Сестринский процесс при ротавирусной инфекции у детей

По данным ВОЗ ведущее место в патологии детского возраста занимают острые кишечные инфекции (ОКИ). Каждую минуту от них в мире погибает 10 детей, часть из которых умирают от некачественного ухода и ежегодно регистрируется в мире до 1,2 млрд. кишечных заболеваний. Поэтому от эффективности организации работы при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями средним медицинским персоналом при своевременной постановки диагноза зависит исход заболевания.

Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов сестринской деятельности при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Определить и охарактеризовать основные виды острых кишечных инфекций у детей;
  2. Изучить особенности ухода и наблюдения за детьми с ОКИ.
  3. Систематизировать основные принципы работы медицинских сестер отделения воздушно-капельных инфекций ДИБ города Краснодара.
  4. Проанкетировать родителей этих детей на предмет знаний особенностей ухода у данной категории пациентов.
  5. Исследовать мнение медицинских сестер о необходимости создания памятки по уходу за детьми с ОКИ.
  6. Сделать выводы и предложения по теме исследования.

Исследование показало, что в ЦРБ продолжает увеличиваться количество исследований на возбудителей острых кишечных инфекций в 1,3 раза или на 33%, по сравнению с 2011 годом.

Из проведенных лабораторных исследований по количеству выделенных культур неизменными лидерами остаются сальмонеллы и различные энтеропатогенные кишечные палочки, которые представлены. Как видно, в общее количество выделенных патогенных микроорганизмов изменилось не значительно, увеличение было лишь на 3,5%. В динамике рост превалирует у ЭТЭ и ЭИЭ. Особенно их количество сильно увеличились в 2012 году на 114% по сравнению с 2011 г. И сальмонеллез в 2014 г. примерно на 42,1%, кампилобактерии – на 216,7% по сравнению с 2011 г.

Как видно из приведённых данных большинство составляют Salm. гр. D 82%, 80% и 67% за три года.

Серологическая группа D оказалась доминирующей и была представлена только одним серологическим вариантом – Salmonella enteritidis. Частоту регистрации сальмонеллеза, в группе детей можно объяснить тесным общением детей этой возрастной группы в организованных коллективах и их низкой самоорганизацией. Заболевание протекает в локальной форме гастроэнтерита, ведущий синдром - диарейный.

Для проведения эмпирического исследования были выбраны два отделения инфекционное и педиатрическое. Мощность инфекционного отделения для взрослых -10 коек, а для детей -20, в педиатрическом отделении – 25 коек. Полученные данные говорят о большом потоке больных в данных отделениях. При этом показатель работы койки во взрослом инфекционном отделении соответствует норме, а показатель в детском и педиатрическом отделении – выше. Что говорит о повышенной нагрузке на мед. персонал и можно объяснить нехваткой коек для данного контингента пациентов.

Укомплектованность инфекционного отделения средним медперсоналом составляет 55%, младшим медперсоналом составляет 51,8%. Укомплектованность средним медперсоналом педиатрического отделения составляет 84%, младшим медицинским персоналом 91,3%. Укомплектованность врачами составляет 80,9%. В структуре преобладают высшая и первая категории, что показывает высокий профессионализм мед. персонала и значит высокое качество предоставляемых услуг.

С целью изучения проблем пациентов детского инфекционного отделения было проведено сплошное исследование на базе Усть-Лабинской РЦБ родителей детей находящихся в детском и инфекционном отделении. В анкетировании (анонимно) приняли участие n= 30 родителей детей.

Большинство детей респондентов, лежащих в отделениях, соответствуют возрасту от 1 года до трёх – 56,7% и дети первого года – 36,7%. По составу семьи: у 18 человек семья полная – 60%, остальных воспитывали один родитель или опекун. По условиям жилья: большинство 16 семей – 53,3% проживают в отдельной квартире остальные в коммунальной или общей квартире.

Проблему с тошнотой и рвотой имеют большинство детей 30 человек, из них 28 человек имеют сопутствующую лихорадку и 37 диарею. При этом страх и слабость испытывают 23 человека. Большинство 21 испытывают дискомфорт.

Опрошенные – 90%, удовлетворены ухо­дом и мед. помощью которую им предоставляют в отделение. Этот показатель так же говорит о хорошем качестве предоставляемых услуг.

Проблему связанные со стрессом, дефицитом знаний о заболеваемости, и уходом за ребенком отметили большинство – 26 человек.

В результате проведённого исследования полученные следующие результаты:

Анализ двадцати современных источников литературы выявил, что в настоящее время заболеваемость кишечными инфекциями в России остается достаточно высокой. Острые кишечные инфекции занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости, особенно среди пациентов детского возраста.

Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями влияют на сестринский процесс в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо - физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Систематизация основных принципов работы медицинских сестер отделения, проведённое исследование проблем пациентов с острыми кишечными инфекциями путем анкетирования родителей, мнения медицинских сестер позволило выявить, что основными особенностями сестринского ухода у детей с острыми кишечными инфекциями являются:

  • строгое выполнение врачебных назначений;
  • необходимая подготовка к лабораторным и инструментальным методам исследования;
  • разъяснение и убеждение в необходимости проведения исследований;
  • соблюдения всех врачебных назначений и динамическое наблюдение за ребенком;
  • соблюдение санитарно-противоэпидеми­ческого режима в отделении: обеспечение инфекционной безопасности для родителей, персонала пациентов;
  • оценка состояния ребенка при каждом контрольном посещении и поддержание его положительного эмоционального состояния;
  • установление с ребенком и его родителями доверительных отношений;
  • поддержка родителей на всех стадиях развития заболевания
  • восполнение дефицита знаний родителей о причинах заболевания, факторах риска, особенностях течения и др.
  • обучение родителей приемам профилактики кишечных инфекций формирование здоровых привычек не только ребенка, но и всей семьи.

Для улучшения качества оказываемой сестринской помощи необходимо ввести в штатное расписание отделения острых кишечных инфекций 4,5 ставки медицинской сестры процедурного кабинета.

Обеспечить отделение перфузорами для проведения инфузионной терапии с целью дозированного введения инфузионных растворов и соблюдения скорости инфузии.

Создать методические рекомендации с актуальными результатами исследований по проблеме ухода за пациентами детского возраста в инфекционном отделении.

Этиология ротавирусной инфекции: симптомы и характеристика возбудителя. Источник инфекции и пути ее распространения. Диагностика ротавирусной инфекции, инкубационный период и возможные осложнения. Сестринский уход при ротавирусной инфекции у детей.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 06.08.2014
Размер файла 3,8 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Характеристика возбудителя ротавирусного гастроэнтерита: устойчивость, морфология и химический состав, геном, антигенная вариабельность и родство. Источники инфекции и пути ее распространения. Клинические симптомы болезни и эпидемиологические предпосылки.

курсовая работа [3,0 M], добавлен 10.08.2014

Особенности ротавирусной инфекции - острой вирусной болезни с преимущественным заболеванием детей. Симптомы общей интоксикации, поражение желудочно-кишечного тракта, дегидратация. Этиология заболевания, его распространение. Источник и течение болезни.

презентация [122,4 K], добавлен 03.05.2012

Основные симптомы цитомегаловирусной инфекции, ее диагностика во время беременности. Вирус простого герпеса как пожизненное инфекционное заболевание. Опасность, формы и симптомы герпеса при беременности. Возможные осложнения инфекции, ее лечение.

презентация [1,1 M], добавлен 25.12.2014

Периоды изменений в клиническом течении раневой инфекции. Характеристика периода распространения инфекции. Первичная хирургическая обработка раны — кровавое оперативное вмешательство, предпринятое по первичным показаниям. Период локализации инфекции.

реферат [21,0 K], добавлен 18.05.2010

Общая характеристика герпетической инфекции. Классификация вирусной инфекции. Патогенез острой герпетической инфекции. Репликативный цикл вирусов простого герпеса. Механизмы распространения вируса в организме. Иммунная защита от герпетической инфекции.

реферат [66,8 K], добавлен 27.03.2009

Особенности многолетней динамики эпидемиологического процесса заболеваемости ротавирусной инфекцией у детей до 14 лет. Механизм развития эпидемического процесса. Проведение профилактических мероприятий, используемых для противоэпидемической работы.

курсовая работа [262,5 K], добавлен 21.04.2015

Определение термина внутрибольничной инфекции. Причины развития и источники возбудителей внутрибольничной инфекции. Пути разрыва механизма передачи инфекции. Проблема эффективности мероприятий, направленных на источник инфекции, и пути её решения.

контрольная работа [28,1 K], добавлен 10.04.2014

Предрасполагающие факторы для развития инфекции, вызванной Pseudomonas aeruginosa. Источники инфекции и пути распространения. Клинические проявления инфицирования синегнойной палочкой. Диагностика синегнойной инфекции, противоэпидемические мероприятия.

презентация [1,4 M], добавлен 18.11.2014

Коклюш как строгий антропоноз, источник инфекции. Этиология, клиника, инкубационный период. Главные особенности ранней диагностики инфекции в катаральной стадии. Лечение детей. Вакцинация как единственное надежное средство специфической профилактики.

реферат [18,3 K], добавлен 29.05.2015

Характеристика внутрибольничной инфекции. Входные ворота инфекции - кожные покровы и слизистые оболочки. Способы передачи инфекции: контактный, аэрозольный, вертикальный, фекально-оральный. Мытье рук – процедура, позволяющая предупредить инфекции.

презентация [810,5 K], добавлен 28.01.2011


Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Первостепенной задачей ухода за детьми с заболеваниями ЖКТ является наряду с соблюдением лечебно-охранительного режима организация лечебного питания и водного рациона. Серьезное внимание надо уделять тщательному уходу за полостью рта и функционированию кишечника.

Тяжелобольные находятся на строгом постельном режиме. Этих больных кормят с ложки, небольшими порциями, в положении лежа с несколько возвышенном головным концом. Шею и грудь закрывают салфеткой или пеленкой. Жидкую пищу дают из поильника.

Дети, которые находятся на полупостельном режиме, принимают пищу в столовой. Пища должна быть вкусно приготовленной, теплой; стол аккуратно сервируют необходимой посудой и приборами. После приема пищи медицинская сестра следит, чтобы каждый больной прополоскал рот. При невозможности выполнить самостоятельно процедуру медицинская сестра обрабатывает ребенку полость рта одним из дезинфицирующих растворов.

Особое внимание обращают на симптомы, свидетельствующие о поражении ЖКТ, диспепсические расстройства (тошнота, рвота, отрыжка, понос) и боли в животе.

Тошнота представляет собой неприятное ощущение в подложечной области, нередко сопровождающаяся побледнением, слюноотделением. Тошнота часто предшествует рвоте. При тошноте больного успокаивают, дают выпить полстакана воды с церукалом, мотилиумом.

Рвота является сложным рефлекторным актом, когда при возбуждении рвотного центра происходит выбрасывание рвотных масс через пищевод, глотку, рот, иногда носовые ходы. При возникновении рвоты необходимо максимально облегчить состояние ребенка. Больного удобно усаживают, закрывают грудь полотенцем, пеленкой или клеенкой, ко рту подносят чистый лоток либо ставят у ног тазик, ведро. Ослабленным больным, находящимся в лежачем положении, следует повернуть голову набок. Чтобы она была ниже туловища поднести лоток. Под голову такого ребенка подкладывают вчетверо сложенное полотенце, чтобы исключить загрязнение постельного белья.

Запор - задержка стула в течение 2 суток(48 часов) следствие замедленного опорожнения кишечника. Различают атонические и спастические запоры. Первые возникают при ослаблении кишечной мускулатуры и перистальтики, вторые - при повышении тонуса мышц в отдельных участках толстой кишки.

Для оказания помощи детям с атоническими запорами из пищи исключают легкоусвояемые продукты (сметаны, каши и т.п.) и назначают диету, содержащую большое количество растительной клетчатки (капуста, свекла, чернослив, черный хлеб из муки грубого помола). Таким детям противопоказан сидячий образ жизни. Вырабатывают ежедневный рефлекс на опорожнении кишечника, дают послабляющие средства растительного происхождения (ревень, кора крушины), дюфалак, микролакс (микроклазма), реже солевые слабительные (20% раствор сульфата магния по 1 чайной ложке натощак). Следует помнить о необходимости подбора индивидуальной дозы слабительных для детей.

Из рациона детей, страдающих спастическими запорами, иключаюь грубую пищу, богатую клетчаткой. Рекомендуется больше двигаться. Приучаться к опорожнению кишечника в определенное время. Дают лекарственные средства, успокаивающие нервную систему; валериана, бромиды. При упорных запорах ставят очистительные клизмы.

Понос наиболее часто возникает при кишечной инфекции и связан с действием патогенных микробов и усиленной перистальтикой кишечника. Реже понос наблюдается при кишечном дисбактериозе, недостаточности поджелудочной железы, хроническом энтерите. Наличие в каловых массах большого количества слизи, крови, как правило, указывает на поражение толстой кишки.

Ребенку для испражнений выделяют отдельный горшок, который оставляют до врачебного осмотра в прохладном месте. Каловые массы отправляют в лабораторию для исследований. При подтверждении кишечной инфекции больного переходят в инфекционное отделение или помещают в отдельный бокс. Проводят текущую дезинфекцию. Горшки и подкладные судна дезинфицируют. При поносе неинфекционного генеза назначают легкоусвояемую диету с большим количеством белка, витаминов C и группы B, жидкости. Не рекомендуют молоко и молочные продукты, жирное, жареное, растительную клетчатку. Детей следует подмывать после каждого опорожнения, смазывать вазелином или детским кремом кожу вокруг анального отверстия.

Появление дегтеобразного стула указывает на желудочно-кишечное кровотечение. Даже при хорошем самочувствии ребенка срочно укладывают в постель, вызывают врача.

Боль в животе - самый частый и наиболее характерный признак острого или обострения хронического заболевания желудочно-кишечного тракта у детей. При появлении болей необходима консультация врача, до прихода которого ребенка надо уложить в постель. Следует обратить внимание на поведение ребенка во время приступа болей, на положение в постели; оно может быть вынужденным (коленно-локтевое, на боку, с согнутыми ногами и т.п.). Применение грелок или лекарственных средств, снимающих болевой приступ, является противопоказанным, так как это может затруднить правильную диагностику, привести к ошибке. Запрещается также до прихода врача давать слабительные средства и ставить клизмы.

Большое внимание следует уделять личной гигиене больного и гигиеническому содержанию помещения (влажная уборка, частое проветривание, ультрафиолетовое облучение).

Важен регулярный туалет кожи и слизистых оболочек полости рта и носа.

Учитывая повышенную потливость больных, медсестра по мере надобности должна менять нательное и постельное белье.

При смене нижнего белья следует насухо вытирать влажную кожу ребенка.

Для профилактики пневмонии надо чаще поворачивать больного в постели, просить его делать глубокие вдохи. Осуществляя уход за ребенком, медсестре необходимо учитывать, что больные гриппом из-за поражения центральной нервной системы раздражительны, капризны и плаксивы, поэтому следует относиться к ним особенно внимательно и чутко.

7.Противоэпидемические мероприятия

Профилактика ОРВИ заключается в изоляции больного и соблюдении правил противоэпидемического режима.

При изоляции в домашних условиях ребенка помещают в отдельную комнату или отгораживают кровать ширмой. Максимально ограничивают общение с ним членов семьи.

Ухаживающие лица должны носить 4-слойные марлевые маски.

Больным необходимо выделить отдельную посуду и полотенце.

В стационаре ребенок помещается в бокс.

Реконвалесценты допускаются в детские учреждения не ранее 7 дней от начала заболевания, при наличии осложнений — после полного выздоровления.

Для индивидуальной профилактики ОРВИ используется лейкоцитарный интерферон, который закапывается не менее 4 раз в сутки. Детям раннего возраста, особенно ослабленным, при контакте с больным гриппом целесообразно применение противогриппозного глобулина.

Специфическая профилактика гриппа заключается в введении противогриппозной вакцины.

Важное значение в снижении заболеваемости ОРВИ имеет повышение общей сопротивляемости организма: рациональное питание, прогулки на свежем воздухе, закаливание, массаж, гимнастика, занятия физкультурой.

Дайте определение заболеванию

Назовите причину заболевания

Назовите основные клинические проявления при данной инфекции

Опишите принципы лечения и сестринского процесса при уходе за пациентом.

Назовите этапы противоэпидемических мероприятий.

Назовите методы профилактики.

Лекция № 20 сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей

План изложения материала:

ОКИ: понятие, общие сведения, клинические признаки, методы лабораторной диагностики, осложнения, лечение, противоэпидемические мероприятия.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по особенностям клиники, принципам организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

- структуру заболеваемости ОКИ.

- этиологию и эпидемиологию ОКИ;

- "местный" синдром (поражение желудочно-кишечного тракта)

- методы лабораторной диагностики;

- принципы лечения, методику проведения оральной регидратации;

- особенности ухода, профилактики.

1. Острые кишечные инфекции – группа заболеваний, основными клиническими проявлениями которых являются диарея и рвота.

По эпидемиологическому принципу все ОКИ у детей можно разделить на две основные группы:

ОКИ бактериальной природы:

вызываемые заведомо патогенными энтеробактериями (дизентерия, сальмонелез, холера и др.)

вызываемые условно – патогенными микроорганизмами (клебсиеллой, протеем, клостридиями, синегнойной палочкой и др.)

Вирусные диареи (вызываются энтеровирусами, ротавирусами, аденовирусами и др.)

В последние годы большое значение придается условно – патогенным микроорганизмам как этиологическому фактору острых кишечных инфекций, особенно у детей раннего возраста и новорожденных.

Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, могут длительное время сохраняться на руках, на посуде, игрушках и предметах обихода, а также в почве и воде, инфицированных фекалиями больного.

Механизм передачи ОКИ – фекально–оральный, который реализуется контактно – бытовым, пищевым, водным путями передачи.

Источник заболеваний – больной или носитель наиболее опасны больные легкими или бессимптомными формами ОКИ. В детских коллективах источниками эпидемических вспышек нередко бывают работники пищеблоков.

Механизм передачи ОКИ – фекально-оральный, который реализуется контактно – бытовым, пищевым, водным путями передачи.

Восприимчивость к инфекции высокая, особенно детей младшего возраста, недоношенных и, находящихся на искусственном вскармливании.

Иммунитет типоспецифический, нестойкий, в связи, с чем высока возможность повторных заболеваний.

Шигеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника, особенности у детей раннего возраста.

Сальмонеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

Эшерихиоз: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

Диагностика, принципы ухода и лечения.

ОКИ – группа заболеваний, основными клиническими проявлениями которых, являются диарея и рвота.

Все ОКИ можно разделить на 2 группы:

1- ОКИ бактериальной природы: - вызываемые патогенными энтеробактериями (шигеллы, сальмонеллы, эшерихии, иерсинии и др.);

- вызываемые условно-патогенными микроорганизмами (клебсиелла, протей, синегнойная палочка и др.).

2- Вирусные диареи (вызываемые вирусами ЭКХО, Коксаки, ротовирусами, аденовирусами и др.).

Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, не обладают летучестью.

Механизм передачи ОКИ – фекально-оральный, который реализуется пищевым, водным, контактно-бытовым путями.

Иммунитет после перенесенной ОКИ типоспецифичный и не стойкий.

Дизентерия (шигеллез) - это острое инфекционное заболевание, характеризующиеся симптомами интоксикации и поражением слизистой оболочки сигмовидной и прямой кишки (симптомами колита).

Этиология – возбудители дизентерии - шигеллы из семейства энтеробактерий. Наиболее часто встречается шигеллы Зонне и Флекснера. Наиболее устойчивы к факторам внешней среды шигелла Зонне. Они живут в воде открытых водоемов до 48 суток, шигеллы Флекснера 10-16 дней. В молоке и молочных продуктах шигеллы Зоне сохраняются до 6- 10 суток, а Флекснера 3-5 суток. Все шигеллы чувствительны к воздействию высоких температур и дезинфекгантов .

Эпидемиологя. Источник инфекции – больные (особенно легкими и стертыми формами) и бактерионосители, мухи. Механизм передачи – фекально-оральный.

Пути передачи: пищевой, водный, контактно-бытовой. Болеют преимущественно дети от 2-х до 7-и лет.

Клиника: Инкубационный период от 6-8 часов до 7 дней.

- Синдром интоксикации: повышение температуры до 38-39°, вялость, сонливость, головная боль, рвота 1-2 раза.

Особенности шигеллеза у детей раннего возраста:

1- у детей до года встречается крайне редко;

2- стул часто не теряет каловый характер, но всегда отмечается много слизи и зелени;

3- примесь крови бывает редко и появляется не в 1-е дни болезни, а спустя 3-4 дня;

4 – у большинства детей отмечается вздутие живота (метеоризм);

5 – зияние ануса – не наблюдается;

6 – вместо тенезмов – их эквиваленты – беспокойство, плач, покраснение лица во время дефекации;

7 – характерно затяжное течение с переходом в хроническую форму;

8 – часто развивается дисбактериоз кишечника.

Сальмонеллез - острое инфекционное антропозоонозное заболевание , характеризующееся выраженной интоксикацией и дегидратацией. Возбудителем инфекции является сальмонелла, которая поражает не только людей, но и животных. Они достаточно устойчивы во внешней среде, хорошо переносят низкие температуры, но быстро погибают при высоких. Активно размножаются в таких пищевых продуктах, как мясо, масло, яйца, молоко. Способны выделять токсины, которые вызывают повреждение слизистой оболочки кишечника, а также усиливают секрецию в его просвет жидкости и солей. Быстро погибают при добавлении в продукты питания лимонного сока и уксусной кислоты. Чувствительны к обычным дез. средствам, устойчивы к большинству антибиотиков.

Эпидемиология. Источники инфекции: - больной человек и бактерионоситель;

- домашние животные (собаки, кошки, свиньи, коровы, овцы); - птицы (куры, утки); - дикие животные; - рыба.

Путь передачи: - Контактно- бытовой (у детей раннего возраста);

- пищевой (молочные продукты, кондитерские изделия, яйца).

Клинические проявления сальмонеллеза.

Этиология: заболевание вызывает кишечная палочка (Эшерихия коли), Эшерихии длительно сохраняются на предметах ухода, игрушках, посуде (до 2-5 месяцев). В молоке размножаются, выделяя токсин. Быстро погибают от нагревания и дез. средств.

Эпидемиология: Источник инфекции: больные и бактерионосители. Путь передачи у маленьких детей – контактно-бытовой.

Клиника. Инкубационный период: от 2 до 5 дней. Начинается остро с появления брызжущего стула с большим количеством воды, светло – желтого или оранжевого цвета, до 15 раз в сутки. Характерны срыгивания, рвота, метеоризм, волнообразное течение. Быстро развивается эксикоз: сухость кожи и слизистых, тургор тканей снижается, глаза и БР западают, снижается масса тела при эксикозе 1 ст. до 5 %, при 2 ст. – до 10%, при 3 ст. – более 10%. Олигурия, парез кишечника, нарушения функции сердечно-сосудистой системы.
Осложнения ОКИ : Кишечный токсикоз с эксикозом, ИТШ, гипотрофия, анемия, инвагинация, пневмония, пиелонефрит, кишечное кровотечение, выпадение слизистой прямой кишки.
Диагностика ОКИ : - основной метод – бак. посев кала, рвотных масс на кишечную группу; - серологические реакции ( РПГА, РНГА и др.); - копрологическое исследование; - анализ крови.

Принципы лечения и ухода ОКИ :

Строго соблюдать санитарно-гигиенический режим: соблюдать этапность заполнения палат, следить за обеззараживанием выделений больного, дезинфекцией его белья, посуды, игрушек.

Пользоваться унитазом запрещено. Осмотр стула после каждого акта дефекации, вести сетку стула. Учет и регистрация рвоты.

Диетотерапия. В остром периоде рекомендуется дозированное питание, когда возрастной объем грудного молока уменьшается наполовину. При отсутствии грудного молока назначают низколактозные, кисломолочные смеси в уменьшенной разовой дозе: по 30-50-70 мл смеси через 2 ч. При рвоте или отказе ребенка от еды можно кормить детей пипеткой с тупым концом. Смесь следует капать из пипетки на корень языка, чтобы облегчить ее прохождение. При тяжелых кишечных инфекциях для кормления детей используют назогастральный зонд. После кормления ребенка нельзя оставлять одного, необходимо следить, чтобы срыгивание и рвота не привели к аспирации (попаданию пищевых комков в гортань и бронхи). Грудных детей следует 10-15 мин после кормления держать на руках вертикально, а затем класть в кровать на бок.

Детям старше года назначают диету № 4. В первые сутки болезни объем питания уменьшают на 25 %, назначают преимущественно кисломолочные продукты, каши, слизистые супы, творог. В течение 3-4-х дней объем пищи доводят до физиологической нормы, к 4-5-му дню возрастное питание детей восстанавливается.

Проведение пероральной регидратации при1-2 ст эксикоза.

Проводится в 2 этапа.

1-й этап – первчная регидратация (восстановить имеющийся дефицит). При 1 ст. эксикоза из расчета 50мл/кг массы тела в течение первых 4часов лечения, при 2 ст. 100 мл/кг в течение 6 часов.

2-й этап – поддерживающая регидратация: объем введенной жидкости должен быть равен объему жидкости, которую ребенок теряет со стулом и рвотой, ориентировочно, теряется 10 мл воды на 1 кг массы тела.

Оральная регидратация проводится до прекращения рвоты и поноса.

Во время регидратации медсестра обязана контролировать количество введенной и выделенной жидкости, периодически взвешивать ребенка.

При отсутствии эффекта от регидратационной терапии проводят инфузионную терапию: внутривенно капельно вводят 10 % раствор глюкозы, раствор Рингера, реосорбилакт, реополиглюкин, 0,9 % раствор натрия хлорида.

Тщательный уход за кожей и слизистыми: своевременно подмывать, смазывать кожные складки детским кремом или растительным маслом.

Помощь при рвоте, метеоризме.

Выполнять назначения врача:

- энтеросорбенты: смекта, неосмектин, полифепан, энтеросгель, лигносорб и др. Эти препараты обладают обволакивающими, адсорбирующими и антисекреторными свойствами, что приводит к выведению из организма микробов, токсинов, различных метаболитов и способствует нормализации стула. - этиотропная терапия включает назначение антибиотиков и кишечных антисептиков: нифуроксазид (энтерофурил), препараты II-III ряда - цефиксим (супракс), амикацин, норфлоксацин, цефотаксим (клафоран), цефриаксон.

При ротавирусной инфекции назначают внутрь иммуноглобулин, КИП или гепон. Другие препараты выбора: канамицин, фурозолидон, эрцефурил, интетрикс, аугментин, цедекс, полимиксин. Антимикробные препараты назначают в возрастных дозах, курс 5-7 дней.

- специфические бактериофаги (дизентерийный, сальмонеллезный) при легких формах болезни.

- ферментны (фестал, мезим-форте, пангрол 400, панзинорм, креон).

Профилактика ОКИ: 1.Изоляция больного до клинического выздоровления и обязательного однократного отрицательного контрольного бактериологического исследования, проведенного не ранее чем через 2 дня после окончания лечения.

2. При случае ОКИ в детском коллективе – карантин 7 дней, обследовать всех контактных на кишечную группу, наблюдение.

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы работы. Ротавирусная инфекция является инфекцией, вызываемой ротавирусом, которая протекает с поражением желудочно-кишечного тракта. Для этого заболевания характерно острое начало и крайне редко встречаются хронические формы этого заболевания. Каждый год в мире выявляется более миллиарда случаев ротавируса. Как правило, вирус чаще поражает детей, нежели взрослых. Последние могут подхватить заболевание при уходе за больным ребенком, реже заражение происходит из внешнего источника. Отличить ротавирусную инфекцию от отравления в домашних условиях бывает весьма проблематично, поэтому при любых подозрительных симптомах рекомендуется обращаться за медицинской помощью. В соответствии со сведениями, основанными на данных современной медицинской вирусологии, в природе существует несколько групп вирусов, которые способны вызвать диарею. Одной из самых распространенных на территории России является кишечная инфекция, вызванная ротавирусом. Ротавирусная инфекция чаще всего поражает детей раннего возраста. Так, в первые три года жизни данная патология выявляется у 80,4% пациентов. В возрастной группе 5-9 лет заболевание определяется только в 19,6% случаев. Ротавирусы являются одной из ведущих причин возникновения тяжелой диареи, приводящей к дегидратации организма у детей младшего возраста. Основным носителем ротавирусной инфекции являются дети, посещающие детский сад или другие детские коллективы. Среди детей дошкольного возраста носителем данного вируса являются от 1,5 до 9% детей [8]. Большое значение в лечении ротавирусной инфекции имеет организация сестринского ухода за ребенком. Сестринский уход за детьми с данной инфекцией представляет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего обслуживания пациента, выполнения врачебных назначений, создания оптимальных условий и обстановки, способствующих быстрейшему выздоровлению, а также предотвращение возможных осложнений. Следовательно, изучение сестринского процесса при ротавирусной инфекции у детей на актуально, а роль медицинских сестер значима. Объект работы – ротавирусная инфекция у детей раннего возраста. Предмет работы – сестринская помощь при ротавирусной инфекции у детей раннего возраста. Цель работы – систематизировать знания по лечению и уходу за детьми раннего возраста с ротавирусной инфекцией. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Дать характеристику ротавирусной инфекции у детей раннего возраста. 2) Рассмотреть сестринский процесс при ротавирусной инфекции у детей. 3) Определить особенности сестринского ухода и наблюдения за детьми раннего возраста с острыми кишечными инфекциями. Методы работы. При написании работы применялся обзорно-аналитический метод – анализ и обобщение научной литературы по обозначенным вопросам. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы, выводы и обобщения, сформулированные в данной работе, могут быть использованы как в сестринской деятельности при уходе за детьми раннего возраста с ротавирусной инфекцией, так и в дальнейших разработках эффективных алгоритмов сестринского процесса при острых кишечных инфекциях у детей. Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе изучения научной литературы по теме работы было выявлено, что по оценкам экспертов ВОЗ, практически каждый ребенок в течение первых трех лет жизни переносит ротавирусную инфекцию. В странах с низкими доходами населения средний возраст первичного заболевания ротавирусной инфекцией колеблется от 6 до 9 месяцев (80% случаев наблюдается среди детей младенческого возраста младше 1 года) Тогда как в странах с высокими доходами населения первый эпизод инфекции может иногда проявляться в возрасте 2-5 лет, хотя большинство случаев все-таки наблюдается среди детей младенческого возраста (65% случаев наблюдается в возрасте до 1 года). В нашей стране в последние годы отмечается умеренная тенденция к росту заболеваемости ротавирусной инфекцией. При правильном лечении ротавирусная инфекция не вызывает осложнений. При обильном жидком стуле может развиться обезвоживание. Хотя в большинстве случаев наступает выздоровление, смертельные исходы могут наблюдаться, в основном, среди детей в возрасте одного года и младше. Поэтому, медицинская сестра должна принимать активное участие в лечении заболевания и уходе за пациентами раннего возраста, реабилитации и профилактике. С этой целью были систематизированы особенности сестринского ухода и наблюдения за детьми раннего возраста с ротавирусной инфекции, выявлены методы лечения и профилактики. Для достижения цели работы выполнены следующие задачи: Даны основные характеристики (определение заболевания, этиология, патогенез, клиническая картина, методы диагностики, способы лечения, возможные осложнения, прогноз и профилактика заболевания) ротавирусной инфекции у детей раннего возраста. Выяснилось, что алиментарный механизм передачи инфекции обеспечивает высокую заразность ротавирусной инфекции. Дети дошкольного возраста по-разному переносят ротавирусную инфекцию в зависимости от возраста и состояния организма в целом. Возрастная группа детей от одного до трех лет, также как и груднички, является наиболее уязвимой перед ротавирусом. Заболевание в этой возрастной группе протекает в средней или тяжелой форме. Передача вируса происходит преимущественно фекально-оральным путем непосредственно от человека человеку или через загрязненные предметы. Ротавирус, попадая в просвет тонкого кишечника, приводит к развитию ротавирусного энтерита. Данное заболевание, характеризующееся выраженной зимне-осенней сезонностью, как правило, протекает в 2 этапа: вначале появляются симптомы, схожие с ОРВИ, а затем к ним присоединяется диарея. При массивном инфицировании и тяжелом течении заболевания возможно развитие осложнений, приводящих к нарушению водно-солевого баланса и обезвоживанию организма. Чаще ротавирус вызывает симптомы обезвоживания у детей раннего возраста. Рассмотрен сестринский процесс при ротавирусной инфекции у детей. Также были определены особенности сестринского ухода и наблюдения за детьми раннего возраста с острыми кишечными инфекциями. Сестринский уход за детьми с ротавирусной инфекцией представляет собой целый спектр диагностических, санитарных, гигиенических и психологических мероприятий. Роль медицинской сестры состоит в уходе за больным ребенком, в проведении просветительной работы с его родителями/родственниками. Медицинская сестра должна знать все особенности ухода за больными детьми, чтобы не допустить ошибки и не подвергнуть риску себя, пациента и всех, кто его окружает. Систематизированный материал по оказанию сестринской помощи детям раннего возраста с ротавирусной инфекции будет использован при подготовке выпускной квалификационной работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Григорьев, К.И. Особенности оказания сестринской помощи детям [Текст]: учебное пособие / К.И. Григорьев, Р.Р. Кильдиярова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 260 с. 2. Калмыкова, А.С. Педиатрия. Основы ухода за больными [Текст]: учебник / А.С. Калмыкова; под ред. А.С. Калмыковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 314 с. 3. Католикова, О.С. Сестринский уход в педиатрии [Текст]: учебное пособие / О.С. Католикова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 539 с. 4. Ротавирусная инфекция у детей: особенности течения и терапии [Текст]: методические рекомендации для врачей / Л.Н. Мазанкова [и др.]. – М.: РМАПО; Тверь: Триада, 2014. – 31 с. 5. Соколова, Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 382 с. 6. Тульчинская, В.Д. Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учебное пособие / В.Д. Тульчинская [и др.]; под общ. ред. Р.Ф. Морозовой. – изд. 20-е, испр. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 378 с. 7. Черненков, Ю.В. Сестринский процесс в педиатрии [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Черненков, В.Д. Трифонов. – Саратов: Изд-во СГМУ, 2016. – 239 с. 8. Эпидемиология, клиника, лечение и иммунопрофилактика ротавирусной инфекции [Текст]: учебное пособие / Н.И. Брико [и др.]; под ред. Н.И. Брико). – М.; Нижний Новгород: Ремедиум Приволжье, 2015. – 127 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции