Профилактика внутрибольничных инфекций методичка
Что такое внутрибольничные инфекции (ВБИ)? Причины возникновения ВБИ.
Характеристика возбудителей ВБИ.
Характеристика путей и факторов передачи ВБИ.
Актуальность проблемы ВБИ
Актуальность проблемы внутрибольничных инфекций определяется широким распространением их в медицинских учреждениях различного профиля и значительным ущербом, наносимым этими заболеваниями здоровью населения. ВБИ не просто определяют дополнительную заболеваемость - они увеличивают продолжительность лечения и приводят к возрастанию расходов на госпитализацию, вызывают долговременные физические и неврологические осложнения, нарушение развития, нередко приводят к гибели пациентов.
Внутрибольничная (нозокомиальная) инфекция (ВБИ) - это любое инфекционное заболевание (состояние), возникшее в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ), если оно отсутствовало у пациента до поступления в ЛПУ (даже в инкубационном периоде) и проявилось в условиях ЛПУ или в течение периода инкубации после выписки пациента. Случаи инфекционных заболеваний, возникшие до поступления в ЛПУ и проявившиеся или выявленные при поступлении (после поступления), называются заносами инфекции.
Госпитальные инфекции - любые инфекционные заболевания, приобретенные или проявившиеся в условиях стационара (сумма заносов и внутрибольничных инфекций).
Этиологическая структура ВБИ и особенности этиологии зависят от:
Профиля и специализации лечебно-профилактического учреждения;
Возрастных особенностей обслуживаемых контингентов;
Специфики методов, средств лечения и обследования больных.
Причинами возникновения внутрибольничных инфекций являются:
Особенности санитарно-противоэпидемических мероприятий в лечебных учреждениях;
Развитие устойчивости микробов к дезинфицирующим средствам;
Устойчивость к химиотерапевтическим средствам.
Изменение нормальной микрофлоры человека, снижение резистентности.
Повышение возможностей контакта больных и передачи инфекции.
Особенности эпидемиологического процесса вби
Возбудители. Примерно 90% всех ВБИ имеют бактериальное происхождение. Вирусы, грибы и простейшие, а также эктопаразиты встречаются значительно реже.
Циркулирующие в стационарах возбудители ВБИ постепенно формируют так называемые госпитальные штаммы, т. е. штаммы, наиболее эффективно адаптированные к местным особенностям того или иного отделения.
В процессе селекции во внутрибольничной среде госпитальные штаммы приобрели некоторые особенности (рис. 1).
Рис. 1 Особенности госпитальных штаммов микроорганизмов.
Основные источники инфекции при ВБИ приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Категории источников ВБИ.
Пути и факторы передачи ВБИ
Естественные – связанные с реализацией эволюционно сложившегося механизма передачи инфекции (воздушно-капельного, воздушно-пылевого, фекально-орального, контактно-бытового и др.):
пищевой (через молоко, растворы для питья, пищевые продукты)
контактный (через предметы ухода за больными, белье)
Искусственные – связаны с лечебно-диагностическим процессом в ЛПУ и специфичен для госпитальных условий:
контактный (через руки медицинского персонала)
трансфузионный и др.
Ведущими формами ВБИ являются четыре основные группы инфекций:
• инфекции мочевыводящих путей,
• инфекции в области хирургического вмешательства,
• инфекции нижних дыхательных путей,
Возникновению и развитию ВБИ в лечебно-профилактических учреждениях способствуют:
— недооценка эпидемиологической опасности внутрибольничных источников инфекции и риска заражения при контакте с больными гнойно-септическими инфекциями, и своевременной их изоляции.
— наличие невыявленных больных и внутрибольничных источников среди медицинского персонала и пациентов.
— нарушение персоналом санитарно-противоэпидемического режима, правил асептики и антисептики, личной гигиены, текущей и заключительной дезинфекции, режима уборки.
— нарушение режима стерилизации и дезинфекции медицинских инструментов, аппаратов, приборов и т.п.
Общие подходы к профилактике ВБИ.
Мероприятия по профилактике ВБИ должны быть направлены на разрыв каждого из трех звеньев эпидемического процесса.
Мероприятия, направленные на источник инфекции:
активное выявление источников инфекций среди госпитализируемых больных (входной фильтр в приемном покое) и среди персонала (проведение плановых и экстренных бактериологических исследований);
введение карантинных мероприятий в отделениях больницы при неблагоприятной эпидемиологической обстановке в населенном пункте;
плановое и экстренное взятие проб для проведения бактериологических исследований с оборудования – вероятного источника сапронозов (ингаляторы, душевые, кондиционеры и т.д.) на выявление легионелл;
изоляция выявленных источников инфекции;
санация выявленных источников инфекции.
Мероприятия, направленные на прерывание механизма передачи инфекции.
рациональная планировка ЛПУ и размещение отделений, исключающая пересечение потоков поступающих больных и выписываемых после прохождения лечения, пациентов с контагиозной и не контагиозной патологией;
дезинфекция и стерилизация (мероприятия направленные на декантоминирование факторов передачи).
Мероприятия, направленные на восприимчивый организм:
иммунизация персонала больницы и населения (специфическая профилактика ВГС, ВГВ, гриппа и т.д.);
общеукрепляющая терапия, направленная на повышение естественной резистентности пациентов ЛПУ.
Система профилактики внутрибольничных инфекций включает следующие мероприятия:
Определение. Классификация
Внутрибольничные инфекции, или нозокомиальные инфекции – это инфекционные заболевания, возникшие у больных, находящихся на лечении в стационаре или в поликлинике, или у персонала, работающего в лечебно-профилактическом учреждении.
Госпитализм – длительное присутствие штаммов патогенных микроорганизмов в стационарах, часто приводящих к вспышкам внутрибольничных инфекций.
Внутрибольничные инфекции удлиняют сроки лечения основного заболевания, утяжеляют общее состояние больных, увеличивают смертность и требуют дополнительных экономических затрат.
К внутрибольничным инфекциям относятся:
- образовавшиеся после инъекций абсцессы;
- инфекционный гепатит;
- циститы и уретриты после цистоскопий и катетеризаций;
- кератиты и конъюктивиты;
- гнойничковые заболевания;
- грибковые заболевания;
- трахома;
- трихомонадный кольпит;
- инфекционные заболевания детей, возникшие после посещения поликлиники.
Собственно внутрибольничные инфекции:
- суперинфекции (у заболевшего одним инфекционным заболеванием проявляется еще одно, например, больной гепатитом заболевает дизентерией, больной скарлатиной – сальмонеллезом и т.д.);
- сопутствующие инфекции (сепсис у новорожденных, мастит у родильниц, пневмония при коревой инфекции);
- перекрестные инфекции, при которых больные заражают друг друга.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В зависимости от путей передачи различают следующие внутрибольничные инфекции:
- аэрозольные, или воздушно-капельные;
- водно-алиментарные;
- контактно-инструментальные;
- контактно-бытовые;
- постинъекционные;
- послеродовые;
- постоперационные;
- посттрансфузионные;
- посттравматические и др.
Микроорганизмы, вызывающие внутрибольничные инфекции
Существует более 200 микроорганизмов, вызывающих возникновение внутрибольничных инфекций. Самыми распространенными являются:
- грамположительные кокки (стафилококки, стрептококки, энтерококки, негемолитические стрептококки);
- грамотрицательные аэробные бактерии (кишечные палочки, синегнойная палочка, псевдомонады);
- анаэробные бактерии (столбнячные и гистологические клостридии, неспорообразующие грамотрицательные бактерии);
- вирусы (цитомегаловирусы, аденовирусы, возбудители герпеса);
- грибы (актиномицеты, кандида).
Источники, пути и факторы передачи внутрибольничных инфекций
Источники внутрибольничных инфекций: бактерионосители и больные из числа персонала лечебных учреждений. Наибольшую опасность представляют лица, относящиеся к группе длительных носителей и больных стертыми формами.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Пути и факторы передачи инфекций различны:
- контаминированный инструментарий;
- белье и постельные принадлежности;
- медицинская аппаратура;
- загрязненные предметы ухода за больными;
- дренажи;
- недостаточно обеззараженный перевязочный и шовный материал;
- растворы для переливания (кровозамещающие и др. жидкости, кровь);
- трансплантаты;
- обувь и спецодежда;
- дезинфицирующие средства с малой концентрацией активного агента и др.
Профилактика внутрибольничных инфекций
Профилактика внутрибольничных инфекций осуществляется с использованием следующих принципов:
- Функциональное зонирование планировочными средствами стационара и его подразделений, с созданием зон различной чистоты, изолированных друг от друга.
- Необходимо содержать в чистоте все помещения, медицинский и иной инвентарь. Для этого предусмотрена влажная уборка помещений, которая должна осуществляться с применением дезинфицирующих средств и мыльно-содовых растворов 2 раза в сутки. 1 раз в месяц производится протирка оконных стекол (по мере загрязнения, изнутри), 1 раз в 4-6 месяцев – снаружи. Еженедельно в зоне стерильного режима проводится генеральная уборка.
- Плановое закрытие не менее 1 раза в году акушерских, хирургических и реанимационных отделений для осуществления тщательной санитарной обработки.
- Полная комплектация медицинского персонала комплектами сменной санитарной одежды.
- Обязательная санитарная работа перед началом рабочего дня персонала операционного и родильного блока.
- Выявление носителей возбудителей внутрибольничной инфекции, заболевших среди медицинского персонала при плановом бактериологическом обследовании.
- Для профилактики гнойно-септических инфекций необходимо строгое выполнение стерилизационно-дезинфекционного режима, правил асептики, выполнение требований по использованию защитной одежды, по обработке рук, осуществлению ухода за пациентами.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
Методические рекомендации преподавателю
Профессиональный модуль 04
Выполнение работ по профессии
Квалификация: медицинская сестра /медицинский брат
Форма обучения: очная; очно-заочная
Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный
Составитель: Баннова О В
_______________ Баннова О.В
Применение комплекса методов обучения:
воспроизводящие, тренировочные упражнения;
проблемно-поисковые методы (решение задач);
частично-поисковые методы - самостоятельная работа;
метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;
индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).
Дальнейшее формирование знаний о профилактике ВБИ.
Работа с алгоритмами (обработка рук социальным и гигиеническим способами).
Раскрытие роли обработки рук в практике медицинской сестры
Работа с универсальными и стандартными мерами безопасности медицинского персонала.
Формирование умений при обработке рук.
Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.
Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
умение анализировать свое поведение;
воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
Формирование у студентов:
навыка анализа и синтеза изучаемого материала;
способности осуществлять внутрипредметные связи;
способности применять межпредметные связи.
Умение решать проблемные и ситуационные задачи.
Развитие умений анализировать ошибки.
Место занятия: Медицинский техникум № 2
Продолжительность занятия: 120 минут
Студент должен знать:
1. Определения терминов, употребляемых при проведении процедур; ( ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения; ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода )
2. Области тела, разрешаемые для выполнения процедур; ( ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения ; ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода )
3. Осложнения, возникающие при не соблюдении правил гигиены; ( ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения ; ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода )
Студент должен уметь:
1. Обрабатывать руки до и после манипуляции ( ПК 4,7 Обеспечивать инфекционнцю безопасность)
Методические указания для преподавателя по этапам занятия
отметка отсутствующих студентов, выяснение причины;
проверка внешнего вида студентов (соблюдение формы одежды);
проверка готовности студентов к занятию (наличие дневников и тетрадей манипуляций).
организует и дисциплинирует студентов;
воспитывает актуальность, ответственность;
воспитывает требовательность к себе;
ознакомление с темой, планом, целью занятия;
обоснование значения данной темы занятия в будущей практической деятельности
создает рабочую обстановку;
активизирует внимание студентов;
формирует познавательный интерес к занятию.
Актуализация опорных знаний .
Контроль исходного уровня знаний :
воспроизведение ранее изученного материала;
выявление уровня самостоятельного мышления.
Формирование новых знаний и умений :
Поэтапное изложение нового материла
1. Гигиена труда и правила личной гигиены персонала (Приложение №2 )
2. Уровни мытья рук. (Приложение №3).
3. Техника мытья рук на социальном и гигиеническом уровне. (Приложение №4, 4а, 4б).
Студентам предлагается поэтапная запись плана в дневники.
Преподаватель, используя таблицы, схемы
поэтапно излагает новый материал
информирует студентов о новых элементах знаний, умений
объясняет наиболее важные моменты
организует текущий контроль знаний для усвоения материала.
2) Демонстрация преподавателем манипуляции "социальная обработка рук", "гигиеническая обработка рук"
3) Самостоятельная работа студентов:
Отработка манипуляций (согласно алгоритмам)
социальная обработка рук
гигиеническая обработка рук
4) Закрепление темы:
Ответить на вопросы (Приложение 5, 5а )
5) Работа с методическими указаниями:
составление словаря терминов (Приложение № 6)
позволяет излагать новый материал в логической последовательности с разъяснением понятий и сути;
позволяет устанавливать связь нового материала с ранее изученным;
закрепляет знания по теме;
развивает зрительную память;
развивает познавательный интерес у студентов;
подводит обучаемых к пониманию проблемы;
углубляет знания по теме;
формирует умения работать по набору правил;
воспитывает чувства ответственности и собственной ориентации по вопросу приоритета своего здоровья;
закрепляет использование здоровье сберегающих технологий в рабочем процессе.
Работа студентов малыми группами (по 2-3 человека):
- закрепляет навыки самостоятельной работы с алгорипмами;
- активизирует интерес к занятию;
- побуждает к активной учебно-познавательной деятельности;
- совершенствует умение работать в коллективе.
Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала :
(Приложение № 7, 7а)
выявляет умение применять полученные знания на практике;
определяет уровень профессионального мышления.
Подведение итогов занятия:
определяется достижение целей занятия;
комментируются ошибки, положительные и отрицательные моменты в работе;
разрешаются возникшие вопросы;
выставляется поурочный балл. (Пример таблицы в приложение №8, таблицы прилагаются отдельно).
Нацеливает студентов на использование знаний, умений и опыта, приобретенных на занятии в дальнейшей работе.
Задание к следующему занятию :
Основы сестринского дела: практикум. /Т.П Обуховец, О.В. Чернова - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 766 с. - стр 140-142
Закрепление пройденного материала
Принести на занятие перчатки и маску
для расширения самообразования;
формирует принцип сознательности и активности.
1. Гигиена труда и правила личной гигиены персонала
2. Понятие о ВБИ.
3. Заболевания, относящиеся к ВБИ.
4. Группы риска ВБИ.
5. Инфекционный контроль в ЛПУ.
6. Роль медицинской сестры в профилактике и контроле распространения ВБИ.
Гигиена труда и правила личной гигиены персонала
Медицинский персонал должен строго соблюдать правила личной гигиены. Это необходимо как для самого работника, так и для всех обслуживаемых им больных. Медицинский персонал должен являться образцом для больных в деле соблюдения правил личной гигиены, что имеет большое значение для профилактики внутрибольничных инфекций как среди персонала, так и среди больных.
Все сотрудники, поступающие на работу в больницу, подлежат обязательному медицинскому осмотру. Младший персонал должен быть грамотным в области санитарных знаний. Одежда должна быть белоснежно чистой, выглаженной, соответствующего размера.
Персонал, занятый уборкой помещений, не допускается к раздаче пищи. Персонал, обслуживающий секцию с одной инфекцией, не должен во время работы иметь контакта с персоналом и больными другой секции инфекционного отделения. Для персонала инфекционного и дезинфекционного отделений устраиваются душевые пропускного типа.
Надобность ношения медицинской одежды (халата, мед шапочки и др.)
Правило соблюдения принципа изоляции и его значение
Правило ношения медицинской шапочки, халата, обуви
К важным принципам личной гигиены относятся правила ношения медицинской одежды – халата и колпака – с ее ежедневной сменой. В отделениях оборудованы для каждого работника по два индивидуальных шкафчика: в одном медицинский персонал приходя на работу должен оставить свою одежду и вещи, в другом – хранить специальную одежду, рабочее платье и обувь, которые одевает перед работой. По окончании работы обязательно должна быть проведена личная санитарная обработка.
Халат и шапочка должны стираться не реже одного раза в неделю. Халат должен быть настолько длинным, чтобы прикрывать полы юбки у женщин, а у мужчин доходить до колен. Обычно халат на глухо застегивают. Желательно что бы его рукава были длинными (допускается длина 2/3). Манжеты на рукавах должны застегиваться. Шапочка должна закрывать волосяной покров головы полностью, так как в волосах оседает пыль (возможно распространение микроорганизмов).
Тапочки рекомендуются кожаные на прорезиненной подошве, их удобно мыть и дезинфицировать. Не в коем случае не допускается ношение войлочных или меховых тапочек, так как они быстро впитывают в себя пыль и влагу и могут служить источником внутрибольничных инфекций.
Требования к личному белью, одежде, обуви. Правила их ношения
Личная одежда должна быть из хлопчатобумажной ткани. В хирургическом отделении не допускается ношение одежды из шерсти и синтетической ткани, так как они благоприятной средой для распространения инфекций. Одежда всегда должна быть чистой. Бельё стирается не реже одного раза в неделю. Одежда медицинского персонала не может быть слишком вызывающей, ярких цветов. Макияж должен быть минимален. В помещении отделения уличная обувь переодевается на чистые, рабочие тапочки.
Правила ношения часов, браслетов, колец и т.д.
Если медицинский персонал носит часы, кольца, браслеты, перед началом работы они должны сниматься. Кольца могут порвать перчатки, а это может привести к заражению различными инфекциями. Ногти на руках должны быть коротко подстрижены (два миллиметра от края ногтевой пластинки) так как под ногтями может скапливаться грязь. Руки следует мыть теплой проточной водой с мылом до и после каждой процедур
Гигиенические принципы поведения медперсонала вне стен больницы
Медицинский персонал не должен покидать больницу в спец одежде и сменной обуви. Уходя, врачи и мед сестры переодеваются в личную одежду.
Гигиена выделений медперсонала
Медицинский персонал должен пользоваться своими туалетами и раковинами, не в коем случае не посещать туалеты больных. Перед посещением туалета надо снять халат, после помыть руки теплой проточной водой с мылом. Если у медперсонала насморк, необходимо использовать бумажные носовые платки и носить марлевую повязку. У медицинского персонала не должно быть кровоточащих ран, порезов, язв, так как это может привести к заражению больного от врача и наоборот.
Гигиена помещения для медперсонала
Уборка помещений должна проводится не реже одного раза в день с применением дезинфицирующих средств (раствора хлорной извести, хлорамина и т.д.).
Уборку производят, начиная с горизонтальных поверхностей, вытирая с них пыль, затем вытирают пыль с подоконников, плафонов, мебели. В хирургическом отделении нельзя иметь ковров, половиков, мягкой мебели, так в них накапливается пыль. Подметать начинают от окон и стен по направлению к двери. Во время уборки необходимо проветривать помещение.
Влажное протирание мебели проводится ежедневно. Панели моют, протирают влажной тряпкой один раз в три дня. Верхняя часть стен, потолки очищаются от пыли два раза в месяц, так же протираются оконные рамы, двери. Очень важно протирать радиаторы, трубы центрального отопления, так как имеющаяся там пыль может пригореть и при этом образуется оксид углерода.
Уровни мытья рук
Деконтаминация - процесс удаления или уничтожения микроорганизмов с целью обезвреживания и защиты.
Цель деконтаминации рук :
Удалить продукты распада и микроорганизмы;
Обеспечить инфекционную безопасность пациента;
Обеспечить высокий уровень частоты и личной гигиены;
Ненадолго задержать развитие микроорганизмов.
Деконтаминация включает в себя :
А - чистку: процесс удаления с поверхности объекта инородных тел;
Б - дезинфекцию;
В - стерилизацию.
Выделяют три уровня деконтаминации рук:
1 - социальный уровень
2 - гигиенический уровень
3 - хирургический уровень
Техника мытья рук на социальном и гигиеническом уровне.
I . Социальный уровень - способ, используемый в быту и медработниками при слабом загрязнении рук.
Цель : обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала. Соблюдение чистоты и гигиены.
перед осмотром и после осмотра пациента
перед и после выполнения различный процедур
перед приготовлением и раздачей пищи
после посещения туалета
после надевания и после снятия перчаток
мыльница с решетками
индивидуальное сухое полотенце или разовая салфетка или сушилка.
кран с теплой водой
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. проверьте целостность кожи рук
2. снимите часы и украшения
3. откройте кран
4. намыльте руки и обмойте барашки крана с мылом
5. вычистите приспособлением для чистки ногтей область под ногтями под проточной водой.
6. увлажните руки и предплечья
7. намыльте дважды руки мылом
8. трите их друг о друга, начиная от кончиков пальцев, затем межпальцевые пространства, тыл и ладони кисти и вращательными движениями основания больших пальцев
9. держите руки так, что бы кисти находились выше локтей и не касались раковины
10. смойте с мыла пену и положите мыло в мыльницу с решетками.
11. промойте руки теплой проточной водой до полного удаления мыла
12. закройте кран
13. просушите руки сухим чистым полотенцем, разовыми салфетками или сушилкой
14. сбросьте разовые салфетки в специальную емкость с последующим уничтожением
15. помните, что индивидуальное полотенце необходимо менять через 6 часов
См. приложение 4а
II . Гигиенический уровень - мытьё рук с использованием антисептических средств:
Цель : обеспечение инфекционной безопасности пациента
Показания: инвазивные процедуры ( медицинская процедура, связанная с проникновением через естественные внешние барьеры организма (кожа, слизистые оболочки).Примером простейшей инвазивной процедуры является любая инъекция , а самой сложной — хирургическая операция )
мыло брусковое или жидкое с дозатором
70% спирт или спиртосодержащие кожные антисептики (АХД-2000)
разовые стерильные салфетки, тампоны
емкость с накопителем
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. проверьте целостность кожи рук
2. снимите часы и украшения
3. откройте локтевой кран
4. вычистите приспособлением для чистки ногтей область под ногтями под проточной водой.
5. трите тщательно руки не менее 15 секунд
6. избегайте соприкосновения рук с раковиной, халатом и другими предметами
7. просушите руки стерильной разовой салфеткой или тампоном
8. сбросьте использованую салфетку или тампон в емкость для сброса
9. обработайте кожу рук в течение 2-3 минут шариком со спиртом или спиртосодержащим кожным антисептиком
10. сбросьте использованый шарик в емкость с накопителем
11. наденьте стерильные перчатки
12. сбросьте их в емкость с накопителем
13. вымойте руки
См. приложение 4б
III . Хирургический уровень - способ обработки рук, при котором руки медработников обрабатываются при помощи препаратов, уничтожающих микроорганизмы, независимо от их патогенности.
1. Какие цели деконтаминации рук вы знаете
2. Что включает в себя деконтаминация
3. Сколько уровней деконтаминации рук вы знаете, перечислите их.
Деконтаминация - процесс удаления или уничтожения микроорганизмов с целью обезвреживания и защиты.
Дератизация - комплексные меры по уничтожению грызунов ( крыс , мышей , полёвок и др.).
Дезинсекция - комплекс мер, направленных на борьбу с насекомыми.
Дезинфекция - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение во внешней среде патогенных микроорганизмов.
Стерилизация - полное уничтожение микроорганизмов и их вегетативных форм
Антисептика - это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, снижение их проникновения в рану и развития в ней.
1. Полное уничтожение микроорганизмов, спор и вирусов называется:
2. Продолжительность мытья рук до и после любой манипуляции (в сек)
3. Уничтожение в окружающей среде патогенных микроорганизмов называется
4. Обработка рук медсестры, согласно Европейскому стандарту Е № 1500, не включает в себя
а. гигиеническое мытье
б. гигиеническую антисептику
в. хирургическую антисептику
г. биологическую антисептику
5. Продолжительность обработки рук антисептиком (в мин)
1. - Удалить продукты распада и микроорганизмы;
- Обеспечить инфекционную безопасность пациента.
- Обеспечить высокий уровень частоты и личной гигиены;
- Ненадолго задержать развитие микроорганизмов.
2. - чистку: процесс удаления с поверхности объекта инородных тел;
- дезинфекцию;
- стерилизацию.
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ', MOUSEOFF, FGCOLOR, '#FFFFCC',BGCOLOR, '#393939');" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Усманова, Гульнора Мукимовна. Эпидемиологические особенности внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях различного профиля и система их профилактики в Республике Таджикистан : диссертация . доктора медицинских наук : 14.02.02 / Усманова Гульнора Мукимовна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский университет дружбы народов"].- Москва, 2012.- 245 с.: ил.
Введение к работе
Актуальность проблемы. Проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) в последние годы приобрела исключительно большое значение для всех стран мира: не только промышленно развитых, но и развивающихся. В этом отношении Республика Таджикистан не является исключением [Рафиев Х.К., 1999; Дабуров К.Н., 2000; Усманова Г.М., 2008]. Актуальность этой группы инфекций обуславливают, с одной стороны, высокий уровень заболеваемости, летальности, социально-экономического и морального ущерба, наносимого здоровью пациентов, а с другой стороны ВБИ наносят существенный вред здоровью медицинского персонала [Сёмина Н.А., 1999; Акимкин В.Г., 2000; Wenzel M.D., 1999].
Исследования, проведённые по специальным программам ВОЗ, позволили установить, что ВБИ в среднем поражали 8,4% пациентов. В странах Европы этот показатель составил 7,7%, в США около 5%, в России уровень заболеваемости составил 6,7% от числа госпитализированных пациентов. По отчётным данным лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) г. Душанбе, частота ВБИ в стационарах составляет - 4,4%, однако в действительности она намного выше.
В Республике Таджикистан ВБИ становятся одной из основных причин, приводящих прямо или косвенно к резкому удорожанию стоимости стационарного лечения, что особенно нетерпимо в условиях скудного бюджетного финансирования (Х.К. Рафиев, К.Н. Дабуров - 2001 г., У.У. Ахмедов - 2000 г., Г.М. Усманова - 2003).
ВБИ, и в первую очередь хирургические раневые инфекции (ХРИ) и гнойно-воспалительные заболевания (ГВЗ), развивающиеся, как правило, у пациентов хирургического профиля, в акушерских и в стоматологических учреждениях, могут быть отнесены к стационарам повышенного эпидемиологического риска [Владимиров Н.И., 2004].
Для успешной борьбы и профилактики ВБИ в стационарах различного профиля необходимо создание региональных программ профилактики ВБИ и разработка системы адаптированного эпидемиологического надзора (ЭН) для конкретного лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ).
В условиях ограниченного финансирования современной медицины и с учётом особенностей региона (эпидемиологических, климатогеографических, медико-социальных, экономических и др.) следует уделять особое внимание наиболее важным направлениям профилактики ВБИ в указанных стационарах. К ним можно отнести улучшение материально-технического и санитарно-гигиенического состояния больниц, улучшение лабораторной диагностики, стерилизации, дезинфекции и разработки общих принципов ЭН по единой системе учёта и регистрации ВБИ в стационарах различного профиля в целях профилактики и снижения уровня заболеваемости [Владимиров Н.И., 2004; Акимкин В.Г., 2000].
Многие вопросы остаются всё ещё не изученными, в частности, не проведён анализ частоты указанных заболеваний в динамике, очень невелики сведения о структуре, факторах, способствующих росту и распространению хирургических раневых инфекций и гнойно-воспалительных заболеваний среди оперированных, рожениц, новорождённых и стоматологических больных.
Практически весьма несовершенны меры борьбы с гнойными инфекциями в хирургических, акушерских и стоматологических учреждениях, не прослежена эпидемиологическая эффективность тех или иных мероприятий [Вартанян Э.С., 2001].
Существующий уровень заболеваемости ВБИ в лечебно- профилактических учреждениях республики требует выявления причин, условий и факторов, способствующих их возникновению и распространению. В связи, с чем представляет интерес изучение этиологической структуры, эпидемиологических особенностей, механизмов инфицирования, уровня, структуры хирургических раневых инфекций (ХРИ) и гнойно- воспалительных заболеваний (ГВЗ) рожениц, новорождённых и стоматологических больных.
Важное значение приобретает экономический анализ - оценка ущерба от ВБИ и эффективности реализуемых профилактических мероприятий.
Вышеперечисленное определило выбор цели настоящего исследования: изучить факторы и условия, способствующие распространению внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях различного профиля. Совершенствование системы эпидемиологического надзора и мер борьбы и профилактики внутрибольничных инфекций.
Для выполнения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Определить уровень и структуру ВБИ в родовспомогательных учреждениях.
Изучить эпидемиологические особенности ВБИ в стационарах хирургического профиля.
Особенности эпидемиологии ВБИ в стоматологических стационарах.
Оценить эффективность применения в ЛПУ антисептиков и дезинфектантов, как традиционных, так и нового поколения.
Определить финансовый ущерб от ВБИ в ЛПУ различного профиля.
Оптимизировать систему эпидемиологического надзора за ВБИ в стационарах различного профиля.
Научная новизна. Впервые в Республике Таджикистан определены уровень и структура ВБИ в стационарах различного профиля, рационализирована система мер борьбы и профилактики в родовспомогательных, хирургических и стоматологических учреждениях. Установлено, что на возникновение тяжёлых внутрибольничных инфекций новорождённых (сепсис, менингит, остеомиелит) гинекологический и акушерский анамнезы матери, дородовые инфекции влияют больше, чем возраст и число предыдущих родов. Доказано, что система совместного пребывания матери и ребёнка в родильных домах обеспечивает снижение заболеваемости новорождённых в сравнении с раздельным пребыванием матери и ребёнка. Оптимизирована система эпидемиологического надзора в ЛПУ. Впервые дана оценка эффективности применения новых дезинфектантов и антисептиков в стационарах ЛПУ. Впервые определён экономический ущерб, наносимый ВБИ в ЛПУ, и показана экономическая эффективность проводимых профилактических мероприятий.
Практическая значимость. В результате проведённого эпидемиологического исследования установлено, что:
Контингентом риска развития внутрибольничных инфекций являются новорождённые от матерей с акушерской патологией.
Акушерский обсервационный стационар, ориентированный на женщин с экстрагенитальной и акушерской патологией, инфекционными заболеваниями, является учреждением повышенного риска развития внутрибольничной инфекции новорождённых.
Впервые установлены уровни заболеваемости внутрибольничными инфекциями в стоматологических учреждениях и разработаны меры профилактики ВБИ у пациентов.
Выявлены факторы риска возникновения ВБИ при плановых и экстренных хирургических вмешательствах, преобладание экзогенного возникновения инфекции во втором случае, эндогенного - в первом.
Внедрение в практику. Результаты исследований внедрены в практическую работу лечебно-профилактических, санитарно- эпидемиологических учреждений республики, а также используются в учебно-методическом процессе кафедрами эпидемиологии, гигиены, клиническими кафедрами (хирургии, детских болезней, стоматологии, акушерства и гинекологии) Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино.
Выпущено 4 монографии по результатам исследования:
гигиенистов, магистров и студентов медицинского факультета и факультета общественного здравоохранения.
Основные положения, выносимые на защиту сводятся к следующему:
Циркуляция условно-патогенных микроорганизмов в родовспомогательных учреждениях обеспечивается роженицами, имеющих дородовую инфицированность, в хирургических отделениях больными с открытыми раневыми инфекциями, в стоматологических отделениях пациентами с гнойно-воспалительными заболеваниями в челюстно-лицевой области.
Этиологическая структура внутрибольничных инфекций определяется циркулирующими в стационарах различного профиля микроорганизмами, обсеменяющими окружающую среду стационара, что свидетельствует о нарушениях санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима и недостатках по организации и проведению дезинфекционных и стерилизационных мероприятий.
Дезинфектанты и антисептики нового поколения инкрасепт-10В, инкрасепт-Т, бриллиант, анасепт, каплин, аквин обладают более выраженным антимикробным действием в сравнении с традиционными дезинфекционными средствами, используемыми в стационарах.
Оптимизированная система эпидемиологического надзора направлена на выявление источников инфекции, путей и факторов их передачи, а также проведение экономического анализа оценки значимости ущерба от ВБИ и эффективности реализуемых профилактических мероприятий, способствующих оптимизации работы лечебно-профилактических учреждений, резкому снижению заболеваемости ВБИ и достижению максимального лечебно-оздоровительного эффекта при строго очерченных материальных затратах.
Апробация работы. Материалы диссертации доложены и обсуждены на: 50-ой научно-практической конференции ТГМУ «Актуальные проблемы клинической онкологии (2002);
IY съезде акушеров-гинекологов (2003);
53-й годичной научно-практ. конф. ТГМУ с межд. участ., посвящ. 1025-летию со дня рождения Абуали ибни Сино (2005);
58-ой годичной научно-практич. конф. ТГМУ, посв. 100-летию со дня рождения академика К.Т. Таджиева (2010);
II Международном Конгрессе по внутрибольничным инфекциям (Москва, 2011)
Диссертационная работа апробирована на заседании межкафедральной проблемной комиссии по эпидемиологии, гигиене и инфекционным болезням при ТГМУ им. Абуали ибни Сино 01 июля 2011 года.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, обзора литературы и 5 глав собственных исследований, заключения, выводов, списка литературы. Работа изложена на 249 страницах машинописного текста, иллюстрирована 20 рисунками, 52 таблицами. Список литературы включает 359 источников, в том числе 240 отечественных и стран СНГ и 119 зарубежных авторов.
Читайте также: