Тема борьба организма с инфекцией


Данная презентация является приложением к одноименному уроку в курсе биорлогии 8 класса (линия В.В.пасечника). В ней показаны защитные барьеры организма человека, дано понятие Иммунитета, охарактеризованы его формв, механизм и иммунная система организма человека.

Скачать:

Вложение Размер
borba_organizma_s_infektsiey.ppt 2.92 МБ

Подписи к слайдам:

Презентацию выполнила: Копосова Татьяна Борисовна учитель биологии ГБОУ шк.№423, Кронштадтского района, г. Санкт-Петербурга

Защитные барьеры организма Проникновение м/о в организм Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м\о живущие на коже и слизистых оболочках Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги) Б О Л Е З Н Ь I барьер II барьер

ИММУНИТЕТ - способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

Формы иммунитета Неспецифический ( лейкоциты и макрофаги ) Специфический (лимфоциты: антитела на антигены) Осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза Действует на все микроорганизмы, независимо от их химической природы Организм способен распознавать вещества (антигены), отличные от его клеток и тканей и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества с помощью антител

Виды лейкоцитов Выполняемая роль Фагоциты (макрофаги) Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены Лимфоциты Т-лимфоциты Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру В-лимфоциты Продуцируют антитела Антигены - чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию. * микробы, вирусы, любые другие клетки Антитела - особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами Интерферон – особые вещества, вырабатываемые клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.

Механизмы иммунитета Клеточный – заключается в фагоцитозе Гуморальный –заключается в выработке антител

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ

Мечников И лья И льич (1845-1916) р усский биолог , основоположник иммунологии, создатель учения о воспалительных процессах в организме и фагоцитозе (1908 г. – Нобелевская премия )

Меры профилактики инфекционных заболеваний тщательное мытьё рук, фруктов и овощей кипячение, обработка дезинфицирующими средствами изоляция и лечения заболевших соблюдение мер личной гигиены профилактические прививки, лечебные сыворотки и другие

Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген). Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит.

Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им.

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани.

Презентация для урока Борьба организма с инфекцией. 8 класс Биология.

Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Индивидуальный опрос: двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам, третий учащийся выполняет задание на листочке.

Название клетки Кол-ва в 1мм 3 крови Строение Функции Место образования

Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.
(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

Фронтальный опрос:

  • Какие форменные элементы крови вам известны?
  • Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?
  • Чем опасен для организма угарный газ?
  • Какую функцию выполняют лейкоциты?
  • Что такое фагоцитоз и фагоциты?
  • Как осуществляется процесс фагоцитоза?
  • Назовите имя учёного открывшего это явление?
  • Какие клетки способны к фагоцитозу?
  • Каков механизм образования тромба?
  • Каково значение свёртываемости крови для организма?
  • Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?
  • Какие параметры крови определяют при анализе крови?
  • Что такое малокровие? Чем оно опасно?
  • Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III. Основная часть

1. Актуализация знаний

2. Защитные барьеры организма

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию.
* микробы, вирусы, любые другие клетки

Механизмы иммунитета

Слайд 4: Клеточный механизм иммунитета

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой
* интерферон

4. Органы кроветворения

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

5. Воспаление (Рис. 47 стр. 92)


1) покраснение поражённого участка
2) повышение температуры
3) боли
4) нагноение

Воспаление – это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ

1) не допустить распространение микробов на весь организм
2) полное уничтожение микробов

Гной ––> погибшие м\о и фагоциты

Слайд 8: Илья Ильич Мечников

IV. Работа с учебником

Слайды 9-11: Инфекционные заболевания

Используя текст §18 (стр.91-92), выполните следующие задания:

Базовый уровень:

  1. Какие заболевания называют инфекционными?
  2. Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний
  3. Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Высокий уровень:

  1. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
  2. Каков механизм формирования подобного носительства?
  3. В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

Проверка правильности выполнения заданий

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим.

– Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

  • тщательное мытьё рук, фруктов и овощей
  • кипячение, обработка дезинфицирующими средствами
  • изоляция и лечения заболевших
  • соблюдение мер личной гигиены
  • профилактические прививки, лечебные сыворотки

V. Закрепление

1. Установите соответствие

1. Иммунитет А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами
2. Антитела Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма
3. Антигены В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов
4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ
5. Вакцина Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм
6. Лечебная сыворотка Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

2. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от … тел и соединений, сохранять химическое … внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются … и … оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является … среда организма (… и лимфа). В состав иммунной системы входят … мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, … .

3. Заполните пропуски в тексте

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно … систему человека. Возбудитель заболевания – … (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – … . Мерами профилактики СПИДа являются: … .

VI. Итоги урока

Выводы:

  1. Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.
  2. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.
  3. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
  4. Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.
  5. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

VII. Домашнее задание

Разработка открытого урока к методическому аудиту.

Цель: Формирование знаний о сущности иммунитета.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник, рабочие тетради.

Методические приемы: фронтальный опрос, слово учителя, самостоятельная работа, беседа.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, схему).

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос:

- Перечислите компоненты внутренней среды организма.

(Кровь, лимфа, тканевая жидкость)

- Из какого компонента внутренней среды клетки получают питательные вещества и кислород?

(Из тканевой жидкости)

- Из чего состоит кровь?

(Плазмы, форменных элементов: клеток – эритроцитов и лейкоцитов, кровяных пластинок – тромбоцитов)

- Сейчас я покажу вам клетки крови, ваша задача их узнать и дать им краткую характеристику (строение, место образования, функция и продолжительность жизни)

- Какую роль выполняют эритроциты?

(Транспортируют кислород к тканям, углекислый газ к лёгким)

- Какова функция лейкоцитов?

(Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки в организме)

- Перечислите виды лейкоцитов.

(фагоциты, лимфоциты, макрофаги)

- Что такое фагоцитоз?

(Процесс обнаружения и уничтожения чужеродных тел в организме)

- Назовите имя учёного, открывшего явление фагоцитоза.

(Илья Ильич Мечников)

- Какова функция тромбоцитов?

3. Актуализация знаний. Проблемный вопрос.

- В классе было 25 учеников, из них на первый учебный день заболело 10 человек, через два дня еще 7, а остальные ученики даже не чихнули.

- С чем это связано?

- Какая система выполняет защитную функцию организма?

- Сформулируйте тему нашего урока:

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

- Какую цель поставим перед собой?

(Узнать, как борется организм с инфекцией и что такое иммунитет.)

4. Изучение нового материала.

4.1 Защитные барьеры организма

- Природная среда населена множеством паразитов. Наш организм как средневековая крепость обнесена рядами стен (защитными барьерами). И как только проникнет паразит, сразу на борьбу вступают все силы нашего организма, чтобы сохранить постоянство внутренней среды.

- Что является защитным барьером организма на пути инфекции, или вируса? Найдите в тексте учебника.

Защитные барьеры:
• Кожа, слизистые оболочки

• Сама клетка (выделяя интерферон).

- Все эти компоненты составляют наш с вами иммунитет. Иммунитет, что же это такое? Попробуйте сформулировать определение.

( Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей).

4.2 Формы и механизмы иммунитета.
А) Формы иммунитета

- Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды микроорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Используя текст учебника, заполните схему в тетради.


Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию (микробы, вирусы, любые другие клетки).

5. Органы иммунной системы.

- Заполните схему в тетради:




Иммунная система организма











Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

Т-лимфоциты - распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру
В-лимфоциты - продуцируют антитела

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой (интерферон)

- Если в организм все же проникла инфекция, то начинает развиваться местная реакция сопровождающаяся воспалением.

- Найдите в учебнике определение, что такое воспаление? Каковы его признаки?

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных
веществ

- Выпишите признаки воспаления.
Признаки:
1. покраснение поражённого участка
2. повышение температуры
3. боли
4. нагноение


- Каково значение воспаления?
Значение:
1. не допустить распространение микробов на весь организм
2. полное уничтожение микробов

Гной - погибшие м\о и фагоциты

- Давайте немного отвлечемся и проверим себя. У вас на столах лежат распечатки анализов (3 вида), постарайтесь самостоятельно определить анализ, который свидетельствует о воспалении в организме.

7. Самостоятельная работа с учебником:

А сейчас немного поработайте самостоятельно. Используя текст §18 (стр.91-92), ответьте письменно на 6, 7, 8 вопросы.

Какие заболевания называют инфекционными?

Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний

Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

Каков механизм формирования подобного носительства?

В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

8. Проверка правильности выполнения заданий

Могут ли антитела, выработанные против дифтерии, обезвредить столбнячный яд?

(Нет, потому что каждый вид антител обезвреживает только соответствующий антиген).

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим.

– Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

тщательное мытьё рук, фруктов и овощей

кипячение, обработка дезинфицирующими средствами

изоляция и лечения заболевших

соблюдение мер личной гигиены

профилактические прививки, лечебные сыворотки

9. Применение знаний.

А теперь каждая парта выдвигает по 1 кандидату для игры. Играть мы будем в биологическое домино.

На каждой парте лежит карточка с характеристикой процесса, явления, или части иммунной системы. На доске соответствующие им понятия. Ваша задача найти свою половинку.

клетки, пожирающие проникших в организм микробов.

Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки

защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др.

белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало

защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ

процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток

защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактериальных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов.

заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами.

защита от микроорганизмов любой химической природы.

клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет

заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др

чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ.

путь проникновения возбудителя в организм.

Носители вирусов и бациллов

люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей.

клетки, осуществляющие клеточный иммунитет.

- Подведем итог нашего урока. Что мы нового сегодня узнали?

- Достигли мы цели, которую поставили вначале урока?


Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и имеющиеся в кабинете технические возможности использовала для того, чтобы понятно и доступно объяснить довольно сложную для усвоения тему курса биологии в8 классе.

Скачать:

Вложение Размер
borba_organizma_s_infektsiey_immunitet.doc 149.5 КБ

Предварительный просмотр:

учителя биологии Копосовой Татьяны Борисовны

в 8-в классе ГБОУ шк.№423,

Кронштадтского района, Санкт-Петербурга


Цели:

1. Формировать знания учащихся о защите организма от микроорганизмов

2. Развивать речь, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;

3. Воспитывать бережное отношение к здоровью

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником, демонстрация презентации, видео и анимационных фрагментов.


I Организационный момент

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

- возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также в нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.

II Проверка знаний


Ребята! Но прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

^ Индивидуальный опрос:
(двум учащимся предлагается выполнить задания по карточкам)


Фронтальный опрос:

Какие форменные элементы крови вам известны?

Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

Какую функцию выполняют лейкоциты?

Что такое фагоцитоз и фагоциты?

Назовите имя учёного открывшего явление фагоцитоза?

Какие клетки способны к фагоцитозу? (макрофаги)

Какие структуры принимают участие в свертывании крови?

Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс

Каково значение свёртываемости крови для организма?

Какие параметры крови определяют при анализе крови?

Что такое малокровие? Чем оно опасно?

Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III Основная часть


1. Актуализация знаний


^ 2. Защитные барьеры организма . (слайд №2)

I барьер
Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + микрооранизмы живущие на коже и слизистых оболочках
II барьер
Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги)
Б О Л Е З Н Ь

(слайд №3)
Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма


^ 3. Формы и механизмы иммунитета (слайд №4)
Самой древней формой иммунитета является неспецифический иммунитет , который действует на все виды микроорганизмов, независимо от их химической природы.

Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику на стр.90-91 и заполним таблицу на информационном листе (5 минут)

(проверка выполненной работы, сопоставляя заполнение таблицы со слайдом №5)

Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены

Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру


Механизмы иммунитета (слайд 5)

Механизм иммунитета подразделяется на гуморальный и клеточный, хотя они выполняют различные функции, но при этом они тесно взаимосвязаны, и их разделение условно.


Клеточный механизм иммунитета

Клеточный иммунитет направлен на распознавание и уничтожение патогенных грибков, вирусов, внутриклеточных бактерий, чужеродных тканей и клеток, опухолей (измененных собственных клеток).

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами и макрофагами

^ Гуморальный механизм иммунитета

Гуморальный иммунитет – это защита организма от инфекций, осуществляемая белками антигенами, растворимыми в крови и жидкостях нашего организма. В основе этого процесса лежит специфическое взаимодействие антител с антигенами.

Антигены – это чужеродные белки или другие высокомолекулярные соединения.

Антитела – это белки, синтезируемые В-лимфоцитами, которые являются основным клеточным материалом гуморального иммунитета. В-лимфоциты сначала образуются в печени плода, а после рождения в красном костном мозге, который локализуется в полости трубчатых костей.

При появлении любого чужеродного белка в крови, будь он вредный или безвредный, возникают антитела, это защитная реакция организма, реакция на "чужого". Антитела делятся на 5 основных классов различных по функциям. Но все они направлены на защиту организма. Различие между клеточным и гуморальным иммунитетом заключается в объекте их воздействия.

При попадании вредных веществ в клетку

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой
Интерферон – особые вещества, вырабатываемые клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.

4. Органы кроветворения слайд 6

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.


Центральные органы иммунной системы:

Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

^ Тимус (вилочковая железа)

Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.


Периферические органы иммунной системы: слайд 7

Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

5. Воспаление Рис. 47 стр.92 (слайд 8)

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ

1. покраснение поражённого участка

2. повышение температуры

1. не допустить распространение микробов на весь организм

2. полное уничтожение микробов


^ Гной погибшие микроорганизмы и фагоциты

Илья Ильич Мечников

МЕ́ЧНИКОВ Илья Ильич [3 (15) мая 1845, имение Панасовка в деревне Ивановка, ныне Купянский район Харьковской области — 2 (15) июля 1916, Париж], российский биолог и патолог, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии.


IV Работа с учебником


Инфекционные заболевания(слайд №10)

Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92

Какие заболевания называют инфекционными?

Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний

Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

Проверка правильности выполнения заданий

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим? Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

тщательное мытьё рук, фруктов и овощей

кипячение, обработка дезинфицирующими средствами

изоляция и лечения заболевших

соблюдение мер личной гигиены

профилактические прививки, лечебные сыворотки

^ 2. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

VI Итоги урока (слайд12)

Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.

Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды микроорганизмов) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).

Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.


VII Домашнее задание (слайд 13)

Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.


Учебная, методическая литература:

Внутренняя среда организма - это ….

Компоненты внутренней среды


Кол-ва в 1мм 3 крови

"Наш организм - государство,

а силы иммунитета - армия,

стоящая на страже его независимости".

Рэм Петров

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику на стр.90-91 и заполним таблицу

Ключевые понятия урока:

Иммунитет – способность организма защищать свою целостность и биологическую индивидуальность. Обеспечивается работой лейкоцитов – фагоцитов и лимфоцитов.

Фагоцитоз - это процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ

Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

Антитела (иммуноглобулины) – белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).









Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции