Скарлатины менингококковая инфекция методическая разработка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №209 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Вахитовского района г.Казани

Визитная карточка

У нас учатся: 172 ребенка
У нас учат: 17 педагогов

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.

Итак, детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

С чем может быть связано выделение детских инфекций в отдельную группу? В силу высокой распространенности первая встреча с возбудителем инфекции происходит именно в детском возрасте. В редких случаях ребенку удается дожить до взрослого состояния, не инфицировавшись от больных или носителей возбудителей этих инфекционных заболеваний. После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому большинство взрослых уже повторно этими заболеваниями не страдают.
В силу тесных контактов в детской возрастной группе при возникновении одного заболевшего практически всегда наблюдается инфицирование остальных.

Какие инфекции называют детскими?

1. Традиционные детские болезни с аэрогенным механизмом заражения (краснуха, ветряная оспа, коклюш, дифтерия, корь, скарлатина, эпидемический паротит, полиомиелит, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция)
2. Инфекции, встречаемые как в детской возрастной группе с возможностью развития вспышек заболевания в коллективах, так и среди взрослых с различными механизмами заражения (менингококковая инфекция, инфекционный мононуклеоз, острые респираторные заболевания, острые кишечные инфекции, острый вирусный гепатит А).

Практически любым инфекционным заболеванием ребенок может заразиться при наличии случайного контакта с больным. Исключение составляет первый год жизни малыша, когда в его крови циркулируют материнские антитела ко многим заболеваниям, что предохраняет его организм от заражения при встрече с инфекционным патогеном.

Причины возникновения детских инфекций

Источник инфекции – человек. Это может быть больно клинически выраженной формой болезни, бессимптомной формой болезни, а также носитель инфекционного возбудителя.

Один из частых вопросов родителей: когда становится заразен больной и как долго он может заразить?

Заразный период при детских инфекциях

Механизм заражения при традиционных детских инфекциях – аэрогенный, а путь заражения: воздушно-капельный. Заразна носоглоточная слизь, бронхиальный секрет (мокрота), слюна, которые при кашле, чихании, разговоре больной может разбрызгивать в виде мелкодисперсного аэрозоля на расстоянии 2-3х метров от себя. В зоне контакта оказываются все дети, находящиеся вблизи с заболевшим. Некоторые возбудители прекрасно распространяются на расстоянии. Например, вирус кори в холодное время года может распространяться по вентиляционной системе в отдельно взятом здании (то есть больные могут быть из одного подъезда дома, к примеру). Также имеет эпидемиологическое значение контактно-бытовой путь передачи (предметы обихода, игрушки, полотенца). В этом отношении все зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Но, несмотря на это, примером может послужить высокая инфицированность при ветряной оспе контактно-бытовым путем при устойчивости вируса во внешней среде всего в течение 2х часов. Возбудители скарлатины и дифтерии высокоустойчивы во внешней среде, поэтому контактно-бытовой путь также является значимым. Также при некоторых болезнях инфицирование происходит фекально-оральным путем (кишечные инфекции, гепатит А, полиомиелит, например), причем факторами передачи могут явиться как предметы обихода – игрушки, мебель, посуда, так и инфицированные продукты питания.

Восприимчивость к детским инфекциям достаточно высокая. Разумеется, специфическая профилактика (вакцинация) делает свое дело. За счет нее создается иммунологическая прослойка невосприимчивых лиц к кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, коклюшу, дифтерии. Однако достаточно уязвимыми остаются непривитые дети, относящиеся к группе риска. При детских инфекциях характерно частое возникновение коллективных вспышек инфекции.

Особенности течения детских инфекций

Детские инфекционные заболевания имеют четкую цикличность. Выделяют несколько периодов
болезни, перетекающих один из другого. Выделяют: 1) инкубационный период; 2) продромальный период; 3) период разгара болезни; 4) период реконвалесценции (ранней и поздней).

Инкубационный период – это период с момента контакта ребенка с источником инфекции до появления симптома болезни. В этот период ребенок называется контактным и находится на карантине (под наблюдением медицинских работников). Карантин может быть минимальным и максимальным. Обычно период карантина устанавливается на срок максимального периода инкубации. В этот период следят за здоровьем контактного ребенка – измеряют температуру, следят за появлением симптомов интоксикации (слабость, головные боли и другие).

Краснуха от 11 до 24 дней
Корь от 9 до 21 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток
Коклюш от 3 до 20 дней
Дифтерия от 1 часа до 10 дней
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней
Полиомиелит от 3 до 35 дней
Гепатит А от 7 до 45 дней
Дизентерия от 1 до 7 дней
Сальмонеллез от 2 часов до 3 дней

Как только появится одна из жалоб, наступает второй период – продромальный, что напрямую связано с началом болезни. В большинстве своем начало болезни при детских инфекциях острое. Ребенка беспокоит температура, симптомы интоксикации (слабость, озноб, головные боли, утомляемость, потливость, снижение аппетита, сонливость и другие). Температурная реакция может быть различной, но у подавляющего большинства детей - правильного типа лихорадка (с максимумом к вечеру и снижением по утрам), высота лихорадки может варьировать в зависимости от патогенности возбудителей детских инфекций, инфицирующей дозы, реактивности самого детского организма. Чаще это фебрильная температура (более 38°) с пиком к концу первых-вторых суток болезни. Продолжительность продромального периода разная в зависимости от вида детского инфекционного заболевания, но в среднем 1-3 дня.

Период разгара болезни характеризуется специфическим симптомокомплексом (то есть симптомами, характерными для конкретной детской инфекции). Развитие специфических симптомов сопровождается продолжающейся лихорадкой, длительность которой различная при разных инфекциях.

Специфический симптомокомплекс – это последовательное возникновение определенных симптомов. Для коклюша – это специфический кашель, имеющий характер сухого и приступообразного с несколькими короткими кашлевыми толчками и глубоким свистящим вдохом (репризом). Для эпидемического паротита (свинки) – это воспаление околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез (припухлость околоушной области, болезненность при дотрагивании, одутловатость лица, боли в пораженной области, сухость во рту). Дифтерия характеризуется специфическим поражением ротоглотки (увеличение миндалин, отек и появление характерного фибринозного сероватого налета на миндалинах). Для гепатита А период разгара проявляется появлением желтухи. При полиомиелите – характерное поражение нервной системы.

При краснухе сыпь имеет мелкопятнистый, а затем и пятнисто-папулезный характер, возникает преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей и туловище – спина, поясница, ягодицы, фон кожи не изменен. Сначала появляется на лице, затем в течение дня распространяется на туловище. Исчезает бесследно.

Сыпь при краснухе

При кори наблюдается пятнисто-папуллезная сыпь, характерна нисходящая последовательность высыпаний (1 день сыпи – лицо, волосистая часть головы, верхняя часть груди, 2й день сыпи – туловище и верхняя половина рук, 3й день сыпи – нижняя часть рук, нижние конечности, а лицо бледнеет), сыпь склонна к слиянию, после исчезновения сохраняется пигментация кожи. Иногда сыпь при краснухе напоминает коревую. В этой ситуации на помощь доктору приходит специфический симптом – пятна Филатова-Коплика (на внутренней стороне щек белесовато-зеленоватые папулы, появляющиеся на 2-3 день болезни).

Пятна Филатова при кори

При ветряной оспе мы видим везикулезную сыпь (пузырьковую), элементы которой расположены на фоне покраснения. Сначала это пятно, затем оно возвышается, образуется пузырек с серозной прозрачной жидкостью, затем пузырек подсыхает, жидкость исчезает и появляется корочка. Характерны подсыпания с повторными подъемами температуры раз в 2-3 дня. Период от момента появления сыпи до полного отпадания корочек длится 2-3 недели.

Сыпь при ветрянке

При скарлатине на гиперемированном фоне кожи (фоне покраснения) появляется обильная мелкоточечная сыпь. Сыпь интенсивнее в области кожных складок (локтевые сгибы, подмышечные впадины, паховые складки). Носогубный треугольник бледный и свободный от сыпи. После исчезновения сыпи шелушение, продолжающееся 2-3 недели.

Сыпь при скарлатине

Носогубный треугольник при скарлатине

Сыпь при менингококцемии

Заболевание Сроки появления сыпи Длительность периода высыпаний (в среднем)
Краснуха конец 1го-2й дни болезни 2-5 дней
Корь 3-4й дни болезни 5-7 дней
Ветряная оспа 2й день болезни 1-1,5 недели
Скарлатина конец 1го дня 5-6 дней
Менингококковая инфекция на 6-14 час болезни! (то есть первые сутки) 8-10 дней

Помимо сыпи, любая детская инфекция характеризуется лимфаденопатией (увеличением определенных групп лимфатических узлов) . Участие лимфатической системы – неотъемленная часть инфекционного процесса при инфекциях. При краснухе наблюдается увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов. При кори увеличиваются шейные лимфоузлы, при ветряной оспе – заушные и шейные, а при скарлатине - переднешейные лимфоузлы. При мононуклеозе – сильное увеличение заднешейных лимфоузлов (пакеты лимфоузлов видны при поворотах головы ребенка).

Период реконвалесценции (выздоровления) характеризуется угасанием всех симптомов инфекции, восстановлением функций пораженных органов и систем, формированием иммунитета. Ранняя реконвалесценция длится до 3х месяцев, поздняя реконвалесценция затрагивает период до 6-12 месяцев, а реже - дольше.

Другой особенностью детских инфекций является многообразие клинических форм. Выделяют
манифестные формы (с характерными симптомами болезни) легкой, среднетяжелой, тяжелой степени, стертые формы, субклинические (бессимптомные), абортивные формы (прерывание течения инфекции).

Ожидаемой сложностью инфекций у детей является и опасность быстрого развития тяжелых
осложнений. Это могут быть: инфекционно-токсический шок в начале болезни (критическое падение давления, что чаще наблюдается при менингококковой инфекции, скарлатине), нейротоксикоз при высокой температуре (развивающийся отек головного мозга), внезапная остановка дыхания или апное при коклюше (за счет угнетения дыхательного центра), синдром истинного крупа при дифтерии (за счет мощного токсического отека ротоглотки), вирусные поражения головного мозга (краснушный энцефалит, коревой энцефалит, ветряночные энцефалиты), синдром обезвоживания (при острых кишечных инфекциях), бронхообструктивный синдром, гемолитикоуремический синдром, ДВС-синдром.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо сохранять критичное отношение к состоянию ребенка и своевременно обращаться за медицинской помощью.

Симптомы детских инфекций, требующие обращения к врачу

1) Фебрильная температура (38° и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка).
3) Появление сыпи.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Появление любых симптомов на фоне высокой температуры.

Диагностика детских инфекций

Постановка предварительного диагноза проводится врачом-педиатром. Имеют значение: контакт пациента с другими больными с инфекцией, данных о вакцинации (прививках), характерные симптомы инфекции.

Окончательный диагноз выставляется после лабораторных исследований.
- Неспецифические методы (общий анализ крови, мочи, испражнений, биохимические исследования крови, исследования электролитов крови), инструментальные методы диагностики (рентгенография, УЗИ, МРТ по показаниям)
- Специфические методы для выявления возбудителей и/или их антигенов (вирусологический, бактериологический, ПЦР), а также для выявления антител к возбудителям в крови (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Основные принципы лечения детских инфекций

Цель лечения - выздоровление маленького пациента и восстановление нарушенных функций органов и систем, достигается решением следующих задач:
1) борьба с возбудителем и его токсинами;
2) поддержание функций жизненно-важных органов и систем;
3) повышение иммунологической реактивности (сопротивляемости) организма ребенка;
4) профилактика осложнений детской инфекции.

Задачи лечения осуществляются проведением следующих мероприятий:
1. Своевременное выявление и при необходимости госпитализация больного ребенка, создание ему охранительного режима – постельного при тяжелом и среднетяжелом состоянии, полноценное питание, питьевой режим.
2. Этиотропная терапия (специфические препараты, направленные на подавление роста или уничтожение возбудителя инфекции). В зависимости от инфекции назначаются антибиатериальные препараты, противовирусные средства. Неправильная трактовка диагноза и назначение этиотропного лечения не по профилю приведет к возможному утяжелению инфекции и развитию осложнений.
3. Патогенетическая терапия связана в основном с инфузионной терапией растворов определенной направленности (глюкозо-солевые растворы, коллоиды, препараты плазмы, крови), а также специфических парентеральных препаратов (ингибиторы протеаз, глюкокортикостероиды и другие), иммуномодуляторов.
4. Посиндромная терапия проводится при любой инфекции (жаропонижающие, противорвотные, сосудосуживающие, отхаркивающие, противокашлевые, антигистаминные и многие другие).

Как проводить профилактику инфекций в детском возрасте?

1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание)
2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции
3) Специфическая профилактика детский инфекций - вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Пренебрежение родителями плановой вакцинацией детей без особых на то медицинских оснований создает уязвимую прослойку неиммунных детей, в первую очередь подверженных к заражению инфекционными возбудителями.


Для организации аудиторной и неаудиторной СРС обучающихся по

ПМ 01. Диагностическая деятельность

МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин

Диагностика детских болезней

ПМ02. Лечебная деятельность, МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста

Скачать:

Вложение Размер
novaya_tetrad_.docx 624.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПМ 01.Диагностическая деятельность

МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Диагностика детских болезней,

ПМ 02. Лечебная деятельность

МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста

Учебно-методическое пособие для обучающихся

специальности 31.02.01.(060101) Лечебное дело

Задание №1. ДИФТЕРИЯ, КОЛЮШ ……………………………………………. 4

Задание №2. ДИФТЕРИЙНЫЙ КРУП ……………………………………….…. 7

Задание №5. ШИФРОГРАММА ………………………………………………. 13

Задание №7. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РАЗЛИЧНЫХ ОРВИ ………………17

Задание №9. ВНУТРИУТРОБНЫЕ ИНФЕКЦИИ ……………………………….20

Задание №10. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ ……………………………………………………………………..21

Задание №11 ДИАГНОСТИКА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ . 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..29

Рабочая тетрадь по разделу «Диагностика и лечение ифекцион-

Пропедевтика клинических дисциплин, Диагностика детских болезней ,

ПМ 02. Лечебная деятельность, МДК 02.04. Лечение пацинтов детского

возраста разработана с целью оказания помощи в овладении

теоретическими знаниями и практическими умениями по данному разделу.

Умение правильно общаться с пациентом, проводить субъективное и объективное обследование помогут поставить предварительный диагноз, своевременно оказать неотложную помощь, решать тактические вопросы на ФАПе.

В рабочей тетради предложены разнообразные по содержанию и уровню сложности задания. Правильно выполненные задания помогут успешно изучить дисциплину, знания и умения пригодятся при обследовании и курации пациента по любой клинической дисциплине.

Предлагаемое учебно-методическое пособие для обучающихся дополняет лекционный материал и учебник, поможет более глубокому усвоению материала и наиболее эффективному использованию учебного времени, отведенного на практические занятия.

Задание №1. ДИФТЕРИЯ, КОЛЮШ (cоставление алгоритма)

- составить алгоритмы манипуляций;

- работать с дополнительной литературой;

-предупреждать возможные осложнения при введении противодифтерийной сыворотки.

Вам предложена самостоятельная работа, посвященная одному из самых опасных инфекционных заболеваний взрослых и детей, - дифтерии. Основным препаратом, применяемым при лечении дифтерии, служит противодифтерийная сыворотка.

Введение противодифтерийной сыворотки представляет определенные сложности, поэтому работа над алгоритмом ее введения, безусловно, необходима.

  1. Внимательно прочитайте текст лекции и материал учебника.
  2. Подберите дополнительную учебную литературу по детским инфекционным заболеваниям.
  3. Заполните пробелы в алгоритме манипуляции.
  4. При необходимости проконсультируйтесь с преподавателем.

Противодифтерийную сыворотку применяют для_____________________________

Каждое введение сывороточного препарата должно быть зафиксировано в карте стационарного больного (форма №_______), с обязательным указанием дозы, способа и времени введения, серии, срока годности, названия института, изготовившего препарат.

Сыворотку выпускают в ампулах по ________АЕ и _________АЕ. К ней приложена разведенная сыворотка (__________________________).

Сыворотку вводят по методу__________________________, преполагающему определение индивидуальной чувствительности к чужеродному белку лошадиной сыворотки, так как при введении сывороточных препаратов возможны осложнения в виде____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для проведения манипуляции необходимо приготовить:

  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Перчатку, маску, фартук;
  11. Емкости для дезинфекции использованного материала.

Этапы проведения манипуляции

  1. Получить информированное согласие пациента на проведение данной манипуляции:____________________________________________________

  1. Поставить на инструментальный столик все необходимое. Проверить сыворотку_________________________________________________________

  1. Выполнить 1-ю пробу, для чего:

А) вскрыть в условиях асептики ампулу с_________________сывороткой;

Б) набрать в шприц объемом 1 мл 0,2 мл___________________сыворотки;

В) надеть на шприц иглу для внутрикожного введения, выпустить воздух и избыток сыворотки в колпачок,______________________________________________________

Г) ввести_____________________________0,1 мл разведенной сыворотки;

Д) в течение________мин необходимо наблюдать за местной и общей реакцией: проба отрицательная, если___________________________________, в этом случае выполнить 2-ю пробу.

4. Для выполнения 2-й пробы необходимо:

А) вскрыть в условиях асептики ампулу с_____________________сывороткой;

Б) набрать в шприц объемом 1 мл 0,2 мл_______________________сыворотки, иглу оставить в ампуле и накрыть ее марлевой салфеткой (вскрытую ампулу с неразведенной сывороткой хранят не более ____________);

В) надеть иглу для подкожного введения, выпустить воздух и избыток сыворотки в колпачок;

Г) обработать кожу плеча в средней трети двумя шариками со спиртом в направлении от центра к периферии;

Д) ввести__________________0,1 мл неразведенной сыворотки, обработать место инъекции шариком со спиртом;

Е) при отсутствии местной и общей реакции через_________мин ввести лечебную дозу сыворотки.

5. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

6. Подогреть ампулу с_________________________сывороткой до температуры 36-37°С.

7. Набрать в шприц объемом не менее 5 мл_________________________сыворотку в назначенном количестве.

8. Обработать кожу ягодицы двумя шариками со спиртом.

9. Ввести _____________________________назначенную дозу сыворотки, место инъекции обработать шариком со спиртом.

10. Провести дезинфекцию использованного оборудования и материалов.

11. Вымыть и просушить руки.

12. Сделать соответствующую запись, указав____________________________

Задание №2. ДИФТЕРИЙНЫЙ КРУП

- Оценить современные достижения науки в области борьбы с дифтерией;

«…После памятного наводнения еще росла трава, но она зловеще поредела. День за сумрачным днем небо затягивали тучи, а дождь все не шел. Неутихающий жгучий ветер никак не давал сберечь тепло. В ледяных спальнях ложились в постель, в ледяных спальнях вставали по утрам, терпеливо ждали, пока мать плеснет немножко горячей воды из огромного чайника, всегда стоящего наготове, чтобы умыванье не превращалось в пытку, от которой зубы поневоле выбивают дробь.

Однажды маленький Хэл начал хрипеть и кашлять, ему становилось все хуже. Фиа смешала горячей травы с золой, сделала из этой каши припарку ему на грудь, но он дышал все также мучительно трудно. Поначалу она не слишком тревожилась, но шли часы, малыш угасал на глазах, и она уже просто не знала, что делать, а Мэгги сидела около братишки и, ломая руки, без конца твердила про себя молитвы. В шесть вечера, когда вернулся Пэдди, хриплое дыхание Хэла слышно было даже с веранды и губы стали синие.

Пэдди тотчас кинулся в Большой дом, к телефону, но доктор, живший за сорок миль, как раз уехал к другому больному. Запалили на сковородке немного серы и держали над нею Хэла – быть может, от сильного кашля вылетит из гортани пленка, которая медленно душит его…но в груди у него не было сил ее вытолкнуть. Он совсем посинел, дышал судорожно, прерывисто. Мэгги держала братишку на руках и молилась, у нее сердце разрывалось, больно было смотреть, как несчастный малыш борется за каждый вздох. Растерянная, перепуганная, Мэгги прижимала к себе содрогающееся тельце, пытаясь помочь Хэлу дышать.

В полночь Пэдди высвободил неподвижное тело из рук Мэгги и тихонько уложил на подушки. Девочка мгновенно открыла глаза – она задремала было, убаюканная затишьем, оттого что Хэл больше не бился в судорогах.

- Ему лучше, папочка! – сказала она.

Пэдди покачал головой; казалось, он ссохся и постарел, свет лампы попал на изморозь, серебрящуюся у него в волосах и на подбородке, в отросшей за неделю щетине.

- Нет, Мэгги, Хэлу не лучше в том смысле, как ты думаешь, но он успокоился. Бог взял его, и он больше не страдает.

- Папа хочет сказать, что Хэл умер, - ровным голосом сказала Фиа.

- Нет, папочка, нет! Не умер! Не может быть! Но малыш, утонувший в подушках, был мертв. Мэгги поняла это с первого взгляда, хотя никогда прежде не видела смерти. Будто не ребенок лежит, а кукла.

Мэгги опустилась на стул, сложила руки на коленях. Так и застал девочку отец Ральф, когда привез врача. Мэгги молча показала им в сторону коридора, но не пошла за ними. И очень скоро священнику удалось, как он жаждал после звонка Мэрри Карсон, подойти наконец к Мэгги, побыть с нею, согреть маленькую Золушку семейства Клири толикой душевного тепла, отданного только ей одной. Он сильно сомневался, чтобы хоть кто-то еще понимал, как много значил для нее Хэл.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какой диагноз поставил бы маленькому Хэлу врач? Уточните локализацию процесса.
  2. В глотке эпителий многослойный, дифтерийные пленки связаны с ним очень плотно, в гортани и трахее эпителий однослойный, соответственно пленки легко отделяются. Подумайте, может ли развиться круп при локализации процесса в зеве? Почему?
  3. Если бы врач приехал вовремя, что он мог сделать?
  4. Знаете ли вы, какая опасность подстерегала врачей, оказывавших помощь при дифтерийном крупе?
  5. Почему в наше время дифтерийный круп встречается редко?

Инструкция: обведите кружком правильный ответ.

1.Симптомы дифтерии зева:

А) гиперемия слизистой полости рта, творожистые, легко снимающиеся шпателем, налеты;

Б) гиперемия слизистой зева, на миндалинах и дужках блестящие сероватого цвета пленки, плотно спаянные с подлежащими тканями;

В) гиперемия слизистой зева, отечность миндалин, в лакунах неправильной формы выпот;

Г) гиперемия слизистой зева, мелкие белесоватые пятнышки, окруженные венчиком гиперемии.

2. Дифтерия гортани проявляется клиническими симптомами:

А) вирусного крупа;

В) истинного крупа;

3. Основной метод лечения дифтерии – применение:

Г) специфической антитоксической сыворотки.

  1. В противоэпидемиологические мероприятия в очаге дифтерии включены:

А) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, опрос, термометрия, бактериологическое исследование кала;

Б) карантин 21 день, ежедневный осмотр зева, глаз, кожи, термометрия;

В) карантин 35 дней, ежедневный осмотр, термометрия, бактериологическое исследование кала;

Г) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, термометрия, осмотр оториноларинголога 1 раз в 3 дня, бактериологическое исследование слизи зева, носа на наличие ВL.

  1. Дифтерийный круп развивается:

6. Тяжелые формы дифтерии бывают у:

А) привитых детей;

Б) непривитых детей;

7. Симптомы коклюша:

А) сухой лающий кашель, осиплость голоса, одышка с затрудненным вдохом;

Б) приступообразный кашель с репризами, апноэ, вязкой прозрачной слизью, иногда с рвотой;

В) упорный кашель с отхождением большого количества слизисто-гнойной мокротой, субфибрилитет;

Г) приступообразный мучительный сухой кашель, одышка с затрудненным выдохом.

8. В противоэпидемические мероприятия в очаге коклюша включены:

А) карантин 14 дней, ежедневный осмотр, термометрия, 2-кратное бактериологическое исследование слизи зева на палочку Борде-Жангу;

Б) карантин 21 день, ежедневный осмотр зева, глаз, кожи, термометрия;

В) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, термометрия, бактериологическое исследование кала;

Г) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, термометрия, бактериологическое исследование слизи из носа, зева на палочку Леффлера.

9. Коклюш наиболее опасен для детей в возрасте:

10. Инкубационный период коклюша:

11. Спазматический период характеризуется:

А) спазмом сосудов;

В) приступом спазматического кашля;

12. Типичная форма коклюша имеет стадии:

- Систематизировать знания по детским по детским инфекционным заболеваниям;

- развивать клиническое мышление для совершенствования профессиональной подготовки.

Вашему вниманию предложена самостоятельная работа, посвященная детским инфекциям, сопровождающимся сыпью. Эта работа поможет вам разобраться в разнообразии различных сыпей. Когда все графы таблицы будут заполнены, вы получите наглядный и компактный конспект, который хорошо запоминается.

  1. Внимательно прочитайте текст лекции и материал учебника.
  2. Заполняйте каждую предложенную графу таблицы. Рекомендуется полностью заполнить все графы таблицы, посвященные одному заболеванию, а затем уже переходить к следующему заболеванию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции