Детские заболевания скарлатину коклюш краснуху и др описал

Существует ряд инфекционных заболеваний, которые принято называть детскими, так как болеют ими в основном в детском возрасте. Как правило, ребенок заболевает детскими инфекциями только один раз, затем у него вырабатывается стойки иммунитет на всю жизнь. Детские инфекции – это корь, краснуха, скарлатина, ветрянка (ветряная оспа), свинка (эпидемический паротит) и коклюш.


Симптомы и лечение ветрянки у детей (ветряной оспы)

Если после непродолжительного повышения температуры тела, насморка и покраснения глаз/горла на теле ребенка появились высыпания, то любая мама поймет, что это ветрянка. Симптомы и лечение ветрянки у детей должны знать все родители, потому что важно не только вовремя диагностировать инфекцию, но и провести грамотное лечение.

Первым признаком ветрянки считается характерная сыпь – небольшие, красновато-розовые узелки с неровными краями, которые чаще всего появляются на лице и верхних конечностях. Через несколько часов на поверхности узелка образуется мелкий пузырек, который наполнен полупрозрачной желтоватой жидкостью. Через 8-12 часов пузырьки самостоятельно вскрываются, сыпь покрывается плотной корочкой, которая постепенно исчезает.

Инкубационный период ветрянки составляет 3-5 дней, на этом этапе выявить болезнь не представляется возможным. Родители должны при появлении первых симптомов ветряной оспы обратиться к врачу (вызвать его на дом), но какого-то специфического лечения назначено не будет. При ветрянке рекомендуется проводить симптоматическую терапию – например, ребенку могут понадобиться жаропонижающие средства, препараты, снимающие зуд кожи. Крайне редко врачи назначают Циклоферон, который способен препятствовать развитию гнойной бактериальной инфекции на фоне ветрянки, что значительно облегчает течение болезни.

Инфекция ветрянки в детском саду подразумевает его закрытие на карантин.

Симптомы и лечение скарлатины у детей

Скарлатина – это острое инфекционное заболевание, которое характеризуется интоксикацией, лихорадкой и обильной точечной сыпью. Источник инфекции – это больной ребенок, либо здоровый носитель стрептококков – именно этот патогенный микроорганизм провоцирует развитие скарлатины.

Симптомы и лечение скарлатины у детей хорошо известны врачам, поэтому проблем с диагностикой не будет. Данное заболевание всегда начинается остро, с резкого подъема температуры, вплоть до 39 градусов. Ребенок предъявляет жалобы на головную боль и тошноту, отмечается боль при глотании. Уже в конце первых суток заболевания появляется мелкая и зудящая сыпь, которая стремительно покрывает все тело. На ощупь кожные покровы становится чрезмерно сухими, напоминают наждачную бумагу.

Лечение скарлатины осуществляется на дому, только в случае тяжелого течения болезни ребенка могут поместить в стационар. Для подавления стрептококка назначают антибактериальную терапию, горло обязательно полощут раствором фурацилина или настоями ромашки/календулы. В обязательном порядке в рамках лечения скарлатины назначаются антигистаминные средства и витамины.

Симптомы и лечение коклюша у детей

Чаще всего коклюшем заражаются дети в возрасте до 5 лет, которые не были привиты. Принято считать, что наиболее опасен коклюш детям первого года жизни, в более старшем возрасте заболевание протекает легче.

Знать симптомы и лечение коклюша у детей нужно всем родителям, ведь эта болезнь инфекционная и больной ребенок может заразить всех окружающих детей. Как правило, болезнь начинается с небольшого повышения температуры, общей слабости и легкого кашля. Затем, через несколько дней, ребенка начинает беспокоить специфический кашель с надрывами и спазмами, услышав который, педиатр сразу же заподозрит коклюш. Примечательно, что до появления этого коклюшного кашля родители считают своего ребенка здоровым, но слегка простывшим – он может даже посещать дошкольное учреждение, что приводит к распространению инфекции.

Лечение назначает врач, предварительно сделав анализ на коклюш – бактериальный посев на биоматериал из глотки больного ребенка. Это, во-первых, дает возможность уточнить диагноз, а во-вторых, помогает выявить истинного возбудителя инфекции и подобрать грамотное/эффективное лечение.

Как правило, лечение проводится с помощью антибактериальных препаратов, назначаются также антигистаминные и противокашлевые средства.

Свинка, корь и краснуха

Эти заболевания также считаются инфекционными и опасными. Например, симптомы свинки у детей будут следующими:

    повышение температуры до 40 градусов; боль в области уха; повышенное слюноотделение; боль при жевании и глотании; припухлость щеки со стороны пораженной околоушной железы.

Крайне редко, но может произойти поражение вирусом мозговых оболочек (разовьется менингит), почек, поджелудочной железы (прогрессирует панкреатит). У мальчиков эпидемический паротит чаще всего вызывает бесплодие, хотя и бывают исключения.

Среди детских инфекций есть два заболевания, которые имеют схожий признак – сыпь при кори и краснухе выглядит как скопление зерен манной крупы. Покраснение кожи в местах высыпаний будут характерными и для кори, и для краснухи. Считается отличным признаком, если девочка переболела краснухой в детстве – антитела к краснухе вырабатываются в организме на всю жизнь, и во время беременности это инфекционное заболевание не грозит. Если женщина перенесла краснуху во время беременности, то это чревато выкидышем, смертью плода или рождением ребенка с грубыми нарушениями в развитии. Женщине на этапе планирования беременности может быть сделана прививка от краснухи, что обезопасит ее и ее будущего малыша от проблем в будущем.

Профилактика детских инфекций

Сразу оговоримся, что профилактика – это вакцинация ребенка. Стоит знать, что прививки от ветрянки не существует, а корь, краснуху и скарлатину можно предупредить. Такая специфическая прививка переносится детьми хорошо, крайне редко после введения вакцины у малыша может подняться температура тела.

Многие родители отказываются от прививок, но профилактика краснухи и скарлатины по-другому просто невозможна, а последствия перенесенных инфекционных заболеваний могут быть действительно страшными, вплоть до полной инвалидизации.

По материалам сайта dobrobut.com

Здоровый образ жизни для Вас – это, прежде всего, …

Лечение детских болезней издавна было тесно связано с практикой родовспоможения, врачеванием женских болезней. и развитием представлений о заразных болезнях. Об этом свидетельствуют труды выдающихся врачей древнего мира (Сорана из Эфеса, Га-лена) и средневековья (Абу Бакра ар-Рази, давшего классическое описание оспы и кори, Ибн Сины и других). Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в конце XV — начале XVI в.

В XVI—XVII вв. были описаны и изучены многие детские заболевания: коклюш (G. de Baillou, 1578), рахит (F. Glisson, 1650) и др.

В XVII—XVIII вв. наибольший вклад в изучение детских болезней внесли английские врачи. Томас Сиденгам (Sydenham, Thomas, 1624—1689) описал ряд заболеваний: скарлатину, которой дал название scarlet fever, ревматическую хорею, подагру, коклюш, краснуху, рожу и др. Стремясь к систематизации болезней, он способствовал развитию нозологического направления в медицине. Все болезни Сиденгам подразделял на острые (от бога) и хронические (от нас самих). Болезнь он расценивал как «усилие природы восстановить здоровье путем удаления

В XIX в. педиатрия (от греч. pai-dos — ребенок и iatreia — лечение) стала формироваться как самостоятельная научная дисциплина. Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Она стала ведущим центром Европы первой - половины XIX в. по подготовке специалистов в области детских болезней. Выдающимися врачами того времени были представители французской педиатрической школы: П. Бретонно (P. F. Вге-tonneau), изучавший дифтерию и круп у детей; Ш. Бийяр (Ch. Billiard), создавший атлас патологической анатомии детских болезней; известный клиницист-экспериментатор А. Труссо (A. Trousseau), разработавший операцию трахеотомии у детей. В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей, а в 1892 г.— организовано Научное общество детских врачей.

Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в Петербурге в 1834 г. (ныне детская инфекционная больница № 18 им. Н.

Ф. Филатова в Санкт-Петербурге). В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек — первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне ДК.Б № 13 им. Н. Ф. Филатова). Обе они содержались на благотворительные средства.

Во второй половине XIX — начале XX в. педиатрия стала самостоятельным предметом преподавания на медицинских факультетах. Первая кафедра детских болезней была организована в середине XIX в. в Германии, которая в то время занимала передовые позиции в области педиатрии.

В России, первая доцентура по курсу детских болезней была открыта в 1861 г. при кафедре акушерства, женских и детских болезней Петербургской медикохирургической академии (ее возглавил И. И. Радецкий). Первая в России самостоятельная кафедра детских болезней была создана также в МХА в 1870— 1876 гг. Ее основатель Я. И. Быстрое (1841—1906) разработал первую программу преподавания педиатрии, включающую вопросы гигиены, физического воспитания

В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г. Преподавание педиатрии началось с теоретического (1861), а затем практического (-1866) курса при кафедре акушерства, женских и детских болезней, который читал Н. А. Тольский (1832—1891), и завершилось организацией в 1888 г. самостоятельной кафедры детских болезней. С 1891 г. ею руководил Н. Ф. Филатов.

В 1902 г. передовые педиатры различных стран Европы пришли к идее объединения своих усилий и создали Лигу по борьбе с детской смертностью, которая, несмотря на активную деятельность отдельных врачей, была все-таки высокой. Первый

Международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.

Психиатрия (от греч. psyche — душа; iatreia — лечение) — наука о психических заболеваниях, их лечении и предупреждении.

В глубокой древности психические болезни понимались как результат воздействия «сверхъестественных сил, как одержимость злым или добрым духом.

Позднее с развитием натурфилософии древних сформировались естественные представления о причинах болезней тела и мозга.

Первые приюты для душевнобольных стали появляться при христианских монастырях в Византии (IV в.), Армении и Грузии (IV— VI вв.), странах ислама (IX в.).

В Западной Европе в период средневековья отношение к психически больным определялось религиозной идеологией. Душевнобольных обвиняли в добровольном союзе с дьяволом. Начиная с XIII в. их стали заточать в специальные учреждения (не больницы) для изоляции умалишенных. Там больных содержали в наручниках, без элементарных удобств, приковывали цепями и подвергали пыткам, морили голодом. Случалось, что психически больных сжигали на кострах инквизиции под предлогом борьбы с ведьмами и ересью.

Отношение к психически больным, как к одержимым злым духом, сохранялось в Западной Европе вплоть до конца XVIII в., когда развитие наук испытало мощное влияние французского материализма XVIII в. и французской буржуазной революции.

Реорганизация содержания и лечения психически больных связана с деятельностью Филиппа Пинеля (Pinel Philippe, 1745—1826) —основоположника общественной и клинической психиатрии во Франции. Во .время революции он был назначен главным врачом психиатрических заведений Бисетр (Bicetre) и Сальпетриер (Salpetriere) в, Париже. Возможность прогрессивных преобразований, проведенных Ф. Пинелем, была подготовлена всем ходом общественно-политических событий. Пинель впервые создал для психически больных человеческие условия содержания в больнице, снял с них цепи (рис. 141), разработал систему их лечения, привлек к "труду, определил основные направления изучения психических болезней. Впервые в истории психически больные были восстановлены в их человеческих и гражданских правах, а психические заведения стали превращаться в лечебные — больницы.

Идеи Ф. Пинеля развивал английский психиатр Джон Конолли (Conolly, John, 1794— 1866), который боролся за ликвидацию мер механического стеснения больных в психиатрических лечебницах.

В начале XIX в. психиатрия стала развиваться как самостоятельная естественнонаучная клиническая дисциплина. В психиатрических больницах, а затем на медицинских факультетах университетов началась подготовка кадров врачейпсихиатров.

В Российской империи первое психиатрическое заведение было открыто в Риге в 1776 г. После земской реформы 1864 г. строительство благоустроенных психиатрических лечебниц значительно расширилось. В 1835 г. на медицинских факультетах университетов России профессора-терапевты начали читать отдельный курс психиатрии, который впоследствии стал преподаваться на специальных кафедрах: в Петербурге (1857), Казани (1866), Москве (1887) и других городах страны.

Большое влияние на успешное развитие психиатрии с середины-XIX в. оказали эволюционная теория Ч. Дарвина и учение о рефлексе, разработанное русскими: физиологами И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

что душа бессмертна и болеть не может, соматики рассматривали психические заболевания как болезнь тела, т. е. материальной оболочки души.

В конце XIX столетия идеалистические течения в психиатрии оживились и наиболее широко проявились в психоаналитических школах.

В России большое влияние на развитие психиатрии оказали революционерыдемократы, что определило преобладание естественно-научных тенденций как в этой, так и в других областях медицины в нашей стране.

К числу крупнейших психиатров мира принадлежит Сергей Сергеевич Корсаков (1854—1900), один из основоположников нозологического направления в психиатрии, заложенного, в конце XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином (Kraepelin, Emil, 1856—1926), в противовес существовавшему ранее симптоматическому направлению.

Большой вклад в развитие психиатрии также внесли Ж. Эскироль, Ж. Шарко и П. Жане (Франция), Г. Модели, Дж. Джексон (Англия), Б. Раш (США), В. Гризингер, Э. Кре-пелнн (Германия), В. М. Бехтерев, В. X. Кандинский, П. П. Кащенко, В. П.

Сербский, П. Б. Ганнушкин (Россия).

По всей вероятности, древнейшие хирургические приемы были направлены на остановку кровотечений и лечение ран. Об этом свидетельствуют данные палеопатологии, исследующей ископаемые скелеты древнего человека (сращение костей, ампутации конечностей, трепанации черепов).

Выдающимися хирургами средневековой Европы были Ги де Шолиак (XIV в.),

Парацельс (1493—1541), Амбруаз Паре (1517— 1590).

Бурное развитие естествознания в эпоху Возрождения и последующий период создало предпосылки для развития хирургии как научной дисциплины. Это связано с поисками решений трех сложнейших проблем, которые тысячелетиями тормозили ее развитие: кровотечение, отсутствие обезболивания и инфицирование ран.

Учение о переливании крови

Первые опыты по переливанию крови животным начались в 1638 г. (К. Potter), через 10 лет после выхода в свет труда У. Гарвея (1628), утвердившего законы кровообращения.

В 1667 г. французский ученый Ж. Дени (J'.-B. Denis) осуществил первое успешное переливание крови животного (ягненка) человеку (рис. 143). Однако после того, как четвертый опыт завершился смертью больного, опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать только кровь человека. Впервые это осуществил английский акушер Дж. Бланделл (J. Blundell) в 1819 г. В России первое успешное

переливание крови от человека человеку произвел Г. Вольф (1832) —он спас женщину, умиравшую после родов от маточного кровотечения.

Однако научно обоснованное переливание крови стало возможным лишь после создания учения об иммунитете (И. И. Мечников, П. Эрлих, 1908) и открытия групп

крови системы АВО австрийским ученым Карлом Ландштейнером (Landsteiner, Karl, 1900), за что в 1930 г. он был удостоен Нобелевской премии. Смешивая эритроциты одних людей с сыворотками крови других, К. Ландштейнер обнаружил, что при одних сочетаниях эритроцитов и сывороток происходит гемагглютинация, а при других — ее. нет. Показав таким образом неоднородность крови различных пациентов, он условно выделил три группы крови: А, В и С.

Позднее А. Декастелло и А. Штур-ли (A. Decastello, A. Sturli, 1902) обнаружили еще одну группу крови, которая, по их мнению, не укладывалась в схему Ландштейнера. В 1907 г. чешский врач Ян Янский (Jansky, Jan, 1873—1921), изучавший в психоневрологической клинике Карлова Университета (Прага) влияние сыворотки крови психически больных на кровь экспериментальных животных, описал все возможные варианты агглютинации, подтвердил наличие . четырех групп крови у человека и создал их первую полную классификацию, обозначив римскими цифрами от I до IV. Наряду с цифровой существует также и буквенная номенклатура групп крови, утвержденная в 1928 г.,Лигой Наций.

Техника оперативных вмешательств. Создание топографической анатомии

Ее техника была разработана настолько четко, что вся операция длилась считанные минуты. При отсутствии обезболивания это имело первостепенное значение и для больного и для хирурга.

Прогресс хирургии в разных странах Европы отражал особенности их экономического и политического развития. Напомним, что до конца XVIII в. хирургия

в Европе считалась ремеслом, а не наукой..

Первой страной, где хирурги были признаны наравне с врачами, явилась Франция. В 1731 г. в Париже была открыта первая Хирургическая академия. Ее директором стал Жан Луи Яга (Petit, Jean Louis, 1674—1750) — самый знаменитый хирург Франции

того времени. Он вышел из сословия цирюльников, участвовал в военных походах и был известен своими трудами по хирургии костей и суставов, ранений и ампутаций; им разработан кровоостанавливающий винтовой турникет.

В 1743 г. Хирургическая академия была приравнена к медицинскому факультету. В конце XVIII в., когда в результате французской буржуазной рёволюции был закрыт реакционный Парижский 'университет, Хирургическая академия явилась той основой, на которой развивались высшие медицинские школы нового типа — ecoles de sante (школы здоровья).

Среди основоположников французской хирургии — Жан Доминик Ларрей (Larrey, Dominique Jean, 1766— 1842). В качестве врача-хирурга он участвовал в экспедиции французского, флота в Северную Америку, был главным хирургом французской армии во всех походах Наполеона. Ларрей -явился основоположником военнополевой хирургии во Франции. Он впервые создал подвижное медицинское подразделение для вывоза раненых с лоля боя и оказания им медицинской помощи

— ambulance volante (летучая амбулатория).

Ларрей ввел в практику "военно-полевой хирургии ряд новых операций, повязок и

В Англии крупнейшие открытия в области хирургии были сделаны в период промышленного переворота. Прежде всего это введение хлороформного наркоза (Дж. Симпсон, 1847) и открытие метода антисептики (Дж. Листер, 1867).

Хирургия в Германии вплоть до последней четверти XIX в. была значительно слабее английской и французской. Это соответствовало экономическому и политическому отставанию немецких государств в первой половине XIX в. Но уже к концу XIX в., когда в Германии имело место мощное развитие производства, именно немецкая хирургия заняла ведущие позиции в Европе.

Развитие хирургии в России в силу, сложившихся исторических традиций до середины XIX в. было тесно связано с немецкой хирургией. На русский язык переводились многие немецкие руководства и учебники хирургии.

В первой половине XIX в. ведущим центром развития хирургии в России являлась Петербургская медико-хирургическая академия.- Преподавание в академии было

частях (1807), И. В. Буяльский (см. с. 225)— ученик И. Ф. Буша и выдающийся предшественник Н. И. Пирогова.

В Москве развитие хирургии тесно связано с деятельностью Ефрема Осиповича Мухина (1766—1850)—выдающегося русского анатома и физиолога, хирурга, гигиениста и судебного медика.

возникновении многих заболеваний.

Будучи врачом и другом семьи Пироговых, Е. О. Мухин оказал большое влияние на формирование взглядов молодого Н. И. Пирогова, который с детства искренне любил известного московского доктора. Когда же юноше исполнилось 14 лет, он по рекомендации профессора Мухина поступил на медицинский факультет Московского университета.

хирургию, которую изучал под руководством профессора И. Ф. Мойера.

по современной терминологии) анатомии, изучающей взаимное расположение тканей, органов и частей тела.

В 1841 г. Н. И. Пирогов был назначен в Петербургскую медико-хирургическую академию. Годы работы в академии (1841—1846) стали самым плодотворным периодом его научно-практической деятельности.

По настоянию Н. И. Пирогова при академии впервые была организована кафедра. госпитальной хирургии (1841). Вместе с профессорами К. М. Бэром и К. Зейдлицем он разработал проект Института практической анатомии, который был создан при академии в 1846 г.

Одновременно заведуя и кафедрой и анатомическим институтом, Н. И. Пирогов руководил большой хирургической клиникой и консультировал в нескольких петербургских больницах. После рабочего дня он производил вскрытия трупов и готовил материалы для атласов в морге Обуховской больницы, где работал при свечах в душном, плохо проветриваемом подвале. За 15 лет работы в Петербурге он произвел почти 12 тыс. вскрытий.

Велика роль Н. И. Пирогова в решении одной из важнейших проблем хирургии — обезболивания.

Открытие и введение наркоза

Обезболивание при помощи природных одурманивающих средств растительного происхождения (мандрагоры, белладонны, опия, индийской конопли, некоторых разновидностей кактусов и др.) издавна применялось в древнем мире (Египте, Индии, Китае, Греции, Риме, у аборигенов Америки).

С развитием ятрохимии (XIV— XVI вв.) стали накапливаться сведения об обезболивающем эффекте не-' которых химических веществ, получаемых в

Первым врачом, который обратил внимание на обезболивающее действие закиси азота, был американский дантист Гораций Уэллс (Wells, Horace, 1815—1848). В 1844 г. он попросил своего коллегу Джона Риггса удалить ему зуб под действием этого газа. Операция прошла успешно, но ее повторная официальная демонстрация в клинике известного бостонского хирурга Джона Уоррена (Warren, John Collins, 1778— 1856) не удалась, и о закиси азота на время забыли.

Эра наркоз началась с эфира. Первый опыт по его применению во время операций произвел американский врач К. Лонг (Long, Crawford, 1815—1878), 30 марта 1842 г., но его работы остались незамеченными, поскольку Лонг не сообщил в печати о своем открытии, и оноповторилось снова.

В 1846 г. американский дантист Уильям Мортон (Morton, William, 1819—1868), испытавший на себе усыпляющее и обезболивающее действие паров эфира, предложил Дж. Уоррену проверить на этот раз действие эфира во время операции. Уоррен согласился и 16 октября 1846 г. впервые успешно осуществил удаление опухоли в области шеи под эфирным наркозом, который давал Мортон. Здесь необходимо отметить, что сведения о действии эфира на организм У. Мортон получил от своего учителя — химика и врача Чарлза Джексона (Jackson, Charles, 1805—1880), который по праву должен разделить приоритет этого открытия. Россия

была одной из первых стран, где эфирный наркоз нашел самое широкое применение. Первые в России операции под эфирным наркозом были произведены в Риге (Б. Ф. Беренс, январь 1847 г.) и Москве (Ф. И. Иноземцев, 7 февраля 1847 г.). Экспериментальной проверкой действия эфира на животных (в Москве) руководил физиолог А. М. Филомафитский.

За 10 месяцев корью заболели более тысячи человек

05.12.2019 в 18:24, просмотров: 9877


В чем причина? И как при схожих симптомах (высокая температура, сыпь на коже, головная боль — они возможны при кори, краснухе, ветрянке, скарлатине) различить эти опасные патологии, от которых в прошлом веке умирали десятки и тысячи пациентов? А главное — как защитить себя и своих детей от смертельной опасности, если взрослых прививки многолетней давности от этих инфекций уже не спасают, а у некоторых детей их просто нет — родители отказались от прививок? Насколько опасно оставлять детей незащищенными в столь агрессивное в смысле наседающих все новых инфекций время?

На вопросы редакции и наших читателей в режиме онлайн-конференции ответила главный детский инфекционист Людмила Мазанкова.


— Людмила Николаевна, подзабытые детские инфекции (скарлатина, корь, ветрянка, свинка, коклюш и др.), похоже, возвращаются. Старшее поколение хорошо помнит об опасных и во многих случаях смертельных заболеваниях детей в прошлом веке. У вас стаж педиатра-инфекциониста — более 30 лет. Почему инфекции (та же корь) возвращаются?

— Что касается кори, то вспышка ее в Европе (она наблюдается с 2017 года) и завоз ее в Россию, в частности в Москву, привели к резкому ухудшению эпидемиологической ситуации в нашей стране по этому заболеванию как у детей, так и у взрослых. В 2018 году уже зарегистрировано почти 900 случаев кори, из них более 400 у детей. И в 2019 году она продолжила расти: только за 10 месяцев в Москве корью переболело более тысячи человек, в том числе 520 детей. К счастью, нет летальных случаев, но заболевание не безобидное — дети болеют в средней и тяжелой форме, взрослые еще тяжелее.

— О симптомах кори, наверное, мало кто из взрослых сегодня помнит, и какие при ней возможны осложнения. Но об этом надо бы знать, в первую очередь — родителям, кто оставляет детей без иммунной защиты.

— Начало заболевания корью острое. В первый же день — подъем температуры до 38–40°C, сухой кашель, насморк, чихание, осиплость голоса, головная боль, отек век и покраснение конъюнктивы, гиперемия зева и коревые красные пятна на твердом и мягком нёбе. На второй день на слизистой щек появляются мелкие белесые пятнышки, окруженные узкой красной каймой. На 4–5-й — коревая сыпь, сначала на лице, шее, за ушами, затем на туловище. Позже высыпания покрывают разгибательные поверхности рук и ног, включая пальцы. Сыпь состоит из мелких папул (узелковых образований), окруженных пятном и склонных к слиянию (в этом ее характерное отличие от краснухи, при которой сыпь не сливается). Инкубационный период 8–14 дней (редко до 17 дней).

Осложнения при кори очень серьезные, связаны с работой центральной нервной и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта. Возможны ларингит, ложный круп (стеноз гортани), трахеит, отит, синусит. И более серьезные: бронхит, первичная коревая пневмония, вторичная бактериальная пневмония, коревой энцефалит, гепатит, лимфаденит.

Корью обычно болеют невакцинированные дети в возрасте от 2 до 5 лет и взрослые, не переболевшие в детском возрасте или невакцинированные. Но у привитых детей болезнь протекает значительно легче. Поэтому, как и все врачи-инфекционисты, отрицательно отношусь к отказам родителей от прививок и призываю их помнить, что они в ответе за жизнь своих детей. Малыши сами себя защитить не могут.

— И тем не менее некоторые родители отказываются прививать своих детей от опасных инфекций, аргументируя это возможными осложнениями. Ваше отношение? К чему это может привести?

— Хочу еще раз подчеркнуть: болеют не привитые. У взрослых молодых людей, как правило, не привитых и не переболевших корью раньше, заболевание протекает тяжело, часто с пневмонией и бактериальными осложнениями.

Проверить наличие иммунитета против кори сегодня просто: достаточно сдать анализ крови на антитела (исследование выполняется повсеместно).

— Скарлатиной тоже преимущественно болеют дети. Вырабатывается ли пожизненный иммунитет к этой инфекции? Как уберечься родителям в случае, если скарлатиной заболел их ребенок?

Внешне это проявляется бледным носогубным треугольником. Заболевание длится 10–14 дней. Наиболее контагиозным (заразным) периодом являются первые 7–10 дней: инфекция передается воздушно-капельным путем. Перенесенное заболевание, как правило, формирует пожизненный иммунитет. Повторные случаи крайне редки и вызываются другим штаммом стрептококка.

Взрослые болеют скарлатиной реже, но тоже тяжело. А вакцины против скарлатины не существует. Поэтому уберечься от заболевшего можно только изолировав его от здоровых. Близким — носить маски, чаще проветривать помещение.

— Грипп — тоже опасная инфекция. Но многие привыкли к тому, что вспышки гриппа случаются каждый год, и особенно не переживают, если заболели. В народе даже прижилась шутка: если грипп лечить, потребуется 7 дней, не лечить — само пройдет за неделю. Как грамотно вести себя при этом?

— Ответ не может быть однозначным, все зависит от того, какую форму гриппа по степени тяжести перенес больной. Если это была легкая или не очень тяжелая форма гриппа, то да, в среднем человек выздоровеет через 5–7 дней. А если тяжелая да с осложнениями (пневмония и др.), тогда потребуются 2 и 3 недели. Грипп — это одно из самых тяжелых заболеваний, которое приводит к осложнениям. В последние годы, с 2009-го, заболеваемость стабильно вызывается штаммами гриппа А и B.

— Если кто-то дома заболел гриппом или в транспорте кто-то чихает, кашляет, можно ли предотвратить заражение?

— Принимать меры предосторожности. Если заболевший гриппом находится дома — носить маску, ограничить контакт с больным, пить больше жидкости и много-много раз в день мыть руки. Если речь идет о контакте с другими инфекциями, будут другими и меры профилактики.

— Что делать при первых симптомах кишечного гриппа, чтобы не разболеться (интересуется читатель)?

— В народе кишечным гриппом называют группу кишечных инфекций, которые вызываются ротавирусом и норовирусом. Ротавирусу подвержены в основном дети до 5 лет. Передается через грязные руки, пищевые продукты, предметы обихода. Подхватить его можно и воздушно-капельным путем. Болезнь развивается быстро. Норовирус относится к семейству энтеровирусов (кишечная инфекция, одна из самых распространенных в России). У нее более длительный инкубационный период. Тоже передается через немытые фрукты, овощи и контактно-бытовым путем. Но, в отличие от ротавируса, еще и водным.

Симптомы этих болезней — тошнота, рвота, высокая температура, признаки ОРЗ. Какой-то специальной терапии не требуется, необходимо лишь восстановление кислотно-щелочного баланса.

Клиническая картина в начале болезни очень похожа на грипп (температура 39–40, озноб, вялость, отсутствие аппетита). Первые симптомы — рвота, боли в животе, жидкий стул. При этом надо сразу предотвратить обезвоживание, которое является самым серьезным из осложнений вирусных кишечных инфекций. После приема жаропонижающего средства восполнять потерю жидкости с помощью глюкозо-солевых и гипоосмолярных растворов, энтеросорбентов. И обратиться к врачу для оценки тяжести состояния и назначения лечения.

Снова рыбий жир

— Людмила Николаевна, как укреплять иммунитет ребенка, если он ходит в детский сад или в школу? Есть ли смысл принимать специальные лекарства, витамины?

— В растущем организме ребенка становление иммунной системы происходит медленно и формируется лишь к 4 годам. Поэтому маленькие дети часто заражаются различными инфекциями, особенно респираторными. С одной стороны, это кажется неблагополучным фактором, с другой — благодаря встрече с инфекционными агентами в иммунной системе ребенка идет образование антител и формирование адекватных иммунных реакций. При повторной встрече с этими возбудителями такие дети переносят инфекции легче.

— Запирать ребенка в четырех стенах при легком насморке я бы не советовала. Но обязательно надо укреплять здоровье детей — организовать правильный режим питания с витаминизированной пищей, закалять, гулять на свежем воздухе. Также всегда было актуально давать детям витамин D. Повышение иммунитета у детей всегда было сопряжено и с использованием рыбьего жира. И сегодня он необходим растущему организму. Но и его дозу, и дозу витамина D, а также длительность приема должен определить педиатр.

Заголовок в газете: Опасные инфекции возвращаются
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28144 от 6 декабря 2019 Тэги: Дети , Здравоохранение, Грипп, Школа, Лекарства, Анализы Организации: Министерство здравоохранения Места: Москва

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции