Инфекция у ребенка нет слез

7:00 - 20:00 8:00 - 14:00

Космонавтов пр-кт, 5 Б

Волкова ул, 41 А


Родителям о дакриоцистите новорожденного

Дакриоцистит– это воспаление слёзного мешка. В период внутриутробного развития слезно-носовой канал закрыт плёнкой. Это нужно для его защиты от околоплодных вод. В момент рождения во время первого вдоха и крика эта плёнка прорывается и слезно-носовой канал становится проходимым и по нему уже слёзы вытекают наружу (в нос).
Но если по каким-то причинам этого не произошло, то слеза вместо того, чтобы оказаться снаружи застаивается внутри, в слёзном мешочке, и к этому застою очень часто присоединяется инфекция. Вот так и начинает развиваться острый дакриоцистит.

Симптомы дакриоцистита новорожденных:
Глаз красный, воспаленный. К 8-10-му дню жизни появляется гнойное отделяемое. При надавливании на область слезного мешка из слезной точки выделяется гной. Возможно слезотечение. Процесс, чаще односторонний, т.е. воспален один глазик. Это еще один признак, говорящий о том, что заболевание не банальный конъюнктивит. При конъюнктивите чаще воспалены оба глаза.
У части детей к 14-му дню жизни желатиновая пробка самостоятельно рассасывается, воспаление стихает. И собственно заболевание заканчивается без всяких последствий. Но в некоторых случаях этого не происходит, и тогда требуется помощь офтальмолога.

После того, как диагноз дакриоцистит будет установлен, необходимо начать лечение. Лечить заболевание у новорожденного ребёнка нужно по следующей схеме:
1. День начинаем с туалета глаз: промыть глаза стерильным раствором фурацилина в разведении 1:5000, купленным в аптеке или приготовленным самостоятельно – растворив 1таб. в стакане теплой кипяченой воды (если они закисшие), а затем, при помощи влажного ватного или матерчато-бинтового тампона очистить сам глаз от гноя, т. е снять все корочки с век и ресниц, в направлении от виска к носу
2. Провести массаж той области глаза, где расположен слёзный мешочек (I) путём надавливания на него указательным пальцем в сторону затылка (не бойтесь палец утопить в сторону глаза, вы упретесь в мышцу не навредив глазу, производя качественный массаж) и сверху вниз. Это нужно для того, чтобы выдавить желатиновую пробку (III) из носослезного канала (II).


Дополнительно можно использовать резиновую грушу, для оттягивания слизи из носослезного канала через нос, после проведенного массажа. Выполнять 2-3 раза в день; оттягивая грушей за одно применение - 3 раза

3.Закапать дезинфицирующие капли,например: сульфацил-натрия (альбуцид); витабакт ; окомистин ; Проводить эти манипуляции стоит 4 – 5 раз в день, если вашему малышу нет 2–х месяцев. Полезно это делать перед кормлением, так как во время еды ребенок сам продолжает эффективность массажа из-за разности давления в носу и ротовой полости. Курс 2 недели.
При выраженном инфицировании глаз назначаются антибактериальные средства: флоксал 0.3% (4-6 раз в день); тобрекс 0.3% (4-6 раз в день); фуциталмик 1% густая суспензия ( 2 раза в день); их курс от 5 до 7 дней, дальнейшее лечение дезинфицирующими каплями. Не рекомендуется использовать глазные мази, так как они на основе вазелина, который создает дополнительную ненужную вязкость в слезном канале.
Перед тем, как проводить эти манипуляции нужно тщательно вымыть руки, подстричь ногти.

Почему так важен массаж в области слезного мешка?
Организм ребенка развивается постепенно. Слезный мешок окружен мышцами, которые его сдавливают, выталкивая слезу в нос при моргании у детей с 4-х месяцев. Так как они уже меньше спят и чаще пользуются глазками. У детей до 2-х месяцев другой ритм жизни. Они больше спят и меньше моргают, поэтому работу мышц должен заменить массаж . Если массаж не делать, а подождать пока организм сам начнет пытаться выталкивать слезу в нос, то вы упускаете возможность вылечиться в домашних условиях. Ведь крепнет не только мышца, но уплотняется и желатиновая пробка за счет накопления в ней кальция. В результате мышца не в состоянии продавить эту заслонку, поэтому назначают зондирование носослезного канала. Вот почему так вожен правильный массаж в ранние сроки жизни ребенка.

Врач-офтальмолог Иванова Н. В.


Основными проявлениями острых кишечных инфекций являются рвота и/или понос, вследствие которых иногда развивается обезвоживание.

Причины

Инфекционные заболевания кишечника чаще вызывают вирусы. Вирусные кишечные инфекции проходят самостоятельно приблизительно в течение недели. Гораздо реже причиной заболевания являются бактерии или простейшие. Надо помнить, что понос и рвота могут быть связаны и с неинфекционными причинами, в том числе с употреблением опасных веществ, ядовитых растений и тому подобного.

Проявления

Обычно кишечные инфекции начинаются с подъема температуры, тошноты и рвоты. В скором времени появляется понос (жидкий стул, или диарея). Нередко беспокоит боль в животе. Однако совсем не обязательно, чтобы у ребенка были все перечисленные симптомы.

Чаще всего дети с вирусной диареей чувствуют себя плохо, но довольно активны. Если вследствие потери большого количества жидкости у ребенка развивается обезвоживание (дегидратация), то он может стать вялым*.

Следует позвонить педиатру, если

Нет необходимости звонить педиатру, если ребенок выглядит хорошо, даже если у него:

  • частый стул или большие порции стула
  • много газов в кишечнике
  • зеленый или желтый стул

Как долго сохраняется рвота и понос

Рвота чаще всего продолжается 1-3 дня. Понос обычно длится 3-7 дней, гораздо реже – до 2-х недель. Если ребенок выглядит хорошо, пьет достаточно жидкости и ест, потери с разжиженным стулом в течение 2-х недель не должны вызывать беспокойство.

Анализы

В некоторых случаях педиатр может рекомендовать сдать анализ кала для того, чтобы выяснить, какой возбудитель вызвал заболевание***.

Лечение

При диарее и рвоте чаще всего никакие лекарственные препараты не требуются****. В крайне редких случаях ребенку показан прием антибиотиков.

Противодиарейные препараты практически никогда не используются при диарее и могут быть опасны. Никогда не давайте их ребенку, если это не было рекомендовано педиатром.

Диарея очень распространена, поэтому в аптеках можно найти множество лекарств, которые рекомендуют при ней. Некоторые из них неэффективны, другие могут ухудшить состояние ребенка, поэтому не следует давать их ему.

Питание

Если у ребенка нет рвоты, то кормите его, когда он просит. Не настаивайте на еде и не ограничивайте в ней. Можно предлагать ему меньшие порции еды, чем обычно.

Если у ребенка рвота, давайте ему только часто небольшие количества жидкости.

Если рвота прекратилась, то можно начать постепенно вводить ребенку продукты, которые он ел до болезни, сначала в виде легких перекусов.

Как обильно поить ребенка

Очень важно обильно поить ребенка!

Ребенок с легкой диареей может пить то, что он пьет обычно. Но если диарея приводит к тому, что у ребенка появляется выраженная жажда, ему следует пить специальные жидкости.

Если у ребенка есть рвота, то предлагайте ребенку пить часто, но понемногу, начиная с глотка за один раз. Не позволяйте ему пить сразу слишком много, даже если его сильно мучает жажда, потому что большой объем жидкости может спровоцировать очередную рвоту.

Диета и питье при легком течении заболевания

В случае невыраженной диареи ребенок может продолжать есть все, что ел до болезни, смесь и молоко в том объеме, в котором ест обычно. Грудное вскармливание следует продолжить.

Ребенку старше 1-го года предлагайте разные жидкости. Важно, чтобы ребенок пил не только простую воду, поскольку она не содержит сахар и соли, которые ему нужны. Вы можете давать ему разбавленный детский сок или сквош (но не обессахаренные). Старайтесь избегать газированных напитков и концентрированных фруктовых соков.

Если у ребенка после приема коровьего молока или смеси появляется отрыжка или много газов в кишечнике, позвоните педиатру, чтобы обсудить с ним необходимость временных ограничений в диете.

При легкой диарее в специальных жидкостях (растворах электролитов) нет необходимости.

Диета и питье при заболевании средней тяжести

Ребенка с умеренной диареей следует оставить дома под присмотром.

Некоторые дети во время заболевания плохо переносят коровье молоко, поэтому педиатр может рекомендовать временное исключение его из питания. Грудное вскармливание следует продолжить.

Сладкие, газированные и спортивные напитки, супы, соки, молоко содержат несбалансированное количество соли и сахара, поэтому могут ухудшить состояние ребенка. Так что ребенку любого возраста следует предлагать пить специальную жидкость, содержащую сахар и соли (оральное регидратирующее средство – ОРС)*****. Эти жидкости восполняют теряемые с жидким стулом и рвотой вещества. Посоветуйтесь с педиатром, как долго и в каких количествах ребенку следует их пить.

Не стоит готовить такие растворы самостоятельно. Покупайте в аптеке специальные готовые порошки и разбавляйте их, как указано на упаковке, кипяченой водой (или сквошем). Важно разводить их не меньшим количеством жидкости, чем указано на упаковке. Если не можете найти ОРС в аптеке, позвоните педиатру.

Возможно, вам будет нелегко уговорить ребенка пить такую жидкость: хвалите его, предлагайте какую-то награду, разрешайте пить через трубочку. Если у ребенка нет рвоты, их можно пить в больших количествах (пока ребенок не начнет мочиться так же, как до болезни). Позже можно будет вернуться к обычным жидкостям.

Что делать при тяжелом заболевании

Если у ребенка есть симптомы, в случае которых выше рекомендовано позвонить педиатру, СРОЧНО свяжитесь с ним. Возможно, ребенку потребуется внутривенное введение жидкости в течение нескольких часов для коррекции обезвоживания. Обычно госпитализация не требуется.

Как не заразиться

Чтобы не заразиться от ребенка и не передать инфекцию другим членам семьи, всегда мойте руки перед и после того, как вы его трогаете. Риск заразиться от него особенно высок, когда вы меняете ему подгузник или отводите его в туалет.

Не пользуйтесь с ребенком одним полотенцем, пока он болен.

Не водите ребенка в детский сад или школу в течение 48 ч после последнего эпизода рвоты или поноса.

Не посещайте бассейн в течение 2-х недель.

Тщательно мойте бутылочки, соски и посуду ребенка.

Перед тем как готовить еду, мойте руки и проверяйте, чтобы все поверхности, на которых вы будете готовить, были чистыми.

Никогда не используйте еду после истечения срока годности. Внимательно следите за тем, чтобы сырое мясо и рыба не касались других продуктов. Не давайте ребенку недоваренное мясо и рыбу.

Комментирует педиатр клиники Чайка Эмилия Гаврилова

Врачу будет проще оценить степень обезвоживания ребенка, если вы взвесите его без одежды в самом начале болезни (с точностью до сотен грамм, т.е., например, не 10 кг, а 10,1 кг) – врач сравнит этот вес с тем, который будет во время осмотра. Также записывайте, как часто и в каком объеме ребенок мочится.

** Часто родители жалуются на то, что они не могут напоить ребенка: после каждого глотка воды у него появляется рвота. Однако после уточняющих вопросов нередко выясняется, что рвота у ребенка возникает через 5 минут и более после того, как он попил. Так вот, рвота на прием жидкости возникает прямо сразу после того, как ребенок что-нибудь выпьет, в течение нескольких секунд, а не минут. Если у ребенка частая рвота, но после приема жидкости он несколько минут ее удерживает, то надо продолжать его поить, сначала по чуть- чуть, по 5-10 миллилитров, но очень часто. Иначе разовьется обезвоживание и ребенку придется ставить капельницу для проведения инфузионной терапии! Страшна, конечно, не капельница (если не считать, что это некоторый стресс для ребенка), а то, что вы можете пропустить развитие обезвоживания, которое очень опасно для ребенка.

*** Посев анализа кала следует сдавать до начала антибактериальной терапии. Обычно готовится он в течение нескольких дней. Существуют также экспресс тесты на некоторые вирусы (ротавирус, аденовирус), результат которых можно узнать уже через несколько минут.

**** Конечно, при высокой температуре ребенку можно давать жаропонижающие (ацетаминофен или ибупрофен).

Антимикробные препараты нужны крайне редко. Однако для того, чтобы не пропустить такую ситуацию, обязательно свяжитесь с педиатром в случаях, перечисленных в разделе "Следует позвонить педиатру".

***** В России в аптеках продаются такие ОРС, т.е. специальные растворы для восполнения жидкости, как регидрон, гастролит, гидровит, хумана электролит и т.п.

Специально ограничивать активность ребенка не надо.

Если ребенок маленький, то кладите его в кроватку не на спину, а на бок, чтобы в случае рвоты рвотные массы не попали в дыхательные пути.

Лихорадка, сопли, слёзы


Вирус № 2 — респираторно-синтициальная инфекция. В отличие от парагриппа проявляет себя уже тогда, когда поражает мелкие бронхи и бронхиолы. И в этом особое коварство респираторно-синтициальной инфекции, которая может затянуться на две недели и более. При этом состояние подхватившего её человека часто напоминает астматическое: больной страдает от удушья (особенно на выдохе), его лёгкие свистят на все лады. В группе риска — пожилые люди, маленькие дети (до трёх лет) и обладатели хронических недугов. Особенно опасна респираторно-синтициальная инфекция для сердечников, аллергиков и людей с лёгочной патологией. Они переносят этот вирус тяжелее всего. Спасение — в своевременной диагностике, которую в этом случае лучше всего начать с рентгена грудной клетки.

Вирус № 3 — аденовирусная инфекция. У вас несколько дней высокая температура, тело налилось свинцом, а на шее и под мышками прощупываются увеличившиеся в размере лимфоузлы? Скорее всего в вашем организме поселился аденовирус. Помимо перечисленных выше симптомов отличительной особенностью этой пренеприятной инфекции является так называемая фаринго-конъюнктивальная лихорадка, проявляющаяся резью в глазах (сперва в одном, затем в другом). Через пару дней у больного текут слёзы, а под веками и в уголках глаз появляются заметные белые или сероватые плёночки. В отличие от гриппа и парагриппа кашель при аденовирусной инфекции, как правило, мокрый. У маленьких детей болезнь довольно часто сопровождается ещё и диареей (поносом).


Глава Научно-исследовательского центра по профилактике и лечению вирусных инфекций, иммунолог-инфекционист и аллерголог Георгий Викулов сообщил, как защититься от вируса при отсутствии медицинской маски.

Вирус № 4 — риноинфекция. Сама по себе она серьёзной опасности для человека не представляет. Но в совокупности с гриппом или парагриппом является настоящим чемпионом по. соплям. Обильное соплетечение — визитная карточка риноинфекции. А одно из самых неприятных её осложнений — гайморит (острое воспаление околоносовых пазух). В здоровом состоянии эти полости, а также несколько других, расположенных в области верхней челюсти, над бровями, а также в районе лобной кости, ничего, кроме воздуха, не содержат, облегчая тем самым вес нашего черепа и в буквальном смысле позволяя нам носить голову на плечах. В результате воспаления слизистой оболочки носа (которая и в относительно безболезненные времена содержит изрядную долю микробов) околоносовые пазухи заполняются жидкостью. Сначала прозрачной, затем водянистые выделения начинают загустевать. При обычном насморке густые сопли свидетельствуют о переходе ринита в заключительную фазу, и обычно (после соответствующего лечения) состояние больного нормализуется на шестой-седьмой день. При гайморите гнойные выделения могут длиться месяцами. Первый симптом заболевания — боль, возникающая при наклоне головы в области надбровья или верхней челюсти. Потом боли усиливаются и начинаются мучительные хронические мигрени, а гайморит поднимается выше и переходит во фронтит (воспаление лобной пазухи). Чтобы не довести себя до такого состояния, наш совет: лечите насморк, как только он появился.

Вирус № 5 — микоплазменная инфекция. Эта напасть поражает исключительно лёгкие. Именно она чаще всего провоцирует длительные, затяжные пневмонии. Болезнь начинается постепенно, с головных болей, ломоты в суставах, сухого кашля, болей в горле и озноба. Температура чаще всего бывает лишь слегка повышенной. Но выявить этот вирус можно лишь при помощи специального анализа, который сейчас можно сделать в любой микробиологической лаборатории. Одно радует: в отличие от гриппа и его сотоварищей возбудителя микоплазменной инфекции, который представляет собой нечто промежуточное между вирусом и бактерией, можно смело лечить антибиотиками.

Если вы всё-таки подхватили одну из вирусных инфекций, придётся попотеть.

— Одно из самых главных условий — постельный режим. Хотя бы неделю отлежитесь дома. И болезнь пройдёт быстрее, и окружающих ею не наградите.

— Пейте не меньше двух литров жидкости в день. С жидкостью из организма выводятся продукты интоксикации.

— На время болезни перейдите на растительно-молочную диету. Такая пища не потребует от вашего организма больших энергетических затрат на её переваривание и сэкономит силы для борьбы с болезнью.

— Если у вас температура, не спешите её сбивать. Сам по себе подъём температуры — явление естественное, защитная реакция на внедрение чужеродных вирусов и микробов в наш организм (такое же, как боль, рвота, понос). Так что, если температура не превышает 38 градусов и вы нормально её переносите, сбивать её не стоит. Снижая температуру, мы тем самым уменьшаем защитные силы организма.

— Не стоит забывать и о витаминах. Особенно о витамине С. Он повышает выработку интерферона, стимулируя деятельность иммунной системы. Кстати, больше всего этого витамина содержится в грейпфрутах.

— Не принимайте лекарства, не посоветовавшись с врачом. Особенно если речь идёт об антибиотиках. На вирусы они не действуют, а при бесконтрольном применении быстро вырабатывают лекарственную устойчивость (у болезнетворных бактерий).

Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.

В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:

  1. соматовегетативный (0–3 года),
  2. психомоторный (3–7 лет),
  3. аффективный (7–11 лет),
  4. эмоционально-идеаторный (11–17 лет).

Дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем. Именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведет к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма. Возможность развития соматоформных проявлений неврозов связана с формированием у ребенка эмоций и самосознания.

Развитие сознания

В период с 2 до 6 лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости от взрослых. Необычайно настойчивой становится познавательная деятельность крохи. К 3 годам многие дети располагают представлениями о своих возможностях. Дети старше 4 лет хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Пятилетние дети способны управлять своим поведением в соответствии с ситуациями, воспринимают себя членами социальной группы. В период с 6 до 11 лет у ребенка формируется представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения, а также самооценка. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Развитие эмоций

Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. До года ребенок выражает эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия. К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком – он топает ногами, дерется, кусается. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека, поэтому, если в яслях заплакал один малыш, начинают плакать все остальные.

В младшем школьном возрасте (6–11 лет) происходит дальнейшее развитие эмоциональной выразительности, интонаций, оттенков мимики. У ребенка формируется система личных отношений в классе.

В подростковом (11–17 лет) и более старшем возрасте продолжается развитие социальных эмоций с интенсивным ростом социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного ради другого человека. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на более спокойном эмоциональном фоне.

Нарушение нормального становления эмоций и сознания у детей, особенно раннего возраста, проявляется заболеваниями внутренних органов. Это явление получило название соматизация. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются. При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны – это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой – привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Виды соматизации у детей

От 0 до 3 лет
соматовегетативные проявления

Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, например чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном газообразовании. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса. В дальнейшем закрепляются срыгивания, а при наличии функционального пилороспазма бывает рвота.

Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в кроватке, перегрев или охлаждение, боли в животе, чрезмерный свет или темнота и т.п. Нарушение сна быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время и усиливается после перенесенных заболеваний.

На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати. По выражению лица и отдельным высказываниям крохи можно заключить, что он видит что-то страшное. В этом состоянии он не узнает близких, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Ночные страхи по типу упрочившейся условной связи нередко сохраняются в течение длительного времени.

Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребенок долго боится врачей.

Желудочно-кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи. Так, склонность к привычным запорам может возникнуть, если ребенок под влиянием эмоции страха однажды задержал акт дефекации. Особенно легко запоры или недержание кала возникают в новой для детей обстановке. При исследованиях кала патология не обнаруживается. Однако при длительных запорах, которые приводят к вторичным нарушениям моторики и флоры кишечника, в анализах кала могут быть выявлены патологические изменения.

Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Дети отказываются от твердой пищи, медленно жуют, пережеванную пищу долго держат во рту. Зачастую это обусловлено страхом глотания, развившимся в связи с какими-либо неприятными ощущениями в процессе кормления (очень горячая или холодная пища, боль в горле, насильственное кормление).

С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка. Иногда привычная рвота возникает при виде пищи. Рвотный рефлекс формируется с чрезвычайной быстротой. Бывает достаточно однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на ребенка в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, слова), образовали связь с рвотным центром. Особенно легко закрепляется рвотный рефлекс после соматических заболеваний, во время которых наблюдалась рвота.

Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи). Дети, имеющие такие проявления, плохо приспосабливаются к изменениям погоды. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров все жалобы усиливаются, появляется раздражительность, капризность.

Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

От 3 до 7 лет
психомоторные проявления

Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Дети гиперактивны, не могут спокойно заниматься одной деятельностью. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания.

Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующихв речевом акте. Переходящее заикание наблюдается у 4% детей, а стойкое – у 1%. Заикание чаще встречается у мальчиков. Возникает в возрасте от 3 до 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления. Происхождение заикания связывают с неблагоприятным речевым климатом в семье – перегрузка информацией, попытки форсировать развитие речи, чрезмерная требовательность к речи и т.д. Спустя некоторое время после появления заикания у ребенка закрепляется негативное отношение к собственному дефекту. Позднее, в школьном возрасте, и особенно у подростков, возникает логофобия (дети стесняются говорить).

Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д. Ребенок долго не может заснуть, часто пробуждается, его беспокоят устрашающие сновидения.

Нередко возникают снохождение и сноговорение. Нарушения сна сочетаются с различными страхами (темноты, одиночества и т.д.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос и пр.), навязчивыми ритуалами (многократное пожелание спокойной ночи, повторные просьбы к родителям).

Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Энурез рассматривается как патологическое явление после 4–5 лет, так как в более раннем возрасте недержание мочи во сне является физиологическим и связано с незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания. Распространенность энуреза у детей составляет 10%. Чаще встречается у мальчиков. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает испражнения. Обычно дети болезненно реагируют на свой недостаток, стараются спрятать от родителей испачканное белье.

От 7 до 11 лет
аффективные проявления

У детей от 7 до 11 лет самым частым проявлением невроза является головная боль. Дети жалуются на головную боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребенка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики (печальное, безучастное лицо), характерная осанка (опущенные плечи, сутулость), замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность. При этом ни сам ребенок, ни его родители не замечают нарушения настроения.

Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

С 11 до 17 лет
эмоционально-идеаторные проявления

В подростковом возрасте на первый план в клинической картине невротических расстройств выходят нарушения поведения, навязчивости. Еще до собственно клинических проявлений, в младшем возрасте, у этой группы пациентов появляются психопатологические расстройства (страхи, опасения за свое здоровье, навязчивые действия, ритуалы). Так, на ранних этапах формирования расстройств пищевого поведения ведущее место занимает страх перед едой, чувство тяжести и болезненные ощущения после еды, в результате чего пациенты ограничивают себя в еде, принимают слабительные. При прогрессировании симптоматики происходит нарастание дефицита массы тела вплоть до кахексии, обсессивно-фобические расстройства (страхи, ритуалы) приобретают большую выраженность, что утяжеляет клиническую картину, затрудняет лечение и реабилитацию больных нервной анорексией.

Кроме того, юношеский возраст характеризуется резким увеличением депрессивных дебютов, что обусловлено влиянием пубертатного периода, выступающего в качестве специфического стрессорного фактора. Отсутствие адекватных способов контроля и овладения своими эмоциями у части подростков проявляется в виде импульсивности, склонности к немедленному выражению вовне своих чувств и побуждений, ведущих к асоциальному поведению.

Таким образом, понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции