Первичной профилактики вич и рискованного поведения программа ладья

Пять языков любви

На самом деле их, конечно же, гораздо больше, чем выделил автор популярных книг по психологии — Гарри Чепмен. Но если Вы не помните в сущности ни одного, если основательно подзабыли то, что когда-то знали, Показать полностью… то эти пять покажутся Вам настоящим сокровищем.

У меня складывается такое впечатление, что мы живём на планете глухих.

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем. И она — тиха.

И действительно, мужа можно понять. Двадцать совместно прожитых лет, дети выросли, я от тебя не ушёл, тебе не изменяю, деньги в дом приношу, тарелку за собой мою — каких доказательств любви тебе ещё нужно?! К чему эти оргии.

Именно так и рассуждают психологически неграмотные люди. Они бойко лопочут на своём языке любви, а на наши потребности. чихать хотели. Примерно так ведёт себя наша киска, которая приносит нам на белоснежную постель свежезадушенную крысу — на, хозяюшка, мне не жалко, ты у меня хорошая. Примерно так ведут себя папаши, сующие полугодовалому ребёнку в рот кусок вяленой рыбы — ешь сынок, расти мужиком, скоро и пива налью.

Если мы хотим жить долго и счастливо, то оргии проявлений любви нам нужны. Иначе будут другие оргии — оргии скандалов и истерик. Ведь красок в жизнь подбавлять как-то надо? А негативные краски, они всегда под рукой, за ними не нужно бежать ночью в магазин, по сугробам, доставать у спекулянтов.

Первый язык любви. Комплименты и похвала

Как Вы думаете, каков будет лучший подарок такому человеку? Правильно — тщательно взвешенные, отобранные Слова Любви.

Второй язык любви. Время

Это — время, которое Вы готовы потратить на любимого человека. Время совместно проведённое и не обязательно качественно проведённое.

Некоторым от Вас ничего не нужно — только придите и проведите с ними своё время. Такой вот у них — язык любви. Знаю, многих это безумно раздражает. Некоторые не выносят безделья, бесцельных хождений по улицам или ещё того хуже — сидений в доме. Таким людям стоит попытаться понять: самый прекрасный день может быть наполнен не событиями, а. друг другом.

Вот горит окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так, сидят.
Может, просто рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Третий язык любви. Подарки Деда Мороза. Знаки и символы

Четвёртый язык любви

Пятый язык любви. Физическое прикосновение

Ласка. С такими людьми — проще всего. Но проще только тем, для кого это не в тягость. Скажем так: двум любящим, для которых язык физических прикосновений — родной, жить изумительнее всего. Им ничего не нужно от мира, для того, чтобы упиваться совместным счастьем.

А если душа просит всего и сразу?

А такого не может быть. Если это есть, то Вы просто давно не получали ВООБЩЕ НИЧЕГО. У Вас и унитаз течёт, и зеркало не повешено, и комплименты Вам говорят только вахтёрши, и физические прикосновения Вы испытываете только в автобусе, в часы пик.

Как же узнать, что нам, любимым, всего важнее? А Вы вспомните, что Вы готовы сами делать для любимого человека, когда у Вас очень хорошее настроение? Чем Вы чаще всего занимались, когда имели намерение отдавать? Что у Вас лучше всего получается?

Вот этого Вам и нужно ждать в ответ. Мы всегда дарим другим то, в чём остро нуждаемся сами.

Итак, если у Вас есть любимый человек, объясните ему простыми, доходчивыми словами: что именно Вы считаете самым подлинным выражением любви. И попросите его сделать в свою очередь то же самое — объяснить Вам. Это, пожалуй, единственный шанс сохранить брак.



9 мест на Урале, куда нужно ехать на выходные

1. Замерзший фонтан в Зюраткуле

Уникальный объект находится в национальном парке Зюраткуль (Челябинская область) неподалеку от деревни Сибирка: это родник, пробитый геологами и взятый в трубу. Показать полностью… Летом фонтан бьет на 3-5 метров в высоту, зимой вода постепенно намерзает, превращаясь в ледяную фигуру причудливой формы. Рисунок фонтана не повторяется: каждый год он — разный (в зависимости от ветра и холода). Раньше, чтобы добраться до него, надо было оставлять машину на дорогу от деревни Сибирка до кордона Олимпик и идти 5 километров пешком, но сейчас, так как поток туристов очень большой, дорогу регулярно чистят — доехать на автомобиле можно прямо до фонтана. Самые отчаянные отваживаются искупаться в нем (ну или хотя бы ополоснуться водой, стекающей с фонтана).

Прогулка до Карстового моста (это отдельный маршрут) — 7 км, до Ангела и обратно — 4 км, маршрут до пещеры Дружба и обратно — около 16 км и займет весь день. В поселке есть любые варианты размещения — от гостиницы с удобствами до простеньких деревенских домов, которые сдают приезжающим местные жители.

Как добраться? Едем по Московскому тракту, вскоре после поста ГИБДД неподалеку от поселка Дружинино — раздвоение дороги. Едем по указателям Нижние Серги, Михайловск. Нижние Серги объезжаем по объездной, через 15 км будет деревня Половинка, а через 2 км после нее — поворот к деревне Бажуково.

4. Дидинский тоннель

Пощекотать себе нервы, побывав в настоящем подземном сооружении, причем, без какого-либо риска, можно в Дидинском тоннеле. Запущенный в 1918 году, он проработал почти до конца 20 века (в 80-х и даже начале 90- по нему еще ходили поезда). По рассказам спелеологов (специалистов по изучению искусственных подземных объектов), тоннель исправно работал бы и сейчас, если бы в советские годы при ремонтах не нарушили его систему вентиляции и дренажа, после чего в тоннеле стала скапливаться влажность и нарастать лед.

При тоннеле существовала воинская часть, которая его охраняла, и целый поселок Дидино. Закрыли тоннель в 1995 году. В последнее время его облюбовали диггеры, туристы, мотоциклисты, гонящие по льду. В конце 2000-х екатеринбургские спелеологи составили подробную карту тоннеля, включая все его технические коммуникации (дренажные канавы, вентиляционные шахты и т. д.). Путешествие по тоннелю не будет утомительным, но запомнится на всю жизнь.

Как добраться? От Екатеринбурга едем по Московскому тракту. Проезжаем развязку на Ревду, поворот на деревню Хомутовка. Через пять километров после нее — кафе справа от трассы. Еще через два километра — есть неприметный поворот налево: дорога проложена по ЛЭП. Отсюда до тоннеля — около 6 км. Где оставить машину, надо определяться по месту (в зависимости от снега и проходимости дороги). В крайнем случае, пару лишних километров до тоннеля можно прогуляться и пешком.

5. Дыроватый, Балабан и Соколий камень

Небольшие горы Дыроватый камень, Балабан и Соколий камень расположены между городами Дегтярск и Полевской. Несмотря на близость к Екатеринбургу, это хорошие охотничьи и туристские места: настоящий малотронутый лес, буреломы, болотца, горы со скалами, с которых открываются потрясающие виды. Это хороший вариант, чтобы ехать из города и уже через час попасть в настоящую глушь. Сами скалы иногда посещают местные и туристы, а вот на маршруте между этими скалами встретить живую душу проблематично.

Как добраться? Из Екатеринбурга выезжаем по Полевскому тракту, едем до поворота на Дегтярск, при въезде в город — налево, к действующему карьеру. Через его территорию не пропустят — нужно объехать по параллельной улице и попасть на площадку новой карьерной разработки. Далее — только на внедорожнике или пешком. И — GPS или карта с компасом в помощь.

6. Ельчевские водопады

Единственный на Среднем Урале водопад находится на речке Ельчевка, которая вытекает из Ельчовского пруда (он является резервным источником водоснабжения для Екатеринбурга) и течет в Волчихинское водохранилище (из которого и берет воду столица Урала). Исток реки из пруда и следующая сотня метров — это небольшой, но настоящий горный каньон, который заканчивается водопадом. Место совершенно уникальное и очень красивое. Летом в водопадах можно купаться, зимой нет, но их слышно!

Как добраться? Нужно попасть на дорогу Ревда — Дегтярск (по Московскому-либо Полевскому тракту). Ровно песередине между Полевским и Дегтярским есть действующий карьер — на его парковке можно оставить машину. Территорию карьеру нужно будет обойти по кругу. Влево будет отходить дорога на сам карьер, а нам следует двигаться прямо, на восток. Через три километра приходим на берег Ельчевского пруда, огибаем его по дамбе, в конце которой — исток реки и начало каньона?

7. Конжак и Серебрянский камень

8. Вершина-Таватуй и другие лыжные маршруты на один день

9. Усьвинские столбы (Усьвинский ледопад)

Уникальный Усьвинский ледопад ниспадает со скалы Омутной Камень на реке Усьва. 40 метров вертикального льда завораживают! Место уникальное и стоит того, чтобы хотя на него посмотреть! Но еще лучше — полазить. Разумеется, это суперэкстремальное развлечение, и если вы в этом не специалист, то лучше заручиться поддержкой профессионалов, занимающихся ледолазанием (туристы, альпинисты, спелеологи).

Как добраться? Выезжаем из Екатеринбурга по Серовскому тракту, вскоре после развязки Верхняя Тура — Красноуральск поворачиваем налево (в сторону Качканара). Далее по указателям на Гремячинск, Губаху. Станции Усьва, ближе всего к которой находятся столбы, находится как раз между этими двумя городами. От столбов до Усьвы — 15 км.

3 поведении, сводили бы риск распространения ВИЧ-инфекции к минимуму. Этому способствует актуализация в детях доброго начала, способности сопротивляться злу, развитие духовно-нравственного потенциала. В настоящее время понятие духовности в светском мировоззрении размыто, но в религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над витальными, материальными. Духовность представляет собой высший уровень самосознания человека и лежит в основе эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни. Духовно развитый человек это личность, ищущая свое предназначение в этом мире, стремящаяся к нахождению смысла своего существования, чье поведение организуется в соответствии с некими идеалами, а не эгоистическими интересами. Будучи оппозицией витальным интересам, направленным на ублажение тела, духовность предполагает направленность человека на нематериальные ценности. Духовность не просто характеризует человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже она конституируют его в этом качестве. Духовное не просто присуще человеку, наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному. Человек духовен по своей природе, и начало духовности пронизывает собой личность. В процессе общего созревания духовные силы, духовные запросы поднимаются над общим ходом жизни, в глубине личности формируется "внутренний человек". Духовная жизнь в человеке ищет во всем "смысл" - вечного, глубокого, достойного; она не отвергает внешней жизни, ее законов, она хочет только во всем видеть смысл, хочет связать внешнюю жизнь с Вечным и Бесконечным. Это есть общий факт созревания в человеке духовных сил, но особую глубину и содержательность, свою настоящую полноту духовная жизнь получает от религиозной области. Без этой направляющей в формировании поведения появляются неэффективные, деструктивные формы адаптации человека к окружающей среде, мешающие человеку продуктивно строить свою жизнь, дружелюбно общаться с окружающими. Духовность является той стороной человеческого существования, которая обеспечивает возможность полноценного развития и саморазвития, преобразования себя. Это особенно важно в подростковом возрасте, для которого ведущим фактором социализации является самоопределение, проявляющееся в желании сформировать определенную смысловую систему, систему представлений о мире и о себе самом. Формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопросы о смысле своего собственного существования и о системе нравственных ориентиров, организующих поступки и поведение. Предлагаемая программа ориентирована, прежде всего, на воспитание духовного начала в подростках. В качестве системы нравственных ориентиров им предлагаются принципы православной этики, которые могут служить для них руководством к конструктивному самоопределению, фактором защиты от 3

5 профилактики ВИЧ: семьи и брака, воздержания и верности, здорового образа жизни, ценности жизни как таковой. Вторая задача заключается в формировании представлений о христианских ценностях, создании условий для интериоризации представлений о нравственно-этических ценностях и их ассимиляции в нравственном самосознании подростков, формирование стремления опираться на них в процессе осуществления жизненных выборов. Важно показать подростку, что ценностное сознание всегда связано с эмоционально напряженным процессом выбора, который существенно облегчается в том случае, когда человек утверждается в предпочтении ценности. Для человека, обладающего высшей духовной ценностью, выбор перестает быть проблемой, поскольку такой человек уже навсегда определил свой нравственный путь, обрел источник подлинно этического осмысления бытия, жизненную устремленность и истину и тем самым предрешил все последующие частные выборы. Нравственный выбор, представляющий собой основное явление духовной жизни человека, невозможен без системы ориентиров этических принципов, которых придерживается человек. Эти принципы не присущи человеку изначально, они понимаются и усваиваются им в процессе личностного становления, причем наиболее интенсивно этот процесс протекает в подростковом возрасте. Из этого вытекает необходимость представления подростку четкой системы нравственных ориентиров, а также создание условий для их принятия и превращения во внутренние регуляторы его поведения, путем актуализации психического (душевного) потенциала как инструмента духовной жизни. Третья задача программы связана с формированием психологической компетентности подростков, которая является важным ресурсом развития их духовно-нравственного развития. Ее решение предполагает: Развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения. Создание условий для формирования навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями. Создание условий для формирования навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки. Создание условий для формирования навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развитие самостоятельности. Создание условий для формирования навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения. Задачи организационного плана отражают необходимость включения в работу по программе не только подростков, но и представителей их ближайшего окружения, прежде всего, администрацию учебного заведения, педагогов и 5

6 родителей, а также участие церковных и светских организаций, осуществляющих деятельность, которая связана с содержанием программы. Работа с администрацией и педагогами учебного заведения предполагает их информирование о целях и содержании занятий, формирование позитивного имиджа программы. В ходе работы необходимо организовать возможность использования материально-технической базы учебного заведения для занятий с подростками. Для этого с администрацией согласуются сроки, время и место проведения занятий, список необходимого оборудования и материалов, подбирается подходящее для работы помещение. Работа с семьей подростка подразумевает необходимость развития знаний у родителей и других членов семьи о психологических особенностях подростка, риске ВИЧ-инфицирования, связанном с особенностями семейных взаимоотношений; помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье. Важнейшим моментом является создание у родителей позитивного представления о программе, что достигается информированием о ее содержании и методах работы, применяемых в ходе занятий. В случае, если работа осуществляется с подростками младше 14 лет, работа с родителями не ограничивается их информированием по перечисленным выше вопросам. Необходимо получить согласие родителей или опекунов таких подростков на участие детей в работе по программе, или же, в противном случае, их письменный отказ. Начало занятий с подростками должно предваряться сбором информации о возможностях каждого участника программы получить помощь в решении сопряженных с программой вопросов. Для этого подготавливается информация о том, где и когда можно найти православного священника, психолога или врача, если в этом есть необходимость. Участникам программы предоставляется информация о деятельности различных православных организаций, психологических консультаций, кризисных центров и телефонов доверия, волонтерских организаций по проблемам ВИЧ/СПИДа, медицинских учреждений (например, центра СПИДа, районных диспансеров и др.). Таким образом, предлагаемая программа является мультикомпонентной и включает в себя информирование участников, создание условий для развития их личностных и поведенческих ресурсов, формирование позитивной Я-концепции, развитие духовной сферы личности. Реализация программы включает три этапа. На подготовительном этапе осуществляется подготовка специалистов из числа педагогов, психологов, социальных педагогов, имеющих навыки групповой работы. Проводится информирование администрации, педагогов образовательных учреждений и родителей подростков о целях программы и способах её реализации. Уточняются индивидуальные и групповые характеристики подростков. Основной этап заключается в групповой работе с подростками (учащимися школ, профессиональных училищ, студентами первых курсов средних специальных учебных заведений). Параллельно с занятиями осуществляется 6

13 В программе используются упражнения, многие из которых являются широко известными аудитории специалистов-психологов и педагогов. Поэтому особенно важно подчеркнуть, что для достижения поставленной цели необходимо не просто провести упражнение, но, прежде всего, грамотно организовать его обсуждение. Для этого используются следующие формы работы: Информирование (расширение кругозора, в частности, о вопросах, связанных с ВИЧ). Метафора (метод аналогий) Изменение шаблонов мышления и ложных установок Установление логических взаимосвязей между событиями при анализе ситуации Самораскрытие (рассказ о личном опыте). Эмоциональная вовлеченность. Помощь в отреагировании эмоций (проговаривание, косвенная разрядка) Ролевое проигрывание Групповая дискуссия Анализ ситуаций из жизни знакомых, литературных персонажей. Постановка и поиск путей реализации жизненных целей. Наполнение смыслом обыденных жизненных событий. Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами православной этики и разделяющий их. Кроме того, ведущий должен иметь достаточное представление о проблеме ВИЧ/СПИДа, обладать необходимыми знаниями и информацией. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект - субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий. Важным условием эффективной работы по программе является ведение дневника работы группы, в котором ведущий отмечает особенности проведения занятий в конкретном коллективе подростков, описывает свои успехи, анализирует возникающие трудности и намечает пути их преодоления. Для проведения занятий необходимо иметь помещение, в котором достаточно места для того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами. Важно заранее определить помещение, в котором будут проводиться занятия и обязательно оговорить с организаторами требования к помещению. Неподходящее помещение может сделать работу малоэффективной. Помещение для занятий должно соответствовать следующим требованиям: 13

15 испытывают трудности в соблюдении ролевых границ в общении, и не директивная позиция ведущего может восприниматься ими как признак его низкого ролевого статуса. В группах, которые составлены преимущественно из подростков, принадлежащих к той или иной субкультуре (дворовой субкультуре, уличной субкультуре и т.д.), целесообразно введение дополнительных правил. Эти правила должны ограничивать подростков в привычных для них формах самовыражения (например, использование ненормативной лексики, несоблюдение элементарных правил вежливости и т.д.). Структура занятий может не претерпевать изменений, однако ведущему следует подбирать иллюстративный материал для обсуждения с учетом специфики жизненного опыта участников. Кроме того, в обсуждение могут включаться дополнительные вопросы: - проблема отсутствия семьи - ранний сексуальный опыт - опыт насилия - опыт лишения свободы - жизнь с болезнью В качестве ожидаемого результата программы рассматривается формирование у подростков системы нравственных ценностей, способствующей уменьшению риска ВИЧ-инфицирования (идеи целомудрия, верности, ответственности). Критериями эффективности программы могут являться: понимание подростками христианской системы ценностей; усиление и развитие духовных и личностных ресурсов, препятствующих развитию у человека саморазрушающих форм поведения; уменьшение факторов риска ВИЧ-инфицирования. Оценка эффективности программы включает в себя три взаимосвязанных блока и предполагает сравнение этических представлений подростков после окончания занятий с их исходным уровнем, сравнение уровня информированности подростков по вопросам ВИЧ/СПИДа до и после участия в программе, а также анализ отзывов о программе со стороны подростков, их родителей, педагогов и администрации учебного заведения. Первая задача, связанная с оценкой изменений в духовно-нравственной сфере подростков, может осуществляться с помощью психосемантических методов, например, с помощью метода свободного ассоциативного ряда. Для этого до начала и после окончания занятий подросткам предлагается выполнить ассоциативное задание, стимулами для которого являются основные этические категории, заложенные в программе (см. выше). Анализируется глубина этических представлений, для чего полученные ассоциативные ряды сравниваются с «основными понятиями, анализируемыми в рамках каждой темы. Показателем эффективности программы будет являться расширение этических представлений, включение в них новой, по сравнению с первоначальным содержанием ассоциативных рядов, проблематики. Процедура 15

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемОксана Уманцева

4 Рецензии Программа получила положительные рецензии от национального научного центра наркологии, Московского психолого-педагогического университета, министерства образования Калининградской области, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад.И.П.Павлова, АППО Санкт- Петербурга Программа получила положительные рецензии от национального научного центра наркологии, Московского психолого-педагогического университета, министерства образования Калининградской области, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад.И.П.Павлова, АППО Санкт- Петербурга

5 В, Кронштадте. Внедрение программы происходит в Калининграде, Брянске, Ростове на Дону, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Иваново, Воронеже, Сургуте, Липецке, Санкт-Петербурге, Кронштадте.

7 Программа рассчитана на 23 занятия продолжительностью по 1,5 часа. Она предназначена для старших подростков, составляющих группу из человек. Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана: свобода, любовь, жизнь, смерть, семья, дружба, ценности, цели и смысл, добро – зло, терпимость – толерантность – стигматизация, выбор, одиночество, здоровье – болезнь, счастье – несчастье.

8 Учитывая, что программа рассчитана на массовые учебные заведения (школы, СУЗы), в которых обучаются подростки различных вероисповеданий, организационные формы работы носят сугубо светский характер. Важно подчеркнуть, что программа не является миссионерским инструментом, ее основная задача – способствовать духовному развитию подростков. Программа основана на следующих принципах: Принцип терпимости к религиозным и мировоззренческим убеждениям участников группы. Принцип мотивационной готовности. Принцип целостности материала Принцип учета возрастных особенностей Принцип от других к себе. Принцип приоритета развития над обучением. Принцип перехода от осознаваемых проблем в отношениях с миром, другими людьми и самим собой к менее осознанным этическим и духовным проблемам. Принцип учета особенностей естественной группы.

11 На кого в детстве сильное влияние оказывали дедушки/бабушки? У кого была няня? Кто единственный ребенок в семье? Кто рос в большом городе? Кто с детства занимался спортом? Кто писал в юности стихи? У кого первая влюбленность завершилась свадьбой? Кто начал работать до достижения совершеннолетия? Кто часто путешествовал со своими родителями? Кому в детстве родители обычно читали перед сном книги? У кого в семье есть верующие родственники? У кого в семье были родственники-долгожители (свыше 90 лет)? Кто верит в любовь с первого взгляда? Кто хотел бы иметь многодетную семью? Кто согласен с тем, что семья важнее карьеры?

13 Счастье. Притча. Бог слепил человека из глины, и остался у Него неиспользованный кусок. Что еще слепить тебе? спросил Бог. Что еще слепить тебе? спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

14 «Счастье – это не синоним радости, хотя эти два понятия тесно связаны. Счастливый человек переживает больше радости и чаще радуется. Важно отметить, что понятие счастья – субъективно и отражает в целом личность человека. Тем не менее, наиболее частым и устойчивым элементом счастья является чувство полноты и богатства жизни, а так же высокий энергетический подъем. «Счастье – это не синоним радости, хотя эти два понятия тесно связаны. Счастливый человек переживает больше радости и чаще радуется. Важно отметить, что понятие счастья – субъективно и отражает в целом личность человека. Тем не менее, наиболее частым и устойчивым элементом счастья является чувство полноты и богатства жизни, а так же высокий энергетический подъем.

18 Обратная связь 1. Мне понравилось….. 2. Мне показалось неожиданным… 3. На мой взгляд было удачно….. 4. Было бы лучше если….. 5. Мне было интересно…… 6. Я узнал……. 7. Новым для меня было то, что …….

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орехова Татьяна Федоровна

В данной статье представлен подход автора к объяснению оснований рискованного, отклоняющегося от нормы поведения детей и подростков в двух плоскостях биологической и социальной; раскрывается роль взрослых в возникновении этих причин и описываются предлагаемые автором правила поведения взрослых .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Орехова Татьяна Федоровна

PEDAGOGICAL SIDES OF AN ISSUE OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE’S RISK BEHAVIOR

In the article the author’s approach to the arguments explanation of risk and abnormal behavior of children and young people is presented in two dimensions biological and social; the role of adults in the origin of these reasons is revealed, and proposed rules of adults ’ behavior by the author are described.

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Орехова Татьяна Федоровна,

д-р пед. наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Магнитогорский государственный технический

PEDAGOGICAL SIDES OF AN ISSUE OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE'S RISK BEHAVIOR

В данной статье представлен подход автора к объяснению оснований рискованного, отклоняющегося от нормы поведения детей и подростков в двух плоскостях - биологической и социальной; раскрывается роль взрослых в возникновении этих причин и описываются предлагаемые автором правила поведения взрослых.

In the article the author's approach to the arguments explanation of risk and abnormal behavior of children and young people is presented in two dimensions -biological and social; the role of adults in the origin of these reasons is revealed, and proposed rules of adults' behavior by the author are described.

Ключевые слова: растущий человек, дети, взрослые, рискованное поведение, воспитание.

Keywords: grown person; children; adults; risk behavior; upbringing.

Причины рискованного поведения детей и подростков лежат, на наш взгляд, в двух плоскостях - биологической и социальной. А.А. Бунас определяет рискованное поведение как особый стиль поведения, который с высокой степенью вероятности может привести к потере здоровья, физическому или социальному благополучию личности. Мы в самом широком смысле к рискованным относим любые сознательные или несознательные поведенческие проявления растущего человека, вызванные закономерностями природно заданной программы его развития и противоречащие принятым в обществе нравственно целесообразным нормам. Поскольку подробное теоретическое и эмпирическое обоснование проблемы рискованного поведения не входит в задачи данной статьи, мы кратко раскроем основополагающие предпосылки предупреждения взрослыми такого общественно и личностно нецелесообразного поведения растущего человека.

Рассмотрим биологический аспект заявленной проблемы. Человек, как известно, это существо сложное и удивительно привлекательное для науки. Нет практически ни одной гуманитарной науки, которая с той или иной стороны не пытается открыть тайну человека. Рассуждая о природе человека, о его происхождении можно сказать только одно: никто не может с абсолютной точностью сказать, откуда происходит человек. Однако все признают, что он -человек - существо нерукотворное, и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Это значит, что сотворение человека как биологического (телесного) существа принадлежит неким, неведомым человечеству силам. Отсюда можно сделать вполне закономерный вывод: тело человека ему изначально не принадлежит, так как является творением природы, или Бога, или неких других сил (кто во что верит). Следовательно, функционирование организма человека и развитие его тела происходит по законам природы, что в науке

жизненные задачи). Мы уверены, что дети, которые не выполняют требований взрослых, ведут себя так не потому, что они злыдни и сознательно не хотят делать того, что от них требуют, а потому что их психическая сфера, и в первую очередь воля, еще не сформирована в такой необходимой степени, чтобы они были способны сознательно и целенаправленно управлять собой, своими действиями, то есть подчинять свое поведение своей воле.

Теперь давайте с этой точки зрения посмотрим на современную практику воспитания, а именно: какие слова взрослые позволяют себе в адрес ребенка, неумело что-либо делающего; какие реакции вызывает у них его медлительность, непонятливость; каким возмущенно раздраженным тоном они разговаривают с нарушающими дисциплину детьми, подростками, даже со своими выросшими и ставшими уже взрослыми чадами. (Не будем приводить здесь примеры, чтобы не оскорблять уши читателя). Давайте просто зададимся вопросом: всегда ли мы помним, что одна из сущностных потребностей человека - потребность в сохранении достоинства, и всегда ли мы уважительно относимся к удовлетворению этой важнейшей для духовного развития личности потребности? Можно с уверенностью утверждать, что на 90 % рискованное поведение детей провоцируют взрослые, хотя, следует признать, что чаще всего творят они это не по злому умыслу, то есть неосознанно. Причины могут быть разные: и элементарное незнание, как поступить в той или иной ситуации, то есть недостаточная педагогическая некомпетентность взрослого; и неумение управлять своими чувствами и эмоциями; и неконтролируемое психоэмоциональное напряжение; и простая физическая усталость, и многое другое.

Однако, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, поэтому любые грубые, жесткие, оскорбительные замечания, высказываемые взрослыми в адрес детей, как доказывается в многочисленных эмпирических и экспериментальных психологических, педагогических и прочих исследованиях, зачастую самым печальным образом отражаются на их дальнейшей жизни, на здоровье, психике и судьбе. Даже если

нелицеприятные высказывания в адрес ребенка вызваны не столько его проступком, сколько являются результатом не связанной непосредственно с поведением ребенка усталостью взрослого, последствия такого замечания все равно непредсказуемы. Таким образом, можно сделать правомерный вывод: несмотря на то, что до определенного возраста дети существа всепрощающие, ни одно замечание в их адрес не проходит для них бесследно, независимо от того, помнят они эти замечания или не помнят. Однако самое печальное, что став взрослыми, они повторяют линию поведения тех, кто их воспитывал. В итоге история повторяется сначала, так как дети, став взрослыми, воспроизводят стратегию и тактику поведения, запечатленную в период их воспитания в семье своих родителей.

Второе правило - это отказ взрослых от замечаний по поводу недостаточного качества результатов деятельности детей и их индивидуальных психологических особенностей. Известно, что мало кому удается, приступая к новому делу, с первого раза достичь качественного результата, не говоря уже о детях, которым пока ни руки, ни ноги не подчиняются в достаточной степени. Следовательно, давая оценки по поводу действий детей и результатов их деятельности, необходимо фиксировать их внимание, прежде всего, на достижениях, на качественно выполненных действиях, а затем указывать на то, что требует доработки, или чему еще надо учиться, чтобы в следующий раз получить более качественный результат. Следует особо подчеркнуть,

что при общении с детьми определяющим фактором достижения эффективного результата является тон обращения к ним - желательно доброжелательный, уважительный, о чем говорится в самых различных работах, адресованных родителям, педагогам, взрослым. И все взрослые, заинтересованные в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, достаточно хорошо об этом знают, однако на практике такой подход к детям наблюдается крайне редко. Чаще всего это раздражение, окрики, оскорбления, обвинения и пр. т. п. проявления.

Второй аспект - социальный, связанный с развитием человека как культурного существа, то есть индивида, обладающего культурными навыками, среди которых к определяющим можно отнести наличие у человека способности к мышлению и речи (со всеми вытекающими отсюда последствиями), а также способности пользоваться орудиями труда (в самом широком смысле этого слова) посредством активности сознания, наличие которого и является сугубо человеческим качеством.

Известно, что человек воспринимает мир на двух уровнях: осознаваемом и неосознаваемом. На осознаваемом уровне он усваивает значение воспринимаемого и затем использует полученное знание сознательно в своей деятельности, то есть может объяснить, что он делает, как он это делает, зачем оно это делает, какой результат хочет получить. Таким образом, осознаваемый

уровень в самом общем приближении можно назвать деятельностным уровнем. На этом уровне человек, как правило, нацелен на результат.

сформировать у детей психологическую устойчивость перед искушениями современного мира через развитие у них ориентации на истинно человеческие, то есть духовно-нравственные ценности.

Подводя итог нашим рассуждениям, важно подчеркнуть, что профилактику рискованного поведения детей нам, взрослым, надо начинать с себя, потому что и дети, и взрослые в таких ситуациях оказываются страдающими сторонами. Взрослым важно понимать, что лети во все времена в своем возрасте одинаковые. Это значит, что в возрасте сегодняшних детей они - нынешние взрослые - были точно такими же: имели те же проблемы, так же печалились, так же радовались, так же прощали, так же обижались. Разница только в информационном окружении, в котором жили взрослые, будучи детьми в свое время, и в котором живут современные дети, поэтому для того, чтобы эффективно решать воспитательные задачи взрослым полезно

занимать позицию трезвого наблюдателя и по отношению к детям, и по отношению к себе и помогать растущему человеку в периоде детства овладевать навыками взрослой, общественно целесообразной жизни.

2. Дорога к дому: ценностно ориентированная программа для молодежи по профилактике рискованного поведения, ВМЧ/СПИДа и формированию ответственного отношения к созданию семьи и воспитанию детей. - М., 2015. - 130 с.

3. Живая вода: программа профилактики рискованного поведения и ВИЧ-инфекции для детей младшего школьного возраста. - М., 2015. - 136 с.

4. Ладья: программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста. - М., 2015. - 201 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции