Мембранные органоиды отсутствуют в клетках дизентерийной амебы

1. Мембранные органоиды отсутствуют в клетке

1. Сенной палочки

2. Дизентерийной амебы

3. Пресноводного полипа гидры

4. Белой планарии

Объяснение: мембранные органоиды отсутствуют в клетках прокариот, Из приведенных вариантов прокариотом является только сенная палочка (дизентерийная амеба - простейшее, гидра - кишечнополостное, белая планария - плоский червь). Правильный ответ - 1.

2. Полуавтономным органоидом в клетке является

1. Клеточный центр

Объяснение: согласно теории симбиогенеза, полуавтономной органеллой является хлоропласт (поэтому он и двумембранной). Правильный ответ - 3.

3. В хлоропластах, в отличие от митохондрий, происходит

1. Расщепление биополимеров до мономеров

2. Биосинтез белков из аминокислот

3. Окисление органических веществ с освобождением энергии

4. Синтез органических веществ из неорганических на свету

Объяснение: хлоропласты - это органеллы, в которых осуществляется фотосинтез, а это процесс, при котором энергия света преобразуется в энергию химических связей, то есть образуются органические вещества. Правильный ответ - 4.

4. Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали

1. Эволюционную теорию

2. Закон гомологических рядов

3. Правило чистоты гамет

4. Клеточную теорию

Объяснение: М. Шлейден и Т. Шванн в 1838 году сформулировали клеточную теорию. Правильный ответ - 4.

5. Двойная спираль ДНК образуется за счет связей между

1. Фосфорной кислотой и дезоксирибозой

2. Комплементарными азотистыми основаниями

3. Азотистыми основаниями и дезоксирибозой

4. Аминокислотами и углеводами

Объяснение: в молекуле ДНК между азотистыми основаниями по принципу комплементарности образуются водородные связи. Правильный ответ - 2.

6. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов царств живой природы свидетельствует о

1. Многообразии живой природы

2. Родстве организмов

3. Конвергентном характере эволюции

4. Приспособленности организмов

Объяснение: если у организмов есть общий план строения, то, скорее всего, у них был общий предок, что свидетельствует об их родстве. Правильный ответ - 2.

7. В митохондриях, в отличие от хлоропластов, происходит процесс

1. Синтеза глюкозы

2. Восстановления углекислого газа

3. Удвоения молекулы ДНК

4. Окисления пировиноградной кислоты

Объяснение: основной процесс, происходящий в митохондриях, - это дыхание, одним из этапов которого является окисление ПВК. Правильный ответ - 4.

8. Элементарная биологическая система, способная к самовоспроизведению и развитию, -

Объяснение: согласно клеточной теории, элементарная биологическая система, способная к самовоспроизведению и развитию, - клетка. Правильный ответ - 1.

9. Отсутствие в клетке митохондрий, комплекса Гольджи, ядра указывает на ее принадлежность к

Объяснение: митохондрии, комплекс Гольджи и ядро являются мембранными органеллами, такие органеллы отсутствуют у прокариот. Правильный ответ - 2.(конечно, у вирусов они тоже отсутствуют, но у вирусов и самой клетки нет, а только белковый капсид)

10. Что является структурно-функциональной единицей строения организмов всех царств

Объяснение: согласно клеточной теории, структурно-функциональной единицей строения организмов всех царств, является клетка. Правильный ответ - 3.

Автор решения: Лунькова Е.Ю.

Задания для самостоятельного решения.

1. В организме человека ядро отсутствует в клетках

1. Эпителиальной ткани

2. Нервных узлов

3. Половых желез

4. Зрелых эритроцитов

2. "Размножение клеток происходит путем их деления. " - положение теории

3. Молекулы РНК, в отличие от ДНК, содержат азотистое основание

4. Водородные связи между СО- и NH-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, характерную для структуры

5. В клетках каких организмов ядерное вещество расположено в цитоплазме

1. Низших растений

2. Бактерий и цианобактерий

3. Одноклеточных животных

4. Плесневых грибов и дрожжей

6. Функцию накопления желчи в клетке печени выполняет

3. Комплекс Гольджи

7. В клетке происходит расщепление и синтез органических веществ, поэтому ее называют единицей

8. Обмен веществ и превращение энергии, происходящие в клетках всех живых организмов, свидетельствуют о том, что клетка - единица

1. Строения организмов

2. Жизнедеятельности организмов

3. Размножения организмов

4. Генетической информации

9. На мембранах каких органоидов клетки располагаются ферменты, участвующие в энергетическом обмене

2. Комплекса Гольджи

4. Эндоплазматической сети

10. Сходство митохондрий и хлоропластов состоит в том, что в них происходит

1. Клеточное дыхание

2. Окисление пировиноградной кислоты

3. Синтез молекул АТФ

4. Восстановление углекислого газа до углеводов

11. К двумембранным органоидам клетки относят

1. Митохондрии и пластиды

2. Рибосомы и клеточный центр

3. Лизосомы и вакуоли

4. ЭПС и аппарат Гольджи

12. Клеточная теория лежит в основе

1. Хромосомной теории наследственности

2. Представлений о единстве всего живого

3. Биогенетического закона

4. Закона Г. Менделя

13. Клеточная мембрана состоит из двойного слоя

1. Фосфолипидов и мозаично встроенных молекул белков

2. Белков, снаружи покрытых фосфолипидами, а изнутри - углеводами

3. Белков, между которыми находится один слой фосфолипидов

4. Фосфолипидов, между которыми располагается один слой белка

14. Из приведенных утверждений укажите положение клеточной теории

1. Зигота образуется в процессе оплодотворения, слияния мужской и женской гамет

2. В процессе мейоза образуется четыре дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом

3. Клетки специализированы по выполняемым функциям и образуют в многоклеточном организме ткани

4. Соматические клетки образуются в результате митоза

15. В молекуле ДНК нуклеотидов с тимином насчитывается 10% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

16. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории

1. Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской гамет

2. Онтогенез повторяет историю развития своего вида

3. Дочерние клетки образуются в результате деления материнской

4. Половые клетки образуются в процессе мейоза

17. Матрицей для процесса трансляции служит молекула

18. О единстве органического мира свидетельствует

1. Сходство особей одного вида

2. Клеточное строение организмов

3. Жизнь организмов в природных и искусственных сообществах

4. Существование огромного разнообразия видов в природе

19. Особенность прокариотической клетки - отсутствие в ней

1. Оформленного ядра

3. Клеточной мембраны

4. Немембранных органоидов

20. В каком органоиде накапливаются синтезируемые в клетке белки, жиры и углеводы?

2. Комплексе Гольджи

21. Лизосома представляет собой

1. Систему связанных между собой канальцев и полостей

2. Органоид, отграниченный от цитоплазмы одной мембраной

3. Две центриоли, расположенные в уплотненной цитоплазме

4. Две связанные между собой субъединицы

22. В молекуле ДНК водородные связи образуются между комплементарными нуклеотидами

23. Какие вещества выполняют в клетке информационную функцию

1. Нуклеиновые кислоты

24. Какое вещество в клетке выполняет функцию растворителя

25. Хлоропласты имеются в клетках

1. Корня капусты

3. Листа красного перца

4. Древесины стебля липы

26. К прокариотным относят клетки

27. Функция углеводов в клетке

3. Хранение наследственной информации

4. Участие в биосинтезе белка

28. Каково значение митохондрий в клетке?

1. Транспортируют и выводят конечные продукты биосинтеза

2. Преобразуют энергию органических веществ в энергию АТФ

3. Осуществляют процесс фотосинтеза

4. Синтезируют углеводы

29. Эукариоты - это организмы, в клетках которых

1. Отсутствуют митохондрии

2. Ядрышки находятся в цитоплазме

3. Ядерная ДНК образует хромосомы

4. Отсутствуют рибосомы

30. Гликокаликс представляет собой

1. Клеточную стенку растений

2. Мембрану клеток животных

3. Поверхностный слой мембраны растительных клеток

4. Поверхностный слой мембраны животных клеток

31. Главное отличие клеток прокариот от эукариот состоит в

1. Отсутствии ядерного вещества в цитоплазме

2. Отсутствии оформленного ядра

3. Наличии органоидов движения

4. Наличии рибосом на эндоплазматической сети

32. Какую роль выполняет вода в жизнедеятельности клетки

33. Какая теория позволяет сделать вывод о единстве органического мира?

1. Самозарождения жизни

34. Молекулы ДНК, в отличие от РНК, состоят из

2. Двух полинуклеотидных цепей

3. Углеводов рибозы и глюкозы

4. Одной полипептидной нити

35. Аминокислоты к месту сборки белка доставляются молекулами

36. Связи, поддерживающие вторичную структуру белка, -

37. В состав клеток всех организмов входят белки, что служит доказательством

1. Единства живой и неживой природы

2. Единства органического мира

3. Эволюции органического мира по пути ароморфоза

4. Эволюции органического мира по пути идиоадаптации

38. Сходство клеток эукариот заключается в наличии у них

1. Органоидов движения

2. Оболочки из клетчатки

3. Ядерной оболочки

4. Оболочки из хитина

39. В водной среде клетки осуществляется множество химических реакций, потому что вода

1. Является растворителем многих соединений

2. Обладает большой теплоемкостью

3. Обладает текучестью и подвижностью

4. Служит основным наполнителем клетки

40. Процессы жизнедеятельности у всех организмов протекают в клетке, поэтому ее рассматривают как единицу

41. Клеточная теория лежит в основе

1. Хромосомной теории наследственности

2. Представлений о единстве всего живого

3. Биогенетического закона

4. Законов Г. Менделя

42. Информация о последовательности расположения аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу

43. Из азотистого основания, дезоксирибозы и остатков фосфорной кислоты состоит

1. Нуклеотид РНК

2. Нуклеотид ДНК

44. Клетки животных не имеют

1. Клеточной мембраны и цитоплазмы

2. Митохондрий и рибосом

3. Оформленного ядра и ядрышка

4. Пластид, вакуолей с клеточным соком

45. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

1. Плазматической мембраной

2. Эндоплазматической сети

3. Ядерной оболочкой

46. Укажите положение клеточной теории

1. Оплодотворение представляет собой процесс соединения мужской и женской клеток

2. Аллельные гены в процессе мейоза оказываются в разных половых клетках

3. Клетки всех организмов сходны по химическому составу и строению

4. Онтогенез - это развитие организма с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти организма

47. Процесс денатурации белковой молекулы обратим, если не разрушены связи

48. Сходство в строении клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них

2. Плазматической мембраны

3. Оболочки из клетчатки

4. Вакуолей с клеточным соком

49. Все органоиды клетки расположены в

2. Комплексе Гольджи

4. Эндоплазматической сети

50. Органические вещества в клетке перемещаются по

1. Системе вакуолей

3. Эндоплазматической сети

51. Хлоропласт в клетке можно узнать по наличию в нем

2. Множества гран

4. Большой и малой субъединиц

52. Эндоплазматическую сеть можно узнать в клетке по

1. Системе связанных между собой полостей с пузырьками на концах

2. Множеству расположенных в ней гран

3. Системе связанных между собой разветвленных канальцев

4. Многочисленным кристам на внутренней мембране

53. Какую функцию выполняет в клетке клеточный центр?

1. Принимает участие в митотическом делении

2. Является хранилищем наследственной информации

3. Отвечает за биосинтез белка

4. Является центром матричного синтеза рибосомной РНК

54. На мембранах каких органоидов клетки располагаются рибосомы?

2. Комплекса Гольджи

4. Эндоплазматической сети

Задания взяты из сборников заданий ЕГЭ за 2016 и 2014 годы авторов: Г.С. Калиновой.


Сборник тренировочных материалов для подготовки к государственному выпускному экзамену по БИОЛОГИИ для обучающихся по образовательным программам СРЕДНЕГО общего образования

Тренировочные материалы предназначены для подготовки к государственному выпускному экзамену в устной и письменной формах.

В части 1 представлены тренировочные материалы для подготовки к устному экзамену.

Устный экзамен проводится по билетам, которые составлены с учётом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Содержание билетов опирается на составляющие ядро биологического образования знания о методах биологии, биосистемах и уровнях организации живой природы; они отражают цели изучения курса биологии, его содержание, требования к уровню подготовки выпускника, развитие его логического мышления и творческого потенциала.

Каждый билет содержит два вопроса, позволяющих проверить теоретические знания обучающихся. Вопросы билетов сформулированы лаконично, охватывают содержание всех разделов курса биологии.

Раздел 1.1 содержит перечень теоретических вопросов, на базе которых формируются экзаменационные билеты.

Раздел 1.2 содержит перечень заданий с примерами к каждому виду заданий.

В части 2 сборника представлены тренировочные материалы для подготовки к ГВЭ-11 в письменной форме. Материалы сгруппированы по тематическому признаку следующим образом.

( методы исследования, основные уровни организации живой природы, признаки биологических систем).

(организменный уровень организации жизни, закономерности наследственности и изменчивости, онтогенез и воспроизведение организмов, вредное влияние мутагенов на генетический аппарат клетки, наследственные болезни человека, селекция организмов и биотехнология).

(многообразие, строение, жизнедеятельность и размножение организмов царств живой природы, вирусы).

движущие силы, направления и результаты эволюции органического мира, этапы антропогенеза).

(экологические закономерности, круговорот веществ в биосфере, цепи питания, сохранение биоразнообразия, защита окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы).

В каждом разделе представлены задания разных форм и разного уровня сложности. В конце разделов приведены ответы и критерии их оценивания.

Перечень теоретических вопросов билетов по биологии для проведения ГВЭ-11 в устной форме

I. Биология как наука

1. Биология как наука. Методы научного познания живой природы.

2. Уровневая организация и эволюция живой природы. Общие признаки биологических систем.

II. Клетка как биологическая система

3. Развитие знаний о клетке. Основные положения клеточной теории.

4. Клетка – структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы.

5. Белки, их строение и функции в организме. Понятие о генетическом коде. Его значение в биосинтезе белка.

6. Нуклеиновые кислоты, их виды и функции в организме. Матричные реакции, их виды.

7. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки, их функции.

8. Энергетический обмен в клетках животных, его значение. Роль митохондрий в нём.

9. Фотосинтез, фазы фотосинтеза, их особенности. Значение фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений.

10. Строение и функции хромосом. Хромосомный набор половых и соматических клеток у разных организмов.

11. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Биологическое значение митоза.

12. Образование половых клеток у животных. Мейоз, фазы мейоза. Биологическое значение мейоза.


III. Организм как биологическая система

13. Размножение организмов, его роль в природе. Половое и бесполое размножение организмов.

14. Индивидуальное развитие организмов (на примере животных). Прямое и непрямое развитие.

15. Основные закономерности наследования признаков (работы Г. Менделя и Т.Х. Моргана).

16. Методы изучения генетики человека. Наследственные болезни, их причины и профилактика.

17. Наследственная изменчивость, её виды. Виды мутаций, их причины. Роль мутаций в эволюции органического мира.

18. Модификационная изменчивость, её значение в жизни организмов. Закономерности модификационной изменчивости. Норма реакции.

19. Селекция, её практическое значение. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

20. Основные направления развития биотехнологии (генная, клеточная инженерия, клонирование и др.).

VI. Эволюция живой природы

19. Вид, его критерии. Популяция – единица существования вида.

20. Движущие силы эволюции. Их значение в формировании приспособленности и образовании новых видов.

21. Эмбриологические, сравнительно-анатомические и биохимические доказательства эволюции.

22. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Пути достижения биологического прогресса.

23. Основные ароморфозы в эволюции растений. Идиоадаптации в эволюции цветковых растений.

24. Основные ароморфозы в эволюции позвоночных животных. Идиоадаптации в эволюции млекопитающих.

25. Человеческие расы, их генетическое единство.

VII. Экосистемы и присущие им закономерности

26. Экологические факторы, их значение.

27. Понятие об экосистеме. Цепи питания. Правила экологической пирамиды. Естественные и искусственные экосистемы. Смена экосистем.

28. Причины устойчивости экосистем, их смена. Антропогенные изменения в экосистемах.

29. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Функциональные группы организмов биогеоценоза, их роль.

30. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества биосферы.

Перечень вопросов экзаменационных билетов с примерами заданий

Рассмотрим на примере нескольких билетов предполагаемые ответы экзаменуемых.

1. Белки, их строение и функции в организме. Понятие о генетическом коде. Его значение в биосинтезе белка.

2. Понятие об экосистеме. Цепи питания. Правила экологической пирамиды. Естественные и искусственные экосистемы. Смена экосистем.

Ответ выпускника на первый вопрос должен содержать примерно следующие элементы:

− белки – органические вещества, макромолекулы, состоящие из 20 видов аминокислот;

− структура белков, денатурация – нарушение структуры молекул под влиянием различных факторов;

− роль белков в организме (каталитическая, структурная, двигательная, транспортная, запасающая, защитная, регуляторная, энергетическая);

− генетический код, его свойства (триплетность, однозначность, избыточность, универсальность);

− матричные реакции биосинтеза белка.

Ответ выпускника на второй вопрос должен содержать примерно следующие элементы:

− экосистема – совокупность живых организмов разных видов, связанных между собой и с компонентами неживой природы обменом веществ;

− структура экосистемы: видовая (количество обитающих видов и соотношение их численности), пространственная (ярусность);

− компоненты экосистемы: абиотические и биотические; − функциональные группы экосистемы: продуценты (производители),

консументы (потребители) и редуценты (разрушители); − цепи и сети питания; − экологические пирамиды (массы, численности, энергии);

− естественные и искусственные экосистемы (биоценозы и агроценозы); − факторы, влияющие на смену экосистемы (абиотические,


1. Размножение организмов, его роль в природе. Половое и бесполое размножение организмов.

2. Движущие силы эволюции. Их значение в формировании приспособленности видов. Результаты эволюции.

Ответ выпускника на первый вопрос должен содержать примерно следующие элементы:

− размножение – воспроизведение себе подобных; − значение размножения (преемственность жизни, существование вида

в течение многих тысячелетий); − бесполое размножение (вегетативное, спорами, почкованием и др.) –

наиболее древний способ размножения в органическом мире, в котором участвует один организм;

− половое размножение, сущность которого состоит в формировании гамет (половых клеток) и оплодотворении;

− преимущество полового размножения перед бесполым – получение дочернего организма с более разнообразным набором хромосом, новыми наследственными признаками

Ответ выпускника на второй вопрос должен содержать примерно следующие элементы:

− движущие силы (факторы эволюции) по Ч. Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор;

− наследственная изменчивость как поставщик материала для действия естественного отбора;

− борьба за существование как обострение взаимоотношений между особями;

− формы борьбы за существование (внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями);

− естественный отбор как главный фактор эволюции, сохраняющий особей, преимущественно с полезными в определённых условиях среды наследственными изменениями;

− результаты действия движущих сил эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания, её относительный характер, повышение уровня организации организмов;

− взаимосвязь движущих сил эволюции.

1. Методы изучения генетики человека. Наследственные болезни, их причина и профилактика.

2 . Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Функциональные группы организмов биогеоценоза, их роль.

Ответ выпускника на первый вопрос должен содержать примерно следующие элементы;

− генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости; − методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый,

цитогенетический и биохимический; − генеалогический – изучение родословной людей за большое число

поколений; − близнецовый – изучение развития признаков у однояйцовых

близнецов, определение влияния внешней среды и наследственности на организм человека;

− цитогенетический – изучение числа и структуры хромосом; − биохимический – изучение нарушения обмена веществ;

− наследственные болезни, выявленные с помощью методов генетики человека: синдром Дауна, сахарный диабет, гемофилия и др.;

− нежелательность родственных браков; − медико-генетические консультации;

− факторы внешней среды, вызывающие мутации, профилактика наследственных заболеваний.

Ответ выпускника на второй вопрос должен содержать примерно следующие элементы;

− круговорот веществ и превращения энергии – необходимое условие существования любой экосистемы;

− солнечная энергия и улавливающий её хлорофилл зелёных растений – главные условия, обеспечивающие существование жизни;

− круговорот углерода: фотосинтез и дыхание, их роль в поддержании газового состава атмосферы; образование энергетических ресурсов (нефть, каменный уголь, газ, торф и др.);

− круговорот азота: вовлечение азота в круговорот веществ клубеньковыми бактериями, азот как основа для синтеза белков в организмах растений и животных;

− функциональные группы организмов, обеспечивающие круговорот веществ и превращения энергии: продуценты (производители органических веществ), консументы (потребители) и редуценты (разрушители).


Система оценивания устного ответа по билетам

Полный ответ на два вопроса билета рекомендуется оценивать максимально в 10 баллов, за каждый полный ответ – по 5 баллов.

В зависимости от полноты ответа предлагаются следующие критерии оценивания по пятибалльной шкале.

Приведём образцы заданий разной формы и уровня сложности для подготовки к ГВЭ-11 в письменной форме по разделам курса биологии.

Ответом к заданиям 1–6 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы.

Генеалогический метод используют для изучения

1) высшей нервной деятельности

2) причин изменения хромосом

3) этапов индивидуального развития

4) закономерностей наследования признаков

Ответ:
В световой микроскоп можно увидеть

2) репликацию ДНК

3) деление клетки

4) транскрипцию Ответ:

Взаимоотношения организмов и окружающей их среды изучает наука

4) экология Ответ:

Царство Животные
Подцарство Одноклеточные
Тип Корненожки
Род Амёбы

К подцарству Одноклеточные относятся животные, тело которых состоит всего из одной клетки, большей частью микроскопического размера, но со всеми присущими организму функциями. В физиологическом отношении эта клетка представляет целый самостоятельный организм.

Двумя основными компонентами тела одноклеточных являются цитоплазма и ядро (одно или несколько). Цитоплазма окружена наружной мембраной. Она имеет два слоя: наружный (более светлый и плотный) — эктоплазму — и внутренний — эндоплазму. В эндоплазме находятся клеточные органоиды: митохондрии, эндоплазматическая сеть, рибосомы, элементы аппарата Гольджи, различные опорные и сократительные волокна, сократительные и пищеварительные вакуоли и др.

Среда обитания и внешнее строение обыкновенной амёбы

Простейшее живёт в воде. Это может быть и вода озера, и капля росы, и влага почвы, и даже вода внутри нас. Поверхность тела их очень нежная и без воды моментально высыхает. Внешне амёба похожа на сероватый студенистый комочек (0,2-05 мм), не имеющий постоянной формы.

Внутреннее строение


Внутреннее строение амебы


Ферменты, расщепляющие белки, углеводы и липиды, поступают внутрь пищеварительной вакуоли, и происходит внутриклеточное пищеварение. Пища переваривается и всасывается в цитоплазму. Способ захвата пищи с помощью ложных ножек называется фагоцитозом.

Кислород расходуется на клеточное дыхание. Когда его становится меньше, чем во внешней среде, новые молекулы проходят внутрь клетки.


Молекулы углекислого газа и вредных веществ, накопившихся в результате жизнедеятельности, наоборот, выходят наружу.

Пищеварительная вакуоль подходит к клеточной мембране и открывается наружу, чтобы непереваренные остатки выбросить наружу в любом участке тела. Жидкость поступает в тело амёбы по образующимся тонким трубковидным каналам, путём пиноцитоза. Откачиванием лишней воды из организма занимаются сократительные вакуоли. Они постепенно наполняются, а раз в 5-10 минут резко сокращаются и выталкивают воду наружу. Вакуоли могут возникать в любой части клетки.

Размножение

Амёбы размножаются только бесполым путём.


Выросшая амёба приступает к размножению. Оно происходит путём деления клетки. До деления клетки ядро удваивается, чтобы каждая дочерняя клетка получила свою копию наследственной информации (1). Размножение начинается с изменения ядра. Оно вытягивается (2), а затем постепенно удлиняется (3,4) и перетягивается посредине. Поперечной бороздкой делится на две половинки, которые расходятся в разные стороны — образуются два новых ядра. Тело амёбы разделяется на две части перетяжкой и образуется две новые амёбы. В каждую из них попадает по одному ядру (5). Во время деления происходит образование недостающих органоидов.

В течение суток деление может повторяться несколько раз.

Бесполое размножение — простой и быстрый способ увеличить число своих потомков. Этот способ размножения не отличается от деления клеток при росте тела многоклеточного организма. Разница в том, что дочерние клетки одноклеточного организма, расходятся, как самостоятельные.

Реакция на раздражение

Амёба обладает раздражимостью — способностью чувствовать и реагировать на сигналы из внешней среды. Наползая на предметы, она отличает съедобные от несъедобных и захватывает их ложноножками. Она уползает и прячется от яркого света (1),


механических раздражений и повышенной концентрации, вредных для нее веществ (2).


Такое поведение, состоящее в движении к раздражителю или от него, называется таксисом.

Половой процесс

Переживание неблагоприятных условий

Одноклеточное животное очень чувствительно к изменениям окружающей среды.

В неблагоприятных условиях (при высыхании водоёма, в холодное время года) амёбы втягивают псевдоподии. На поверхность тела из цитоплазмы выделяются значительное количество воды и вещества, которые образуют прочную двойную оболочку. Происходит переход в покоящееся состояние — цисту (1). В цисте жизненные процессы приостанавливаются.

Цисты, разносимые ветром, способствуют расселению амебы.


При наступлении благоприятных условиях амёба покидает оболочку цисты. Она выпускает псевдоподии и переходит в активное состояние (2-3).

Ещё одна форма защиты — способность к регенерации (восстановлению). Повреждённая клетка может достроить свою разрушенную часть, но только при условии сохранения ядра, так как там хранится вся информации о строении.

Жизненный цикл амёбы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции