Поправка к ук для больных туберкулезом

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ

Торубаров Павел Анатольевич

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF MEDICAL SERVICES

Pavel Torubarov

state budget institution of healthcare
"City clinical hospital №79" Department of health of Moscow-cardio-vascular surgeon,
Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье приводится анализ некоторых проблемных вопросов действующего законодательства в области медицины, связанных с недобровольной (в том числе и принудительной) госпитализацией пациентов. Отдельное внимание уделено госпитализации пациентов, страдающих туберкулезом, в свете последних изменений законодательства в этой области.

ABSTACT

The article provides an analysis of some problematic questions of the current legislation in the field of medicine related to involuntary (including compulsory) hospitalization. Special attention is given to hospitalization of patients suffering from tuberculosis, due to the latest changes in legislation.

Ключевые слова: медицинское право; права пациента; обязанности пациента; принудительная госпитализация; туберкулез.

Keywords: medical law; patient rights; responsibilities of the patient; involuntary hospitalization; tuberculosis

Как пример вынужденной медицинской услуги, можно привести неотложную ситуацию, когда пациент в силу определенных обстоятельств (бессознательное состояние) не может выразить свою волю. В этом случае с целью спасения жизни пациента врач принимает на себя ответственность за проведение медицинской манипуляции без согласия пациента.

Не вызывает сомнения тот факт, что взаимоотношения между медицинским работником (как в узком, так и в широком смысле) и пациентом (так же в узком и широком смысле) должны быть законодательно урегулированы.

Относиться к медицинскому праву, исходя из разделяемых теоретических позиций и концепций, можно по-разному. Медицинское право можно рассматривать как самостоятельную отрасль права, так и как комплексную, выросшую из межотраслевого подхода, но отрицать, что в современных условиях оно выделяется в отдельную ветвь, проходя путь семейного и трудового права, нельзя.

Нормы, которыми регламентируется процесс оказания медицинской помощи (оказания медицинских услуг), в настоящее время содержатся в различных законодательных актах, относящихся ко многим отраслям права.

Основополагающей нормой в указанном контексте, несомненно, является Конституция Российской Федерации [6]. Государство в соответствии с Конституцией гарантирует гражданам право на жизнь и здоровье вне зависимости от расы, пола, национальности, социального происхождения, языка и места жительства.

Во исполнение положений Конституции, право на жизнь и здоровье гарантируется несколькими законами.

Вслед за Уголовным кодексом Российской Федерации в ряду законов, гарантирующих право гражданина на здоровье, стоит Трудовой кодекс Российской Федерации [10].

Например, в ст. 323 и 330.3 ТК РФ указываются медицинские гарантии для определенной категории работников, ст. 254 ТК РФ предусматривает гарантии для женщин, связанные с беременностью и родами (в том числе – сохранение среднего заработка за беременной работницей при прохождении последней обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях).

Право граждан на медицинскую помощь обладает самостоятельностью и занимает основное место в системе прав человека и гражданина. В качестве гарантий указанного права следует отметить развитую сеть медицинских учреждений, декларируемую доступность медицинской помощи, развитие фармацевтической помощи.

В этой связи показательно будет остановиться на применении принудительных мер медицинского характера.

К принудительным мерам медицинского характера относятся не только различного рода освидетельствования и медицинские экспертизы, но и принудительное лечение.

Законодательно указывается возможность применения принудительных мер медицинского характера и к пациентам страдающим таким социально значимым заболеванием, как, например, туберкулез. Однако порядок их применения иной.

Ст. 314 УК РФ так же не может быть применена, так как в ст. 314 УК РФ речь идет о принудительных мерах медицинского характера, предусмотренных УК РФ (психическое заболевание), кроме того, согласно ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера могут быть применены только к гражданам, совершившим преступление, предусмотренного УК РФ [12].

Следовательно, в случае уклонения от госпитализации, решение о которой принято судом, гражданин должен нести ответственность за неисполнение судебного решения.

Итак, судом принято решение о недобровольной госпитализации страдающего туберкулезом гражданина в медицинское учреждение. За неисполнение такого решения, согласно ст. 16 Кодекса административного судопроизводства в РФ предусматривается ответственность согласно положениям Кодекса административного судопроизводства в РФ или Федеральными законами [4].

Однако, как было показано выше, реального механизма наказания и, следовательно, принуждения не существует.

Из вышеописанного можно сделать вывод, что согласно законодательству и ведомственным инструкциям, иными способами, кроме как уговорами и штрафами, принудить больного открытой формой туберкулеза к лечению невозможно.

Таким образом, вопрос о применении и исполнении норм законодательства был решен только Верховным судом РФ.

Подводя итог, следует отметить, что необходимо дальнейшее совершенствование правовых основ медицинской деятельности. Речь тут не идет о наделении врачей большими правами – это, безусловно, вопрос крайне спорный. Речь идет о наделении пациентов большими обязанностями и введении в законодательство более действенных мер принуждения к исполнению уже существующих обязанностей пациентов.

В России впервые может быть введена отсрочка отбывания наказания на время лечения для тяжелобольных заключенных. Такая поправка к Уголовному кодексу РФ содержится в законопроекте, разработанном специалистами Минюста, ФСИН и учеными-криминалистами. Документ существенно упрощает условия освобождения по болезни, а также предусматривает возможность условного освобождения больных осужденных за тяжкие преступления, в том числе терроризм и педофилию.

Законопроект, упрощающий условия освобождения заключенных в связи с тяжелой болезнью, обсуждался в рамках круглого стола в Совете федерации. Речь идет о тяжелых формах туберкулеза, онкологии, сахарного диабета, ВИЧ. В ближайшее время ожидается подписание правительством постановления, которое расширит перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. В частности, туда будут включены осложнения при антиретровирусной терапии ВИЧ, кавернозный туберкулез легких, рак второй стадии, лимфома Ходжкина. Для таких пациентов врачи дают пессимистичный прогноз. "Но с новым перечнем болезней есть шанс: после лечения человек может прожить еще несколько лет",— отметил заместитель управляющего делами уполномоченного по правам человека в РФ Данил Соловьев.

"В 2016 году 3497 человек подали ходатайства об освобождении в связи с болезнью, 941 ходатайство было отклонено. 749 человек не дождались суда и скончались; 119 умерли в течение десяти дней после принятия решения об освобождении, но до вступления решения в силу; 1688 человек освобождены",— сообщила представитель управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России Юлия Антонова. Всего, по ее словам, в прошлом году в исправительных учреждениях ФСИН скончались 3488 человек, что меньше на 10%, чем годом ранее.


Сейчас ст. 81 УК РФ позволяет освобождать от заключения по болезни осужденных, у которых после совершения преступления возникло серьезное психическое расстройство; военнослужащих, чье заболевание делает их негодными к военной службе; а также заключенных с болезнями, вошедшими в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

Законопроект, подготовленный Минюстом, содержит поправки к УК, УИК и УПК РФ. Документ впервые предлагает отсрочку от отбывания наказания в связи с лечением и получением высокотехнологической медпомощи, рассказал руководитель разработчиков — профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ Вячеслав Селиверстов. Кроме того, расширяется перечень осужденных, получающих право на условное освобождение по болезни: заключенные-рецидивисты, совершившие преступления, предусмотренные п. "г" ч. 3 ст. 79 УК РФ (в их числе терроризм, организация ОПГ, педофилия, торговля наркотиками в крупных размерах); пожизненно осужденные; а также ранее освобожденные по УДО и совершившие умышленное преступление в период неотбытой части наказания. Для вышеназванных категорий описаны особые условия освобождения: суду предлагается самостоятельно оценивать характер, динамику и прогноз развития тяжелого заболевания, а также вероятность совершения нового преступления. В законопроекте также записан запрет на повторное освобождение по болезни в случае совершения нового тяжкого или особо тяжкого преступления.


"Не всем заключенным есть куда идти после освобождения. Мы не хотим, чтобы были случаи, когда человека выносят на носилках на вокзал и оставляют там",— подчеркнул господин Селиверстов. В связи с этим в документе содержится запрет на освобождение тяжелобольных, которые не могут за собой ухаживать, без письменного согласия близких родственников, других лиц или без направления больного в медучреждения или хосписы. А чтобы больной быстрее начал лечение, авторы предлагают рассматривать ходатайства через десять дней после их подачи, а не через месяц, как сейчас, и освобождать заключенных в день принятия решения, а не через десять дней. Авторы учли предложения представителей ФСИН и сотрудников аппарата уполномоченного по правам человека, но работа над документом еще продолжается.

"В системе ФСИН нет условия для своевременного выявления болезни, которая за год может усугубиться до последней стадии",— рассказал "Ъ" руководитель правозащитного проекта, помогающего заключенным, "Зона права" Сергей Петряков. Если в исправительных учреждениях нет возможности лечить больного, его надо везти в гражданскую больницу под конвоем. "Порой в СИЗО и колониях для этого просто нет людей,— говорит господин Петряков.— Но главная проблема — отказы судов, которые мотивируют решение тем, что заключенный не исправился, хотя Верховный суд не раз разъяснял: при рассмотрении ходатайства об освобождении по болезни определяющее значение имеет диагноз".

Новая редакция Ст. 84 УК РФ

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Комментарий к Статье 84 УК РФ

1. Издание актов об амнистии осуществляется законодательной властью в связи со значительными изменениями в жизни государства. Такие изменения иногда называют объективно сложившимися обстоятельствами, т.е. обстоятельствами, возникшими в окружающей социально-экономической и социально-политической среде. Они затрагивают интересы широких масс населения. Если государственная власть способна учесть данные обстоятельства, не изменяя структуры и содержания уголовного закона, а посредством освобождения от УО (наказания), смягчения наказания, улучшения положения осужденного иным образом, то она ставит вопрос о необходимости принятия соответствующего нормативного правового акта, способного повлиять на судьбу большого количества совершивших преступления лиц, т.е. акта об амнистии. Но если требуется отмена или изменение каких-либо противоречащих сложившимся обстоятельствам уголовно-правовых норм, то следует вести речь о необходимости законодательной декриминализации (депенализации).

2. Акт об амнистии объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ на основании п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции. Наряду с этим акт об амнистии (как, впрочем, и акт о помиловании) является своего рода исключением из правовых принципов разделения властей, индивидуализации наказания, вступает в противоречие со ст. 10, ч. 1 ст. 19, ст. 45, 46, 118 Конституции.

3. Акт об амнистии - это документ высшего органа государственной власти, содержащий юридические нормы, освобождающие от УО или наказания либо смягчающие наказание в отношении определенных категорий лиц, совершивших преступления (осужденных), с учетом их предкриминальной деятельности, категорий и видов совершенных ими преступлений, назначенного судом вида и размера наказания, фактически отбытого срока наказания, возраста и пола данных лиц, наличия на их иждивении детей, а также с учетом заслуг перед обществом и государством, состояния здоровья и других особенностей привлекаемых к УО (осужденных) лиц.

4. Введение с 1 января 1997 г. в действие УК РФ не отразилось на динамике прекращения УД в связи с актами об амнистии, поскольку издание таких актов происходит произвольно, т.е. независимо от положений УК РФ и связано не с уголовно-правовыми идеями, а, как правило, с историческими событиями, знаменательными датами (например, окончания войны, принятия Конституции, юбилея события в жизни государства), а также с экономической или политической реформой, явлениями мирового значения, необходимостью разгрузки следственно-судебной и уголовно-исполнительной систем.

Амнистия по-прежнему является спасительной тростинкой, вытягивающей органы следственно-судебной и уголовно-исполнительной систем из трясины политической и экономической нестабильности.

5. Действующее уголовное законодательство рассматривает акт об амнистии в качестве основания: а) освобождения от УО, в том числе прекращения производства всех следственных дел и дел, не рассмотренных судами, до вступления акта об амнистии в силу; б) освобождения от основного или дополнительного вида наказания; в) замены одного наказания другим, более мягким; г) сокращения срока наказания; д) освобождения от уголовно-правовых последствий наказания. Пределы государственного гуманизма по отношению к лицам, совершившим преступления, определяются соответствующим актом об амнистии.

6. Конкретные условия применения актов об амнистии не предусмотрены ни уголовным (см. коммент. статью), ни уголовно-процессуальным (см. п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК), ни уголовно-исполнительным (см. п. "д" ст. 172, ч. 4 ст. 175 УИК) законодательствами. Данная конкретизация осуществляется непосредственно в актах об амнистии и варьируется в зависимости от причины принятия каждого акта.

7. Используемое правоприменителями выражение "принятие акта об амнистии" отражает несколько расплывчатый временной промежуток. Момент принятия растягивается от обсуждения и утверждения данного акта до его вступления в законную силу. Поэтому следует уточнить, что акт об амнистии может быть применен только к тем лицам, которые совершили преступные деяния до момента вступления этого акта в законную силу (как правило, до момента его официального опубликования). Сказанное закреплено и в самих актах об амнистии (см., например, п. 5 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26.05.2000 N 399-III ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" ).
--------------------------------
РГ. 2000. 30 мая.

8. Срок действия актов об амнистии на первый взгляд строго определен. Он устанавливается, как правило, на шесть месяцев с момента их официального опубликования. Фактически же эта процедура оказывается бессрочной, так как вопросы применения любого акта об амнистии всегда возникают и по истечении шести месяцев (см., например, п. 7 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26.05.2000 N 398-III ГД "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и п. 16, 17 Постановления от 26.05.2000 N 399-III ГД).
--------------------------------
СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2286.

9. Поскольку принятие акта об амнистии относится к компетенции высшего органа государственной власти (см. ст. 10, 11, п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции), постольку нормы акта являются обязательными к исполнению всеми соответствующими органами - дознания, следствия, суда, ведающими исполнением наказания.

10. Важным признаком, отличающим акт об амнистии от акта о помиловании, является то, что он применяется в отношении не конкретного лица, а определенной группы лиц, совершивших преступления определенной категории и (или) характеризующихся теми или иными специфическими признаками.

11. Применяя акт об амнистии к лицам, совершившим длящиеся и продолжаемые преступления, необходимо точно установить момент их совершения. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного деяния и заканчивается моментом действий самого виновного, направленных к его прекращению, либо моментом наступления события, препятствующего совершению преступления. Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих в совокупности одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения последнего преступного действия. Амнистия применяется только к тем длящимся и продолжаемым деяниям, которые окончились до ее издания (см. п. 4 - 5 Постановления 23-го Пленума ВС СССР от 04.03.1929).

12. Лицо, освобожденное от уголовного наказания в силу акта об амнистии, считается несудимым, поэтому совершение им аналогичного или другого преступления и осуждение за него после применения акта об амнистии не образует рецидива преступного поведения. Для лиц, отбывших наказание, актом об амнистии судимость может быть снята.

13. Основной объем прекращенных УД в силу акта об амнистии приходится на дела, связанные с преступлениями небольшой тяжести. Вместе с тем по амнистии могут быть прекращены дела, связанные с совершением и более тяжких преступлений (вплоть до особо тяжких), что нельзя признать достаточно обоснованным.

Однако большее возражение вызывает не то, что амнистия применяется к лицам, совершившим тяжкие и даже особо тяжкие преступления, а то, что освобождение от УО (наказания) в связи с изданием акта об амнистии не предусматривает никаких уголовно-правовых последствий, вытекающих из факта совершения столь тяжких преступных деяний. Наряду с этим законодатель констатирует: "Лица, подпадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от административного взыскания. " (см. п. 8 Постановления от 26.05.2000 N 399-III ГД). Возникает неадекватная ситуация, в которой административное наказание представляется более суровым, нежели уголовное. В связи с этим юридическая природа безусловного применения актов об амнистии вносит дисбаланс в уровни юридической ответственности.

14. Законодатель предписывает правоприменителю учитывать ненарушение осужденным лицом злостно установленного порядка отбывания наказания (см., например, п. 14 Постановления от 18.06.1999 N 4148-II ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии" ). Одновременно законодатель прописывает правила, согласно которым осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, как бы не являются такими нарушителями лишь потому, что они - инвалиды I или II группы; больные туберкулезом; мужчины, достигшие 60-летнего, или женщины, достигшие 55-летнего возраста; беременные или имеющие несовершеннолетних детей женщины; лица, награжденные государственными наградами, и т.д. (см. подп. "д" п. 10 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.06.1999 N 4147-II ГД "Об объявлении амнистии" ). Подобные указания законодателя не способствуют достижению целей наказания.
--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3181.

СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3180.

15. Гуманизм, проявляющийся в актах об амнистии, имеет целью прежде всего поддержание политического и правового авторитета государства. Лица, к которым применяются эти акты, должны осознавать их гуманистическую сущность, поэтому практика освобождения от УО (наказания) лиц, страдающих психическим расстройством (заболевших до или после вынесения обвинительного приговора суда), должна следовать правилу проявления гуманизма после окончания применения к ним принудительных мер медицинского характера. В действительности же закон до недавнего времени предписывал суду выносить определение о прекращении УД, извещая об этом органы здравоохранения, если издавался акт об амнистии, распространяющийся на лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (см. п. 4 ч. 1 ст. 5, ч. 3 ст. 410 УПК РСФСР). В настоящее время издание акта об амнистии является основанием прекращения в отношении лица уголовного преследования, вынесения судом Постановления о прекращении УД независимо от наличия и характера заболевания лица (п. 3 ч. 1 ст. 27, ч. 3 ст. 443 УПК).

16. Акт об амнистии исключает производство по УД (после издания этого акта дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению). В случае возбуждения УД вопреки акту об амнистии, освобождающему обвиняемого от УО (но по желанию лица, привлекаемого к ней), обвинительный приговор, хотя бы и вынесенный с освобождением осужденного от отбывания наказания (по акту об амнистии), подлежит отмене с прекращением производства по делу. Если акт об амнистии вступил в силу во время нахождения УД на стадии судебного производства, суд доводит разбирательство дела до его разрешения по существу и постановляет обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания (см. ч. 5, 6, 8 ст. 302 УПК).

17. Прекращение уголовного преследования, УД не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по делу продолжается в обычном порядке (см. ч. 2 ст. 27 УПК). Но если оно все же было прекращено, то прокурор вправе отменить его и возобновить производство по УД (см. ч. 1 ст. 214 УПК). Для отказа в возбуждении УД вследствие акта об амнистии согласия лица, в отношении которого поставлен вопрос о возбуждении дела, не требуется . Если обвиняемый не возражает против прекращения дела по акту об амнистии лишь в части его обвинения и оспаривает обоснованность обвинения в других преступлениях, суд не вправе прекратить УД в полном объеме .
--------------------------------
См.: БВС РСФСР. 1987. N 12. С. 8.

См.: БВС РСФСР. 1985. N 3. С. 3.

17.1. Согласно ч. 2 ст. 27 УПК применение акта об амнистии возможно не только в том случае, если лицо не возражает против прекращения дела, но и если это лицо имеет статус подозреваемого или обвиняемого. Вместе с тем применение актов об амнистии вопреки закону зачастую происходит не только до предъявления лицу обвинения, но и до привлечения его в качестве подозреваемого.

18. Если наказание осужденному было смягчено актом об амнистии (или о помиловании), суд, применяя условно-досрочное освобождение от наказания или заменяя его более мягким, должен исчислять фактически отбытую часть наказания, исходя из наказания, установленного актом об амнистии (или о помиловании). Подробнее см. п. 7 - 7.1 коммент. к ст. 80.

19. Возможность истребования потерпевшим в полном размере материального ущерба от преступления в связи с применением п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК предусмотрена п. 5 Постановления Пленума ВС СССР N 1.

Другой комментарий к Ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Акт об амнистии есть акт органа государственной власти, прекращающий или ограничивающий в строго определенных пределах применение уголовного закона к некоторым категориям индивидуально не определенных лиц. Решение об объявлении амнистии принимается в форме постановления Государственной Думы.

2. Действие актов об амнистии связывается с обстоятельствами различного характера: а) данные, характеризующие лицо, совершившее преступление, которые в рамках уголовного права не имеют значения при квалификации деяний, но учитываются в процессе назначения наказания и освобождения от него (например, наличие государственных наград, несовершеннолетие, участие в боевых действиях по защите Отечества); б) факт совершения преступления впервые; в) вид и размер назначенного наказания; г) совершение преступления в определенное время и в определенной обстановке (например, во время проведения контртеррористической операции).

3. Амнистия может быть основанием освобождения как от уголовной ответственности, так и от наказания, а также от судимости.

Освобождение от уголовной ответственности реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний о: а) невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц; б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного следствия, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судами.

Освобождение от наказания осуществляется в отношении осужденных путем: а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора или до обращения его к исполнению; б) сокращения срока (размера) назначенного наказания; в) замены назначенного наказания более мягким видом из числа предусмотренных ст. 44 УК; г) освобождения от дополнительного наказания.

4. Постановление об объявлении амнистии обычно сопровождается постановлением о порядке применения акта об амнистии. Основной его задачей является юридическое закрепление механизма освобождения от уголовной ответственности или от наказания. С этой целью указывается, какие органы и в отношении каких категорий лиц исполняют акт об амнистии. Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально.

5. В актах об амнистии, как правило, очерчен круг лиц, на которых амнистия не распространяется (обычно на лиц, совершивших определенные преступления; совершивших преступления при особо опасном рецидиве; осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы и т.п.).

Для справки

В новой редакции статьи 157 УК РБ значатся несколько важных пунктов.

  • Заведомое поставление другого лица в опасность заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) наказывается штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до трех лет.
  • Заражение другого лица по легкомыслию или с косвенным умыслом ВИЧ лицом, знавшим о наличии у него этого заболевания, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.
  • Действие, предусмотренное частью 2 статьи, совершенное в отношении двух или более лиц, либо заведомо несовершеннолетнего, либо с прямым умыслом наказывается лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Также в примечании к этой статье написано, что лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями 1 или 2 статьи, сможет быть освобождено от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения, либо зараженное ВИЧ, было своевременно предупреждено о наличии у первого этого заболевания и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

Во избежание преследования

— Форму предупреждения контактного лица пациентом с ВИЧ-положительным статусом;

— Памятку по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.


Кто под ударом?

За последние полгода в Беларуси было возбуждено 55 уголовных дел по ст. 157 УК РБ . Эта цифра существенно не поменялась по сравнению с 2018 годом. Однако стоит отметить, что 28 случаев из этого количества проходили по части 1 статьи, где отсутствовал непосредственный факт передачи ВИЧ, а существовала только мнимая угроза.

Несовершенства данной статьи также заключаются и в том, что возбуждение уголовного дела происходит без заявления потерпевшей стороны.

Первые успехи


Равные навигаторы – незаменимые помощники медиков


За последние три года в Восточно-Казахстанской области Казахстана на треть увеличилось экспресс-тестирование на ВИЧ-инфекцию в ключевых группах. Большую роль в этом сыграли равные навигаторы.

Ключевые группы – это группы с повышенным риском передачи ВИЧ — именно там сегодня идет основной прирост инфекции в стране. Среди уязвимых людей — лица, употребляющие наркотики, работницы секса, мужчины, имеющие секс с мужчинами и их близкое окружение. Все они неохотно приходят в Центры СПИД и медицинские учреждения для тестирования, но зато, как показала практика, без боязни и стеснения обращаются за этой услугой в неправительственные общественные организации (НПО) или к равным навигаторам.

Кто они такие?

Личным примером и мотивацией

Доверие на маршруте здоровья

В сопровождении клиентов, которых навигаторы находят и возвращают к приему АРВ- препаратов и медицинскому контролю, наиболее важны первые полгода. Эффективнее делать это в команде, где еще врач, психолог и патронажная сестра. Потом больные привыкают и сами понимают важность лечения.


Чего ожидать от ВЕЦА INTERACT 2019?

Кейт Хэнкинс, сопредседатель ВЕЦА INTERACT 2019 и сопредседатель ежегодной конференции INTEREST.

Как события, подобные семинару ВЕЦА INTERACT, влияют на область здравоохранения?

Для начала, надо сказать, что формат EECA INTERACT был основан на успешной модели конференции INTEREST, ежегодно проводимой в разных странах Африки. Первая конференция INTEREST прошла в 2007 году и со временем стала ведущей научной конференцией по ВИЧ в Африке, с каждым годом собирающей все больше рефератов и регистраций. Данная конференция объединяет всемирно известных экспертов по ВИЧ и молодых африканских исследователей с общей целью — содействовать созданию нового поколения африканских ученых и расширению возможностей сетевого взаимодействия в области ВИЧ.

К сожалению, сегодняшние проблемы со здоровьем выходят за рамки традиционных болезней, поэтому нам необходим междисциплинарный подход для поиска реальных решений, чтобы суметь противодействовать эпидемиям. Используя модель конференции INTEREST, EECA INTERACT предоставит исследователям и практикам из разных областей платформу для взаимодействия и разработки стратегий, которые позволят остановить рост числа инфекций в этом регионе. В конечном счете, мы надеемся, что этот двухдневный семинар поможет нам прийти к новым эффективным стратегиям лечения и профилактики.

Основные цели семинара ВЕЦА INTERACT 2019


Анке ван Дам, член международного организационного комитета семинара ВЕЦА INTERACT 2019; директор AFEW International.

AFEW испытывает большой недостаток данных относительно ВИЧ, туберкулеза и гепатитов в регионе Восточной Европы и Центральной Азии, которые важны для построения стратегии борьбы с этими болезнями.

Поэтому я надеюсь, что этот семинар сможет дать стимул развитию исследований в регионе.

Кроме того, важными задачами семинара можно назвать:

  • представление новейших данных в сфере эпидемиологии (моделирования), лечения, патогенеза и профилактики ВИЧ, ТБ и вирусных гепатитов, а также хронических заболеваний;
  • обмен опытом предоставления и поддержки услуг тестирования на ВИЧ и лечения ВИЧ-инфекции у взрослых, подростков и детей для достижения целей 90-90-90;
  • содействие развитию сотрудничества между ведущими исследователями и теми, кто в будущем может взять на себя лидерство в вопросах здравоохранения и исследований в регионе;
  • развитие потенциала стран ВЕЦА в сфере исследований и лечения.


Причиной смерти стало игнорирование прав


Обращаясь к ФСИН, участники проекта просят вывести медицинские подразделения из подчинения администрации колонии и СИЗО, запретить помещение в ШИЗО тяжелобольных заключенных и не чинить препятствий общественным контролерам. Правозащитники указывают, что 7% от всех живущих с ВИЧ в России содержатся в местах лишения свободы, поэтому облегчение положения заключенных с ВИЧ может оказать положительный эффект на борьбу с распространением инфекции в стране в целом.


Мониторинг стигмы и дискриминации в связи с ВИЧ


Способы проявления стигмы и дискриминации в связи с ВИЧ являются сложными и разнообразными. В настоящее время для мониторинга стигмы и дискриминации в связи с ВИЧ используется множество различных мер с различных точек зрения.

Для лучшего понимания состояния стигмы и дискриминации в связи с ВИЧ и прогресса в их искоренении, поддержки адвокации по борьбе со стигмой и дискриминацией в связи с ВИЧ и выявления пробелов в данных ЮНЭЙДС координирует разработку суммарных показателей стигмы и дискриминации в связи с ВИЧ.
Начиная с 19 августа 2019 года в течение трех недель будут обсуждаться различные элементы проекта мер. Модерируемая дискуссия каждую неделю будет проходить под руководством ведущего по нескольким ключевым вопросам. Материалы и рекомендации, поступающие каждую неделю, будут распространяться в начале следующей недели и использоваться для информирования следующего элемента о мерах, подлежащих обсуждению.
Чтобы принять участие в консультации, пожалуйста, прочтите информацию здесь.

Краткое изложение материалов и рекомендаций консультации будет представлено в сентябре 2019 года.


Школа лидеров МСМ и ТГ


Услышать голос получателей услуг в Таджикистане


Одной из основных целей AFEW International является сохранение здоровья основных уязвимых групп населения в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Именно поэтому каждая история успеха из этого региона является дополнительным стимулом для нас. Мы рады поделиться с вами очередной историей изменения из Таджикистана.

Проблема

В 2010 году число впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции в Таджикистане возросло на 25%. Все большее опасение вызывает тот факт, что основным путем передачи ВИЧ является уже не инъекционное употребление наркотиков, а сексуальные контакты. Стигма и дискриминация усложняют доступ к услугам в связи с ВИЧ/ИППП, что приводит к повышению рисков инфицирования ВИЧ.

Проведенная работа

В 2018 году AFEW-Таджикистан также сосредоточил усилия на вовлечении в работу представителей сообществ путем создания и внедрения механизмов получения обратной связи от получателей услуг, включая услуги общественного мониторинга и привлечения равных консультантов.

В четырех городах были созданы Консультативные советы ключевых групп (КСКГ) для того, чтобы озвучивать потребности получателей услуг. КСКГ – это добровольные консультативные и совещательные группы. КСКГ представляют интересы ЛУН, людей, живущих с ВИЧ, секс-работников, бывших заключенных и уязвимых женщин. Члены КСКГ принимали участие в круглых столах с представителями государственных органов и открыто обсуждали проблемы предоставления услуг здравоохранения ключевым группам, стигмы и дискриминации, поставок заменителей грудного молока и социального обеспечения детей, живущих с ВИЧ. Такие встречи стали платформой, на базе которой ключевые группы смогли наладить партнерские отношения с правительствами и требовать необходимых им услуг.

Изменения

В ходе фокус-групп представители ключевых групп отметили снижение уровня стигмы и дискриминации со стороны поставщиков услуг здравоохранения 1 . Услуги, которые раньше было сложно получить, стали им доступны благодаря появлению тестирования на базе сообществ. Кроме того, сократилось время ожидания при получении услуг.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции