Сохранение и укрепление здоровья основные инфекционные заболевания

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Глава 10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Урок №25. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть основные инфекционные болезни, их классификацию и профилактику.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Какие основные требования предъявляются к здоровью допризывника при постановке на воинский учёт?

Какие основные мероприятия проводятся в Вооружённых Силах Российской Федерации по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих?

Какие вы знаете мероприятия, проводимые в воинской части по закаливанию военнослужащих?

Почему здоровым физически и духовно людям легче найти высокооплачиваемую работу и устроить свою жизнь благополучно? Обоснуйте свой ответ.

Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

Работа над новым материалом.

Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями:

Профилактика инфекционных болезней – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска. Эти мероприятия бывают общими (повышение материального благосостояния людей, улучшение медицинского обеспечения и обслуживания, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрана окружающей среды и др.) и специальными (медико-санитарные, гигиенические и противоэпидемические).

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей. Классификация основных болезней, которым подвержен организм человека, приведена в таблице 2.

Классификация основных инфекционных болезней человека по преимущественно поражаемым возбудителем органам, путям поступления, передачи и способам его выделения во внешнюю среду

Инфекционные заболевания, которыми болеет только человек, передаются от человека к человеку (антропозы)

Инфекционные заболевания, общие для животных и человека

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллёз, сальмонеллёз

Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, орнитоз

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф

Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, жёлтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, период основных проявлений (разгара) болезни и период угасания симптомов болезни (выздоровление).

Инкубационный период – это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определённые пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период – выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам.

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый.

Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации 1 .

Приобретённый иммунитет по наследству не передаётся. Он вырабатывается лишь к определённому микроорганизму, попавшему в организм или введённому в него. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет.

Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго – годами или десятками лет. Так, после кори остаётся пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например, при гриппе, активно приобретённый иммунитет сохраняется относительно недолго – в течение 1-2 лет.

Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно – путём введения в организм антител 2 (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретённый иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время – в течение 3-4 недель.

Общие понятия об иммунной системе

Иммунная система – это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма.

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим – селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом , или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды – токсины . Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, в учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции – лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы – антитела.


Чрезвычайная ситуация сложилась в связи с эпидемией геморрагической лихорадки в Уфе (1997 г.). Каждый день в больницы Уфы поступали 50-100 пациентов, инфицированных этим заболеванием. Общее число заболевших превысило 10 тыс. человек

Инфекционные болезни – патологическое состояние человеческого организма, вызванное болезнетворными микробами.

Причинами инфекционных заболеваний являются не только вирусы, но и многочисленные и разнообразные микроорганизмы.

У человека имеется иммунная система, которая мобилизует организм на борьбу с патогенным возбудителем и его токсинами.

Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития.

Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Какие инфекционные заболевания возникают наиболее часто на территории Российской Федерации?

Что такое иммунитет? Назовите его основные виды. Кратко охарактеризуйте каждый из видов.

К каким болезням у вас есть иммунитет?

Какой вид иммунитета не передаётся по наследству?

Дополнительные материалы к §25.

Профилактика инфекционных болезней

Для профилактики заболевания инфекционными болезнями большое значение имеет иммунизация – специфическая профилактика инфекционных болезней.

Различают иммунизацию активную, основанную на введении вакцин или антитоксинов, и пассивную, при которой вводят иммунную сыворотку или иммуноглобулины, а также пассивно-активную, когда вначале вводят иммунную сыворотку, а затем – вакцину или антитоксин.

Иммунизация вакцинами и антитоксинами в качестве планового профилактического мероприятия более эффективна, чем иммунизация сывороточными препаратами, так как обеспечивает защиту на более длительный срок.

Иммунизация включает в себя проведение профилактических прививок, которые регламентируются календарём их проведения. В календаре отражены две группы прививок.

В первую группу входят прививки против туберкулёза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори и др. Против перечисленных болезней независимо от эпидемической обстановки проводится иммунизация всех детей в определённые сроки после рождения.

Ко второй группе отнесены прививки против брюшного тифа, бруцеллёза, сибирской язвы, холеры, чумы. Прививки проводят на территориях, на которых создалась напряжённая и угрожающая эпидемическая обстановка, и не только лицам с высокой степенью заражения, но и всему населению.


Выставление и комментирование оценок.

1 Вакцинация – метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путём введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов.

2 Антитела – иммуноглобулины, синтезируемые в организме в ответ на воздействие антигена, нейтрализуют активность токсинов, бактерий.

Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Урок- презентация для учащихся 11 класса



« Сохранение и укрепление здоровья-


Цель: Познакомить учащихся с инфекционными заболеваниями

Изучить периоды развития инфекционных заболеваний.

Изучить классификацию инфекционных заболеваний

Изучить профилактику инфекционных заболеваний


Инфекционное заболевание-это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное внедрением и размножением в нем болезнетворных микроорганизмов

Особенности возбудителей инфекционных заболеваний :

1).Способность передаваться от больного к здоровому и быстро распространяться.

2)Наличие скрытого периода размножения.

3)Сложность обнаружения во внешней среде. Трудность и длительность процесса диагностики заболеваний.

4)Способность некоторых возбудителей длительное время сохраняться в продуктах питания, воде. почве, на различных предметах, одежде и организме определенных видов животных.


Периоды развития заболевания:

1.Инкубационный(скрытый) от момента заражения до проявления первых симптомов


2.Начальный(недомогание, озноб,температура, головная боль,тошнота


3.Период основных проявлений болезни (появляются специфические симптомы данной болезни)


4.Период угасания симптомов (выздоровление)


Поражение толстой кишки Внезапное возникновение

Отравление организма поноса. рвоты,нарушение


Вызывает расширение зрачка, изборожденный сухой язык.




Судороги при столбняке у взрослого человека и младенца.



Заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея )


В зависимости от природы возбудиетелей инфекционные болезни классифицируются:

1.Вирусные (грипп, парагрипп, корь, вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция,);

2.Бактериальные (чума, холера, дизентерия, сальмонеллез, стрептококковая, стафилококковая инфекции);

3.Протозоонозные (малярия, амебиаз, балантидиаз, токсоплазмоз);

4.Гельминтозы (энтеробиоз, аскаридоз, трихинеллез, токсокароз);

5.Клещевые инфекции (чесотка, педикулез ).


Тепловая обработка пищевых продуктов, мытье посуды препаратами бытовой химии и хорошее ополаскивание, мытье рук перед едой и после посещения туалета. овощи и фрукты мыть в кипяченной воде.

При простудных заболеваниях выделить больному отдельную посуду и мыть с применением дезинфицирующих растворов

Уничтожать или отпугивать насекомых.

Соблюдать этические нормы .

Своевременно выполнятьрекомендации медработников по иммунизации(введение вакцин,анатоксинов.сывороток и гамма-глобулина)

Основы безопасности жизнедеятельности

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть жизни и подготовки к трудовой деятельности.
  2. Основные инфекционные заболевания, их классификация.
  3. Профилактика инфекционных заболеваний.
  4. Понятие об иммунитете и иммунной системе человека.

Глоссарий по теме:

Иммунная система – состоит из органов, тканей и клеток, работа которых направлена на защиту организма от заболеваний и инородных веществ.

Иммунитет – способность организма противостоять инфекционным заболеваниям и чужеродным веществам.

Иммунитет – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.

Врожденный иммунитет – способность организма к защите от вирусов, бактерий, чужеродных тел, передаётся по наследству.

Приобретенный иммунитет - способность организма к защите от вирусов, бактерий, чужеродных тел, возникает после перенесенной инфекционной болезни или вакцинации.

Инфекционные болезни – заболевания, которые вызываются болезнетворными бактериями, вирусами или простейшими грибками.

Вакцинация - или приви́вка — мероприятие, направленное на выработку приобретенного иммунитета.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 128 – 137)

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

1. Ботулизм, сальмонеллез, дизентерия

А. Кишечные инфекции

2. Грипп, дифтерия, коклюш

Б. Инфекции дыхательных путей

3. Сыпной тиф, чума, клещевой энцефалит

В. Кровяные инфекции

4. Сибирская язва, трахома, ящур

Г. Инфекции наружных покровов

посадка в общественный транспорт начинать только после полной остановки транспортного средства;

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

    1. Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Иные варианты являются не верными

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

К инфекционным заболеваниям относятся:

8. Оспа натуральная

9. Острые респираторные заболевания

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВалентин Болсунов

Презентация 10 класса на тему: "10 класс урок 15. Инфекционные заболевания. «Сохранение и укрепление здоровья- важная часть подготовки молодежи допризывного возраста к военной службе.". Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 10 класс урок 15. Инфекционные заболевания

3 Существует тысячи болезней, но здоровье бывает только одно. Карл Людвиг Бёрне

4 Сиквейн Инфекция Заразная, опасная Внедряется, губит, убивает Инфекционные болезни – проблема всего человечества. Зараза

5 Инфекционное заболевание – Инфекционное заболевание – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное внедрением и размножением в нём болезнетворных микроорганизмов.

6 Инфекционные болезни развития Характеризуются распространения эпидемическим процессом интенсивностью

7 Отличие инфекционных болезней от обычных заболеваний Их вызывает болезнетворные микроорганизмы, видимые лишь с помощью микроскопа Передаются от зараженного организма здоровому Каждая заразная болезнь вызывается определенным микробом - возбудителем

8 Виды микроорганизмов, влияющих на организм человека Сапрофиты Условно – патогенные микробы Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы

10 Особенности возбудителей инфекционных заболеваний: 1). Способность передаваться от больного к здоровому и быстро распространяться. 2). Наличие скрытого периода размножения. 3). Сложность обнаружения во внешней среде. Трудность и длительность процесса диагностики заболеваний. 4). Способность некоторых возбудителей длительное время сохраняться в продуктах питания, воде. почве, на различных предметах, одежде и организме определенных видов животных.

12 Классификация инфекционных заболеваний Кишечные инфекции Инфекции дыхательных путей Кровяные инфекции Зоонозные инфекции Контактно – бытовые инфекции Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторы передачи: пища, вода, мухи, грязные руки, бытовые предметы. Заражение через рот. Передача воздушно – капельным или воздушно – пылевым путем Возбудитель передается через укусы насекомых Болезни, передающиеся через укусы животных Передаются при контакте с больным человеком

13 Инфекции дыхательных путей передаются воздушно капельным путем Распространение капелек слизи и слюны, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, при кашле и чиханье больного.

14 Кишечные инфекции распространяются через продукты, воды

15 Кровяные инфекции – через укусы кровососущих насекомых

16 Инфекция наружных покровов – контактный путь.

17 Пути распространения инфекций Фекально-оральный Этим путем передаются все кишечные инфекции. Микроб с калом, рвотными массами больного попадает на пищевые продукты, воду, посуду, а затем через рот в желудочно-кишечный тракт здорового человека Фекально-оральный Этим путем передаются все кишечные инфекции. Микроб с калом, рвотными массами больного попадает на пищевые продукты, воду, посуду, а затем через рот в желудочно-кишечный тракт здорового человека Жидкостный Характерен для кровяных инфекций. Переносчиками этой группы заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи, комары и т.п. Жидкостный Характерен для кровяных инфекций. Переносчиками этой группы заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи, комары и т.п. Контактный или контактно-бытовой Этим путем происходит заражение большинством венерических заболеваний при тесном общении здорового человека с больным Контактный или контактно-бытовой Этим путем происходит заражение большинством венерических заболеваний при тесном общении здорового человека с больным Зоонозные Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или при тесном контакте с больными животными. Зоонозные Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или при тесном контакте с больными животными. Воздушно-капельный Этим путем распространяются все вирусные заболевания верхних дыхательных путей. Вирус со слизью при чихании или разговоре попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового человека. Воздушно-капельный Этим путем распространяются все вирусные заболевания верхних дыхательных путей. Вирус со слизью при чихании или разговоре попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового человека. Основные пути передачи инфекции и их характеристика

18 Группа инфекционных заболеваний Инфекции, входящие в группу Кишечные инфекции Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера, пищевые токсикоинфекции и др. Инфекции дыхательных путей, или воздушно- капельные инфекции Грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа, ангина, туберкулёз Кровяные инфекции Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит, СПИД Зоонозные инфекции Бешенство Контактно-бытовые Инфекционные кожно- венерологические заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.)

19 Источник возбудителя инфекции Источник возбудителя инфекции больной организм бактерионосители в котором возбудитель не только сохраняется, размножается, но и выделяется во внешнюю среду или непосредственно передается другому восприимчивому организму Организм, не проявляющий признаков болезни. Представляют большую опасность для окружающих, так как выявить их значительно труднее, чем больных. Организм, не проявляющий признаков болезни. Представляют большую опасность для окружающих, так как выявить их значительно труднее, чем больных.

20 Периоды развития заболевания: 1.Инкубационный(скрытый) от момента заражения до проявления первых симптомов

21 2. Начальный (недомогание, озноб, температура, головная боль, тошнота)

22 3. Период основных проявлений болезни (появляются специфические симптомы данной болезни)

23 4. Период угасания симптомов (выздоровление)

24 Инфекции передающиеся воздушно-капельным путём

25 Грипп – острое респираторное заболевание, вызываемое различными типами вирусов гриппа. Источник: Источник: человек, особенно в начальный период болезни. Вирус выделяется при разговоре, кашле и чиханье до 4-7 дня болезни. Заражение происходит воздушно – капельным путем.

26 Грипп Симптомы и течение: Инкубационный период продолжается часов. Типичный грипп начинается остро, нередко с ознобом или познабливанием. Температура тела в 1 сутки достигает градусов.

27 Клиника: Клиника: Синдром общего токсикоза (лихорадка, слабость, потливость, боли в мышцах, сильная головная боль и в глазных яблоках, слезотечение, светобоязнь). Признаки поражения респираторных органов (сухой кашель, першение в горле, осипший голос, заложенность носа). При обследовании: понижение АД, приглушение тонов сердца; диффузное поражение верхних отделов дыхательных путей (ринит, фарингит, трахеит, ларингит). Осложнения: Осложнения: пневмония, гайморит, отит, заболевания сердца.

28 Лечение: Больных неосложненным гриппом лечат на дому, изолируют от окружающих ширмой или помещают в отдельную комнату. Показан постельный режим и тепло (грелки к ногам, обильное горячее питье). Назначают поливитамины.

29 Профилактика: вакцинация. Заболевшим выделяют отдельную посуду, которую обеззараживают крутым кипятком. Лицам, ухаживающим за больными, рекомендуется носить марлевую повязку из 4 слоев марли.

Тема: Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Познавательные: познакомить учащихся с основными инфекционными заболеваниями, их причинами и мерами по их профилактике.

Регулятивные: способствовать формированию у учащихся убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни при подготовке к военной службе и в дальнейшей взрослой жизни.

Коммуникативные: развитие у учащихся знаний о сохранении и укреплении здоровья.

Тип урока : комбинированный.

Виды деятельности учащихся:

- осознавать необходимость сохранения и укрепления здоровья;

- формировать убеждение соблюдать нормы здорового образа жизни.

Материалы и оборудование:

Оборудование : интерактивная доска, презентация, учебник.

Организация класса: учащиеся читают сообщения по вопросам темы.

Как вы думаете, какие требования предъявляются к здоровью призывника?


Требования к здоровью призывников определяются на законодательном уровне. Нужно отметить, что перечень заболеваний, которые предполагают проверку при призыве на военную службу, обширен. В то же время отмечается неоднозначная трактовка некоторых пунктов.

При обследовании разрешается использование методов исследования и информативных способов диагностики. Несмотря на это, риск диагностических ошибок сохраняется. В редких ситуациях предполагается затрудненное выявление заболеваний.

Самые распространенные заболевания:

нарушение зрения, слуха.

Такие заболевания предполагают ограничение в службе или признание призывника не годным. Официальная статистика подтверждает, что каждый второй – третий призывник не годен к армейской службе.

Медицинская комиссия требует ответственного подхода. В противном случае новобранец, у которого присутствуют отклонения здоровья, сталкивается с чрезмерно опасными внешними факторами и становится заложником сложившейся ситуации. Если же медицинские работники проявляют мало внимания, появляется риск ухудшения здоровья и появления новых заболеваний.

В официальном Расписании болезней зафиксировано 89 групп заболеваний, с которыми армейская служба становится невозможной. Каждая группа включает в себя десятки диагнозов. Таким образом, более 2000 заболеваний предполагают освобождение от армии.

Изучение нового материала.

Требования, предъявляемые к уровню здоровья допризывника при постановке его на воинский учёт.

Качества, которые необходимо формировать в себе молодому человеку при подготовке к военной службе.

Роль военной службы в формировании у военнослужащих качеств человека и гражданина — защитника Отечества.

Инфекционные болезни и их классификация.

Причины возникновения инфекционных болезней.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Изложение учебного материала

1. Требования, предъявляемые к уровню здоровья допризывника при постановке его на воинский учёт.

С охранение и укрепление здоровья, физическое развитие — это важная и неотъемлемая часть подготовки каждого гражданина к выполнению своего воинского долга и к дальнейшей взрослой жизни.

Для того чтобы определить годность допризывников к военной службе, военные комиссариаты запрашивают следующие сведения:

из психоневрологических, наркологических, противотуберкулёзных, кожно-венерологических диспансеров списки лиц, состоящих в этих учреждениях на учёте;

из других медицинских учреждений списки лиц, состоящих на диспансерном учёте и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья граждан;

из органов социальной защиты населения сведения о лицах, признанных инвалидами;

из правоохранительных органов сведения о лицах, состоящих на учёте за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя и медицинских препаратов в немедицинских целях.

Выводы: Каждый молодой человек допризывного возраста должен сохранять и укреплять своё здоровье, так как будущему защитнику Родины нужно быть крепким и физически закалённым.

2. Качества, которые необходимо формировать в себе молодому человеку при подготовке к военной службе.

Подробное изучение состояния здоровья человека проводится только у призывников, а здоровые люди нужны везде. Любая гражданская специальность требует от каждого человека высоких духовных, физических и социальных качеств. Только здоровые люди могут успешно обеспечить своё благополучие в жизни. Поэтому формирование жизненно важных качеств и соблюдение норм здорового образа жизни актуальны не только для молодых людей, подлежащих призыву на военную службу, но и для всех.

Основные жизненно важные качества и пути их формирования:

Духовные качества включают в себя смелость, решительность, силу воли.

Физические качества включают в себя выносливость, силу, скорость, гибкость.

Социальные качества включают в себя ответственность, исполнительность, умение жить в коллективе, дисциплинированность.

Все эти качества формируются во время повседневных занятий в школе, во время занятий физической культурой и спортом, особенно военно-прикладными видами спорта.

Выводы : благополучие каждого зависит от его здоровья.

3. Роль военной службы в формировании у военнослужащих качеств человека и гражданина — защитника Отечества.

Военная служба как никакой другой вид деятельности способствует выработке в каждом военнослужащем жизненно необходимых качеств и формирует личность человека и гражданина — защитника Отечества.

Военная служба является серьёзным критерием проверки способностей молодого человека к дальнейшей самостоятельной жизни, его умения управлять собой, в то числе и своим здоровьем.

В целях повышения устойчивости организма военнослужащих к различным резким изменениям физических факторов окружающей среды, к условиям, связанным с особенностями военной службы и выполнением боевых задач, в подразделениях и частях организуются систематические занятия по физической подготовке, спортивные мероприятия и мероприятия по закаливанию организма.

Закаливание военнослужащих в военных частях проводится систематически путём комплексного использования водных, солнечных и воздушных факторов внешне среды в сочетании с занятиями физической культурой и спортом.

Для профилактики и повышения невосприимчивость военнослужащих к инфекционным болезням делаются профилактические прививки.

Необходимые духовные и социальные качества личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации формируются в процессе повседневной армейской жизни при выполнении функциональных обязанностей, в процессе боевой подготовки, во время учений и особенно в условиях реальных боевых действий.

Мероприятия, проводимые в воинских частях с целью укрепления и сохранения здоровья военнослужащих, в полной мере способствуют поддержанию здоровья военнослужащих на необходимом уровне. Для здорового духовно и физически человека все задачи, которые ставит перед ним жизнь, разрешимы и приемлемы, в том числе и задачи военной службы.

Выводы: Заботясь о своём здоровье, человек заботится о своём дальнейшем благополучии.

4. Инфекционные болезни и их классификация.

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, вирусами, простейшими грибками.

Классификация основных инфекционных болезней

Инфекционные болезни, вызываемые возбудителями, паразитирующими в организме человека

Инфекционные болезни, к возбудителям которых восприимчив человек

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллез, сальмонеллез.

ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина, туберкулез и др.

Геморрагическая лихорадка, с почечным синдромом, онитоз.

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф.

Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, желтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума.

ИНФЕКЦИИ НАРУЖНЫХ ПОКРОВОВ

Вирусный гепатит В, С, D , ВИЧ – инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома.

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур.

Классификация инфекционных болезней

Основные группы инфекционных болезней в зависимости от вида возбудителя.

Грипп, вирусные гепатиты, ВИЧ СПИД, инфекционный мононуклеоз, герпес, ветряная оспа, корь

Дизентерия, сальмонеллез, туберкулез, холера, чума

Инфекции, вызванные простейшими

Возбудителем являются специфические белковые молекулы – прионы, наименее изученная на сегодняшний день отрасль

Инфекции, вызванные паразитами (инвазии)

Черви (гельминтозы), эктопаразиты (вши, клещи)

Выводы: каждый человек должен знать виды инфекционных болезней и способы заражения, чтобы предотвратить заболевание ими.

5. Причины возникновения инфекционных болезней.

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма. Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.

Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большой степени зависят от состояния организма человека, его физиологических особенностей и состояния иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Выводы: Есть три основные причины возникновения инфекционных заболеваний: бактерии, вирусы и риккетсии.

6. Профилактика инфекционных заболеваний.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат заболевания туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, стимулирование их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрану окружающей среды. Профилактика подразумевает проведение оздоровительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Для профилактики инфекционных заболеваний большое значение имеет иммунизация.

Иммунизация – это процесс, благодаря которому человек приобретает иммунитет, или становится невосприимчивым к инфекционной болезни, обычно, путем введения вакцины.

Различают иммунизацию активную, основанную на введении вакцин или антитоксинов, и пассивную, при которой вводят иммунную сыворотку или иммуноглобулины, а также пассивно-активную, когда вначале вводят иммунную сыворотку, а затем вакцину или антитоксин.

Иммунизация вакцинами и антитоксинами в качестве планового профилактического мероприятия более эффективна, чем иммунизация сывороточными препаратами, так как обеспечивает защиту на более длительный срок.

Выводы : каждый человек обязан следить за своим здоровьем и проходить иммунизацию.

4. Итоги урока. Рефлексия.

Итоги урока можно провести с помощью блока вопросов и заданий на с. 130, 136 учебника.

Сегодня на уроке я узнал…

Для меня было новым, что …

5. Домашнее задание

Изучить § 24, 25 учебника и выводы к ним, выполнить задание к параграфам.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции