Сексуальная чукча в чуме



Профессор Сергей АРУТЮНОВ. Фото: grani-tv.ru

Жители тундры спасают гостей от мороза с помощью голой жены

Что мы слышали о чукчах и вообще о северных народах, кроме анекдотов? Да практически ничего! Однако есть люди, которые досконально разбираются в теме. В частности, ученый с мировым именем, профессор Сергей АРУТЮНОВ, член-корреспондент РАН, который вел этнографическую полевую работу в Японии, Вьетнаме, Индии, на Кавказе, а также на Крайнем Севере и в Сибири, в том числе на Чукотке. Хотя и анекдоты - тоже информация!

- Сергей Александрович, почему именно про чукчей столько анекдотов?


- Что вас больше всего потрясло в обычаях северных народов?

- Я этнограф, ко всему привычный. Но случались и забавные моменты. Очень памятно одно из посещений чукотской семьи лет 50 назад. Пришли мы в ярангу, жилище чукчей. В ней холодно, так что по центру - еще и меховой полог из оленьих шкур.

- А под ним тепло?

- Конечно! Люди так нагревают пространство своим дыханием, что раздеваются до белья. Кочевые чукчи очень любят шелковое белье. И не красоты ради, а потому что в нем не заводятся вши - часто мыться при таких условиях проблематично.

Так вот - сидим, ждем угощения. А тут малыш заплакал - захотел на горшок. Хозяйка снимает с него теплый меховой комбинезон, пеленочку из высушенного моха и дает возможность облегчиться в деревянное блюдо. Затем это блюдо выставляет за полог - в холодное пространство яранги, где собаки. Несколько секунд - и собаки все это слизывают до блеска. Хозяйка возвращает блюдо и совершенно спокойно начинает резать на нем холодную оленину. Ее-то мы и ели, запивая чаем. Кстати, она не забыла тщательно протереть чашки полотенцем. Справедливости ради скажу, что сейчас, конечно, ситуация с гигиеной изменилась кардинально.


В яранге очень тепло. Фото: chukcha-blog.ru

Мухомороеды

Чукча говорит русскому:

- Отгадаешь, сколько у меня оленей, обоих отдам!

- В одном из интервью вы говорили, что чукчи не признают грибов.

- Да, они брезгуют ими, называют испражнениями дьявола. Связано это в первую очередь с тем, что грибы - угроза потерять оленей. Олени все время испытывают белковое голодание. А гриб - источник этого самого белка. Так что если на пути оленей попадется грибное место - все, стадо больше не соберешь, оно просто разбредется. Поэтому по мере приближения к грибным местам чукчи начинают орать, кидать палки, натравливать собак - словом, делать все, чтобы стадо проскочило мимо как можно скорее.

- Но к одному грибу они все же испытывают почтение.

- И в наши дни подобное происходит?

- Еще лет 20 назад молодежь активно приобщалась к мухомороеденью. То есть сейчас это люди лет 40. А уж дедов-мухомористов и подавно хватает! Как в наше время - не знаю. Все-таки за последние годы выросло новое поколение с более урбанизированной, городской ментальностью. Практически все получают среднее образование. Хотя свою чукотскую психологию они, безусловно, сохраняют.

- А в чем она состоит, эта психология?

- Не напрягаются. Ни в чем. В том числе в сексуальных отношениях.


Женщины Крайнего Севера волнуют воображение. Фото: stfond.ru

Одна на двоих

- Как чукчи в принципе относятся к сексуальной близости?

- Достаточно легко. Скажем, раньше частенько бывало, что заблудившийся в тайге человек набредал на кочевье. Как его спасти от переохлаждения? Голого гостя клали с голой женой хозяина дома. А там уж - как пойдет. Кстати, в 1977 году таким же образом была спасена от верной смерти пловчиха из США, которая переплывала с американского острова на советский в районе Берингова пролива. Ее отнесло течением в сторону, она очень замерзла. И русская врачиха, знакомая с жизнью чукчей, разделась и залезла к ней в один спальный мешок. Все обошлось.


В современном Анадыре чукчи не ездят на собачьих упряжках. Фото: g-anadyr.ru

- В фольклоре женщины-чукчи часто спят с русскими. Насколько вообще чукотская женщина может быть привлекательна для белого мужчины?

- Ну а в принципе, насколько важна для чукчей супружеская верность?

- У эскимосов в Канаде и на Аляске до сих пор есть традиция меняться женами, когда летом они семьями разъезжаются на охоту. Это происходит обычно между друзьями и очень часто по инициативе женщин. У нас в советское время все же довлела коммунистическая мораль, поэтому чукчи никогда не афишировали подобное поведение. Но тамошние женщины очень горды и свободолюбивы. Знавал я одну чукотскую семью. Его звали Робтон, он был китобой и пьянчуга. И вот его бесконечное пьянство надоело жене по имени Ани.

- Значит, так, - сказала она. - Я тебе жена, буду стирать подштанники, класть траву в торбоза (такие меховые сапоги), чтобы ты не замерз, но как от мужа от тебя толку нету. Поэтому в такое-то время уходи, а ко мне будет приходить завмаг.


Право охотиться на моржа осталось только у местного населения. Фото: mirvkartinkah.ru

Как евреи

- Сергей Александрович, есть ли богатые чукчи?

- В советское время на китобойных и песцовых промыслах чукчи могли заработать в год тысяч по восемь. А то и больше! По советским меркам - огромные деньги. Но таких ударников было немного, да и они все пропивали. Ситуация несколько изменилась при Горбачеве . Во время борьбы с алкоголизмом было сделано много глупостей, но для Крайнего Севера это было благодеяние. Ведь физиология чукчей такова, что пьянеют они с первой рюмки. Потеряв возможность свободно пить, они так приподнялись! И бытовая техника появилась (у тех, кто в поселках жил), и на курорты ездить начали.


- А сколько всего эскимосов?

- Их больше ста тысяч, хотя в России живет всего 1800. Но есть еще более малочисленные народы. Например уильта - их на Сахалине осталось всего 300 человек. Или энцы - всего 250 на Таймыре.


- Вы - большой радетель за малые народы. Что государство может сделать для тех же чукчей? Больше опекать их? Или, наоборот, не мешать?

- Но для чего это нужно? Чтобы чукчи сохранили свою самобытность?

- В первую очередь, чтобы обрели самоуважение и выжили. И тогда вполне вероятно, что и с пьянством, которому подвержены девять десятых чукчей, будет наконец покончено.

ЦРУУ (Центральное разведывательное управление Украины) вскрыло секретный план России по развязыванию гибридной войны на всей территории Североамериканского континента


Спецслужбам США стал известен секретный план России по развязыванию гибридной войны на всей территории Североамериканского континента. Об этом рассказали ранее неизвестные хакеры, которым удалось похитить с сервера Белого дома выдержки из секретного доклада президенту США Бараку Обаме.

Как известно, 7 апреля помощник президента США по национальной безопасности Бен Родс сообщил в эфире телекомпании CNN, что некие хакеры смогли проникнуть в компьютерные системы Белого дома, Госдепа США и смогли похитить важную информацию. При этом он не уточнил, когда произошел этот инцидент, а также из какой страны эти злоумышленники.

Как следует из данных, полученных неизвестными хакерами, в конце марта -- начале апреля 2015 года в Белом доме с участием президента Обамы, представителей Госдепартамента США, ЦРУ, АНБ и НАТО неоднократно обсуждался доклад, представленный спецслужбами Украины и переданный премьер-министром Украины Арсением Яценюком во время его последнего визита в США.

В докладе ведется речь о том, что на востоке России, на территории Чукотки и Камчатки идет невероятная концентрация живой силы и техники российских войск.

«Мы не можем судить о намерениях, но возможности для наступления у них есть," — сказал Столтенберг.

После этого следует краткое изложение доклада:

-- В последнее время в кругах, близких к президенту России Владимиру Путину, усилилось понимание того факта, что территория Аляски передана Соединенным Штатам в 1867 году незаконно и с нарушением норм международного права, существовавших на тот момент.

Информацию подтвердил председатель Объединенного комитета начальников штавбо США генерал Мартин Демпси, продемонстрировавший фотоснимки российских чукчей, направляющихся к Аляске, сделанные с разведывательных спутников.





Надо сказать, что российские чукчи являются прекрасными бойцами. Российская империя вела с ними войну на протяжении 150 лет, и, несмотря на технологическое превосходство в вооружениях, так и не смогла одержать военную победу.

Чукчи чаще среднего роста, нередко встречаются чукчи, рост которых достигает шести футов; они стройные, сильные, выносливые и доживают до глубокой старости.

Суровый климат, жестокие морозы, которым они постоянно подвергаются, их частью сырая, частью слегка подваренная пища, которая у них почти всегда в изобилии, и физические упражнения, от которых они не уклоняются почти ни на один вечер, пока позволяет погода, многочисленные занятия дают им преимущество силы, здоровья и выносливости.

Мужчины-чукчи, отмечается в докладе, храбры, когда им противостоит масса, меньше боятся смерти, чем трусости. Чукчи имеют многовековые военные традиции, в которых воспитываются с самого раннего возраста. Так, в прошлом во время военных действий, когда воины сходились в рукопашном бою, чукчи использовали необычный тактический прием. Из их задних рядов вдруг в воздух взлетали воины, пролетали над головами противника и опускались в их тылу. Противник, зажатый с двух сторон, быстро сдавался на милость победителя. Долго не могли распознать, каким образом воины взлетают в воздух и пролетают до двадцати-сорока метров. Оказывается, они прыгали на древко копья, которое держали два воина. Те раскачивали копье, оно пружинило, и натренированные воины-чукчи взлетали в воздух. Как это делали чукчи, выражаясь современным языком, копья-батуты, современная наука США установить так и не смогла.

Таким образом, из чукчей Россия сформировала великолепный спецназ для войны в условиях заполярья. Чукчи прирожденные солдаты и специалисты по ведению партизанских действий малыми группами в условиях тундры и крайнего севера.



Как и сейчас, в прошлом Берингов пролив, отделяющий побережье Азии от Америки, недостаточно широк, чтобы стать преградой для разбоев. В больших байдарах, кожаные борта которых не боялись столкновения с ледяным краем, чукчи пересекали его воды ради добычи. Память об ужасных кровавых чукотских нашествиях сохранилась в преданиях эскимосов, которые широко известны в кругах американских специалистов.

Эскимосское население на Аляске со временем было почти полностью ассимилировано чукчами.

Чукчи никогда не брали мужчин в плен, только женщин. Если попадались молодые негритянки в возрасте до 25 лет, то их использовали не только на работах в стойбище, но и как секс-рабынь, что являлось нарушением прав человека и расовой сегрегацией. Кроме этого, чукчи, как в прошлом, так и сейчас не признают гендерного равенства полов и всегда ущемляли права преставителей сексуальных меньшинств.

Как правило, эскимосские женщины после гибели в бою мужей сдавались на милость победителям и никогда не вспоминали о своих погибших супругах. Более того, жена-эскимоска, доставшаяся чукче, даже под страхом смерти никогда не стала бы говорить о прежнем муже.

За несколько последних лет сотни российских чукчей, пересекших Берингов пролив, женились на эскимосских женщинах, причем во многих случаях их прежние мужья бесследно исчезли, а чукчи не только заняли их места, но и приняли их имена.

Таким образом, российские чукчи, переместившиеся на Аляску, не только заручились повсеместной поддержкой местного населения, свидетельствует доклад, но и сделали почти невозможным их опознание и установление причастности к российскому спецназу, поскольку даже члены семей эскимосов никогда не подтвердят этого факта. Генетические исследования, учитывая полную ассимиляцию, в данном случае совершенно бесполезны.



Основной мотив чукотской пропаганды на Аляске -- необходимость объединения местных эскимосов с крупнейшей в мире популяцией эскимосов численностью в 65 тыс. человек, проживающих в Чукотском национальном округе РФ.

После аннексии Крыма и начала российской агрессии на Востоке в состав чукотских спецподразделений начали вливаться буряты, тувинцы и алтайцы, имеющие с ними значительное внешнее сходство, и, главное, получившие боевой опыт в российских террористических подразделениях в боях на Востоке Украины. В настоящее время подготовка к вторжению на Аляску практически завершена.



По мнению авторов доклада, замысел российского руководства состоит в следующем: в ближайшее время после проведения срежиссированных Кремлем референдумов на Чукотке и Камчатке они получат формальную независимость и станут называться Чукотско-Камчатской Народной Республикой. Москва уверена, что референдумы будут признаны США и Западом в рамках их политики по противодействию России на геополитической арене и планам по её трансформации в несколько независимых государств.

Москва сразу же признает новое государство и оставит в его распоряжении все вооруженные подразделения на его территории.

Учитывая количество ядерного оружия и средств его доставки, оказавшиеся в распоряжении нового государства, включая атомные подводные ракетные крейсера, новое государства сразу займет одно из первых мест в мире.

После этого Чукотско-Камчатская Народная Республика заключит Договор о взаимопомощи с Северной Кореей, а чукотские агенты на Аляске начнут массовые выступления эскимосов с требованиями независимости и дальнейшего присоединения к Чукотско-Камчатской Народной республике.

Учитывая значительное количество российских чукчей в эскимосских селениях, эти волнения должны приобрести массовый характер. Любые попытки руководства США пресечь их будут наталкиваться на угрозу руководства нового государства применить ядерное оружие. Москва же в это время будет традиционно сохранять нейтралитет и всячески отрицать своё участие в конфликте.

В свою очередь, считают авторы доклада, ответный ядерный удар США по Чукотке и Камчатке, учитывая их крайне низкую населённость, будет просто бесполезен, тогда как чукотско-камчатские баллистические ракеты нанесут США катастрофический ущерб.

Авторы доклада отмечают, что, по мнению Москвы, США, увязнув в событиях вокруг Украины, будут неспособны адекватно и своевременно отреагировать на чукотско-камчатскую гибридную войну.

Учитывая эту угрозу, правительство Украины перед лицом российской агрессии остаётся верным своим союзническим обязательствам и для оказания помощи братскому народу США предлагает разрешить украинцам безвизовый въезд в США, ввести упрощенный порядок получения ими гражданства США и Канады с последующим расселением на Аляске и севере Канады для организации эффективной обороны против чукотского-камчатского агрессора.

Для этих целей правительство Украины просит выделить ему финансовую помощь в размере 8 миллиардов долларов.

Президентом США Бараком Обамой после его ознакомления с докладом даны соответствующие поручения Министерству обороны США, Центральному разведывательному управлению и Министерству финансов.

Кроме этого, государственный секретарь США Джон Керри обратился к своему украинскому коллеге Павлу Климкину с фоициальной просьбой прислать на Аляску 300 украинских военных советников, имеющих боевой опыт в войне против бурят на Востоке Украины.

Многие народы Севера являются этническими реликтами, чья история уходит в глубины веков. Их национальные обычаи, иногда жестокие, являются отголосками событий далёких времён. Например, степень суровости наказания за одну и ту же провинность у разных северных этносов могла сильно отличаться.

Наказания за кражу

У ульчей кража мелкого пушного зверька из ловушки каралась даже серьезнее, чем кража ценного зверя, так как считалось, что преступление совершено не из желания получить доход, а из злых побуждений.

Айны наказывали за кражи очень сурово: перерезали сухожилия на ногах, отрезали носы и уши. Любителя поживиться уловом из чужих неводов могли опустить под лёд.

У орочей склонность к воровству считалась признаком того, что человеком овладел злой дух. Виновному подставляли под нос пучок тлеющего багульника и пороли, пока из него не выходил злой дух (Ларькин В.Г.). Порка предусматривала не определенное количество ударов, а доведение человека до определённого состояния. У эвенков воров секли до четерех обмороков.

Васюганские ханты надевали на провинившегося высокую берестяную шапку и водили по посёлку, при этом он должен был бить в котёл.

Распространённым наказанием было привязывание человека на один день к дереву: все проходившие мимо плевали на него и говорили всё, что думали о его поведении.

Но голодный имел право взять без спросу еду, и никакой кары за это ему не полагалось. Причём бедняк мог также безнаказанно угнать у богача одного-двух оленей.

Нанесение материального ущерба часто компенсировалось выкупом. Например, у остяков был случай кражи убитого медведя. Подозреваемый был подвергнут тройной присяге на священных предметах: огнём (углём), водой и головой медведя. На третьем этапе человек не выдержал психологического напряжения и сознался в краже и попытке обмануть старейшину. Ему было предписано вернуть украденное, а также трижды закинуть невод и отдать добычу шаману для жертвоприношения.

После подчинения русским выкуп за украденное вносился в том числе водкой. За убийство чужого оленя требовалось возместить его стоимость, вернуть его шкуру и выдать бутылку водки, которую совместно распивали истец, виновный и судья. Стоимость оленя определялась его качеством: самец или важенка, обученный или нет.

Суровым наказанием являлось изгнание из собственной среды: это было равносильно смертному приговору. Известен случай, когда тунгус, женившись вторично, в угоду второй жене оставил в тундре свою дочь от первого брака. В голодный период в тундре оставляли также приёмышей, больных и немощных.

После прихода русских этот вид кары утратил актуальность: изгой просто уходил в русское селение или в острог, где его охотно принимали на службу.

Успешное воровство вне своего рода приветствовалось. Неудачников же пороли, но не за кражу, а за неумение. Кража у русских, коми или шведов была, с точки зрения саамов, похвальным делом. А вот у хантов, ненцев и ительменов русские приравнивались к своим, поэтому воровать у них считалось предосудительным (С.П. Крашенинников).

Наказания за сексуальные провинности

У большинства народов Севера внебрачные связи в отличие от бесплодия проблемой не считались (пережиток группового брака). Бесплодных же женщин раскармливали до ожирения, в результате чего они рано умирали.

А вот у хантов распутных жён пороли до такой степени, что они были не в состоянии самостоятельно покинуть место экзекуции. Мужчин за прелюбодеяние одевали в безобразную одежду и водили по юртам для всеобщего осмеяния.

Айны за супружескую измену практиковали подвешивание за волосы и битьё палками. Позднее популярней стал другой способ наказания: муж вызывал соперника на дуэль – три раунда по три удара палкой по голой спине, плюс выкуп, после чего инцидент считался исчерпанным.

У ненцев муж жены-изменницы молча подходил к упряжке соперника и отпрягал из неё одного оленя. У сахалинских нивхов, эвенков и нанайцев неверную жену бросали одну в тундре.

Насильников связывали и коллективно пороли: кто сколько пожелает. Но в случаях с девицами нередко дело ограничивалось калымом и женитьбой. Применялся и херкем: человека на ночь привязывали стоящим к шестам чума возле дымового костра, и он вынужден был все это время дышать едким дымом.

Наказания за убийство

Убийство старого и немощного члена семьи как преступление не классифицировалось: пожилой человек уже не имел возможности жить в полную силу, был обузой для семьи, и нужно было ему помочь возродиться вновь молодым и сильным.

Убийство полноценного члена рода посторонним требовало кровной мести. Юкагиры рассматривали это как пролитие крови своего родоначальника, от чего может померкнуть солнце. У ульчей убийца должен был отдать семье убитого собственного сына. У народа айнов убийц живьём закапывали в землю.

У нанайцев за убийство полагалось отдать сестру, а если её не было, то выкуп, в который обязательно входила кольчуга (Л.Я. Штернберг. 1939 г.)
Особо провинившихся заковывали в колоду: человек не в состоянии был себя обслужить, даже не мог самостоятельно есть.

Убийство внутри рода у всех народов за исключением чукчей каралось казнью или изгнанием. У чукчей же расправа над членами семьи оставалась без последствий, если ее совершал мужчина. Известен случай, когда глава семьи убил двух своих жён с детьми и племянником и не получил никакого возмездия. Состояние опьянения считалось смягчающим обстоятельством, так как человек совершил преступление не по злому умыслу, а по причине помрачения ума.

Нарушения табу

По обычаю тунгусов инородец, зашедший в чум к больному человеку, обвинялся в его смерти и подлежал умерщвлению по принципу кровной мести. Но можно было и договориться о выкупе, поскольку система носила не столько карательный характер, сколько предполагала обязанность загладить вину и смягчить нанесённый вред.

Вода, огонь, жилище и посуда для приготовления пищи были священными у всех народов Севера. Запрещено было мочиться на угли. У орочей наказывали за опрокинутый в гостях ковш с водой и за поломку ограждения очага. У ненцев – за испражнение в чужом чуме. Запрещалось охотиться на молодых и беременных животных.

Военные традиции

Чукчи на протяжении столетий были настоящей грозой Арктики и держали в страхе эскимосов, коряков и юкагиров. Чукотские воины имели костяные латы, отлично стреляли из лука и в бой шли под грохот бубнов, обтянутых человеческой кожей. Нередко их набеги носили территориальный характер: Азия против Америки. Особо ценной добычей считались негритянки: ради них флотилии чукотских байдар доходили до Канады.

Чукчи применяли пытки по отношению к взятым в плен вождям и военачальникам. Человека раздевали и привязывали к дереву: зимой он замерзал, а летом заживо съедался мошкой: эти насекомые не просто пьют кровь, как комары, а откусывают плоть. Пленника также могли сжечь, посадив на раскалённые угли.

Эскимосы платили чукчам полной взаимностью. Они казнили пленных, просверливая им черепа.

Корякские и чукотские женщины носили при себе нож, которым в случае военного поражения убивали своих детей и совершали самоубийство, чтобы не попасть рабство.

Коряки вырабатывали у детей реакцию на опасность: подкрадывались к малышу и обжигали его раскалённым и острым предметом. В результате дети привыкали молниеносно отскакивать при малейшем непонятном движении или шорохе. Успешность привитых навыков проверялась тестированием: отец отправлял ребёнка куда-либо с поручением, а сам крался следом и, улучив момент, стрелял в сына из лука. Если тот не успевал среагировать, то падал замертво.

У народов Севера считалось, что даже если дурной поступок человека не становится достоянием гласности, духи все равно накажут виновного. Это сделает по поручению верховного божества дух-медведь. Погибшего в результате несчастного случая рассматривали как клятвопреступника или нарушителя равновесия в мироздании. Если на кого-либо нападал медведь, он автоматически признавался виновным во всех предыдущих тяжбах. Если при этом он оставался в живых, то должен был покаяться и выплатить сопернику по суду компенсацию, независимо от давности тяжбы.


Традиции малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в гендерном отношении довольно схожи. В новейшее время нормы общения, представления о мужском и женском начале коренных малочисленных народов, несмотря на географическую отдаленность, претерпели настолько существенные изменения, что сегодня возникла реальная угроза исчезновения некоторых из этих этносов.

— Традиционно, конечно, было разделение. Когда рождался мальчик, то обычно дарили лук, аркан, топор могли подарить. А если девочка рождалась, то бисер дарили. В эвенкийской семье родственники дарили оленей, дарили одинаково — мальчику и девочке. Когда исполнялось восемнадцать лет, уже могло быть до семидесяти оленей, до ста. Родители уже с рождения готовили ребенка к будущей семейной жизни.

— Есть какие-то традиционные идеалы?
— Красивым считался человек, который все умел. Мужчина должен очень хорошо из лука стрелять, хорошо бегать, зоркость должна быть, выносливость, ловкость. Мужчина с чувством собственного достоинства. И конечно, ответственность за свою семью, за свой род. А девушка должна была уметь все: шить шапки, унты, хорошо готовить, быть очень внимательной ко всем — к своим детям, к родителям мужа, к своим родителям. И все равно в северной семье, не только эвенкийской, все-таки чувствовалось равенство, потому что мужчина уходил на целый день, за оленями смотрел или на охоту, а хозяйкой стойбища в основном была женщина. И в то же время мужчина мог заболеть — и на охоту вместо него или за оленями могла пойти женщина. Поэтому взаимопонимание и взаимная поддержка — этого требовала природа.

— Случались романы вне семьи, измены, может быть? Как общество традиционное к этому относится?
— В XVII веке ученый посетил эвенкийское стойбище, и там он наблюдал такое явление. Все стойбище вышло на улицу, выстроены были в ряд. Мужчина шел — и его все колотили палками. Оказывается, его жена завела роман с другим мужчиной, и виновата была не женщина, а мужчина, потому что он позволил такое. Романы были, но если рождался ребенок, то этого ребенка принимали и воспитывали как своего.

— Действительно гостю предлагают провести время с женой, если это дорогой гость?
— Вы знаете, это не у всех народов. В основном это описывали чукчи, у эвенков такого не было. Многоженство — может быть. Во-первых, жена очень много работала, она уже старела, и поэтому вынуждены были более молодую женщину брать, для того чтобы семья существовала.

— Мог муж прогнать жену или жена прогнать мужа? Вообще, трудно себе представить, что в тайге можно кого-то куда-то прогнать.
— Нет, такого не было. Эвенкийские женщины себя в обиду не давали. Они могли просто уйти к своему роду, и род спокойно их принимал, и вместе с детьми могла уехать.

— А оленей своих?
— Оленей тоже забирала своих.

— Есть какая-то еда специально для мужчин, для женщин?
— Из потрохов медведей делают бульон — это только подают мужчинам. И к тому же голову медведя есть только мужчина, женщина тоже не ест.

— Еду традиционно готовят женщины.
— Да. Эвенкийская женщина, если мужчины сидят, она не садится с мужчинами. В эвенкийском чуме есть место позади очага — это малу называется, где мужчины сидят. Сбоку — женщины. А с правой стороны сидит молодежь.

Итак, разделение обязанностей мужчин и женщин вовсе не означало отсутствие равноправия. Напротив, в суровых условиях Севера именно традиционный уклад способствовал сохранению семьи, рода, этноса.

О том, как проведение современной политики гендерного равенства может повлиять на жизнь коренных малочисленных народов, я попросила рассказать вице-президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Павла Суляндзигу.

— Это очень серьезный вопрос, потому что, действительно, то, что происходит в реальной жизни сейчас, это достаточно сильные изменения, и они касаются и мужчин, и женщин. То есть женщины лучше адаптируются, в связи с этим мужчинам тяжелее, и они перестают быть той ведущей силой, которая была очень значима для семьи. И если все так удачно сложится, что вернется к прежнему быту, насколько это возможно, то может ли случиться так, что женщины уже утратят ту способность если не к подчинению, то к такому существованию традиционному, которое было принято и которое действительно сохраняет этнос как таковой?
— Так называемые процессы глобализации всегда имеют две стороны. По коренным народам это очень ярко заметно, потому что не только на девушках это сказывается, но и на парнях, которые уезжают в большие города учиться, а потом очень редко возникает желание вернуться обратно. Для их адаптация в своей собственной среде, в среде своих предков достаточно тяжела. Это для России новая проблема, но она не новая для всего мира. Я очень долгое время жил и ездил по американским резервациям, это было в конце 1980-х—начале 90-х годов, и все поднимали проблему городских индейцев. Стали строить в очень больших городах — в Сан-Франциско я был, в Сиэтле — специально за счет федеральных денег культурные центры индейские для городских индейцев.

— Кто больше уезжает в города, девушки или юноши?
— Девушки. Традиционно в России всегда девочки учились лучше в школах, и это означает, что перед ними открываются определенные перспективы для обучения дальше, чаще они были более инициативными.

— Женщины, которые уезжают и остаются в городах, за кого выходят замуж? Это смешанные браки?
— Народ же определяется не физическими данными. Человек, который выходит замуж или женится в городе из числа коренных народов, их дети автоматически фактически принимают культуру доминирующего народа. Но у нас много других примеров, когда в наших селах, национальных поселках там как раз принимают те, кто выходит замуж или женится, представители других национальностей, они принимают культуру доминирующего народа, который есть.

— Значит ли это, что на местах, дома остается больше мужчин, чем женщин?
— Да. По многим северным регионам нет невест, в поселках живут в подавляющем большинстве мужчины молодого возраста, и нет женщин, с которыми они могли бы составить семью, пару. Тоже проблема в большей степени не городская, а поселковая — люди ведут, скажем так, люмпенизированный образ жизни, не могут работать, зарабатывать другим способами, кроме как оленеводством, охотой, рыболовством. Не могут потому, что уже на самом деле не могут, а кто-то уже и не хочет. Одна из самых больших проблем связана с алкоголизмом. Не так давно на Север, к сожалению, пришли наркотики, и они становятся самой большой проблемой. Хотя, что касается агрессии, я не выделял бы это в отдельную проблему, она не больше, чем в других местах. Очень часто, когда коренные малочисленные народы поднимают вопрос о защите своих прав, по защите исконной среды обитания, традиционный образ жизни, очень многие чиновники начинают говорить: «Никаких национальных вопросов мы здесь поднимать не будем. Мы не будем рождать новую Чечню. А в советское время, я помню, в конце 1980-х, говорили про Карабах. То есть это люди, которые вообще не понимают, что такое Север, что такое коренные народы Севера. Я как раз на Общественной палате приводил пример, что на Северном Кавказе, когда человека обижают, он что делает? Он берет ружье и идет мстить. Так воспитаны. На Севере России, тебя если обижают, ты идешь и убиваешь себя. Мы проводили небольшие исследования, и в ряде поселков 30% смертей — это суицид. По одному из поселков Корякского округа мы проводили исследования — средний возраст умерших был 41 год. По эвенкийскому поселку в Амурской области средний возраст умерших — 27 лет.

— И это, как правило, мужское население?
— Абсолютно точно. Просто обидели человека — и многие просто идут и кончают с собой. То есть уходят в тундру, в тайгу, там стреляются, кто-то просто уходит и замерзает. По-разному…

Так, на примере коренных малочисленных народов становится очевидно, что когда, по тем или иным причинам, кардинально меняется структура общества, то разрушается и традиционный семейный уклад, а культура народа сохраняется как музейная ценность.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции