Оценка состояния противоинфекционного иммунитета


    Главная
  • Список секций
  • Биология
  • ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОТИВОИНФЕКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА УЧАЩИХСЯ 7 В КЛАССА




ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОТИВОИНФЕКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА УЧАЩИХСЯ 7 В КЛАССА


Оглавление

Окружающая среда и здоровье человека

7

1

Влияние факторов среды на системы органов

21

7

3

Кровь и кровообращение.

Нервная система. Высшая нервная деятельность.

Железы внутренней секреции

Репродуктивное здоровье.

4

Заключение

1

3.Содержание тем с примерным распределением учебных часов по основным разделам:

Раздел 1. Введение (1 час)

Раздел 2. Окружающая среда и здоровье человека (7 часов)

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Лабораторные работы:

Оценка состояния здоровья.

Раздел 3. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (21ч.)

  1. 1.Опорно-двигательная система (2ч.)

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений

Лабораторные работы: Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.

2. Кровь и кровообращение. (4ч.)

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Лабораторные работы: Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.

Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

3.Дыхательная система (1ч.)

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Лабораторные работы: Влияние холода на частоту дыхательных движений.

4. Пищеварительная система. (3ч)

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. Рациональное питание. Режим питания. Диета.

Практическая работа.

О чем может рассказать упаковка продукта. ( по желанию)

5. Кожа (3ч)

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

Практическая работа: Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

6.Нервная система . ВНД. (5ч.)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы ВНД. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

Лабораторные работы: Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

Практическая работа: Развитие утомления.

7. Анализаторы. (2ч.)

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия. Влияние окружающей среды на некоторые железы утренней секреции.

Лабораторные работы: Острота слуха и шум.

Раздел 4. Репродуктивное здоровье (4ч.)

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.

Раздел 5. Заключение (1ч.)

4.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения дисциплины учащийся должен

  • о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
  • влияние климатических факторов на здоровье;
  • влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;
  • последствия вредных привычек;
  • факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;
  • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
  • причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;
  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
  • основные принципы лекарственной помощи;
  • факторы здоровья и факторы риска болезни;

  • объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
  • приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
  • давать оценку диетам;
  • перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • выполнения основных видов физических упражнений;
  • применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
  • предупреждения переутомления;
  • оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
  • уходе за больными.

5.Перечень учебно-методического обеспечения.

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения











Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое иммунитет? Иммунитет – способность организма защищать себя Обеспечивается он одной из функций крови, которая заключается в защите организма от чужеродных тел (бактерии; пересаженные органы ) Чужеродными становятся и собственные измененные клетки - раковые

Как появляются в организме подобные клетки? Тело человека состоит из 1012 – 1013 клеток, обладающих одинаковыми наследственными признаками. Клетки постоянно делятся. Иногда процесс деления клеток протекает с отклонениями от нормы. В результате одна клетка из миллиона становится отличной от остальных. В организме находится 1-10 млн таких измененных клеток. Значение иммунитета – поддержание постоянства структуры клеток. Иммунная система способна распознавать и уничтожать измененные и чужеродные клетки. Существенную роль в этом играют образующиеся в костном мозге клетки крови – фагоциты и лимфоциты

Образование клеток, участвующих в иммунных реакциях Клетки костного мозга Тимус Лимфоцит Фагоцит Лимфоцит Клетки – киллеры Плазматические клетки Костный мозг

Фагоциты распознают чужеродную клетку и расшифровывают структуру антигена. Лимфоциты(в костном мозге) превращаются в плазматические клетки. Они вырабатывают антитела и борются с микроорганизмами, вызывающими инфекционные заболевания Клетки – киллеры формируются из лимфоцитов, развивающихся в тимусе (вилочковая железа) После 16 лет она уменьшается, поэтому с возрастом увеличивается риск появления опухолей

Онкологические заболевания. Рак вторая по распространенности причина смерти людей. 2/3 всех злокачественных образований предотвращаются в результате ряда профилактических мер. Отказ от курения Следить за массой тела (жировые отложения изменяют работу органов) Соблюдение правил принятия солнечных ванн Избегать стрессов Иммунная система служит барьером для чужеродных и переродившихся клеток, которые могут вызвать различные заболевания

Аллергия – реакция организма на антигены (высыпания на коже, слезотечение, насморк, кашель) Аллергены – вещества, вызывающие аллергию. Аллергия связана с изменениями деятельности иммунной системы На антигены, попадающие в организм, вырабатываются антитела. При повторном контакте с этими антигенами организм становится к ним невосприимчив. У некоторых при определенных условиях, вырабатываются антитела, которые повышают чувствительность организма к антигену. При повторных контактах возникают болезненные проявления (насморк, удушье, поражение почек)

Нарушение функций иммунной системы может быть вызвано вирусными инфекциями. СПИД вызываемый ВИЧ (кровь, половые контакты, инъекции) ВИЧ изменяет функцию лимфоцитов, организм становится беззащитным перед любой чужеродной клеткой и перед возбудителями заразных заболеваний

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.


География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.


География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.


География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Прохорова Анна ВладимировнаНаписать 0 14.10.2015

Номер материала: ДВ-063268

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    14.10.2015 2255
    14.10.2015 1327
    14.10.2015 3251
    14.10.2015 1657
    14.10.2015 3657
    14.10.2015 4388
    14.10.2015 3754

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции

Степень изученности проблемы

Актуальность исследования. Иммунитет сегодня играет важную роль в жизни человека. Почему? Да потому что никому не хочется болеть. Болеть плохо во всех отношениях. Любая болезнь подрывает жизненные силы организма, а они нам так нужны. К сожалению, не все понимают важность поддержания иммунитета и здоровья в организме человека. Повышение иммунитета очень важно сейчас для каждого человека. Актуальность повышения иммунитета сейчас на пике интереса у граждан. Желание поддерживать иммунитет и быть здоровыми людьми иногда звучит в социальной рекламе. Но, к сожалению, большинство рекламы призывает не жалеть свой организм и заливать туда различные гадости, типа алкогольных напитков, сигарет и другой отравляющей нас субстанции.

Степень изученности проблемы. Все многоклеточные организмы подвергаются постоянным атакам со стороны микробов, вирусов, паразитов. Первым барьером на пути нападающих оказывается кожа и слизистые оболочки. Вторым барьером становятся элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.

Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называют иммунитетом.

Иммунитет – это невосприимчивость, сопротивляемость организма инфекциям и инвазиям чужеродных организмов, а так же воздействию чужеродных веществ, обладающих антигенными свойствами. Иммунные реакции возникают и на собственные клетки организма, изменённые в антигенном отношении.

1. Неспецифический иммунитет,осуществляемый лейкоцитами путем фагоцитоза, открытого И.И. Мечниковым.

Фагоцитоз – активное поглощение микроорганизмов фагоцитирующими клетками с их последующей инактивацией и перевариванием. Фагоцитоз – самый древний вид защиты, унаследованный нами в ходе эволюции. Существует 2 основных вида клеток, способных фагоцитировать – нейтрофильные гранулоциты (микрофаги) макрофаги/моноциты.

2.Специфический иммунитет. Организм способен распознать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти и чужеродные клетки и вещества. Специфическая иммунологическая реактивность заключается в способности организма распознавать, обезвредить и элиминировать инфекционные агенты.

Роль иммунитета точно организована, соединена и увязана с работой иных совокупностей, она особенна и определенна, одновременно всеобъемлюща и весьма разнообразна по тем или иным способам проявления.

3. Противоинфекционный иммунитет представляет собой приобретенный иммунитет против конкретного возбудителя инфекционного заболевания, индуцированный им и направленный на его элиминацию. По происхождению противоинфекционный иммунитет является природным и классифицируется на естественный и искусственно-созданный. Естественный (пассивный) приобретается пассивно: антитела от матери во время внутриутробного развития передаются плоду через плаценту. Антитела передаются против возбудителей тех болезней, которыми мать переболела или против которых была иммунизирована.

Естественный иммунитет может быть подразделен на видовой,наследственный и приобретённый.

Наследственный иммунитет – некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие.

Приобретенный – иммунитет, приобретенный в результате перенесенного заболевания или же полученный грудным ребенком с молоком матери.

Искусственный иммунитет может быть только приобретенным. Он активный, когда вводится вакцина и организм сам вырабатывает антитела, или пассивный, когда человеку вводят лечебную сыворотку, содержащую уже готовые антитела.

Каждая болезнь ведет к выраженному усилению согласованности составляющих иммунитета, а излечение – к стандартизации. При перманентных болезнях, иначе, исчезновение проявлений болезни влечет за собой превышение многократно согласованности защитных звеньев, а осложнение – к значительному снижению. Понятно, обострение болезни обуславливает срыв действенной работы защитных сил организма.

Длительность постинфекционного иммунитета зависит от свойств возбудителя, инфицирующей дозы, состояния иммунной системы, генотипа, возраста и других факторов. Иммунитет может быть кратковременным, например, при гриппе, дизентерии. Достаточно продолжительным – при риккетсиозе, лептоспирозе. Пожизненным – при кори, коклюше, полиомиелите, дифтерии, краснухе, гепатите А.

Иммунитет служит для защиты от болезнетворных микробов.

Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749-1823 гг.). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели спой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную рану мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус оспы.

Таким образом, изобретение вакцины послужило необходимым фактором для укрепления иммунитета человека и позволило добиться большей сопротивляемости организма к болезнетворным бактериям.

Цель исследования заключается в оценке состояния противоинфекционного иммунитета учащихся 7 В класса и разработке рекомендаций по его повышению.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач:

- выявление причин, которые ослабляют противоинфекционный иммунитет;

- выработка рекомендаций по повышению противоинфекционного иммунитета;

- воспитание культуры здоровья.

Процедура исследования:

1. Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести переносимых в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если учащийся в течение года ни разу не болел, то можете оценить сопротивляемость данного организма инфекциям в 100 баллов.

2. При утвердительном ответе на следующие вопросы необходимо вычесть из 100 баллов числа, указанные в правом столбце табл.1.

3. Подвести итоги, сложив полученные результаты (табл. 2, рис. 1).

4. Сделать вывод о причинах, ослабляющих противоинфекционный иммунитет и выработать рекомендации (табл. 3).

Критерии для оценки состояния противоинфекционного иммунитета

Вопросы

Вычесть из 100%

1. Сколько раз в течение года вы болели простудными или вирусными заболеваниями?

1 раз – 10%; 2-3 раза – 25%; 4-5 раз – 40%; более 5 раз – 60%

2. Долго ли продолжаются ОРЗ?

если нет – 0%; если да – 10%

3. Переходили ОРЗ в бронхит или в пневмонию?

если нет – 0%; если да – 15%

4. Бывает у вас аллергия?

если нет – 0%; если да – 15%

В процессе исследования было проведено анкетирование среди одноклассников, в котором приняли участие 20 чел., 6 отсутствовали. Результаты представлены на рис. 1 и в табл.2.

Рис.1 Зависимость состояния противоинфекционного иммунитета

от частоты переносимых заболеваний в течение года






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28

РАССМОТРЕНО

Протокол №____ от

ПРИНЯТО

На заседании педсовета

УТВЕРЖДАЮ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По Экологии человека.

Уровень обучения - основное общее образование.

Количество часов - 34

Срок реализации - 1 год.

ФИО составителей программы, должность, квалификационная категория:

Дерипасская С.В., учитель биологии, высшей категории.

Мосенкова Н.А., учитель биологии, высшей категории.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по экологии человека составлена в соответствии с:

Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии. Главные цели курса – формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.

Сроки реализации данной программы – один учебный год.

Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни.

Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.

Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения курса

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи курса:

- развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения;

- изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Виды и формы контроля.

Предусмотрены виды контроля: текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть зачет, практическая работа, лабораторная работа, тест, проект.

Результаты обучения.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- выбор условий проведения наблюдения или опыта;

- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

- использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

№ п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

Количество

к.р.

лаб. работ.

практ. работ

экскурсий

Введение

1

  1. 2.
  1. 4.
  1. 5.