определяется утвержденными сроками изоляции лиц, перенесших инфекционные заболевания и соприкасавшихся с ними.

На основании указанных норм мы приходим к выводу о том, что основанием для отстранения работников стационара, контактировавших с заболевшим ветряной оспой сотрудником, может являться только листок временной нетрудоспособности, выданный врачом-инфекционистом или при его отсутствии — лечащим врачом.

В силу части третьей ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Закон N 52-ФЗ не регламентирует вопрос оплаты времени отстранения работников, контактировавших с заболевшим инфекционным заболеванием сотрудником.

На основании п. 3 части 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее — Закон N 255-ФЗ) одним из случаев обеспечения застрахованного лица пособием по временной нетрудоспособности является карантин. Согласно части 6 ст. 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином. При этом карантин — это система ограничительных мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных болезней. Порядок осуществления карантина и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводится карантин, устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ст. 31 Закона N 52-ФЗ). В СП 3.1.3525-18 понятие карантина и его регламентация отсутствуют. В силу ч. 2 ст. 31 Закона N 52-ФЗ карантин может быть установлен в четко регламентированных случаях в определенном порядке решениями органов исполнительной власти.

Полагаем, что если в рассматриваемом случае в организации введен карантин, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным, на основании листка нетрудоспособности за все время его отстранения от работы в связи с карантином. Если карантин в рассматриваемом случае не введен, время отстранения работников из числа лиц, перечисленных в п. 6.13 СП 3.1.3525-18, подтвержденного листками нетрудоспособности, выданными врачом-инфекционистом (лечащим врачом), оплачиваться не должно.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Отделения Бинбанка в вашем городе. Режим работы, адреса банкоматов Бинбанка.

Ясновидящие в воронеже и воронежской области отзывы

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читать все комментарии


Мне 49 лет. Как любой женщине, …

Ярков приказное производство в гражданском процессе

ТЕМА 14. ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

14.1. Понятие и значение приказного производства

В российском гражданском судопроизводстве одной из форм упрощенного производства выступает судебный приказ. Институт судебного приказа был известен дореволюционному законодательству и закреплялся еще в Уставе гражданского судопроизводства 1864 г. Советскому законодательству …

Яндекс карта по кадастровому номеру земельного участка

Как узнать кадастровую стоимость участка или дома? Поможет карта ГОСБТИ:

  • найти участок по кадастровому номеру или адресу с характеристиками из РосРеестра,
  • посмотреть расположение и план участка с подложкой спутниковой съемки или схемы,
  • получить справки и выписки по данным, актуальным на

Яндекс деньги мошенничества можно ли вернуть деньги


Мошенничество в интернете не только не уменьшается, но, наоборот, еще больше разрастается. В связи с этим возникает вопрос, как вернуть деньги …

Яндекс деньги запрашивает паспортные данные что делать

Яндекс Деньги — это система платежей, с которой удобно делать покупки в интернете и пользоваться прочими благами электронной коммерции. Чтобы начать работу с сервисом, нужно просто создать профиль. Вы сможете пополнять кошелек и переводить небольшие суммы. Однако статус Анонимный, …

Являющимися неотъемлемой частью настоящего договора

бухгалтер

Договор подряда на монтаж оборудования

Образец договора подряда на монтаж оборудования. По договору Подрядчик обязуется выполнить для Заказчика работу по монтажу оборудования на условиях, указанных в настоящем Договоре, обязуется монтировать для Заказчика определенное оборудование и сдать работы о монтаже …

Являющемся или являющимся неотъемлемой частью договора

Настоящее Приложение является неотъемлемой частью договора и вступает в силу с момента его подписания.

Исполнитель: Заказчик:

/ / _____________ / /_____________

Приложение № 2

на складское обслуживание сборных грузов

Процедура работы склада ответственного хранения.…

Являются ли электронные письма доказательством в суде


Электронные версии изданий

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к …

Являются ли фамилия имя отчество персональными данными

Что включает понятие персональные данные


В связи с тем, что статьей 3 Закона о персональных данных понятие персональных данных имеет очень обобщенный характер, а законодательство об использовании персональных данных ужесточается, вопрос о том, что такое персональные данные, становится еще более …

Являются ли трамвайные пути разделительной полосой

потоков встречного направления и где это прописано?


ПДД п.1.2 Трамвайные пути не являются проезжей частью дороги, т.к. дорога состоит из одной или нескольких проезжих частей, а также трамвайных путей, тротуаров, обочин, а проезжая части дороги предназначена для движения БЕЗРЕЛЬСОВЫХ транспортных …

IV. Выявление в соответствии с медицинским заключением противопоказаний
для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором

Основание . Согласно части второй статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний. Такие противопоказания могут быть выявлены в ходе медицинских осмотров, проводимых как по инициативе работодателя (в силу требований законодательства), так и по инициативе работников .

В отношении 1-й категории осмотров, рассмотренной в предыдущем разделе, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минздрава России от 14.03.1996 № 90 работникам, которым противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами, на руки выдается заключение клинико-экспертной комиссии , а его копия в 3-дневный срок пересылается работодателю. Это заключение и является основанием отстранения работника от работы (недопущения к работе).

Вместе с тем, в силу требований части второй статьи 72 Трудового кодекса РФ работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, работодатель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При отказе работника от перевода либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Если результаты предрейсового (на автотранспортных предприятиях) или предполетного осмотра и осмотра перед сменой (в авиапредприятиях) свидетельствуют о наличии заболеваний, утомлении работника, недостаточном предсменном отдыхе, последствиях нервно-психологических нагрузок (умственного перенапряжения, перенапряжения анализаторов, эмоциональных перегрузок, стресса), работодатель также обязан отстранить работника от рейса (смены, полета) до устранения заболеваний, изменения состояния работника.

Не лишним будет напомнить и о том, что предрейсовые, предполетные, предсменные осмотры проводятся с целью предотвращения допуска к работе работника в нетрудоспособном состоянии, обусловленном болезнью, интоксикацией, расстройством адаптации. В каждом конкретном случае решение о дальнейших действиях отстраняемого работника (временный перевод, направление на клиническое обследование и для получения листка нетрудоспособности, направление работника на отдых и т.д.) принимается в соответствии с нормативными правовыми актами отрасли и локальными нормативными актами организации.

Решение об отстранении работника от работы (о недопущении к работе) работодатель будет принимать на основании заключения медицинского работника , но не о противопоказаниях работы для работника, а об неудовлетворительном состоянии здоровья работника, не позволяющем надлежащим образом выполнить трудовую функцию.

Время . Если медицинское заключение содержит противопоказания к выполнению трудовой функции работником, и он нуждается в предоставлении другой работы, то срок отстранения составляет время до оформления работодателем перевода работника.

V. Требования органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами

К числу органов и должностных лиц, уполномоченных требовать отстранения от работы, в первую очередь следует отнести суд . Так, согласно статье 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ, вступившего в силу 01.07.2002, только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решение о временном отстранении обвиняемого от должности. В соответствии со статьей 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ в случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Такое постановление направляется по месту работы обвиняемого и должно быть исполнено работодателем. Временное отстранение обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

Вторым, не менее могущественным в настоящее время органом, является федеральная инспекция труда. Согласно статье 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда имеют право отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. Кроме того, они вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, об отстранении от должности виновных в указанных нарушениях в установленном порядке.

Правом направлять работодателям требования об отстранении от работы наделен ряд иных специализированных инспекций и надзоров и их должностных лиц. Так, согласно Положению о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.08.1998 № 938) Главный государственный инспектор по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместители, старшие государственные инспектора и государственные инспектора имеют право давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и тепловых установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила.

Согласно Положению о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 № 1291 (с изм. на 08.05.2002) государственным инженерам-инспекторам гостехнадзора предоставляется право давать обязательные предписания (постановления, представления) юридическим лицам, должностным лицам и физическим лицам об устранении нарушений по вопросам, входящим в компетенцию органов гостехнадзора, в том числе об отстранении от работы работников из-за неудовлетворительного знания правил, норм и инструкций по промышленной безопасности.

В области финансового надзора и контроля правом ставить перед руководством подконтрольных организаций вопросы об отстранении ответственных работников от должности наделено контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в субъекте Российской Федерации. Так, согласно Положению о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 888, управление имеет право в случаях выявления нарушения законодательства, фактов хищений денежных средств и материальных ценностей, а также злоупотреблений, ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в этих нарушениях . Таким же правом наделен Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России (Положение о Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Россий-ской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 31.03.1998 № 53).

Требовать от работодателей отстранения работников от работы может только сравнительно небольшое количество органов государственной власти и их должностных лиц. Получив от какого-либо органа требование об отстранении работника, работодателю следует убедиться в том, что:

а) указанное требование предъявлено органом (должностным лицом), наделенным таким полномочием в соответствии с законодательством;

б) требование оформлено надлежащим образом.

Здесь будет уместным напомнить о судебной практике по применению статьи 38 ранее действовавшего КЗоТ РФ, которой определялся порядок отстранения от работы с приостановкой выплаты заработной платы. Как разъяснялось в Обзоре судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ (от 15.07.1994), рассматривая споры о законности отстранения от работы, суды не всегда проверяют, действительно ли предложение об отстранении от работы исходило от уполномоченного на это органа, было ли предложение оформлено надлежащим образом и, в зависимости от этого, насколько упомянутое предложение обязательно для исполнения администрацией. Рассматривая дело об отстранении работника от занимаемой должности на основании представления следователя, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила, что документ (представление следователя), на основании которого произведено отстранение, не отвечает требованиям закона. В соответствии со статьей 153 действовавшего в тот момент УПК РСФСР следователь в случае необходимости отстранения работника от должности с приостановкой выплаты заработной платы должен был вынести мотивированное постановление, подлежащее санкционированию прокурором или его заместителем, и только это постановление могло быть основанием для отстранения работника от работы. Работодателю же было направлено представление, в котором обращалось внимание на причины и условия, способствующие совершению преступления, и предлагалось с учетом допущенных работником нарушений в работе решить вопрос о дальнейшем его пребывании в занимаемой должности. Такое представление следователя само по себе не являлось основанием для отстранения работника от работы.

Из приведенного определения следует, что при разрешении споров о законности отстранения от работы работника необходимо тщательно проверять, что из себя представляет документ уполномоченного органа. Если в документе прямо содержится требование об отстранении работника от работы, и он отвечает установленным требованиям (то есть оформлен в виде специального документа — постановления, предписания ), то такой документ является основанием для издания приказа (распоряжения) об отстранении работника от работы . Если же в документе, полученном работодателем, содержится предложение, просьба или рекомендация решить о вопрос о возможности пребывания работника в занимаемой должности, о возможности его допуска к выполнению работ, то работодатель самостоятельно принимает решение, руководствуясь при этом частью первой статьи 76 Трудового кодекса РФ, а также иными статьями Кодекса и положениями нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Аналогично следует поступить работодателю, если ему направлено предписание об устранении нарушения законодательства, но не требование об отстранении работника от работы.

Период, на который работник отстраняется от работы в вышерассмотренных случаях, должен быть определен в актах, послуживших основанием для издания приказа (распоряжения) об отстранении работника от работы — в постановлениях, предписаниях и иных документах уполномоченных органов. Он может быть определен как конкретной датой, так и совершением определенных действий (например, устранением нарушения, пр.).

VI. Иные случаи

Отстранение производится на время служебных проверок. Порядок их проведения преимущественно регулируется ведомственными нормативными правовыми актами. Так, согласно Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждена приказом МВД России от 14.12.1999 № 1038 (с изм. на 16.11.2001) сотрудник может быть временно отстранен от должности в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. Отстранение от должности применяется в крайних, не терпящих отлагательства случаях, а также в целях полноты и объективности служебной проверки. Основанием для принятия такого решения является факт грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. Отстранение от должности производится по инициативе начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, которому предоставлено право приема на службу. До решения вопроса о восстановлении в должности сотрудник, временно отстраненный от должности, выполняет поручения по службе начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Основания и условия отстранения данной категории служащих также определяются уставами и положениями о дисциплине.

  • отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
  • отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

Законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также могут устанавливаться случаи отстранения работника от работе. Например, законодательством субъектов Российской Федерации о муниципальной службе устанавливаются следующие основания отстранения муниципального служащего от должности: нарушение служебной дисциплины, совершение дисциплинарных проступков, непредставление муниципальным служащим сведений об имуществе в установленные сроки, представление неполных или недостоверных сведений, получение от правоохранительных органов, органов государственной налоговой службы, судебных органов либо иных государственных органов и органов местного самоуправления информации о несоблюдении муниципальным служащим ограничений, установленных законодательством. Отстранение муниципального служащего производится на период проведения проверки причин непредоставления сведений или предоставления недостоверных, неполных сведений об имуществе, а также для проверки информации о несоблюдении ограничений по муниципальной службе. Проверка осуществляется в срок, установленный актами муниципального образования. Как правило, он составляет 1 месяц с последующим возможным продлением до 2-х месяцев. Отстранение муниципального служащего в случае совершения дисциплинарного проступка производится на время, указанное в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но на период, не превышающий 1-го месяца. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей производится должностным лицом, имеющим право назначать муниципального служащего на муниципальную должность муниципальной службы и освобождать его от замещаемой муниципальной должности. На период отстранения муниципального служащего на него (с его согласия) может быть возложено временное исполнение должностных обязанностей по другой муниципальной должности при условии обеспечения невозможности создания отстраненным муниципальным служащим препятствий для установления истины.

В предыдущем разделе настоящей публикации уже говорилось о сложностях отстранения от работы отдельных категорий работников, не прошедших гигиеническую аттестацию. Федеральное законодательство не предусматривает возможности предъявления требований об отстранении таких работников уполномоченными органами. Но зато этот пробел восполняется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Так, например, в соответствии с Временным порядком организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.02.2000 № 118, работодатель обязан при нарушении санитарных правил на объекте отстранить от работы лиц, не прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию с учетом профиля осуществляемой деятельности. Санитарными правилами для предприятий торговли, реализующих алкогольную продукцию, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 30.12.1998 № 23, установлено, что работники предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции должны проходить гигиеническую подготовку (аттестацию). Лица, не знающие и не выполняющие санитарные требования, отстраняются от работы.

Весьма распространенными являются споры о полномочиях должностных лиц Государственной противопожарной службы направлять работодателям требования об отстранении от работы работника, не прошедшего противопожарные инструктаж и обучение . Прохождение такого инструктажа и обучения в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Россий-ской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 14.12.1993 № 536 (с изм. на 20.10.1999), является условием допуска работника к работе. Федеральное законодательство не содержит разъяснения, как действовать работодателю в случае отказа работника от прохождения инструктажа, непрохождения его в установленное время, а также не предусматривает обязанности по отстранению такого работника от работы. На уровне города Москвы вопрос об отстранении решен следующим образом: согласно Положению о пожарно-технических комиссиях, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 10.08.1999 № 722, члены пожарно-технической комиссии организации вправе требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по пожарной безопасности, обучение и проверку знаний в системе пожарно-технического минимума или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции о мерах пожарной безопасности.

Далее действия работодателя могут строиться по различным схемам.

В заключительной части настоящей публикации мы поговорим о правилах оформления отстранения от работы и выясним, как должны решаться вопросы о выплате заработной платы отстраненным работникам.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции