Санаторная школа для больных туберкулезом

Направление детей и подростков с малыми и затихающими формами туберкулеза в санаторную школу - интернат является одним из важнейших заключительных звеньев в плане этапного лечения детского туберкулеза.

Задача противотуберкулезного учреждения данного типа заключается в обеспечении правильного сочетания обучения больных детей и подростков по программе массовой общеобразовательной школы с проведением специфического лечения и широкого комплекса оздоровительных мероприятий до полного клинического выздоровления детей и подростков.

ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Шафрановская санаторная школа - интернат предназначена для обучения и оздоровления детей и подростков в возрасте от 6,5 до 14 лет с малыми и затихающими формами туберкулеза, сроком на один (учебный) год. По медицинским показаниям срок пребывания детей и подростков в данном учреждении может быть увеличен.

Направляются в ГООУ Шафрановскую санаторную школу-интернат дети, состоящие на учете в детских отделениях противотуберкулезных диспансеров и туберкулезных кабинетах поликлиник Республики Башкортостан, по следующим медицинским показаниям:

  • - ранняя туберкулезная интоксикация;
  • - хроническая туберкулезная интоксикация;
  • - вираж туберкулиновых реакций и гиперергическая чувствительность к туберкулезу;
  • - инфицированные туберкулезом, туберкулиноположительные дети и подростки из контакта с бацилловыделителями и больными активной формой туберкулеза;
  • - дети и подростки, перенесшие локальные формы туберкулеза с остаточными изменениями (пневмосклерозы, кальцинаты и т.п.);

Дети, у которых обнаружены заболевания зубов, глистная инвазия, лямблиоз, санируются до поступления в санаторную школу - интернат.

Первоочередность направления в санаторную школу - интернат при условии одного из перечисленных показаний определяется наличием у детей и подростков семейного контакта с активной формой туберкулеза.

Комплектование санаторной школы - интерната проводится путем централизованного отбора детей и подростков специально создаваемой комиссией в составе: врача республиканского противотуберкулезного диспансера, представителя Министерства образования РБ, директора и врача санаторной школы - интерната. Всем детям подлежащим направлению в санаторную школу - интернат Министерством образования РБ выписывается путевка.

Зачисление детей и подростков в санаторную школу - интернат проводится на основании следующих документов:

  • - карта санаторного отбора, заполненная лечащим врачом противотуберкулезного диспансера, в которой должны быть кратко представлены наиболее важные анамнестические данные о характере и давности туберкулезного заболевания, ранее проводимом лечении, пребывании в больнице, санатории или лесной школе, перенесенные заболевания, а также данные объективного лабораторного и рентгенологического исследования туберкулиновых проб. В карте указывается также основной туберкулезный диагноз, сопутствующие заболевания и лечебно-оздоровительные мероприятия, рекомендуемые для больных детей и подростков в первый период пребывания их в санаторной школе-интернате;
  • - индивидуальная карта школьника (форма N 26), содержащая данные осмотра всех врачей специалистов, сведения о проведенных профилактических прививках, результаты обследования ребенка на бактерионосительство;
  • - личное дело ребенка, содержащее данные об успеваемости в школе;
  • - свидетельство о рождении ребенка и заявление родителей о приеме его в школу.

Противопоказаниями для зачисления детей и подростков в санаторную школу - интернат являются органические поражения нервной системы с наличием умственной отсталости и нарушениями интеллекта, заболевания сердечно-сосудистой системы с нарушениями кровообращения, ревматизм в активной фазе, тяжелая форма ночного энуреза на почве органического поражения нервной системы, тяжелые заболевания крови и т.п.

Организация режима дня

В период затихания туберкулезного процесса у детей и подростков могут длительно сохраняться различные нарушения функционального состояния со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и особенно нервной систем. У детей и подростков в большинстве случаев на фоне истощенной нервной системы, неустойчивого внимания, ослабленной памяти и пониженной работоспособности отмечается повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, беспокойство (симптомокомплекс "раздражительной слабости"). Вместе с тем, дети и подростки должны получить образование в объеме учебных программ массовых общеобразовательных школ.

Важным моментом в оздоровлении детей и подростков с малыми и затухающими формами туберкулеза является санаторно-гигиенический режим дня.

Характерной особенностью режима санаторной школы - интерната для туберкулезных детей и подростков является: пребывание на свежем воздухе не менее трех часов в день, достаточная продолжительность сна, рациональное питание, правильное чередование учебных занятий с отдыхом и обеспечение широкого комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Для сохранения высокой работоспособности, большой эффективности занятий в учреждении установлена длительность урока 40 мин. При этом обязательно 35 минут отводится на учебные занятия и 5 минут - на физкультурные паузы.

За счет сокращения продолжительности уроков обеспечивается более длительное пребывание детей и подростков на открытом воздухе;

Обеспечивается максимальное использование на уроке наглядных пособий, технических средств обучения, дидактического материала и других элементов преподавания с целью сделать урок разнообразным, малоутомительным, достаточно эмоциональным и, вместе с тем, целенаправленным;

Для разрядки умственного напряжения или при перевозбуждении используются такие элементы урока, как "игра-учеба", "минутка тишины";

Обеспечивается пребывание детей и подростков на свежем воздухе на большой перемене после второго урока продолжительностью 30 минут

Обязательно соблюдается необходимая продолжительность сна:

Ночной сон - 9 часов 30 минут, дневной сон – 2 часа.

Обеспечивается регулярное проветривание учебных помещений и спален. Длительность проветривания до начала учебных занятий зависит от температуры наружного воздуха: при температуре +10 град. C и выше учебные занятия проводятся при открытых окнах и фрамугах; при температуре от +10 град. C до 0 град. C - проветривание во время перемен через окна и фрамуги, во время урока - только через фрамуги; при температуре ниже 0 град. C постоянная аэрация классов осуществляется через приоткрытую (угол открытия 16-20 град.) фрамугу переднего окна; при температуре ниже -10 град. C фрамугу открывать спустя 10-15 минут после начала урока и закрывать - за 10-15 минут до окончания урока.

В режиме дня особое внимание уделяется физическому воспитанию. Занятия носят направленный характер - овладение правильным дыханием, коррекция и лечение дефектов развития двигательного аппарата, координация движений, развитие внимания. Кроме общих уроков физкультуры организована лечебная физкультура, занятия которой назначаются детям и подросткам, имеющим остаточные явления перенесенного костного туберкулеза или другие сопутствующие заболевания, требующие занятий в специальной группе лечебной физкультуры.

В режиме дня санаторной школы - интерната включены различные формы физического воспитания: утренняя гимнастика, уроки физкультуры, физкультурные паузы, подвижные игры на переменах с пребыванием детей на свежем воздухе, лечебная физкультура, занятия в спортивных секциях, закаливающие процедуры.

В оздоровлении детей и подростков в санаторной школе-интернате используется галотерапия - соляная шахта с применением технологии сверхтонкого измельчения соли и управления концентрацией солевого аэрозоля в воздухе соляной комнат. Аэрозоли хлорида натрия способны максимально глубоко проникать по дыхательным путям и стимулировать двигательную активность, ресничек мерцательного эпителия и изменять его проницаемость до уровня бронхиол. При этом улучшается реологические свойства бронхов, улучшается противовоспалительный эффект, отхождение мокроты и накопившейся слизи в бронхах. При получении гало терапии повышается иммунитет.

Организация питания

Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим лечебно-оздоровительным фактором; оно должно быть полноценным и соответствовать возрасту детей и подростков.

Общая калорийность питания должна быть на 15-20% выше калорийности питания здоровых детей и подростков. Рацион питания следует увеличивать за счет повышения содержания в пище, главным образом, белков животного происхождения, повышающих сопротивляемость организма к туберкулезу.

В ГООУ Шафрановская санаторная школа - интернат организовано 6-разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин.

Уделяется большое внимание обеспечению в достаточном количестве содержания в пище витаминов C, B1, B6 и Д. У детей и подростков, больных туберкулезом, отмечается большой дефицит аскорбиновой кислоты, витамина В1, пиридоксина (B6). Суточные нормы витаминов для детей и подростков, больных туберкулезом: B1 - 2-4 мг, B2 - 2-4 мг, C - 300-600 мг, A - 3000-6000 ед, в связи с чем, широко применяется напиток из шиповника, витамины в виде драже, проводится витаминизация третьих блюд.

Организовано кумысолечение сезонно осенью и весной по два месяца, так как кумысолечение оказывает благотворное действие на кровь: повышает содержание гемоглобина, улучшается лейкоцитарная формула. Кумыс влияет на сопротивляемость организма болезнетворным факторам, в частности, при хронических бронхитах кумысолечение приводит к коррекции иммунного статуса, способствуя выздоровлению.

Лечебно-профилактическая работа

Работа медицинского персонала ГООУ Шафрановской санаторной школы - интерната включает в себя все основные разделы лечебно-профилактической и оздоровительной работы, а именно:

  • - организацию и систематическое проведение санаторно-гигиенического режима учреждения;
  • - санаторного питания;
  • - проведение химиопрофилактики в соответствии с медицинскими показаниями;
  • - углубленное изучение состояния здоровья, психо-физического развития и степени работоспособности детей с целью выработки рекомендаций в отношении индивидуализированного медико-педагогического подхода к каждому учащемуся;
  • - оценку эффективности пребывания детей и подростков в санаторной школе-интернате на основе анализа динамики туберкулезного процесса, уменьшения или исчезновения интоксикации, сдвигов физического развития, школьной успеваемости и усвоения санитарно-гигиенических навыков воспитанниками.

В течение первых 10-15 дней пребывания детей и подростков в санаторной школе - интернате врач проводит углубленный медицинский осмотр, данные которого заносятся в историю болезни. Общий клинический осмотр детей дополняется определением уровня их физического развития, постановкой туберкулиновых проб.

Общее физическое развитие определяется по трем основным признакам (вес, рост, окружность грудной клетки). Оценка физического развития проводится по местным стандартам физического развития здоровых детей соответствующих возрастных групп, указывая в процентах дефицит веса, роста. При оценке физического развития учитывается состояние мягких тканей, степень отложения кожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, наличие или отсутствие нарушений осанки; жизненная емкость легких (методом спирометрии) и мышечная сила (с помощью ручного динамометра).

После углубленного осмотра врач санаторной школы - интерната в соответствии с клиническим диагнозом туберкулеза и рекомендациями противотуберкулезного диспансера назначает детям и подросткам соответствующее лечение (химиопрофилактику).

Химиопрофилактика – метод первичной профилактики туберкулеза, который заключается в применении противотуберкулезных препаратов группы ГИНК в течение 3 – 6 месяцев.

Дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья детей и подростков включает в себя:

  • - диспансерный осмотр в первые месяцы пребывания детей в санаторной школе-интернате (сентябрь - октябрь) врачами специалистами в составе: отоларинголога, офтальмолога, ортопеда, психоневролога, стоматолога;
  • - ежемесячные углубленные врачебные осмотры учащихся с определением месячной прибавки веса и заполнения данных осмотра в историю болезни, ежедневный осмотр температурящих детей и подростков;
  • - ежедневное измерение температуры тела всем детям и подросткам;
  • - определение физического развития по всем показателям в динамике три раза в год (сентябрь, январь, май);
  • - контроль за физическим воспитанием детей и подростков, эффективность которого оценивается на основании сравнительных показателей физического развития детей и подростков в начале и в конце учебного года;
  • - проведение не менее трех раз в год клинического анализа крови, анализа мочи и обследования на яйца глистов, дважды в год (осенью и весной) - туберкулиновых проб и рентгенологических исследований;
  • - консультация педиатра-фтизиатра противотуберкулезного диспансера (два раза в год).

Каждые полгода проводятся медико-педагогические совещания (медперсонал, директор, учителя и воспитатели) с обсуждением вопросов оздоровления детей и подростков, определением форм индивидуального медико-педагогического подхода к каждому воспитаннику и др.

Оценка эффективности пребывания детей и подростков в санаторной школе-интернате

Основным критерием эффективности пребывания детей и подростков в санаторной школе - интернате является снятие симптомов туберкулезной интоксикации:

  • - нормализация температуры и патологических изменений со стороны крови;
  • - достаточно хорошее нарастание веса и положительные сдвиги в общем физическом развитии;
  • - улучшение в динамике функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, подтверждаемое специальными функциональными пробами;
  • - нормализация функций нервной системы, сопровождающаяся снятием головных болей, повышенной возбудимости и быстрой утомляемости.

По окончании учебного года врач решает вопрос о выписке детей и подростков из санаторной школы - интерната или продлении их лечения. Заключение представляется на окончательное решение специальной комиссии, организуемой в санаторной школе - интернате.

Туберкулез, чахотка, бугорчатка. Как бы ни называли это заболевание в разные времена, издревле от него страдают как люди, так и животные. В 1993 году Всемирной организацией здравоохранения туберкулез был объявлен национальным бедствием, а 24 марта - Днем борьбы с ним. Наша съемочная группа как раз побывала в уфимской школе-интернате, где дети проходят профилактику от этой болезни.


Прививки, чистота, здоровый образ жизни и флюрография побеждают сырость, микробы, загрязнения и хлам. Такое театрализованное представление ко дню борьбы с туберкулёзом подготовили воспитанники и педагоги уфимской санаторной школы-интернат №2. Несмотря на возраст, этим ребятам такая тема, к сожалению, близка.

Айгуль Хабибуллина, директор Уфимской санаторной школы-интерната № 2: "Мы оказываем услуги по лечению детей с заболеванием верхних дыхательным путей, а также мы принимаем к размещению детей, нуждающихся в изоляции от туберкулезных больных. Если в семье появляется заболевающий член семьи, мы детей принимаем к себе. Сами дети безусловно здоровы. Опасности ни для кого они не представляют".


В этот интернат дети приезжают со всей республики. Это ученики со второго по девятый класс. Сейчас здесь около двухсот воспитанников. Минимальное время их пребывания в санаторной школе 1 год, а максимальное — 5 лет. Ребята находятся тут до тех пор, пока медработники не примут решение, что им больше не требуется изоляция от членов семьи, которые болели туберкулёзом и вылечились.

Айгуль Хабибуллина, директор Уфимской санаторной школы-интерната № 2: "Мы раз в году проводим заседание медицинской комиссии, которая рассматривает и принимает решение, что ребёнка можно вернуть в семью. И мы его возвращаем".


В уфимском интернате создана материальная база для лечения и профилактики. В прошлом году учреждение получило грант в полмиллиона рублей. На эти деньги было закуплено оборудование. Теперь в интернате есть соляная шахта, физкабинет, а также процедурный и медицинский.

Ляля Губайдуллина, врач-фтизиатр Республиканского противотуберкулезного диспансера: "Очень благотворно влияет соляная шахта на детей для оздоровления, магнитотерапия. Тубусный кварц используется при эпидемии гриппа. Они здесь получают пятиразовое питание, витамины".


Врачи говорят, что болезнь у детей протекает тяжелее, чем у взрослых. Заразиться туберкулезом можно как воздушно-капельным путем при разговоре, кашле и чихании больного, так и вдохнув микобактерии с пылью или проглотив их с пищей. Поэтому профилактика необходима.

Ляля Губайдуллина, врач-фтизиатр Республиканского противотуберкулезного диспансера: "Если ребёнок был в контакте с туберкулёзным больным, то проходит химиопрофилактику. Лечение уже идёт препаратами. К неспецифической профилактике относится закаливание и санаторное лечение".

Рассказать о методах профилактики может теперь и воспитанница интерната Александра. Здесь ни одно мероприятие не проходит без её участия. Девушка говорит, что в санаторную школу её приняли три года назад. Сейчас она заканчивает 9 класс и выпускается. Дальше планирует поступать в педагогический. В некоторой степени на выбор будущей профессии повлияли и педагоги интерната.


Александра Кортюкова, воспитанница Уфимской санаторной школы-интерната № 2: "Нравится как наш коллектив работает и хочу учить детей. С самого детства у меня такая мечта".

Сколько всего детей интернат оградил от туберкулёза, сказать сложно. Со слов директора, это связано с тем, что каждый год принимаются новые ребята, а другие отправляются домой. Кроме того, санаторная школа существует давно. На следующий год ей исполняется 60 лет.


Хочется верить, что дети, которые сейчас находятся на профилактике в интернате, больше никогда в своей жизни не столкнутся с туберкулёзом, хоть даже и косвенно. А от того времени, что они здесь провели, останутся только тёплые воспоминания, и, возможно, через несколько лет они так же придут на встречу выпускников.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ (ОБЛАСТНОЕ) ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ,

для детей 7-14 лет

(Санитарно-гигиеническое просвещение в условиях санаторной школы- интерната
для детей с туберкулезной интоксикацией).

Яковлева Елена Сергеевна -

директор санаторной школы-интерната

заместитель директора по воспитательной работе

Боева Ольга Александровна - социальный педагог

Туберкулез - одно из наиболее древних и широко распространенных хронических инфекционных
заболеваний.

Археологические находки на территории современной Европы позволили обнаружить туберкулезные изменения в костных остатках людей каменного века.

В Гейдельберге (Германия) в начале XX века при раскопах найден скелет молодого человека, жившего в V тысячелетии до кашей эры, у которого был туберкулез позвоночника с образованием горба. Легочный туберкулез был известен в Древней Индии под названием "баласа", и в Древнем Китае как "чао- пинг".

В своде законов Вавилонии - "Кодексе Хаммурапи" ( II тысячелетие до н.э.) описывается легочная чахотка. В Португалии и Венеции действовали законы, требующие сообщать обо всех случаях заболеваний такого рода, а в Персии больных туберкулезом изолировали наравне с больными проказой.

Данные о туберкулезе имеются и в русских летописных источниках.

В древнерусских летописях и рукописных лечебниках XVI - XV 1 I веков описывается неизлечимая болезнь "злая сухота", болезнь "чахотка". Название "чахотка" произошло от слова "чахнуть", то есть худеть, истощаться, слабеть, что является характерным проявлением болезни.

В источниках XVIII века кроме легочной чахотки, есть упоминание о "гербовой болезни", "немочи в вертлюге" (патология тазобедренного сустава) и "волосатике" (туберкулезное поражение костей и суставов с образованием свищей).

В 1546 году итальянский врач Дж. Фракасторо высказал мысль о заразности туберкулеза. Он считал, что мокрота больного содержит "незримые семена болезни", которые распространяются в окружающей среде и становятся источником заражения.

Французский ученый Р. Лаэннек (1781-1826) впервые ввел термин "туберкулез". Он утверждал, что начальной формой туберкулеза являются бугорки и инфильтраты, которые при неблагоприятном течении заболевания преобразуются в язвы.

В 1865 году французский врач Ж. Вильмен заключил: "Туберкулез заболевание, причиной которого служит инфекционный агент".

В 1852 году русский ученый и врач Н.И. Пирогов впервые обнаружил "гигантские" клетки в туберкулезном бугорке.

24 марта в 1882 году открыл возбудитель туберкулеза немецкий бактериолог Роберт Кох (бацилла Коха). Микробы, вызывающие заболевание, Кох обнаружил при исследовании под микроскопом мокроты больного. В 1911 году Роберту Коху была присуждена Нобелевская премия. Вопросы борьбы с туберкулезом обсуждались на международных медицинских конференциях и съездах в конце XIX - начале XX века.

В 1909 году в Москве открылась первая бесплатная лечебница для чахоточных больных, 16 специалистов вели в ней амбулаторный прием, не получая за это денежного вознаграждения.

В 1970-ые годы наметилась тенденция к снижению заболеваемости туберкулезом и смертности от него как во всем мире, так и в нашей стране.

Однако с начала девяностых годов, после непродолжительного затишья в четверть века, туберкулез начал новое наступление. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сегодня около трети населения земного шара инфицировано туберкулезом. Ежегодно в мире от него умирает более 3 миллионов человек, в России более 20 тысяч, в городе Липецке 20-25 человек. Ежесекундно на Земном шаре заражается туберкулезом один житель. Один больной открытой формой туберкулеза способен заразить от 30 до 50 человек.

От туберкулеза и его последствий умирает больше, чем от СПИДа, малярии и тропических заболеваний вместе взятых!

Рост туберкулеза отмечается во всех странах мира. Он как страшная месть возвращается в развитые страны.

ПУТИ ЗАРАЖЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗОМ. Туберкулез - воздушно-капельная инфекция и заражение бактериями туберкулеза происходит практически только через дыхательные пути от человека к человеку. Внедрение бактерий в организм, вызывает в тканях легких реакцию, защитные силы организма образуют антитела против них. Примерно через 6 недель после попадания бактерий в организм можно судить произошло ли заражение по туберкулиновой пробе (реакция Манту - это кожная реакция, которую производят на предплечье). Если обследуемый заразился микобактериями, то на месте внутрикожной пробы появляется через 3 дня маленький осязаемый узелок. Туберкулез может протекать под маской любого заболевания. Часто заболевший туберкулезом ничего не ощущает, или его начинает беспокоить кашель, покашливание, повышение температуры, потеря аппетита, ночное потоотделение, покалывание в грудной клетке.

Особенно внимательно должны относиться к себе люди, находившиеся в контакте с больным туберкулезом.

ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. С целью предупреждения распространения туберкулеза 24 мая 2001 года Государственная Дума приняла Федеральный закон.

В нашем городе создана городская целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в городе Липецке на 2002-2005 гг.

Цель программы санаторной школы-интерната "Опасные бациллы это гигиеническое воспитание учащихся, противотуберкулезная пропаганда, развитие детской санитарной деятельности, воспитание чувства ответственности за свое здоровье и здоровье других, расширение кругозора знаний и обогащение познавательного опыта в области туберкулеза.

ЗАДАЧИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПРОГРАММЫ

Ø формировать знания о болезни "номер один" в мире - туберкулезе, как об инфекционном заболевании;

Ø привить навыки гигиенической культуры по профилактике туберкулеза;

Ø формировать практические навыки в области гигиены жилища;

Ø формировать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье других

ЗДОРОВЫЙ И БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК. ПОНЯТИЕ О ЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ. МИКРОБЫ - ВОЗБУДИТЕЛИ ЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ.

ТУБЕРКУЛЕЗ - ЗАРАЗНАЯ БОЛЕЗНЬ. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПАЛОЧКИ.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ТУБЕРКУЛЕЗА. ПРОЯВЛЕНИЕ ТУБЕРКУЛЕЗА. ПУТИ ПЕРЕДАЧИ.

БОРЬБА С ТУБЕРКУЛЕЗОМ.

ПОНЯТИЕ О САНИТАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ.

ЗАКОН О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РФ.

Принят 24 мая 2001 года Государственной думой, одобрен 6 июня 2001 года ).

ЗНАЧЕНИЕ СВЕЖЕГО ВОЗДУХА. ДЫХАНИЕ. ПРОВЕТРИВАНИЕ КОМНАТ.

БОРЬБА С ПЫЛЬЮ. ВЛАЖНАЯ УБОРКА.

РЕЖИМ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В БОРЬБЕ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ.

ШКОЛЬНИКИ В БОРЬБЕ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ. ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО САНИТАРНОГО АКТИВА.

ПРИРОДНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕЧЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА.

ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ.

ТЕМА: Здоровый и больной человек. Понятие о заразных болезнях.

Микробы - возбудители заразных болезней.

ЦЕЛЬ: дать представление о заразных болезнях: брюшной тиф, дизентерия, малярия и
чесотка. Установить различие между здоровым и больным человеком.

1 Что такое здоровье? Здоровье - это нормальное состояние организма, ежедневное духовное, психическое и физическое самосовершенствование.

Духовное самосовершенствование - это ежедневное занятие творческими делами, познание нового.

Психическое самосовершенствование - это развитие речи, мышления, памяти, воображения, эмоций.

Физическое самосовершенствование - это ежедневные тренировки тела с помощью физических упражнений.

2. Что значит здоровый человек? Больной человек?

3. Что вы знаете о болезнях "грязных рук?"

4. Кто может заразиться дизентерией, гепатитом, брюшным тифом?

5. Итог занятия. Сделать краткую запись (вывод) по теме беседы в тетрадь "Здоровье".

ТЕМА: Туберкулез - заразная болезнь. История открытия туберкулезной палочки.

ЦЕЛЬ: Дать историческую справку открытия туберкулезной палочки, рассказать о
коварной болезни - туберкулез.

1. Роберт Кох - 1882 год - открытие туберкулезной палочки.

2. Ядовитые бациллы, строение, виды.

3. Жизнь и смерть бацилл.

4. Туберкулез - заразная болезнь.

5. Заключение. Выполнить рисунок бацилл. Записать слева от рисунка где она обитает, а справа как ее убить.

ТЕМА: Распространение туберкулеза. Проявление туберкулеза. Пути передачи.

ЦЕЛЬ: объяснить источники заражения туберкулезом и пути передачи бацилл.

ОБОРУДОВАНИЕ: схемы капельной инфекции и пылевой инфекции через вещи.

1. Источники заражения: больной человек, больное домашнее животное (крупный рогатый скот).

ü капельное заражение (схема);

ü пылевое заражение (схема);

ü контактное заражение;

2. Пути заражения:

ü дыхательный путь (нос, гортань, трахею, бронхи);

ü пищеварительные пути (рот, зев, миндалины, пищевод, желудок, кишечник);

3. Итог занятия. Записывать схемы заражения, составить краткий конспект по теме занятия.

ТЕМА: Борьба с туберкулезом. Понятие о санитарной профилактике. Закон о
предупреждении распространения туберкулеза в РФ (Государственная Дума 24
мая 2001 г .)

ЦЕЛЬ: Разъяснить факторы, влияющие на развитие туберкулеза. Дать понятие о санитарной
профилактике. Проработать закон о предупреждении распространения туберкулеза в
РФ.

ОБОРУДОВАНИЕ: закон о предупреждении распространения туберкулеза в РФ.

1. Факторы, влияющие на развитие туберкулеза:

а) сопротивляемость организма (иммунитет);

б) условия жизни - это быт, питание, климат, нервно-психические, контакт с больным.

2. Борьба с туберкулезом: прививки закаливание организма питание, режим дня чистота тела, жилища медицина.

3. Закон о предупреждении распространения туберкулеза в РФ от 24 мая 2001 года (Государственная Дума).

4. Итог. Практическое задание Статья 8. 10, 13 – кратко законспектировать.

ТЕМА: Значение свежего воздуха. Дыхание. Проветривание комнаты.

ЦЕЛЬ: учить детей правильно пользоваться свежим воздухом.

1. Что значит свежий воздух?

2. Прогулки при всякой погоде.

3. Как правильно дышать на улице?

4. Исследуем воздух не проветренной комнаты.

5. Как правильно и зачем нужно проветривать помещение?

6. Итог. Практическое занятие:

1) Как пахнет воздух?

2) Учимся проветривать комнату.

ТЕМА: Борьба с пылью. Влажная уборка.

ЦЕЛЬ: Объяснить о вреде пыли. Практически научить воспитанников делать правильно уборку и
влажную уборку.

ОБОРУДОВНИЕ: ведро, вода, швабра, тряпка, салфетка, мыло.

1. Объявление темы и цели занятия.

2. Изучение темы

1) Что содержит пыль?

2) Как бороться с пылью на мебели, цветах, полу, одежде?

3) С чего нужно начинать при уборке пыли?

3. Практическая работа.

1) Формирование групп и выдаче заданий: уборка пыли с кроватей, цветов, шкафов, подоконников, пола.

2) Выполнение заданий.

3) Отчет о проделанной работе.

4> Оценки за уборку.

4. Итог. Чему научились? Зачем это нужно?

ТЕМА: Режим и его значение в борьбе с туберкулезом.

ЦЕЛЬ: Познакомить воспитанников с режимом дня санаторной школы-интерната, довести
до каждого значение режима дня в оздоровлении организма,

ОБОРУДОВАНИЕ: текст "Режим дня".

1. Что такое режим дня?

2. Зачем нужно жить по режиму?

3. Знакомство с "Режимом дня" санаторной школы-интерната, как документом.

4. Практическое задание:

1) Просчитать, сколько нужно гулять по режиму.

2) Просчитать, сколько нужно спать по режиму.

3) Сколько времени ты учишься?

4) Обсуждение полученных результатов.

5. Телевидение и режим дня.

6. Гигиенические процедуры в режиме дня. Их роль.

7. А как ты выполняешь режим дня дома. Анкета.

8. Итог. Результат анкетирования, сравнение с нужным для жизни режимом дня (записать режим дня в тетрадь "Здоровье").

ТЕМА: Школьники в борьбе с туберкулезом. Задачи школьного санитарного актива.

ЦЕЛЬ: Разъяснить роль воспитанников в пропаганде знаний по профилактике туберкулеза.
Роль школьного санактива по организации профилактической работы по
предупреждению туберкулеза.

ОБ ОРУДОВАНИЕ: краски, кисти, бумага, карандаши.

1. Что ты знаешь о туберкулезе? Сделай плакат.

2. Рассказать соседу по парте все, что ты знаешь о туберкулезе, используя плакаты, схемы.

3. Что нужно делать для предупреждения туберкулеза.

4. Какую роль выполняет санитарная комиссия в нашей санаторной школе-интернате?

5. Определить права и обязанности санитарной комиссии (проекты).

6. Защита проекта по правам и обязанностям санитарной комиссии в нашей санаторной школе-интернате.

7. Итог. Пожелание здоровья. Оценки за тетрадь "Здоровье".

ТЕМА: Природные средства лечения туберкулеза.

ЦЕЛЬ: Познакомить воспитанников с растениями, обладающими лечебными свойствами при туберкулезе.

б) Заочное путешествие в мир лекарственных растений

1. Рассказ о лекарственных растениях:

ü береза бородавчатая;

ü лапчатка гусиная;

ü лещина обыкновенная;

ü липа сердцевидная;

ü лопух большой

ü можжевельник обыкновенный;

ü пастушья сумка;

ü первоцвет весенний;

ü подорожник большой;

ü полынь горькая;

ü тысячелистник обыкновенный;

ü шалфей лекарственный;

ü шиповник коричневый.

2. Правила поведения при сборе лекарственных растений.

3. Правила хранения лекарственных растений.

4. Книжное обозрение лекарственных растений и способы применения.
Практическая работа. Фито бар.

5. Запись рецептур в книгу здоровья.

ТЕМА: ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ.

ЦЕЛЬ: Познакомить воспитанников с лечебным питанием при туберкулезе (диета №11).

ОБОРУДОВАНИЕ: 2-х недельное меню для санаторной школы-интерната. Меню на день.

1. Из истории питания при туберкулезе:

ü принципы избыточного питания

2. Современное питание при туберкулезе:

· белки 120 -140 гр.

· жиры 100- 120 гр.

· углеводы 450 - 500 гр.

· калорийность 2990 - 3700 ккал.

З.Диетическое питание - диета №11, для людей с туберкулезной интоксикацией, в которой предусматривается увеличение количества животных белков.

4.3накомство с 2-х недельным меню. Меню на день.

Запись в тетрадь "Здоровье" меню на день.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Что является возбудителем туберкулеза?

Почему туберкулез является заразной болезнью?

Какова история открытия туберкулезной палочки?

Меры борьбы с туберкулезом.

Закон о предупреждении и распространении туберкулеза.

Каково значение свежего воздуха и проветривания помещения для профилактики туберкулеза?

Почему надо правильно дышать?

Какова роль режима в борьбе с туберкулезом?

Почему надо правильно питаться?

Какова роль школьного санактива в профилактике туберкулеза?

СХЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ТУБЕРКУЛЕЗУ

I . Мероприятия по ограждению детей от туберкулезной инфекции.

1. Ежегодное медицинское освидетельствование на туберкулез всех работников санаторной школы-интерната.

2. Снятие с работы выявленных при этих осмотрах больных активными формами туберкулеза.

3. Борьба с пылью, за чистоту школьных помещений.

4. Не допускать прием детей без справки об обследовании на туберкулез.

5. Удаление из школы детей, заболевших активной формой туберкулеза.

II . Профилактическая медицинская работа с детьми с малыми и затухающими формами туберкулеза.

1. Осмотр детей при приеме в санаторную школу-интернат.

2. Проведение химиотерапии.

3. Проведение физиотерапии.

III . Мероприятия по повышению сопротивляемости детей к туберкулезу.

1. Наблюдение за правильным пользованием свежим воздухом.

2. Наблюдение за личной гигиеной учащихся.

3. Проведение утренней зарядки, физкультминуток, спортивных часов.

4. Питание - рассчитанное по содержанию белков, жиров и углеводов 5 раз в день в установленные часы.

IV. Отдельные мероприятия.

1. Реализация педагогами программы "Предупреждение туберкулеза".

2. Контроль педагогов за пребыванием детей на воздухе, питанием, двигательной активностью.

1. Закон о предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 2001 .

2. Профессор М.И. Ойфебах "Предупреждение туберкулеза в школе".

3. Городская целевая программа "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в гЛипецке на 2002 - 2005 годы".

4. Инструктивно-методическое письмо по контролю за гигиеническими условиями обучения и организацией лечебно-профилактической работы в санаторных школах-интернатах для детей с малыми и затухающими формами туберкулеза.

5. Памятка по туберкулезу для старшеклассников. Липецкий городской противотуберкулезный диспансер.

6. М.С. Гарданов. Туберкулез: второе пришествие.

7. Т. Федюкина. Палочка Коха гуляет на свободе. (Липецкая газета)

8. Г.И. Платонов. В доме больной туберкулезом.

9. С.А. Колтаков. Несгибаемая палочка Коха.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции