Образовательная программа для детей с туберкулезной интоксикацией

Образование

Об уровне образования
Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования. Дошкольное образование — это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:
— понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;
— обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;
— гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;
— свобода выбора программ и технологий;
— экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

О нормативном сроке обучения
Дошкольное образование (нормативный срок 5 лет) — ФГОС (Дошкольного образования) устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у воспитанников дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

О сроке действия государственной аккредитации образовательной программы
Основные образовательные программы ДОО подлежат ежегодной корректировке и не проходят аккредитацию.

Язык образования
Образование осуществляется на русском языке.

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов составляет 336 воспитанников.

Детей с ОВЗ нет

Возрастная группа/возрастной диапазон Направленность групп Количество групп
1 Младшая группа № 2 (от 2 до 3 лет) компенсирующая для детей с туберкулезной интоксикацией 1
2 Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) общеразвивающая 2
3 Средняя группа (от 4 до 5 лет) общеразвивающая 3
4 Старшая группа (от 5 до 6 лет ) общеразвивающая 3
5 Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) общеразвивающая 2
6 Старшая группа № 4 (от 4 до 7 лет) (для детей с туберкулезной интоксикацией) компенсирующая для детей с туберкулезной интоксикацией 1
Всего: 12


Описание образовательной программы дошкольного образования

Используемые программы

Для реализации программы и ФГОС дошкольного образования необходимо взаимодействие с семьей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Сейчас для туберкулеза сложились благоприятные условия: стихийные бедствия, войны, недоедание, ВИЧ – инфекция; появилось много малоимущих, ежедневные стрессы, злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, низкая физическая активность, постоянные смены климата (поездка из одного климатического пояса в другой) подрывают защитные силы организма. Туберкулез- это инфекционное заболевание, вызываемое туберкулезными палочками – микобактериями.

Причина инфицирования - заражение.

В детском возрасте иммунная система только формируется, поэтому дети в первую очередь подвержены заражению.

Большое значение имеет фон соматических заболеваний, все это приводит к нарушению обменных процессов, дефициту минерального обмена.

Чаще всего у детей развивается процесс туберкулеза в легочных тканях и внутри грудных лимфатических узлах, при этом у ребенка появляется вялость, повышенная утомляемость.

Уровень двигательной сферы ребенка напрямую зависит от его здоровья, поэтому был выбран наиболее эффективный путь вариативной программы физкультурно-оздоровительной направленности для детей с затухающими формами туберкулеза в детском саду и дома.

Дети санаторной группы относятся к специальной медицинской группе – это дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, находящиеся в группе санаторного типа в течение от

3-х месяцев до 1 года и обуславливающие ограничение физических нагрузок. Для них предусмотрены комплексные оздоровительные мероприятия включающее щадящий режим, рациональное питание, лечебную физкультуру, обучение элементам самомассажа, физиотерапевтическую и медицинскую терапию. Как правило, в санаторную группу поступают дети разного возраста от 3 до 7 лет, поэтому проводить занятия с такими детьми намного сложнее, чем с детьми обычной группы ДОУ. Старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому материалу, не требующему от них умственных и физических усилий, при усложнении младшие дети не могут выполнить в силу своих возрастных особенностей. Вот почему программное содержание занятий в смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной группы.

Наряду с этим, на занятиях по физической культуре необходимо создавать благоприятную доброжелательную обстановку для каждого ребенка, проявлять готовность старших детей и педагогов оказать помощь и поддержку младшим детям, дать возможность почувствовать всем воспитанникам себя самостоятельным, уверенным и защищенным в любой ситуации.

Установлено, что на протяжении дошкольного периода ослабленные дети отстают от своих здоровых сверстников не только по абсолютным показателям суточных объемов основных движений, но и по годовым приростам среднесуточной двигательной активности (М.Н.Алиев с сотр.) Вместе с тем полноценная двигательная активность является залогом успешного оздоровления ослабленных детей.

Условием эффективности и достижения комплексности оздоровительно – развивающей работы с ослабленными детьми является организация системы оздоровительных мероприятий на двигательно - игровой основе.

Усовершенствовать содержание двигательной деятельности дошкольников можно с помощью внедрения элементов креативной педагогики с использованием вариативной физкультурно-игровой среды, которая оказывает огромное влияние на эффективность освоения движений, формирующихся на основе ощущений и восприятий.

В программе собран материал по использованию нетрадиционных методов оздоровления, который наряду с лечебными методами можно применять при лечении органов дыхания так же, используются игровые методы, которые наиболее доступны детям.

Цель программы: Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с группой детей с туберкулезной интоксикацией. Оздоровление детей, профилактика заболевания туберкулезом, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Продолжать работу по улучшению условий физического развития детей с затухающими формами туберкулеза.
  2. Систематизировать структуру занятий.
  3. Повысить качество двигательной активности детей в свободное время.
  4. Осушествлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам оздоровления детей, профилактики заболевания туберкулезом.
  5. Продолжать работу по индивидуальному сопровождению детей по всем компонентам здоровья (психическое, соматическое, физическое, духовно-нравственное, социальное).

Основные принципы программы.

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научнообоснованным и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов группы, узких специалистов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  3. Принцип комплексности и итегрированности решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

Программа состоит из нескольких разделов:

  • горизонтальный пластический балет;
  • комплексы лечебной физкультуры с использованием дыхательной гимнастики;
  • комплексы лечебной физкультуры с использованием упражнений на формирование правильной осанки;
  • массаж биологически активных точек;
  • психогимнастика;
  • подвижные игры;
  • диагностика двигательной сферы;
  • просветительская работа с родителями;

Горизонтальный пластический балет.

  • Горизонтальный – все позы в программе горизонтированны.
  • Пластический – отражает характер движений. Все движения плавные, мягкие, пластичные.
  • Балет подчеркивает, что физические упражнения выполняются под музыку. Это эстетическая составляющая двигательной активности детей. В нее входит знакомство с красивой классической и современной музыкой, желательно инструментальной. При прослушивании, которой рождаются ассоциации зрительных картин и образов. Чтобы выразить движениями характер музыки подбираются игровые образы, например цветы, дельфины, морские водоросли, лодочки.

Дети с туберкулезной интоксикацией имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а форма и стиль горизонтального пластического балета как нельзя лучше подходит для работы с такими детьми, потому что:

  1. Режим горизонтированных поз обеспечивает естественную, биологически обоснованную последовательность формирования поз и движений: от положения лежа на спине – к позе стоя на высоких коленях.
  2. Позвоночник при этом находится в самом оптимальном положении для коррекции, разгрузки и расслабления.
  3. Деятельность сердечно – сосудистой системы также проходит в щадящем, разумном режиме (исключается избыточное напряжение сердечной мышцы).
  4. Музыка и театрализация позволяет создать у детей во время упражнений положительный эмоциональный фон.

Лечебная физкультура – важнейший лечебный и профилактический метод при всех заболеваниях органов дыхания у детей. Особенно велико значение этого метода в лечении хронических заболеваний органов дыхания, которые, как известно, трудно поддаются медикаментозной и другой терапии. Она состоит:

  • Комплексов лечебной физкультуры с использованием дыхательной гимнастики

Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления. Е.А.Аркиным были указаны средства формирования полноценного дыхания:

  • упражнения в беге;
  • гимнастика дыхательных мышц;
  • обучение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох);
  • постановка соответствующих певческих навыков – звуковая гимнастика.

  • Комплексов лечебной физкультуры с использованием упражнений на формирование правильной осанки

При заболевании органов дыхания у детей, кроме слабости дыхательных мышц развивается и нарушение осанки. Слабость дыхательных мышц порождает не только замедление роста с недостаточным развитием основных физических качеств, но и деформации грудной клетки и позвоночника, и если не принимать ни каких мер для исправления осанки, то развивается искривление позвоночника. Поэтому, наряду с комплексами дыхательной гимнастики, для детей этой группы, необходимо проводить комплексы для формирования правильной осанки.

При проведении ЛФК необходимо учитывать внешние признаки утомления детей, которые приведены в таблице № 1.

Таблица № 1.

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка. Степень выраженности утомления
Небольшая средняя Высокая
Окраска кожи лица, шеи. Легкое покраснение лица, спокойное выражение лица. Значительное покраснение лица, напряженное выражение Появление бледного носогубного треугольника, побледнение кожных покровов
Потливость незначительная Выраженная потливость лица Резко выраженная потливость лица
Дыхание Ровное, несколько учащенное Резкое учащение дыхания Одышка
Движения Выполняются с точной амплитудой и направлением Появление дополнительных движений, неуверенность, не выполняется заданная амплитуда и направление движений Выраженный тремор конечностей, отказ от выполнения или повышенная двигательная активность.
Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы на усталость, прекращение движений Заторможенность, нарушение координации движений, выраженная усталость.

Массаж биологически активных точек способствует улучшению протекания нервных процессов путем воздействия на активные точки, помогает расслаблению мышц и нервно-эмоционального напряжения.

Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию о всех изменениях внешней среды. Массаж биологически активных точек повышает защитные свойства организма человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Этюды по психогимнастике.

Ю.Ф.Змановский писал о необходимости использования в оздоровительной работе различных психогимнастических упражнений. Используя в работе психогимнастические упражнения и игры которые помогают обеспечить коррекцию индивидуальных особенностей ослабленных детей (неуверенность, замкнутость, заторможенность, быструю утомляемость, повышенную тревожность) и в тоже время помогают сформировать творческие способности.

Подвижные игры и игровые задания имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в игровых заданиях и подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в силах, умение действовать в коллективе и индивидуально.

Для диагностики двигательной сферы использовала методику диагностики развития двигательной сферы ребенка и проявления в ней эмоциональных состояний предложенную международным образовательным и психологическим колледжем под редакцией О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой.

Степень развития движений – важный показатель состояния здоровья ребенка, как физического, так и психического. По технике выполнения движения можно судить об уровне развития у ребенка двигательных умений, навыков, физических качеств.

Просветительская работа с родителями.

Для работы с родителями составлен цикл лекций, повышающий уровень знаний о туберкулезе, способах профилактики, диете, народных средствах помогающих бороться с недугом, а так же о нетрадиционных способах оздоровления, которые помогут повысить сопротивляемость организма.

Ожидаемые результаты.

На занятиях по физической культуре необходимо создавать благоприятную доброжелательную обстановку для каждого ребенка, проявлять готовность детей и педагогов оказать помощь и поддержку воспитанникам, дать возможность детям почувствовать себя самостоятельным, уверенным и защищенным в любой ситуации.

Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.

Литература.

Вероятно, не случайно проблема физического и психического здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день особо актуальна, оздоровление становится одной из главных социальных проблем, т. к. в "группу риска" попадают, прежде всего, дети. Если просмотреть распределение детей по группам здоровья, то можно увидеть такую картину, что абсолютно здоровых детей практически не осталось. А так как дошкольные учреждения являются первой ступенью общественного воспитания, то на нас возлагаются как воспитательно-образовательные, так и оздоровительно- профилактические задачи.

На территории Чувашии реализуется программа ВОЗ от 2005 года. "Профилактика, диагностика и лечение туберкулеза и ВИЧ-инфицированных" под финансированием Всемирного банка реконструкции и развития. Мы, опираясь на эту программу, совместно с тубдиспансером занимаемся предупреждением развития туберкулеза у детей, т.к. туберкулез - социальное зло во всем мире. Заболеваемость туберкулезом не уменьшается и число детей, состоящих на учете у фтизиатров с первичным инфицированием, возрастает. В условиях увеличения количества тубинфицированных детей актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи таким детям.

К сожалению, одна только специфическая профилактика туберкулеза в последние годы не дает желаемого результата у инфицированных детей по причинам:

  • повышения процента больных туберкулезом взрослых, имеющих первичную устойчивость ко всем противотуберкулезным антибиотикам;
  • с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих снижение общей сопротивляемости организма.

Общеизвестно, что инфицированность туберкулёзной палочкой снижает общую сопротивляемость организма ребёнка к воздействию любых внешних факторов, а также обостряет имеющиеся отклонения состояния здоровья ребенка.

Наш детский сад открыт с 1988 года как санаторный, а с 2009 года переименован в детский сад присмотра и оздоровления для детей с туберкулезной интоксикацией. Имеет 12 возрастных групп, где воспитываются около 160 детей, в возрасте от 1,5 до 7 лет. Детский сад комплектуется из числа детей, состоящих на учете у фтизиатров детского отделения противотуберкулезного диспансера. Воспитываются дети с различными хроническими заболеваниями: с виражом туберкулиновых проб, гиперергической р. Манту, тубинфицированием и тубконтактные. Дети поступают и выписываются из детского сада по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. Дети приходят из разных детских садов, т.е. из разных "образовательных ситуаций" - программ, традиций и требований воспитателей. В основном дети приходят в наш детский сад только на один год, в течение которого по-прежнему болеют, т.е. "выпадают" из системы обучения.

В первую половину дня - наиболее эффективное время для проведения обучающих занятий, однако-нам приходится "делить" с обязательными лечебно-профилактическими и оздоровительными процедурами, что еще и еще сокращает возможности образовательной работы.

Анализ направляемых к нам детей за 3 года показывает, что увеличивается общее количество поступающих детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, а также увеличивается поступление детей из очагов контакта, имеющих гиперергическую Р.Манту. Растет число детей с виражом с гиперергией. Остается достаточным число детей из неполных и социально неблагополучных семей. И большинство детей, посещающих наше учреждение, в сочетании с основными заболеваниями, имеют сопутствующие заболевания: это лор-патологии, патологии ЦНС, заболевания органов дыхания и т.д.

В ДОУ созданы благоприятные условия для проведения полноценной лечебно-оздоровительной и коррекционно-педагогической работы. Детский сад имеет все необходимое оборудование для полноценной работы медицинских специалистов ДОУ. В учреждении имеются: физкультурный и музыкальный залы, кабинеты: лечебно-восстановительный, ЛФК, массажный, логопедический, психологический, медицинский, изолятор, методический, экологическая комната, фитобар, спортивная площадка, комната по ОБЖ.

Воспитательно-коррекционную работу осуществляют: учитель-логопед, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, инструктор по ЛФК, старший воспитатель и 27 воспитателей. 60% педагогического коллектива имеют высшее педагогическое образование, 62,5% имеют высшую и первую квалификационные категории. Высокий образовательный ценз, достаточная специальная подготовка педагогических и медицинских кадров позволяет нам в условиях интенсивного психолого-медико-педагогического процесса сохранять целостность педагогических воздействий на ребенка, добиваться эффективности в работе, обеспечивая непрерывность образования детей разного возраста.

Лечебная работа, которую проводят врач-фтизиопедиатр и медсестра, направлена на профилактику туберкулеза у детей, коррекции отклонений в состоянии здоровья детей, контроль за питанием, закаливающими мероприятиями, санитарно-эпидемиологическим состоянием и т. д.

Свою работу мы планируем на основе комплексной оценки состояния здоровья ребенка при поступлении в детский сад и в последующем динамическом наблюдении за ним врачом - фтизиопедиатром, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателями групп.

С учетом имеющихся возможностей дошкольного учреждения определены основные задачи совместной деятельности педагогов и специалистов в оказании помощи детям с туберкулезной интоксикацией:

  • проведение лечебно- профилактической, оздоровительной и коррекционно-педагогической работы с детьми;
  • осуществление комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с туберкулезной интоксикацией;
  • осуществление полноценной социальной адаптации в группе сверстников и разностороннее развитие детей, нуждающихся в длительном лечении.
  • Практика показала, что решить поставленные задачи возможно только совместными усилиями ДОУ и семьи. Поскольку пребывание в нашем саду ограничивается определенным сроком, нам необходимо осуществить за короткий промежуток времени комплексный подход к воспитанию детей, обеспечивающийся полнотой взаимосвязью лечебных мероприятий и педагогическим процессом. И при этом необходим тесный контакт всех заинтересованных сторон: педагогов, медиков и родителей. В связи с чем, сотрудничество мы рассматриваем как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.

    Специфика образовательного процесса в учреждении направлена на реабилитацию воспитанников с туберкулезной интоксикацией и реализацию образовательных программ. Реализуя основные задачи укрепления здоровья формирования здорового образа жизни - мы выделяем главную задачу - это лечение и оздоровление воспитанников с туберкулезной интоксикацией.

    Приоритетным значением в реабилитации детей с туберкулезной инфекцией является объем получаемой медицинской помощи. Учитывая длительность химиопрофилактического лечения от туберкулеза, мы пришли к выводу, что нам необходима программа, которая бы решала проблему создания комплекса медико-психолого-педагогических услуг для детей с туберкулезной интоксикацией, целью которой является укрепление здоровья и своевременная профилактика туберкулеза у детей из группы риска, долечивание детей с малыми формами туберкулеза и остаточными изменениями после перенесенного туберкулеза через внедрения новых форм работы.

    Разработанную нами программу комплексного медико-психолого-педагогического подхода к реабилитации детей с туберкулезной интоксикацией составляют три блока: лечебно-оздоровительный, коррекционно-педагогический и социальный.

    1. Лечебно-оздоровительный блок.

    Работа в этом блоке ведется в двух направлениях:

    Направления Содержание деятельности
    Лечебно-профилактическое Химиопрофилактика

    (фиточаи + В 6) Фитотерапия Физиотерапия Ароматерапия Ультратонотерапия УФО в зев и нос Су-Джок терапия Фитощелочные ингаляции Лечебный массаж ЛФК Точечный массаж Корригирующая и дыхательная гимнастика Дыхательный тренажер Рефлексотерапия Физкультурно-оздоровительное, проводимое совместно с педагогами Стопотерапия Сухое обтирание варежкой Гимнастика пробуждения Фитоаэрация УГГ с дыхательными упражнениями Физкультурные занятия Музыкально-ритмические занятия Лампа Чижевского Прогулки Спортивный досуг Подвижные игры СДА

    I направление - контролируемая химиопрофилактика, проводимая медицинским персоналом. Это специфический метод профилактики туберкулеза антибиотиками в сочетании с витаминами В6. Химиопрофилактика как основной метод лечения туберкулеза назначается детям из "групп риска" на срок от 3 до 5 месяцев. В детском саду созданы благоприятные условия для проведения качественной химиопрофилактики и предупреждения развития локального туберкулеза у детей с остаточными изменениями после перенесенного заболевания.

    II направление - физкультурно-оздоровительная работа, проводимая совместно с педагогами ДОУ, строится на основе диагноза основного и сопутствующего заболевания, группы здоровья и индивидуального плана оздоровления. Каждый ребенок имеет лист здоровья с рекомендациями специалистов.

    Для закрепления результатов химиопрофилактики и создания защитных сил организма наиболее эффективными оказались следующие неспецифические методы оздоровления: ЛФК с применением дыхательного тренажера, ароматерапия, ультратонотерапия, СУ-ДЖОК терапия, соллюкс, лечебный массаж, стопотерапия, физиотерапия, витаминотерапия, сухое обтирание, массаж по Уманской, УГГ с дыхательными упражнениями, корригирующая гимнастика, фитоаэрация с лекарственными травами и чесночно-луковым настоем, фито и щелочные ингаляции, лампа Чижевского и другие.

    2. Коррекционный блок. Он включает логопедическое, психологическое и педагогическое направления.

    Направления Содержание деятельности
    Психологическое Создание психологического микроклимата в детском саду и семье
    Диагностика
    Психокоррекция
    Логопедическое Диагностика
    Преодоление недоразвития речи, фонематического слуха
    Развитие связной речи и лексикограмматических категорий
    Педагогическое Развитие личности ребенка
    Создание предметно-развивающей среды
    Проведение коррекционной работы по рекомендациям специалистов

    Эта работа осуществляется при условии комплексного взаимодействия всех специалистов. На основе клинической характеристики ребенка, составленной врачом-фтизиопедиатром, специалисты намечают комплекс необходимых коррекционных и воспитательных мероприятий с детьми туберкулезной инфекцией на период х/п и после х/п. Воспитательно-образовательная работа в группах строится по результатам заключительного диагноза основного и сопутствующего заболевания, с выведением группы здоровья врачом - фтизиопедиатром, т.е. с учетом карты индивидуального сопровождения ребенка, которая воплощается педагогами на период пребывания ребенка в д/саду. (Приложение 1)

    Нами разработана модель взаимодействия специалистов при индивидуальном сопровождении ребенка, которая дает нам комплексно осуществить лечебно-профилактическую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми с туберкулезной интоксикацией.

    В цепочке взаимодействия медиков, педагогов, специалистов по осуществлению коррекционной работы нельзя обойтись без его ключевого звена-семьи. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

    3. Работа с семьей. Блок имеет три направления:

    Направления Содержание деятельности
    Индивидуальное Реализация индивидуальных и коррекционно-развивающих программ помощи собственному ребенку
    Дифференцированное Вовлечение родителей в процесс реабилитации детей в зависимости от тяжести заболеваний
    Массовое Участие родителей в совместной деятельности по достижению общей цели детского сада

    Наш лозунг в работе с родителями: "Никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни". Наряду с традиционными формами работы с родителями, мы дифференцированно подходим к семьям "группы риска", для чего в дошкольном учреждении создана медико-психолого-педагогическая служба, где родители могут получить квалифицированную консультацию и помощь специалистов.

    Эффективным направлением работы с родителями являются индивидуальные и подгрупповые консультации, дни открытых дверей, занятия - практикумы, на которых родители обучаются таким приемам и методам оздоровления детей, как корригирующая гимнастика, массаж по Уманской, дыхательная гимнастика, закаливание, гимнастика пробуждения, а также знакомятся с лечебно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся в детском саду, и нетрадиционными методами оздоровления детей (фито-ароматерапия, галотерапия, сухое обтирание варежкой, само и взаимомассаж и др).

    Занятия-практикумы включают теоретическую и практическую части: в теоретической родителям предлагается сообщение, беседы специалиста (врача, старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинской сестры, воспитателя по физической культуре, инструктора ЛФК), по определенной теме; в практической участвуют родители и дети - они выполняют какой - либо комплекс лечебно-профилактических и физкультурно-оздоровительных упражнений и др. В конце занятия родителям выдаются памятки, методическая литература и даются рекомендации.

    Опыт свидетельствует: занятия -практикумы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех, а взаимодействие всего коллектива детского сада с семьей обеспечивает достойный уровень укрепления здоровья детей, а значит, снижение заболеваемости.

    В результате анализа заболеваемости мы выявили: снижение заболеваемости детей в 2008 -2010 годах. Организация нетрадиционных форм работы наряду с профилактическими, лечебно-оздоровительными и реабилитационными мероприятиями сыграла большую роль в снижении показателей заболеваемости и улучшении физического развития детей. Химиопрофилактика, проводимая в детском саду остается эффективной:

    • нет случаев перехода виража в формы локального туберкулеза;
    • нет роста туберкулиновой чувствительности на фоне химиопрофилактики;
    • почти в 100% химиопрофилактика дает улучшение по результатам р. Манту.

    Мы убеждены, что только системный подход к проблеме восстановления здоровья и физического развития дошкольников на основе единства медицины и педагогики в сотрудничестве с семьей позволяет повысить эффективность оздоровительной и коррекционно-педагогической работы.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции