Кузьменко л г овсянников д ю киселева н м детские инфекционные болезни

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

УДК 616.9(075.8) ББК 57.33я73

Р е ц е н з е н т ы :

профессор кафедры инфекционных болезней Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, д-р мед. наук В. А. Малое',

зав. кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, д-р мед. наук, профессор Н. П. Шабалов

2009. — 528 с. [16] л. цв. ил. ISBN 978-5-7695-5747-7

С позиций современных достижений биологии и медицины изложены сведения об инфекционных заболеваниях у детей. При сохранении тради­ ционной последовательности изложения вопросов этиологии, патогене­ за, клинической и лабораторной диагностики, дифференциальной диа­ гностики, лечения и профилактики отдельных нозологических форм уде­ лено внимание синдромальному подходу к диагностике и терапии забо­ леваний. Особое внимание обращено на иммунологические аспекты инфеционных заболеваний.

Для студентов высших медицинских учебных заведений.

УДК 616.9(075.8) ББК 57.33я73

Исторически сложилось так, что инфекционные заболевания, встречающиеся почти исключительно у детей, называются детс­ кими инфекциями, хотя могут возникать и у взрослых людей. С точ­ ки зрения современной медицины это обусловлено, с одной сто­ роны, незрелостью детского организма и, прежде всего, иммун­ ной системы, а с другой — тем, что у детей, переболевших таки­ ми инфекциями и выживших после них, формируется прочный (практически пожизненный) иммунитет, предохраняющий их от повторного заражения. Это обеспечивает невосприимчивость взрос­ лых людей к соответствующим микроорганизмам.

Основные успехи в многовековой борьбе человека с инфекци­ онными болезнями почти полностью относятся к XX в. Именно тогда были разработаны лабораторные методы идентификации возбудителей, внедрены в медицинскую практику антибактери­ альная терапия и вакционопрофилактика. Вместе с тем в значи­ тельной мере именно из-за этого произошли изменения в струк­ туре инфекционных болезней. Если в первой половине XX в. веду­ щая роль принадлежала бактериальным инфекциям, то уже во второй половине этого же столетия и в начале XXI в. стали доми­ нировать вирусные инфекции и болезни, вызываемые другими внутриклеточными микроорганизмами.

Несмотря на достигнутые успехи, в настоящее временя инфекци­ онные болезни по-прежнему являются одной из ведущих причин смертности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) из 55 млн чел., умерших во всем мире в 2000 г., 10 млн чел. погибли от инфекционных заболеваний. Дети чаще всего страдают от инфекционных болезней. В ряде регионов мира именно инфек­ ционные болезни являются основной причиной детской смертности.

В последние годы в России вышел в свет ряд руководств и мо­ нографий, достаточно полно отражающих как общие, так специ­ альные вопросы инфекционных болезней у детей. Однако на наш взгляд в учебниках недостаточно отражены некоторые современ­ ные аспекты инфекционных болезней у детей, поэтому мы пред­ приняли попытку восполнить этот пробел.

Структура учебника несколько отличается от структуры других учебных изданий по данной тематике. При сохраненном традици­ онном для отечественной медицинской школы последовательном

изложении вопросов этиологии, патогенеза, клинической и ла­ бораторной диагностики, дифференциальной диагностики, лече­ ния и профилактики отдельных нозологических форм большое внимание уделено синдромальному подходу к диагностике и те­ рапии заболеваний.

Такая структура имеет несколько преимуществ.

1. Отражены требования клинической практики, поскольку при первой встрече с пациентом врач прежде всего фиксирует внима­ ние на имеющихся у больного симптомах и синдромах.

2. Несмотря на раскрытие этиологии большинства инфекцион­ ных заболеваний, успехи этиологической диагностики заболева­ ния у конкретного больного более скромны. Помимо этого у ряда детей имеет место микст-инфекция. Это нашло отражение в пред­ лагаемых схемах эмпирической этиотропной терапии, которые предусматривают назначение стартового антибиотика на основа­ нии эпидемиологических данных о наиболее вероятных возбуди­ телях того или иного заболевания, не дожидаясь результатов ис­ следования, уточняющих этиологию. При отсутствии клинического эффекта в течение 48 — 72 ч и(или) при выявлении возбудителя, не имеющего чувствительности к указанному препарату, лекар­ ственное средство меняют. В практической деятельности такой подход господствует повсеместно, в особенности в условиях сла­ бой лабораторной базы.

3. Синдромальный подход к диагностике и лечению инфекци­ онных заболеваний имеет методологическое обоснование. Так, при­ ступая к изучению курса инфекционных заболеваний у детей и видя перед собой список из большого количества нозологических форм, студент часто теряется от одного только объема материала. В то же время в инфекционных болезнях существует гораздо боль­ ше общего, чем частного. Однако это общее не всегда выявляется при рассмотрении инфекционных заболеваний как нозологичес­ ких форм. При посиндромном рассмотрении оно становится бо­ лее заметным.

Главы по общей инфектологии предваряют изложение частных вопросов инфекционной патологии. Материал по этиологии, па­ тогенезу, диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней детского возраста изложен в соответствии с уровнем достижений современной биологии и медицины. Много внима­ ния уделяется иммунологическим аспектам инфекционных забо­ леваний у детей. Изменившаяся в конце XX в. структура инфекци­ онных заболеваний потребовала включения в учебник новых но­ зологических форм.

Сведения о некоторых заболеваниях инфекционной этиологии, не относящихся, однако, к числу эпидемических (некоторые внут­ риутробные инфекции, сепсис новорожденных и детей грудного возраста, острые пневмонии и др.), не приведены, так как их изучают в курсе детских болезней. В то же время в учебник вклю­ чены основные сведения из предыдущих курсов (микробиологии, иммунологии, патофизиологии и др.).

Номенклатура лекарственных форм представлена в учебнике в Международных непатентованных наименованиях (МНН). Для облегчения усвоения материала в издании есть терминологичес­ кий словарь.

Надеемся, что настоящий учебник восполнит известный недо­ статок учебной литературы по детским инфекциям.

Все главы написаны авторами совместно. За помощь в написа­ нии подраздела 7.1 благодарим кандидата медицинских наук О. В. Алексееву.

Авторы испытывают чувство искренней признательности ис­ следователям, чьи труды были использованы в процессе работы над учебником, и с благодарностью примут и учтут в дальнейшей работе критические замечания коллег и студентов.

АГ — антиген АД — артериальное давление

АДГ — антидиуретический гормон АДС — адсорбированный дифтерийно-столбнячный (анатоксин)

АКДС — адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная (вакцина)

АКТГ — адренокортикотропный гормон АлАТ — аланинаминотрансфераза АсАТ — аспартатаминотрансфераза

АТ — антитела АТФ — аденозинтрифосфорная кислота

АЧТВ — активированное частичное (парциальное) тромбоплас­ тиновое время

БОС — бронхообструктивный синдром БЦЖ — противотуберкулезная вакцина (бацилла Кальметта—Ге­

ВГЧ — вирус герпеса человека

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека (HIV) ВПГ — вирус простого герпеса ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения ВЭБ — вирус Эпштейна—Барр

ГГНС — гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система ГЗТ — гиперчувствительность замедленного типа ГКС — глюкокортикостероиды

ГМ-КСФ — гранул оцитарно-моноцитарный колониестимулирующий фактор

ГНТ — гиперчувствительность немедленного типа ГУС — гемолитико-уремический синдром ГЭБ — гематоэнцефалический барьер

ДВС — диссеминированное внутрисосудистое свертывание ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота ЖКТ — желудочно-кишечный тракт ИВЛ — искусственная вентиляция легких

ИЛ — интерлейкины ИПВ — инактивированная полиомиелитная вакцина

ИТШ — инфекционно-токсический шок ИФА — иммуноферментный анализ ИФН — интерферон КСФ — колониестимулирующий фактор

ЛИП — лимфоидная интерстициальная пневмония (лимфоидный интерстициальный пневмонит)

лт — лейкотриены мРНК — матричная РНК (рибонуклеиновая кислота)

НПВС — нестероидные противовоспалительные средства ОКИ — острая кишечная инфекция они — острая надпочечниковая недостаточность ООБ — острый обструктивный бронхит

опн — острая почечная недостаточность ОРВИ — острые респираторные вирусные инфекции

ОРЗ — острые респираторные заболевания ОРИ — острые респираторные инфекции оцк — объем циркулирующей крови оцп — объем циркулирующей плазмы

пг — простагландины ПАБ К — пара- аминобензойная кислота

ПГ1 2 — простациклин ПОН — полиорганная недостаточность

ПЦР — полимеразная цепная реакция РА — реакция агглютинации

РДС — респираторный дистресс-синдром РИА — радиоизотопный анализ РИМ — радиоиммунологический метод

РИФ — реакция иммунофлюоресценции РКА — реакция коагглютинации РЛА — реакция латекс-агглютинации

РНГА — реакция непрямой гемагглютинации РНК — рибонуклеиновая кислота

РНИФ — реакция непрямой иммунофлюоресценции РОБ — рецидивирующий обструктивный бронхит

РПГА — реакция пассивной гемагглютинации РС-вирус — респираторно-синцитиальный вирус

РСК — реакция связывания комплемента РТГА — реакция торможения гемагглютинации

СК — стволовая клетка СКВ — системная красная волчанка

скк — стволовые кроветворные клетки слт — стенозирующий ларингит, ларинготрахеит

СМФ — система мононуклеарных фагоцитов СОЭ — скорость оседания эритроцитов

спид — синдром приобретенного иммунодефицита ССВО — синдром системного воспалительного ответа ССВР — синдром системной воспалительной реакции

СТГ — соматотропный гормон СЭС — санитарно-эпидемиологическая станция

Тз — трийодтиронин Т 4 — тироксин

ТТГ — тиреотропный гормон

ТФР — трансформирующий фактор роста УВЧ — ультравысокие частоты УЗИ — ультразвуковое исследование

ФАТ — фактор активации тромбоцитов ФНО — фактор некроза опухолей

Ф-1-ФА — фруктозо-1-фосфатальдолаза ХБсО — хронический бронхиолит с облитерацией ЦМВ — цитомегаловирус ЦНС — центральная нервная система

ЦСЖ — цереброспинальная жидкость ЭАЭ — энтероадгезивные Е. coli ЭГЭ — энтерогеморрагические Е. coli ЭИЭ — энтероинвазивные Е. coli ЭКГ — электрокардиограмма ЭМГ — электромиограмма

ЭПЭ — энтеропатогенные Е. coli ЭТЭ — энтеротоксигенные Е. coli

ЭхоКГ — эхокардиограмма ЭЭГ — электорэнцефалограмма HAY — вирус гепатита А

HBY — вирус гепатита В

HCV — вирус гепатита С

HDY — вирус гепатита D

HEY — вирус гепатита Е

HLA — лейкоцитарные антигены человека (Human Leucocyte Antigens)

МНС — главный комплекс гистосовместимости (Major Hystocompatibility Complex)

MRSA — Метициллинрезистентные штаммы золотистого стафило­ кокка

NK-клетки — натуральные (естественные) киллеры spp. (species) — вид, виды; род

Ti/ 2 — период полувыведения лекарственного средства (фарм.) Thl — Т-хелперы первого типа

Th2 — Т-хелперы второго типа

TSST-1 — токсин-1, выделяемый некоторыми штаммами золотис­ того стафилококка, обусловливающий развитие токси­ ческого шока

ТХ — тромбоксаны ТХА 2 — тромбоксан А 2

YZY — вирус ветряной оспы/опоясывающего лишая (virus varicella/zoster)

Med-books.by - Библиотека медицинской литературы . Книги, справочники, лекции, аудиокниги по медицине. Банк рефератов. Медицинские рефераты. Всё для студента-медика .
Скачать бесплатно без регистрации или купить электронные и печатные бумажные медицинские книги (DJVU, PDF, DOC, CHM, FB2, TXT), истории болезней, рефераты, монографии, лекции, презентации по медицине.

Детские инфекционные болезни - Кузьменко Л.Г., Овсянников Д.Ю., Киселёва Н.М. - 2009 год


С позиций современных достижений биологии и медицины изложены сведения об инфекционных заболеваниях у детей. При сохранении тради­ционной последовательности изложения вопросов этиологии, патогене­ за, клинической и лабораторной диагностики, дифференциальной диа­ гностики, лечения и профилактики отдельных нозологических форм уде­ лено внимание синдромальному подходу к диагностике и терапии забо­леваний. Особое внимание обращено на иммунологические аспекты инфеционных заболеваний. Для студентов высших медицинских учебных заведений.

Содержание книги:
Общие представления об инфекции и инфекционном процессе.
Краткая история изучения инфекционных болезней у детей.
Основные понятия, характеризующие инфекционный процесс.
Современная структура инфекционной заболеваемости у детей и взрослых.
Диагностика детских инфекционных болезней.
Классификация детских инфекционных болезней.
Профилактика инфекционных болезней.
Клиническая патофизиология инфекционного процесса у детей.
Типовые патологические процессы.
при инфекционных заболеваниях.
Регуляция инфекционного процесса у детей.
Иммунопатологические состояния при детских инфекционных болезнях.
Аллергия.
Вторичные иммунодефициты.
Аутоиммунные процессы.
Вакцинопрофилактика инфекционных болезней у детей.
Общая характеристика вакцин.
Иммунологические основы вакцинации.
Вакцинальный процесс.
Регуляция вакцинального процесса.
Методика вакцинации.
Вакцинальные реакции и осложнения.
Вакцинальные реакции.
Поствакцинальные осложнения.
Этические и правовые проблемы вакцинопрофилактики.
Основы химиотерапии инфекционных заболеваний у детей.
Антибактериальные средства.
Общая характеристика антибактериальных средств.
Классические антибиотики.
Хинолоны и фторхинолоны.
Сульфаниламиды и ко-тримоксазол.
Группа нитроимидазолов.
Противовирусные препараты.
Классификация противовирусных препаратов.
Противогриппозные препараты.
Противогерпетические препараты.
Препараты, влияющие на ВИЧ.
Препараты широкого спектра действия.
Интерфероны.
Общая характеристика интерферонов.
Клиническая фармакология интерферонов.
Синдромы в клинике детских инфекционных болезней..
Бронхообструктивный синдром.
Гемолитико-уремический синдром.
Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови.
Синдром дистального колита.
Синдром инфекционного мононуклеоза.
Синдром инфекционного токсикоза.
Общая характеристика инфекционного токсикоза.
Нейротоксикоз.
Токсикоз с эксикозом.
Инфекционно-токсический шок.
Синдром крупа.
Менингеальный синдром.
Синдром острой надпочечниковой недостаточности.
Синдром Рея.
Энтеритический (гастроэнтеритический) синдром.
Бактериальные инфекции.
Дифтерия.
Иерсиниозная инфекция.
Коклюш.
Бактериальные менингиты.
Менингококковая инфекция.
Микоплазменные инфекции.
Острые кишечные инфекции бактериальной этиологии.
Столбняк.
Стрептококковые инфекции.
Болезни, вызываемые невирусными внутриклеточными патогенами.
Фелиноз.
Хламидийные инфекции.
Вирусные инфекции.
Бешенство.
ВИЧ-инфекция.
Острые вирусные гепатиты.
Основные патофизиологические синдромы вирусных гепатитов.
Общая характеристика разных форм острых.
вирусных гепатитов. Патоморфология.
Отдельные формы острых вирусных гепатитов.
Диагностика и дифференциальная диагностика.
острых вирусных гепатитов.
Лечение, профилактика и прогноз острых вирусных гепатитов.
Герпесвирусные инфекции.
Корь.
Краснуха.
Острые респираторные вирусные инфекции.
Парвовирусная инфекция.
Паротитная инфекция.
Ротавирусная инфекция.
Энтеровирусные инфекции.
Полиомиелит.
Энтеровирусные инфекции (Коксаки и ECHO).



На этот раз мы решили обратить Ваше внимание на издания медицинской тематики.

Терентьева, С. Времена не выбирают… : из истории здравоохранения Печорского края / С. Терентьева, Т. Афанасьева. – Сыктывкар, 2012. – 272 с. : ил.

Эта книга об истории становления и развития медицины в Печоре и Печорском районе, об удивительных людях, рабочие биографии и жизни которых навсегда вписаны в историю города и района.

Данное краеведческое издание обязано своим появлением инициативе земляков-печорцев, проживающих в Москве и Сыктывкаре, руководителей и сотрудников медицинских лечебно-профилактических учреждений муниципального образования.

Инв.номера: 1340475-кр, 1340473-а, 1340472-а

Рассмотрены правила и методы оказания первой медицинской помощи на месте происшествия до прибытия медицинских работников при травмах, ожогах, ранениях, кровотечениях, переломах костей и других повреждениях. Особое внимание уделено приемам оказания первой доврачебной медицинской помощи при терминальных и других состояниях, которые представляют собой реальную угрозу для жизни пострадавшего. Приведено описание способов транспортной иммобилизации, переноски и транспортирования раненых.

Учебник предназначен для подготовки водителей автотранспортных средств. Он может оказаться полезным для сотрудников ГИБДД, службы спасения и МЧС, преподавателей и учащихся общеобразовательных школ.

Инв. номер: 1351471-ч

Оториноларингология : учебник для вузов / В. И. Бабияк и др.- Санкт-Петербург, 2012. – 640 с. : ил.

Учебник содержит подробные сведения об основных периодах развития отечественной и мировой оториноларингологии, клинической анатомии и физиологии, методах исследования, симптомах, клиническом течении, лечении и профилактике рутинных, травматических и профессиональных заболеваниях ЛОР-органов. Изложены вопросы оказания неотложной помощи при острых заболеваниях и травмах ЛОР-органов, приведены примеры классических хирургических методов лечения, а также данные по осложнениям гнойных заболеваний ЛОР-органов. Существенное внимание уделено наиболее актуальным вопросам детской оториноларингологии, а также профессиональным болезням ЛОР-органов.

Издание адресовано студентам медицинских вузов и молодым специалистам соответствующего профиля.

Инв. номер: 1350384-ч

Каменская, В. Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебник для вузов / В. Г. Каменская, И. Е. Мельникова. - Санкт-Петербург, 2013. – 272 с. : ил.

Возрастная анатомия, физиология и гигиена являются базовыми науками для формирования профессионализма современного педагога. В учебнике раскрываются теории возрастных, конституциональных и половых особенностей формирования организма. В книге представлены фундаментальные знания, позволяющие будущему педагогу компетентно оценивать нормативное физическое и психическое развитие ребенка и консультировать родителей по поводу возникающих проблем. Особое внимание уделяется построению современной естественнонаучной картины мира. Учебник написан в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта третьего поколения и имеет гриф УМО по направлению подготовки бакалавров "Педагогическое образование".

Учебник написан чл.-корр. РАО доктором психологических наук, профессором, заведующей кафедрой психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А.И.Герцена В.Г.Каменской и доктором психологических наук, доцентом той же кафедры РГПУ им. А.И.Герцена И.Е.Мельниковой.

Инв. номер: 1350371-ч

Кулганов, В. А. Основы клинической психологии : учебник для вузов / В.А. Кулганов, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. - Санкт-Петербург, 2013. – 456 с.

В учебнике исчерпывающе раскрываются предмет, цели, задачи и основные методологические проблемы клинической психологии как науки, подробно охарактеризованы проявления нарушенных психических процессов, свойств и состояний человека, детально описаны реакции личности на болезнь. Издание основано на здоровьесберегающем подходе. Коллектив авторов раскрывает самые современные методы психологической работы в области клинической психологии, обосновывает роль личности в противостоянии человека болезни и связь между заболеваниями и личностными аномалиями. Материалы, представленные в книге, могут быть использованы для учебной, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов. Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту третьего поколения и имеет гриф УМО.

Инв. номер: 1350421-ч

Сидоров, П. И. Медицина катастроф : учебник для студентов учреждений высш. мед. проф. образования / П. И. Сидоров, И. Г. Мосягин, А. С. Сарычев. – Москва, 2013. – 320 с.

Самые строгие законы и правила не помогут уменьшить количество людских потерь от чрезвычайных ситуаций и других негативных и опасных факторов, если не будут созданы системы и условия для формирования культуры безопасной личности. В этой работе должны принимать участие все без исключения органы исполнительной власти, и начинаться она должна с детского возраста.

С. К. Шойгу, в 1994-2012 гг. министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

В книге рассмотрены основы организации и структурные элементы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Всероссийской службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны. Освещены основные положения лечебно-эвакуационного обеспечения населения и организации оказания всех видов медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Для студентов учреждений высшего медицинского профессионального образования.

Инв.номер: 1351481-ч

Проподевтика клинических дисциплин : учебник для студентов учреждений среднего медицинского профессионального образования / А.Н. Шишкин и др. – Москва, 2013. – 464 с.

Изложены основы диагностики внутренних болезней систем организма. Рассмотрены организация хирургической помощи, методы обследования в хирургии и основы анестезиологии. Рассказано о современном состоянии акушерства и гинекологии. Особое внимание уделено специфике детских болезней. Учебник может быть использован при освоении профессионального модуля ПМ.01 "Диагностическая деятельность" (МДК.01.01) по специальности "Лечебное дело" студентами учреждений среднего медицинского профессионального образования. Может быть полезен фельдшерам практического здравоохранения.

Инв. номер: 1351475-ч

Кузьменко, Л. Г. Детские инфекционные болезни : учебник для студентов высших учебных заведений / Л.Г. Кузьменко, Д.Ю. Овсянников, Н.М. Киселева. – Москва, 2009. – 528 с. : цв. ил.

С позиций современных достижений биологии и медицины изложены сведения об инфекционных заболеваниях у детей. При сохранении традиционной последовательности изложения вопросов этиологии, патогенеза, клинической и лабораторной диагностики, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики отдельных нозологических форм уделено внимание синдромальному подходу к диагностике и терапии заболеваний. Особое внимание обращено на иммунологические аспекты инфекционных заболеваний. Для студентов высших медицинских учебных заведений.

Инв. номер: 1351476-ч

Физическая реабилитация : учебник для студентов высших учебных заведений : в 2-х тт. : Т. 1 / под ред. С.Н. Попова. – Москва, 2013. – 288 с.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки "Адаптивная физическая культура" (квалификация "бакалавр"). Изложены современные представления о процессе и методике физической реабилитации при разных заболеваниях и повреждениях. Приведены краткие сведения об этиопатогенезе и клинической картине рассматриваемых патологических состояний. В первом томе рассмотрены аспекты реабилитации, дана характеристика ее средств и принципов. Показана роль реабилитации в травматологии и ортопедии, при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

Инв. номер: 1351477-ч

Патология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений /под ред. А. И. Тюкавина, А. Г. Васильева, Н. Н. Петрищева. – Москва, 2012. – 528 с.

Изложены современные представления о здоровье и болезни, этиологии и патогенезе, роли реактивности и наследственности. Содержатся практические рекомендации по вопросам медикаментозной и немедикаментозной профилактики и лечения патологических состояний в возрастном аспекте. С учетом последних достижений медицины рассмотрены нарушения со стороны систем организма, а также излагаются принципы этиотропной, патогенетической, саногенетической и симптоматической терапии. Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности "Фармация". Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

Инв. номер: 1351483-ч

Чернов, В. Н. Уход за хирургическими больными : учебник для студентов высшего профессионального образования / В.Н. Чернов, А.И. Маслов, И.И. Таранов. – Москва, 2012. – 240 с.

Полный текст:

В статье представлены современные сведения об эпидемиологии, этиологии, патогенезе, клинической картине, классификации по тяжести, диагностике и дифференциальной диагностике, лечении и прогнозе вирусного и рецидивирующего крупа у детей. Рассматриваются этиологические факторы, дифференциально-диагностические особенности и прогноз рецидивирующего крупа у детей. Приведены опорные диагностические критерии альтернативных заболеваний, протекающих со стридором. Терапия крупа охарактеризована на основании Федеральных клинических рекомендаций и международных согласительных документов с использованием принципов доказательной медицины.

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6,

119049, Москва, 4-й Добрынинский пер., д. 1/9

Кузьменко Лариса Григорьевна – доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Алексеева Ольга Владимировна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Нгуен Ван – аспирант кафедры педиатрии

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Топилин Олег Григорьевич – заведующий отделением торакальной хирургии

119049, Москва, 4-й Добрынинский пер., д. 1/9

Коваленко Ирина Владимировна заведующая отделением пульмонологии

119049, Москва, 4-й Добрынинский пер., д. 1/9

1. Селбст С.М., Кронэн К. Секреты неотложной педиатрии. М.: МЕДпресс-информ, 2006: 480.

2. Нисевич Н.И., Казарин В.С., Пашкевич Г.С. Круп у детей. М.: Медицина, 1973: 168.

3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Таточенко В.К., Бакрадзе М.Д., Вишнева Е.А., Селимзянова Л.Р., Полякова А.С. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с острым обструктивным (стенозирующим) ларинготрахеитом, эпиглоттитом. М., 2015: 11.

4. Круп у детей (острый обструктивный ларингит): клинические рекомендации. М., 2016: 24.

5. Баранов А.А., Таточенко В.К., Бакрадзе М.Д. Лихорадящий ребенок. Протоколы диагностики и лечения. Под общ. ред. А.А. Баранова, В.К. Таточенко, М.Д. Бакрадзе. М.: ПедиатрЪ, 2017: 53-61.

6. Полякова А.С., Бакрадзе М.Д., Таточенко В.К. Синдром крупа у детей: предрассудки и доказательная медицина. Фарматека. 2018;1(354):15-22.

7. Bjornson C.L., Johnson D.W. Croup in children. CVAJ. 2013;185(15):1317-23. doi: 10.1503/cmaj.121645.

8. Савенкова М.С., Савенков М.П. Хламидийномикоплазменные инфекции у детей. М.: Миклош, 2012. 292 с.

9. Шройт И.Г., Василос Л.В., Козлюк А.С. Синдром заражения при респираторном микоплазмозе. Педиатрия. 1981;7:9-11.

10. Wall S.R., Wat D., Spiller O.B., Gelder C.M., Kotecha S., Doull I.J. The viral aetiology of croup and recurrent croup. Arch Dis Child. 2009 May;94(5):359-60. doi: 10.1136/adc.2008.142984.

11. Hiebert J.C., Zhao Y.D., Willis E.B. Bronchoscopy findings in recurrent croup: A systematic review and meta-analysis. Int J Pediatr Otorhinolaryngol. 2016 Nov;90:86-90. doi: 10.1016/j.ijporl.2016.09.003.

12. Delany D.R., Johnston D.R. Role of direct laryngoscopy and bronchoscopy in recurrent croup. Otolaryngol Head Neck Surg. 2015 Jan;152(1):159-64. doi: 10.1177/0194599814558562.

13. Кладова О.В. Иммунопатогенез, клиника и лечение рецидивирующего крупа у детей. Автореф. дисс….д.м.н. Москва, 2003: 44.

14. Кузьменко Л.Г., Овсянников Д.Ю., Киселева Н.М. Детские инфекционные болезни. М.: Академия, 2009: 528.

15. Лихорадка у детей: руководство. Под ред. А. Саиба Эль-Радхи, Дж. Кэрролла, Н. Клейна; пер. с англ. под ред. В.К. Таточенко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013: 400.

16. Bell L.M. Middle respiratory tract infections. In Jenson H.B., Baltimore R.S. Pediatric Infection Diseases. Principles and Practice, ed. 2. Philadelphia, 2002, Saunders: 702.

17. Оказание стационарной помощи детям: руководство по ведению наиболее распространенных заболеваний у детей. Карманный справочник. Женева; Всемирная организация здравоохранения, 2013: 412.

18. Солдатский Ю.Л. Заболевания гортани. Педиатрическая фармакология. 2008;5(2):2025.

19. Бакрадзе М.Д., Дарманян А.С., Таточенко В.К. Рациональная терапия крупа у детей. Вопросы современной педиатрии. 2007;6(5):32-36.

20. Scolnik D., Coates A.L., Stephens D., Da Silva Z., Lavine E., Schuh S. Controlled delivery of high vs low humidity vs mist therapy for croup in emergency departments: a randomized controlled trial. JAMA. 2006;Mar 15;295(11):127480.

21. Авдеев С.Н. Небулайзерная терапия суспензией Пульмикорта: место в лечении заболеваний дыхательных путей. М., 2004. 58 с.

22. Chub-Uppakarn S., Sangsupawanich P. A randomized comparison of dexamethasone 0.15 mg/kg versus 0.6 mg/kg for the treatment of moderate to severe croup. Int J Pediatr Otorhinolaryngol. 2007 Mar;71(3):473-7.

23. Garbutt J.M., Conlon B., Sterkel R., Baty J., Schechtman K.B., Mandrell K., Leege E., Gentry S., Stunk R.C. The comparative effectiveness of prednisolone and dexamethasone for children with croup: a community-based randomized trial. Clin Pediatr (Phila). 2013 Nov;52(11):101421. doi: 10.1177/0009922813504823.

24. Bjornson C., Russel K., Vandermeer B., Klassen T.P., Johhnson D.W. Nebulised epinephrine for croup in children. Cochrane Database Syst. Rev. 2013;10:CD006619.

25. Butte M.J., Nguyen B.X., Hutchison T.J., Wiggins J.W., Ziegler J.W. Pediatric myocardial infarction after racemic epinephrine administration. Pediatrics. 1999 Jul;104(1):e9.

26. Старикова М.Г. Клинико-иммунологическая характеристика рецидивирующих ларинготрахеитов у детей, лечение и профилактика. Автореф. дисс….к.м.н. Екатеринбург, 2004: 24.

27. Nicolai T., Mutius E. Risk of asthma in children with a history of croup. Acta Paediatr. 1996;85:1295-1299.



Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции