Детский рисунок внутри чума

Методическая разработка урока по окружающему миру

Учитель нач. классов: Борисова С.Г.

Библиотекарь школы-интернат: Пустошкина Н.Г.

Тема урока: Как устроен чум? Как выглядит чум внутри? Игрушки ненецких детей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: показать последовательность установки чума, рассказать о его составных частях; о первых игрушках ненецких детей.

расширить знания учащихся о традиционном распределении мест внутри чума;

пробуждать интерес и желание знать основы традиционного уклада жизни в чуме;

продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:

познакомить с традициями воспитания детей в ненецкой семье;

воспитывать любовь к родному краю;

способствовать воспитанию бережного отношения к вещам, окружающим человека.

Используемые материалы: фотографии и вырезки из журналов с изображением чума; иллюстрации «Составные части чума ; выставка детских игрушек; детские работы

Как-то Счастье зашло в один дом на опушке леса и увидело такую картину: горел камин, возле которого весело играли дети, хозяин дома сидел в большом кресле, а его жена что-то вязала, укутавшись в теплый шерстяной плед. Счастью так понравилась эта идиллия, что оно обратилось к мужчине:

— Я хочу выполнить любое твое желание.

Мужчина, немного подумав, ответил:

— Благодарю тебя, но мне ничего не нужно.

Тогда Счастье обратилось к женщине:

— А ты бы что пожелала?

Она посмотрела на мужа, самого любимого и дорогого ей человека, на детей, которые беззаботно резвились у ног, на уют и покой, царящий в доме, и произнесла:

— Спасибо, Счастье, но у меня уже все есть.

А у детей Счастье ничего не спросило — и так все было понятно. Но возле самых дверей Счастье опять обернулось, окинув взглядом дом, полный тепла, любви, гармонии и спросило: — А можно я останусь у вас навсегда?

- Ребята, как вы представляете, что такое счастье в семье? (ответы детей)

- Многие семьи живут в любви и уважении друг к другу. Для того чтобы семья была счастливой, важно соблюдать правила совместной жизни.

- Назовите эти правила (ответы детей)

- Эти правила пришли в жизнь и быт людей издавна.

В каждой семье самым уважаемым был глава семьи – отец.

- У каждой семьи был свой дом.

- Кто из вас в каком доме живёт?

- Какие жилища можно отнести и к прошлому, и к настоящему? (юрта, чум, иглу).

- Что общего между всеми домами? (Все они предназначены для жилья).

- А чем отличаются они? (У них разные формы, разные названия, сделаны из разного материала, строят в разных местностях).

- Отгадаете мою загадку, значит, отгадаете тему нашего занятия: Одного старика с криком одевают.

- Сегодня мы будем говорить о традиционном жилье северных народов.

- На нашем уроке мы должны познакомиться с устройством чума и традиционном распределении мест внутри чума.

Работа над темой урока.

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири.


- Как называется жилище, где мы находимся? (Чум. Чум – это жизнь.)

- Из чего делают чум северных народов? (Чум сооружают из жердей)



Всего для этого нужно 36-40 шестов.

- Кто знает, из какого дерева делают шесты?

- Шесты делают из ошкуренных стволов елей . Они круглые, заостренные снизу и сверху. Готовят шесты долго, сушат несколько месяцев, иногда несколько лет. Надо, чтобы из них испарилась вся влага и они стали легкими.

- Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища.


— Бывает летний чум и зимний.

— Чем отличается зимний чум от летнего?

— У зимнего чума двухслойное покрытие: нюк— таритей ея и поднючье— мюйко.

— Из чего шьют зимнее покрытие? (Дети отвечают.)

— Как вы думаете, сколько надо оленьих шкур на один зимний чум? Надо приблизительно 55—70 шкур оленей. Поэтому оленеводы очень бережно относятся к покрытию чума.

— Почему чум имеет форму конуса? Потому что такая форма чума придает ему устойчивость при ветрах, буранах. Кроме того, с крутой поверхности легко скатывается снег, вода.

— Бывает ли тепло в чуме зимой? Почему? (Дети отвечают.)

— Когда разжигают огонь, дым заполняет весь чум, затем он поднимается, уплотняется в верхушке и не дает уходить теплу. Причем дым поднимается вдоль стенок чума.

— Давайте заглянем внутрь чума. Какие необходимые вещи есть в чуме? ( стол, тумба для хранения продуктов, постель.)

- Каждый предмет в чуме и каждое место внутри чума с древности имеет своё значение.


За симзы размещается священное пространство Си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это запретное место. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи- покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же хранятся все семейные сбережения и реликвии, а так же оружие и ларь с инструментами. Напротив Си у входа находится Нё. Это место женщины. Здесь она занимается домашними работами: шьёт, чинит одежду и обувь. Здесь она го- т овит пищу, накрывает стол.


- Посередине между Си и нё, находится спальное место.

- Из чего состоит постель? ( циновки из ивовых прутьев, циновки из соломы, оленьих шкур, подушек.)

- В чуме укрываются женской ягушкой. Но сейчас наверно в наше время укрываются одеялами.

— Как называются другие места в чуме? ( места по обе стороны от входа, нежилая часть чума.)

Итак, мы с вами узнали, что такое чум.

4. Ответы на вопросы учителя.

— В чуме у каждого члена семьи свое место.

— Расскажите, как нужно вести себя в чуме детям.

Нельзя баловаться, прыгать, бегать, кричать.

Нельзя заходить за священный шест.

Нельзя играть с огнем, плевать в огонь.

Нельзя смотреть в дымовое отверстие чума вечером и ночью.

5. Игрушки ненецких детей.





В тундре нет магазинов, где любой ребёнок мог бы выбрать себе игрушку. Как же ненецкие дети обходились без игрушек в бесконечном движении за оленьими стадами?





Кроме того, через обращения и игру с куклой закладываются основы духовной культуры. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости.

6. Закрепление пройденного материала.

— Чум — это самое удобное жилище в тундре. У многих народов Севера домом является такой же чум, как и у долган, энцев, нганасан, кетов, селькупов, хантов и др. Но у некоторых из них, например, у лесных ненцев, селькупов и хантов, летом чум имеет берестяное покрытие. Почему? Потому что они живут в лесу и у них есть возможность собирать березовую кору. А вот жилище чукчей и некоторых других народов Севера называется ярангой.


А у алтайцев — юрта .


7. Чтение стихотворения о чуме.

Что такое чум?
Связали шест
С другим шестом,
Потом
Еще с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов долганский дом.
Мы чумом этот дом зовем,
Он дарит нас своим теплом
Зимой суровой, хмурой.
Вверху отверстие: сюда
глядится белая звезда.
Сегодня вы у нас в гостях.
Пылает весело очаг.
В стаканах плещется чаек,
Горячий, крепкий, вязкий.
Тесней усядемся в кружок
И будем слушать сказки.
Их нам, уютно бормоча,
Расскажет бабушка Кыча.
Но вот уже и спать зовут,
А спать нам неохота.
- Мы посидим немного тут,
Пока мужчины не придут усталые с охоты!
- Скажите, что является основным элементом любого жилища? (Это очаг, дающий тепло).




Мой чум! НЕ счесть твоих столетий, Ты на веку узнал немало- Сплетением арканных петель Твой путь петляет по Ямалу.

Как мёрз ты, вспоминаю ныне,

Чтоб мог от стужи я укрыться,

Спасал меня, как мать – гусыня, Хранил меня, как мать – орлица.

Твой огонёк всё так же ярок, Я о тебе грущу всё чаще, Ты был мне с детства - как подарок, Любовь и счастье приносящий.

Дом — начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него в значительной мере раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир.

- Теперь вы сможете сделать вывод, от чего зависит, какое жилище строит человек?

Ребята отмечают, что вид постройки зависит:

 от места расположения;

 особенностей той местности, где располагается;

 материала, из которого здание построено;

 благоустроенности или её отсутствия.

Вывод: В зависимости от природных условий меняется образ жизни и род деятельности любого народа.

- А в классе мы попробуем сделать аппликацию куклы.


Литература и интернет-источники:

Борко Т.И., Галкин В.Т. и др. Учебник 5-7 кл. Культура народов Ямала.Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002


Солнце поднимается всё выше, весна постепенно приходит и на суровый Ямал. Оленеводы со стадами уходят с зимних пастбищ и начинают движение на летние ягельники.

Оленеводство на Ямале – ведущая отрасль традиционного хозяйствования. За многие века это жизненно необходимое занятие определило существование северных кочевников, их ежедневный уклад. Оленями занимается мужчина, чем обеспечивает жизнь семьи и рода: перегоняет своих кормильцев с одних пастбищ на другие, охотится и рыбачит. А женщина – хозяйка чума – ведёт домашнее хозяйство. Для непосвящённого её работа представляется простой, даже примитивной. Однако вести хозяйство чума – дело многотрудное, к тому же связанное с сакральными взглядами коренного населения на окружающий мир, на то, как следует жить.

Основное жилище кочевников в тундре – ненецкий конусообразный чум, он на Севере универсален: его используют с несущественными изменениями ханты, коми, селькупы. Установка чума это исключительно женское занятие. Естественно, мужчины помогают поднимать тяжёлые нюки или устанавливать шесты при сильном ветре, но главная здесь женщина, ей предстоит тут хозяйничать до следующего кочевья.

Место для чума выбирают в зависимости от сезона: летом на возвышенностях, чтобы продувало от комаров и оводов, и вблизи реки или озера. Зимой в низинах – для защиты от ветров и буранов. На выбранном месте женщина вначале устанавливает два основных 5 – 7-метровых шеста с заострёнными с одной стороны концами, чтобы легче входили в почву или снег. На них она накладывает остальные шесты, число которых может доходить до 50 – 70, чем больше шестов, тем просторнее и богаче чум. У противоположной входу стенки в центре чума устанавливает священный шест – симзы, он связан с названием места за очагом и священной частью чума. Там же на священной части чума находятся все сакральные предметы, имеющие различное ритуальное наполнение, доступ к ним женщин или ограничен, или запрещён. Женщинам нельзя переступать пространство между очагом и симзы, тем более за самим симзы. Хозяйка, нарушившая правило, должна тут же пройти обряд очищения дымом очага, который выполняет другая женщина. В целом же женщинам, за исключением маленьких ещё девочек, рекомендуется правилами и традициями находиться между входом и очагом, и слегка по краям, приготовить постели, помочь детям и старикам, не заходя на священную часть.

На двух поперечных шестах, укреплённых на вертикальных и на шесте симзы, примерно на высоте полутора метров, кладут в привязанные к шестам петли прочный стержень, его также продевают в отверстие крюка – для подвешивания котла. Установив шесты и оборудовав место очага, женщины заносят внутрь весь домашний скарб: печку-буржуйку, скамеечки и прочее. По краям внутренней зоны чума слева и справа настилают ветки, сухой мох и траву, здесь у стенок затем уложат постели, а слева и справа от печки кладут половые доски. Снаружи чум женщины обкладывают ветками тальника, зимой снегом, чтобы не поддувало.

Слева от входа спят хозяева – родители с маленькими детьми и старший сын с женой, здесь же находится и почётное гостевое место. Справа от входа спят бабушка, дедушка и средние дети. У ненцев существует многожёнство – тема эта отдельная, но отметим, что некоторые оленеводы берут себе вторую жену по традиции, если первая жена бесплодна или рожает только девочек. Второй брак не регистрируют официально, вторых жён записывают сестрой или тётушкой в книгах похозяйственного учёта. В целом брачно-сексуальные отношения в тундре относят преимущественно к табуированным темам.

В тундре, как и везде в людском сообществе, существует любовь мужчины и женщины, необходимая составляющая для продолжения рода. В тундре нет сексуальных утех в европейском понимании смысла слова: не располагают природа и погода, и само бытование жизни в чуме.

В тайге и тундре сохраняется брачный выкуп невесты, он, как и в прежние времена, строго оговорён числом оленей. Практикуется обменный брак, когда братья из разных родов обмениваются сестрами, существуют и другие особенности брачных отношений. Они накладывают свои особенности на поведение хозяйки чума. В чуме фактически всё на виду, нет для женщин и мужчин, других членов семьи отдельных комнат, где можно уединиться, вся жизнь проходит в чуме и в тундре. И хозяйка чума, связанная многими ограничениями, тем не менее, от рождения владеет великим даром устроения жизни на очень невеликом пространстве своего жилища.

В наше время ряд функций чума изменился или утратил своё значение, практически исчез родильный чум, рожают в больнице, нюки из шкур всё чаще заменяют сукном, брезентом, дернитом. Молодые оленеводы, вызывая неодобрение старших, нередко увеличивают внутреннее пространство чума удалением священного шеста симзы. Сегодня в чуме часто встречаются ковры, мелкая мебель, телевизоры, компьютеры, газовые плиты, спутниковые телефоны, переносные дизель-генераторы, которые дают электроэнергию. Только быт остаётся тем же – нет в тундровых стойбищах системы отопления, мощных электроплит, стиральных или посудомоечных машин. Всё решают очаг и его хранительница.

После установки чума женщины разводят огонь – костерок или буржуйку – и готовят пищу, скоро придут усталые от тяжёлой работы мужчины – оленеводы и рыбаки. Для очага женщины собирают топливо, и если в зоне тайги с ним просто, то в арктической тундре – наоборот. Здесь хозяйки собирают зимой и летом сырой мелкий кустарник, тальник, карликовую берёзку, большим спросом пользуется плавник, его собирают на берегах рек и Обской губы. В ход идут и брошенные строителями буровых брёвна, ящики. Во второй половине прошлого века дрова завозили в тундру, и оставляли по маршрутам кочевий, это была реальная помощь женщинам. Очаг – буржуйка или костерок должны гореть почти круглосуточно, для дневного чая, для угощения гостей, для ужина, для тепла.

У женщины в тундре и на стойбище много дел. Она не только ставит чум и готовит пищу, носит дрова и воду из речек и озёр на руках, рожает детей, на короткий срок прерывая домашние дела, затем снова берётся за них, шьёт одежду. А если семья большая, то одежды зимней и летней надо много.

Это одна из важных женских забот – сшить одежду из шкур забитого оленя. Шкуру вначале несколько дней коптят на костре в отдельном маленьком чуме. Затем хозяйка смазывает её для размягчения содержимым оленьего желудка или рыбьим жиром и даёт пару дней вылежаться, после чего натягивает шкуру на доску и выскребает её специальным скребком до получения мягкой замшевой поверхности. Затем идёт кройка, подбор цветовых соотношений меха, выбор орнаментов и тому подобное. Процесс этот занимает много времени, но от остальных дел женщину в чуме никто не освобождает. Ей надо вести хозяйство чума, поддерживать огонь в очаге. И делать всё это так, чтобы никому не помешать в малом пространстве чума. При этом необходимо соблюдать все традиционные правила и обычаи, где много запретов и ограничений, касающихся поведения женщины в чуме и вне его, – этому мать учит дочерей с детства.

В городах и посёлках жизнь женщины существенно отличается от традиционной, в тундре. И хотя современная цивилизация вносит много нового в труд женщины в тайге и тундре, но изменить его полностью вряд ли возможно: быт и бытие хозяйки чума связаны с традиционным укладом, соблюдение которого необходимо, чтобы выживать семьям оленеводов, рыбаков в сложных арктических условиях.

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8

Вид: урок закрепление знаний, умений и навыков.
Тип:урок-исследование.
Цель: формирование целостного представления о тепловых явлениях в природе через понимание единства формы жилища и одежды народов Севера и понимание значения конструкции жилища и декора одежды в суровых климатических условиях.

Задачи:

  • Развить пространственное воображение, логическое и художественно-образное мышление, внимание, память.
  • Развить познавательную активность учащихся через проведение исследовательской работы и составление задач на основе полученных результатов.
  • Воспитать у учащихся глубокое уважение к культуре народов Ямала.

Методы и формы работы.

  • работа со справочной литературой;
  • работа по художественному труду;
  • творческое конструирование;
  • групповая форма работы;
  • индивидуальная форма работы;
  • метод сравнения и сопоставления;
  • метод исследования.

1. Приветствие педагогов. Здравствуйте, ребята. Займите свои места, подготовьтесь к уроку.

2.Учитель ИЗО. Природные условия нашего края суровы. Коренные жители на протяжении веков совершенствовали жилище и одежду, которые наилучшим образом защищают их от жестоких морозов зимой и от гнуса летом.

Учитель физики. Ненцы, ханты и другие народы Севера накапливали опыт ведения своего хозяйства, вырабатывали правила выживания в условиях тундры.
Непременным условием жизни на Севере является сохранение тепла. Создавая совместными усилиями свое жилище, одежду, мужчины и женщины интуитивно пользовались законами неизвестных им наук. Назвать эти науки, объяснить эти законы – вот цель нашего урока-исследования.

Учитель ИЗО. Сегодня мы заслушаем сообщения о конструкции и декоре одежды, об устройстве и форме чума, будем решать задачи, исследуем тепловые явления и выполним творческое задание по конструированию.
Мы прикоснемся к мудрости народа, на земле которого мы живем. И подведем итоги наших знаний.

3. Учитель ИЗО. Поговорим об одежде народов Севера. Почему удобна эта одежда? Каковы ее свойства?

Учащийся. Примерное сообщение о мужской одежде сопровождается демонстрацией куклы (Рисунок 1) и мультимедиа (Приложение 1, слайды 2, 3, 4).
Мужскую меховую одежду ненцы называют малицей. Малицу часто называют индивидуальным чумом, микрожилищем. И это не случайно. Подобно чуму она надежно защищает человека от холода и влаги, снега и ветра. Человеческая фантазия до сих пор не придумала другой одежды столь экологичной, столь подходящей к суровому климату.
Малица шьется мехом внутрь. Ее поверхность – хорошо выделанная кожа. Сама форма этой одежды – конусообразность подобно чуму – повышает устойчивость человека во время сильного ветра.
Шапка и рукавицы, пришитые к малице, не пропускают ветер за ворот и в рукава. В рукавицах с внутренней стороны всегда остается прорезь. Через нее свободно проходит рука, когда нужно разжечь огонь, выстрелить из ружья, выполнить другие работы. Холодный воздух сквозь нее почти не проникает.
Пушистая оторочка капюшона тоже не просто декоративный элемент – она уменьшает открытую часть лица. Лицевой вырез стягивается ремешками и благодаря им плотнее прилегает к лицу.
Главная ценность в одежде – это мех оленя. Его воздействие на человека поразительно. Он обладает прекрасными теплозащитными свойствами. Вот почему издревле северяне шьют малицу мехом внутрь, надевают на голое тело.
Мех создает стабильный воздушный зазор между телом и холодным слоем шкуры оленя. Длинный волос создает как бы свой микроклимат для тела человека.
Во время движения мех малицы постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению. При контакте с кожей он очищает ее от шлаков, впитывает чрезмерную влагу. Происходит это за счет особого строения волоса. Кожа человека остается чистой и эластичной. Вот почему кочевники никогда не знали бани – она им была не нужна.
Надевали малицу обычно с поясом, с небольшим напуском выше уровня ремня – чтобы не сковывать движения при работе топором, при управлении упряжкой.
Украшение малицы скромное – это прокладка в швы яркого цветного сукна.

Учащийся. Примерное сообщение о женской одежде сопровождается демонстрацией куклы (Рисунок 2) и мультимедиа (Приложение 1, слайды 5, 6, 7).
Женская верхняя зимняя одежда – ягушка в отличие от мужской имеет разрез спереди. При сшивании шкур в швы вставляются лоскутки разноцветного сукна. Рукава ягушки прямые, сильно суживающиеся к обшлагу и широкие в пройме. Верхняя часть рукава шьется с лифом, так что одежда на плечах шва не имеет. Воротник обычно делают из меха песца или лисицы. Этим же мехом обрабатывают полы. К бортам от воротника до колен пришиваются завязки из ровдуги, по 7 с каждой стороны. Завязывают их изнутри, для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов. К рукавам пришиваются рукавицы из камуса. Вдоль бортов пришивают полоски меха из шеи оленя, длинный ворс которого не пропускает холодный воздух сквозь разрез.
Женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и темного цвета с прослойкой цветного сукна на плечах, по бортам, по рукавам. Ягушки шьются из белого или из черного меха оленя. Праздничная ягушка отличается от будничной цветом и обилием украшений. Шитье ягушки – очень длительный процесс, занимающий от одного до двух лет.
Традиционно из меха оленя шьется и женская шапка. Подкладка у нее из меха песца или зайца. Она не пришивается к ягушке. За счет веса украшений низ шапки плотно ложится на плечи, не поднимаясь от ветра. Сейчас ненецкие женщины часто носят шерстяные платки, надевая шапки только в длительные поездки.

Учитель ИЗО.
1) Каким образом достигается сохранение тепла в одежде и обуви?
2) Какую роль играет украшение одежды, помимо декоративности?
3) Какую форму имеет малица?
Вывод: Сохранение тепла достигается формой и уменьшением количества швов, т.е. конструкцией одежды. Украшение одежды, ее декор, имеют теплосберегающую функцию. Итак, мы говорим о единстве конструкции, формы и декора.

Учитель физики. Рассказывая об одежде и обуви, вы рассмотрели и вопросы об их теплопроводности. Материал одежды и ее покрой дают возможность сохранять тепло. Воздух между телом и одеждой в своем беспорядочном движении передает энергию тела одежде. А одежда, имеющая контакт с наружным воздухом, сохраняет тепло, уменьшая конвекцию воздуха.
Сделаем вывод: теплота, т.е. энергия беспорядочного движения частиц тела, передаваемая другому телу, может быть уменьшена за счет свойств веществ.

4. Учитель ИЗО. Исследуя форму и конструкцию чума, ребята выполнили его макет. Вам слово.

Учащийся. Примерное сообщение о конструкции чума сопровождается демонстрацией макета (Рисунок 4) и мультимедиа (Приложение 1, слайды 10, 11, 12, 13).
Традиционным жилищем ненцев является чум. Он имеет коническую форму, поэтому устойчив при метелях и ветрах, прочен и практичен. Снег легко скатывается с его поверхности.
При установке чума соблюдается определенный порядок. Место для установки чума выбирают мужчины. Основу чума составляют прочные шесты – 40-45 штук, которые устанавливаются по окружности вершинами один к другому, в результате остов чума приобретает форму конуса.
Сначала устанавливают два основных шеста, которые вверху скрепляют между собой веревочной петлей. В нее собираются остальные шесты. Вверху образуется дымовое отверстие, которое является форточкой, вентилятором и светильником. От числа шестов и их длины зависит размер чума.
Покрышки для чума шьют из оленьих шкур. На покрытие одного чума идет обычно 60-70 шкур. Служат они много лет, но требуют постоянного ухода.
Выделка шкур входит в обязанности женщин. Для зимнего времени ненцы шьют двойные покрышки для чума: мехом внутрь и мехом наружу. Для лета используют одинарные покрышки – только мехом наружу.
В настоящее время для покрытия чума часто используется брезент. Покрышки должны заходить одна за другую и крепиться к шестам веревками. Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест.

Учащийся. Примерное сообщение о внутреннем устройстве чума и зонировании жилого пространства в чуме сопровождается демонстрацией мультимедиа (Приложение 1, слайды 15, 16, 17, 18, 19).
В центре чума размещался очаг. Справа и слева от очага расположены спальные места. Слева от входа располагались хозяева, справа – родственники или гости. Над спальными местами нередко вешался полог из ситца для защиты хозяев от холода или комаров.
Место, расположенное за очагом, считалось священным. Там помещались изображения семейных духов и ценные предметы семейного обихода. Сейчас там хранят посуду, радиоприемники, книги.
Спальные места устраивают следующим образом. На землю укладывают доски. Затем циновки, сплетенные из прутьев и травы. Циновки покрывают оленьими шкурами и устраивают постель.
Так происходит защита от холода спальных мест.

Учитель физики. На примере решения задач мы докажем, что форма чума оптимальна для сохранения тепла в жилище.

Решение количественных задач

Задача 1. Определить массу воздуха чума, имеющего размеры: высота чума h = 5 м, диаметр чума d = 8 м.

Задача 3. Определить массу сухих дров, необходимых для обогрева чума.

Учитель физики. Вывод: Удивительно мудро сконструирован чум. Это самое удобное жилище для проживания в тундре и в настоящее время. Без газа, угля, электричества чум сохраняет жизнь людей. Небольшие затраты энергии на его нагревание при использовании малого количества дров, не нарушат экологию окружающей среды. Это сохранит равновесие сил живой природы.

Учитель ИЗО. Следующий этап. Работаем в группах. Мы знаем, что в чуме тепло и уютно. Его внутреннее пространство может быть разделено на зоны: днем – условно на мужскую и женскую, ночью – на спальные места отделенные пологом. Вам необходимо сконструировать:

  • одежду оленеводов – малицу и ягушку (Рисунок 5) (2 чел.);
  • макет чума; (2 чел)
  • полог в нем, отделяющий место для сна и определить форму полога (2 чел.).

Учитель ИЗО. Анализ работы групп. Вы на практике доказали единство формы одежды и жилища. Выполнили конструкцию чума (вход, дымоход полог). Применили декоративные элементы для украшения одежды (Рисунок 6).

Учитель физики. Решение качественной задачи:
Почему по всему объему чума воздух имеет приблизительно одинаковую температуру?
Решение. Чум имеет форму конуса, поэтому в его нижней части больше пространства и места, чем в верхней части. Нагретый воздух поднимается вверх, давление воздуха вверху возрастает. Этот теплый воздух под давлением вытесняет холодный воздух, находящийся в нижней части чума и температура воздуха становится приблизительно одинаковой.
Вывод: Теплый воздух в чуме дает возможность использовать весь объем чума без страха за здоровье человека.

5. Учитель ИЗО. Выводы.

– Сравните чум с современным домом. В чем его преимущество?

Примерный ответ. Преимущество чума в сравнении с современным домом в простоте сооружения. Чум обеспечивает жизнедеятельность и тепло в холодное время года.
– В чем его недостатки?

Примерный ответ. Чум недолговечен по сравнению с каменным домом. В нем нет удобств в привычном для нас понимании.

– Для чего нам следует изучать мудрость народа, накопленную веками и передаваемую от поколения к поколению, от отцов к детям?

Примерный ответ. Потому, что гениальное всегда просто. Все лучшее собирает народная мудрость. В ней собраны секреты выживания людей.

Учитель физики. Итак, в результате наших исследований, мы пришли к выводу: создавая свои жилища и одежду, народы Ямала интуитивно использовали знания по физике, архитектуре. Перечислим их:

  • знания о тепловых явлениях в жизни;
  • о сохранении тепла различными материалами;
  • знания о конусообразной форме и ее свойстве сохранять тепло;
  • об устойчивости конусообразного сооружения;
  • о создании конструкции конуса из подручных материалов.

Оценки за урок.

– Спасибо за урок. Нашим гостям на память мы дарим небольшие сувениры.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции