Отравление эксплуатационными жидкостями и бензином

Все сорта топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей в той или иной степени ядовиты (токсичны) и огнеопасны (пожароопасны). Топлива, кроме того, еще и взрывоопасны. Поэтому необходимо знать основные экологические свойства эксплуатационных материалов, которые проявляются при контакте с человеком и окружающей средой. Наиболее важными из этих свойств являются токсичность, пожароопасность, взрывоопасность и способность электризоваться.

Автомобильные бензины, являясь токсичными материалами, способны проникать в организм через органы дыхания, кожу и пищеварительный тракт. Концентрация паров бензина в воздухе не должна превышать 0,3 мг/л. При непродолжительном вдыхании воздуха, содержащего бензин в количестве 5—10 мг/л, наступает острое отравление, характерными признаками которого являются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистой оболочки носа и глаз, неустойчивость походки, головокружение, возбуждение. При удалении пострадавших из отравленной атмосферы через некоторое время большинство этих явлений проходит.

Концентрация паров бензина 35—40 мг/л опасна для здоровья человека при их вдыхании в течение 5—10 мин. При более высоких концентрациях паров бензина могут наступать быстрая потеря сознания и смерть.

Наибольшую опасность острого отравления парами бензина представляют работы, проводимые в закрытых помещениях при очистке резервуаров и тары от остатков бензина, в ремонтных цехах. При плохой вентиляции таких помещений воздух быстро насыщается парами бензина до опасных концентраций, поэтому при проведении таких работ нужно тщательно соблюдать правила техники безопасности. Серьезное отравление может произойти и при попадании бензина внутрь организма при его засасывании ртом через шланг или при продувке ртом деталей топливной аппаратуры. В этих случаях может развиться тяжелая пневмония.

Как указывалось выше, в этилированных бензинах в качестве антидетонатора содержится тетраэтилсвинец ( ТЭС ). Этиловая жидкость, так же как и чистый ТЭС , является стойким ядом, сильно действующим на организм человека.

Все операции с этиловой жидкостью, особенно добавление ее к бензинам (этилирование), могут вызвать отравление, поэтому они должны выполняться с тщательным соблюдением всех профилактических правил. В связи с этим бензины этилируют только на заводах, где имеется специальное смесительное оборудование. Этилирование или доэтили-рование- бензинов без специального оборудования грозит отравлением и поэтому категорически запрещено.

В этилированных автомобильных бензинах количество ТЭС очень мало, и ядовитость таких бензинов во много раз меньше, чем ядовитость этиловой жидкости, но все же с ними надо обращаться осторожно. При соблюдении мер предосторожности и установленных правил обращения с этилированными бензинами применение их так же безвредно, как и неэтилированных бензинов.

Опыт более чем 60-летнего применения этилированного автомобильного бензина во всем мире показывает, что при соблюдении элементарных мер предосторожности можно полностью избежать вредного действия ТЭС на организм человека.

Для предотвращения отравлений ТЭС при обращении с этилированными автомобильными бензинами необходимо тщательно соблюдать следующие правила.

Этилированный автомобильный бензин можно использовать только как горючее для двигателей. Ни в коем случае нельзя применять этилированный бензин для осветительных ламп, керосинок, примусов, паяльных ламп, зажигалок, бензорезов и т. д., для технических целей в качестве растворителя, промывки машинных деталей, мытья рук и т. п. Известны случаи отравлений при использовании этилированного бензина не по назначению, например для чистки одежды.

Отравляющее действие этилированного бензина наиболее сильно проявляется при попадании бензина внутрь организма через пищеварительный тракт. В связи с этим засасывание бензина, а также продувка бензопроводов и жиклеров ртом во избежание случайного попадания в рот этилированного бензина категорически запрещается. Для этих целей нужно применять специальные приспособления (насосы и пр.).

Ни в коем случае нельзя хранить и перевозить этилированный бензин совместно с пищевыми продуктами. Мясо, хлеб, мука, жиры легко поглощают ТЭС . Случайный розлив бензина может привести впоследствии к отравлению зараженными пищевыми продуктами. При кипячении зараженных продуктов их токсические свойства не пропадают.

Тару из-под этилированного бензина применять для перевозки и хранения пищевых продуктов нельзя, так как она всегда будет содержать некоторое количество ТЭС .

Особое внимание в профилактике отравлений этилированным бензином через пищевой тракт следует уделить личной гигиене водителя. Нельзя употреблять пищу или брать в рот папиросу, не вымыв предварительно руки теплой водой с мылом. Выполнять работы, связанные с этилированным бензином, можно только в специальной одежде.

Опасность отравления этилированным бензином усиливается вследствие способности ТЭС накапливаться на окружающих нас предметах (стенах и полах зданий, одежде, бетоне, штукатурке, древесных и других пористых материалах и т. д.). Для обезвреживания почвы, полов, оборудования, тары и прочих предметов в случае загрязнения их этилированным бензином применяются дегазаторы — дихлорамин (1,5 %-й раствор в бензине) и хлорная известь. Хлорная известь употребляется в виде кашицы, приготовленной в пропорции: 1 ч. извести на 3—5 ч. воды.

Пары этилированного автомобильного бензина по ядовитости практически мало отличаются от неэтилированного бензина. Однако, если разлить значительное количество этилированного бензина, то может создаться опасность отравления ТЭС , которая особенно велика в маленьких невентилируемых гаражах индивидуальных владельцев автомобилей.

В этих условиях место, на котором был разлит этилированный бензин, должно быть дегазировано раствором хлорной извести (1 ч. извести на 3—5 ч. воды). Если этилированный бензин в большом количестве разольется на цементный или асфальтовый пол, то залитое место надо тщательно вытереть сухой тряпкой или концами и затем обмыть чистым керосином. Тряпку или концы после этого сжечь.

При ремонте двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо принимать меры предосторожности.

После того как этилированный бензин тщательно слит, все детали, соприкасавшиеся с ним и с продуктами его сгорания, нужно промыть чистым керосином. К таким деталям относятся: бензонасос, отстойник, бензофильтр, карбюратор, бензопроводы, головка поршня, свечи, клапаны и клапанные гнезда, выпускные трубопроводы и т. д.

При мелком ремонте двигателя все детали, с которыми придется соприкасаться, необходимо обмыть кистью, смоченной в керосине. При тщательном соблюдении всех мер предосторожности обращение с этилированными бензинами не представляет никакой опасности. Опыт применения этилированных бензинов это подтверждает.

Если этилированный бензин попал на кожу, надо немедленно снять его ветошью, смоченной керосином, стараясь не втирать жидкость в кожу, и потом обмыть это место горячей водой с мылом.

Если этилированным бензином облита значительная часть тела, необходимо немедленно снять одежду, слегка обтереть пораженную часть тела ватой, смоченной керосином, а после этого вымыться с мылом, принять теплый душ и надеть чистое белье.

При попадании этилированного бензина в глаза немедленно промыть глаза чистой водой.

При случайном попадании этилированного бензина в желудок необходимо вызвать рвоту и промыть желудок содовым раствором.

Токсичность паров дизельного топлива обычно выше, чем бензина, но из-за меньшей испаряемости концентрация этих паров в воздухе бывает значительно меньше. Предельно допустимая концентрация паров дизельного топлива 0,3 мг/л воздуха. Меры профилактики и первая помощь такие же, как и при обращении с бензинами.

Ядовитость выхлопных газов, особенно при использовании этилированных бензилов общеизвестна. Из других составляющих наиболее опасен оксид углерода СО, его ПДК 0,02 мг/л воздуха.

Профилактика отравления оксидом углерода заключается в систематическом контроле за его содержанием в воздухе на рабочих местах и на стоянках автомобилей, в обеспечении хорошей вентиляции. Для предупреждения поступления выхлопных газов необходима герметизация трубопроводов выхлопных систем и надежная работа вентиляции.

Категорически запрещается обогреваться в кабине автомобиля, если двигатель работает в режиме холостого хода (т. е. на богатой смеси), потому что в кабину постепенно проникают отработавшие газы, создавая опасную концентрацию. Так как отравление оксидом углерода происходит незаметно, такого рода обогрев часто приводит к смертельному исходу. При оказании первой помощи (до прибытия врача) пострадавшего необходимо срочно вынести на свежий воздух, укрыть чем-нибудь теплым и попытаться напоить горячим чаем или кофе. Если дыхание остановилось, то надо делать искусственное дыхание до появления признаков жизни.

Смазочные масла (моторные, трансмиссионные, индустриальные и др.) и гидравлические жидкости на минеральной основе также являются токсичными веществами. К маслам, которые содержат присадки, нужно относиться с большей осторожностью, чем к маслам без присадок, так как токсичные вещества ряда присадок, в состав которых входят сера, хлор, фосфор, цинк, свинец и другие элементы, изучены еще недостаточно. При нарушении правил обращения с маслами и невыполнении правил личной гигиены они могут вызывать экзему, фолликулярные поражения кожи, дерматиты, пигментацию кожи и другие заболевания.

При попадании в желудок этиленгликоля, охлаждающей или тормозной жидкости пострадавшему следует немедленно оказать помощь: тщательно промыть желудок водой или 2 %-раствором питьевой соды, искусственно вызвать рвоту, укрыть и согреть пострадавшего и немедленно вызвать врача.


Оказание первой помощи при отравлении нефтепродуктами.

Отравление нефтепродуктами имеет различные симптомы, зависящие не только от вида токсина, но и как он попал в организм, и первая помощь пострадавшему тоже зависит от того, как именно человек отравился – надышался парами или же проглотил ядовитые вещества.

Что сопутствует отравлению?

Симптомы отравления различными нефтепродуктами схожи между собой и зависят в первую очередь от того, каким образом отравился человек и насколько тяжела степень интоксикации.

То есть, при вдыхании паров бензина или антифриза реакция организма будет одинаковой, но тяжесть симптомов будет различной, в зависимости от объемов проникшего через легкие в кровь токсина. При заглатывании ядовитых веществ отравление всегда является тяжелым.

Признаки интоксикации легкой степени

Основными симптомами отравления парами являются:

обильное слезотечение, при этом глаза краснеют, а слизистая подсыхает;

тошнота, иногда переходящая в рвоту;

изменения в артериальном давлении;

Внешне симптоматика легкой интоксикации схожа с опьянением, наступающим после употребления шипучих игристых вин, то есть человека немного пошатывает, он активно жестикулирует, хватает окружающих за руки, постоянно что-то говорит. При этом его речь прерывается внезапным кашлем, приступом тошноты или головокружения.

Щеки обычно покрыты ярким румянцем, а глаза лихорадочно блестят и слезятся, слизистые, как и белки, обычно краснеют, так же, как от долгого пребывания на сухом морозе.

В целом при наступлении легкого отравления парами человек находится в состоянии эйфории и слегка неадекватен. Сам пострадавший не может понять при данной степени отравления, что с ним что-то не так, и обратиться за помощью или же принять какие-либо меры.

Средняя степень отравления

Отравление углеводородами и другими химическими соединениями в средней степени имеет те же признаки, что и при незначительном объеме попавшего в легкие яда, но в более выраженном виде.

То есть, если для окружающих пострадавшего внешнего проявления слабой интоксикации будут схожи с опьянением игристым вином, то средняя тяжесть сравнима с действием водки или иных крепких напитков, употребленных в большом количестве. Человек ведет себя так, словно выпил не менее 400 грамм крепкого спиртного, но, разумеется, при этом от него ничем не пахнет.

Отравление углеводородами и другими продуктами переработки нефти в средней тяжести характеризуется следующими признаками:

Тошнота, всегда переходящая в рвоту.

Потеря координации в пространстве и времени.

Галлюцинации и бред.

Изменения в восприятии действительности – паранойя, психозоподобное поведение, мании и так далее.

Неадекватное отношение к окружающим, как правило, это агрессия и попытки причинить физический вред.

Сильное учащение сердцебиения.

Покраснение лица и одышка, тяжелое дыхание в целом, но не прерывистое.

Находясь в таком состоянии, человек обычно сам понимает, что подвергся действию токсина и старается выйти на свежий воздух. Однако это не значит, что ему не требуется помощь от окружающих, например, вызов врача.

Признаки тяжелой степени

Не заметить признаков тяжелого отравления парами нефти и ее производных или же спутать их с алкогольным опьянением практически невозможно.

Отличительные симптомы, которые характеризуют тяжелое отравление углеводородами и другими соединениями нефти, испаряющимися в воздух, это:

Сильные спазмы дыхания и мышечные судороги не только конечностей, но и лицевые.

Бред и галлюцинации, сбивчивая речь с пропадающими из слов звуками.

Посинение кожных покровов.

Отсутствие реакции зрачка на световые раздражители.

Угнетенное состояние нервной системы, заторможенность всех рефлексов и реакций, отсутствие понимания происходящего вокруг.

Если эти признаки оставить без внимания, то неизбежно наступит состояние комы, вслед за которой придет летальный исход.

Если отравляющее вещество попало в желудок, то симптоматика схожа с отравлением парами с той лишь разницей, что человека сильно рвет. Рвотные массы обладают характерным специфическим запахом, и практически всегда в них присутствует кровь.

Рвота является самым первым симптомом при отравлении, которое вызывают углеводороды и другие соединения и производные нефти при попадании в желудок, за ней следуют такие проявления:

Чувство удушья, не имеющее спазматического характера, а ощущаемое как постоянное состояние нехватки воздуха.

Жжение вдоль линии пищевода и в горле, сильная боль в области груди и желудка.

Скачкообразное нарушение сердечного ритма.

Потеря остроты чувств, зрения в первую очередь, и обмороки.

При попадании яда в желудок нужно незамедлительно оказать первую помощь, поскольку такой вид отравления не только способен быстро привести к летальному исходу, но и серьезно повредить внутренние органы пищеварительной системы, сделав пострадавшего инвалидом.

Как помочь?

Первая помощь при отравлении нефтью и ее производными – это незамедлительный вызов скорой токсикологической помощи, вне зависимости от степени тяжести состояния человека. Пока медики едут, следует начать самостоятельные действия, то есть оказать доврачебную помощь.

Самое первое, и в принципе, единственное, что нужно сделать для помощи при отравлении парами нефти – вывести человека на свежий воздух, изолировав от источника ядовитых испарений.

Оказание первой помощи при попадании нефтяных продуктов в желудок заключается в следующем:

Срочный вызов скорой токсикологической помощи.

Промыть желудок, желательно через зонд.

Прием активированного угля.

Прием вазелинового масла или же масла парафина, в объеме от 100 до 200 мл.

Промывание желудка при таком типе интоксикаций рекомендуется осуществлять исключительно через зонд, из-за того, что нефтяные продукты могут при простой рвоте попасть в дыхательные пути и усложнить состояние больного.

Однако это тот случай, когда оказывающий помощь должен сам оценить степень тяжести состояния отравившегося. При серьезной интоксикации промывать желудок можно и традиционным способом, поскольку человека все равно рвет, соответственно, риск занесения ядовитых элементов в дыхательные органы уже присутствует.

Так как человек, надышавшийся паров или же проглотивший токсины, в любой момент может потерять сознание, необходимо помочь ему принять положение лежа на боку. Это нужно на случай рефлекторной рвоты и одновременного с таким приступом обморока, в любом другом положении тела пострадавший способен захлебнуться.

Вазелиновое или же парафиновое масло в буквальном смысле залипают стенки желудка и кишечника, останавливая впитывание токсинов, а активированный уголь впитывает нефтяные элементы, так же как губка разлитую воду.

Отравление нефтепродуктами может наступить и при непосредственном незащищенном контакте с ними, то есть при попадании токсичных веществ на кожу. Наиболее опасен в такой ситуации этилированный бензин, который легко преодолевает клеточный слой эпидермиса, разрушая внутренний метаболизм клеток, при этом и попадает в кровь, с которой разносится по всему организму.

Менее активны, но тоже опасны при незащищенном контакте с ними мазут, солярные масла, антифризы и другие, смазочные и горючие вещества.

Если на коже оказалась хотя бы пара капель нефтяных продуктов, ее следует без промедления промыть с мылом, а внутрь тут же принять профилактическую дозу сорбентов, в объеме, рекомендованном в инструкции.

Все горючие, очищающие и смазочные материалы очень опасны для здоровья человека, поэтому во время контакта с ними важно соблюдать меры предосторожности – работать в респираторе и перчатках, не держать пищу рядом с нефтепродуктами и надевать защитные очки. Особенно это важно при контакте с токсичными веществами в закрытых помещениях, например, в гараже или же в технических ангарах, заводских цехах и других подобных местах.

Отравление бензином. У шоферов при засасывании бензина в шланг он иногда попадает в желудок.При попадании бензина внутрь появляется обильная и неоднократная рвота, головная боль, боли в животе и жидкий стул. Иногда отмечается болезненность печени.

При попадании бензина внутрь необходимо промывание желудка, перед которым стоит выпить около стакана растительного масла. После промывания дать выпить пострадавшему несколько таблеток активированного угля.При выраженной одышке дать подышать кислород из кислородной подушки и немедленно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение.

Отравление керосином характеризуется упадком сил, урежением пульса и расширением зрачков, а также желудочно-кишечными расстройствами в виде жидкого стула и болей в животе.

Первая медицинская помощь. Немедленно вызвать рвоту. Для уменьшения воздействия на слизистую оболочку желудка надо дать выпить раствор крахмала или воду с взбитым в ней яичным белком, молоко или отвар льняного семени.

Этот яд обладает сильным наркотическим действием, весьма быстро поражает центральную нервную систе­му — головной и спинной мозг. Одновременно с этим он вызывает значительное повреждение клеток печени, по­чек и сердца.

При отравлении дихлорэтаном пострадавшие жа­луются на чувство жжения во рту и по ходу пищевод, боли в желудке, рвоту, общую слабость, головокружение и чувство тяжести в голове, сонливость, потерю аппе­тита.

Первая помощь. Обильное промывание желудка. Дать слабительное. Срочно вызвать врача.

Антифризами называются незамерзающие жидкости, которые широко используются для заливки охлаждаю­щих систем автомобилей, чтобы предупредить замерза­ние радиаторов. В качестве антифризов применяются разнообразные вещества: метанол, различные спирты в смеси с глицерином и т. л. Но наиболее часто с этой целью используется этиленгликоль, который свободно продается в специализированных магазинах бытовой химии.

Этиленгликоль — бесцветная вязковатая жидкость без запаха, сладковатого вкуса. По внешнему виду немного напоминает ликер. При низких температурах этиленгликоль не замерзает. Легко растворяется в воде.

Кроме использования в качестве незамерзающей жидкости, этиленгликоль широко применяется в тек­стильной промышленности, при производстве динамита, в полиграфической промышленности как растворитель типографских красок, в парфюмерном, табачном, лакокрасочном и других производствах. Таким образом, с этиленгликолем соприкасается большое количество лю­дей, а свободная продажа этого вещества приводит к тому, что оно попадает в бытовые условия, в частности в семьи, где имеются автомобили. При этом некоторые люди пренебрегают предосторожностями при хранении и использовании этого вещества, что приводит к отрав­лениям.

Характерной особенностью действия этиленгликоля является наличие скрытого периода. Признаки отравле­ния им в большинстве случаев появляются не сразу, а спустя в среднем около 8 часов после приема яда. Реже наблюдаются случаи, когда скрытый период продол­жается до суток, а иногда и больше. У выпивших боль­шое количество этиленгликоля признаки отравления мо­гут появиться уже через 2 часа.

Начальные симптомы отравления заключаются в жалобах на сильную головную боль, чувство своеобразно­го опьянения, оглушенности, головокружение, общую слабость, двоение в глазах, тошноту, повторную рвоту, боли в подложечной области, затруднение дыхания. Нередко у отравленных этиленгликолем появляются сильные боли в пояснице вследствие поражения почек. Количество выделяемой мочи резко уменьшается, а за­тем выделение ее прекращается. Это приводит к тому, что состояние больного, несмотря на лечебные мероприя­тия, прогрессивно ухудшается. Через 1—3 дня наступает смерть в результате прекращения работы почек.

Из организма этиленгликоль выводится очень мед­ленно, поэтому при лечении отравившихся этим ядом все меры направлены на усиление выведения его из ор­ганизма. Отравившиеся этиленгликолем после выздоров­ления долгое время страдают заболеванием почек, вы­нуждены соблюдать диету и постоянно лечиться.

Первая помощь. Массивное промывание желудка, введение слабительной соли. Отравленных независимо от самочувствия, которое может быть обманчивым, обя­зательно помещают в больницу. Они нуждается во вра­чебной помощи и чем скорее она будет начата, тем больше шансов на спасение жизни пострадавшего.

Отравление тормозными жидкостями.

Тормозные жидкости применяются для заполнения тормозных систем различных движущихся машин, в ча­стности автомобилей некоторых марок. Эти жидкости обладают текучестью и малой степенью сжатия. Среди часто применяемых тормозных жидкостей встречаются ГТЖ-22, стеол М и др.

Жидкость ГТЖ-22 имеет зеленоватый цвет, тягучая, мало летучая, на вкус сладковатая, по виду несколько напоминает ликер. В состав этой жидкости входит этиленгликоль, о ядовитости которого уже говорилось. ГТЖ-22 свободно продается в химических магазинах и имеется в автохозяйствах, различных мастерских.

При попадании ее внутрь развивается тяжелое отрав­ление и в большинстве случаев спасти жизнь отравив­шихся не удается.

После попадания жидкости ГТЖ-22 в организм через некоторое время появляются боли в животе, тошнота, иногда вскоре рвота. Боли в животе не прекращаются и после приема болеутоляющих лекарственных препа­ратов. Затем развивается общая слабость, головокруже­ние, усиливается рвота. Примерно через сутки появляют­ся сонливость, боли в пояснице, уменьшается и затем полностью прекращается выделение мочи. Постепенно затормаживается сознание, периодически оно выклю­чается. Лицо у отравившегося красное или синюшное, одутловатое. Через 2—3 дня появляется желтушность кожи и белочной оболочки глаз, затрудняется дыхание вследствие отека легких. В дальнейшем нарастают при­знаки прекращения работы почек и больные умирают несмотря на энергичные меры медицинской помощи.

Скипидар широко применяется в промышленности и в быту для чистки паркетных полов, в различных масти­ках, как растворитель лаков и красок. Применяется он также в медицине для приготовления мазей и расти­рании. При отравлении скипидаром наблюдаются учащение пульса, головокружение, боли в подложечной области, рвота, частые позывы на мочеиспускание. От рвотных масс и выдыхаемого воздуха ощущается характерный за­пах скипидара, а от мочи — запах фиалок. Моча становит­ся кровянистой, .так как скипидар поражает почки.

Первая помощь. Промывание желудка водной взвесью активированного угля. Отравившемуся дают молоко, кисель, кусочки льда для успокоения болей в же­лудке.

Ацетон является хорошим растворителем различных органических веществ (резины, красок, смол, нитроцеллюлозы, клея, жиров и т.п.), в связи с чем он широко применяется на производстве и в быту.

При попадании внутрь ацетон быстро всасывается в кровь и вызывает отравление, которое часто заканчи­вается смертью. Обычно острое отравление жидким ацетоном возникает, когда ацетон и жидкости, содержа­щие его, хранятся небрежно, в жилом помещении, тем более вблизи от продуктов и в посуде из-под напитков. Сразу же после приема ацетона ощущаются жжение во рту, глотке и пищеводе, боли в желудке, рвота. От рвот­ных масс исходит характерный запах ацетона. У отравившихся наблюдаются шаткая походка, сонливость, галлюцинации. Состояние быстро ухудшается, лицо бледнеет, конечности становятся синюшными, холодны­ми, появляются судороги, дыхание становится преры­вистым.

Первая помощь. Обильно промыть желудок, дать активированный уголь и солевое слабительное.

Nbsp; Нефтекамская автомобильная школа “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России” ========================================================= ЛЕКЦИЯ по дисциплине «УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Тема № 10. Техника безопасности и охрана окружающей среды

Занятие № 10.1. Техника безопасности и охрана окружающей среды

Тема № 10. Техника безопасности и охрана окружающей среды (СЛАЙД № 2)

Занятие № 10.1. Техника безопасности и охрана окружающей среды

Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)

  1. Общие требования безопасности при эксплуатации автомобилей.
  2. Опасность отравления отработавшими газами, бензином и другими ядовитыми эксплуатационными жидкостями.
  3. Правила безопасности при пользовании электроприборами. Безопасность труда при погрузке, выгрузке и перевозке грузов, при монтаже и демонтаже шин.
  4. Меры по противопожарной безопасности, правила тушения пожара на транспортном средстве.
  5. Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте автомобиля.
  6. Мероприятия по снижению токсичности и уровня дымности отработавших газов автомобильных двигателей

Место проведения: аудитория.

Вид занятия: лекция.

Методические указания

Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.

Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.

Обратить внимание на правильность ведения конспектов.

Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.

Поддерживать связь с аудиторией.

Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.

Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.

Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.

Введение

Для эксплуатации и ремонта автомобильной техники Вооруженных Сил применяется большой ассортимент топлив, специальных технических жидкостей и масел, при эксплуатации которых необходимо соблюдать ряд требований по экологии. Кроме того при техническом обслуживании автомобиля и его эксплуатации требуется выполнять правила техники безопасности. Сегодня вы изучите основы техники безопасности и охраны окружающей средыпри эксплуатации автомобилей.

Учебный вопрос № 1.

Общие требования безопасности при эксплуатации автомобилей

Законодательством автомобильный транспорт отнесен к источникам повышенной опасности, а воинские части и предприятия, являющиеся владельцами источников повышенной опасности, отвечают за вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Источниками повышенной опасности в парках могут быть:

- нарушение требований безопасности при оборудовании силовых, осветительных, отопительных, паро-воздушных и других коммуникаций на территории парка;

- неправильное взаимное размещение отдельных элементов парка;

- слабый контроль за выполнением работ и состоянием машин, оборудования и механизмов;

- низкая организация рабочих мест, нарушение санитарно-гигиенических норм;

- необученность работающих и недостаточный их инструктаж по требованиям безопасности;

- недостаточно четкая организация внутренней службы в парке и невыполнение служебных обязанностей лицами суточного наряда;

- движущиеся автомобили и другие машины.

К работам с повышенной опасностью в парках относятся:

- операции с грузоподъемными машинами;

- монтаж и демонтаж тяжелого оборудования;

- погрузка, выгрузка, работа на высоте при отсутствии лесов, стремянок и других специальных устройств и работы в неприспособленных условиях;

- земляные работы в зоне расположения энергетических сетей;

- электрогазосварочные работы при ремонте тары (как внутри, так и снаружи) из-под горючих, взрывчатых и агрессивных веществ;

- работы в бункерах, баках, цистернах, колодцах, ямах и т.п.;

- работы с ядовитыми, техническими и агрессивными жидкостями;

- эксплуатация электротехнических установок и другие работы.

Техническое обслуживание и ремонт машин необходимо выполнять в специально предназначенных для этого и соответствующим образом оборудованных рабочих местах (постах). На каждом рабочем месте должна быть утвержденная инструкция по требованиям безопасности. Каждое рабочее место должно быть оборудовано стеллажами для снятых деталей, инструмента и приспособлений.

Требования безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту машин:

- машина должна быть заторможена стояночным (горным) тормозом, в коробке передач включена низшая передача, зажигание (подача топлива дизелей) должно быть выключено, под колеса (гусеничные ленты) установлено не менее двух упоров (башмаков);

- если снятие агрегатов (сборочных единиц) или деталей связано с большим физическим напряжением или создает неудобство в работе, необходимо применять специальные приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность и легкость выполнения работ;

- агрегаты и узлы массой более 20 кг перемещать с помощью грузоподъемных механизмов;

- запрещается поднимать (вывешивать) машину за буксирные крюки и работать под вывешенной машиной, установленной на одних домкратах;

- техническое обслуживание машин проводить только при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима для проведения диагностических и регулировочных работ;

- пуск двигателя и трогание машины с места разрешается при условии полной безопасности людей, находящихся вблизи нее. До пуска двигателя или начала движения подается продолжительный звуковой сигнал;

- при обслуживании машины снизу вне смотровой канавы, эстакады или подъемника специалисты обязаны пользоваться лежаками. Работать без лежаков (подстилок) на полу (земле) запрещается;

- оборудование, инструмент и приспособления должны быть исправными и соответствовать требованиям ГОСТ;

- необходимо соблюдать правила пользования монтажным инструментом, не применять сильно изношенные или не соответствующего размера ключи, инструмент с неисправной или неправильно заправленной рабочей частью, сломанными или плохо насаженными ручками;

- при обслуживании машин на подъемнике плунжер подъемника в рабочем (поднятом) положении должен быть надежно зафиксирован упором (штангой), гарантирующей невозможность самопроизвольного опускания;

- при техническом обслуживании агрегатов (сборочных единиц) машины, расположенных высоко над уровнем пола, применяются устойчивые подставки или лестницы-стремянки. Ширина (глубина) ступеней лестниц должна быть не менее 0,15 м, расстояние между ступенями – не более 0,3 м. Ступени лестниц не должны быть скользкими.


Рис. 1. Требования безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию

и ремонту машин (СЛАЙД № 4)


Рис. 2. Требования безопасности при выполнении работ под машиной (СЛАЙД № 5)


Рис. 3. Требования безопасности при выполнении работ в смотровой яме (СЛАЙД № 6)


Рис.4. Требования безопасности при выполнении работ в смотровой яме (СЛАЙД № 7)


Рис. 5. Требования безопасности при ремонте машин с высоким кузовом (СЛАЙД № 8)


Рис. 6. Требования безопасности при выполнении сварочных работ (СЛАЙД № 9)


Рис. 7. Требования безопасности при выполнении работ по сварке цистерн (СЛАЙД № 10)


Рис. 8. Требования безопасности при выполнении регулировочных работ (СЛАЙД № 11)

Выводы по вопросу.

Учебный вопрос № 2

Опасность отравления отработавшими газами, бензином и другими ядовитыми эксплуатационными жидкостями

Содержание окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями должно быть в пределах значений, установленных предприятием - изготовителем, но не выше приведенных в таблице 1. Дымность автомобилей с дизельными двигателями не должна превышать норм, указанных в таблице 2. В кабине транспортного средства температура воздуха должна быть в пределах 18 - 23 град. C (допускается 17 – 25 град. C), относительная влажность – 40 - 60% (допускается до 75%), скорость движения воздуха – 0,2 - 0,3 м/с (допускается до 0,5 м/с).

Таблица 1. ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОМОБИЛЕЙ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ (ГОСТ 17.2.2.030-87) (СЛАЙД № 13)

Предельно допустимое содержание окиси углерода, объемная доля, %

Предельно допустимое содержание углеводородов, объемная доля, 1/млн

для двигателей с числом цилиндров

до 4 более 4 Nmin Nпов 1,5 2,0 1200 600 3000 1000

Допускается до 3% (п. 1.3 ГОСТ 17.2.2.03-87).

Значения повышенной частоты вращения коленчатого вала двигателя указываются предприятием - изготовителем в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобиля.

Таблица 2. ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ДЫМНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙС ДИЗЕЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ (ГОСТ 21393-75*) (СЛАЙД № 14)

Режим измерения дымности Предельно допускаемый натуральный показатель ослабления светового потока Кдоп, м -1 , не более Предельно допускаемый коэффициент ослабления светового потока Nдon, %, не более
Свободное ускорение для автомобилей с дизелями:
без наддува 1,2 40
с наддувом 1,6 50
Максимальная частота вращения 0,4 15

Требования безопасности при обращении с ядовитыми техническими жидкостями: (СЛАЙД № 15)

- хранить жидкости только в герметичной таре;

- не засасывать жидкости ртом, использовать для этих целей насос или резиновый шланг с грушей;

- во время работы с жидкостями не курить и не принимать пищу;

- по окончании работ с жидкостями тщательно вымыть руки с мылом;

- при попадании жидкости на одежду ее необходимо снять и выстирать;

- осуществлять специальную подготовку и инструктаж личного состава;

- проводить предварительные и периодические медицинские осмотры лиц, имеющих контакт с ядовитыми техническими жидкостями.

Запрещается допускать к работе, связанной с применением антифриза, водителей и других лиц, не ознакомленных с правилами его применения.

На пункте заправки парка машины располагаются не ближе 2 м от раздаточных колонок, при этом очередная машина должна находиться от заправляющейся на расстоянии не ближе 5 м. Заправка осуществляется только при остановленном двигателе. Во избежании перелива горючего при заправке баки заполняются до уровня, ниже заливной горловины на 3 - 5 см. Если заправляемая машина облита горючим, запрещается пускать ее двигатель до полного удаления пролитого горючего. При нарушении герметичности систем питания и смазки заправка машин запрещается. Пролитые во время заправки или проведения других работ горючее и смазочные материалы немедленно засыпаются песком.

Для обеспечения мер безопасности при работе с ЯТЖ следует выполнять следующие общие требования: (СЛАЙД № 16)

- соблюдать правила обращения с ЯТЖ;

- хранить жидкости только в закрытой, герметичной таре;

- не засасывать жидкости ртом для создания сифона при переливании, использовать для этих целей насос или резиновый шланг с грушей;

- во время работы с жидкостью не курить и не принимать пищу;

- запрещается сливать использованные жидкости в канализацию;

- зачистку резервуаров производить с использованием средств индивидуальной защиты (шланговый противогаз, спасательный пояс с веревкой, комбинезон, резиновые сапоги и брезентовые рукавицы), которые по окончании зачистки резервуаров должны быть тщательно промыты и высушены;

- все работы с ЯТЖ (кроме бензинов) должны выполняться в спецодежде, кроме того, работающие должны иметь средства индивидуальной защиты (общевойсковой противогаз, очки защитные герметичные, перчатки резиновые технические);

- по окончании работы с ЯТЖ тщательно мыть руки водой с мылом;

- при случайном заглатывании ЯТЖ нужно как можно скорее вызвать рвоту у пострадавшего или промыть желудок и немедленно доставить его в лечебное учреждение. Смертельная доза антифриза для человека 100-200 мл;

- при возможном разбрызгивании жидкости необходимо пользоваться защитными очками, а при появлении рези в глазах и раздражении дыхательных путей необходимо надеть общевойсковой фильтрующий противогаз;

- при попадании жидкости на одежду ее необходимо снять и выстирать. Пролитую жидкость необходимо смыть большим количеством воды, помещение проветрить. Загрязненные жидкости и воду нейтрализовать кашицей гашеной извести, собрать в стеклянную тару и зарыть в землю вдали от водоемов;

- осуществлять специальную подготовку и инструктаж личного состава;

- проводить предварительные и периодические медицинские осмотры лиц, имеющих контакт с ЯТЖ.

При обращении с жидкостями на основе гликолей и их производных в целях предупреждения отравления ими необходимо кроме общих мер строго выполнять требования безопасности, изложенные в соответствующих инструкциях на конкретный товарный продукт.

Наибольшую опасность этилированные бензины представляют при систематическом попадании их на незащищенные кожные покровы и одежду, а также вследствие большой испаряемости их при разливе в закрытых невентилируемых и маловентилируемых помещениях. Опасность отравления этилированными бензинами может возникнуть при зачистке, ремонте резервуаров и тары, в которых они хранились, их обезвреживании после слива, а также при мойке и чистке деталей и при ремонте двигателей. Особенно опасны отравления этилированными бензинами при случайном попадании их внутрь организма.

При обращении с этилированными бензинами необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

- не допускать использование этилированных бензинов для мытья рук и чистки одежды, при работе и обслуживании техники в качестве растворителя, а также для личных целей в домашнем обиходе;

- все работы с этилированными бензинами выполнять в спецодежде;

- одежду, случайно облитую этилированным бензином, промыть в керосине и горячей воде, а затем просушить на открытом воздухе.

При перевозке ЯТЖ автомобильным транспортом должны выполняться следующие требования:

- ЯТЖ необходимо перевозить в автоцистернах, бочках, бидонах, канистрах и бутылях;

- при перевозке ЯТЖ в автоцистернах в формуляре автомобиля на каждую перевозку делается запись о пригодности ее к заполнению и перевозке этой жидкости. Запись заверяется должностным лицом части (подразделения), проверяющим состояние автоцистерны. При осмотре автоцистерны особое внимание обращается на ее герметичность, чистоту внутренней поверхности и надежность крепления на раме автомобиля;

- в кузове грузового автомобиля бочки и бутылки с ЯТЖ устанавливаются в один ярус, канистры и бидоны - в два яруса. При неполной загрузке автомобиля бочки, бидоны, канистры плотно устанавливаются в передней части кузова и надежно закрепляются проволокой или накрываются чехлом (сеткой).

Запрещается при перевозке ЯТЖ автомобильным транспортом:

- резко трогать с места и тормозить автомобиль;

- делать крутые повороты на повышенных скоростях;

- перевозить жидкость в кабине грузовых автомобилей и в легковых автомобилях;

- перевозить жидкость вместе с продовольствием, вещевым имуществом и личным составом. Лица, сопровождающие ядовитые жидкости, должны находиться в кабинах автомобилей;

- использование автомобилей и тары из-под ЯТЖ для перевозки и хранения пищевых продуктов и воды.

Выводы по вопросу.

Учебный вопрос № 3

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 853 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции