Региональный центр по надзору за полиомиелитом

Первое совместное совещание состоялось 14-15 сентября 2005 года в г.Владивостоке для специалистов Хабаровского края, Сахалинской обл., Камчатской обл., Еврейской автономной области, Читинской, Амурской, Иркутской обл., Приморского края, Р.Саха, Агинского Бурятского АО, Усть-Ордынского Бурятского АО, Чукотского АО, Корякского АО, Р.Бурятия.

В последнее время внимание к проблеме коревой инфекции вновь заметно повысилось. Это связано с успешной реализацией США, странами европейского сообщества и некоторыми странами средиземноморского региона программы ликвидации кори, предложенной ВОЗ.

Эпидемическая ситуация, сложившаяся в отношении кори в последнее десятилетие в нашей стране такова, что Россия, вслед за странами Европы, вправе поставить перед собой задачу элиминации кори к 2010 году.

Для реализации поставленной задачи проведен ряд организационно-методических мероприятий.

Организован Национальный научно-методический центр по надзору за корью (далее Национальный центр) на базе Государственного учреждения “Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Министерства здравоохранения Российской Федерации” на функциональной основе (Приказ Минздрава РФ № 327 от 15.08.01 г.).

Задачи и функции центра

Проведение мониторинга и. анализа заболеваемости, состояния привитости и специфического иммунитета населения к вирусу кори, оценка уровни лабораторной диагностики кори и других экзантемных заболеваний.

Составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов заболеваемости корью в Российской Федерации.

Выделение и изучение биологической, молекулярно-генетической характеристики штаммов диких вирусов кори, циркулирующих среди населения России.

Создание и поддержание музея штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.

Подготовка предложений по совершенствованию нормативно-методических документов по стратегии и тактике специфической профилактики кори, проведению эпидемиологического надзора за коревой инфекцией на этапе се ликвидации, а также клинике и лабораторной диагностике современной кори и других экзантемных заболеваний.

Организационно-методическая работа по ликвидации кори и снижению заболеваемости другими экзантемными заболеваниями в Российской Федерации.

Методическое руководство деятельностью вирусологических лабораторий Региональных центров по эпиднадзору за корью в субъектах Российской Федерации.

Участие в международных программах контроля качества лабораторных исследований и проведения эпидемиологического надзора за корью с целью совершенствования стратегии и тактики мероприятий по ликвидации кори в отдельных субъектах Российской Федерации.

В своей деятельности Национальный центр в соответствии с положением опирается на 10 региональных центров (Приказ Минздрава № 59 от 20.02.02 г.), на которые возложены функции по методическому руководству и координации деятельности по эпидемиологическому надзору за корью и ее лабораторной диагностике, выполнения исследований по серологическому подтверждению случаев кори в закрепленных субъектах Российской Федерации. (Центры госсанэпиднадзора в г. Москве, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской, Амурской областях, Красноярском и Приморском краях, Республике Башкортостан и Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России).

Утверждены:

программа элиминации кори в Российской Федерации к 2010 году (Приказ Минздрава РФ № 270 от 19.08.02 г.);

национальный план мероприятий по реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации (утвержден Минздравом РФ 26.09.02 г.);

приказ о реализации программы ликвидации кори к 2010 году (Приказ Минздрава РФ № 117 от 21.03.03 г.). Приказ содержит приложения и таблицы, регламентирующие порядок выполнения каждого мероприятия, а также сроки и формы отчетности.

Организационные мероприятия

В рамках программы ВОЗ элиминации кори в Европейском регионе сотрудниками центра проведено два семинара для вирусологов региональных центров России (23-25.04.02 и 4-6.05.02) на тему “Лабораторная диагностика кори и других экзантемных заболеваний”. Лекционный материал касался теоретических и практических аспектов элиминации кори, эпидситуации по кори, клиники и дифференциальной диагностики кори, строения вируса кори и его генетической изменчивости, механизмов формирования противокоревого иммунитета.

В ноябре 2002 года в рамках реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации проведено два региональных совещания в г. Новосибирске для восточных территорий и в г. Ростове-на-Дону для западных территорий Российской Федерации.

В процессе совещаний были рассмотрены организационные и научные аспекты выполнения программы элиминации кори в Европейском регионе и в Российской Федерации, определены основные стратегии прекращения циркуляции местных штаммов вируса кори, подробно рассмотрены вопросы лабораторной и клинической диагностики кори. На совещаниях были также обсуждены доклады представителей 10 региональных центров. Результаты обсуждения ряда важных организационных вопросов нашло отражение в резюме совещаний, представленном в Департамент ГСЭН МЗ РФ.

Вирусологи Национального центра успешно прошли контрольное тестирование их профессионального уровня.

2001 год. По запросу ВОЗ в 2001 году Национальным центром обобщены и представлены в Департамент ГСЭН МЗ и ЕРБ ВОЗ:

ежегодные данные официальной статистики заболеваемости корью в России за 1996 - 2000 гг. (5 форм),

уточненные данные с учетом возраста и прививочного анамнеза каждого заболевшего в 2000 году, собранные НЦ с 60 территорий Российской Федерации,

аналогичные данные за 2001 год, собранные практически со всех территорий России.

2002 год. Организационная работа в 2001 году позволила наладить с января 2002 года ежемесячный сбор данных о заболеваемости корью с учетом прививочного анамнеза и возраста заболевшего (форма ВОЗ) со всех территорий России. Обобщенные и проанализированные данные направляются в ЕРБ ВОЗ для включения их в общеевропейскую структуру заболеваемости корью.

2003 год. 26-30 мая и 2-6 июня по предложению ЕРБ ВОЗ Национальный центр по надзору за корью провел семинар по лабораторной диагностике кори и других экзантемных заболеваний для лабораторной сети стран СНГ.

В ноябре 2003 года планируется провести совещание в Москве региональных центров (эпидемиологов, вирусологов, а также представителей лечебной сети - педиатров и взрослых инфекционистов) по анализу работы в рамках реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации.

С февраля с.г. планируется организовать: ежемесячное представление в ЕРБ ВОЗ данных о заболеваемости корью с указанием возраста и прививочного анамнеза каждого заболевшего; полное и активное выявление всех случаев кори с помощью обязательного серологического обследования всех больных с экзантемной сыпью; проведение пяти кустовых региональных совещаний (с выездом специалистов НЦ на места) по контролю за выполнением эпиднадзора за корью с целью ее элиминации.

Существенное снижение заболеваемости корью в России наблюдается с 1995 года, когда показатель на 100 тыс. нас. колебался от 5,4 в 1996 году до 0,4 в 2002 году. При этом в 2002 году на 50 территориях страны случаи заболевания корью не регистрировались вообще, а на 19 территориях корь не регистрируется более 4 лет, в 32 регионах показатель заболеваемости не превышает 1,0 на 100 тыс. нас., в 5 - он сохраняется в пределах от 1,0 до 3,0 , т.е. практически на всей территории страны сохраняется спорадический уровень заболеваемости. Это стало возможным благодаря увеличению охвата прививками против кори детей в декретированные сроки.

В 2003 году, судя по результатам шести месяцев, ожидается рост заболеваемости корью за счет вспышек среди детей в Чеченской республике, республике Дагестан и Красноярском крае. Высокой остается заболеваемость корью в Москве, чему способствуют усилившиеся миграционные потоки.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тормасова Оксана Федоровна

Основные показатели качества эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами на территории Находкинского городского округа и Партизанского муниципального района.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тормасова Оксана Федоровна

The main indicators of the quality of surveillance of poliomyelitis and acute flaccid paralysis in Nakhodka city district and partisan municipal area.

Prussova V.N., Kiva M.S., Klimenko V.V.

microbiological monitoring of the food in demonstrating the life AND storage conditions

Keywords: shelf life, sanitary and epidemiological evaluation, test program, the principle agravirovannyh (high) temperatures, aggravation, the reserve ratio, prolongation.

Сведения об авторах:

УДК 616.98:578.835.15-084:615.371.06 (Приморский край)

об эпидемиологическом надзоре за полиомиелитом и острыми вялыми параличами в находкинском городском округе и партизанском муниципальном районе

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находка

Основные показатели качества эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами на территории Находкинского городского округа и Партизанского муниципального района.

Ключевые слова: эпидемиологический надзор, острый вялый паралич, полиовирусы, полиомиелит.

С 1999 г. существует система эпидемиологического надзора за всеми заболеваниями, сопровождающимися острыми вялыми параличами (ОВП), у детей до 15 лет. Система эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП представляет собой постоянное наблюдение за эпидемическим процессом и включает: мониторинг заболеваемости полиомиелитом и ОВП; мониторинг за возбудителем (вирусологический мониторинг); оценку эффективности проводимых мероприятий и принятие управленческих решений.

С 2009 г. введен в действие приказ Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, ФГУЗ «Центр

В Партизанском районе показатель своевременности вакцинации против полиомиелита детей в возрасте 12 месяцев составил 97,7% (в 2011 г. - 96,6%), ревакцинации в возрасте 24 мес. - 96,1% (в 2011 г. - 95,2%).

При этом охват иммунизации против полиомиелита детей в 12 месяцев и в 24 месяцев составил 97,7% (в 2011 г. - 96,9% и 96,5%, соответственно), ревакцинацией в 14 лет охвачено 99,6% детей (в 2011 г. - 99,6%).

В Находкинском городском округе и Партизанском муниципальном районе продолжается целенаправленная работа по повышению охвата иммунизации детей против полиомиелита. В 2013 г. по итогам прививочной кампании 2012 г. проводилась дополнительная подчищающая иммунизация детей против полиомиелита в возрасте с 12 до 36 месяцев, были выявлены врачебные участки лечебно-профилактических учреждений, где не достигнут необходимый (свыше 95%) уровень своевременности охвата детей профилактическими прививками против полиомиелита.

В Находкинском городском округе из 446 подлежащих детей дополнительную прививку получили в I и II туре 99,3% детей. В Партизанском муниципальном районе получили дополнительную прививку 100% детей от подлежащих.

С целью контроля за числом непривитых против полиомиелита детей с 2010 г. по 2012 г. проводился еженедельный мониторинг за состоянием иммунизации ранее непривитых против полиомиелита детей и причин не проведения им прививок. По состоянию 01.01.2013 г. в Находкинском городском округе было не привито против полиомиелита 122 ребенка в возрасте от 3 месяцев до 17 лет (0,4% от численности данной возрастной группы), из них по причине отказов - 76 человек (62,3%), временных медицинских отводов - 37 человек (30%), постоянных медицинских отводов - 9 человек (7,4%). Число непривитых снизилось по сравнению с 01.01.2012 г. с 199 человек до 122 человек

Партизанском муниципальном районе на 01.01.2013 г. не привито против полиомиелита 62 ребенка в возрасте от 3 месяцев до 17 лет (1,1% от численности данной возрастной группы), из них по причине отказов - 40 человек (64,5%), временных медицинских отводов - 15 человек (24%), постоянных медицинских отводов - 7 человек (11,3%). Число непривитых выросло по сравнению с 01.01.2012 г. с 59 человек до 62 человек. В 2009-2012 гг. случаев вакциноассоциированного полиомиелита (ВАПП) у реципиентов вакцины и контактных с ними, не зарегистрировано.

С целью профилактики ВАПП у контактных продолжается реализация мероприятий по разобщению непривитых от недавно привитых живой полиовак-циной детей сроком на 60 дней от даты иммунизации в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей (детские дома, дома ребенка и т.д.) и детских стационарах, а также проведение иммунизации детей инактивированной поливакциной.

В период эпидемиологического неблагополучия по заболеваемости полиомиелитом, вызванным

На территории Находкинского городского округа в 2009 г. из 12 исследованных проб фекально-бытовых сточных вод, в одной пробе выделен 1 штамм вируса полиомиелита - вакцинный штамм Ро1 I (г. Находка, ул. Загородная , 6, МУП Находка Водоканал, очистные сооружения), результат подтвержден в институте полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова. Из воды открытых водоемов и из других объектов внешней среды энтеровирусы в 2009-2010 гг. не выделялись.

С учетом сложившейся эпидемиологической обстановки, с 2011 г. увеличилась кратность исследований объектов окружающей среды с одной пробы до двух в месяц. В течение 2-х лет исследовано 48

На территориях Находкинского городского округа и Партизанского муниципального района имеются утвержденные комплексные планы мероприятий по профилактике острой кишечной инфекции и энтеровирусной инфекции на 20112013 гг. специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находка проводится в муниципальных образованиях межведомственные комиссии по профилактике инфекционных заболеваний, совещания при руководителях детских образовательных учреждений, информирование глав муниципальных образований по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней, в том числе полиомиелита, и состоянии инфекционной заболеваемости, проводят информационно-просветительскую деятельность среди населения по вопросам профилактики полиомиелита.

В настоящее время на территориях Находкинского городского округа и Партизанского муниципального района проводится комплекс мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса, включающий достижение высокого уровня (не менее 95%) охвата детей профилактическими прививками против полиомиелита, совершенствование системы эпиднадзора за полиомиелитом и другими заболеваниями с синдромом острого вялого паралича.

1. Детковская Т.Н., Воронок В.М., Повиличенко И.П. Об эффективности эпидемического надзора за полиомиелитом в Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4(50). С. 193-195.

regarding the epidemiological surveillance of poliomyelitis and acute flaccid paralysis in nakhodka city district and partisanskiy municipal district

The territorial division of the Office of Epidemiology the Primorsky Territory in Nakhodka.

The main indicators of the quality of surveillance of poliomyelitis and acute flaccid paralysis in Nakhodka city district and partisan municipal area.

Keywords: surveillance, acute flaccid paralysis, polio viruses, poliomyelitis. сведения об авторе:

Регистрационный N 28496

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав глобальную эпидемиологическую ситуацию по полиомиелиту и в Российской Федерации, принятые меры по предупреждению завоза и распространения дикого полиовируса в субъектах Российской Федерации, установил.

С 2002 года Российская Федерация в составе Европейского региона сертифицирована Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) как территория, свободная от полиомиелита.

В постсертификационный период работа по профилактике полиомиелита в Российской Федерации осуществлялась в рамках реализации "Национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации", согласно нормативным и методическим документам, а также с использованием рекомендаций Европейской Комиссии по сертификации, методических документов ВОЗ. В стране создана и эффективно работает система реализации мероприятий по профилактике полиомиелита.

Основная задача профилактики полиомиелита в постсертификационный период - это поддержание свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации.

В 2012 году в мире было зарегистрировано 222 случая полиомиелита, вызванного диким полиовирусом. В основном случаи полиомиелита регистрируются в эндемичных странах (Нигерия, Афганистан, Пакистан), однако, учитывая значительную интенсивность миграционных и туристических потоков, сохраняется угроза завоза дикого полиовируса в свободные от полиомиелита страны.

После осложнения в 2010 году эпидемиологической ситуации по полиомиелиту в связи с завозом в страну дикого полиовируса, в Российской Федерации проведен комплекс дополнительных профилактических и противоэпидемических мероприятий, позволивший стабилизировать эпидобстановку.

Приняты меры по совершенствованию организационных мероприятий, развитию нормативного и методического обеспечения профилактики полиомиелита и эитеровирусной инфекции. Совершенствуется система вакцинопрофилактики полиомиелита. Осуществляются меры, направленные на профилактику вакциноассоциированного паралитического полиомиелита. Проведена работа по повышению качества, чувствительности и эффективности эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами (далее - ОВП), эитеровирусной инфекцией (далее - ЭВИ). Поддерживается на высоком уровне, отвечающем требованиям ВОЗ, и совершенствуется лабораторная диагностика полиомиелита и неполиомиелитных энтеровирусных инфекций. Все лаборатории по диагностике полиомиелита Российской Федерации являются частью Глобальной лабораторной сети ВОЗ и аккредитованы для выполнения этих исследований. На постоянной основе осуществляется серологический мониторинг популяционного иммунитета к полиомиелиту. Обеспечивается биологическая безопасность работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом. Внедрен и совершенствуется эпидемиологический надзор за энтеровирусной (неполио) инфекцией. В целях обеспечения необходимого уровня популяциошюго иммунитета против полиомиелита в 2011- 2012гг. проводилась дополнительная иммунизация детей в Северо-Кавказском федеральном округе. В других федеральных округах на территориях и в учреждениях, где не был достигнут 95% охват профилактическими прививками, проводилась кампания по дополнительной 2-туровой иммунизации детей от 1 года до 3 лет.

Вместе с тем отмечаются недостатки в работе по данному направлению.

В отдельных субъектах показатель охвата вакцинацией в разных возрастных группах не достигает нормативного (95%).

Остается большое количество не привитых против полиомиелита детей вследствие несвоевременного пересмотра медицинских отводов и отказов родителей от прививок, в том числе обусловленных религиозными убеждениями.

Имеются территории, где не регистрируются ОВП или где не выполняется нормативный показатель (1 случай ОВП на 100 тыс. детского населения до 15 лет) их выявления.

В отношении некоторых показателей чувствительности и качества эпиднадзора в 2011 - 2012гг. отмечены негативные тенденции: снизились показатели своевременности выявления больных ОВП и адекватного их обследования.

Ухудшение ряда показателей качества эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП как в целом по стране, так и в отдельных субъектах России, после стабилизации ситуации по полиомиелиту является следствием имеющихся недостатков в системе подготовки медицинских работников по вопросам диагностики OBП.

В детских учреждениях имеют место нарушения санитарного законодательства в отношении соблюдения требований о разобщении непривитых детей от недавно получивших прививки живой полиомиелитной вакциной (профилактика заболевания полиомиелитом, ассоциированного с вакциной).

В ряде случаев не выполняются требования нормативных и методических документов по обеспечению биологической безопасности в вирусологических лабораториях, работающих (сохраняющих) с материалами, инфицированными (потенциально инфицированными) диким полиовирусом, требуется укрепление их материально-технической базы.

Современная диагностика нуждается в усовершенствованных методах, в том числе экспресс-диагностики, сокращающей время проведения вирусологических исследований.

Актуальным направлением работы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса страны является надзор за энтеровирусной инфекцией.

Ежегодно в стране регистрируются сезонные подъемы заболеваемости, групповые очаги заболеваний, а также остается риск завоза инфекции с сопредельных территорий и государств, прежде всего из КНР.

Несмотря на введение официальной регистрации ЭВИ, в ряде территорий отмечается неполный учет данных заболеваний.

В связи с тем, что риск завоза и распространения на территории нашей страны дикого штамма вируса полиомиелита остается высоким, работа по профилактике полиомиелита требует постоянного совершенствования в соответствии с современной эпидемиологической обстановкой.

В целях обеспечения предупреждения заноса и распространения дикого вируса полиомиелита на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10: N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч.2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1 ст.6, N30 (ч. 1), ст. 4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N50, ст.7359); пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст.4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч.1), ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч.2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст.6599; 2011, N 30 (ч.1), ст. 4590); 2012, N53 (ч.1), ст. 7589), а также в целях стратегического плана ВОЗ по ликвидации полиомиелита на 2013-2018гг. в рамках глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита постановляю:

1. Утвердить "План действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013-2015 годы" (далее - План) (Приложение).

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендовать:

2.1. Установить действенный контроль за разработкой и выполнением региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

2.2. При необходимости рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации.

2.3. Оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в проведении в средствах массовой информации разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики полиомиелита и энтеровирусных инфекций и актуальности иммунизации против полиомиелита.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

3.1. Разработать и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные планы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

3.2. Обеспечить взаимодействие с заинтересованными организациями и учреждениями в реализации разработанных региональных планов мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Планом и региональными планами мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015гг.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить действенный контроль за выполнением региональных планов мероприятий по реализации по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015гг.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Руководитель Г. Онищенко

Механизм реализации "Национального плана действий на 2013-2015 годы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации"

Общее руководство и контроль за реализацией мероприятий "Национального плана действий" осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Координация деятельности, оказание методической и практической помощи органам и учреждениям Роспотребнадзора, органам и учреждениям здравоохранения в рамках "Национального плана действий" возложена на Координационный центр профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции полиомиелита (ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора).

Региональные центры эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами осуществляют контроль и методическую помощь в организации мероприятий по совершенствованию эпидемиологического надзора, профилактике полиомиелита в прикрепленных субъектах Российской Федерации.

Национальный центр по лабораторной диагностике полиомиелита (ФГБУ Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова РАМН) обеспечивает проведение заключительной лабораторной диагностики полиомиелита, совершенствование вирусологического обеспечения системы эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами.

Приволжский и Дальневосточный научно-методические центры по изучению энтеровирусной инфекции (ФБУН "Нижегородский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. академика И. Н. Блохиной" Роспотребнадзора и ФБУН "Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии" Роспотребнадзора соответственно) осуществляют мероприятия по совершенствованию эпидемиологического надзора за энтеровирусными (неполио) инфекциями.

Совершенствование диагностики полиомиелита и острых вялых параличей, биологической безопасности работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом, сертификации ликвидации полиомиелита являются основными задачами соответствующих Комиссий Роспотребнадзора.

Мероприятия по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации реализуются органами и учреждениями здравоохранения, органами и учреждениями Роспотребнадзора в рамках соответствующих "Планов действий", разрабатываемых в регионах в соответствии с основными направлениями "Национального плана действий" с учетом конкретных местных условий.

Финансирование мероприятий "Национального плана действий" осуществляется за счет средств федерального бюджета, финансовых средств, выделенных на реализацию государственного задания, региональных и ведомственных программ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также за счет финансовых средств из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Мамы и папы против прививок!!


Применение указанных санитарных правил в ряде регионов влечет нарушения прав детей при приеме их в образовательные организации.

По результатам рассмотрения информации Генеральной прокуратуры РФ в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведено совещание с представителями Минздрава России. Специалистами отмечено, что врачи-фтизиатры не располагают четкими рекомендациями о том, какие документы необходимо представить родителями детей для выдачи заключения и какие исследования требуется провести ребенку при отсутствии согласия на медицинское вмешательство.

В связи с этим Роспотребнадзор рекомендовал Минздраву России и главному внештатному детскому специалисту фтизиатру Минздрава России подготовить разъяснения по вопросу выдачи врачом-фтизиатром заключения об отсутствии заболевания туберкулезом в случае отказа от проведения туберкулинодиагностики и направить их в региональные органы управления здравоохранением.

С учетом неурегулированности этой проблемы и неоднозначной судебной практики, складывающейся по делам в защиту прав детей на образование, Генеральная прокуратура РФ направила соответствующую информацию в адрес Министра здравоохранения и предложила сообщить о принимаемых мерах по данному вопросу.

Правилами введено требование о недопущении в детские организации детей, направленных на консультацию в противотуберкулезный диспансер, чьи родители не представили в течение месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом. Кроме того, в правилах предусмотрено, что дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при предоставлении заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.

В Генпрокуратуре России рассмотрено более 300 обращений граждан о принуждении к прохождению туберкулинодиагностики и отказе образовательных организаций в приеме детей без заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом.

С учетом того, что названные санитарные правила трактуются работниками медицинских и образовательных организаций как запрет в приеме детей в детские организации без проведения туберкулинодиагностики, Генпрокуратурой России руководителю Роспотребнадзора направлена информация с предложением урегулировать данный вопрос совместно с Министерством здравоохранения РФ.

По результатам рассмотрения информации Роспотребнадзором проведено совещание со специалистами Минздрава России. Главному внештатному детскому специалисту фтизиатру Минздрава России поручено подготовить разъяснения по вопросу выдачи врачом-фтизиатром заключения об отсутствии заболевания туберкулезом в случае отказа от проведения туберкулинодиагностики и направить в региональные органы управления здравоохранением соответствующие рекомендации.

По инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой состоялось рабочее межведомственное совещание по вопросу отстранения детей от образовательного процесса из-за отсутствия пробы Манту, а также доступности в регионах России альтернативных методов диагностики туберкулеза.

Эксперты обсудили пути решения проблемы доступности образования для детей, не прошедших диагностику на туберкулез

Специалисты Минздрава России подтвердили актуальность проблемы своевременного выявления туберкулеза, рассказали о случаях очагового инфицирования туберкулезом детей в школах из-за контактов с учениками, по причине отказа не прошедшими диагностику, у которых впоследствии было обнаружено данное заболевание.

Вместе с тем представители Генеральной прокуратуры и Уполномоченного по правам ребенка отметили, что ограничение права ребенка на получение дошкольного или общего образования из-за отсутствия туберкулинодиагностики недопустимо, оно противоречит действующему законодательству. По мнению экспертов, существует правовая коллизия: с одной стороны государство должно обеспечить конституционное право каждого ребенка на образование, а с другой - на благоприятную и безопасную окружающую среду.

В этой связи участники совещания, в том числе представители Минобрнауки России, признали необходимость совершенствования законодательства, с тем чтобы соблюсти баланс интересов, прав и обязанностей всех участников образовательного процесса, в частности рассмотреть возможность получения альтернативных форм образования для дошкольников.

В ходе работы также обсуждались вопросы доступности в субъектах РФ утвержденных клиническими рекомендациями альтернативных методов диагностики на туберкулез. В связи с тем, что в настоящее время только в 50 регионах России существует такая возможность, Минздравом принято решение провести мониторинг доступности и охвата альтернативными методами диагностики, а также обратиться в регионы с соответствующими рекомендациями.

Вместе с тем, с учетом имеющейся противоречивой судебной практикой по вопросу законности отстранения несовершеннолетних от образовательного процесса, рекомендовано обратиться от имени детского омбудсмена в Верховный Суд РФ с просьбой провести ее обобщение. В этой связи вопросы защиты прав и законных интересов детей продолжают оставаться в зоне повышенного внимания Анны Кузнецовой.

Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Уважаемые соратники)) В связи с новым прессингом по манту и все что с этой пробой связано, решила обзавестись важной информацией, в надежде, что это поможет отбиваться и обороняться, а также, в крайнем случае, будет доказательствами в судах или прокуратурах)) я предпочитаю задавать простые вопросы в компетентные органы, дабы получить четкий ответ. Вот ряд вопросов, которые я задала в минздрав и роскомнадзор. К сожалению, данные госструктуры все пересылают в регионы. Мой регион СПб, поэтому даже, если я поделюсь ответом, в другом регионе его могут не принять. Кстати, может у кого-то тоже есть интересные вопросы, то делитесь. Давайте, так сказать, подключим коллективный разум)) итак вопросы

В министерство здравоохранения(оттуда переправлено в минобр)))). Так что может сразу же в минобр писать
В детских садах и школах присутствуют медработники, в связи с чем, прошу дать ответы (в простой форме с соблюдением нумерации и дублированием вопроса) на представленные ниже вопросы:
1. Согласно какого нормативного –правого акта(далее НПА) на территории детского сада /школы присутствуют медицинские работники(в медкабинете)?
2. Кому и на каком основании подчиняются медработники, находящиеся на территории детского сада/школы?
3. Что входит в обязанность медицинского работника, находящегося на территории сада/школы(по пунктам)?
4. На каком основании медработник,
находящийся на территории сада/школы, должен проинформировать и предоставить информацию о здоровье ученика руководителя и другим сотрудникам учебного заведения(по пунктам)?
5. Как медработник может проинформировать и предоставить информацию о здоровье ученика руководителя и другим сотрудникам учебного заведения, если родителем написан официальный запрет на передачу персональных данных?
6. На каком основании медработник, находящийсянаходящийся на территории сада/школы, может передавать медицинскую информацию ученика, в курирующую школу поликлинику, если родителем написан официальный запрет передачи персональных данных, включая курирующую поликлинику?
7. Какое наказание грозит медработнику за неисполнение своих обязанностей?
8. Какое наказание грозит медработнику за превышение своих должностных обязанностей?
9. Какое наказание грозит медработнику за передачу персональных данных ученика, при официальном запрете родителей на передачу данных?

В минздрав 2
В детских садах существуют изоляторы.
1. Какие должны быть условия в изоляторе?
2. На каком основании(причины) медработник может поместить ребенка в изолятор(по пунктам)?
3. Может ли медработник поместить в изолятор ребенка, не

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции