Чум из шкур у индейцев

Мы решили рассказать об индейцах, их жилищах, обычаях, культуре. Читайте познавательные статьи на страницах Vamvigvam. Ведь если мы с Вами так любим вигвамы, то и знать о них нам полагается всё!

Словом "Типи", как правило, называют переносное обиталище кочевых племен коренных индейцев, живших на территории Великих равнин. Впрочем, на языке индейской народности Сиу слово "типи" означает совершенно любое жилище, а этот вид палаток называется wi. Такой тип палатки, как типи, использовался и многими другими племенами, живущими на Дальнем Западе, а также оседлыми племенами с Юго-Запада страны. В некоторых случаях типи сооружались и в частях страны с большим количеством лесов. В современном мире типи часто ошибочно называют вигвамом.


Типи - это конус, высота которого может составлять от 4 до 8 метров. Диаметр жилища в основании - от 3 до 6 метров. Традиционно каркас типи собирается из длинных деревянных шесток. В качестве основного материала используется древесина хвойных деревьев, таких как сосна и можжевельник, в зависимости от времени жительства того племени, в котором строится типи. Покрытие типи, которое называют покрышкой, ранее шилось из сыромятной кожи животных, чаще всего из кожи бизонов. Для того, чтобы изготовить один типи, нужно было от 10 до 40 шкур животных, в зависимости от размера жилища.

Чуть позже, когда начала развиваться торговля с другими континентами, индейцы стали использовать для создания типи более лёгкий материал - парусина. Но у обоих материалов есть свои минусы - ткань огнеопасна, а кожу очень нравится грызть собакам. Поэтому индейцы решили изменить конструкцию и комбинировать покрытие: верхняя часть делается и кожи животных, а нижняя часть - из ткани. Скрепляются материалы при помощи деревянных палочек, а низ привязывают к специальным колышкам, которые были вбиты в землю, оставляя небольшую щель для циркуляции воздуха внутри конструкции.


В верхней части конструкции расположено дымовое отверстие, которое имеет две лопасти, исполняющие роль дымовых заглушек. Благодаря этим лопастям регулируется тяга дыма внутри типи. Для управления этими лопастями используются либо специальные ремни, либо шесты, которые давали возможность растягивать клапаны за нижние углы. У канадских индейцев из племени Чиппева, например, эти клапаны не были пришиты к самому покрытия, поэтому их можно было вращать как угодно.

Также, благодаря своей конструкции, типи может быть соединен с самой обычной палаткой и с другими типи. За счет этого получается дополнительное пространство. От места соединения основных шестов внутри типи к земле опускают специальный ремень. Он привязан к колышкам в середине типи и работает как якорь, который не даст типи сложиться из-за сильного ветра или другой непогоды. Также в нижней части типи также часто нашивают дополнительную подкладку, которая создает больший комфорт. Во время дождя также может быть натянут специальный круглый потолок. Впрочем, индейцы из Миссури во время дождя надевали на верхние концы шестов в качестве зонта кожаные лодки.


У каждого племени своя особенная конструкция типи, и между собой они отличаются как количеством главных опорных шестов, порядком их соединения, формой самого типи, способом раскроя ткани и шкуры, а также формой дымовых клапанов и способом их соединения с шестами.

Типи представляет собой неотъемлемую часть жизни индейцев. Основным преимуществом данной конструкции является её мобильность, так как типи можно транспортировать в разобранном виде. До появления на землях индейцев колонизаторов транспортировка типи проводилась вручную, однако после появления лошадей стало возможно перевозить типи с их помощью. В то же время стало возможным существенно увеличить размеры конструкции, и иногда диаметр основания достигал 7 метров.

Традиционно индейцы ставят типи входом на восток, однако этим правилом можно пренебречь в том случае, когда палатки стоят по кругу. Благодаря небольшому наклону, который предусмотрел конструкцией некоторых видов типи, палатки могут выдерживать достаточно сильный ветер. Также типи достаточно быстро разбирается и собирается. Именно благодаря этим факторам данная конструкция стала очень популярной среди индейцев.


В настоящее время типи используют в основном консерваторы от индейцев, а также реконструкторы и индианисты. Во многих местах в США можно купить туристическую палатку с таким названием, которая по конструкции похожа на типи.

Типи играет огромную роль и в культуре индейцев. Например, расположение типи входом на восток обусловлено тем, что индейцы должны с утра в первую очередь поблагодарить солнце за наступивший день. В конструкции типи используется круг - священный символ индейцев, что также играет достаточно большую роль, так как круг в индейской культуре может обозначать всё что угодно, начиная от восходящего солнца до сезонных миграций бизонов.

Все части конструкции типи символизируют собой что-то: например, пол символизирует землю, которая может играть роль алтаря. Стены - это небо, а шесты, исполняющие роль каркаса - это тропинки, которые ведут от земли в мир духов.


Несмотря на столь небольшие размеры типи, семьи жили в них достаточно комфортно, так как соблюдали свой уникальный этикет. Согласно этому этикету, мужчины располагались в северной части палатки, а женщины, соответственно, в южной. Ходить внутри конструкции можно только по часовой стрелке. Гости, которые впервые заходят в палатку, могли находиться лишь в женской части типи.

Ходить между центральным очагом и человеком, который стоит перед ним, также считалось зазорным, потому что индейцы считали, что это может помешать связи людей с очагом. Для того, чтобы сесть на своё место, человеку нужно было пройти за спинами сидящих. Часть племен считала, что за алтарь можно было заходить только мужчине-хозяину типи.


Большая часть жилищ в лагерях индейцев, как правило, не раскрашивалась. Те единицы, которые были как-то украшены, оформлялись согласно традициям племени и часто картины на них представляли собой традиционно стилизованные изображения природных явлений и представителей фауны.

Наиболее часто встречался следующий мотив рисунка: по нижней кромке палатки пускался узор, олицетворявший землю, а по верхнему, соответственно, небесный узор. В некоторых случаях рисунки на типи носили и исторический характер: например, это могла быть история, которая приключилась на охоте с владельцем жилища. Достаточно большое внимание индейцы уделяли и своим снам, образы из которых иногда тоже изображались на покрышке типи.


Выбор цветов был небогат, поэтому некоторые из них имели двойное значение. Например, красный цвет мог означать как огонь, так и землю, а желтый мог быть как молнией, так и камнем. Белым цветов обозначали воду и воздух. Небо рисовали синим или черным цветами.

В украшении типи использовали не только рисунки, но и всевозможные медальоны и амулеты, которые делались вручную в соответствии традициям племени. В ход также шли всевозможные трофеи, добытые на охоте, а чуть позже женщины стали украшать типи и при помощи изделий из бисера.

В следующей статье мы расскажем об индейских вигвамах. А выбрать типи ручной работы для своего ребенка Вы можете тут.


…Первое что приходит в голову, когда говоришь о традиционных жилищах Арктики, – это чум, которым до сих пор пользуются народы нашего Крайнего Севера – от Кольского полуострова и до Таймыра включительно. По своей конструкции он выглядит самым простым из всего многообразия арктической архитектуры: прямой геометрический конус из нескольких десятков (25 – 40) еловых шестов, поставленных по кругу, на которые крепятся покрышки из оленьих шкур. Может быть, чум и самый древний: по самой убедительной пока версии, переход человека в Америку произошёл через Берингов пролив – в арктической зоне во время последнего оледенения в эпоху палеолита. Когда племена атапасков, живущие в лесной зоне Северной Америки, и их соседи выходили летом из лесов в тундру, то они использовали подобную конструкцию, которая напоминала чум. Индеанисты называют это сооружение вигвам.





Устройство чума: а – очажный лист железа; б – доски пола; в – спальные циновки; г – два опорных шеста; д – очажный шест симзы.

ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛАСЬ ЯРАНГА?

Однако на северо-востоке Евразии (где, вероятно, и происходил переход в Северную Америку) чум не встречается, поскольку там нет столь высоких и прямых деревьев таёжной зоны. Вместо чума местные кочевники – чукчи и коряки -- ставят ярангу: от чума взята конструкция крыши, которая сверху кладётся на большую опорную треногу, а снизу опирается на горизонтальные балки, закреплённые на малых треногах (которые образуют стены). Эта конструкция более сложная, но она позволяет устроить больший объём внутреннего пространства по сравнению с чумом и не требует длинных шестов (за исключением трёх опорных). К тому же яранга более устойчива, потому что стоит на треногах. Вдобавок с верхушки крыши спускаются ремни, к которым привязаны крупные камни.



Другая особенность этого жилища – две или три Т-образных внутренних распорки с перекладинами в виде дуг: они ставятся в центре и выгибают наружу шесты крыши (очаг, в отличие от чума, располагается сбоку). Поэтому очертания яранги напоминают каплю или полусферу, и эта конструкция лучше противостоит чудовищным зимним ветрам Чукотки и северной Камчатки. Принцип двойного слоя покрышек для зимнего времени здесь решён совсем иначе: в яранге два пространства – жилое и хозяйственное. Жилое пространство представляет собой спальный полог из толстых оленьих шкур мехом внутрь в виде ящика без нижней плоскости, который подвешивается внутри шатра. Пол сооружается отдельно: это ветки тальника, покрытые шкурами. Отапливается полог жировой лампой и теплом человеческих тел. В течение ночи он впитывает в себя влажные испарения и утром снимается, чтобы промёрзнуть на морозе. После этого иней на нём выбивают специальными колотушками, и дальше он снова готов к употреблению. Работа нелёгкая, но необходимая: если полог не выбить, то на следующую ночь с него начнёт капать влага. Пологи могли иметь очень разный объём: в самых маленьких едва могут улечься бок о бок четыре человека, в самых больших человек может встать во весь рост и свободно ходить. Средний размер – около полутора метров в высоту, два с небольшим в ширину и три с половиной в длину. Корякские яранги были гораздо больше и вместительнее чукотских, поэтому в них могло быть три или четыре полога. Хозяйственное пространство располагается вне полога под шатром, и в нём находится очаг для приготовления пищи.



Конструкция яранги: a – опорная тренога; b – малые треноги (и двуноги); c – горизонтальные перекладины; d – жерди крыши; e – Т-образные распорки



Землянка в виде усечённой пирамиды, крытая дёрном, под разными названиями встречается в лесу и тундре на необъятных просторах Якутии и Енисейского Севера, включая Таймыр.



В XVII-XVIII вв. землянка прибрежных жителей Чукотки постепенно сменилась ярангой. Это означало, что тогда у оленеводов мог возникнуть избыток оленьих шкур и мяса и, соответственно, постоянные связи с побережьем. Хотя, может быть, тогда случился чисто технологический прорыв, поскольку шатры прибрежных землянок делались чаще из моржовых шкур, но и для покрышки своей летней яранги оленеводы нередко используют моржовые шкуры (покупаемые у прибрежных соседей) для защиты от дождя (кожа морского зверя не пропускает воду). Яранги прибрежных жителей Чукотки утратили своё сборно-разборное качество, характерное для кочевого образа жизни, они обкладывались дёрном и камнями. В них также не было внутренних Т-образных распорок, а кривизну крыши определял промежуточный обруч, к которому жёстко крепились стропила.



Жилище оседлых (прибрежных) коряков было похоже на чукотскую землянку, но и отличалось от неё. Оно заглублялось в землю на метр-полтора и имело в основании неправильный восьмиугольник, в центре его ставили четыре опорных столба высотой 5-7 м., на которых крепилась квадратная рама. На эту раму опиралась верхняя часть крыши с четырёх параллельных стен. Оставшиеся четыре треугольника закрывались горизонтальными стропилами разной длины. Дерева (осины и тополя) здесь было гораздо больше чем у эскимосов и чукчей: в долинах рек росли рощи и леса, вдобавок использовался прибрежный плавник, поэтому деревянные стенки жилища возводились в человеческий рост, а разница с уровнем земли засыпалась землёй. И стены, и крыша имели два слоя расщеплённых плах, тщательно законопаченных сухой травой. Как у оседлых эскимосов и чукчей, землянка прибрежных коряков имела два входа ­– зимний и летний, подземный и надземный, только использовались они наоборот: зимний был верхним, а летний – нижним. Дело в том, что зимой здесь – на юге Чукотки и севере Камчатки – дуют чудовищные снежные бураны, и дома заносит по самую крышу. Поэтому зимний вход устраивался на самом верху – в дымовом отверстии квадрата крыши, площадью около квадратного метра -- и обрамлялся громадной восьмиугольной воронкой. Её края выходили за границы стен и опирались на вкопанные в землю брёвна. Одна из сторон делалась ниже, чтобы на неё можно было ступить с крыши подземного коридора, ведущего к летнему входу. Он был обращён к морю и открывался с начала мая до конца октября, на сезон морской охоты. Потом дверь засыпалась землёй, закладывалась брёвнами, и коридор, отделённый от жилого пространства второй дверью, служил холодной кладовой. Для зимнего выхода лестницей служило бревно с овальными вырезами вместо ступеней. Оно стояло почти вертикально и поднималось прямо над очагом. Чтобы люди на лестнице не задыхались в дыму, постоянно действовала вентиляция благодаря небольшому отверстию в потолке коридора. На ночь огонь в очаге гасился, а дымовое отверстие закрывалось специальной крышкой. Наутро температура в доме опускалась ниже нуля, поэтому коряки ночевали в пологах из шкур, подобных чукотским. Описывая эти землянки в конце XIX в., В.И. Иохельсон, обнаружил, что в самых больших живут семьи по двадцать человек, на что ему было рассказано, что в прошлом здесь имелись дома с числом обитателей в два раза больше.



Несмотря на то, что подобные землянки (как прибрежных коряков, так и эскимосов с чукчами) представляют продуманную веками древнюю традицию с технологическими особенностями, отвечающими местному климату, их общие конструктивные черты относятся к необъятному тихоокеанскому культурному комплексу. Его корни и распространение также уходят на юг – к ближним и дальним корякским соседям – ительменам и айнам, и дальше на восток, в сторону алеутов и североамериканских индейцев.

Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М., 1991.

Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. СПб., 1997.

Крейнович Е.А. Из жизни тундренных юкагиров на рубеже XIX и XX вв. // Страны и народы Востока. Вып. XIII. М. 1972, сс. 56-92.

Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961, сс.131-226.

Сарычев Г.А. Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану. М., 1952.

Смоляк А.В. Об одном древнем типе жилища на северо-востоке Азии.// Сборник музея антропологии и этнографии. Вып. XVII, М.-Л., 1957, сс. 5-21.

Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М., 1966.

После захвата земель вытеснения с их территории коренного населения Северной Америки – индейцев, которые в начале европейской экспансии даже не владели огнестрельным оружием и были вынуждены под угрозой полного уничтожения уступить свои земли, переселенцы стали полновластными хозяевами обширных площадей Нового Света, обладающих огромным природным потенциалом.

Коренные народы Северной Америки


К коренным народам Северной Америки относят жителей Аляски и арктической части континента эскимосов и алеутов (северные регионы США и Канады), индейское население, в основном сосредоточенное в центральной и южной части материка (США, Мексика), также гавайский народ, живущий на острове Гавайи в Тихом Океане.

Считается, что эскимосы перебрались на территорию Северной Америки из Азии и далеких просторов Сибири в то время, когда еще Аляска и материк Евразия не были отделены друг от друга Беринговым проливом. Передвигаясь вдоль юго-восточного побережья Аляски, древние племена двигались вглубь Североамериканского континента, так около 5-ти тысяч лет назад эскимосские племена заселили арктическое побережье Северной Америки.

Эскимосы, жившие на Аляске, в основном занимались охотой и рыболовством, если позволяли погодные условия – собирательством. Охотились на тюленей, моржей, белых медведей и других представителей арктической фауны, например на китов, причем вся добыча использовалась практически без утилизации, в дело шло все – и шкуры, и кости, и внутренности. В летний период жили в чумах и ярангах (жилище из шкур животных), зимой в иглу (тоже жилище из шкур, но еще дополнительно утепленное блоками из снега или льда), занимались оленеводством. Жили небольшими группами, состоящими из нескольких родственных семей, поклонялись злым и добрым духам, был развит шаманизм.


Племена алеутов, жившие на Алеутских островах в Баренцевом море, издавна занимались охотой, рыболовецким промыслом и охотой на китов. Традиционное жилище алеутов – улягам, большая по размерам полуземлянка, рассчитанная на большое количество людей (от 20 до 40семей). Оно находилось под землей, внутри размещалось нары, отделенные занавесками, посредине стояла огромная печь, спускались туда по бревну, в котором были вырезаны ступеньки.


Верхняя часть Канады была заселена северными индейцами, алгонкинскими и атапасскими племенами, охотившимися на оленей-карибу и ловившими рыбу. На северо-западе континента жили племена хайда, салиши, вакаши, тлинкиты, занимались они рыболовецким промыслом и морской охотой, вели кочевой образ жизни, жили небольшими группами из нескольких семей в чумах. На калифорнийском побережье в мягких климатических условиях жили племена индейцев, которые занимались охотой, ловлей рыбы и собирательством, собирали желуди, ягоды, различные травы. Жили в полуземлянках. Восточную часть Америки заселяли индейцы Вудленда, это такие племена как крики, алгонкины, ирокезы (считались очень воинственными и кровожадными). Занимались оседлым земледелием.

В степных областях Североамериканского континента (прерии, пампасы) жили охотничьи племена индейцев, которые охотились на бизонов и вели кочевой образ жизни. Это племена апачи, осейджи, кроу, арикара, кайова и др. Были очень воинственны и постоянно конфликтовали с соседними племенами, жили в вигвамах и типи, традиционных индейских жилищах.


(Индейцы племени Навахо)

В южных областях Североамериканского континента жили племена навахо, пуэбло и пима. Считались одними из наиболее развитых, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, причем используя методы искусственного орошения (строили каналы и другие ирригационные сооружения), разводили крупный рогатый скот.


(Гавайцы даже отправляясь в лодке не забывают украсить себя и даже свою собаку национальными венками)

Гавайцы - коренное население Гавайских островов относятся к полинезийской этнической группе, считается, что первые полинезийцы приплыли на Гавайские острова с Маркизских островов в 300 году, а с острова Таити чуть позже (в 1300 году н.э). В основном поселения гавайцев размещались около моря, где они строили свои жилища с крышей из пальмовых веток и занимались рыбным промыслом, плавая на каноэ. К тому времени, когда Гавайские острова были открыты английским исследователем Джеймсом Куком, население островов насчитывало около 300 тысяч человек. Жили они большими семейными общинами – оханами, в которых существовало деление на вождей (алии) и общинников (макааинана). На сегодняшний день Гавайи входят в состав США, являясь 50-ым по счету штатом.

Традиции и обычаи коренных народов

Северная Америка - огромный континент, ставший домом для представителей большого количества разных народностей, каждый из которых по своему самобытен и уникален, имеет свои собственные традиции и обычаи.


(Эскимос демонстрирует национальный танец)

Эскимосы живут небольшими семейными общинами, придерживаются принципов матриархата (главенство женщины). Муж входит в семью жены, если она умирает - муж возвращается в дом родителей, дети с ним не уходят. Родство считается по линии матери, браки заключаются в раннем возрасте по предварительной договоренности. Часто практикуется обычай временного обмена женами как дружеский жест или в знак особого расположения. В религии развит шаманизм, шаманы – руководители культа. Тяжелые природные условия, постоянная угроза голода и смерти в случае неудачи на охоте, ощущение полного бессилия перед мощью суровой арктической природы, все это заставляло эскимосов искать утешение и спасение в проведении обрядов и ритуалов. Широкой популярностью пользовались заговоренные амулеты, обереги, использование различных магических заклинаний.

Алеуты поклонялись духам умерших животных, особенно ими почитался кит, когда в селении умирал мужчина-охотник его хоронили в пещере, положив между двумя ребрами кита.


(Индеец и его Скво племени Сиу)

Индейские племена Северной Америки верили в сверхъестественное происхождение мира, который, по их мнению, создали таинственные силы, у племен сиу они назывались вакан, ирокезы говорили – оренда, алгонкины – маниту, а Китчи Маниту был тот самый верховный дух, которому все подчинялось. Сын Маниту Ва-са-ка из красной глины вылепил племя людей, обучил их охоте и земледелию охотиться, научил танцевать ритуальные танцы. Отсюда и особое почитание индейцами красного цвета, красной краской они натирали свое тело и лицо по особо торжественным случаям, как например девушки в племенах Калифорнии и Северной Дакоты на свадебной церемонии.

Также индейцы, пройдя путь развития многих народов мира, обожествляли природу и её силы, поклонялись божествам Солнца, Неба, Огня или Неба. Также они почитали духов, покровителей племен (различные растения и животные), которые носили название тотем. Такой дух-покровитель мог быть у каждого индейца, увидев его во сне, человек сразу возвышался в глазах своих соплеменников мог украсить себя перьями и ракушками. Кстати боевой головной убор из орлиных перьев надевался вождями и выдающимися воинами только в очень торжественных случаях, считалось, что он имеет большую духовную и лечебную силу. Также символом доблести любого мужчины воина считался специальный топорик с длинной рукоятью из рога оленя-карибу - томагавк.


(Древний почитаемый ритуал индейцев - трубка мира)

Одной из известных индейских традиций является древний ритуал раскуривания трубки мира, когда индейцы садились в большой круг и предавали друг другу своеобразный символ мира, благополучия и процветания – трубку мира. Начинал ритуал самый уважаемый человек в племени – вождь или старейшина, он раскуривал трубку, затягивался пару раз и предавал её дальше по кругу и все участники церемонии должны были сделать тоже самое. Обычно этот ритуал проводился при заключении мирных договоров между племенами.

Знаменитыми гавайскими традициями и обычаями считаются вручение цветочных гирлянд (лей), которые вручают вместе с поцелуем в щеку всем приезжим прекрасные девушки-гавайки. Потрясающие по красоте леи могут быть сделаны из роз, орхидей и других экзотических тропических цветов, причем снимать гирлянду по легенде можно только в присутствии того человека, который её подарил. Традиционное гавайское алоха, означает не только слова приветствия или прощания, оно отражает всю гамму чувств и переживаний, им можно выразить и сочувствие, и доброту, и радость, и нежность. Сами коренные жители островов уверены, что алоха, это не просто слово, а основа всех жизненных ценностей народа.


Культура острова Гавайи богата суевериями и приметами, в которые народ до сих пор верит, например, считается, что явление радуги или дождя это знак особого расположения богов, в особенности хорошо, когда свадьба проходит под дождем. А еще остров знаменит завораживающим танцем хула: ритмичные движения бедер, изящные пассы рук и уникальные костюмы (пышная юбка, сделанная из волокон пальмы рафии, венки из ярких экзотических цветов) под ритмичную музыку на барабанах и других ударных инструментах. В древние времена это был ритуальный танец, исполнявшийся исключительно мужчинами.

Современная жизнь народов Северной Америки


(Современные улицы США на месте бывших родных мест индейцев, коренных народов Америки)

На сегодняшний день общая численность населения Северной Америки составляет около 400 миллионов человек. Основная масса – потомки европейских переселенцев, в Канаде и США в основном проживают потомки английских и французских колонизаторов, южное побережье и страны Центральной Америки заселяют потомки испанцев. Также в Северной Америке проживает более 20 миллионов афроамериканцев, потомки завезенных с Африканского континента рабов европейскими колонизаторами для работы на сахарных и хлопковых плантациях.


(Индейские традиции поглотила урбанистичная культура выросших городов)

Индейское население, сохранившее свою популяцию около 15 миллионов человек (существенное снижение численности населения за счет болезней, различного рода ущемлений, а также полного вытеснения с коренных земель обитания в резервации), размещается на территории США (5 миллионов человек – 1,6% всего населения страны) и Мексики, разговаривают на своих языках и наречиях, чтут и хранят обычаи и культуру своего народа. По разным данным в доколумбовский период на территории Северной Америки проживало до 18 миллионов индейцев.

Алеуты, как и прежде, живут на островах Алеутского Архипелага, считаются исчезающей нацией, на сегодняшний день их популяция около 4-х тысяч человек, а в 18-ом веке достигала до 15 тысяч.


Запертые в своем пластиковом веке, мы уже забыли о той огромной роли, которую играла кожа диких животных в жизни наших предков. Первые мореплаватели использовали ее для такелажа на своих судах, а в некоторых случаях обшивали ею и борта кораблей. На протяжении тысячелетий из кожи шили обувь и одежду как аристократам, так и крестьянам. Она служила материалом для тысячи ремесел и сельскохозяйственного инвентаря и была неизменной частью домашнего быта, где использовалась для самых различных нужд — от мехов для раздувания очага до роскошных сафьяновых переплетов книг. Однако нигде кожа так широко не применялась, как на войне.

До XV века армии не только шагали обутые в кожу, но и ездили верхом на конях, седла и поводья которых были сделаны из кожи, а отдельные воины носили кожаные щиты или были облачены в тяжелые кожаные доспехи.

Португальцы обнаружили этих животных во время обследования западного побережья Африки, в начале XV века. Это был знаменитый африканский дикий бык, который сегодня носит название капского буйвола. Цена на его шкуру была баснословной!

А теперь о третьей разновидности дикого быка, открытой теми же португальцами на западных берегах Атлантического океана.

Речь идет о бизоне!

Это огромное животное — крупный бизон весил более тонны, длина его составляла 12 футов, а в холке он достигал семи футов высоты — водилось на большей части континента и чувствовало себя одинаково хорошо на всем протяжении от Северного полярного круга до берегов Мексиканского залива.

Существовало по меньшей мере четыре его разновидности: равнинный, лесной, орегонский и восточный бизоны.

Эти животные во всех отношениях были исключительно удачливы. Пережив страшных хищников, которые могли сравняться с ними по физической силе, доисторических саблезубых тигров и страшных гигантских волков, они не нашли смертельного врага и в лице коренного населения Северной Америки, спокойно прожили там около сорока тысячелетий. Подсчитано, что к 1500 году популяция бизонов превышала 70 миллионов особей, и они, быть может, являлись самым многочисленным видом крупных млекопитающих на планете.

История истребления равнинных бизонов сравнительно хорошо известна, а вот судьба восточных предана забвению. Ни историки, ни биологи, видимо, даже не представляют себе первоначальную численность этих стад и не ведают того, что к моменту вторжения европейцев это было самое многочисленное крупное травоядное животное на Атлантическом побережье.

А вот англичане сначала не получали своей доли от этого нового богатства! Нет, они, конечно, знали, что представлял собой по размерам бизон: слон был больше трех быков или бизонов. К 70-м годам XVI века им уже было известно, как он выглядит.

Весь XVI век индейцы продавали шкуры и выменивали нужный им товар. В результате погибла большая часть бизонов, которые некогда водились между долиной реки Гудзон и морем. Одновременно прекратило существование и стадо, жившее к востоку от Аппалачских гор. Для аборигенов на востоке Америки шкуры бизонов оказались тем же, чем позднее стали шкурки бобров для племен, живших дальше на западе,— средством для приобретения ружей, металлических изделий, безделушек и выпивки. Великолепные черные дикие быки восточных лесов, которые почти не страдали от рук людей, действовавших примитивным оружием, падали как подкошенные под пулями тех же охотников, теперь уже вооруженных мушкетами.

Суровой зимой 1799—1800 годов небольшое стадо, к тому времени сократившееся до пятидесяти голов, было окружено охотниками, которые шли в специальных высоких сапогах-снегоступах. Скованные глубоким снегом, утопая в нем по брюхо, животные подверглись уничтожению там, где стояли. Следующей весной в том же районе обнаружили самца, самку и детеныша. Самка и детеныш были тут же убиты, а самцу удалось убежать, но вскоре и он был убит.

Теперь конец был совсем близок. Говорят, что в 1815 году одинокий бизон показался близ Чарлстона, штат Западная Верджиния, но был застрелен. Никаких других сведений не появлялось вплоть до 1825 года, когда в глухом уголке Аллеганских гор охотники застрелили самку с детенышем. Так погибли последние из восточных бизонов. А точнее, последние дикие быки, встречавшиеся к востоку от Миссисипи.

Истребление восточных бизонов прошло почти незамеченным. Более поздние конкистадоры Дикого Запада развязали новую бойню, которая поставила последнюю точку в биографии этих животных.

Примерно к 1800 году, по оценке писателя-натуралиста Э. Сетон-Томпсона, во всей Северной Америке уцелело около 40 миллионов бизонов. Вооруженным европейцам понадобилось три столетия, чтобы истребить первые десятки миллионов. И всего сто лет, чтобы уничтожить остальных, проявив самую бессмысленную и необузданную жестокость в длинном перечне зверств, совершенных человеком против живых существ.

На рубеже прошлого века большая часть крупных млекопитающих восточных районов Северной Америки, чьи шкуры были пригодны для выделки кожи, включая восточного бизона и оленей, были истреблены в коммерческих целях или находились на грани истребления. Между тем спрос на кожу всех видов никогда не был столь велик. Особой популярностью пользовались дубленки из бизоньих шкур с лохмами черной шерсти. В 40-х годах XIX века одних только предметов одежды из бизоньих шкур продавалось ежегодно в восточных районах Канады и Соединенных Штатов 90 тысяч!

Но то была лишь вершина айсберга.

По данным натуралиста и писателя Э. Сетон-Томпсона, лишь один из каждых трех убитых равнинных бизонов был освежеван. Более того, многие снятые шкуры использовались на месте в сыром виде вместо брезента — прикрывали стога сена от дождя.

Сотни тысяч животных были убиты исключительно ради жира, из которого делали колесную мазь. Бизоны погибали и по прихоти гурманов, которым пришлись по вкусу языки диких бизонов. Но главной причиной убийств было, конечно же, мясо, основная пища строительных бригад, расползавшихся, подобно муравьям, по равнинам, чтобы оставить после себя блестящие стальные нити новых железных дорог, опутавшие весь континент.

Железнодорожные компании использовали живые мишени также и для развлечения пассажиров. Когда поезд подходил на расстояние ружейного выстрела к стаду, он замедлял ход или останавливался, окна опускались, и пассажирам предлагали заняться спортом, используя оружие и боеприпасы, предоставляемые компанией. Мужчины и женщины не упускали возможности позабавиться. Туши животных обычно оставались на равнине, разве что иногда какой-нибудь служитель поезда отрезал несколько языков, которые приготовлялись для леди и джентльменов во время очередной трапезы в знак признания их ловкости.

Апологеты истребления бизонов уверяют, что финал был неизбежен. Бизоны должны были исчезнуть, чтобы расчистить место землепользователям. Мягко говоря, сомнительный довод в оправдание массового уничтожения живых существ! Специалисты пришли недавно к следующему выводу: гигантские равнины спокойно обеспечивали бы стада фермеров необходимым кормом даже при наличии бизонов.

Во всяком случае, бизоны — это уж точно! — были истреблены не для того, чтобы освободить место для фермеров. До такого в те времена никто не додумался. Неприглядная истина, похоже, такова: великолепное, сильное животное стало жертвой необузданного стремления к убийству, безнаказанного истребления всех и вся на бескрайних просторах Северной Америки!

Перевела с английского Н. Лосева

Фарли Моуэт, канадский писатель и натуралист

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции