Механизмы защиты от инфекционных заболеваний

Разделы: Биология

Цели урока:

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;
  • обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;
  • осуществлять всестороннее развитие личности студента.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;
  • осуществлять патриотическое, экологическое, санитарно-гигиеническое воспитание.

Тип урока:

  • урок усвоения новых знаний

Ход урока

I. Организация начала урока.

Приветствие студентов. Организация порядка на рабочих местах.

1. Вступительное слово преподавателя. Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”. Демонстрация слайда 2 (презентация).

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище

Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

Демонстрация слайда 3 (презентация).

- Как можно назвать это увеличение заболеваемости в определённой местности? (эпидемия).

- Если болезнь охватывает страны и континенты? (пандемия).

Запись темы в тетрадях. демонстрация слайда 5 (презентация).

III. Изучение нового материала.

- О какой болезни сегодня говорят больше, чем даже об экономическом кризисе? (свиной грипп). демонстрация слайда 6 (презентация).

Преподаватель: Глава Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен заявил, что эпидемия свиного гриппа имеет тенденцию пандемии. - Какова же география беды? (сообщение студента: По данным мониторинга ситуации в мире и в нашей стране известно, что сегодня мы говорим о Мексике и США. Завтра – о Бразилии и Канаде. Недавно сообщили из Тель-Авива: двое израильтян вернулись из Мексики с подозрением на свиной грипп).

Преподаватель: Главный Государственный санитарный врач РФ, академик Российской академии медицинских наук Геннадий Онищенко сообщил, что в России не зафиксировано случаев заболевания новым вирусом гриппа и предложил систему мер противостояния инфекции: - неукоснительное соблюдение элементарных гигиенических правил: мыть руки, мыть овощи и фрукты; - не вступать в контакты с инфицированными людьми, не посещать Мексику, США, Канаду, Испанию и другие страны; - носить, если того требует ситуация, марлевые повязки; демонстрация слайда 7 (презентация) - вовремя обращаться к врачу и следовать его рекомендациям.

Но это так называемая внешняя защита человека от действия возбудителей инфекционных заболеваний. Каждый из нас, в процессе длительной эволюции, насчитывающей миллионы лет, приобрёл эффективную способность защищаться от многих патогенных микробов и неблагоприятных факторов внешней среды. демонстрация слайда 8 (презентация)

Преподаватель: Все вещества, которые попадают в организм извне, называют АНТИГЕНАМИ. - Назовите, что может быть антигеном для организма человека? демонстрация слайда 9 (презентация) (вирусы, бактерии, грибки, одноклеточные и многоклеточные паразиты).

Преподаватель: Правильно. Все эти микроорганизмы являются антигенами по отношению к организму человека. Большинство антигенов представляют собой высокомолекулярные соединения – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты. демонстрация слайда 10 (презентация).

Преподаватель: Как Вы справились с заданием? Проверим. Назовите основные виды антигенов и природу их появления.

Демонстрация слайда 11 (презентация). Сравните результаты Вашей работы с правильными, которые представлены на экране и внесите исправления.

Таблица 1. Антигены

Антигены

Природа антигенов

возбудители или продукты их жизнедеятельности



Иммунитет — это совокупность реакций организма для защиты от генетически чужеродных объектов: бактерий, вирусов, грибов, простейших и тех клеток собственного организма, которые погибли или генетически изменились, а также от вредных веществ, производимых этими объектами. Такие чужеродные объекты принято называть патогенами.

На протяжении всей жизни иммунитет обеспечивает:

  • защиту от возбудителей инфекционных заболеваний (внешняя угроза);
  • защиту от постоянно образующихся опухолевых клеток (внутренняя угроза);
  • защиту от внедрения чужеродных структур, например, отторжение пересаживаемых органов, тканей и клеток;
  • создание условий для внутриутробного развития плода;
  • устранение погибших и пораженных собственных клеток.


Воспаление представляет собой реакцию ткани на инфекцию или повреждение и имеет следующие симптомы:


  • покраснение вследствие усиления кровотока;
  • отек вследствие накопления жидкости и клеток в тканях;
  • боль вследствие повреждения ткани и раздражения нервных волокон;
  • повышение температуры — местное (вследствие усиления кровотока) и/или системное (повышение температуры тела).

В ответ на сигнал тревоги начинается контратака защитной системы организма — запускается клеточный иммунный ответ. В неспецифическом иммунном ответе принимают участие два типа клеток крови — фагоциты и NK-клетки (или натуральные киллеры).

Адаптивный (приобретенный) иммунитет развивается после первой встречи с чужеродным агентом. Основными его качествами являются специфичность и иммунологическая память.

Для развития адаптивного иммунитета требуется специфическая мишень — антиген. Антиген представляет собой вещество (обычно крупную молекулу), которая активирует иммунный ответ. Один микроорганизм обычно имеет большое количество антигенов, например, поверхностные структуры, такие как компоненты клеточной стенки, полисахариды капсулы, жгутики и т. д., или внеклеточные белки, такие как токсины или ферменты, вырабатываемые микроорганизмом.

Сначала происходит выработка В-клетками оружия против нарушителей — белка, который прореагирует с антигеном и сделает его безвредным. Эти белки носят название антител, называемых также иммуноглобулинами (Ig). Антитела очень специфичны и способны связываться только с антигеном той же структуры, что изначально стимулировал их образование. Когда антитело находит соответствующий ему антиген, они соединяются наподобие ключа, вставляемого в замочную скважину.

Затем приобретенный иммунитет начинает действовать сразу на два фронта: гуморальный иммунный ответ направлен на антигены, присутствующие в плазме крови, а клеточный иммунный ответ — на патогены, присутствующие внутри клеток.

В процессе гуморального иммунного ответа В-клетки, активированные специфическими антигенами, начинают усиленно делиться с образованием большого количества идентичных клеток-клонов, каждая из которых способна бороться с данным антигеном. Антитела B-клеток также привлекают фагоциты, уничтожающие и переваривающие антиген-мишень.

После того, как война с инфекцией выиграна, В- и Т-клетки, активированные антигенами, переходят в состояние покоя и становятся лимфоцитами памяти, специфичными по отношению к данному антигену или патогену. При повторном заражении аналогичным или очень похожим (антигенно-аналогичным) микроорганизмом, они обеспечивают быстрый и мощный иммунный ответ. Высокие концентрации нужных антител достигаются уже через 1 — 2 дня после инфицирования.

Итак, приобретенный иммунитет характеризуется тремя основными особенностями:

  • Специфичность: каждое антитело или активированная Т-клетка реагирует только со специфичным антигеном, вызвавшим ее образование. При этом они не реагируют с другими антигенами и защищают организм только от заболеваний, характеризующихся присутствием данного антигена.
  • Память: после того, как в процессе адаптивного иммунного ответа произошло образование специфичного антитела или Т-клетки, производство антител или активация Т-клеток происходит быстрее и в больших количествах. Данная особенность является основой эффекта многих вакцин.
  • Толерантность к собственным тканям: механизмы адаптивного иммунного ответа в норме способны отличать собственные структуры организма от чужеродных.


Жизнь современного человека изобилует факторами, которые ослабляют иммунитет. Это — плохая экология, стрессы, тяжёлые физические или интеллектуальные нагрузки, переутомление и недосыпание, нерациональное питание и, как следствие, дефицит витаминов и микроэлементов, белково-энергетическая недостаточность, вредные привычки (частое употребление алкоголя и курение), гиподинамия, хронические заболевания и нерациональное использование антибиотиков.

Снижение возможностей иммунной системы ведет к обострению различных хронических инфекций или, наоборот, к переходу острых инфекционных заболеваний в хроническую форму, что еще больше перегружает иммунитет и в конечном итоге может привести к формированию вторичной иммунной недостаточности (ВИН).

На ослабление иммунной системы указывают:

  • обострение хронических инфекций;
  • переход острых заболеваний в затяжную, а затем и в хроническую форму. В норме, острые инфекции должны заканчиваться полным выздоровлением в течение 2-4 недель;
  • рост частоты оппортунистических инфекций (кандидоз слизистых оболочек, герпетическая инфекция);
  • аллергические и аутоиммунные заболевания;
  • синдром хронической усталости.

Важнейший признак вторичной иммунной недостаточности (ВИН) — повышенная инфекционная заболеваемость.

В группу риска по развитию ВИН входят:

  • дети и пожилые люди старше 60 лет;
  • люди, проживающие или работающие в экологически неблагоприятных условиях и подвергающиеся постоянному воздействию вредоносных факторов (радиационного, химического загрязнения и прочих);
  • представители профессий, подвергающиеся постоянному стрессу (летчики, подводники), сверхвысоким физическим и температурным нагрузкам;
  • больные, перенесшие тяжелые истощающие инфекции, серьезные травмы.

Признаки синдрома ВИН:

  • частые обострения хронических воспалительных заболеваний;
  • частые ОРВИ (более 5-6 раз в год);
  • частые обострения герпетической инфекции;
  • длительное повышение температуры тела в пределах 37,5С° (субфебрилитет),
  • увеличение лимфатических узлов;
  • отсутствие достаточного эффекта стандартной терапии, назначенной для лечения инфекционного заболевания.

Для устранения имеющейся иммунной недостаточности и поддержания нормального уровня иммунитета в условиях повышенной нагрузки на организм в медицинской практике широко применяется иммунокоррекция. Ее проводят с помощью специальных препаратов — иммуномодуляторов.

Похожая ситуация наблюдается и с лечением хронических язв и незаживающих ран. Их наличие свидетельствует, что по какой-то причине иммунная система справилась с инфекцией, но не может восстановить поврежденные ткани или сформировать рубец вместо поврежденной ткани. Иными словами, наблюдается сбой иммунного процесса на завершающей стадии. Из этого следует, что для успешного лечения также необходимо активировать механизмы иммунной репарации.

Иммуномодулирующая терапия — терапевтическое воздействие, направленное на уменьшение нежелательной иммунной реакции (в том числе, аллергической, аутоиммунной) вместе с усилением противоинфекционной функции иммунитета. Иммуномодуляторы — это лекарственные средства, которые в терапевтических дозах восстанавливают нарушенную защиту организма от инфекционных агентов.

Полиоксидоний является истинным иммуномодулятором — препаратом, который активирует все звенья иммунной системы человека, обеспечивая слаженный и адекватный иммунный ответ на заболевания любой этиологии (бактериальной, вирусной, грибковой).

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

Основные меры профилактики инфекций в общественных местах

Снижение иммунитета, плохая экология, активный ритм жизни, некачественное питание и недостаток витаминов способствуют проникновению вирусов и бактерий через естественные защитные механизмы организма человека и вследствие этого вызывают инфекционные заболевания.

Для инфекционных заболеваний характерно наличие инкубационного периода, длительность которого зависит от совокупности различных факторов, начиная от способа попадания вируса в организм и заканчивая типом патогенных микроорганизмов.

Использование эффективных мер профилактики позволяют снизить скорость передачи инфекции и сократить количество заболевших.

Механизмы и пути передачи инфекции

Для того чтобы предпринимать адекватные меры при профилактике инфекционного заболевания, необходимо знать, каким именно образом оно попадает в организм человека.

В настоящее время выделяют следующие основные механизмы и пути передачи инфекционных заболеваний:

· аэрозольный, реализуемый воздушно-капельным и воздушно-пылевым путем передачи. Передаются от человека к человеку при вдыхании воздуха, пыли, наполненного вирусами и бактериями, которые выделяются больным при кашле и чихании. К данному виду заболеваний относятся все типы вирусных инфекций: грипп, аденовирусная инфекция, корь, ветряная оспа, краснуха, а также туберкулез, дифтерия, коклюш, менингококковая инфекция.

· фекально-оральныймеханизм передачи инфекции, когда микроорганизмы передаются через зараженные пищевые продукты, грязные руки, воду, Передача данным путем характерна для дизентерии, сальмонеллеза, холеры, различных видов вирусных кишечных инфекций, полиомиелита, гепатита А, брюшного тифа.

· контактно-бытовой механизм передачи при непосредственном контакте с возбудителем инфекции, либо через зараженные предметы обихода.

Такими заболеваниями могут являться половые инфекции, в т. ч. ВИЧ-инфекция, сифилис, герпес, чесотка, бешенство, столбняк.

· трансмиссивнымпутем через укусы насекомых могут передаваться сыпной тиф, малярия, чума, клещевой энцефалит.

Помимо профилактики инфекционных заболеваний с помощью создания специфического иммунитета вакцинами, медицинскими препаратами, стимулирующими общий и местный иммунитет, повышающих резистентность организма к инфекционным заболеваниям существуют простые правила неспецифической профилактики и личной гигиены, выполнение которых поможет предотвратить инфекционное заболевание.

Меры профилактики воздушно-капельных инфекционных заболеваний

· закаливание организма с использованием различных водных процедур;

· выполнение регулярных физических упражнений;

· ежедневное проведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств, а также частое проветривание помещений;

· промывание слизистых носа и ротоглотки антисептическими растворами;

· соблюдение основных правил личной гигиены (тщательное мытье рук, использование собственного полотенца);

· ограничение контактов в период распространения инфекции, ограничение посещения мест скопления людей.

Меры профилактики фекально-оральных инфекционных заболеваний

· всегда мойте руки с мылом после прихода с улицы и посещения туалета, а также перед едой;

· тщательно следите за сроками годности, указанными на упаковках приобретаемых продуктов;

· не допускайте прямого контакта готовых к употреблению и сырых продуктов (особенно мясных изделий и рыбы);

· при приготовлении пищи подвергайте сырые продукты тщательной термической обработке;

· не оставляйте приготовленные блюда надолго на столе;

· пейте только кипяченую или бутилированную воду;

· избегайте принимать пищу в местах несанкционированной торговли;

· при купании в открытых водоемах избегайте заглатывания воды.

Меры профилактики контактно-бытовых инфекционных заболеваний

· необходимо тщательно обрабатывать предметы и вещи, используемые большим количеством людей одновременно (к примеру, игрушки в детском саду);

· требуется соблюдать гигиену и регулярно мыть руки, при посещении мест общего пользования (бань, саун) иметь при себе предметы личной гигиены;

· желательно отказаться от случайных половых контактов и всегда использовать в качестве способа предохранения презерватив.

Меры профилактики трансмиссивных инфекционных заболеваний

· использовать одежду, максимально защищающую открытые участки тела, проводить осмотр кожных покровов каждые 2-3 часа во время отдыха на природе, использовать реппеленты;

· при выезде в экваториальные страны сделать все необходимые прививки и соблюдать повышенные меры безопасности;

В окружающем нас мире находится огромное количество патогенных микроорганизмов, провоцирующих развитие инфекционных заболеваний, поэтому очень важно своевременно применять необходимые меры профилактики для снижения риска распространения инфекции.

Будьте здоровы и старайтесь предотвратить инфекционные заболевания путем профилактики.

Инфекционные болезни распространяются при наличии трех факторов:

  • источника (резервуара) возбудителя инфекции;
  • механизма передачи возбудителя;
  • восприимчивых к заражению людей.

Устранение одного из этих факторов ведет к прекращению распространения инфекционной болезни и ее ликвидации.

Профилактические (с целью предупреждения) и противоэпидемические (борьба с уже возникшими инфекционными болезнями) мероприятия проводятся по трем направлениям:

  • обезвреживание источника возбудителя инфекции;
  • ликвидация путей передачи возбудителя;
  • повышение невосприимчивости населения к инфекции.

Обезвредить источник инфекции, если им является человек, можно с помощью госпитализации или изоляции и лечения. Вакцинация, которая снижает вероятность заболеть тем или иным инфекционным заболеванием, также уменьшает число источников возбудителя инфекции, так как способствует минимизации риска инфицирования. Таким способом борются с инфекциями, например, при возникновении эпидемических ситуаций. Если же источником инфекции служат животные, их уничтожают (при бешенстве, чуме, ящуре). Важно – обезвредить источник инфекции полностью не всегда возможно.

Ликвидация путей передачи инфекции во многом достигается благодаря соблюдению санитарно-гигиенических норм. При кишечных инфекционных болезнях (дизентерия, брюшной тиф и др.) распространение инфекции минимизируется благодаря проведению различных санитарных мероприятий (соблюдение правил личной гигиены, санитарное благоустройство жилищ, правильное водоснабжение, организация питания, борьба с мухами и др.). При инфекциях дыхательных путей чрезвычайно трудно прервать пути передачи. Частично можно обезопасить себя от заражения ношением специальных респираторов или марлевых повязок из 4–6 слоев, поскольку фактором передачи является воздух. При кровяных инфекциях устранение путей передачи достигается уничтожением переносчиков (насекомых) инсектицидными препаратами.

Почему вакцинация является наиболее эффективным и доминирующим способом борьбы с инфекционными болезнями? Если обезвреживание источника – это фактически борьба с последствиями уже вспыхнувшей инфекции (к тому же не всегда удается выявить этот источник, особенно при атипичном течении или носительстве микроорганизмов, и обезвредить его источник), а ликвидация путей передачи возбудителя предотвращает распространение инфекций лишь частично, то вакцинация борется с болезнями по всем фронтам – предотвращает сам риск возникновения заболевания, а не только его последствия. С помощью вакцинации в мире уже ликвидировано такое опасное заболевание как натуральная оспа, что стало возможным именно благодаря прививкам; на грани исчезновения полиомиелит.

Помимо того, что прививки во многих случаях просто не дают человеку возможности заболеть опасной болезнью, массовая вакцинация повышает иммунитет населения в целом, ведь среди привитых от заболевания людей риск его возникновения и передачи от человека к человеку резко снижается.

Таким образом, вакцинация направлена на устранение двух ключевых факторов, которые влекут за собой масштабное распространение инфекционных заболеваний.

Задать вопрос специалисту

Вопрос экспертам вакцинопрофилактики

Ребенку 1 г 10 мес. В 6 мес. была сделана прививка Инфанрикс-Гекса, две недели назад прививка корь-краснуха-паротит. Ребенок начал ходить в детский сад, сейчас узнала, что в группе есть дети, которым некоторое время назад сделали живую вакцину от полиомиелита.

Представляет ли пребывание с такими детьми опасность для моего ребенка?

Когда и какую можно сделать прививку от полиомиелита нам сейчас? У меня выбор: поставить комплексную АКДС Инфанрикс или только полиомиелит, можно ли сделать прививку от полиомиелита через две недели после Приорикса?

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Для защиты от любых форм полиомиелита ребенок должен иметь как минимум 3 прививки. При вакцинации других детей живой оральной вакциной против полиомиелита непривитые или не полностью привитые дети высаживаются из детского сада на 60 дней для предупреждения развития вакциноассоциированного полиомиелита.

Нет, через 2 недели вы не можете начать прививки, интервал между прививками не меньше 1 месяца. Вам нужно сделать как минимум 2 прививки против полиомиелита прежде, чем ребенок будет защищен от этой инфекции. Т.е если ребенок привит дважды, то только через 1 месяц после последней прививки выработается достаточный иммунитет. Лучше привиться 2-х кратно с интервалом в 1,5 месяца АКДС+ ИПВ(Пентаксим, ИнфанриксГекса), через 6-9 месяцев делается ревакцинация. АКДС+ИПВ/ОПВ(Пентаксим). Прививка против гепатита В у вас пропала, но если вы будете прививаться ИнфанриксГекса дважды с интервалом в 1,5 месяца, 3ю прививку против гепатита В можно сделать через 6 месяцев от первой. Рекомендую сделать полный курс вакцинации, поскольку ребенок посещает детский сад (организованный коллектив) и практически не имеет никакой защиты от опасных и тяжелых инфекций.

У меня вопрос несколько общего характера, но обращаюсь к вам, так как до сих пор не смог получить на него внятного ответа. Кому, на ваш взгляд, может быть выгодна кампания по дискредитации вакцинации и, в особенности, детской? Я не прошу, конечно же, назвать конкретных виновников, мне интереснее понять, какие стороны могут быть в этом заинтересованы? Или же это процесс спонтанный, сродни невежеству, не нуждающемуся в подпитке?

Мои знакомые врачи предполагают, что информационные вбросы о вреде прививок могут (в теории) заказывать производители лекарств, поскольку тем выгоднее, чтобы человек шёл в аптеку за рекламируемым по ТВ препаратом, а не делал прививку у врача. Но это было бы справедливо для вакцины (к примеру) от гриппа (по ТВ хватает рекламы противогриппозных препаратов). А как же тогда быть с вакциной БЦЖ, вакциной от гепатита? Такие-то препараты по ТВ не рекламируют. С такой же логикой можно было бы предположить, что "заинтересованная сторона" - производители вегетарианских товаров и витаминов, которые предлагают пичкать ими детей едва ли не с первых дней жизни, но и эта теория тоже представляется мне спорной. А вы что считаете по этому поводу?

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Это вопрос, который, к сожалению, не имеет точного ответа, можно лишь предполагать. Понять мотивацию людей, выступающих против вакцинопрофилактики - метода, доказавшего свою безопасность и эффективность для профилактики инфекционных и, на сегодняшний день, некоторых неинфекционных болезней, достаточно сложно.

Существуют общества, фонды "антивакцинальщиков", которые зарабатывают на этом рейтинг, в т.ч. с использованием интернет-технологий (например посещаемость, просмотры сайтов, сообщения в форумах), а возможно и деньги. Возможно это лоббирование интересов со стороны гомеопатов, т.к. большинство гомеопатов высказываются негативно в отношении вакцинации, рекомендуя заменить эпидемиологически обоснованный метод – вакцинацию, на недоказанный - гомеопатию.

Моей дочери 13 лет и она не болела ветряной оспой. Хотим сделать прививку, правильно ли мы поступаем?

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Да, чем старше ребенок, тем, к сожалению, больше вероятность тяжелого течения ветряной оспы, А так как это девочка, то нужно подумать и о том, что если заболевают ветряной оспой во время беременности, то это приводит к тяжелой патологии плода.

Можно ли взрослому привиться от ротавируса, если каждый год болею этим, нет желчного пузыря, спасибо!

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Нет, смысла в вакцинации для взрослых нет. Взрослые не болеют очень тяжело, а задача вакцины против ротавируса – предотвратить тяжелые формы заболевания с обезвоживанием у младенцев. Потом на протяжении всей жизни все равно заболевания возможны, но в легкой форме. Возможно стоит поговорить с гастроэнтерологом о профилактических мерах, например, лечении биопрепаратами.

У нас медотвод до 3 лет. Родились недоношенными,повышен. ВЧД, ВПК, ОАК, дмжп, дмпп . В роддоме получили гепатит в и после бцж и манту в 1 год и все. После всего увиденного болезней страшных боимся получать прививки. Когда мы собирались получить прививки от кори в тот момент столько детей стали инвалидом (есть дети дальних родственников возраст начиная год и старшекласники). При наших болячках можно ли нам делать прививки? Какие анализы сдавать перед прививкой?

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Для ребенка, особенно при наличии указанных состояний опасны не прививки, а инфекции. Для проведения вакцинации обязателен осмотр врача перед прививкой, клинический анализ крови, при необходимости – общий анализ мочи и осмотр врача специалиста, у которого наблюдается ребенок с имеющимися заболеваниями.

Что делает эта прививка? Как решается проблема с заражением столбняком.

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Прививка против столбняка защищает от развития заболевания. Заражение столбняком происходит путем попадания спор бактерий, находящихся в загрязненных землей предметах, в поврежденные ткани. Споры столбнячной палочки истребить невозможно, поэтому проблема с заболеванием решается путем плановой вакцинации.

Подскажите пожалйста, как лучше и более аргументировано ответить на мнение студента-медика и вообще любого медработника: "я не делаю прививку от гриппа, потому что не известно какой вирус будет в этом эпидсезон, а прививку от гриппа разрабатывают летом, когда еще на знают актуальные штаммы будущей эпидемии". Другими словами какая вероятность в % того, что тривакцина от гриппа, которой ппививают осенью "перекроет" актуальные штаммы вируса в наступающем эпидсезоне зимой с учетом того, что возможно появление одного или нескольких новых штаммов. Буду также благодарен, если Вы сбросите ссылки на первоисточники таких данных, чтобы мои слова были более убедительны.

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Главными аргументами в необходимости профилактики гриппа являются сведения о высокой контагиозности, тяжести, многообразии осложнений этой инфекции. Грипп чрезвычайно не только для групп риска, но и для здоровых людей среднего возраста. Такое частое осложнение как пневмония протекает с развитием РДС и летальностью, достигающей 40%. В результате гриппа могут развиваться синдром Гудпасчера, Гийена-Барре, рабдомиолиз, синдром Рейе, миозит, неврологические осложнения и т.д. Причем среди умерших и лиц с тяжелыми осложнениями привитых людей не наблюдается!

Информацию о системе Глобального Надзора за гриппом можно найти на официальном сайте ВОЗ или сайте Европейского Региона ВОЗ.

Профилактика инфекционных заболеваний основана на своевременной вакцинации и, безусловно, строгом соблюдении правил личной гигиены.

Индивидуальный план профилактических прививок составляет врач-терапевт (педиатр). Если вы собираетесь посетить эпидемиологически неблагополучную страну или регион, схему вакцинации и лекарственную профилактику необходимо обсудить с врачом-инфекционистом.

Инфекции вызывают определенные микроорганизмы (патогены) — вирусы, бактерии, грибы, паразиты. Проникая в организм, они размножаются в благоприятной для них среде и могут провоцировать нарушение работы как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Механизм развития инфекции зависит от патогенности возбудителя, совокупности факторов защиты организма человека и факторов окружающей среды. Различают генерализованную инфекцию (возбудитель распространяется лимфогематогенным путем), локальную инфекцию с возможным переходом в общую (местная воспалительная реакция, развивающаяся из-за повреждения тканей и проникновения патогена); общую инфекцию (проникновение возбудителя в кровь и распространение по всему организму); латентную инфекцию (заболевание протекает без симптомов, характеризуется длительным сохранением возбудителя в организме) и другие.

Инфекции являются основной причиной болезней и смерти во всем мире. Особенно к ним уязвимы дети младшего возраста, пожилые люди, пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, пациенты, которые проходят лечение от онкологического заболевания или принимают иммуносупрессивные препараты, пациенты с иммунодефицитом.

Механизмы передачи инфекционных заболеваний

Понимание того, как передаются инфекции, помогает избежать заражения и заболевания.

  • воздушно-капельным путем (аэрогенный механизм);
  • от человека к человеку при прямом контакте, через предметы быта и обстановки (контактный механизм);
  • при контакте с кровью зараженного человека (гемоконтактный механизм);
  • через переносчиков возбудителя — комаров, клещей (трансмиссивный механизм);
  • через пищу и воду, загрязненные испражнениями или рвотными массами, содержащими возбудитель (фекально-оральный механизм);
  • от матери к плоду во время беременности или во время прохождения плода через родовые пути (вертикальный механизм);
  • при половом контакте.

Роль личной и общей гигиены в профилактике инфекционных заболеваний

Первая (после профилактических прививок) линия защиты против различных инфекций — соблюдение правил гигиены.

Cледуя этим элементарным правилам, вы не только защищаете себя, но и не допускаете распространения инфекции среди других людей, если инфекция уже проникла в ваш организм:

  • тщательно мойте руки с мылом (не менее 20 секунд) или обрабатывайте их спиртосодержащим средством;
  • не трогайте руками глаза, нос и рот;
  • прикрывайтесь сгибом локтя при чихании и кашле, прикрывайте рот и нос салфеткой, использованную салфетку утилизируйте;
  • старайтесь держаться на расстоянии не менее 1 м от людей с симптомами ОРВИ;
  • не делитесь личными вещами и предметами личной гигиены, используйте только свои зубную щетку, полотенце, носовой платок, бритву, ножницы, книпсеры (щипчики) для ногтей;
  • если заболели сами, и у вас слабовыраженные симптомы заболевания (субфебрильная температура, насморк, головная боль), оставайтесь дома до выздоровления, если поднялась высокая температура, появились кашель и затруднение дыхания, срочно обратитесь за медицинской помощью;
  • тщательно обрабатывайте легкие порезы или раны, если сильно травмировались или вас укусило животное, обязательно обратитесь за медицинской помощью;
  • избегайте купания в водоемах с загрязненной водой;
  • не посещайте бассейн, если у вас диарея или открытая рана;
  • принимайте душ перед посещением бассейна, не ходите босиком в раздевалке и душевой комнате;
  • перед приготовлением пищи тщательно промывайте сырое мясо, овощи и фрукты под проточной водой, используйте разную посуду и разделочные доски для каждого вида продуктов, не пренебрегайте правилами термической обработки, размораживайте продукты только в холодильнике или микроволновой печи.

Перед поездкой за границу проконсультируйтесь с врачом, убедитесь в том, что у вас и ваших детей есть все необходимые прививки. Желательно это делать не в последний момент, а как минимум за 4-8 недель до путешествия. Если вы собираетесь в поездку в эпидемиологически неблагоприятную страну, получите консультацию и примите меры за 2-3 месяца до отъезда. В стране временного пребывания избегайте употребления льда, используйте для питья, умывания и чистки зубов только бутилированную воду, не ешьте сырые овощи (салаты) и фрукты, которые были предварительно очищены и нарезаны не вами лично. Пользуйтесь средствами защиты от насекомых, носите закрытую одежду.

Инфекционные заболевания, передающиеся половым путем (ИППП), — наиболее легко предотвратимый вид инфекций. Здесь важно соблюдать правила безопасности интимной близости (использовать презерватив). Если вакцинация от таких инфекций для вас неактуальна по возрасту (например, от ВПЧ), вовремя проходите скрининги и обращайтесь к врачам.

Профилактика инфекционных заболеваний в клинике Рассвет

В Рассвете вы получите квалифицированную консультацию по профилактике, диагностике и лечению инфекционных заболеваний. В нашей клинике работает кабинет вакцинации, вы можете получить необходимые профилактические прививки в соответствии с национальным календарем, а также вакцинироваться, согласно международным рекомендациям, или в экстренном порядке по показаниям.

Наши терапевты, педиатры и инфекционисты проконсультируют вас по всем вопросам профилактики инфекций, составят индивидуальный и надежный план защиты от инфекций и связанных с ними заболеваний. Предупредить — лучше, чем лечить, займитесь своим здоровьем вовремя!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции