К паразитам относят повилику клубеньковые бактерии эвглену зеленую мукор

1 "Знание - это сила лишь тогда, когда рядом с ним понимание. Никому и ничего не дает нагромождение фактов без их обобщения". В. В. Караваев. Методика изучения тем, вызывающих затруднения выпускников при подготовке к ЕГЭ по биологии Тьютор Каневского района учитель высшей категории МБОУ СОШ 11 Демченко Тамара Даниловна

2 Этапы подготовки 1. Отбор содержания, необходимого для усвоения 2. Обеспеченность учащихся пособиями 3. Знакомство с кодификатором, спецификацией, демоверсией, обобщенным планом КИМов 4. Составление ИОМ 5. Овладение выпускником знаниями через консультации и самостоятельную работу 6. Ознакомление с разными видами заданий 7. Тематический контроль, анализ выполнения

3 Виды тестов, вызывающие наибольшие затруднения Часть 1 - множественный выбор (с рисунками ) - установление соответствия (В8, В10, В13, В16, В18) - установление последовательности (В11, В14, В19) - работа с таблицей, анализ табличных и графических данных (В20, В21)

4 Установите последовательность 81. Расставьте растения в той последовательности, в которой их предки появились на Земле. А) Папоротник орляк Б) Цианеи В) Рожь Г) Кедр Д) Кукушкин лен Б) Цианеи Д) Кукушкин лен А) Папоротник орляк Г) Кедр В) Рожь

5 Виды тестов, вызывающие наибольшие затруднения Часть 2 22 (практико-ориентированные задания на применение биологических знаний в практических ситуациях) 23 (задания с рисунком) 26 (обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях).

7 ХОРДОВЫЕ! имеют 3 трубки: 1. хорду осевой скелет (у большинства редуцирована во взрослом состоянии) 2. над хордой нервную трубку (из неё формируется нервная система) 3. под хордой ищеварительную трубку

8 Выберите верный ответ 5. К паразитам относят 1) Повилику 2) Клубеньковые бактерии 3) Эвглену зеленую 4) Мукор 6. Какой цифрой на рисунке обозначены придаточные корни 1) 1) 1 2) 2) 2 3) 3) 3 4) 4) 4

9 Овладение общеучебными, предметными умениями: знать и понимать уметь - объяснять - устанавливать взаимосвязи - сравнивать биологические процессы и явления; - распознавать и описывать биологические объекты; - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

10 кодификатор обобщенный план Папка выпускника учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, пособия, рекомендованные ФИПИ список Интернет ресурсов словарь терминов, сборники тестов шкала перевода баллов ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) КИМы

11 Приемы мнемотехники Смысловые фразы: Классификация царства Животные Царский терем кто откроет сразу рыцарем вернется Состав желудочного сока: ПЕПпи ХИтрая Лиса Пепсин Химозин Липаза Круги кровообращения: Большой: лев желает править придворными Маленький принц желает любви придворным

13 Иммунитет Передаётся по наследству, есть у всех особей одного вида Врождённый Приобретённый Естественный Искусственный(!) активный пассивный активный пассивный После перенесённого инфекционного заболевания (ветрянка) Получение ребёнком антител матери через молоко или плаценту Длительный; формируется после введении вакцины, состоящей из ослабленных или убитых возбудителей Для профилактики заболевания Краткосрочный; формируется после введения сыворотки, содержащей готовые антитела против возбудителя Для лечения заболевания

14 I. Пищеварительная трубка Отдел Ферменты Что переваривается Функции Особенности 1. Ротовая полость 2. Глотка 3. Пищевод 4. Желудок амилаза пепсин химозин углеводы (полисахариды) до дисахаридов -механическая и химическая обработка пищи, -обеззараживание с помощью лизоцима слюны продвижение пищи по пищеварительному каналу - молочные белки до аминокислот - жиры молока -ферментативная обработка пищи; -бактерицидное действие -среда слабо щелочная; -слюна формирует пищевой комок, которые языком проталкивается дальше среда сильно кислая за счёт секреции железами желудка соляной кислоты 5. Тонкий кишечник амилаза липаза пептидаза углеводы до глюкозы жиры до глицерины и жирных кислот белки до аминокислот 1)переваривание всех органических веществ; 2)всасывание аминокислот и глюкозы в кровь, а глицерина и жирных кислот в лимфу 6. Толстый кишечник 1)бактерии расщепляют клетчатку(целлюлозу) 2)синтез витаминов В12,,К 3)всасывание воды обратно в -много ворсинок -начинается с двенадцатиперстной кишки (ДПК) -сюда открываются протоки желчного пузыря и поджелудочной железы -ворсинок нет - полезные бактерии образуют микрофлору (в основном бифидобактерии)

15 Тренинги 1) выявления типологии пробелов в знаниях учащихся; 2) обязательного повторения материала за курс основной школы; 3) усвоения теоретического материала на обобщенном уровне; 4) обучения осмысленному восприятию разного вида заданий; 5) обучения выполнению определенного алгоритма мыслительных действий для безошибочного выполнения заданий разного вида; 6) формирования умения последовательного и логичного построения свободного развернутого ответа; 7) формирования умения письменного изложения свободного развернутого ответа; 8) обучения планированию времени работы над различными частями экзамена, и учету особенности системы оценивания заданий разного вида и других технических приемов работы с тестовой формой экзамена.

16 Методическое обеспечение определение перечня необходимых знаний и умений по каждому содержательному блоку; подготовка специальных дидактических материалов; планирование и проведение тренинговых занятий; выявление типологии пробелов в знаниях учащихся; разработка индивидуальной корректирующей методики с учетом уровня подготовки и выявленных пробелов; мониторинг достижений учащихся и анализ результатов; информирование родителей об уровне подготовки учащихся, его динамике;.психологическая подготовка выпускников

17 Дифференцировка зародышевых листков (теория) производными эктодермы являются: эпидермис и его производные (ногти, волосы, сальные и потовые железы), нервная система, воспринимающие клетки органа зрения, слуха, обоняния, эмаль зубов, передняя и задняя кишка; производными энтодермы являются: эпителий средней кишки, пищеварительные железы (печень, поджелудочная железа), дыхательные пути, легкие, жабры, эпителий желчного и мочевого пузыря, щитовидная и околощитовидная железы; производными мезодермы являются: дерма, мышечные ткани, все виды соединительной ткани, кости скелета, хрящи, кровеносная и лимфатическая системы, дентин зубов, брыжейка, почки, половые железы.

18 На Дифференцировка зародышевых листков (таблица)

19 Дифференцировка зародышевых листков (рисунок)

20 Эктодерма Из эктодермы закладывается нервная пластинка, которая в дальнейшем сворачивается в нервную трубку. Трубка погружается под эктодерму, формируя зачаток центральной нервной системы.

21 Энтодерма (логика) Для работы пищеварительной системы (печень, поджелудочная) нужен кислород его даст дыхательная система. Продукты распада удалит выделительная система; железы внутренней секреции регулируют процессы жизнедеятельности.

22 Мезодерма мышцы; скелет (кости и хрящи); почки; сердечно-сосудистая система; половая система (яичники и семенники).

23 Решение тестов

24 Корректировка, уточнение на основе знаний, использованных в тестах эктодерма : эпидермис кожи, ногти, волосы, потовые железы, вся нервная система ( головной мозг, спинной мозг, ганглии, нервы), рецепторные клетки, органов чувств, хрусталик глаза, зубная эмаль. энтодерма : эпителий желудка, пищевода, кишечника; эпителий трахеи, бронхи, легких ;печень, поджелудочная железа, эпителий желчного пузыря, щитовидная и паращитовидная железа, эпителий мочевого пузыря, эпителий мочеиспускательного канала, хорда. мезодерма : гладкая мускулатура всех органов, скелетная мускулатура, сердечная мышца, соединительная ткань, кости, хрящи, дентин зубов, кровь, кровеносные сосуды, брыжейка, почки, семенники и яичники

25 Интеллектуально-психологическая готовность Четкость и структурированность мышления; Высокая мобильность, переключаемость; Высокий уровень организации деятельности; Высокая и устойчивая работоспособность; Сформированность внутреннего плана действий; Высокий уровень концентрации внимания.

С1 Что такое пищеварение?

С2 Сколько зубов и какие зубы имеет взрослый человек?

Дайте полный развернутый ответ.

С3 В чем функциональные отличия между гладкой и поперечно-полосатой мышечной тканями?

С4 Какая первая помощь оказывается при артериальных кровотечениях?

С5 Какие необходимы условия для формирования условных рефлексов?

А1 - 1; А2 - 2; А3 - 2; А4 - 1; А5 - 3; А6 - 1; А7 - 1; А8 - 1; А9 - 1; А10 - 3; А11 - 4; А12 - 1; А13 - 4; А14 - 3; А15 - 1; А16 - 4; А17 - 1; А18 - 1; А19 - 3; А20 - 4; А21 - 3; А22 - 4; А23 - 3; А24 - 4; А25 - 1; А26 - 2; А27 - 3; А28 - 2; А29 - 3; А30 - 2; А31 - 2; А32 - 3; А33 - 1; А34 - 1; А35 - 4; А36 - 4; А37 - 1; А38 - 2; А39 - 2; А40 - 2; А41 - 4; А42 - 4; А43 - 4; А44 - 1; А45 - 1; А46 - 2; А47 - 4; А48 - 1; А49 - 3; А50 - 4.

В1 - гуморальная/жидкостная; В2 - внешней; В3 - рефлекс; В4 - АБАБАБ; В5 - ВААББВ; В6 - ЕАБГВД; В7 - БАГВД; В8 - 1,2,6; В9 - 1,2,3; В10 - 2,4; В11 - 1,3,4; В12 - 1,2,3,4; В13 - 2,3,4.

С1. Процесс механической и химической обработки пищи и превращение ее в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переносится кровью и лимфой и усваиваться организмом как пластический и энергетический материал.

С2. У взрослого человека 32 зуба: в каждой половине верхней и нижней челюсти 2 резца, 1 клык, 2 малых коренных и 3 больших коренных зуба.

С3. Элементы ответа: 1) гладкие мышцы сокращаются медленно, поперечно-полосатые - быстро; 2) гладкие мышцы сокращаются непроизвольно, поперечно-полосатые - произвольно; 3) гладкие мышцы мало утомляются, поперечно-полосатые - быстро утомляются.

С4. Элементы ответа: 1) наложение давящей повязки, максимальное сгибание раненой конечности и ее поднятие; 2) при повреждении крупных артерий наложение жгута выше места повреждения не более чем на 2 часа; 3) оперативная транспортировка пострадавшего в медучреждение.

С5. Элементы ответа: 1) повторное сочетание ранее индифферентного раздражителя (звукового, светового, тактильного и т.д.) с действием подкрепляющего безусловного (или хорошо выработанного условного) раздражителя; 2) незначительное предшествование по времени индифферентного раздражителя по отношению к подкрепляющему стимулу; 3) отсутствие постороннего раздражения или другой деятельности во время выработки рефлекса.

  1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. М.: Сов. Энциклопедия, 1986. 831 с.
  2. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. М.: Дрофа, 1999. 668 с.
  3. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2003 г. Министерство образования РФ. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2003. 112 с.
  4. Биология. Пособие для поступающих в вузы / А.Г. Мустафин, Ф.К. Лагкуева, Н.Г. Быстренина и др.; Под ред. В.Н. Ярыгина. М.: Высш. шк., 2001. 492 с.
  5. Биология. Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2002. 112 с.
  6. Биология. Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2001. 104 с.
  7. Биология. Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2003. 108 с.
  8. Биология. Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: Прометей, 2000. 102 с.
  9. Биология: Путеводитель абитуриента и старшеклассника / Авт.-сост. А.И. Деев. М.: Научно-технический центр "Университетский", 1998. 96 с.
  10. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. 816 с.
  11. Вахненко Д.В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по биологии. Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2003. 288 с.
  12. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. В.Н. Думбая. Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 2003. 512 с.
  13. Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Биология / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова и др.; М-во образования РФ. М.: Просвещение, 2002. 142 с.
  14. Единый государственный экзамен. Биология. Варианты контрольных измерительных материалов. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002. 128 с.
  15. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутвиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. Мн.: ООО "Юнипресс", 2002. 736 с. 16. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Биология для поступающих в вузы. Мн.: Выш. Шк., 2002. 526 с.
  16. Колесников С.И. Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы. Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 2003. 448 с.
  17. Круглов В.И. Сборник задач по генетике и молекулярной биологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1998. 175 с.
  18. Лемеза НА., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология для поступающих в вузы. Мн.: Юнипресс, 2003. 624 с.
  19. Мамонтов С.Г. Биология: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. М.: Дрофа, 1995. 480 с.
  20. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2002. 608 с.
  21. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 319 с.
  22. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. В 2 т. М.: Новая волна, Дом ОНИКС, 2000. 448 с. и 413 с.
начало

Цветковых растений, паразитирующих на других растениях, очень много.

По некоторым данным (Мак-Дугал, 1910), паразиты относятся к 2500 родам и 10 семействам цветковых растений. Но степень паразитизма у них сильно изменяется, что связано с наличием или отсутствием у них хлорофилла и способа питания паразитических цветковых растений. В зависимости от этих свойств цветковые паразиты делят на две группы: 1) зеленые полупаразиты и 2) бесхлорофилльные паразиты.

К первой группе относятся зеленые полупаразиты, которые имеют хлорофилл, сами вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза и получают от хозяина только часть питания, главным образом воду и минеральные вещества. Их поэтому называют полупаразитами, а точнее, зелеными полупаразитами. Они не в одинаковой степени нуждаются в питающем растении и среди них имеются как обязательные, так и факультативные паразиты. К зеленым полупаразитам относятся: погремок — Rhinanthus crista gali L., разные виды очанок — Euphrasia, марьянник — Melampyrum nemorosumL.; они паразитируют на луговых травах, присасываясь к корням, и понижают укосы. Сюда же относятся различные виды омелы — Viscum, паразитирующие на различных деревьях и в том числе на яблонях, вызывая усыхание ветвей. Распространен на Кавказе и Южной Украине.

Вторая группа — бесхлорофилльные паразиты, лишены хлорофилла и не способны питаться самостоятельно. Все свое питание, как органическое, так и минеральное, они получают от растения-хозяина. Их называют полными паразитами. К ним относятся опасные паразиты сельскохозяйственных культур: виды повилик — Cuscuta, заразих — Orobanche, а также паразит лиственных лесов — Петров крест — Lathraea squatnaria L.

Приведенные биологические группы паразитов цветковых растений от зеленых полупаразитов до полных, облигатных паразитов, представляют различные ступени эволюции паразитизма, достигнутые ими в процессе приспособления к паразитическому образу жизни. В связи с эволюцией паразитизма у паразитных цветковых растений наблюдается упрощение, или редукция, отдельных органов. При этом чем выше степень паразитизма, тем большая утрата некоторых функций и изменение отдельных органов. Например, у зеленых полупаразитов (марьянник) сохраняются листья, выполняющие функции фотосинтеза. У полных паразитов (повилики) функции фотосинтеза утрачены, в связи с чем происходит редукция листьев, развивающихся в виде небольших бесцветных чешуек. Наконец, у некоторых тропических паразитов снаружи образуются только отдельные цветки, иногда достигающие 1 м в диаметре (у раффлезий), а вегетативное тело представлено в виде нитей, подобных гифам грибов, погруженных в ткани питающего растения.

Эволюция паразитизма подтверждает сложный вопрос о переходе цветковых растений от автотрофного к гетеротрофному питанию и возникновению паразитизма у них. По этому вопросу известно несколько гипотез, из которых наибольший интерес представляет гипотеза выдающегося русского физиолога и микробиолога, академика С. П. Костычева (1877—1931). Изучая питание и водный режим зеленых полупаразитов (погремка и близких видов Rhinanthaceae), Костычев установил, что они неспособны всасывать почвенную влагу и для этого пользуются корнями других высших растений.

С. П. Костычев высказал предположение, что особенности водного режима способствовали переходу цветковых растений к паразитическому образу жизни. Основным толчком к переходу служил недостаток воды у предков тех растений, из которых выработались впоследствии корневые паразиты. У этих растений затем стала проявляться способность корней образовывать гаустории и пользоваться водой растения-хозяина и только после этого выработалась и закрепилась способность пользоваться готовыми органическими веществами. В дальнейшем растения-паразиты утратили способность вырабатывать хлорофилл.

По месту прикрепления к растению-хозяину цветковые паразиты делят на наземных и подземных паразитов. Надземными, или воздушными, паразитами называют такие цветковые растения, которые прикрепляются к ветвям, стеблям и другим надземным органам растения-хозяина. Примером надземных паразитов может быть повилика, опутывающая стебли клевера, льна, кукурузы и других растений, а также омела, растущая на ветвях яблони, тополя, белой акации и других древесных пород. Подземными, или корневыми, паразитами называют цветковые паразиты, которые прикрепляются к корням и извлекают из них воду и питательные вещества. Сюда относят виды заразихи, паразитирующие на подсолнечнике, табаке, томатах и других растениях.

По способу прикрепления паразитов делят на эктопаразитов и эндопаразитов. У эктопаразитов большая часть тела находится вне тела хозяина и только кое-где небольшие многоклеточные отростки его (гаустории) внедряются внутрь. Они вступают в непосредственный контакт с живыми клетками хозяина и служат растениям-паразитам органами восприятия пищи и воды. Примерами эктопаразитов могут быть повилика, омела и другие. У эндопаразитов почти все тело погружено в живую ткань хозяина и только органы размножения — цветки и плоды находятся снаружи. Эндопаразиты распространены среди тропической растительности, например раффлезия.

Механизм вредоносности цветковых паразитов в основном один и тот же. Угнетение питающего растения происходит главным образом за счет отнятия у него больших количеств воды, что не только приводит к увяданию растения, но очень сильно нарушает течение таких нормальных функций, как ассимиляция, дыхание и пр. Многие цветковые паразиты имеют сочные органы и испаряют большое количество воды, которое они восполняют за счет растения-хозяина. Немалое значение имеет также отнятие у растений готовых органических веществ, в первую очередь углеводов, затем белков и др. Все это приводит к ослаблению, а подчас и угнетению растения. По сравнению с грибами и бактериями цветковые паразиты имеют меньшее экономическое значение. Однако отдельные представители их наносят существенный вред сельскохозяйственным культурам. К ним относятся заразихи, повилики, омелы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции