Святые отцы о чуме и эпидемиях

25 мая 1720 года в порт Марселя зашел корабль Le Grand Saint-Antoine. Это судно доставило в город с Ближнего Востока всевозможные товары, которые его владельцы собирались как можно скорее продать. Поэтому они воспользовались своими связями с властями, проигнорировав предупреждения капитана. А он во время рейса потерял целых семь матросов, а еще один умер позднее в больнице. Следом за ним скончался и сотрудник таможни, заявивший, что судно не вызывает никаких подозрений, и потому нет никаких причин для карантина. А через несколько дней разразилась великая эпидемия, жертвами которой стали порядка 100 тысяч человек. Это был последний раз, когда в Южную Европу пришла чума.

Выставка в Херне преследует цель разобраться со всей историей эпидемии. Поэтому повествование берет начало во временах, когда люди еще не умели отличать смертельные последствия бактерии Yersinia pestis от последствий других эпидемий. В ходе новых генетических анализов удалось доказать, что первыми жертвами чумы целых 4900 лет назад стали жители современной Швеции.


При этом надо сказать, что вспышки чумы возникали не без помощи человека. Ведь, в принципе, чума сопровождает людей на протяжении всей истории, но лишь иногда превращалась в массового убийцу. Излюбленными жертвами бактерии Yersinia pestis являются грызуны (в первую очередь, крысы), но она вполне может поразить и других теплокровных. А если заражаются последние, то инфекцию дальше переносят блохи.

Через несколько дней после заражения у жертвы поднимается температура, появляются головная боль и ломота в суставах. Следом за этими симптомами возникают шишки в лимфатических узлах. Бубонная чума является одной из форм проявления эпидемии. Если лимфоузлы воспаляются по всему телу, возбудитель попадает прямо в кровеносную систему, и начинается смертельно опасный сепсис. В случае поражения легких речь идет о легочной чуме. Этот вид заболевания распространяется воздушно-капельным путем и раньше всегда приводил к смертельному исходу, тогда как у больных бубонной чумой сохранялись хотя бы минимальные шансы выжить.

Чума уничтожала социальные связи и моральные ценности. Те, кто могли себе позволить, стремились еще разок насладиться своей короткой жизнью и устраивали оргии. Те, кто не смог бежать из города, умирали прямо на улицах или в душных помещениях, откуда об эпидемии извещала нестерпимая вонь. Мертвых складывали в огромные ямы и закапывали — если вообще находились смельчаки, готовые на такую работу. По словам Боккаччо, в одной лишь Флоренции жертвами чумы стали 100 тысяч человек. В мировом масштабе жертвы оцениваются примерно в 100 миллионов человек.

Сложились подходящие условия для социального коллапса. До XIII века теплый климат способствовал быстрому росту населения в Европе. Постоянно появлялись новые города, становившиеся все больше, сельскохозяйственная деятельность велась даже на не слишком пригодных для этого территориях. Но уже в начале XIV века приближавшийся Малый ледниковый период привел к сокращению урожаев. Стихийные бедствия, например, наводнение Святой Марии Магдалены 1342 года, в результате которого уровень воды в реках Центральной Европы поднялся до своего исторического максимума, уничтожали инфраструктуру и плодородные земли. К массовому голоду добавлялись войны (например, Столетняя война между Англией и Францией). Таким образом, чума добралась до Старого Света в момент, когда его жители страдали от бедствий и, соответственно, были весьма уязвимы по отношению к инфекциям.


Поскольку зараза распространялась совершенно непредсказуемо, люди искали особенно виновных в этом. Еще Фукидид высказал предположение, что эпидемию могли вызвать спартанцы, отравившие афинские источники воды. В Средневековье причинами появления чумы считали и кометы, и кару божью, и… евреев. Ужасающим последствиям этого посвящена особая часть экспозиции выставки. Погромами были охвачены целые еврейские поселения на территории Священной Римской империи, и их жителей уничтожали в массовом порядке.

Не менее эффективными оказались и меры, принятые властями, которым удалось, по меньшей мере, заставить чуму отступить. Так, в городах вводился карантин и улучшались гигиенические условия.

Когда дома стали строить преимущественно из камня, а не из дерева, уменьшилось количество крыс. Некоторые исследователи предполагают также, что пришедшие в Европу с Востока серые крысы во многих регионах изжили не представлявших большой опасности для людей черных крыс. Но ответа на вопрос, почему после последней вспышки чумы в 1722 году в Марселе болезнь вдруг стремительно исчезла из Европы, выставка в Херне дать не может.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Средневековые города страдали не только от частых войн и пожаров – страшнее были эпидемии. Они выкашивали целые города и поселки. Так, после жуткой эпидемии чумы 1709-1712 годов, охватившей половину Европы, в Риге уцелело не более 15% жителей. Но это еще куда ни шло: в Эдоле, Алсунге, Салдусе, Эмбуте и многих других местах Курземе не выжил никто.

Первая чума


А это – улицы средневековых городов во время эпидемии.
Фото: no autora kolekcijas

Где хоронили усопших

Но больше всего захоронений было в Старом городе: хоронили и в храмах, и поблизости. Во время наводнений останки всплывали и это, порой, приводило к новым вспышкам.

Привет из Османской империи

Средневековая Рига, хоть и была крупным по тем меркам портовым городом, численность его не превышала 12-16 тысяч человек. Территория небольшая, люди жили скученно, а во время эпидемий их количество на первых порах даже увеличивалось – за счет тех, кто бежал из других мест. Все это приводило к еще более быстрому распространению эпидемии.

А последняя большая эпидемия чумы Ригу накрыла в 1710 году. В Европу она пришла из Османской империи и вскоре охватила Польшу и Пруссию. В Европе за эти годы погибло около 230 тысяч человек, в Риге, по разным оценкам, 85% жителей. Как свидетельствуют документы рижского рата, из шести секретарей Рата выжил один, не пощадила эпидемия ни одного из элтерманов (старейшин) Малой и Большой гильдии, таможня полостью осталась без работников …


Священники у постели умирающего.
Фото: no autora kolekcijas

Вода со знаком минус

Источником эпидемий нередко становилась вода. Богатые горожане питьевую воду покупали у уличных торговцев – водоносцев, остальные – пользовались водой из Городского канала или Даугавы. Чтобы ее очистить туда добавляли яблочный уксус, древесный уголь, но это не спасало. Потому что те же нечистоты сливали прямо в канал. Туда же попадали и продукты жизнедеятельности животных – домашний скот в средневековье держали прямо в домах, а канализации тогда не было.

Прощай, Ридзене!

В 18-м столетии грязная вода стала источником страшной эпидемии холеры, обрушившейся на Ригу. Именно после этого Екатерина Вторая распорядилась засыпать речку Ридзене – аппендикс между Даугавой и каналом, тянувшийся через Старый город. Сегодня об этой реке напоминает улочка Ридзенес – проход в Galerija Centrs .


В память о реке Ридзене.
Фото: no autora kolekcijas

Колодцы – памятники прошлого

А уже вначале XX века во многих местах города появились общественные колодцы (в наши дни именуемые колонками)– для забора чистой воды. Такие колодцы, украшенные интересным декором, и сегодня сохранились на бульваре Райниса – в нескольких местах. Есть такой колодец и на Ратушной площади – у памятника Роланду. А когда-то был и напротив Бастионной горки – у памятника Золотому рыцарю.


Рижане у Бастионной горки. 1860-е годы.
Фото: no autora kolekcijas

Смертность в госпиталях была огромная: гробов не доставало, так хоронили покойников в общих могилах: выроют глубокую яму, уложат ряд мертвых тел, засыплют прежде известью, потом землей завалят – вот и могила готова. Рассказывают, только вряд ли это было правда, что раз привезли хоронить покойников, уложили их и начали посыпать известью; один-то и встань: вы, говорит, куда это меня привези? Да и за какие это провинности еще известью засыпаете? Случай этот невероятен, но дело в том, что слух прошел в черни, что из холерных лазаретов людей живыми хоронят.

В Саркандаугаве, в общей могиле…

Последняя эпидемия холеры в Риге случилась в 1909 году. Писатель Юрис Звиргздиньш рассказывал мне, что жертвой этой эпидемии стал его дедушка, которому тогда было 30 лет. Похоронили его на кладбище в Саркандаугаве в общей могиле вместе с сотнями усопших, которых засыпали негашеной известью…

Среди болезней, которые когда-то уносили массу людей, был и сифилис. В Ригу он пришел вскоре после появления в Европе – в XV веке. Рига уже тогда была портом, и сюда заходили суда из разных городов и весей. Бывали тут и земляки Колумба, подхватившие болезнь в Новом Свете. А вскоре в Европе, в том числе и в Риге, позакрывались бани – пошел слух, что в них можно заразиться сифилисом.

Чума, бушевавшая в Европе, многим казалась гневом божьим и началом Апокалипсиса. Церковь легко нашла объяснение болезни и даже воспользовалась ситуацией.

Европа XIV века: приход чумы

Прибыв с Востока, чума, которую прозвали черной смертью, застала Европу не в самом крепком состоянии. Старый Свет всё ещё пребывал в состоянии феодальной раздробленности, что подразумевало бесконечные распри, интриги и непрекращающиеся войны.


Сама же папская власть всё более стала походить на монархию. Епископы и аббаты больше не избирались местным духовенством, они назначались сверху. Церковь постепенно обрастала необходимыми каждому государству институтами, а бюрократическое влияние папства было таково, что папы контролировали все сферы жизни церкви. Из-за возросших доходов пришлось создать центральный финансовый орган папской администрации, одними из методов пополнения казны которого стала продажа индульгенций, торговля церковными должностями, сборы крестоносной десятины, а также налог, под который попадали лица, имеющие право на получение дохода с церковной должности. И значительная, если не большая, часть этих доходов шла на содержание папского дворца.


Тяжелая ноша быть папой в столь непростое время выпала Клименту VI, человеку, оставившему о себе крайне противоречивые воспоминания.


Климент VI

Климент VI (в миру Пьер Роже) был избран папой в 1342 году. Период его правления связан со временем сильного влияния французов на папскую власть. Большинство кардиналов, а зачастую и сами папы, были французами. Практически все духовные должности приближенных папы были отданы его родственникам. Конечно же, политика папского государства в этой ситуации естественным образом была направлена в пользу Франции.

Папа Климент VI остался в истории как покровитель искусств, страстный любитель музыки. Он старался сделать Авиньон столицей искусств, обогатить его культурное наследие.

Холокост евреев

Чума вызвала панику. Люди не знали, как бороться с напастью, не знали даже природы болезни. Не было научных обоснований недуга, но активно распространялись мистические версии. Доходило до жутких крайностей: люди, веря, что от чумы можно избавиться посредством передачи её другому, приходили на многолюдные рынки и пытались подловить случайных прохожих.

В поисках виновных во всех бедах общественность обрушила свой гнев на евреев, которых называли проклятым народом за убийство Христа. К сожалению, такая точка зрения была крайне удобна всем, и вскоре во многих европейских городах зажглись костры. Имущество евреев разграбляли, а их самих убивали. Только за год чумы в Италии и Германии было уничтожено около 350 еврейских общин.



Флагеллантство

Сторонники движения полагали, что люди заслужили гнев божий как кару за разврат и коррумпированность церкви. Спасение было в отречении от бренного мира и ежедневных молитвах с самобичеванием. Флагелланты верили, что намеренное причинение себе боли разжалобит бога и, увидев их страдания, он оградит их от болезни или поможет излечиться.

Церковь поначалу терпеливо относилась к флагеллантам, но после быстрого распространения нового учения по всей Европе начала активную борьбу с её адептами. Климент VI выпустил буллу, клеймившую всех последователей флагеллантства распространителями ереси.


Юбилей Рождества Христова

В 1350 году Климент объявил юбилей церкви, который раньше праздновался раз в сто лет. Определенные причины, в том числе и экономические (недостаток денег в казне) вынудили Климента VI принять решение о праздновании этого юбилея раз в 50 лет. Вместе с юбилеем понтифик объявил, что каждый, кто умрет от чумы в паломничестве на пути в Рим или возвращаясь домой, обязательно попадет в рай. Это вызвало ажиотаж, и на Рождество Христово в Риме собралось около 1.5 млн человек, к которым позже на Святую Троицу добавился ещё миллион.

Люди шли в Рим в наивной надежде обрести спасение души или хотя бы защиту от чумы. Улицы города в святой праздник омрачились ужасающей картиной: сотни, чуть ли не тысячи трупов, больных, ищущих спасения у папы людей.



Папы Климента VI в этот момент и близко не было в Риме. Он ещё в начале эпидемии по совету своих врачей заперся в Авиньонском дворце, окруженный факелами. Позже, правда, Папа скептически отнесется к последней практике (хотя тепло от факелов отпугивало вшей, что не давало активно распространяться чуме). Несмотря на то, что Климент VI был человеком образованным и имел высший духовный сан, он отдавал должное и языческим поверьям: на руке он носил особый изумруд, который, будучи повернутым к югу, якобы ослаблял действие чумного яда, а будучи повернутым к востоку, уменьшал опасность заражения.

А Рим, между тем, переполнялся трупами и… деньгами. В церковь поступили немыслимые по тем временам пожертвования. Люди ради спасения жизни отдавали всё, что было. Церкви удалось собрать 17 млн флоринов (для сравнения: Климент VI полностью выкупил Авиньон всего за 80 тыс. флоринов).


Справедливости ради необходимо отметить, что в Авиньоне Климент VI серьёзно занимался проблемой чумы, пытался найти лекарство, помогал больным, курировал их лечение. Однажды ему даже пришлось освятить реку, в которую позже начали сбрасывать трупы.

В 1350-е чума постепенно начала уходить из Европы. Вскоре за ней последовал и Климент VI. В 1352 году он скончался от многочисленных болезней: от камней в почках до опухоли, которая переросла в абсцесс с лихорадкой. После себя он оставил церковь в не самом лучшем положении, хотя последней ещё только предстояло пережить свои главные потрясения.


Сегодня многих людей охватывает паника из-за захлестнувшей мир пандемии коронавируса, поэтому голос Церкви для верующих сейчас особенно важен. Однако введенные Синодом временные меры в устоявшуюся богослужебную практику у части клира и мирян вызвали смущение. Рекомендованная на время карантина дезинфекция лжицы во время Причастия и просьба заменить лобзание церковных святынь благоговейным поклоном, встретили неприятие со стороны некоторых православных людей, которые поспешили обвинить сторонников подобных решений в маловерии. Попробуем вместе разобраться в этих важных вопросах.

Из пищи земной – в Пищу Небесную

Непреложна вера Церкви в спасительность Даров

Как же работают эти богословские положения на практике? Сузим наш вопрос: можно ли заразиться участвуя в Литургии и Евхаристии?

Вопрос этот очень страшен для нас, кому-то он может показаться даже богохульным. Но, коль скоро он, в связи с сегодняшней пандемией коронавируса, возник в церковном сообществе, то ответить на него придется. И ответ этот должен быть чрезвычайно тактичным - духовно и богословски, ибо здесь мы говорим о величайшей Святыни, тысячелетиями хранимой Церковью.

Важно правильное христианское отношение к Таинству

Бог не может переломить нашу злую волю и безответственность, если мы сами не впустим Его в наше сердце и ум. Как живое соприкосновение с божественным Учителем не уберегло Искариота от его демонического выбора, так и не убережет того, кто осознанно выбирает для себя путь противоположный дороге в Царствие Небесное. Здесь пролегает граница между христианством и язычеством. Последнее воспринимает благодать как свою собственность, которую можно дарить и отбирать, ведь она обязана нас защитить, ибо в противном случае уже не является благодатью. Христианство же мыслит ее, как дар, принадлежащий только Богу, поступающему с ней как угодно Его святой воле.

Евхаристия остается таковой везде, где существует Вселенская Церковь, но действие Причастия на конкретного человека может быть различным: оно способно исцелить его, ввести в Царство Божие, но и осудить навечно, сделаться невыносимым огнем для нашей совести. Поэтому так важно правильное христианское отношение к Таинству. Литургия никогда не служится для меня, но только для нас, будучи общим делом всей Церкви. Это главное ее отличие от всех других богослужений, которые при необходимости могут быть совершены в индивидуальном порядке. Все литургические тайные молитвы, которые священник произносит в алтаре перед престолом, произносятся им от лица всей общины, а не от своего собственного.

Об отношении к святыням и друг к другу в дни эпидемии

Во все времена епископат и священство прислушивались к советам врачей, особенно в очагах заражений, и, в зависимости от экстренных обстоятельств, изменяли практики совершения Литургии и способ преподания Святых Даров мирянам. Так преподобный Никодим Святогорец, толкуя 28-е правило Шестого Вселенского собора, дает следующие советы священникам, как они должны действовать во время чумы: во-первых, священник не должен контактировать с зараженным, а оставлять ему Чашу для того, чтобы тот причастился самостоятельно; во-вторых, дезинфицировать лжицы и Чашу после причащения уксусом; в-третьих, диакон или пресвитер могут не потреблять теплоту, остающуюся в священном сосуде после его промывания, а выливать в специальный колодец.

Таких случаев наша Церковь знает немало, ибо эпидемии, к сожалению, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. Но можно спросить, а достойно ли христианина с недоверием относиться к священным предметам (Чаше, лжице) и друг к другу? Ответ: конечно же, недостойно. Но на ситуацию можно посмотреть совершенно под иным углом зрения. Если я, даже не зная об этом, являюсь носителем опасной инфекции, способной заразить и даже убить других людей, прихожу в храм и причащаюсь вместе с другими без всякой предосторожности, можно ли сказать, что делаю я это, исходя из любви, а ведь именно она, как было сказано выше, является условием приобщения ко Христу? Или все же на каком-то глубоком уровне своей души, быть может, незаметно для себя, я ставлю свою духовную потребность, свои чувства и желания, выше жизней моих братьев и сестер, которые должны, если я христианин, быть для меня не менее ценны и важны, чем жизни моих братьев и сестер по плоти? Может, с другой стороны, я надеюсь на благодать Евхаристии, которая защитит других людей от моей заразы? Но почему я меру своей личной ответственности, данную мне Церковью, возлагаю на Бога? Да, Тело и Кровь Христова могут их защитить, и, скорее всего, так и будет, ибо Бог, в отличие от меня, есть Любовь, но относительно моего опыта, моей души это означает, что пусть в мыслях, пусть даже гипотетически, я рискнул не собой, а другими. Не во осуждение ли я причащаюсь в таком случае? Мои личные желания, чувства, потребности и благочестие не имеют никакого значения, если ставятся выше Церкви, выше литургического Собрания.

За смерть от коронавируса – мученический венец?!

Сегодня в интернете появляются совсем экстравагантные заявления, что смерть от коронавируса, если заражение произошло в храме, приравнивается к мученической. Я убежден, что большинство христиан понимают абсурдность подобного убеждения. Однако все же разберем это сравнение для тех, кого могли задеть и привести в смущение подобные высказывания. Отличие между смертью от инфекции и смертью за Христа от рук гонителей состоит в том, что последняя является следствием мужественного, свободного выбора. Заражение же – это случайное событие, о котором человек ничего не знает, и которого не хочет (если он, разумеется, не самоубийца).

Христиане первых веков шли на Литургию, ясно сознавая, что для каждого из них она может оказаться последней. При этом, отметим, что Церковь не пренебрегала мерами предосторожности, устраивая свои собрания, либо втайне, либо на кладбищах, где согласно римским законам была запрещено арестовывать людей. Если же это не помогало, христиане смело шли на смерть, свидетельствуя о Спасителе мира, и каждый совершал выбор за себя, а не за других.

Почему введенные Патриархией меры не должны нас смущать?

Христианин, безусловно, не должен впадать в отчаяние, панику, мнительность. Мы знаем, что Бог с нами. И мы все живем в Его святом Промысле. Но является ли грехом боязнь причинить ближним невольное зло, поставить их в ситуацию, когда в реанимациях они будут медленно умирать от мучительного удушья (пневмонии)? Я убежден, что нет. Разумеется, каждый христианин должен сам отвечать на этот вопрос перед Богом и своей совестью.

Поэтому Церковь, заботясь о жизни и здоровье всей общины, вводит сегодня особые меры, затрагивающие порядок богослужений и привычные для нас проявления благочестия. Надо ясно понимать, что лжица, с которой мы причащаемся не является святыней сама по себе: на ней могут оставаться частицы слюны зараженного человека (который сам может не знать о своей болезни). Для того чтобы избежать минимального риска, чтобы не искушать Бога, на время карантина лжица будет дезинфицироваться после каждого причастника. Тем, кого не убеждает этот аргумент, напомню, что использование лжиц - явление поздневизантийской эпохи. Их введение в литургическую практику связано с языческим отношением к Святым Дарам со стороны верующих того времени. Многие уносили, преподаваемую им в руки, Святыню к себе домой, поклонялись ей, превращали в обереги. Для того чтобы впредь не допускать поругания Тела и Крови Христовых, Церковь и ввела общую лжицу. Поэтому практика эта в экстренных обстоятельствах может меняться.

Ограничение, возможно, коснется и лобзания икон, крестов, мощей, рук священника, Чаши после причастия. Это также не должно нас смущать. Даже в отношениях между мужем и женой, матерью и ребенком поцелуй - не единственный способ проявления любви и нежности. Мы должны помнить, что по учению Церкви поклонение возносится не изображению, а изображаемому. В противном случае, легко впасть в язычество и магизм. Поэтому во время эпидемии мы можем кланяться святым, чей лик видим на иконе, их мощам, обращаясь к ним во внутренней молитве.

Коронавирус – это новая инфекция, пришедшая к нам из животного мира. По своим проявлениям она напоминает обычное ОРВИ (кашель, температура, ломота в теле), но может перейти в тяжелейшую двустороннюю пневмонию, при которой человек не может дышать самостоятельно. Болезнь эта почти не трогает детей, молодые люди могут болеть ею либо легко, либо вообще без симптомов, но быть при этом распространителями, а вот для пожилых людей она смертельно опасна. И такие люди составляют большинство нашего церковного народа. Мы просто обязаны подумать о них.

Если в одном месте и в одно время появляются сразу много заболевших, то медицинская система не справится: не хватит мест в больницах, в реанимациях и инфекционных отделениях, аппаратов жизнеобеспечения, медицинского персонала. И тогда люди могут умереть не из-за того, что их нельзя спасти, а потому, что они не смогут получить оптимального лечения. С этим и связаны карантинные мероприятия, с которыми Церкви просто необходимо будет считаться.

Забота о ближнем в условиях карантина

Сегодня в Италии происходит трагедия. За считанные дни, с начала марта, количество заболевших коронавирусной инфекцией выросло с нескольких сотен до нескольких десятков тысяч. Из красивейших итальянских городов армейская бронетехника вывозит десятки гробов, ибо мест на кладбищах больше нет, а крематории ломаются от постоянной работы. Родные не могут проститься со своими близкими любимыми, потому что риск заражения слишком велик. Храмы закрыты, богослужения приостановлены. Врачи работают сутками, и, получая высокие дозы заражения, тоже заболевают и умирают. Уже вышли с пенсии многие пожилые доктора, которые фактически жертвуют собой для спасения ближних. Многие молодые священники устраиваются работать медбратьями в инфекционные отделения. Италия просит мир о помощи, но мало кто способен ее дать, ибо в некоторых странах ситуация также может выйти из-под контроля.

В России сегодня нет масштабной эпидемии, но если мы будем легкомысленно относиться к карантинным мерам, врачи не смогут ее сдержать, и тогда беда придет в наши дома и семьи. Поэтому всем нам необходимо слушать специалистов! Будем благодарить Бога, что в нашей стране храмы открыты, мы можем приобщаться Святых Христовых Таин, но если отнесемся с пренебрежениям к требованиям медицинских служб, может произойти то, что случилось в большинстве стран Европы и Азии – богослужения будут приостановлены. Сами же врачи будут рисковать своей жизнью, чтобы спасти нас.

С Божией помощью победим эпидемию

Что можем сделать мы – прихожане Русской православной церкви? Если кто-то из нас почувствовал себя не очень хорошо, если у него насморк, кашель, температура, в таком случае лучше воздержаться от участия в Литургии и помолиться дома, прочитать воскресные послание апостолов и Евангелие. Бог не осудит наше беспокойство о ближних. Если кто-то вернулся из Италии или тех стран, которые сегодня медиками объявлены неблагополучными с точки зрения эпидемической обстановки, то необходимо выполнить все требования врачей: пройти двухнедельный карантин у себя в доме, потому что именно такой срок признан сегодня инкубационным периодом данного заболевания. Если вы – пожилой человек с подорванным здоровьем и боитесь заразиться в храме или в пути к нему, обратитесь к священнику и попросите его причастить вас на дому: эта практика известна с древнейших времен. Если же не боитесь, то подумайте о тех, кто может невольно причинить вам вред, ведь болезнь у молодых может протекать без всяких симптомов, но от этого она не становится менее заразной и опасной для стариков. Если мы – молодые здоровые люди – станем причиной вашей тяжелейшей пневмонии, то эта вина, пусть даже непреднамеренная, останется с нами на всю оставшуюся жизнь. Поэтому все карантинные мероприятия, если они будут касаться порядка совершения богослужений, должны выполняться нами.

Артемий Сафьян,
аспирант Философского факультета МГУ

Комментарии

Сети богословия

Мнение

Пасха 2020, или Кто в Доме Хозяин?
Христос Воскресе, дорогие друзья! Читать дальше


Тема недели: Воскресение Христово: литургические и иные особенности праздника Пасхи

Новые материалы


В связи с распространением в 2020 г. коронавирусной инфекции Священноначалием Русской Православной Церкви был введен ряд мер по противодействию угрозе заражения населения, а также озвучен призыв Святейшего Патриарха к верующим временно воздержаться от посещения храмов. Данные меры могут показаться новыми для современного человека из развитой страны, привыкшего к тому, что большинство заразных болезней находится под контролем системы здравоохранения. Однако для наших предков на Руси и в Российской империи эпидемии были достаточно регулярной и по-настоящему страшной напастью, что постепенно привело к развитию как эпидемиологической науки, так и карантинных мер, многие из которых, пусть и в несколько изменившейся форме, остаются актуальными по сей день. Меры эти не могли обойти и порядок церковной жизни, сопряженной с присутствием в пространстве храма большого числа людей, а также личного взаимодействия, производящегося между пастырем и духовным чадом. В данной статье, которая является лишь кратким очерком по истории вопроса, мы попробуем обратить внимание на конкретные события прошлого, когда церковное и гражданское руководство совместно пытались остановить распространение опасных заболеваний.

Допетровская Русь

Чума в Москве 1770-1772 гг.

Чума в Тифлисе 1811 г.

В 1811 г. чума появилась в Тифлисе, куда, скорее всего, была занесена возвращавшимися из-под Ахалциха солдатами. На Кавказе при появлении опасных заболеваний традиционным было оставление городов и уход в окрестные местности или на возвышенности, что и было сделано приблизительно 10 тысячами человек. Практически все общественные заведения города были закрыты, а церкви превращены в склады для домашнего имущества и товаров ушедших из города людей.

Чума в Одессе 1812 г.

В следующим году чума пришла в Одессу. Градоначальником в городе то время был герцог Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье – француз на службе российской короны. При распространении болезни Ришелье создал специальный Комитет, в который вошли как члены администрации, так и представители граждан для того, чтобы совместными усилиями противостоять болезни. Одновременно Совет одесских врачей предписал закрыть все места собраний людей, включая церкви[26].

Холера 1830-1833 гг.

О холере, постигшей Россию в 1830-1833 гг. и той роли, которую сыграла в борьбе с ней Русская Церковь, достаточно много известно по деяниям московского митрополита и святителя Филарета (Дроздова). Потому, в данном очерке будет сделана попытка обратить внимание на иные аспекты вопроса.

Изначально хотелось бы отметить, что холера была для Российской империи новой болезнью. Первые десятилетия после начала холерных эпидемий в России, пять из которых в XIX в. охватили всю страну, происходило много споров о заразности этого заболевания. Во всяком случае, на первом этапе холера считалась незаразной, что привело к значительным человеческим жертвам[27].

В августе 1829 г. после прибытия в Оренбург каравана бухарских купцов началась вторая масштабная эпидемия холеры. Преосвященный Аркадий в связи с распространением болезни прекратил занятия в Оренбургской семинарии и работу духовной консистории (епархиальное управление). Одновременно владыка привлек духовенство для просвещения прихожан и населения края о необходимости соблюдения санитарных мер. Также священнослужители должны были докладывать о местах обнаружения эпидемий[28]. Когда холера распространилась в Уфе, епископ Аркадий распорядился, чтобы в городской больнице поселились иеромонах Левкий с причетником Алексеевым, которые ежедневно совершали богослужение, ходили по палатам, поддерживали духовно больных[29].

Чума в Одессе 1837 г.

Богослужение было возобновлено два месяца спустя, 9 декабря того же года, и только в неоцепленных церквах, т.е. в тех храмах, где не было обнаружено чумного заболевания. Однако по приказу городского и церковного руководства были введены меры предосторожности:

  1. Предварительно выверено пространство и вместимость храмов.
  2. Полиция в соответствии с п. 1 впускала в храмы только определенное количество молящихся.
  3. Слушать Литургию можно было только не прикасаясь друг к другу.
  4. Священник благословлял народ издалека и не допускал целования креста и Евангелия.
  5. На время отменялся колокольный звон[43].

Чума в Ахалцихе 1838 г.

Как было показано выше Русская Православная Церковь постепенно включалась в общие карантинные меры по мере развития эпидемиологической науки и убеждения в том, что болезни несут инфекционный характер и могут нанести серьезный вред населению России.

Тем не менее, Священноначалие Русской Православной Церкви и ее духовенство повсеместно играли важнейшую роль в медицинском и эпидемиологическом просвещении простого народа, что спасало тысячи человеческих жизней, хотя и сталкивалось периодически с сопротивлением, причиной которого была не столько злонамеренность, а, скорее, слабая образованность и распространение в крестьянской среде суеверных представлений. Несмотря на все трудности, Русская Церковь разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания, старалась облегчить страдания заболевших и поддержать меры, применяемые для победы над страшными эпидемиями.

[1] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5; Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 223.

[3] Лахтин М. Борьба с эпидемиями в до-Петровской Руси. М. 1909. С. 8.

[4] Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 74.

[7] Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 47-48.

[9] Дополнение к Актам Историческим. Т. I. СПб. 1846. С. 20.

[10] Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 169.

[11] Новомбергсий Н. Основы борьбы с эпидемиями в до-Петровской Руси. СПБ. 1906. С. 3.

[12] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5.

[13] Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 65.

[14] Палеев Ф.Н. Оноприенко Г.А. Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

[15] Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 135.

[16] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 16.

[19] Симоненко В.Б., Абашин В.Г., Дулин П.А. Эпидемия чумы в Москве (1770—1772 гг.) // Клин. мед. 2018. 96(1): С. 88-94.

[20] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 17.

[22] Сироткин А.С. Чума в Москве в 1770–1772 гг. и санитарные меры правительства и московских Властей. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. М. 2014. С. 137-138.

[23] Палеев Ф.Н. Оноприенко Г.А. Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

[24] Акты, собранные кавказской археографической комиссией. Том 5. Тифлис. 1873. С. 30.

[26] Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 351.

[27] Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 251.

[28] Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 323-324.

[29] Попов А. В. Холера 1829–1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 244.

[30] Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 324.

[31] Письма Высокопреосвященнейшаго Филарета, митрополита Киевскаго и Галицкаго, к Кириллу архиепископу Подольскому. Материалы для Истории Русской Церкви. Казань. 1876. С. 46; Де-Пуле М.Ф. Отец и сын. Опыт культурно-биографической хроники // Русский вестник. Т. 118. №7-8. С. 601.

[32] Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 459.

[34] Там же. С. 460-461.

[35] Байбакова А.И. Эпидемия холеры в Тульской губернии в 1830-1831 гг. // Тульский краеведческий альманах. Вып. №15. Тула. 2018. С. 79.

[36] Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 526.

[37] Там же. С. 534-535.

[38] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 20-21; О закрытии церквей также см. также: Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 15; Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 238.

[39] Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

[40] Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 375.

[42] Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23

[43] Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 62.; Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 378.

[44] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 22.

[45] Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 383.

[46] Устав о карантинах (составленный по Своду Законов изд. 1857 г. и по Продолжению 1876 года). М. 1879. С. 42.; Свод законов Российской империи. Т. 13. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебные. СПб. 1857. С. 235.

[47] Попов А. В. Холера 1829–1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 56-57.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции