Беседа по теме столбняка

Столбняк – одна из самых тяжелых инфекционных болезней, вызываемая токсином микроорганизма Clostridium tetani (клостридии столбняка), вызывающим мышечное напряжение и судороги.


Столбняком могут заразиться люди всех возрастов, чаще более серьезные формы встречаются у новорожденных и их матерей, если матери не защищены от столбняка вакциной, столбнячным анатоксином.

Летальность от столбняка в развитых странах достигает 25%, в развивающихся странах – 80%. Ежегодно в России регистрируется около 30-35 случаев заболевания столбняком с летальностью 38-39%. Около 70% заболевших составляют люди старше 65 лет.

Столбнячная палочка широко распространена в природе. Она находится в почве, а также является частым и безвредным обитателем кишечника многих домашних и диких животных и человека. Токсин, выделяемый клостридией в кишечнике не всасывается кишечной стенкой и опасности не представляет. Болезнь возникает лишь при проникновении возбудителя в организм - в случае попадания в раневую поверхность зараженной почвы.

В настоящее время столбняк развивается в основном после травм нижних конечностей. Для развития столбняка достаточно глубокого прокола мягких тканей.



Токсин возбудителя проникает в организм через поврежденную кожу и реже через поврежденные слизистые оболочки.

Инкубационный период заболевания продолжается от 3 до 21 дня (минимальный – несколько часов, максимальный – 60 дней).

Клиническая картина заболевания.

Столбняк начинается с судорог лицевых мышц, затем присоединяются спазмы мускулатуры спины и генерализованные тонические судороги. Иногда наступает полная скованность туловища и конечностей. Длятся судороги от нескольких секунд до нескольких минут. В легких случаях судороги возникают несколько раз в сутки, в тяжелых — длятся почти непрерывно. Судороги появляются спонтанно или при незначительных раздражениях (прикосновение, включение света, звуки).


Причиной внезапной смерти может стать спазм мышц гортани.

В период клинических проявлений, по причине мышечного спазма и застойных явлений могут возникнуть бронхиты, пневмонии, инфаркт миокарда, сепсис, переломы костей и позвоночника, вывихи, разрывы мышц и сухожилий, отрыв мышц от костей, тромбоз вен, эмболия лёгочных артерий, отёк лёгких. Далее развиваются такие осложнения как деформация позвоночника, изменения формы позвоночника и суставов (контрактуры).


Лечение столбняка требуется проводить в медицинском учреждении, часто в лечебно-диагностическом центре. Введение антитоксического иммуноглобулина при уже развившихся симптомах заболевания неэффективно.

После перенесенного заболевания иммунитет у людей не вырабатывается, в связи с чем возможно повторное заражение столбняком.

Профилактика столбняка проводится в двух направлениях – профилактика травм, а также специфическая профилактика болезни.

Специфическая профилактика является единственным эффективным способом профилактики столбняка.

В России согласно Национальному календарю профилактических прививок всем детям вводят анатоксин столбнячный, который находится в составе комбинированных вакцин.

Вакцины против столбняка:

АС – столбнячный анатоксин (водится при необходимости, например, при колотых травмах),

АКДС – адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина,

АДС – Адсорбированная дифтерийно-столбнячная вакцина,

АДС-м – Адсорбированная дифтерийно-столбнячная вакцина с уменьшенным содержанием дифтерийного анатоксина.


Согласно Национальному календарю профилактических прививок, вакцинация проводится троекратно, с интервалом 45 дней (дети в возрасте 3 месяцев, 4,5, 6) и однократной ревакцинацией через 12 месяцев после 3-й прививки, т.е. в 18 месяцев жизни. Далее проводится ревакцинация АДС-М-анатоксином в 7 и 14 лет.


Беседа с презентацией в средней группе.

Скачать:

Вложение Размер
ЗСД в средней группе 41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

г. Заволжье, 2018 г.

Цель: Укрепление здоровья детей путем формирования положительного отношения к иммунизации.

  1. Обучающие - Создать условия для формирования у детей знаний о пользе прививок.
  2. Развивающие - Обеспечить развитие связной речи, логического мышления.
  3. Воспитательные - Способствовать воспитанию привычки заботиться о своем здоровье.

Методы и приемы:

Материалы и оборудование:

Ноутбук с презентацией.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Все собрались здесь сегодня?

Дети: Нет. Нет Тимоши, Вари, Даши.

Воспитатель: А почему они сегодня не пришли? Что же с ними произошло?

Дети: Они болеют.

Воспитатель: Да, ребята, к сожалению, эти дети сейчас болеют и не смогут с нами играть, гулять, заниматься. Кто из вас болел, знает, как это неприятно. Скажи мне, Соня. Как ты себя чувствовала, когда болела гриппом?

Дети: У меня болела голова, был насморк, кашель.

Воспитатель: А кто мне подскажет, что же нужно делать, чтобы реже болеть?

Дети: Есть витамины, заниматься спортом, закаляться, мыть руки с мылом.

Дети: Да. Это когда делают уколы. Мы не хотим делать прививки.

Воспитатель: Да, ребята. Но прививки делают один-два раза в год.

Но, если их не сделать, то можно заболеть очень сильно. И тогда вам необходимо будет делать уколы каждый день, чтобы излечиться. А еще есть болезни, от которых раньше люди умирали, такие как коклюш, столбняк, дифтерия и много других. Но сейчас ученые придумали прививки, которые защищают людей от тяжелых болезней. Чтобы вы больше никогда не боялись прививок, я вам могу рассказать, как же они работают. Хотите?

Дети: Потому что съел грязное яблоко и микробы попали к нему в организм.

Воспитатель: Правильно, ребята. Вирусы такие же маленькие, как микробы, и у каждой болезни они разные.

Они могут попасть к нам в организм через грязные руки, различные предметы и, даже просто, по воздуху, которым мы дышим.

Вирусы настолько малы, что их невозможно увидеть простым глазом, только с помощью микроскопа.

Это такой замечательный аппарат, который все увеличивает во много раз. Ученые всего мира работали над изобретением вакцин - защиты от вирусов. От разных болезней разные вакцины.

Дети: Добрые, сильные воины из таблеток, которые съел Митя.

Воспитатель: Да, ребята. Вот такие же добрые воины появляются в вашем организме после прививки. Только, в этом мультфильме Митя заболел, так, потому что вовремя не обратился к врачу, и микробов в его организме стало уже очень много.

Вакцины же не дают вирусам проникнуть к вам в организм. Они начинают выгонять вредные вирусы сразу, не давая им размножиться. И человек не заболеет. Подскажите мне, пожалуйста, кто же делает прививки?

Дети: Доктор, медсестра.

Воспитатель: Правильно, ребята. Только врачи и медицинские сестры имеют право делать прививки. Они используют нужные вакцины и пользуются стерильными (чистыми) инструментами.

А сейчас мы с вами немножко отдохнем и посмотрим мультфильм про то, что же случилось с Бегемотом, который боялся прививок.

Мы платочки постираем, сильно, сильно их потрем.

А потом повыжимаем, мы платочки отожмем.

А потом мы их встряхнем, так встряхнем, так встряхнем.

А потом мы все платочки так погладим утюжком.

А потом платочки сложим и на полочку положим.

Воспитатель: Ребята, понравился вам мультфильм?

Воспитатель: Как вы теперь считаете, нужно бояться прививок?

Дети: Нет. Лучше один раз сделать укол, чтобы потом не болеть.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно поняли. Теперь вы расскажете всем своим родным и друзьям о пользе прививок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по проведению Европейской недели иммунизации в подготовительной к школе группеПлан также содержит приложения, которые включают в себя художественную литературу д.

повышения уровня информированности дошкольников и их родителей об инфекциях управляемых средствами специфической профилактики о преимуществах иммунизации -наиболее доступном и экономическом способе сн.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Детям о прививках".

В МБДОУ детском саду №23, руководителем которого является О.Г.Дьякова, прошли мероприятия, приуроченные к Европейской неделе иммунизации, которая проводилась совместно с отделом образования и здравоох.

Распространенные бактерии и вирусы.

Отчёт о проделанных мероприятиях в старшей группе в рамках недели по иммунизации.

Очень велико число дошкольников, имеющих проблемы эмоционального характера, вызванных медицинским стрессором, то есть прививками и вакцинацией. А ведь благодаря массовой вакцинации населения на нашей .

За и против прививок

Многие сомневаются, столь ли необходимо делать прививки или все-таки можно обойтись общими мерами профилактики. Нужно сказать, что для того, чтобы защититься от инфекций, таких как вышеперечисленные, невозможно обойтись без вакцинации. Неспецифические меры профилактики (закаливание, физическая подготовка, правильное питание и другие) несомненно способны повысить иммунитет. Но при этом в большинстве случае не в состоянии защитить, например, от кори, при встрече с возбудителем которой заболевают 95 человек из 100. Конечно, как у практически любого метода профилактики и лечения, у вакцинации есть свои недостатки, прежде всего, связанные с поствакцинальными реакциями. Но очевидная польза для каждого конкретного ребенка от вакцинации намного выше, чем вероятность развития тех или иных осложнений.

К сожалению, тему вакцинации сопровождает большое количество мифов. Их появление во многом связано с недостатком объективной информации. Например:

Прививки безопасны. Ложь, - неизбежно небезопасны как чужеродные белки и как насильственно навязываемые иммунной системе вмешательства.

Привит - значит, защищен. Однако привить - не значит защитить от инфекционной болезни, совершенно необходимо знать результат: состоялась ли выработка защиты в организме или нет, что нельзя определить визуально – осмотром, а только с помощью специальных исследований.

Непривитой ребенок опасен для окружающих. По всем международным канонам опасен носитель возбудителя инфекционной болезни - это может быть как привитой, так и непривитой.

Привитые болеют в более легкой форме. Еще одна иллюзия. Во-первых, почему они вообще болеют, получив соответствующую дозу искусственного вмешательства? Во-вторых, нет одинаковых людей, и общеизвестно, что характер и степень тяжести инфекционной болезни очень индивидуальны.

Непривитой обязательно заболеет и станет инвалидом, если не умрет. Заболевают единицы, и более того, переболев, человек приобретает естественную противоинфекционную защиту. Среди нас, в том числе и среди детей разного возраста, присутствует 15% лиц, не способных вырабатывать антитела к инфекционным болезням, сколько бы их ни прививали, поэтому их необходимо своевременно выявлять, а не вакцинировать.

Обилие поствакцинальных осложнений в детском возрасте приводит к заболеваниям у взрослых - болезням системы кроветворения, искажению функций иммунокомпетентных клеток - СПИДу, сокращению жизни, бесплодию и т. д.

Вакцина вместе с тем эффективна как защитное средство от инфекционных болезней при рациональном ее использовании, т. е. при добровольном оказании помощи нуждающимся в ней, к тому же находящимся в полном здоровье. Больной, ослабленный организм не в состоянии реагировать адекватно ни на возбудителей инфекционных болезней, ни на их ослабленные или убитые варианты - вакцины.

Для защиты населения от опасных инфекций в настоящее время большое внимание уделяется иммунопрофилактике. Многие с недоверием относятся к различным прививкам, которые предлагают медики с профилактической целью в обязательном порядке. В отдельных случаях у людей вызывает сомнение качество вакцины. Подчас эти опасения бывают неоправданными. Как у нас обстоят дела с контролем качества вакцин, поступающих в регион?

Раньше было нелегко проследить, в каких условиях транспортировалась вакцина. Сегодня на упаковке имеются термоиндикаторы, меняющие цвет при нарушении температурного режима. Поэтому мы сами можем проследить какого качества вакцину будут нам вводить.

Для того, чтобы свести к минимуму реакцию организма на вакцинацию, необходимо выполнить ряд условий. Во многом состояние ребенка после вакцинации будет зависеть от того, как чувствовал себя ребенок до прививки. Перед вакцинацией у вашего малыша не должно быть насморка, поноса, сыпи, температуры. В случаях болезни ребенка: в остром периоде заболеваний, при неврологических нарушениях, недоношенности, аллергических заболеваниях введение вакцины откладывается до уменьшения симптомов или периода относительного здоровья. В любом случае перед прививкой ребенка должен осмотреть врач, а иногда выполнить анализы крови и мочи. Некоторые перенесенные ребенком заболевания вызывают длительное ослабление защитных сил организма, что является относительным противопоказанием к вакцинации на определенный срок. Тогда ребенок прививается по индивидуальному календарю.

Специально готовиться к проведению прививки не нужно. За 2–3 дня до вакцинации малышу в рацион не следует вводить новых продуктов. Если ребенок предрасположен к аллергическим заболеваниям, то за 1 день до прививки назначают антигистаминные препараты. По назначению врача через 5–6 часов после прививки можно дать ребенку жаропонижающее средство. Иногда после профилактической прививки (особенно, против дифтерии, коклюша, столбняка) у ребенка отмечается повышение температуры до 38- 38,5 градусов. В течении суток состояние малыша обычно нормализуются. Более серьезные реакции после проведенной вакцинации наблюдаются крайне редко. Ближайшая цель вакцинации — предотвращение заболевания у ребенка. Конечная цель вакцинации — полная ликвидация болезни.

Ни одна из применяющихся в настоящее время вакцин не может гарантировать отсутствие побочных реакций. Поэтому чрезвычайно важны меры профилактики поствакцинальных осложнений.

К основным мерам профилактики относятся:

строгое выполнение техники вакцинации;

точное исполнение инструкций по транспортировке и хранению вакцин;

соблюдение интервалов между прививками

Когда о прививках все-таки стоит подумать

Если в Вашем регионе объявлена эпидемия опасного заболевания (например, дифтерии).

Если Вы собираетесь посетить места, где какое-либо заболевание особенно распространено (например, клещевой энцефалит в некоторых регионах).

Если в семье есть взрослые лица, которые не болели такими заболеваниями, как корь, паротит, краснуха. У взрослых эти болезни протекают гораздо тяжелее, чем у ребенка, а непривитой ребенок запросто может принести заболевание из детского сада или школы. Если Вы не хотите прививать ребенка, то стоит подумать о прививках для взрослых.

Если кто-либо из членов семьи планирует беременность, а ребенок не привит против краснухи. Тогда прививку желательно сделать женщине, планирующей беременность (не позднее 3-х месяцев до начала беременности), если она не болела краснухой и не была привита против нее. Особенно это актуально, если ребенок садовского или школьного возраста (то есть может легко заразиться краснухой от других детей).

Если в семье есть больные онкологическими заболеваниями, а также страдающие иммунодефицитом. Заболевание, которое Ваш ребенок, возможно, перенесет легко, может вызвать очень тяжелые последствия (вплоть до летального исхода) у больного члена семьи. Если же ребенок будет привит от таких широко распространенных заболеваний, как корь, паротит, краснуха, грипп, то тем самым он защитит больного и ослабленного человека.

При травмах (особенно загрязненных) - необходима срочная экстренная профилактика против столбняка.

При укусе или близком контакте с животным, у которого подозревается бешенство - прививки против бешенства делаются по жизненным показаниям.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с профессиями – врач, медсестра; научить детей позитивному отношению к медицинским процедурам; закреплять знания детей о ЗОЖ.

Развивающие: формировать у детей здоровьеориентированное мышление, смелость и решительность.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям медицинских профессий.

- А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю!

- На прививку! Первый класс!

- Вы слыхали? Это нас---

Я прививки не боюсь:

Если надо – уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и пошёл…

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу один из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы,

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол.

- На прививку! Первый класс!

- Вы слыхали? Это нас---

Почему я встал у стенки?

У меня… дрожат коленки…

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему у него дрожат коленки?

Дети: Он боится уколов.

Воспитатель: А вы боитесь прививок?

Воспитатель: А кто знает, для чего нам делают прививки?

Дети: Чтобы мы не болели.

Воспитатель: Что такое прививка?

Воспитатель: - Прививки — вещь, конечно же, очень неприятная. Все их боятся и стараются любыми путями избегать.

Прививки люди стали проводить относительно недавно, а раньше без них человечеству было очень плохо.

Воспитатель: - А почему людям без прививок было плохо? Как вы думаете?

Воспитатель: По всему земному шару то в одном, то в другом месте вспыхивали тяжелые заболевания, нередко приводящие к смерти многих тысяч людей.

Самым неприятным было быстрое распространение этих заболеваний, которое сейчас называется эпидемией. Стоило заболеть хотя бы одному человеку, как болезнь в считанные дни или даже часы охватывала все селение или город, а потом иногда переходила и в другие страны. От таких страшных заболеваний, как чума и холера, часто полностью вымирали целые города. Люди не могли найти спасения от этих болезней.

Одним из самых частых заболеваний до начала прошлого века была натуральная оспа. Это очень тяжелая болезнь, при которой все тело покрывается волдырями. Правда, заболевшие оспой иногда, хотя и редко, выживали и выздоравливали, но на их коже навсегда оставались следы от волдырей. Зато эти люди никогда больше не заражались оспой, то есть становились невосприимчивыми к ней.

Дженнер решил, что при дойке этих коров работницы невольно втирали в трещины на коже рук содержимое этих волдырей и заболевали оспой в незаметной, легкой форме. Но после этого они становились невосприимчивыми к страшной натуральной оспе. Дженнер решил таким образом делать прививки и другим людям.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, в те далекие времена люди сразу согласились делать эти прививки?

Воспитатель: Верно. В те времена никто не понимал необходимости этой процедуры, более того — почти все встретили это великое открытие с большим сопротивлением. Люди думали, что после прививки у них вырастут рога и копыта. Но постепенно оспопрививание стало распространяться по всем странам мира. А вскоре после этого стала развиваться наука об иммунитете, то есть невосприимчивости организма к тому или иному инфекционному заболеванию. Ученые установили: иммунитет объясняется тем, что в крови образуются особые защитные вещества, которые убивают микробов — возбудителей болезни. Иммунитет бывает врожденным или приобретенным (именно приобретенный иммунитет возникает у человека после прививки или перенесенной болезни).

За годы развития науки об иммунитете люди стали применять прививки и от других страшных болезней —дифтерии, кори и т. д. Человеку вводят в организм либо сильно ослабленных возбудителей этих болезней (или их токсины, либо специальные сыворотки. Благодаря этому через некоторое время человек становится неуязвимым для болезни, а если все-таки заболевает, что бывает очень редко, то совсем в легкой форме.

То есть прививка – это введение вакцины в наш организм. А кто знает, что такое вакцина?

(дети хором повторяют).

Воспитатель: главная цель прививки – формирование иммунитета к болезни. А что такое иммунитет?

(дети повторяют хором).

Воспитатель: И если он слабеет, то мы с вами болеем. Чтобы иммунитет наш был сильным, нам ставят прививки, т. е. вводят в организм ослабленного или убитого микроба – возбудителя той или другой инфекции, от которой делается прививка. В результате в организме начинают вырабатываться особые вещества (их называют антителами) и клетки (их образно зовут киллерами, которые способны убить настоящего возбудителя при заражении. Кто – нибудь сможет назвать мне правила проведения прививок? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте обобщим ваши ответы:

1. Прививки должны проводиться в лечебно – профилактических учреждениях.

2. Перед прививкой врач должен осмотреть вас: смерить температуру; осмотреть горло и кожные покровы; спросить, не жалуется ли прививаемый на что – нибудь.

3. В медицинском документе производится соответствующая запись врача о проведении прививки. Как называется такой документ? (сертификат профилактических прививок). (если дети не назвали, назвать самому и показать сертификат).

Воспитатель: 4. Ставят прививки только утром.

5. Затем наблюдают за привитым в течении 3-х суток.

Ребята, некоторые взрослые утверждают, что прививки ставить не нужно. А вы как считаете?

Воспитатель: Почему они необходимы?

Воспитатель: Учёные всего мира сейчас работают над усовершенствованием вакцин. Хотят придумать что – то такое, чтобы вакцинация проходила без уколов. Например, учёные хотят попытаться уменьшить количество уколов. Они первую и повторную прививку делают за один раз, затем вакцины постепенно высвобождаются и начинают действовать. Первая – через несколько дней, вторая – месяц спустя, третья – через полгода.

Также учёные хотят создать вакцины, которые можно глотать или вдыхать, кроме того, вакцину можно было бы ещё и есть. Вот было бы здорово.

А сейчас мы с вами попробуем нарисовать, какие вакцины в будущем вы хотели бы видеть. Может, когда вы вырастите, вы придумаете вакцину в виде конфеты или мороженого. Нарисуйте то, что вы думаете о прививках нынешних и о прививках будущего.

(дети рисуют, затем проводится выставка рисунков).

Столбняк - это заболевание, вызываемое действием нейротоксина, который вырабатывается столбнячной палочкой. Заболевание сопровождается поражением центральной нервной системы с напряжением скелетной мускулатуры и периодическими болезненными судорогами, что приводит к затруднению дыхания и может закончиться мучительной гибелью пациента.


Возбудитель столбняка встречается в почвах всего мира, но наиболее часто в плотно населенных областях с теплым климатом и с почвой, богатой органическими веществами.

Возбудитель столбняка не передается от человека к человеку. Заболеваемость столбняком регистрируется повсеместно в виде спорадических случаев, эпидемических очагов столбняка нет.

Столбняк является одним из заболеваний, эффективно предотвращаемых средствами специфической иммунопрофилактики. В Российской Федерации в результате осуществления общегосударственной системы иммунопрофилактики столбняка в последние два десятилетия ежегодно регистрируется только спорадическая заболеваемость среди старших возрастных групп населения, преимущественно непривитых.

Пик заболеваемости столбняком обычно приходится на весенне-осенний период. Основными группами риска остаются сельскохозяйственные работники, лица, работающие на дачных и садовых участках, пенсионеры. Возникновение столбняка возможно также после укуса домашних и диких животных, если при этом в рану попали возбудители столбняка

В России иммунизация населения против столбняка осуществляется в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок.

Когда и кого прививают? На территории нашей страны прививки против столбняка начинают проводить с трехмесячного возраста, дети вакцинируются трехкратно с последующими ревакцинациями. На сегодняшний день действует следующая схема вакцинации:

I вакцинация – 3 месяца,

II вакцинация – 4,5 месяцев (не ранее, чем через 45 дней после первой),

III вакцинация – 6 месяцев (не ранее, чем через 45 дней после второй),

I ревакцинация – 18 месяцев,

II ревакцинация – 6-7 лет,

III ревакцинация – 14 лет,

последующие ревакцинации - через каждые 10 лет.

Если человек по каким-то причинам не был привит от столбняка в детском возрасте, то для формирования полноценной защиты взрослому необходимо получить несколько доз вакцины, чтобы выработалось достаточное количество антитоксина. Курс вакцинации взрослых состоит из 2 прививок с интервалом между ними от 30 до 45 дней с последующей ревакцинацией спустя 6–9 месяцев. Все последующие введения вакцины от столбняка взрослые должны делать каждые 10 лет.

Чем прививают? Чаще всего в России для иммунизации против столбняка используются следующие виды вакцин:

1. АКДС – вакцина, содержащая дифтерийный, столбнячный и коклюшный компоненты, которую применяют для иммунизации против коклюша, дифтерии и столбняка детей до 4 лет;

2. АДС-анатоксин, применим для иммунизации против дифтерии и столбняка детей до 6 лет, имеющим противопоказаниям к коклюшному компоненту;

3. АДС-м – анатоксин, содержит сниженную дозу дифтерийного и столбнячного компонентов, применяют для детей старше 6 лет, а также взрослым для плановой вакцинации или ревакцинации против дифтерии и столбняка;

4. АС-анатоксин, содержит дозу столбнячного компонентов, испльзуют для экстренной профилактики столбняка у детей и взрослых, а также плановой иммунизации столбняка взрослых ранее привитым только против дифтерии.

Кроме отечественных вакцин сегодня в России зарегистрирован ряд зарубежных вакцин, содержащих столбнячный компонент:

  • Инфанрикс – дифтерийно-столбнячная трехкомпанентная бесклеточная коклюшная вакцина (ГлаксоСмитКляйн, Бельгия);
  • Пентаксим – дифтерийно-столбнячно-бесклеточная коклюшно-полиомиелитная и ХИБ вакцина (санофи Пастер, Франция).

Экстренная профилактика столбняка проводится при любых травмах с нарушением целостности кожных покровов и слизистых оболочек, обморожениях и ожогах (термических, химических, радиационных) второй, третьей и четвертой степеней, проникающих повреждениях желудочно-кишечного тракта, прободениях (при хирургических операциях на желудочно-кишечном тракте в стационарах экстренная профилактика не проводится), внебольничных абортах, родах вне медицинских учреждений, гангрене или некрозе тканей любого типа, длительно текущих абсцессах, карбункулах, остеомиелитах, укусах животными.



При проведении экстренной профилактики учитывается инфицированность раны и наличие предшествовавших прививок против столбняка.

Назначает экстренную иммунизацию против столбняка врач, поэтому каждому пострадавшему необходимо обратиться за медицинской помощью, чтобы избежать заболеваний столбняком. При отсутствии достоверных сведений о прививках состояние противостолбнячного иммунитета оценивается непосредственно в момент обращения больного по поводу травмы. Схема выбора экстренной профилактики основывается на результатах определения уровня специфического антитоксина в сыворотке крови пациента с травмой либо на косвенных критериях факта проведения прививки против столбняка (возраст, пол, отсутствие противопоказаний, служба в армии и пр.). Титр столбнячного антитоксина в сыворотке крови может быть определен в течение 1,5 - 2 часа с момента обращения больного в лечебно-профилактическое учреждение для оказания травматологической помощи.

Для экстренной специфической профилактики столбняка применяются:

  • иммуноглобулин противостолбнячный человека (ПСЧИ);
  • сыворотка противостолбнячная лошадиная очищенная концентрированная (ПСС), перед которой обязательно проводится внутрикожная проба;
  • анатоксин столбнячный очищенный адсорбированный (АС).



Основными противопоказаниями к применению средств специфической профилактики столбняка являются:

- повышенная чувствительность к соответствующему препарату;

- беременность (в первой половине противопоказано введение АС (АДС-М) и ПСС, во второй половине - ПСС).

Осложнения после иммунизации против столбняка.

Анатоксины слабо реактогенны и осложнения после иммунизации крайне редки. Могут отмечаться гиперемия и уплотнение в месте инъекции или кратковременный субфебрилитет.

Не бойтесь вакцинации! Ответственно и серьезно относитесь к этой важной мере защиты Вашего здоровья и здоровья Ваших детей! Прививайтесь и будьте здоровы!

(c) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области"

Адрес: 400049, г. Волгоград, ул. Ангарская, 13б

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции