Какая ответственность за отравление человека


zolnierek / Depositphotos.com

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ 1 внесены поправки в Уголовный кодекс, направленные на защиту граждан от угрозы распространения инфекционных заболеваний. В частности, под действие ч. 1 ст. 236 УК РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, теперь подпадает и случай, когда действиями виновного лица, нарушившего эти правила, создана угроза наступления таких последствий. При этом наказания за совершение преступлений по данной статье существенно ужесточились:

  • штраф теперь составляет от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев (ранее штраф составлял до 80 тыс. руб. или в виде зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев);
  • лишиться права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности можно на срок от 1 года до 3 лет, в то время как ранее нижний предел такого срока не устанавливался;
  • обязательные работы, как и исправительные работы теперь по данной статье не подлежат назначению (ранее назначались до 360 часов и до 1 года соответственно);
  • предусмотрены принудительные работы сроком до 2 лет;
  • увеличен срок ограничения свободы до двух лет;
  • введен вид наказания – лишение свободы сроком до 2 лет.

Усилена ответственность и в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекшего по неосторожности смерть человека. За такое преступление ранее предусматривались обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок. Теперь исправительные работы не назначаются, введены штраф (в размере от 1 млн до 2 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет) и ограничение свободы (от 2 до 4 лет). А для таких видов наказаний как принудительные работы и лишение свободы установлены нижние пределы, и они будут назначаться на срок от 3 до 5 лет.

Помимо этого, повышенная ответственность введена за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если оно повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц. Наказываться такие действия будут принудительными работами (от 4 до 5 лет) или лишением свободы (от 5 до 7 лет).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Также УК РФ дополнен ст. 207.1, которая устанавливает ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от этих обстоятельств. Такими обстоятельствами, согласно примечанию, признаются ЧС природного, техногенного, в том числе экологического характера, эпидемии, эпизоотии, аварии, катастрофы и т. д., повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года или ограничения свободы на срок до 3 лет.

Новая ст. 207.2 устанавливает ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека. Наказание за данное деяние установлено в виде штрафа от 700 тыс. до 1,5 млн руб. или в размере зарплаты осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо принудительных работ на срок до 3 лет, либо лишения свободы на тот же срок. Более строгая ответственность предусмотрена за такие действия, повлекшие смерть человека или иные тяжкие последствия, максимальное наказание за которые предусмотрено до 5 лет лишения свободы.

В Уголовно-процессуальный кодекс внесены корреспондирующие изменения, уточняющие подсудность и подследственность уголовных дел по названным статьям УК РФ. Поправки в кодексы вступили в силу 1 апреля.

Следует отметить, что Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ 2 внесены изменения в КоАП РФ, которые предусматривают административную ответственность за правонарушения в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о чем портал ГАРАНТ.РУ рассказывал ранее.

1 С текстом Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004010073).

2 С текстом Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004010076).

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Уголовная ответственность за умышленное причинение смерти другому человеку

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за умышленное причинение смерти другому человеку, а именно, ст.ст. 105 – 108 УК РФ.

Так, в ч. 1 ст. 105 УК РФ (так называемое неквалифицированное убийство), установлена ответственность за умышленное причинение смерти другому человеку, за которое предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

За совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 105 УК РФ, то есть, за убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, может быть назначено пожизненное лишение свободы. При этом, законодателем установлен исчерпывающий перечень квалифицирующих признаков, которые условно можно разделить на несколько групп в зависимости от: мотива (например, убийство, совершенное из корыстных побуждений, по найму, либо из хулиганских побуждений), способа и цели (например, с целью скрыть другое преступление либо в целях использования органов или тканей потерпевшего); количества лиц, совершивших преступление; количества потерпевших и их характеристик (например, убийство малолетнего либо женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности).

К убийствам, совершаемым при смягчающих обстоятельствах, закон причисляет преступления, зафиксированные в ст.ст. 106, 107, 108 УК РФ. Это так называемые привилегированные составы, которые обладают всеми характеристиками, относящимися к составу преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ. Вместе с тем они отличаются от этого преступления по объективной и субъективной сторонам состава.

С объективной стороны они совершаются при наличии смягчающих обстоятельств, которые являются причиной совершения убийства (например, неправомерного поведения потерпевшего). С субъективной - они совершаются умышленно (с прямым или косвенным умыслом) при наличии таких признаков, как физиологический аффект либо психическое расстройство, не доходящее до невменяемости, или иное эмоциональное возбуждение, возникшее у виновного вследствие неправомерного поведения самого потерпевшего.

При квалификации по ст.ст. 106, 107, 108 УК РФ подлежат исследованию все обстоятельства, смягчающие ответственность, относящиеся как к объективной, так и субъективной сторонам каждого состава преступления. Только установление совокупности названных признаков позволяет правильно квалифицировать деяние.

Имеются существенные отличия так называемых привилегированных составов от ст. 105 УК РФ и по субъекту преступления, которым по неквалифицированному убийству является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения деяния 14-летнего возраста.

Субъекты преступления по ст.ст. 106, 107, 108 УК РФ - специальные, то есть лица, которые кроме признаков, характерных для общего субъекта, обладают еще и специфическими признаками. Так, субъектом по ст. 106 УК РФ может быть только биологическая мать ребенка. Именно она должна привлекаться к уголовной ответственности как исполнитель преступления и отвечать по данной статье. Другие лица, участвовавшие в умышленном лишении жизни ребенка, в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ несут уголовную ответственность за рассматриваемое преступление в качестве его организаторов, подстрекателей либо пособников.

По ст. 107 УК РФ субъектом может считаться только то лицо, которое совершило убийство, находясь в состоянии физиологического аффекта. По ч. 1 ст. 108 УК РФ – только лицо, осуществляющее предоставленное ему законом право на необходимую оборону, а по ч. 2 ст. 108 УК РФ – участник задержания лица, совершившего преступление.

Важно, чтобы в ходе расследования уголовного дела были правильно установлены обстоятельства совершения преступления и им была дана надлежащая квалификация, так как от этого зависит вид и размер наказания, которые существенно отличаются в зависимости от состава преступления.

Госдума экстренно ввела уголовную ответственность за нарушение карантина: комментарии

Фото: РИА Новости


  • Помимо ужесточения наказания за распространение COVID-19, были предложены поправки, согласно которым будет введена уголовная ответственность за распространение фейковой информации о коронавирусе.

    Также отмечается, что в принятом законопроекте речь идет о смертельных последствиях, которые возникли по неосторожности. В случае если причинение смерти одного и более лиц в результате преднамеренного нарушения санитарно-эпидемиологических правил было умышленным, то такое деяние будет квалифицироваться как терроризм, хулиганство или диверсия.


    — Наше законодательство было совершенно не готово к этой ситуации, появилось много пробелов, которые сейчас заполняются в спешке. Сейчас надо заниматься законотворчеством, чтобы был контроль над происходящим. В более спокойной ситуации мы приведем все в норму. Я не могу сказать, являются ли принимаемые сейчас законы правильными, это покажет практика. Но, конечно, в условиях пандемии они важны и востребованы. Наказание по 236-й статье будет выше, чем наказание по статье 109 УК РФ, потому что в условиях пандемии такие действия опаснее, чем просто причинение смерти по неосторожности. Следствие над правонарушителями будет проходить так же, как и над другими людьми, только с соблюдением мер медицинской безопасности. Если говорить о наказании за фейки, когда человек много раз распространяет ложную информацию, — конечно, он делает это умышленно. На фоне общей тревожности каждый должен относиться к ситуации с повышенной ответственностью. Сейчас опасна паника, а эти фейковые новости приводят к панике, с чем и надо бороться.

    Читайте также



    — Поправки будут окончательно приняты в ближайшее время, а суды, если таковые будут, пройдут так же, как и любые другие суды по уголовным делам. СМИ не очень корректно формулируют суть внесенных поправок. Речь идет не о лишении свободы просто за нарушение карантинного режима, в такой формулировке это, конечно, звучит достаточно жестко. Сажать будут только в том случае, если в результате нарушения карантинного режима конкретным человеком пострадали два и более человек.

    То есть ответственность, даже административную, люди будут нести не в случае нарушения общих запретов, а только если конкретному человеку должностным лицом был предписан режим изоляции и он его нарушил.

    Это касается и штрафов, и уголовной ответственности. Здесь уголовный процесс будет таким же, как и обычно, никаких особых дополнительных процедур не предусмотрено. Любое расследование предполагает изучение всех обстоятельств дела, изучение всех доказательств, ну и должно быть личное убеждение судьи, что вся эта доказательная база дает ему право выносить приговор.


    — Я подобные поправки объясняю слабостью властей. Они находят в этой ситуации инструменты для того, чтобы напугать и устрашить население. Любое ужесточение в нынешних условиях приведет к еще большему стрессу. Эти законы не являются панацеей для того, чтобы люди не совершали некоторых вещей, как просят власти.

    На мой взгляд, оперативное и более квалифицированное объяснение, а не принятие мер ужесточения

    Читайте также


    В случае с фейками, как и любой закон, который у нас принимается в спешке, он имеет слабую сторону именно в части доказательности. Потому что доказать источник возникновения того или иного фейка очень сложно. Здесь нужно понимать еще другой момент: сейчас ситуация в стране очень сложная. Люди волей-неволей ментально инфицируются. Поэтому прежде чем привлекать к ответственности за распространение фейковой информации, законодателю надо было понимать, что [распространение недостоверной информации] само по себе неизбежно и что в это могут быть втянуты люди, которые не преследуют своей целью умышленное распространение фейков, чтобы поднять свой рейтинг, увеличить число подписчиков. Понятно, что распространение ложной информации эту самую тревожность увеличивает, но тем не менее привлечение к ответственности за распространение фейковой информации только усугубит ситуацию и вгонит людей в еще больший стресс.

    Почему это важно

    Новая редакция Ст. 236 УК РФ

    1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, -

    наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

    2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

    наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Комментарий к Статье 236 УК РФ

    1. Огромные объемы рынка продукции и услуг, резкое увеличение потоков экспортно-импортных операций с продуктами питания и предметами первой необходимости наряду с позитивными изменениями создали почву для ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в стране. Несоблюдение субъектами экономической деятельности санитарных правил и норм, вызванное их нежеланием нести дополнительные материальные затраты, ненадлежащая сертификация пищевой продукции и услуг, халатное отношение местных властей к наведению санитарного порядка на предприятиях торговли и общественного питания, улицах, в парках и других общественных местах, обеспечению санитарно-эпидемиологического кордона источников жизнеобеспечения населения, прямое нарушение санитарного законодательства со стороны отдельных граждан (землепользователей, владельцев домашних животных и др.) снижает уровень санитарно-эпидемиологической защиты людей, особенно в густонаселенных территориальных образованиях, приводит к вспышкам инфекционных заболеваний, нередко заканчивающихся смертельными исходами.

    2. Основной объект преступного посягательства - общественные отношения, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Дополнительный объект - здоровье человека, факультативный - жизнь человека.

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является необходимым условием реализации прав и интересов граждан и общества в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовного развития и долголетней активной жизни людей.

    3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) включает: а) нарушение санитарно-эпидемиологических правил; б) наступление массового заболевания или отравления людей; в) причинную связь между санитарным правонарушением и наступившими последствиями.

    4. Санитарно-эпидемиологические правила - это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (в ред. от 15.09.2005) , к санитарно-эпидемиологическим правилам относятся: а) санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранения и укрепления его здоровья; б) санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм; в) гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья.
    --------------------------------
    СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295; 2004. N 47. Ст. 4666; РГ. N 208. 2004; N 213. 2005.

    4.1. Санитарно-эпидемиологические правила действуют в различных отраслях народного хозяйства и сферах жизнедеятельности человека (при планировке и застройке населенных пунктов, разработке генеральных планов городов, размещении объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, производстве и внедрении новых технологий, материалов, веществ и изделий для народно-хозяйственного и бытового использования, в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению продовольственного сырья и пищевых продуктов, закупки продукции за рубежом, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, при захоронении и переработке отходов, эксплуатации источников водопользования населения, жилых, производственных, общественных помещений, в детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, учебных заведениях и т.д.). Санитарное законодательство подразделяется на федеральное, республиканское и местное. Основным нормативным актом в этой сфере является ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 29.12.2006) . Большая часть санитарно-эпидемиологических правил разрабатывается и принимается органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
    --------------------------------
    СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167, N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; РГ. N 290. 2006.

    4.2. Нарушением санитарно-эпидемиологических правил (санитарным правонарушением) признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (ст. 27 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

    4.3. Круг санитарных правонарушений достаточно широк. Они могут совершаться как в форме действия (реализация продовольственного сырья и продуктов питания, инфицированных болезнетворными микроорганизмами; подача населению воды с повышенным содержанием вредных примесей; захоронение трупов людей и животных в не отведенных для этого местах; заражение воздуха, питьевой воды болезнетворными микробами; использование непродезинфицированной посуды, продуктов на предприятиях общественного питания и т.п.), так и путем бездействия (уклонение от прохождения обязательных медицинских осмотров или профилактических прививок; уклонение больных инфекционными заболеваниями от обязательного обследования, лечения или госпитализации; невыполнение официальных предписаний по забою домашних животных, зараженных опасными для человека заболеваниями, или уничтожению зараженных продуктов; непроведение или проведение не в полном объеме гигиенических и противоэпидемических мероприятий и т.п.).

    4.4. Диспозиция статьи имеет бланкетный характер, поэтому для правильной квалификации необходимо установить, какую конкретно санитарную норму, какой гигиенический норматив или пункт санитарных правил лицо нарушило. Если санитарное правонарушение отсутствует либо имеется нарушение иных специальных правил (лесных санитарных правил, ветеринарных, медицинского обслуживания, охраны труда и пр.), то квалификация по ст. 236 исключается.

    5. Массовое заболевание людей - это заболевание значительного количества населения на определенной территории (на предприятии, в учреждении, населенном пункте, районе, стране), при этом уровень заболеваемости данной болезнью превышает среднестатистический в несколько раз. Критерии массовости заболевания определяются эпидемиологическими нормами. Характер заболевания (инфекционное, неинфекционное, профессиональное) на квалификацию не влияет. Однако чаще всего это: туберкулез, трихинеллез, бруцеллез, холера, сибирская язва, сальмонеллез, туляремия, гриппоподобные инфекции, острые кишечные заболевания, дифтерия, корь, педикулез, чесотка и др.

    6. Отравление - это химическая травма, развивающаяся вследствие внедрения в организм чужеродного химического вещества в токсической дозе. Оно может быть острым или хроническим, профессиональным или бытовым, вызванным ядовитыми веществами животного, растительного или синтетического происхождения. По смыслу закона для квалификации по коммент. статье отравление людей, как и заболевание, должно быть массовым.

    7. По степени тяжести массовое заболевание или отравление может быть легким, средней тяжести либо тяжким вредом для здоровья. Дополнительной квалификации по ст. 118 не требуется.

    8. Состав преступления (ч. 1) признается оконченным в момент, когда распространившееся заболевание или отравление людей приобрело массовый характер.

    9. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, не повлекшее массового заболевания или массового отравления людей, не может быть квалифицировано по коммент. статье и в зависимости от обстоятельств рассматривается либо как административное правонарушение по ст. 6.3 - 6.7 КоАП, либо как преступление по ст. 118 УК РФ (в случае причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью малому количеству людей) или по ст. 238 УК РФ (если нарушение санитарно-эпидемиологических правил выразилось в обороте товаров и продукции, работ или услуг, не отвечающих санитарным требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).

    9.1. Квалификация по ст. 236 исключается и тогда, когда наступившее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей в виде тяжкого вреда здоровью или приведшее к смерти явилось следствием оборота товаров и продукции, работ или услуг, не отвечающих санитарным требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. В таком случае содеянное квалифицируется по п. "г" ч. 2 или 3 ст. 238, которая в этой части выступает специальной нормой по отношению к ст. 236.

    10. Установление причинной связи предполагает выяснение того, что именно нарушение санитарно-эпидемиологических правил явилось необходимой и главной причиной массового заболевания или отравления людей.

    11. При расследовании преступления в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области санитарии и эпидемиологии, помимо судебно-медицинской экспертизы по делу должны быть проведены экспертизы с привлечением специалистов: врачей-бактериологов, вирусологов, эпидемиологов, санитарных врачей и др.

    12. Субъект преступного посягательства общий - физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (см. ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

    12.1. Если нарушение санитарно-эпидемиологических правил совершается должностным лицом (главным государственным санитарным врачом, специалистом госсанэпидемнадзора, представителем органа сертификации, заведующим отделением медучреждения, руководителем административного округа и др.) или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (руководителем предприятия торговли или общественного питания, заведующим хранилищем, экспедитором и др.), в связи с занимаемым служебным положением, то следует вести речь о совокупности общеуголовного и служебного преступлений.

    13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности в виде легкомысленного либо небрежного отношения к массовому заболеванию или отравлению людей (ч. 1) либо смерти человека (ч. 2).

    Вместе с тем виновность в данном преступлении является смешанной (не путать с двумя формами вины в одном преступлении) в том смысле, что само по себе нарушение санитарно-эпидемиологических правил образует административный или дисциплинарный проступок и должно совершаться виновно (умышленно или по неосторожности). Ввиду этого квалификация по субъективной стороне складывается из двух этапов: а) установления умышленного или неосторожного нарушения санитарно-эпидемиологических правил; б) установления неосторожного отношения к наступлению указанных в статье последствий.

    14. Если субъект, нарушая санитарно-эпидемиологические правила, относился к последствиям, указанным в коммент. статье, с прямым или косвенным умыслом, то содеянное в зависимости от обстоятельств квалифицируется как преступление против жизни или здоровья либо по ст. 205, 281 или 357.

    15. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен квалифицированный состав по признаку лишения жизни по неосторожности. Преступление окончено (составом) в момент, когда в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил скончался от болезни или отравления хотя бы один человек независимо от наступления последствий, предусмотренных ч. 1.

    16. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 2 - средней тяжести.

    Другой комментарий к Ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации

    1. Объективная сторона характеризуется действиями или бездействием, нарушающими санитарно-эпидемиологические правила, установленные действующим законодательством (например, Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 января 2008 г. N 3 "Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил" и др.).

    2. Преступление окончено с момента наступления общественно опасного последствия в виде массового заболевания или отравления людей.

    Под массовым заболеванием людей понимается заболевание, вызванное воздействием на человека биологических факторов среды обитания, когда уровень его распространенности значительно превышает среднестатистический на данной территории.

    Массовое отравление людей означает заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.

    3. Субъективная сторона характеризуется легкомыслием или небрежностью.

    4. Субъект специальный - лицо, обязанное соблюдать или обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции