Макропрепарат трахеит при дифтерии

ДИФТЕРИЯ. СКАРЛАТИНА МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ: БРЮШНОЙ ТИФ, САЛЬМОНЕЛЛЕЗ, ДИЗЕНТЕРИЯ, ХОЛЕРА. СЕПСИС

Дифтерия - острое инфекционное заболевание, вызываемое Corynebacterium diphteriae (дифтерийной палочкой), характеризующееся фибринозным (дифтеритическим или крупозным) воспалением в области входных ворот и общей интоксикацией. Патогенные свойства дифтерийной палочки связаны главным образом с выделением экзотоксина. Клинико-морфологические формы: дифтерия зева (ротоглотки, миндалин) и дифтерия дыхательных путей (гортани, трахеи, бронхов - крупозное фибринозное воспаление, причина истинного крупа при отторжении пленок), другие редкие формы по локализации (дифтерия ран и т.д.). Поражение сердца - ранний паралич (токсическая кардиомиопатия в конце 1-й - начале 2-й нед болезни), поздний паралич (через 2-2,5 мес от начала заболевания в результате поражения блуждающего нерва и интрамуральных ганглиев).

Менингококковая инфекция - острое инфекционное заболевание, вызываемое грамположительным диплококком Neisseria meningitidis. Формы менингококковой инфекции: локализованные - менингококковое носительство, острый назофарингит (катаральное воспаление); генерализованные - менингококкемия (менингококковый сепсис, основные проявления - эндотоксиновый шок с ДВС-синдромом), менингит, менингоэнцефалит (гнойное воспаление), смешанные формы. Для менингококкемии характерно двустороннее массивное кровоизлияние в надпочечники с развитием острой надпочечниковой недостаточности (синдром Уотерхауса-Фридериксена). Этот синдром может встретиться и при других тяжелых инфекционных заболеваниях у детей и ослабленных больных.

Бактериальная дизентерия (шигеллез) - острая кишечная инфекция, вызываемая 4 видами шигелл и проявляющаяся колитом с диареей, тенезмами, болями в животе, а в случае тяжелого течения - кровянистой диареей, лихорадкой и выраженной интоксикацией. Колит может быть: катаральным, фибринозным (дифтеритическим), язвенным. В исходе - полное заживление или рубцевание. У детей выделяют фолликулярно-язвенный вариант колита. Осложнения: кишечные - перфорация язв, перитонит, флегмона кишки, кишечные кровотечения,

рубцовые стенозы кишки; внекишечные - бронхопневмония, пиелонефрит, артриты, пилефлебитические абсцессы печени. При хроническом течении возможно развитие кахексии и амилоидоза.

Сальмонеллезы объединяют до половины всех кишечных инфекций, поражается тонкая кишка (энтерит), проявления связаны с эндотоксином и эндотоксинемией. Формы сальмонеллеза: гастроинтестинальная и генерализованная. Осложнения: инфекционно-токсический шок, острая почечная недостаточность.

Холера - карантинная инфекция (возбудители - Vibrio cholerae и Vibrio eltor), острейшее заболевание с преимущественным поражением желудка и тонкой кишки, характеризующееся общим тяжелым состоянием и обезвоживанием организма. Клинико-морфологические стадии: холерный энтерит, холерный гастроэнтерит, холерный алгид с картиной эксикоза (обезвоживания). Осложнения: специфические - холерный тифоид (дифтеритический колит, обусловленный присоединением вторичной инфекции), интракапиллярный продуктивный гломерулонефрит, хлоргидропеническая уремия (некротический нефроз с кортикальными некрозами); неспецифические - присоединение вторичной инфекции, пневмония, абсцессы, флегмона, сепсис.

Сепсис - это тяжелый ациклически протекающий генерализованный инфекционный процесс, характеризующийся выраженными системными проявлениями (синдромом системной воспалительной реакции - ССВР). Чаще является осложнением тяжелой инфекции различной локализации, реже - самостоятельной нозологической формой. Генерализованные инфекции, вызванные вирусами, рик-

кетсиями, хламидиями и микоплазмами, к сепсису относить не принято. Сепсис, обусловленный грамположительной флорой, обычно протекает по типу септикопиемии, основным морфологическим критерием генерализации инфекции являются метастатические гнойные очаги. Заболевание, вызванное грамотрицательной флорой, чаще протекает по типу бактериального (эндотоксинового) шока, основным морфологическим критерием генерализации инфекции являются ДВС-синдром и другие признаки шока.

Клинико-морфологические формы сепсиса: септицемия (грамотрицательный сепсис, септический шок), септикопиемия (чаще грамположительный сепсис), септический (инфекционный, бактериальный) эндокардит (первичный - болезнь Черногубова и вторичный). При любой форме может развиться септический (бактериально-токсический или эндотоксиновый) шок.

Классификация сепсиса: по этиологии - чаще грамположительные микроорганизмы (S. aureus, S. pneumoniae, S. epidermidis, Enterococcus spp.), ассоциации грамотрицательных палочек и стафилококков, реже - грамотрицательные (E. coli, Pseudomonas spp., Klebsiella spp.); по течению - острейший, острый, подострый (затяжной); по локализации входных ворот - хирургический, терапевтический (параинфекционный), урологический, раневой, пупочный, маточный, отогенный, одонтогенный, тонзиллогенный, криптогенный. Морфологические проявления сепсиса: местные - часто совпадают с входными воротами инфекции - первичный септический очаг (очаг чаще гнойного воспаления с лимфангитом, лимфаденитом, флебитом, тромбофлебитом); общие - проявления ССВР и синдрома полиорганной недостаточности (СПОН).



Рис. 20-1. Микропрепараты (а-в). Дифтеритический тонзиллит при дифтерии: глубокие участки некроза покровного многослойного плоского эпителия и подлежащих тканей миндалины (некротический детрит), пропитанные фибрином (в) и инфильтрированные нейтрофильными лейкоцитами (дифтеритическая фибринозная пленка - 1). По периферии участка дифтеритического фибринозного воспаления - демаркационная зона с расширенными полнокровными сосудами и скоплением нейтрофильных лейкоцитов (2). а, б - окраска гематоксилином и эозином, в - окраска по Граму-Вейгерту: а - x 60, б,в - x 100 (в - препарат Ю.Г. Пархоменко)


Рис. 20-2. Микропрепараты (а, б). Крупозный трахеит при дифтерии: слизистая оболочка трахеи местами некротизирована (неглубокий, поверхностный некроз, без образования видимого некротического детрита), пропитана фибрином с образованием тонкой, легко отделяемой пленки (1). Подслизистый слой инфильтрирован лейкоцитами, полнокровен (2). Окраска гематоксилином и эозином: а - x 60, б - x 100


Рис. 20-3. Макропрепарат. Некротическая ангина (тонзиллит) при скарлатине: Слизистая оболочка глотки (зева) гиперемирована (красного цвета), покрыта слизью. Миндалины несколько увеличены. Имеются многочисленные очаги некроза сероватого цвета, местами, на месте отторжения некротических масс, изъязвления. Очаги некроза распространяются на слизистую оболочку глотки


Рис. 20-4. Макропрепараты (а, б). Гнойный менингит: мягкие мозговые оболочки утолщены, тусклого вида, диффузно пропитаны густой массой зеленовато-желтого цвета (гной). Кровеносные сосуды резко полнокровны. Борозды сглажены, извилины уплощены (а - препарат И.Н. Шестаковой)


Рис. 20-5. Микропрепараты (а, б). Гнойный менингит: мягкие мозговые оболочки утолщены и диффузно инфильтрированы нейтрофильными лейкоцитами (флегмонозное воспаление). Сосуды мягких мозговых оболочек и прилежащего к ним вещества головного мозга расширены, полнокровны. В субарахноидальном пространстве обнаруживаются нити фибрина. В веществе головного мозга выражены периваскулярный и перицеллюлярный отеки, дистрофические изменения нейронов, пролиферация глиальных клеток (см. также рис. 6-7). Окраска гематоксилином и эозином: а - x 60, б - x 100


Рис. 20-6. Макропрепараты (а, б). Мозговидное набухание пейеровых бляшек при брюшном тифе: пейеровы бляшки (групповые лимфатические фолликулы подвздошной кишки) увеличены в размерах, плотноватой консистенции, выступают в просвет кишки. Поверхность их с бороздами, напоминает поверхность головного мозга (препараты музея кафедры патологической анатомии МГМСУ)


Рис. 20-6. Окончание


Рис. 20-7. Микропрепараты (а, б). Мозговидное набухание пейеровых бляшек при брюшном тифе: слизистая оболочка подвздошной кишки обычного строения, умеренно отечна. В собственной пластинке слизистой определяются крупные лимфатические фолликулы. При большом увеличении микроскопа (б) видно скопление в центральной части лимфатических фолликулов крупных макрофагов с широкой эозинофильной цитоплазмой, образующих гранулемы. Лимфоциты вытеснены на периферию фолликулов. Окраска гематоксилином и эозином: а - x 60, б - x 400


Рис. 20-8. Микропрепарат. Лимфатический узел при брюшном тифе: лимфатический узел гиперплазирован, среди лимфоидной ткани, на месте лимфоидных фолликулов, очаговые скопления крупных макрофагов с широкой эозинофильной цитоплазмой, образующих гранулемы. Окраска гематоксилином и эозином: x 100



Рис. 20-10. Макропрепараты (а, б). Дифтеритический колит при дизентерии: стенка толстой кишки утолщена, отечна, слизистая оболочка замещена толстой шероховатой пленкой бурого или серо-желтого цвета, плотно прикрепленной к подлежащей ткани. В участках отторжения пленки (на вершинах складок, реже - между ними) видны кровоточащие язвы неправильной формы и разной глубины. Начало стадии формирования язв - б; язвенные дефекты слизистой оболочки местами сливаются между собой (см. также рис. 6-11); (препараты Н.О. Крюкова)


Рис. 20-10. Окончание


Рис. 20-11. Микропрепараты (а, б). Дифтеритический колит при дизентерии. Слизистая и частично подслизистая оболочки толстой кишки некротизированы и замещены толстой фибринозной пленкой, представленной некротизированными массами, фибрином и инфильтрированной нейтрофильными лейкоцитами (1). В стенке кишки расширенные полнокровные сосуды, кровоизлияния, диффузная инфильтрация лейкоцитами (2). В сосудах феномен краевого стояния нейтрофильных лейкоцитов.

Окраска гематоксилином и эозином: а - x 100, б - x 400 (а - из: [1])


Рис. 20-12. Макропрепараты (а-г). Септический (инфекционный) подострый эндокардит: сердце увеличено в размерах и по массе, стенки левого желудочка утолщены (гипертрофированы), его полость расширена (дилатирована). Створки митрального и аортального (г) клапанов без предшествующих изменений (первичный эндокардит, болезнь Черногубова), с крупными изъязвлениями, которые закрыты легко отделяемыми, крупными (до 1-2 см) полиповидными темнокрасного и серовато-красного цвета тромботическими наложениями с очагами обызвествления (полипозно-язвенный эндокардит). Изьязвления с тромботическими наложениями переходят и на пристеночный эндокард (а - препарат Ю.Г. Пархоменко, в, г - препараты И.Н. Шестаковой)



Рис. 20-12. Окончание


Рис. 20-13. Микропрепараты (а, б). Септический (инфекционный) подострый эндокардит: в створке клапана - очаг фибриноидного некроза, захватывающий эндокард с образованием язвенного дефекта (1). Вокруг него выражена воспалительная инфильтрация с преобладанием лимфоцитов и макрофагов. Лейкоцитов в инфильтрате мало. Среди инфильтрата колонии бактерий. Язвенный дефект покрыт наложениями тромботических масс с колониями бактерий и отложениями солей кальция (2). Окраска гематоксилином и эозином: а - x 60, б- x 100 (а - препарат Ю.Г. Пархоменко, б из: [1])


Рис. 20-14. Макропрепараты (а, б). Эмболический гнойный нефрит: почки умеренно увеличены в размерах, набухшие, полнокровные, дряблой консистенции, с поверхности и на разрезе - с множественными (преимущественно в коре) мелкими, с булавочную головку, сливными округлыми очагами желтовато-серого цвета, из них выдавливается гной. Эти очаги окружены геморрагическими венчиками красного цвета (см. также рис. 5-10, 6-2)


Рис. 20-15. Микропрепараты (а, б). Эмболический гнойный нефрит. В просвете мелких сосудов бактериальные эмболы (базофильные при окраске гематоксилином). Вокруг некоторых из них нейтрофильные лейкоциты инфильтрируют и разрушают стенки сосудов (гнойный деструктивный очаговый васкулит, преимущественно капиллярит). Местами нейтрофильные лейкоциты формируют крупные очаговые инфильтраты с гистолизом ткани почки, в их центре колонии бактерий (гнойный экссудат, абсцессы). Выражены перифокальная воспалительная гиперемия и отек (см. также рис. 6-3).

Окраска гематоксилином и эозином: а, б - x 120, в - x 200 (а - препарат Ю.Г. Пархоменко)


Рис. 20-16. Макропрепарат. Дифтеритический тонзиллит при дифтерии: дифтеритические фибринозные пленки в области миндалин и глотки (препарат музея кафедры патологической анатомии МГМСУ)


Рис. 20-17. Микропрепарат. Брюшной тиф. Чистая язва. Окраска гематоксилином и эозином: x 100 (препарат Ю.Г. Пархоменко)


Рис. 20-18. Макропрепарат. Хордальный септический полипозно-язвенный эндокардит (препарат И.Н. Шестаковой)


Рис. 20-19. Макропрепарат. Инфаркты селезенки с нагноением при септическом эндокардите


Рис. 20-20. Макропрепарат. Гнойный вентрикулит: гной в расширенных желудочках с воспалительной гиперемией их эпендимы, отек головного мозга (препарат И.Н. Шестаковой)


Рис. 20-21. Микропрепарат. Эмболический гнойный миокардит при септикопиемии: мелкие острые абсцессы миокарда с базофильными колониями бактерий. Окраска гематоксилином и эозином: x 100


Рис. 20-22. Микропрепарат. Инфекционно-токсический шок. Кровоизлияние в надпочечник: массивное кровоизлияние в кору надпочечника.

Окраска гематоксилином и эозином: x 100 (препарат Ю.Г. Пархоменко)

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие :) - нам важно ваше мнение.

Ключевые вопросы для контроля материала самоподготовки:

1. Системные васкулиты: болезнь Рейно, Бюргера, Такаясу, гранулематоз Вегенера (занятие №20).

2. Опухоли сердца (занятие №21).

3. Миокардит: клинико-морфологическая характеристика, причины смерти (занятие №21).

4. Патоморфологические особенности окклюзионного, эмболического и лакунарного инфаркта (занятие №22).

5. Демиелинизирующие заболевания центральной нервной системы: рассеянный склероз (занятие №22).

6. Изменения в ЦНС при дегенеративных процессах и деменции: болезнь Альцгеймера, Паркинсона (занятие №22).

7. Постреанимационные энцефалопатии: анатомические формы, патогенез, патологическая анатомия и эволюция тканевых изменений (занятие №22).

8. Спонтанне и медицинские аборты и преждевременные роды: патогенез, патанатомия, осложнения (занятие №23).

9. Периодизация пренатального периода, представления о критических периодах формирования зародыша и плода (занятие №24).

10. Патология прогенеза. Гаметопатии: определение, характеристика патологии гамет и развивающегося зародыша, а также основных хромосомных болезней: синдромы Дауна, Эдвардса, Патау (занятие №24).

11. Периодизация перинатального периода, причины смерти плода и новорожденного в антенатальном, интранатальном и постнатальном периодах (занятие №24).

12. Недоношенность и переношенность. Задержка внутриутробного развития плода. Клинико-морфологическая характеристика, прогноз (занятие №24).

13. Внутриутробная асфиксия плода и асфиксия новорожденного: этиология, патогенез, патологическая анатомия (занятие №24).

14. Неинфекционные фетопатии: причины, патологическая анатомия алкогольной и диабетической фетопатий (занятие №24).

15. Болезни пищевода: синдром Маллори-Вейса, пищевод Барретта, опухоли (занятие №27).

16. Вирусный энтерит и диарея. Кампилобактерный, иерсиниозный, стафилококковый и коли- энтериты (занятие №28).

17. Синдромы мальабсорбции: этиология, патогенез, разновидности (занятие №28).

18. Рак кишечника: макро-микроскопические формы, особенности метастазирования, осложнения (занятие №28).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 30

Учебная цель: Изучить этиологию, патогенез, патологическую анатомию и осложнения болезней печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Гепатоз: определение, принципы классификации. Холестатические и жировые гепатозы: морфогенез, патологическая анатомия, осложнения и причины смерти больных.

2. Прогрессирующий массивный некроз печени: этиология, патанатомия, осложнения, причины смерти больных.

3. Гепатит: определение, принципы классификации.

4. Вирусные гепатиты A, B, C, D, E: пути заражения, патогенез, патанатомия острого, молниеносного и хронического гепатита, осложнения.

5. Цирроз печени: определение, этиология, морфогенез, принципы классификации, морфология внепеченочных изменений при циррозе печени.

6. Постгепатозный, постгепатитный, билиарный цирроз печени: патологическая анатомия, осложнения, причины смерти больных.

7. Алкогольные поражения печени: патогенез, патологическая анатомия гепатоза, гепатита и цирроза печени.

8. Холецистит и желчекаменная болезнь: этиология, патогенез, клинико-анатомические формы, патологическая анатомия, осложнения и причины смерти больных.

9. Рак печени: причины развития, макро- и микроскопические формы, особенности метастазирования, осложнения.

10. Панкреатит: определение, классификации, патологическая анатомия, осложнения, причины смерти больных (самоподготовка).

11. Рак поджелудочной железы: макро-микроскопические формы, особенности метастазирования, осложнения (самоподготовка).

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 469-493

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 486-497, 349-350, 642-648

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 377-395

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 375-392

Патологическая анатомия (атлас) (1986): стр. 288-301

Задание к самостоятельной работе на занятии № 30

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

3. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

4. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 31

Учебная цель: Изучить этиологию, патогенез, классификацию, морфологические проявления болезней почек, осложнения и исходы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Гломерулонефрит: определение, этиология, патогенез, иммунные механизмы развития, макро- и микроскопические изменения в почках, основные фазы течения болезни, исходы и осложнения.

2. Гломерулопатии с нефротическим синдромом: определение, этиология, пато-иммуногенез, макро- и микроскопические изменения в почках, особенности клинического течения, исходы и осложнения.

3. Имунный тубуло-интерстициальный нефрит: иммунные механизмы, патологическая анатомия, осложнения и исходы.

4. Пиелонефрит: определение, этиология, патогенез, патологическая анатомия, исходы и осложнения.

5. Синдром острой почечной недостаточности: определение, этиология, патогенез, макро- и микроскопические изменения в почках, основные фазы течения, исходы и осложнения.

6. Нефросклероз и хроническая почечная недостаточность: определение, морфогенез, патологическая анатомия почечных и внепочечных проявлений уремии.

7. Нефролитиаз: морфогенез, патологическая анатомия, осложнения (самоподготовка).

8. Гиронефроз. Морфогенез, морфологическая характеристика, исходы (самоподготовка).

9. Кистозные заболевания почек: морфологическая характеристика (самоподготовка).

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 494-523

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 435-470

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 397-419

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 394-415

Патологическая анатомия (атлас) (1986): стр. 301-316

Задание к самостоятельной работе на занятии № 31

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

3. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

4. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 32

Учебная цель: Изучить этиологию, патогенез, патологическую анатомию дифтерии, скарлатины, менингококковой инфекции.

Вопросы для самоподготовки:

1. Дифтерия: эпидемиология, этиология, патогенез.

2. Патологическая анатомия основных форм дифтерии: зева, миндалин, дыхательных путей, носа, конъюнктивы глаза, кожи, раны, наружных половых органов.

3. Ранние и поздние осложнения дифтерии, причины смерти больных.

4. Скарлатина: эпидемиология, этиология и патогенез.

5. Патологическая анатомия типичной, токсической и септической скарлатины.

6. Осложнения скарлатины и причины смерти больных.

7. Менингококковая инфекция: эпидемиология, этиология, патогенез.

8. Патологическая анатомия менингококкового назофарингита, цереброспинального менингита, менингококцемии (типичной и молниеносной).

9. Осложнения менингококковой инфекции и причины смерти больных.

10. Ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, инфекционный мононуклеоз: этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения, причины смерти больных (самоподготовка).

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 751-759

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 719-728

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 593-599

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 566-573

Патологическая анатомия (атлас) (1986): стр. 340-347

Задание к самостоятельной работе на занятии № 32

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

3. Зарисуйте в альбоме и опишите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

4. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

Дайте письменный ответ на вопросы:

Что такое истинный круп при дифтерии?

Что такое нисходящий круп при дифтерии?

От чего умирают дети при нисходящем крупе?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 33

Учебная цель: Изучить этиологию, патогенез, морфологические особенности основных групп вирусных болезней и риккетсиозов.

Вопросы для самоподготовки:

1. Особенности патогенного действия респираторных вирусов на организм человека.

2. Острые респираторные вирусные инфекции: классификация, эпидемиология, особенности морфологической, иммуноцитохимической и вирусно-бактериологической диагностики.

3. Грипп: этиология, патогенез, патологическая анатомия, клинические формы, осложнения и исходы.

4. Аденовирусная инфекция: этиология, пути заражения, патологическая анатомия, осложнения.

5. Респираторно-синцитиальная инфекция: этиология, патогенез, патологическая анатомия, осложнения. Особенности течения у детей.

6. Парагрипп: этиология, патогенез, патологическая анатомия, клинические формы течения болезни.

7. Риновирусная и реовирусная инфекции: этиология, патогенез, морфологическая характеристика.

8. Риккетсиозы: эпидемиологические особенности, принципы классификации.

9. Эпидемический сыпной тиф: этиология, патогенез, патоморфологическая характеристика, осложнения и исходы.

10. Бешенство: этиология, патогенез, морфологическая характеристика, причины смерти (самоподготовка).

11. Медленные вирусные нейроинфекции и прионовые болезни (куру, болезнь Крейтцфельдта – Якоба): морфологическая характеристика (самоподготовка).

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 581-589, 601-606

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 632-642, 648-651, 661-664

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 461-468, 478-481, 589-591

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 440-447, 451-455

Патологическая анатомия (атлас), (1986): стр. 329-335

Задание к самостоятельной работе на занятии № 33

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

2. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

3. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 34

Учебная цель: Изучить этиологию и патогенез острых пневмоний и гнойно-деструктивных процессов в легких, респраторного дистресс-синдрома; научиться диагностировать их по макро- и микроскопической картине, знать осложнения и исходы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Очаговые бронхопневмонии: классификация по этиологии, патогенезу, длительности течения, топографии, морфологии экссудата.

2. Морфологические особенности бронхопневмоний, вызванных стафилококком, стрептококком, клебсиелой, кишечной и синегнойной палочкой, грибами; осложнения, причины смерти при них.

3. Крупозная пневмония: этиология, патогенез, морфологические изменения в легких по стадиям течения, осложнения.

4. Гнойно-деструктивные процессы в легких: патологическая анатомия острого и хронического абсцесса легких.

5. Бронхоэктатическая болезнь. Патологическая анатомия, осложнения, исходы.

6. Гангрена легких. Этиология, патогенез, патологическая анатомия. Осложнения и причины смерти больных.

7. Плеврит и эмпиема плевры. Этиология, патогенез, патологическая анатомия. Осложнения и причины смерти больных.

8. Респираторный дистресс-синдром взрослых: патогенез, патоморфологические изменения легких в динамике развития, осложнения и причины смерти.

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 392-423

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 498-522, 350-351

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 318-342

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 316-340

Патологическая анатомия (атлас), (1986): стр. 264-268

Задание к самостоятельной работе на занятии № 34

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

3. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 35

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Введение. Воздушно-капельные инфекции - дифтерия, скарлатина и менингококковая инфекция имеют ряд общих признаков: 1) путь передачи преимущественно воздушно-капельный, хотя возможен и контактный; 2) входными воротами являются верхние дыхательные пути, в которых локализуются местные изменения; 3) наблюдается выраженный токсикоз как проявление токсемии; 4) болеют чаще дети, хотя возможно развитие заболеваний и у взрослых; 5) отмечается сезонность в возникновении заболеваний, которые чаще встречаются в осенне-зимний период.

Дифтерия - острое инфекционное заболевание, характеризующееся преимущественно фибринозным воспалением в месте первичной фиксации возбудителя и тяжелой общей интоксикацией, связанной с всасыванием экзотоксина микроба. Возбудитель относится к семейству коринебактерий.

Скарлатина - острое инфекционное заболевание, характеризующееся местными воспалительными изменениями, преимущественно в зеве, и общей токсико-аллергической реакцией с развитием типичной распространенной экзантемы. Возбудитель - бета-гемолитический стрептококк группы А.

Менингококковая инфекция - острое инфекционное заболевание, проявляющееся в виде назофарингита, гнойного менингита или менингококцемии и характеризующееся периодическими эпидемическими вспышками. Возбудитель - менингококк.

Мотивационная характеристика темы. Знание темы необходимо для изучения воздушно-капельных инфекций на клинических кафедрах, а также в практической работе врача для клинико-анатомического анализа секционных наблюдений.

Общая цель занятия. Научиться определять этиологию и патогенез, знать патологическую анатомию дифтерии, скарлатины, менингококковой инфекции и различать по морфологической картине.

Конкретные цели занятия. 1. Уметь давать определение дифтерии, объяснять ее этиологию и патогенез; охарактеризовать местные и общие морфологические изменения при дифтерии; оценивать осложнения и объяснять причины смерти при этом заболевании.

2. Уметь давать определение скарлатины, объяснять ее этиологию и патогенез; охарактеризовать морфологию скарлатины в зависимости от периода и тяжести течения;

оценивать осложнения и объяснять причины смерти при этом заболевании,

3. Уметь давать определение менингококковой инфекции, объяснять ее этиологию и патогенез; охарактеризовать морфологию различных форм менингококковой инфекции; оценивать осложнения и объяснять причины смерти при этой инфекции.

Основные вопросы темы. 1. Общая характеристика бактериальной воздушно-капельной инфекции. 2. Дифтерия: определение, этиология, патогенез, патологическая анатомия, осложнения, исходы.3. Скарлатина: определение, этиология, патогенез, патологическая анатомия, осложнения, исходы.4. Менингококковая инфекция: определение, этиология, патогенез, патологическая анатомия, осложнения, исходы. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Макропрепараты: трахеит при дифтерии; некротическая ангина при скарлатине; острый гломерулонефрит; менингококковый гнойный менингит; гидроцефалия.

Микропрепараты: дифтеритическая ангина при дифтерии; миокардит при дифтерии; некротическая ангина при скарлатине; интракапиллярный пролиферативный гломерулонефрит; менингококковый гнойный менингит (все препараты окрашены гематоксилином и эозином).

Электронограмма: жировая дистрофия миокарда при дифтерии. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. Общая характеристика воздушно-капельных инфекций.

2. Определение дифтерии, ее этиология и патогенез.

3. Характеристика местных и общих морфологических изменений при дифтерии зева и дыхательных путей.

4. Характеристика осложнений и причин смерти при дифтерии.

5. Определение скарлатины, ее этиология, патогенез.

6. Морфологическая характеристика скарлатины в зависимости от периода и тяжести ее течения.

7. Характеристика осложнений и причин смерти при скарлатине.

8. Определение менингококковой инфекции, ее этиология, патогенез.

9. Морфологическая характеристика различных форм менингококковой инфекции.

10. Характеристика осложнений и причин смерти при менингококковой инфекции.

Определение исходного уровня знаний проводится по тестам, аналогичным приведенным ниже. Задание (25 операций) выполняется в течение 5 мин. Примеры тестов для определения исходного уровня знаний

Задания. 1. Вид воспаления во входных воротах инфекции при дифтерии: а) продуктивное; б) крупозное; в) гнойное; г) дифтерическое; д) гнилостное.

2. Редко встречающиеся входные ворота инфекции при дифтерии: а) конъюнктива, раневая поверхность; б) желудочно-кишечный тракт; в) бронхи, легкие; г) миндалины, трахея; д) зев.

3. Орган, наиболее чувствительный к дифтерийному токсину: а) головной мозг; б) легкие; в) печень; г) сердце; д) кишечник.

4. Изменение, возникающее при дифтерии в сердце: а) фибринозный перикардит; б) гнойный миокардит; в) токсический миокардит; г) порок сердца; д) возвратно-бородавчатый эндокардит.

5. Возбудитель скарлатины: а) диплококк; б) кишечная палочка; в) бета-гемолитический стрептококк; г) зеленящий стрептококк; д) стафилококк.

6. Типичная локализация местных изменений при скарлатине: а) зев; б) верхние дыхательные пути; в) кожа; г) трахея; д) кишечник.

7. Характер изменений регионарных лимфатических узлов при скарлатине: а) некроз, нагноение; б) малокровие, склероз; в) гемосидероз; г) развитие инфарктов; д) атрофия, гипоплазия.

8. Форма менингококковой инфекции: а) аллергическая; б) токсическая; в) назофарингит; г) паралитическая; д) геморрагическая.

9. Вид воспаления при менингококковом менингите: а) геморрагическое; б) катаральное; в) продуктивное; г) гнойное; д) гранулематозное.

10. Осложнение менингококкового менингита: а) киста головного мозга; б) опухоль мозга; в) геморрагический инфаркт мозга;\г); гидроцефалия; д) глиальный рубец.

Эталоны. 1 — г, 2 — а, 3 — г, 4 — в, 5 — в, 6 — а, 7 — а, 8 — в, 9—г, 10—г.

УЧЕБНАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ (для самостоятельной работы)

Задача № 1. У ребенка появились резкая боль при глотания, выраженный отек шеи, температура тела повысилась до 39° С. На миндалинах появились бело-желтые пленки, снимающиеся с большим трудом. Резко выражены признаки общей интоксикации.

1. О каком заболевании идет речь? 2. Какой процесс лежит в основе местных проявлений этого заболевания? 3. Чем определяются проявления общей интоксикации? 4. В каких органах следует ожидать изменения в связи с токсемией?

Задача № 2. Ребенок доставлен в приемный покой клиники в состоянии асфиксии. В гортани обнаружены бело-желтые обтурирующие просвет и легко отделяющиеся пленки. Произведена трахеотомия. Спустя неделю после операции наступило ухудшение состояния ребенка, резко повысилась температура, стала нарастать интоксикация, в легких появились влажные хрипы.1. О каком заболевании идет речь? 2. Какой вид воспаления развился в гортани? 3. Как называют этот процесс? 4. Какое осложнение возникло после трахеотомии?

Задача № 3. У ребенка на 2-й день заболевания диагностиро­вана скарлатина. Зев и миндалины ярко-красные. Краснота "распространяется и на слизистую оболочку гортани Язык малиновый. Миндалины увеличены, сочные Увеличены шейные лимфатические узлы. На теле мелкоточечная ярко-красная сыпь.1. Какой период скарлатины? 2. О каком виде ангины идет речь? 3. В какой вид ангины она может перейти? 4. Какой процесс развился в шейных лимфатических узлах? 5. Его микроскопическая характеристика?

Задача № 4. У ребенка появились боли при глотании, повысилась температура, на теле обнаружена мелкоточечная сыпь. Эти симптомы вскоре исчезли, однако через 3 нед в моче обнаружен белок до 3%, эритроциты, единичные гиалиновые цилиндры.1. Какое заболевание развилось у больного? 2. О каком периоде заболевания идет речь? 3. Чем объяснить изменения, обнаруженные при анализе мочи? 4. Какие микроскопические изменения могли быть обнаружены в почечном биоптате?

Задача № 5. У ребенка школьного возраста появились озноб, повышение температуры тела до 39° С, резкая головная боль, возбуждение, двигательное беспокойство, рвота. Выявлена ригидность затылка. Поставлен диагноз менингококкового менингита. Спустя несколько дней появилась геморрагическая сыпь на теле, поражение сосудистой оболочки глаз и суставов, к которым присоединилась олигурия и острая надпочечниковая недостаточность, послужившая причиной смерти.1. Каков вид мозга при менингококковом менингите? 2. В какую форму менингококковой инфекции трансформировался менингококковый менингит? 3. Какие изменения при вскрытии найдены: а) в сосудистой оболочке глаз; б) суставах; в) надпочечниках, г) почках? 4. Как называется синдром острой надпочечниковой недостаточности при менингококковой инфекции?

Ответы на задачи (для самоконтроля)

Задача № 1. 1. Дифтерия. 2. Дифтеритическая ангина. 3. Воздействием дифтерийного экзотоксина, токсемией. 4. В сердечно-сосудистой системе, периферической нервной системе, надпочечниках, почках, селезенке.

Задача № 2. I. Дифтерия. 2. Крупозное. 3. Истинный круп. 4. Пневмония.

Задача № 3. 1. Первый. 2. Катаральная ангина. 3. Некротическая ангина. 4. Воспаление (лимфаденит). 5. Полнокровие, некроз, инфильтрация лимфоидными и миелоидными элементами.

Задача № 4. 1,.Скарлатина. 2. Второй период. 3. Развитием острого гломерулонефрита. 4. Пролиферативный интракапиллярный гломерулонефрит: увеличение размеров клубочков, пролиферация эндотелия и клеток мезангия, инфильтрация мезангия полиморфно-ядерными лейкоцитами.

Задача № 5. 1. Мягкие мозговые оболочки утолщены, тусклые, желто-зеленого цвета; изменения больше выражены на базальной поверхности и на выпуклой поверхности передних отделов полушария. 2. Менингококцемия. 3. а) гнойный иридоциклит; б) гнойный артрит; в) некроз, кровоизлияния; г) некроз эпителия канальцев (некронефроз).

4. Синдром Уотерхауса - Фридериксена.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Определение итогового уровня знаний проводится по тестам, аналогичным приведенным ниже. Задание (25 операций) выполняется в течение 10 мин. Примеры тестов для определения итогового уровня знаний

Задания.. 1. Дайте характеристику дифтерии: а) возбудитель; б) путь заражения; в) характеристика местных изменений: 1) наиболее частая локализация, 2) вид воспаления; г) чем обусловлены общие изменения; д) в каких органах они обычно развиваются: 1). 2). 3). 4). 5). 6). ; е) морфологические изменения миндалин при дифтерии: 1) характер изменений слизистой оболочки, 2) какие образования видны на поверхности миндалин, 3) что образуется при отторжении этих образований; ж) какой патологический процесс развивается при дифтерии в сердце; з) с чем связано развитие раннего паралича сердца; и) с чем связано развитие позднего паралича сердца.

2. Дайте характеристику скарлатины: а) возбудитель; б) локализация местных изменений: I). 2). ; в) виды ангины: 1). 2). ; г) изменения регионарных лимфатических узлов; д) формы скарлатины по степени тяжести: 1). 2). 3). ; е) проявления общих изменений при скарлатине: 1) кожа, 2) селезенка, 3) паренхиматозные органы: А). Б).

3. Дайте характеристику 2-го периода скарлатины: а) проявлением какой реакции организма являются общие изменения; б) какие изменения как проявления этой реакции возникают: 1) в почках, 2) сосудах, 3) эндокарде, 4) суставах; в) какой морфологический процесс обнаруживают в почках при микроскопическом исследовании.

4. Характеристика менингококковой инфекции: а) возбудитель; б) путь заражения; в) клинико-морфологические формы: 1). . . , 2). 3). ; г) вид воспаления при менингококковом менингите; д) местные осложнения менингококкового менингита: 1). . . , 2). . ., 3). е) в какую форму менингококковой инфекции может трансформироваться менингококковый менингит.

5. Характеристика менингококцемии: а) какие изменения возникают: 1) в коже, 2) сосудистой оболочке глаз, 3) суставах, 4) почках, 5) надпочечниках, 6) сосудах; б) какой синдром возникает при бактериальном шоке, осложняющем менингококцемию; в) где находят характерные для этого синдрома изменения; г) чем представлены эти изменения; д) причина смерти при этом синдроме.

Эталоны. 1. а) дифтеритическое; коринебактерия; б) воздушно-капельный; в: 1) миндалины, зев, 2) дифтеритическое; г) токсемией; д: 1) сердце, 2) сосуды, 3) периферические нервы, 4) надпочечники, 5) почки, 6) селезенка; е: 1) некроз, 2) фибринозные пленки, 3) язвенные дефекты; ж) токсический миокардит; з) с миокардитом; и) с невритом блуждающего нерва.

2. а) бета-гемолитический стрептококк группы А; б: 1) зев, 2) миндалины; в: 1) катаральная, 2) некротическая; г) лимфаденит; д: 1) легкая, 2) средней тяжести, 3) тяжелая; е: 1) сыпь, 2) гиперплазия, 3; А) дистрофические изменения. Б) интерстициальное воспаление.

3. а) гиперергической; б) 1) острый гломерулонефрит, 2) васкулит, 3) бородавчатый эндокардит, 4) артрит; в) интракапиллярный пролиферативный гломерулонефрит.

4. а) менингококк; б) воздушно-капельный; в: 1) назофарингит, 2) менингококковый менингит, 3) менингококцемия; г) гнойное; д:1) менингоэнцефалит, 2) эпендиматит; 3) гидроцефалия; е) менингококцемия.

5. а: 1) геморрагическая сыпь, 2) гнойный иридоциклит, 3) гнойный артрит, 4) некротический нефроз, 5) некроз, кровоизлияния, 6) тромбы; б) синдром Уотерхауса - Фридериксена; в) в надпочечниках; г) массивными кровоизлияниями; д) острая надпочечниковая недостаточность.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции