Получение дифтерийного яда выработка стойкого

Иммунитет – это невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний.

Лейкоциты (белые клетки крови) обеспечивают иммунитет: защищают организм от микроорганизмов и чужеродных частиц.

Фагоциты – это лейкоциты, пожирающие чужеродные частицы. Явление фагоцитоза было открыто И.И.Мечниковым.

Антитела – это белки, выделяемые лейкоцитами (В-лимфоцитами).

  • Антитела совпадают по форме с чужеродными частицами, присоединяются к ним, тем самым облегчают фагоцитам их уничтожение.
  • На то, чтобы выработать достаточное количество антител против нового (незнакомого) возбудителя, В-лимфоцитам требуется 3-5 дней.
  • Наличие в крови человека антител к определенному вирусу (например, к ВИЧ) говорит о том, что человек заражен.

СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита) вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ паразитирует на лейкоцитах (лимфоцитах), это приводит к разрушению иммунной системы.

Естественный пассивный (врожденный)

  • У человека с рождения имеются готовые антитела против многих болезней. Например, человек не болеет собачьей чумкой
  • Ребенок получает готовые антитела с материнским молоком. Вывод: дети, находящиеся на грудном вскармливании, меньше болеют.

Естественный активный – по окончании болезни в организме остаются клетки памяти, запоминающие строение антител. При повторном попадании того же самого возбудителя выделение антител начинается не через 3-5 дней, а сразу, и человек не заболевает

Искусственный активный появляется после прививки – введения вакцины, т.е. препарата убитых или ослабленных возбудителей болезни. Организм проводит полноценную иммунную реакцию, остаются клетки памяти.

Искусственный пассивный – появляется после введения сыворотки – препарата готовых антител. Сыворотка вводится во время болезни, чтобы спасти человека. Клетки памяти при этом не образуются.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Введение в кровь сыворотки, содержащей антитела против возбудителей определенного заболевания, приводит к формированию иммунитета
1) активного искусственного
2) пассивного искусственного
3) естественного врожденного
4) естественного приобретенного

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой русский ученый открыл процесс фагоцитоза
1) И.П. Павлов
2) И.И. Мечников
3) И.М. Сеченов
4) А.А. Ухтомский

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вакцина содержит
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3) готовые антитела
4) убитых возбудителей

Выберите один, наиболее правильный вариант. Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека, если ему в кровь вводят
1) ослабленных возбудителей болезни
2) готовые антитела
3) фагоциты и лимфоциты
4) вещества, вырабатываемые возбудителями

Выберите один, наиболее правильный вариант. Человеку, заболевшему дифтерией необходимо ввести
1) вакцину
2) сыворотку
3) антигены
4) физиологический раствор

Выберите один, наиболее правильный вариант. Противостолбнячная сыворотка содержит
1) ослабленных возбудителей болезни
2) антибиотики
3) антитела
4) бактерий, питающихся бактериями столбняка

Выберите один, наиболее правильный вариант. Активный искусственный иммунитет
1) человек получает при рождении
2) возникает после перенесенной болезни
3) образуется после предупредительной прививки
4) образуется после введения сыворотки

Установите соответствие между защитным свойством организма человека и видом иммунитета: 1) активный, 2) пассивный, 3) врожденный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида

Установите последовательность этапов приготовления противодифтерийной сыворотки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) получение дифтерийного яда
2) выработка стойкого иммунитета у лошади
3) приготовление противодифтерийной сыворотки из очищенной крови
4) очищение крови лошади – удаление из нее клеток крови, фибриногена и белков
5) многократное введение лошади дифтерийного яда через определенные промежутки времени с увеличением дозы
6) забор крови у лошади

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лечебные сыворотки характеризуются тем, что
1) используются для профилактики инфекционных заболеваний
2) содержат готовые антитела
3) содержит ослабленных или убитых возбудителей заболеваний
4) в организме антитела сохраняются недолго
5) используются для лечения инфекционных заболеваний
6) после введения вызывают заболевания в легкой форме

1. Установите соответствие между видом иммунитета 1) естественный, 2) искусственный - и способом его появления. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передается по наследству, врождённый
Б) возникает под действием вакцины
В) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки
Г) формируется после перенесенного заболевания

Д) передается с материнским молоком

2. Установите соответствие между особенностями и видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) невосприимчивость человека к чумке, поражающей собак
Б) невосприимчивость к кори после прививки
В) возникает после введения сыворотки
Г) вырабатывается после введения препаратов, содержащих антитела
Д) наследование невосприимчивости к инфекциям

Установите соответствие между характеристикой и видом лечебного препарата: 1) вакцина, 2) лечебная сыворотка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит убитые или ослабленные вирусы или бактерии
Б) содержит готовые антитела
В) может вызвать заболевание в лёгкой форме
Г) вводится, как правило, заболевшему человеку или при подозрении на заражение
Д) участвует в формировании пассивного искусственного иммунитета
Е) образует активный искусственный иммунитет

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для естественного иммунитета человека?
1) передаётся по наследству
2) вырабатывается после перенесения инфекционного заболевания
3) вырабатывается после введения токсинов в организм
4) вырабатывается после введения ослабленных микроорганизмов
5) обеспечивается переходом антител из крови матери в кровь плода
6) формируется после введения человеку сыворотки


Министерство образования Пермского Края

Оргкомитет региональной предметной олимпиады школьников

Задания заочного этапа олимпиады

1. Совместите цифру с буквой

Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида):

1. Плазматическая мембрана

7. Клеточный центр

8. Комплекс Гольджи

11. Жгутики и реснички

А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке

Г) Движение органоидов по клетке

Д) Хранение наследственной информации

Ж) Синтез жиров и улеводов

К) Обеспечение клетки энергией

Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М) Движение клетки

О) Связь клетки с внешней средой

П) Управление цитоскелетом и делением ядра

Р) Есть только у растений

С) Есть только у животных

2. Сопоставьте буквы, соответствующие частям зародыша, напротив каждого органа или системы. Определите происхождение систем и органов.

- дерма (соединительная ткань)

Г) первичные половые клетки

Г) первичные половые клетки

4. Пищеварительная система

5. Дыхательная система

6. Выделительная система

7. Нервная система

8. Органы чувств:

9. Половая система:

- железы и половые пути

3. Какая мутация принесет наибольший, а какая наименьший вред? У четырех разных эмбрионов в начале одного гена произошли разные мутации:

Мутагенная м – РНК:

Для выполнения задания воспользуйтесь таблицей генетического кода:


4. Совместите букву с цифрой. Укажите количество хромосом и количество ДНК на разных стадиях формирования яйцеклетки

1. Овогонии а. 1n1c

2. Овоцит 1-го порядка б. 2n2c

3. Овоцит 2-го порядка в. 2n4c

4. Овотида г. 1n2c

5. Отметьте, верное утверждение

1. Антикодон т-РНК УУЦ соответствует триплету ДНК ААТ.

2. Один нуклеотид кодирует одну аминокислоту.

3. Один кодон кодирует одну аминокислоту.

4. Один ген эукариот кодирует один белок.

5. Один ген прокариот кодирует один белок.

6. Информация из ядра к рибосоме доставляется молекулами т-РНК.

7. Промотор – это участок гена, отвечающий за присоединение РНК – полимеразы к гену.

8. Рибосомы образуются в ядре.

9. Стадия клеточного цикла, во время которой удваивается ДНК, называется профазой.

10. У человека трисомия по 21-й паре хромосом вызывает синдром Дауна.

6. Установите последовательность этапов приготовления противодифтерийной сыворотки:

А. введение лошади дифтерийного яда

Б. получение дифтерийного яда

В. выработка стойкого иммунитета у лошади

Г. приготовление противодифтерийной сыворотки из очищенной крови

Д. очищение крови лошади – удаление из нее клеток крови, фибриногена и белков

Е. многократное введение лошади дифтерийного яда через определенные промежутки времени с увеличением дозы

Ж. забор крови у лошади

7. Опишите рисунок. На рисунке изображена структурно-функциональная единица почки - нефрон.

А) Какие компоненты данной структуры отмечены цифрами 1-7?


Б) Процесс образования и выделения мочи протекает в две фазы: фильтрации и реабсорбции. Опишите основные события, происходящие при этих процессах. Чем отличается первичная моча от вторичной? _____________________

В) Вставьте пропущенные слова:

Регуляция деятельности почек осуществляется (1)_______________ механизмами.

Сужение сосудов почек и усиление реабсорбции натрия происходит под влиянием ___________________ (2) отдела вегетативной нервной системы.

Напротив, ___________________ (3) нервы расширяют просвет сосудов почек, активируют реабсорбцию глюкозы и секрецию органических кислот. В гуморальной регуляции участвует ряд гормонов.

Гормон задней доли гипофиза ________________(4) усиливает реабсорбцию воды в почечных канальцах и т. о. уменьшает диурез.

Под влиянием гормона коры надпочечников ________________(5) увеличиваются реабсорбция ионов Na и секреция K и H в канальцах. Выведение почками неорганического фосфора и кальция регулируется ________________(6) и ________________(7).

8. Дайте развернутый ответ и запишите его


- Какое животное изображено на рисунке?

- К какому типу и классу относится данное животное?

- Какие особенности его строения, питания, размножения вам известны?

- Каково его медицинское значение?

9. Решите задачу

У родителей, имеющих 2-ю группы крови и не страдающих гемофилией, родился сын – гемофилик с 1-й группой крови. Определите генотипы родителей, их сына, генотипы и фенотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи.

10. Дайте сжатый ответ на вопрос и запишите его

Что значит правильное использование лекарственных и химических веществ в домашних условиях?



Иммунитет - это невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний.

Лейкоциты (белые клетки крови) обеспечивают иммунитет: защищают организм от микроорганизмов и чужеродных частиц.

Фагоциты - это лейкоциты, пожирающие чужеродные частицы. Явление фагоцитоза было открыто И.И.Мечниковым.

Антитела - это белки, выделяемые лейкоцитами (В-лимфоцитами).

  • Антитела совпадают по форме с чужеродными частицами, присоединяются к ним, тем самым облегчают фагоцитам их уничтожение.
  • На то, чтобы выработать достаточное количество антител против нового (незнакомого) возбудителя, В-лимфоцитам требуется 3-5 дней.
  • Наличие в крови человека антител к определенному вирусу (например, к ВИЧ) говорит о том, что человек заражен.

Естественный пассивный (врожденный)

  • У человека с рождения имеются готовые антитела против многих болезней. Например, человек не болеет собачьей чумкой
  • Ребенок получает готовые антитела с материнским молоком. Вывод: дети, находящиеся на грудном вскармливании, меньше болеют.

Естественный активный - по окончании болезни в организме остаются клетки памяти, запоминающие строение антител. При повторном попадании того же самого возбудителя выделение антител начинается не через 3-5 дней, а сразу, и человек не заболевает

Искусственный активный появляется после прививки - введения вакцины, т.е. препарата убитых или ослабленных возбудителей болезни. Организм проводит полноценную иммунную реакцию, остаются клетки памяти.

Искусственный пассивный - появляется после введения сыворотки - препарата готовых антител. Сыворотка вводится во время болезни, чтобы спасти человека. Клетки памяти при этом не образуются.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Введение в кровь сыворотки, содержащей антитела против возбудителей определенного заболевания, приводит к формированию иммунитета
1) активного искусственного
2) пассивного искусственного
3) естественного врожденного
4) естественного приобретенного

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой русский ученый открыл процесс фагоцитоза
1) И.П. Павлов
2) И.И. Мечников
3) И.М. Сеченов
4) А.А. Ухтомский

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вакцина содержит
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3) готовые антитела
4) убитых возбудителей

Выберите один, наиболее правильный вариант. Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека, если ему в кровь вводят

2) готовые антитела
3) фагоциты и лимфоциты
4) вещества, вырабатываемые возбудителями

Выберите один, наиболее правильный вариант. Человеку, заболевшему дифтерией необходимо ввести
1) вакцину
2) сыворотку
3) антигены
4) физиологический раствор

Выберите один, наиболее правильный вариант. Противостолбнячная сыворотка содержит
1) ослабленных возбудителей болезни
2) антибиотики
3) антитела
4) бактерий, питающихся бактериями столбняка

Выберите один, наиболее правильный вариант. Активный искусственный иммунитет
1) человек получает при рождении
2) возникает после перенесенной болезни
3) образуется после предупредительной прививки
4) образуется после введения сыворотки

Установите соответствие между защитным свойством организма человека и видом иммунитета: 1) активный, 2) пассивный, 3) врожденный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида

Установите последовательность этапов приготовления противодифтерийной сыворотки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) получение дифтерийного яда
2) выработка стойкого иммунитета у лошади
3) приготовление противодифтерийной сыворотки из очищенной крови
4) очищение крови лошади – удаление из нее клеток крови, фибриногена и белков
5) многократное введение лошади дифтерийного яда через определенные промежутки времени с увеличением дозы
6) забор крови у лошади

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лечебные сыворотки характеризуются тем, что
1) используются для профилактики инфекционных заболеваний
2) содержат готовые антитела
3) содержит ослабленных или убитых возбудителей заболеваний
4) в организме антитела сохраняются недолго
5) используются для лечения инфекционных заболеваний
6) после введения вызывают заболевания в легкой форме

1. Установите соответствие между видом иммунитета 1) естественный, 2) искусственный - и способом его появления. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передается по наследству, врождённый
Б) возникает под действием вакцины
В) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки
Г) формируется после перенесенного заболевания

Д) передается с материнским молоком

2. Установите соответствие между особенностями и видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) невосприимчивость человека к чумке, поражающей собак
Б) невосприимчивость к кори после прививки
В) возникает после введения сыворотки
Г) вырабатывается после введения препаратов, содержащих антитела
Д) наследование невосприимчивости к инфекциям

Установите соответствие между характеристикой и видом лечебного препарата: 1) вакцина, 2) лечебная сыворотка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит убитые или ослабленные вирусы или бактерии
Б) содержит готовые антитела
В) может вызвать заболевание в лёгкой форме
Г) вводится, как правило, заболевшему человеку или при подозрении на заражение
Д) участвует в формировании пассивного искусственного иммунитета
Е) образует активный искусственный иммунитет

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для естественного иммунитета человека?
1) передаётся по наследству
2) вырабатывается после перенесения инфекционного заболевания
3) вырабатывается после введения токсинов в организм
4) вырабатывается после введения ослабленных микроорганизмов
5) обеспечивается переходом антител из крови матери в кровь плода
6) формируется после введения человеку сыворотки

Защитная система организма, которая оберегает нас от вредных воздействий извне, называется иммунитетом. Чем крепче, сильнее защитная сила, тем здоровее человек. Существует неспецифический и специфический иммунитет , каждый вид одинаково важен. Для того чтобы наш организм вовремя справлялся с бактериями и вирусами и не давал развиваться заболеванию, иммунитет нужно постоянно укреплять. Формирование иммунитета, его обновление происходит на протяжении всей жизни. В статье разберем более подробно, как формируется специфический и неспецифический иммунитет. Что нужно делать, чтобы он вовремя справлялся со своей защитной функцией?

Понятие специфического иммунитета

Как специфический, так и неспецифический иммунитет формироваться начинает из стволовых клеток. В дальнейшем их пути расходятся: неспецифический отправляет свои клетки в селезенку, дорога специфического - в тимус или вилочковую железу. Там каждый из них превращается в антитела, которые уже выполняют свои защитные функции. Чем больше н а своем пути иммунная система встречает микроорганизмов, тем больший запас антител у нее появляется для борьбы с различными заболеваниями. Это и служит ответом на вопрос, почему домашние, изнеженные дети чаще болеют, чем те, которые растут на природе, на свежем воздухе.

Приобретенный (специфический) иммунитет - это способность организма не воспринимать определенные инфекции, формируется она всю жизнь. Специфический иммунитет в медицине подразделяют на два вида: активный и пассивный. Каким путем создается специфический иммунитет активный ? Специфический иммунитет связан с фагоцитозом. Он появляется после перенесенных заболеваний либо при вакцинации, когда вводятся ослабленные бактерии и вирусы. Как только иммунная система сталкивается с возбудителем, происходит выработка антител. Повторное заболевание, вызванное этими же вирусами, пройдет в более легкой форме или совсем минует организм. Антитела, уже существующие в организме, быстро нейтрализуют врагов.


Пассивный специфический иммунитет

Для формирования в организм искусственно вводятся уже готовые антитела. Так, например, используется Также пассивный иммунитет формирует грудное вскармливание, вместе с молоком матери ребенок уже получает готовые защитные антитела.

Активный специфический иммунитет - это реакция на определенного возбудителя. Так, например, она появляется после вакцинации от оспы. Следует помнить, что наличие антител в крови, их активная работа, сопротивление возбудителям зависят от общего состояния иммунной системы, ее здоровья.

Неспецифический иммунитет

Формирование неспецифического, как и с пецифического иммунитета связано с фагоцитозом. Врожденный передается на м от родителей с генами, составляет он 60% всех наших защитных сил.

Фагоциты - клетки, которые поглощают чужеродные нам организмы. Формируются из стволовых клеток, "инструктаж" проходят в селезенке, где учатся распознавать чужаков.

Действует неспецифический иммунитет эффективно и просто: обнаруживает антигены и сразу их удаляет. Важная миссия и особенность неспецифического иммунитета - способность бороться и уничтожать опухолевые раковые клетки.

Как организована защита в нашем организме


На пути микробов первым барьером встает наша кожа, а также слизистые. Кроме механической защиты они еще обладают и бактерицидными свойствами, при условии, что на них нет повреждений. Защита обеспечивается секретами сальных и потовых желез. К примеру, уже через 15 минут при контакте со здоровой кожей погибает возбудитель брюшного тифа. Слизистыми выделяются секреты, которые крайне губительны для микробов.


Структура иммунной системы

Специфический иммунитет обеспечивается лимфоцитами о дним из способов: гуморальным или клеточным. Вся иммунная система представляется в виде комплекса лимфоидной ткани и лимфоидных органов. Относятся сюда:

Также в состав иммунной системы включены:

лимфоидные бляшки в кишечнике;

лимфоидные узелки, находящиеся в слизистой ЖКТ, урогенитальных путей, дыхательной трубки;

лимфоидная диффузная ткань;


Что ослабляет иммунитет

Из-за чего у человека происходит Организм теряет свои защитные свойства из-за ряда причин, к которым можно отнести:

неполноценное питание, нехватку витаминов и минералов;

злоупотребление гормональными препаратами и антибиотиками;

хронические стрессы и усталость;

воздействие радиационной обстановки, атмосферных загрязнений.

Кроме этого, снизиться иммунитет может после оперативного вмешательства, наркоза, при большой кровопотере, ожогах, травмах, при интоксикациях и инфекциях, при частых простудах, хронических заболеваниях. Особенно снижение иммунитета проявляется после ОРВИ и гриппа.

Отдельно нужно выделить детский иммунитет. В период развития ребенка выделяют пять этапов, когда иммунитет может снизиться до критической отметки:

возраст до 30 дней;

с 3 по 6 месяцы;

на 2 году жизни;

в подростковом возрасте.

В педиатрии даже существует понятие ЧБД (часто болеющие дети), сюда относятся малыши, которые заболевают четыре раза за год и более.

Укрепление иммунитета


Чтобы усилить защитные функции, необходимо принимать меры по укреплению неспецифического и с пецифического иммунитета.

Неспецифический иммунитет укрепляется, если повышается общая сопротивляемость организма. Как правило, когда говорят, ч то нужно укрепить иммунитет, имеют ввиду именно неспецифический вид. Что для этого требуется:

соблюдение режима дня;

полноценное питание - содержание в пище необходимого количества минералов, витаминов, аминокислот;

зан ятия спортом, закаливание организма;

при ем препарат ов, укрепляющи х и усиливающих иммунитет, например с бета-каротином;

Избега йте частого приема антибиотиков, придержива й т е с ь только назначений врача.

Укрепление (создание) специфического иммунитета

Специфический иммунитет создается путем введения вакцины. Действует он целенаправленно против какого-либо заболевания. Стоит учитывать, что при проведении активной вакцинации, то есть при вводе ослабленных возбудителей болезни, защитные реакции организма сразу же направляются на выработку антител для борьбы с недугом. Вследствие этого реакция организма на другие инфекции временно ослабляется. Поэтому перед проведением вакцинации необходимо повысить, укрепить собственный неспецифический иммунитет. В ином случае есть вероятность быстро подхватить какой-либо вирус.


Прививки

Вакцинация является надежным способом приобретения специфического иммунитета и возможностью защититься от конкретного заболевания. Активный иммунитет формируется за счет выработки антител на введенный ослабленный вирус. Сам по себе он не способен вызвать заболевание, однако способствует включению иммунитета, который реагирует именно на это заболевание.

Важно помнить, что после любой прививки может наблюдаться реакция, а также небольшие побочные эффекты в легкой форме. Это нормально, не стоит паниковать. У ослабленных детей часто обостряются хронические заболевания после прививок, потому что силы основного иммунитета направляются на выработку антител к введенному препарату. лучше реагируют, частота развития побочных эффектов не превышает 2%. Для того чтобы избежать осложнений, необходимо организм подготовить, нормализовать неспецифический иммунитет. Для этого подойдут все меры, описанные выше.

Вопрос 1. Что такое иммунитет?
Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также инородных тел и веществ и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей.

Вопрос 2. К какому виду иммунитета относится фагоцитоз?
Фагоцитоз относится к неспецифическому (клеточному) виду иммунитета.

Вопрос 4. Могут ли антитела, выработанные против дифтерии, обезвредить столбнячный яд?
Нет, так как каждый вид антител обезвреживает только соответствующий антиген.

Вопрос 5. Что такое воспаление? Каковы его признаки?
Воспаление - это сложная приспособительная сосудисто-тканевая реакция организма на повреждение целостности тканей и проникновение чужеродных организмов или веществ.
Основныеобщие признаки воспаления: повышение температуры тела и изменение состава крови. Местные признаки воспаления: краснота, боль, жар, припухлость, нарушение функции.

Вопрос 6. Какие заболевания называют инфекционными? Что для них характерно?
Инфекционные заболевания - это заболевания, которые вызываются патогенными бактериями (сыпной тиф, чума, холера, сифилис, туберкулез, ангина и др.), а также вирусами (грипп, СПИД, герпес, гепатит, корь, бешенство, натуральная оспа, энцефалит, многие злокачественные опухоли и др.). Инфекционные заболевания заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета. Под цикличностью течения заболевания принято пони мать закономерную смену симптомов болезни. Так, после попадания в организм инфекции больной некоторое время не чувствует каких-либо изменений. Это скрытый период болезни. Здесь происходит, с одной стороны, размножение возбудителя, а с другой - нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител. Болезнь не наступает, если антителам удается в самом начале подавить размножение возбудителя. В противном случае постепенно развиваются симптомы болезни. В это время в организме происходит интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител. В стадии выздоровления антитела начинают сдерживать размножение возбудителя и нейтрализуют его яды. Человек выздоравливает.

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области


Услуги / Вакцинация и иммунопрофилактика детей и подростков


Что такое иммунизация?

Иммунизация (иммунопрофилактика, вакцинация) – это процесс, благодаря которому человек приобретает иммунитет, или становится невосприимчивым к инфекционной болезни, обычно, путем введения вакцины. Вакцины стимулируют собственную иммунную систему организма к защите человека от соответствующей инфекции или болезни.

Иммунизация широко признана одной из самых успешных и эффективных мер здравоохранения по сохранению жизни и здоровья людей из всех существующих. Она позволяет ежегодно предотвращать от 2 до 3 миллионов случаев смерти от инфекционных болезней в мире.

Виды прививок, которые вы можете сделать в детской поликлинике ГАУЗ ЯО КБ № 2

Актуальность детской иммунизации

По данным ВОЗ, каждый пятый ребенок в мире не охвачен вакцинацией, что является причиной высокой детской смертности в странах, где государственные программы иммунизации против инфекционных болезней не имеют устойчивого финансирования.

Большая роль принадлежит иммунизации в деле борьбы с туберкулезом легких. Родителям хорошо известно, что в течение уже многих лет иммунизируют всех новорожденных с целью недопущения развития у них этой опасной инфекции. Конечно, достичь стопроцентного результата здесь пока не удается, но снизить заболеваемость туберкулезом врачам удалось.

В группе кишечных инфекций особенно эффективна иммунизация в профилактике полиомиелита. Радикальной мерой профилактики бруцеллеза остается оздоровление стада домашних животных, от которых эта инфекция может переходить к человеку, например с молоком. Прекрасные результаты были получены при иммунизации населения против сыпного тифа.

Иммунизация проводится в плановом порядке и по эпидемическим показаниям. Перечень инфекционных болезней для иммунизации в плановом порядке и сроки прививок определяет Министерство здравоохранения России. При этом учитывается необходимость соблюдения 2-месячного интервала между прививками против отдельных инфекционных болезней.

Общеизвестно, что детей прививают в плановом порядке против туберкулеза на 5-7-й день жизни ребенка, против полиомиелита – со 2-го месяца жизни, против дифтерии и коклюша – с 5-6-го месяца, против оспы – с 1-го года до 2 лет и против кори – с 10 месяца жизни. По показаниям проводят и повторные прививки.

Иммунитет обеспечивают антитела

Иногда для выработки стойкого иммунитета вакцинацию необходимо повторять несколько раз. Некоторые вакцины действуют только в течение нескольких лет и поэтому прививку следует повторить. Перед этим необходимо проконсультироваться с врачом.

История вакцинации

Первая вакцинация была произведена в 1796 году. Английский врач Э.Дхеннер привил коровью оспу нескольким пациентам, так как он заметил, что люди, переболевшие коровьей оспой, не заболевают натуральной оспой. В 1977 году был зарегистрирован последний случай оспы.

Принципы иммунизации

При проведении активной иммунизации используется живая или неживая вакцины. Живая вакцина - это возбудители болезни, которые сохранили способность к размножению, но оказываемое ими действие очень слабо выражено. Такой вакциной прививают против оспы, полиомиелита, туберкулеза, желтой лихорадки, кори, краснухи и свинки.

Неживая вакцина содержит возбудителей болезни, которые не могут размножаться, однако остаются достаточно активными для того, чтобы способствовать образованию в организме антител. Такой вакциной прививают от холеры, тифа, паратифа, коклюша и гриппа.

В основе пассивной иммунизации лежит введение пациенту чужеродных антител, взятых у привитых людей или животных. Действие такой вакцины начинается через несколько часов и заканчивается через четыре недели, так как чужеродные антитела, попав в организм человека, расщепляются. Пассивная иммунизация применяется обычно в тех случаях, когда человек уже заразился определенной болезнью или вероятность заражения очень велика. Классический пример применения пассивной иммунизации - вакцинация против бешенства.

Пассивная иммунизация не предохраняет от конкретной болезни, а лишь смягчает ее течение. Иммунные сыворотки, применяемые для лечения столбняка, кори, краснухи, свинки, гепатита и бешенства, получают от привитых людей. Иммунной сывороткой животных лечат дифтерию, ботулизм, газовую гангрену, отравления змеиными ядами.

Когда необходима вакцинация?

Ответ на этот вопрос в основном зависит от обстоятельств жизни конкретного человека.

Опасна ли вакцинация?

У детей вакцина нередко вызывает легкую прививочную реакцию, например, небольшое повышение температуры тела, умеренную болезненность, покраснение и припухание в месте инъекции, потерю аппетита. Реже встречаются серьезные поражения и обычно они наблюдаются у детей с хроническими заболеваниями. Таким детям прививки делают в больнице под наблюдением врача.

При наличии повышенной чувствительности к чужому белку возможно возникновение сывороточной болезни. В легких случаях наблюдаются такие симптомы сывороточной болезни, как увеличенные лимфоузлы и крапивница. Кроме того, возможен аллергический шок, являющийся частой причиной смерти пациента.

Кто оплачивает затраты на вакцинацию?

Вакцинация по Национальному календарю прививок или по эпидпоказаниям (например, при плановых прививках детей или применении вакцины против столбняка в случае травмы и др.) проводится бесплатно. Другие специальные вакцины, например, при поездках заграницу необходимо оплачивать самостоятельно.

Если Вы заботитесь о своём здоровье и о своём будущем - примите правильное решение о проведении иммунизации уже сейчас.

Национальный календарь прививок – документ, утверждаемый приказом Минздрава РФ, который определяет сроки и типы вакцинаций (профилактических прививок), проводимых бесплатно и в массовом порядке в соответствии с программой обязательного медицинского страхования (ОМС).

Прививочный календарь разрабатывается с учетом всех возрастных особенностей, в том числе и наиболее опасных инфекционных заболеваний у детей первого года жизни. Прививки, которые делаются в рамках Национального календаря, позволяют значительно снизить риск заболевания у детей. А если ребенок все же заболеет, то сделанная прививка будет способствовать протеканию болезни в более легкой форме и избавит от тяжелых осложнений , многие из которых крайне опасны для жизни.

Национальный календарь прививок

Национальный календарь прививок – это система наиболее рационального применения вакцин, обеспечивающая развитие напряженного иммунитета в самом раннем (ранимом) возрасте в максимально короткие сроки. Календарь прививок можно разделить на две части.

Первая часть – Национальный календарь профилактических прививок, предусматривающий вакцинацию против повсеместно распространенных инфекций, которыми переболевает практически вся человеческая популяция (воздушно-капельные инфекции – корь, краснуха, эпидемический паротит, коклюш, ветряная оспа, дифтерия, грипп), а также инфекций, которые характеризуются тяжелым течением с высокой летальностью (туберкулез, гепатит В, дифтерия, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция типа b).

Вторая часть – прививки по эпидемическим показаниям – против природно-очаговых инфекций (клещевой энцефалит, лептоспироз и др.) и зоонозных инфекций (бруцеллез, туляремия, сибирская язва). К этой же категории могут быть отнесены прививки, проводимые в группах риска – лицам как с высокой возможностью заражения, так и с высокой опасностью для окружающих в случае их заболевания (к таким заболеваниям относятся гепатит А, брюшной тиф, холера).

Национальный календарь – это авторитетный источник информации, который поможет родителям сориентироваться, от каких болезней можно защитить ребенка, и в какие сроки это лучше делать.

На сегодняшний день в мире известно более 1,5 тыс. инфекционных заболеваний, но люди научились предотвращать только 30 самых опасных инфекций с помощью профилактических прививок. Из них 12 инфекций, которые наиболее опасны (в том числе, своими осложнениями) и которыми легко заболевают дети во всем мире, входят в Национальный календарь профилактических прививок России. Еще 16 из списка опасных болезней включены в Национальный календарь прививок по эпидемическим показаниям.


Смотрите также

Подготовка к ультразвуковым и функциональным исследованиям


Органы брюшной полости (печень, ж/пузырь, поджелудочная железа, селезенка), висцеральные сосуды (аорта, чревный ствол, верхняя брыжеечная артерия, сосуды почек), абдоминальные и забрюшинные лимфоузлы.

Подготовка: За 2-3 дня до исследования исключить из пищи молоко, горох, фасоль, капусту, фрукты, свежий хлеб, кондитерские изделия и другие продукты, вызывающие метеоризм.
Явка на исследование натощак, после 8-часового голодания.

Исследование органов мочевыделительной системы (мочевого пузыря, предстательной железы, матки и яичников) проводится при наполненном мочевом пузыре.

Возможные варианты подготовки:
— за 2 часа до приема выпить 500-700 мл жидкости и не мочиться до проведения исследования;
— не мочиться перед исследованием 3-5 часов.

Перед исследованием у пациента должен быть явный позыв к мочеиспусканию.

Исследование почек, сосудов головы и шеи, сосудов конечностей, суставов, щитовидной железы, молочных желез, мягких тканей, исследование сердца (ЭХО-КС), специальной подготовки не требует.

ЭКГ, спирометрия, суточное мониторирование (холтер) специальной подготовки не требуется

Внимание! Приостанавливается плановая амбулаторная помощь с 02.04.2020

Уважаемый пациент!

В целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ярославской области.
1) Приостанавливается плановая амбулаторная медицинская помощь населению с 02.04.2020, за исключением случаев направления граждан в бюро медико-социальной экспертизы, у которых истёк срок инвалидности, а так же граждан, которые имеют предельные сроки временной нетрудоспособности.
2) Организовать оказание медицинской помощи в поликлинических подразделениях по неотложным показаниям.

Следите за нашими новостями и обновлениями на нашей странице ВКонтакте и Facebook

Внимание! В детской поликлинике №3 отменён приём здоровых детей

Уважаемый пациент!

Сообщаем что с 30.03.2020 в связи с карантинными мероприятиями в Детской поликлинике №3 отменен приём здоровых детей.
За дальнейшей информацией следите на нашем сайте, а так же на нашей странице ВКонтакте и Facebook.

Уважаемый пациент!

Следите за нашими новостями и обновлениями на нашей странице ВКонтакте и Facebook


Уважаемый пациент!

Следите за нашими новостями и обновлениями на нашей странице ВКонтакте и Facebook

С Днем защитника Отечества

Уважаемый посетитель!

Поздравляем с Днем защитника Отечества и от чистого сердца хотим пожелать сохранять спокойствие и уверенность в любой жизненной ситуации, совершать красивые и добрые поступки, беречь и крепко любить своих родных, заботиться о будущем и с успехом достигать больших высот.

Администрация ГБУЗ ЯО КБ №2


Личный кабинет застрахованного лица

Следите за нашими новостями и обновлениями на нашей странице ВКонтакте и Facebook

Всероссийский день правовой помощи детям 20 ноября - приглашаем на консультацию

Уважаемый пациент!


Подумай о будущем - сохрани здоровье

Уважаемый пациент!

Предлагаем вам ознакомиться с информационной листовкой "Подумай о будущем - сохрани здоровье"

Следите за нашими новостями и обновлениями на нашей странице ВКонтакте и Facebook

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции