Оценка состояния противоинфекционного иммунитета
-
Главная
- Список секций
- Биология
- ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОТИВОИНФЕКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА УЧАЩИХСЯ 7 В КЛАССА
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОТИВОИНФЕКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА УЧАЩИХСЯ 7 В КЛАССА
Степень изученности проблемы Актуальность исследования. Иммунитет сегодня играет важную роль в жизни человека. Почему? Да потому что никому не хочется болеть. Болеть плохо во всех отношениях. Любая болезнь подрывает жизненные силы организма, а они нам так нужны. К сожалению, не все понимают важность поддержания иммунитета и здоровья в организме человека. Повышение иммунитета очень важно сейчас для каждого человека. Актуальность повышения иммунитета сейчас на пике интереса у граждан. Желание поддерживать иммунитет и быть здоровыми людьми иногда звучит в социальной рекламе. Но, к сожалению, большинство рекламы призывает не жалеть свой организм и заливать туда различные гадости, типа алкогольных напитков, сигарет и другой отравляющей нас субстанции. Степень изученности проблемы. Все многоклеточные организмы подвергаются постоянным атакам со стороны микробов, вирусов, паразитов. Первым барьером на пути нападающих оказывается кожа и слизистые оболочки. Вторым барьером становятся элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называют иммунитетом. Иммунитет – это невосприимчивость, сопротивляемость организма инфекциям и инвазиям чужеродных организмов, а так же воздействию чужеродных веществ, обладающих антигенными свойствами. Иммунные реакции возникают и на собственные клетки организма, изменённые в антигенном отношении. 1. Неспецифический иммунитет,осуществляемый лейкоцитами путем фагоцитоза, открытого И.И. Мечниковым. Фагоцитоз – активное поглощение микроорганизмов фагоцитирующими клетками с их последующей инактивацией и перевариванием. Фагоцитоз – самый древний вид защиты, унаследованный нами в ходе эволюции. Существует 2 основных вида клеток, способных фагоцитировать – нейтрофильные гранулоциты (микрофаги) макрофаги/моноциты. 2.Специфический иммунитет. Организм способен распознать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти и чужеродные клетки и вещества. Специфическая иммунологическая реактивность заключается в способности организма распознавать, обезвредить и элиминировать инфекционные агенты. Роль иммунитета точно организована, соединена и увязана с работой иных совокупностей, она особенна и определенна, одновременно всеобъемлюща и весьма разнообразна по тем или иным способам проявления. 3. Противоинфекционный иммунитет представляет собой приобретенный иммунитет против конкретного возбудителя инфекционного заболевания, индуцированный им и направленный на его элиминацию. По происхождению противоинфекционный иммунитет является природным и классифицируется на естественный и искусственно-созданный. Естественный (пассивный) приобретается пассивно: антитела от матери во время внутриутробного развития передаются плоду через плаценту. Антитела передаются против возбудителей тех болезней, которыми мать переболела или против которых была иммунизирована. Естественный иммунитет может быть подразделен на видовой,наследственный и приобретённый. Наследственный иммунитет – некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие. Приобретенный – иммунитет, приобретенный в результате перенесенного заболевания или же полученный грудным ребенком с молоком матери. Искусственный иммунитет может быть только приобретенным. Он активный, когда вводится вакцина и организм сам вырабатывает антитела, или пассивный, когда человеку вводят лечебную сыворотку, содержащую уже готовые антитела. Каждая болезнь ведет к выраженному усилению согласованности составляющих иммунитета, а излечение – к стандартизации. При перманентных болезнях, иначе, исчезновение проявлений болезни влечет за собой превышение многократно согласованности защитных звеньев, а осложнение – к значительному снижению. Понятно, обострение болезни обуславливает срыв действенной работы защитных сил организма. Длительность постинфекционного иммунитета зависит от свойств возбудителя, инфицирующей дозы, состояния иммунной системы, генотипа, возраста и других факторов. Иммунитет может быть кратковременным, например, при гриппе, дизентерии. Достаточно продолжительным – при риккетсиозе, лептоспирозе. Пожизненным – при кори, коклюше, полиомиелите, дифтерии, краснухе, гепатите А. Иммунитет служит для защиты от болезнетворных микробов. Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749-1823 гг.). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели спой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную рану мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус оспы. Таким образом, изобретение вакцины послужило необходимым фактором для укрепления иммунитета человека и позволило добиться большей сопротивляемости организма к болезнетворным бактериям. Цель исследования заключается в оценке состояния противоинфекционного иммунитета учащихся 7 В класса и разработке рекомендаций по его повышению. Указанная цель обусловила постановку следующих задач: - выявление причин, которые ослабляют противоинфекционный иммунитет; - выработка рекомендаций по повышению противоинфекционного иммунитета; - воспитание культуры здоровья. Процедура исследования: 1. Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести переносимых в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если учащийся в течение года ни разу не болел, то можете оценить сопротивляемость данного организма инфекциям в 100 баллов. 2. При утвердительном ответе на следующие вопросы необходимо вычесть из 100 баллов числа, указанные в правом столбце табл.1. 3. Подвести итоги, сложив полученные результаты (табл. 2, рис. 1). 4. Сделать вывод о причинах, ослабляющих противоинфекционный иммунитет и выработать рекомендации (табл. 3). Критерии для оценки состояния противоинфекционного иммунитета Вопросы Вычесть из 100% 1. Сколько раз в течение года вы болели простудными или вирусными заболеваниями? 1 раз – 10%; 2-3 раза – 25%; 4-5 раз – 40%; более 5 раз – 60% 2. Долго ли продолжаются ОРЗ? если нет – 0%; если да – 10% 3. Переходили ОРЗ в бронхит или в пневмонию? если нет – 0%; если да – 15% 4. Бывает у вас аллергия? если нет – 0%; если да – 15% В процессе исследования было проведено анкетирование среди одноклассников, в котором приняли участие 20 чел., 6 отсутствовали. Результаты представлены на рис. 1 и в табл.2. Рис.1 Зависимость состояния противоинфекционного иммунитета от частоты переносимых заболеваний в течение года
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 РАССМОТРЕНО Протокол №____ от ПРИНЯТО На заседании педсовета УТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По Экологии человека. Уровень обучения - основное общее образование. Количество часов - 34 Срок реализации - 1 год. ФИО составителей программы, должность, квалификационная категория: Дерипасская С.В., учитель биологии, высшей категории. Мосенкова Н.А., учитель биологии, высшей категории. 1.Пояснительная записка Рабочая программа по экологии человека составлена в соответствии с: Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии. Главные цели курса – формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников. Сроки реализации данной программы – один учебный год. Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения. Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде. Цели изучения курса - освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний; - овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; - развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; - воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; - применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Задачи курса: - развитие экологического мышления учащихся; - формирование экологической культуры и мировоззрения; - изучение многообразия природы; - изучение взаимосвязей природы и человеческого общества; - анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека; - формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания; - продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы. Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей. Виды и формы контроля. Предусмотрены виды контроля: текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть зачет, практическая работа, лабораторная работа, тест, проект. Результаты обучения. Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также: - выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; - выбор условий проведения наблюдения или опыта; - оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ. - поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); - использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц); - подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); - корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества; - оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу. Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов). № п/п Наименование разделов программы Количество часов Количество к.р. лаб. работ. практ. работ экскурсий Введение 1 |
|
|
|