Православие о прививке от кори

"Иисус сказал ему: написано также:

не искушай Господа Бога твоего"

"Господь создал из земли врачевства,

и благоразумный человек не будет

Вот пример плодов антипрививочного мракобесия, приникшего в православные общины. Впрочем, это "плодики", или даже цветочки. Хуже будет когда, рано или поздно в такие гимназии попадут куда более опасные заболевания, как полиомиелит, от которого до 10 % заболевших становятся инвалидами.

Несколько учеников православной гимназии в Нижнем Новгороде заболели корью, от которой им не были сделаны прививки

Групповая вспышка заболевания корью зафиксирована в двух семьях Нижнего Новгорода, дети которых посещают местную православную гимназию.

Представитель регионального управления Роспотребнадзора сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" 26 апреля, что корью заболели 9 членов двух семей, которые проживают в одном частном доме с общим входом в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Двое больных госпитализированы.

"8 пострадавших - это дети, школьники и дошкольники. Пятеро из них обучаются во 2-4 классах местного религиозного учреждения - Гнилицкой православной гимназии. Другие учебные заведения они не посещают", - сообщил собеседник агентства.

В Управлении Роспотребнадзора отметили, что никто из заболевших не был привит против кори.

"Более того, остальные члены их семей отказались от проведения профилактических прививок. Кроме того, отказались от проведения иммунизации 68 детей и 40 сотрудников православной гимназии. Отказ свой они никак не мотивировали, по закону они имеют на это право", - сообщил собеседник агентства.

Он отметил, что в данный момент гимназия временно закрыта.

Собеседник агентства напомнил, что корь является острым инфекционным вирусным заболеванием, особенно опасна осложнениями, единственной мерой профилактики является вакцинация.

"Массовые отказы от проведения профилактических прививок приводят к более широкому распространению инфекции, возникновению групповой заболеваемости", - сказал представитель управления.

Портал "Кредо" - 26.04.2013.

Вот на что обрекли своих детей мракобесы-родители и пастыри эти родителей:

Корь, острое заразное заболевание, сопровождающееся повышением температуры, интоксикацией, катарами слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз, а также пятнисто-папулёзной сыпью. К. - самая распространённая инфекция на земном шаре; встречается повсеместно. К. могут болеть люди в любом возрасте, но чаще болеют дети от 1 до 4 лет; до 6-месячного возраста К. встречается редко, а дети в возрасте до 3 месяцев, как правило, не болеют К. вообще. Возбудитель К. - вирус, очень нестойкий во внешней среде (быстро гибнет под действием солнечного света и ультрафиолетовых лучей). Источник инфекции - только больной К. человек. Распространение инфекции происходит воздушно-капельным путём: при кашле, чихании вирус с капельками слизи с верхних дыхательных путей выделяется во внешнюю среду. Наибольшая заразительность - в начальном периоде и в первые дни сыпи; после 4-го дня от начала высыпания больной считается незаразным. В течении болезни выделяют 4 периода.


Инкубационный период (т. е. период от момента заражения до первых признаков болезни) в среднем составляет 8-10 дней (максимум 17 дней); у детей, получивших с профилактической целью гамма-глобулин, этот период длиннее (до 21 дня, иногда - до 28 дней). Начало болезни острое: повышается температура тела, появляются насморк, сухой навязчивый кашель, покраснение век, светобоязнь, гнойное отделяемое из глаз. Ребёнок становится вялым, капризным, плохо ест, сон у него нарушен.

Начальный период (продромальный, или катаральный) продолжается 3-4 дня (иногда 5-7). Типичными для этого периода являются своеобразные изменения слизистых рта - на слизистой губ появляются серовато-белые точки величиной с маковое зерно, окруженные красным венчиком. Это т. н. симптом Бельского-Филатова-Коплика [по имени описавших его независимо друг от друга русских учёных А. П. Бельского (1890), Н. Ф. Филатова (1895) и чешского врача Х. Коплика (1896)]. Этот симптом - абсолютный признак К., т. к. не встречается ни при одном другом заболевании; помогает диагностировать К. за 2-3 дня до появления сыпи.


Период высыпания характеризуется новым, более высоким подъёмом температуры тела и появлением пятнисто-папулёзной розовой сыпи на неизменной по окраске коже. Первые элементы сыпи появляются за ушами, на спинке носа в виде мелких розовых пятен, которые очень быстро увеличиваются в количестве и размере. К концу первых суток сыпь покрывает всё лицо, шею и в виде отдельных элементов появляется на груди и верхней части спины. На вторые сутки сыпь полностью покрывает туловище и на третьи - конечности. При неосложнённом течении болезни на 3-4-й день от начала появления сыпи начинается период выздоровления: температура нормализуется, состояние ребёнка улучшается, катаральные явления постепенно исчезают; сыпь темнеет, буреет, затем принимает коричневый цвет, т. е. пигментируется. Происходит также мелкое шелушение кожи.

Наиболее частыми осложнениями К. являются ларингиты и ларинготрахеобронхиты, воспаление лёгких, воспаление среднего уха. У детей, получавших с профилактической целью гамма-глобулин, К. может протекать в лёгкой, стёртой (митигированной) форме.

Лечение проводится в основном в домашних условиях. Госпитализируют только детей с тяжёлым течением болезни, при осложнениях и в тех случаях, когда дома невозможно организовать за ребёнком соответствующий уход. Комната, в которой находится больной, должна содержаться в чистоте, систематически проветриваться и не быть затемнённой. Постельный режим необходимо соблюдать в течение всего лихорадочного периода и первых 2-3 дней после снижения температуры. Гигиенические ванны можно делать регулярно в любом периоде К. Несколько раз в день следует промывать глаза тёплой кипячёной водой или 2%-ным раствором соды. Во время лихорадочного периода детям назначают молочно-растительную диету. При нормализации температуры - полноценное витаминизированное питание соответственно возрасту. Лекарственная терапия и антибиотики - только по назначению врача. Для профилактики К. детям в возрасте от 3 месяцев до 4 лет, не болевшим корью и не вакцинированным против неё, при контакте с больным, вводится внутримышечно гамма-глобулин, действие которого продолжается 3-4 недели. Наиболее эффективный метод предупреждения кори - иммунизация вакциной, содержащей живой ослабленный коревой вирус. Детям в возрасте от 10 месяцев до 8 лет делают прививки. Иммунитет после прививки сохраняется в течение нескольких лет.

Современная медицина сегодня полна новыми возможностями. С помощью нее не только можно бороться с болезнями, которые раньше уносили тысячи жизней, но и существенно менять тело и судьбу человека. Православный человек должен внимательно относиться к нововведениям и моде на те или иные вещи, например, независимо от популярности он не должен татуировать себя или менять свое тело другим способом, поскольку оно даровано Творцом.

Православный взгляд на болезнь

Есть в доктрине Православной Церкви вопросы, о которых богословы до сих пор ведут споры и не имеют однозначного ответа. Люди зачастую пытаются трактовать места из Писания себе в угоду, говоря, что болезни и все прочее — от беса, но это ставит под сомнение всемогущество и всезнание Господа.

Болезнь может быть послана человеку по многим причинам:

  • как физическое и духовное испытание;
  • как искушение;
  • для наставления;
  • для того, чтобы человек отошел от дел и отдохнул от стресса;
  • для обращения души ко спасению.

Господь, прежде всего, хочет спасения человеческой души, а для этого иногда необходимо подвергнуть физическое тело болезни. Это не значит, что лечение следует отвергать, ведь Бог создал врачей для лечения (вспомнить стоит хотя бы апостола Луку, который был врачом по образованию). Сегодня век эффективных лекарств, а представители народной медицины готовы предоставить массу методов лечения травами и растениями, так что не использовать все это для профилактики заболеваний или лечения просто глупо.

Сотрудник Отдела по противодействию алкоголизму и наркомании Владимир Николаевич Вишнёв говорит:

После чего православный врач перечисляет различные профилактические и народные методы борьбы с гриппом.

О болезнях в православии:

Следует понимать и принимать Божью руку во всем, благодарить за болезни и за здоровье, но делать все зависящие, чтобы вылечиться. Важно лишь не переступать библейские принципы. К профилактике заболеваний относится и вакцинация, почему же существуют противники этого действия? Члены общества православных врачей помогают православным христианам разобраться в этом вопросе.

Вакцинация — это введение в организм человека антигенного материала (клетки вируса), который вызывает реакцию и заставляет формировать иммунную защиту от болезни.

Простыми словами. В организм вводиться малая доза клеток вируса, чтобы организм смог выработать к нему антиген и вовремя противостоять полноценному заболеванию. Обычно вакцинируют детей, чтобы они в малом возрасте переболели и имели стойкий иммунитет к тем или иным возбудителям.

История говорит, что прививать людей начали еще в 10 в. н. э. в Древних Индии и Китае, что позволило этим странам избежать страшных эпидемий оспы и чумы. На территории стран СНГ такая практика появилась лишь в 1800-х годах.

Их главные тезисы таковы:

  • эффективность вакцинации не доказана;
  • в водимых веществах присутствуют токсичные компоненты, и они негативно влияют на иммунитете;
  • прививки вызывают мутации генов, осложнения и неизлечимые заболевания;
  • вакцинопрофилактика — это лишь бизнес, а СМИ и врачи распространяют ложную информацию об этом для своего обогащения.
Внимание! Традиционная медицина уже давно пытается переубедить сторонников этого движения, но с обеих сторон выпускают различные научные публикации, которые опровергают друг друга и в этом споре не видно конца.

Как же поступать православным родителям, противоречит ли вакцина догматам церкви?

Православный взгляд на прививки

Председатель общества православных врачей епископ Пантелеимон на вопрос о прививках говорит, что запрета Церкви на них нет, более того, неоднократно были выпущены указы архиереям и священникам, чтобы они разъясняли пользу этого процесса пастве.

Говоря о вакцинации, Владыка сравнивает прививку с малым искушением от Господа, которое Он посылает дабы искусить человека малым злом и научить его бороться с ним. Подводя итоги, архиерей говорит о важности упования на Промысел Господа, но при этом убеждает, что именно через врачей, лекарства и вакцинацию Господь посылает исцеление человеку, поэтому пренебрегать ими не стоит.

Исполком Общества Православных врачей России в 2008 году опубликовал документ, который стал итогом круглого стола, главным вопросом которого были прививки. Этот круглый стол стал противодействием псевдонаучной литературы, которая начала распространяться в среде православных.

Молитвы о выздоровлении болящих:

Документ содержит следующие тезисы:

  • несмотря на содержание в некоторых вакцинах токсичных веществ, мировая практика свидетельствует, что мизерное их количество не может нанести существенного вреда организму;
  • современные медицинские технологии изготовления вакцин исключают попадание в препарат посторонних вредных веществ;
  • исполком ОПВР признает существование нарушений в данной сфере и призывает к строгому соблюдению правил проведения процедуры;
  • глобальные исследования подтверждают, что именно своевременно сделанные прививки являются причиной снижения числа заболеваний и эпидемий в различных странах.

Несмотря на существующие случаи осложнений после прививок, их пользу сложно недооценить. Человечество веками страдало от эпидемий чумы, оспы, полиомиелита, но сегодня Господь позволил людям жить и не бояться их, принимая профилактические меры. Делать или нет прививки детям — это решают их родители.

Важно! Православная Церковь считает вакцинацию допустимым и приемлемым средством борьбы с болезнями.

Здравствуйте, в вакцине от кори, краснухи и паротита содержатся частички абортированного младенца, как православие к этому относиться и можно вакцинировпться этой вакциной?


Добрый день. Вы не совсем верно понимаете механизм производства современных вакцин. Нельзя сказать, что в вакцине КПК буквально содержатся клетки абортированных младенцев, т.е. что прямо в составе каждой ампулы есть абортивный материал. Это не так. Взаимосвязь разработки вакцины и абортов относится к далеким 60-м годам, когда о вопросах биоэтики еще не говорили так много, как сейчас. Именно в эти годы и была разработана вакцина от кори и краснухи, для чего действительно использовался биоматериал после аборта девочки из шведской семьи. Но, во-первых, никто специально не делал аборт ради разработки вакцины — исследования велись уже по факту. Во-вторых, полученный материал использовался не конкретно для создания вакцины, а для выращивания клеточных линий, на которых потом создали вакцину. Эти самые клеточные линии используются по сей день. Это означает, что никакие аборты сегодня для производства вакцин не нужны и не производятся. Точно так же можно сказать, что и биоматериала абортированных младенцев в составе конкретной вакцины также нет.

Вообщето там находятся стволовые клетки. Которые отвечают за формирование эмбриона. Это помогает вакцине прижится


Добрый день. Действительно, первые вакцины были созданы с использованием биологического материала эмбриона. Но этот материал был собран один-единственный раз, далее штаммы вакцин выращиваются по цепочке из первоначально созданного. Неправильно полагать, что для создания современных вакцин постоянно требуется эмбриональный материал, самих клеток в конкретной дозе не содержится. К тому же, эмбриональные клетки использовались не для того, чтобы вакцина прижилась, а для создания самого штамма. Попадая в организм человека, вакцина не приживается, а скорее наоборот — организм воспринимает ее как враждебное нападение, активизирует иммунитет и вырабатывает антитела к конкретному заболеванию.

Если вас волнует морально- этическая сторона вакцинации и факт единоразового использования биоматериала для создания вакцин — можете поискать мнение Патриарха на этот счет. Православная Церковь никогда не призывала к отказу от вакцинации, не считает ее греховной или этически неприемлимой. Патриарх Кирилл неоднократно призывпл решать вопрос о вакцинации с медицинской трчки зрения и не привязывать сюда мнимые противоречия с православной верой.

Споры о вреде и пользе вакцинации, наверное, никогда не прекратятся. И сторонники прививок, и противники пытаются уличить оппонентов во лжи, фальсификации фактов, некомпетентности и продажности. На самом деле вопрос этот, конечно, очень серьезный и требует честного разговора, без взаимных оскорблений и навешивания ярлыков. Попытаюсь взвесить все за и против именно в таком ключе.



Верить или не верить в прививки?

Начну с того, что большинство так называемых антипрививочников выступают не против прививок вообще, а против бездумного поголовного вакцинирования. Мало кто из противников прививок утверждает, что вакцинация – этоабсолютное зло. Просто врачи честно предупреждают о тех осложнениях и побочных эффектах, которые могут вызывать прививки.

В наше время, когда традиционная медицина из области здравоохранения постепенно превращается в бизнес, злоупотреблений стало очень много, в том числе и в теме вакцинации. Человек, который собирается сделать прививку, должен иметь достоверную информацию о многом: о качестве вакцины, о возможных осложнениях, о готовности именно его, конкретного иммунитета к искусственному вмешательству. Неплохо бы еще и представлять, как вообще действует та или иная вакцина, какова её эффективность, какие могут быть противопоказания. Конечно, чтобы во всем этом разобраться, нужно быть не просто врачом, а хорошим иммунологом и иметь доступ к реальным статистическим данным по многим вопросам. Поэтому ясно, что для подавляющего большинства людей это невозможно. Вот и получается, что для нас, неспециалистов, это больше вопрос веры. Или доверчивости.

А что говорят специалисты? Сторонники прививок утверждают, что выступать против вакцинации могут только невежественные люди. Но это не так. О том, чем именно опасны прививки, говорят очень многие врачи, в том числе и профессора-иммунологи, доктора медицинских и биологических наук.

Не буду здесь писать, о каких ещё опасностях вакцинирования предупреждают специалисты, вся эта информация есть в интернете. Хотя довольно часто она и перевирается малограмотными людьми, но при желании разобраться можно. Это с одной стороны. С другой стороны, такие тяжелые заболевания, как корь, дифтерия, столбняк, полиомиелит, к сожалению, не канули в небытие. А даже наоборот – некоторые из них стали всё чаще и чаще напоминать о себе. А ведь болезни действительно страшные, после которых люди часто становятся инвалидами или умирают.

Обычно из двух зол выбирают меньшее. Но как узнать, где меньшее зло? Что вероятнее: получить осложнение от прививки или столкнуться с данной болезнью и заразиться ею? Точно ответить на этот вопрос невозможно, особенно когда нет эпидемий. Поэтому принуждать человека к прививкам нельзя. Этот выбор каждый человек должен сделать сам, потому что и отвечать будет сам: расплачиваться за ошибки придется или своим здоровьем, или здоровьем своих детей (а это, поверьте, ещё больнее).

Как мы болели корью

В связи со вспышками кори в нашем районе во многих школах даже провели родительские собрания, посвященные теме иммунопрофилактики. На таком собрании сидящая рядом знакомая вдруг испуганным шепотом сообщила мне:

– А знаете, говорят, в нашей школе был случай кори. Даже, кажется, в нашем классе!

– Знаю. Это были мы…

Увы, о том, что в России появилась корь, я узнала только тогда, когда заболели сначала дети, потом и мы с мужем. Детям, как я уже писала, прививок не делали вообще. И болели они очень тяжело. Нам с мужем в детстве прививки от кори были сделаны, и мы болели в более легкой форме: без сыпи, но тоже с температурой и сильными головными болями. Наша бабушка, переболевшая корью в раннем детстве, не заразилась ею даже в легкой форме.

Заболели мы в начале сентября прошлого года. Сначала проявились симптомы обычной простуды, но без повышения температуры. На улице стояла прекрасная солнечная погода, и мы с двумя младшими дочками пошли в поликлинику. О том, что это корь, я и подумать не могла. В изоляторе, где принимали больных детей, была огромная очередь, в которой многочисленные пациенты все время шмыгали носами, чихали и кашляли. Чтобы не подцепить чего-нибудь ещё, мы ушли домой. И благодаря этому никого корью тогда не заразили. После нас случаев кори в нашей поликлинике не было.

А на следующий день обе дочки уже лежали с высокой (под сорок) температурой, которая очень плохо сбивалась жаропонижающими средствами.

Наша участковая врач, конечно, отругала нас за несделанные детям прививки. Но, что интересно, себе она прививку от кори тоже не делала! Вернее, сделала, но только после контакта с нами. Потому что после контакта с больными корью, чтобы не заболеть, в течение 72 часов ещё можно (и нужно) сделать прививку.

Звонит директор школы. Мы как раз только вышли из больницы, но сидим дома на карантине.

– Что это вы вдруг корью заболели? Прививок не делали?

– Почему не делали? Вы заболели – а дёргают нас. Из-за вас школа на весь район прославилась! И где это вы корь подцепили?

Детские прививки. Записки участкового педиатра

Очень была интересна информация и о том, как работает иммунитет, как действуют вакцины в организме – всё очень просто и доступно объясняется.

Взвесить все за и против

Звонит знакомый, чтобы посоветоваться, делать ли детям прививки от кори. В их семье, где родители, кстати, медики, к прививкам тоже относятся настороженно. Спрашивает меня:

– Говорят, в нашем городе были случаи кори. Ничего об этом не знаешь?

– Еще как знаю! Мы – в их числе…

Ничего конкретного советовать я не стала. Сказала только, что лично я прививку детям сделала бы, если бы узнала о вспышках кори раньше. Знакомый подошел к вопросу очень ответственно. Сначала они провели небольшое обследование, чтобы подстраховаться от осложнений. И только потом уже сделали прививки от кори. По-моему, пример, достойный подражания.

Вывод таков: и сторонники прививок, и их противники по одному и тому же вопросу часто располагают противоположными данными. Достоверность информации проверить практически невозможно: лжи достаточно с обеих сторон. Поэтому каждый решает сам, как ему относиться к вакцинации.

И еще. Давайте перестанем оскорблять тех, кто боится делать прививки. Как их только не называют: лжецами, мракобесами, сектантами, маргиналами, идиотами. Во-первых, переход на личности – признак слабости позиции. А во-вторых, пытающийся унизить других, в первую очередь унижает сам себя.

Любой выбор должен быть продуманным, взвешенным. Тем более когда это касается здоровья ребенка. И особенно сейчас, когда в России появились вспышки некоторых опасных заболеваний. Потому что и в случае тяжелой болезни непривитого ребенка, и в случае тяжелых осложнений от прививок – ответственность однозначно несут не врачи, а родители.



Фото: Getty Images

В этом году Европа и Украина поставили рекорд. К сожалению, печальный. По информации ВОЗ, за последние 12 месяцев зафиксировано наибольшее количество (41 тыс.) заражений корью в Европе за последние десять лет. Больше половины случаев - 23 тыс. - вклад Украины.

В ВОЗ масштабы эпидемии традиционно связывают со все более массовым отказом от вакцинации. Антипрививочная пропаганда разрастается - сравнительно много заболевших корью во Франции (2,5 тыс. случаев) и Италии (2 тыс.). Во Франции прививка от кори до нынешнего года не была обязательной. Здесь обязательная вакцинация ограничивалась минимумом - прививки от дифтерии, столбняка и полиомиелита, все остальные делались в добровольном порядке. В прошлом году ввиду ухудшения эпидемиологической обстановки власти приняли решение расширить обязательный пакет - ввести в него прививку от кори.

В Италии ситуация прямо противоположная: корь раньше входила в число обязательных прививок. Но сам принцип обязательной вакцинации дрогнул после прихода к власти "Движения пяти звезд" и "Лиги Севера". Как это водится среди популистов, они нашли союзников среди других фриков - антипрививочников, и два года назад вакцинация в Италии стала добровольной. "Свобода выбора", впрочем, оказалась возможна только в отношении вакцинации, но не в отношении заражения. Вирусу кори демократические ценности не указ.

Сербия, судя по плачевным для страны результатам (4954 заражения, 14 смертельных исходов), все еще не преодолела последствий "вакцинальной свободы". Несколько лет назад антипрививочные кампании добились немалого успеха - отказы от вакцинации стали массовыми, число привитых детей упало на 15%. В результате в 2015-м власти были вынуждены принять закон, сделавший вакцинацию обязательной: были введены большие штрафы за отказ от прививок, для невакцинированных детей был усложнен доступ в садики и школы.

Но не нам с нашими 23 тыс. заражений показывать пальцем на французов, которые приняли меры несколько запоздало, итальянцев, у которых возникло небольшое головокружение от "свободы" и даже сербов, которые еще не расхлебали последствий подобного головокружения. Украина оказалась чемпионом в абсолютном зачете по количеству заразившихся, а в процентном уступила только Сербии.

Кроме Сербии (640 случаев заражения корью на 1 млн жителей) и Украины (605 случаев на 1 млн), в список наиболее пострадавших от кори стран входят также Грузия (311 случаев на 1 млн населения), Греция (285 на 1 млн), Румыния (68,6 на 1 млн).

Если вы пытаетесь найти в этом списке какую-то закономерность, я, возможно, смогу вам помочь. Все это страны с подавляющим православным вероисповеданием. Страны, в которых религия имеет немалое значение, а церковь пользуется высоким уровнем доверия в обществе (нередко является абсолютным лидером доверия). И что особенно интересно, список "чемпионов по кори" - это фактически исчерпывающий список православных стран Европы. Есть еще Россия, конечно, где заболеваемость корью в этом году также подскочила в 13 раз, но в пересчете на 1 млн человек она недостаточно православна даже на Пасху и Рождество (2-4% населения посещает богослужения в эти дни).

Каким образом и почему уровень заболеваемости корью может коррелировать с религиозной традицией страны? Сказать по правде, это сюрприз. И, вполне возможно, обычное совпадение. Но над ним есть смысл задуматься, ведь вопросы, связанные с эпидемиями опасных заболеваний не праздные. Да и кому задумываться, как не нам - лидерам абсолютного зачета и по уровню заболеваемости, и по количеству православных верующих?

Безусловно, нет никакой связи между вирусом и исповеданием. Но есть связь между исповеданием и вакцинацией. Вот вам еще одно интересное обстоятельство: уровень заболеваний корью, который, если верить ВОЗ, коррелирует с охватом населения вакцинацией, ощутимо ниже в тех православных странах, в которых сращение государства и церкви наиболее выразительно. Это касается Румынии и Греции, где интересы государства - а эпидемии задевают интересы государства, и весьма глубоко - не могут игнорироваться церковью. Это также, возможно, касается и России, в которой уже достаточно длительное время прогрессивные православные круги пытаются откреститься от антипрививочников и перевести разговор в профессиональное русло. Никаких официальных заявлений на уровне священноначалия, само собой. Заигрывание с "консерваторами" и культивирование мракобесия (в котором российская власть, может статься, заинтересована не меньше, чем в защите от эпидемии кори) остаются в тренде. Но некоторые ассоциированные с РПЦ СМИ и общественные организации стараются давать слово по поводу вакцинации не "инженерам человеческих душ", а специалистам в медицине и биоэтике.

Не скажу за весь православный мир, но в постсоветских странах антипрививочники действительно нашли союзников под церковными сводами. Антипрививочная пропаганда, бывает, распространяется прямо внутри церковной ограды - соответствующую литературу можно купить в лавке, а иногда и "батюшка не благословляет" вакцинировать. Родители, не доверяя ничему "официальному" - в том числе медицине - готовы доверить такие вопросы священнику. А у священника на многое, в том числе на детские болезни и попытки им воспрепятствовать "земными" методами, иногда бывают очень специфические взгляды.

Но не стоит торопиться с обвинениями. Священникам нередко приходится иметь дело с тяжелыми душевно-богословскими случаями - отвечать, в частности, на вопросы о том, почему Бог допускает, что дети болеют и умирают. Уверенность, с которой священники отвечают на сугубо медицинские вопросы, - это не только темнота и манипуляция. Это еще и просто профессиональная деформация.

Интересно все же не то, что "батюшка не благословляет", а то, что его об этом вообще спрашивают. Или даже не спрашивают - среди тех, кто отказался от вакцинации, не такой уж большой процент сделал это "по благословению". Просто это витает в воздухе. Можно сказать, конечно, что мракобесие - как вирус кори - поражает всех, даже тех, кто не посещает соответствующие "клубы". Но и с мракобесием - как с вирусом кори - многое зависит от прививки. Западные культуры, уходящие корнями в католицизм и протестантизм, оказались менее подвержены этому вирусу, чем культуры, уходящие корнями в православие. Мы скорее готовы предаться мифам, поверить в заговоры и слухи, положиться на сверхъестественное - на Бога, или на "мудрую природу", или просто на авось. И готовы именно этой мистикой, а не трезвым расчетом, руководствоваться в повседневной жизни.

У нас все еще усугубляется постсоветским анамнезом. Мы не верим ничему "официальному", в то числе статистике, диагнозу и рекомендации врача. Но место авторитета не может быть вакантно долго - на роль лидера мнений, в том числе по вопросам лечения и профилактики, должен быть кто-то избран. И чаще всего это вовсе не священник, а интернет. Поэтому за затянувшееся постсоветское недоверие - к медицине вообще и вакцинации в частности - несут ответственность не столько священники, подхватившие модную тему, сколько медицинские и образовательные институты.

Проблема вакцинации - сам вопрос, делать прививку или нет, - решается у нас частным образом частными лицами. Родители уверены, что это их решение и они должны иметь в нем "полную свободу", ведь речь идет именно об их ребенке. Самое сомнительное, что вы можете сказать родителю, колеблющемуся в вопросе вакцинации, что в прививках заинтересовано общество и популяция. Родитель немедленно ощетинится - в его представлении вы предлагаете ему рискнуть кровиночкой ради благополучия общества, которому его ребенок глубоко безразличен (увы, попробуйте с этим поспорить). Он твердо знает, что, если что-то пойдет не так, это будет только его проблема. Официальная медицина сделает все, чтобы замять дело. Не для того даже, чтобы спасти вакцинацию и "интересы популяции", а для того, чтобы прикрыть своих коллег, которые то ли не так укололи, то ли не так хранили, то ли чего-то не рассмотрели в ребенке.

Недоверие становится круговым и тотальным. Родители - один на один со своими страхами (не всегда обоснованными, но на то они и страхи) и проблемами. Эта родительская заброшенность оказывается оправданием родительского же произвола в отношении детей. Уверенность в том, что только я заинтересована в своих детях, только я могу - и готова - их защищать, а всем остальным (врачам, учителям, государству и т. д.) до них дела нет, отбрасывает нас в архаику и становится отличным фоном для усвоения любых, самых мрачных мифов и слухов. Мы снова оказываемся той самой патриархальной семьей, в которой дети принадлежали родителям и полностью от них зависели.

Думаю, никого не удивлю, если скажу, что подобный взгляд на семью и детей вполне созвучен церковному. На другом полюсе - ювенальная юстиция, которую в Украину не допускает именно церковное лобби. По словам уполномоченного по правам ребенка Николая Кулебы, ювенальную юстицию "похоронила" именно православная церковь. Она защищает институт семьи, традиционные ценности, патриархальное распределение семейных ролей. Она стращает консервативное население тем, что если эти традиции разрушить, то "детей будут отдавать на усыновление гомосексуалистам". Но в то же время традиционные роли в патриархальной семье предполагают, что одни члены семьи владеют другими членами семьи. И принимают за них судьбоносные решения - так, как сами видят.

Больше новостей об общественных событиях и социальных проблемах Украины читайте в рубрике Общество

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции