Профилактика внутрибольничных инфекций методичка

Что такое внутрибольничные инфекции (ВБИ)? Причины возникновения ВБИ.

Характеристика возбудителей ВБИ.

Характеристика путей и факторов передачи ВБИ.

Актуальность проблемы ВБИ

Актуальность проблемы внутрибольничных инфекций определяется ши­роким распространением их в медицинских учреждениях различного профиля и значительным ущербом, наносимым этими заболеваниями здоровью населения. ВБИ не просто определяют дополнительную забо­леваемость - они увеличивают продолжительность лечения и приводят к возрастанию расходов на госпитализацию, вызывают долговременные физические и неврологические осложнения, нарушение развития, неред­ко приводят к гибели пациентов.

Внутрибольничная (нозокомиальная) инфекция (ВБИ) - это любое ин­фекционное заболевание (состояние), возникшее в лечебно-профилактиче­ском учреждении (ЛПУ), если оно отсутствовало у пациента до поступления в ЛПУ (даже в инкубационном периоде) и проявилось в условиях ЛПУ или в течение периода инкубации после выписки пациента. Случаи инфекцион­ных заболеваний, возникшие до поступления в ЛПУ и проявившиеся или вы­явленные при поступлении (после поступления), называются заносами ин­фекции.

Госпитальные инфекции - любые инфекционные заболевания, приобре­тенные или проявившиеся в условиях стационара (сумма заносов и внутрибольничных инфекций).

Этиологическая структура ВБИ и особенности этиологии зависят от:

Профиля и специализации лечебно-профилактического учреждения;

Возрастных особенностей обслуживаемых контингентов;

Специфики методов, средств лечения и обследования больных.

Причинами возникновения внутрибольничных инфекций являются:

Особенности санитарно-противоэпидемических мероприятий в лечебных учреждениях;

Развитие устойчивости микробов к дезинфицирующим средствам;

Устойчивость к химиотерапевтическим средствам.

Изменение нормальной микрофлоры человека, снижение резистентности.

Повышение возможностей контакта больных и передачи инфекции.

Особенности эпидемиологического процесса вби

Возбудители. Примерно 90% всех ВБИ имеют бактериальное происхождение. Вирусы, грибы и простейшие, а также эктопаразиты встречаются значительно реже.

Циркулирующие в стационарах возбудители ВБИ постепенно форми­руют так называемые госпитальные штаммы, т. е. штаммы, наиболее эф­фективно адаптированные к местным особенностям того или иного отде­ления.

В процессе селекции во внутрибольничной среде госпитальные штаммы приобрели некоторые особенности (рис. 1).


Рис. 1 Особенности госпитальных штаммов микроорганизмов.

Основные источники инфекции при ВБИ приведены на рисунке 2.


Рис. 2. Категории источников ВБИ.

Пути и факторы передачи ВБИ

Естественные – связанные с реализацией эволюционно сложившегося механизма передачи инфекции (воздушно-капельного, воздушно-пылевого, фекально-орального, контактно-бытового и др.):

пищевой (через молоко, растворы для питья, пищевые продукты)

контактный (через предметы ухода за больными, белье)

Искусственные – связаны с лечебно-диагностическим процессом в ЛПУ и специфичен для госпитальных условий:

контактный (через руки медицинского персонала)

трансфузионный и др.

Ведущими формами ВБИ являются четыре основные группы инфек­ций:

• инфекции мочевыводящих путей,

• инфекции в области хирургического вмешательства,

• инфекции нижних дыхательных путей,

Возникновению и развитию ВБИ в лечебно-профилактических учреждениях способствуют:

— недооценка эпидемиологической опасности внутрибольничных источников инфекции и риска заражения при контакте с больными гнойно-септическими инфекциями, и своевременной их изоляции.

— наличие невыявленных больных и внутрибольничных источников среди медицинского персонала и пациентов.

— нарушение персоналом санитарно-противоэпидемического режима, правил асептики и антисептики, личной гигиены, текущей и заключительной дезинфекции, режима уборки.

— нарушение режима стерилизации и дезинфекции медицинских инструментов, аппаратов, приборов и т.п.

Общие подходы к профилактике ВБИ.

Мероприятия по профилактике ВБИ должны быть направлены на разрыв каждого из трех звеньев эпидемического процесса.

Мероприятия, направленные на источник инфекции:

активное выявление источников инфекций среди госпитализируемых больных (входной фильтр в приемном покое) и среди персонала (проведение плановых и экстренных бактериологических исследований);

введение карантинных мероприятий в отделениях больницы при неблагоприятной эпидемиологической обстановке в населенном пункте;

плановое и экстренное взятие проб для проведения бактериологических исследований с оборудования – вероятного источника сапронозов (ингаляторы, душевые, кондиционеры и т.д.) на выявление легионелл;

изоляция выявленных источников инфекции;

санация выявленных источников инфекции.

Мероприятия, направленные на прерывание механизма передачи инфекции.

рациональная планировка ЛПУ и размещение отделений, исключающая пересечение потоков поступающих больных и выписываемых после прохождения лечения, пациентов с контагиозной и не контагиозной патологией;

дезинфекция и стерилизация (мероприятия направленные на декантоминирование факторов передачи).

Мероприятия, направленные на восприимчивый организм:

иммунизация персонала больницы и населения (специфическая профилактика ВГС, ВГВ, гриппа и т.д.);

общеукрепляющая терапия, направленная на повышение естественной резистентности пациентов ЛПУ.

Система профилактики внутрибольничных инфекций включает следующие мероприятия:

Определение. Классификация

Внутрибольничные инфекции, или нозокомиальные инфекции – это инфекционные заболевания, возникшие у больных, находящихся на лечении в стационаре или в поликлинике, или у персонала, работающего в лечебно-профилактическом учреждении.

Госпитализм – длительное присутствие штаммов патогенных микроорганизмов в стационарах, часто приводящих к вспышкам внутрибольничных инфекций.

Внутрибольничные инфекции удлиняют сроки лечения основного заболевания, утяжеляют общее состояние больных, увеличивают смертность и требуют дополнительных экономических затрат.

К внутрибольничным инфекциям относятся:

  • образовавшиеся после инъекций абсцессы;
  • инфекционный гепатит;
  • циститы и уретриты после цистоскопий и катетеризаций;
  • кератиты и конъюктивиты;
  • гнойничковые заболевания;
  • грибковые заболевания;
  • трахома;
  • трихомонадный кольпит;
  • инфекционные заболевания детей, возникшие после посещения поликлиники.

Собственно внутрибольничные инфекции:

  • суперинфекции (у заболевшего одним инфекционным заболеванием проявляется еще одно, например, больной гепатитом заболевает дизентерией, больной скарлатиной – сальмонеллезом и т.д.);
  • сопутствующие инфекции (сепсис у новорожденных, мастит у родильниц, пневмония при коревой инфекции);
  • перекрестные инфекции, при которых больные заражают друг друга.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В зависимости от путей передачи различают следующие внутрибольничные инфекции:

  • аэрозольные, или воздушно-капельные;
  • водно-алиментарные;
  • контактно-инструментальные;
  • контактно-бытовые;
  • постинъекционные;
  • послеродовые;
  • постоперационные;
  • посттрансфузионные;
  • посттравматические и др.

Микроорганизмы, вызывающие внутрибольничные инфекции

Существует более 200 микроорганизмов, вызывающих возникновение внутрибольничных инфекций. Самыми распространенными являются:

  • грамположительные кокки (стафилококки, стрептококки, энтерококки, негемолитические стрептококки);
  • грамотрицательные аэробные бактерии (кишечные палочки, синегнойная палочка, псевдомонады);
  • анаэробные бактерии (столбнячные и гистологические клостридии, неспорообразующие грамотрицательные бактерии);
  • вирусы (цитомегаловирусы, аденовирусы, возбудители герпеса);
  • грибы (актиномицеты, кандида).

Источники, пути и факторы передачи внутрибольничных инфекций

Источники внутрибольничных инфекций: бактерионосители и больные из числа персонала лечебных учреждений. Наибольшую опасность представляют лица, относящиеся к группе длительных носителей и больных стертыми формами.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Пути и факторы передачи инфекций различны:

  • контаминированный инструментарий;
  • белье и постельные принадлежности;
  • медицинская аппаратура;
  • загрязненные предметы ухода за больными;
  • дренажи;
  • недостаточно обеззараженный перевязочный и шовный материал;
  • растворы для переливания (кровозамещающие и др. жидкости, кровь);
  • трансплантаты;
  • обувь и спецодежда;
  • дезинфицирующие средства с малой концентрацией активного агента и др.

Профилактика внутрибольничных инфекций

Профилактика внутрибольничных инфекций осуществляется с использованием следующих принципов:

  1. Функциональное зонирование планировочными средствами стационара и его подразделений, с созданием зон различной чистоты, изолированных друг от друга.
  2. Необходимо содержать в чистоте все помещения, медицинский и иной инвентарь. Для этого предусмотрена влажная уборка помещений, которая должна осуществляться с применением дезинфицирующих средств и мыльно-содовых растворов 2 раза в сутки. 1 раз в месяц производится протирка оконных стекол (по мере загрязнения, изнутри), 1 раз в 4-6 месяцев – снаружи. Еженедельно в зоне стерильного режима проводится генеральная уборка.
  3. Плановое закрытие не менее 1 раза в году акушерских, хирургических и реанимационных отделений для осуществления тщательной санитарной обработки.
  4. Полная комплектация медицинского персонала комплектами сменной санитарной одежды.
  5. Обязательная санитарная работа перед началом рабочего дня персонала операционного и родильного блока.
  6. Выявление носителей возбудителей внутрибольничной инфекции, заболевших среди медицинского персонала при плановом бактериологическом обследовании.
  7. Для профилактики гнойно-септических инфекций необходимо строгое выполнение стерилизационно-дезинфекционного режима, правил асептики, выполнение требований по использованию защитной одежды, по обработке рук, осуществлению ухода за пациентами.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Методические рекомендации преподавателю

Профессиональный модуль 04

Выполнение работ по профессии

Квалификация: медицинская сестра /медицинский брат

Форма обучения: очная; очно-заочная

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Составитель: Баннова О В

_______________ Баннова О.В

Применение комплекса методов обучения:

воспроизводящие, тренировочные упражнения;

проблемно-поисковые методы (решение задач);

частично-поисковые методы - самостоятельная работа;

метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;

индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).

Дальнейшее формирование знаний о профилактике ВБИ.

Работа с алгоритмами (обработка рук социальным и гигиеническим способами).

Раскрытие роли обработки рук в практике медицинской сестры

Работа с универсальными и стандартными мерами безопасности медицинского персонала.

Формирование умений при обработке рук.

Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.

Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

умение анализировать свое поведение;

воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

Формирование у студентов:

навыка анализа и синтеза изучаемого материала;

способности осуществлять внутрипредметные связи;

способности применять межпредметные связи.

Умение решать проблемные и ситуационные задачи.

Развитие умений анализировать ошибки.

Место занятия: Медицинский техникум № 2

Продолжительность занятия: 120 минут

Студент должен знать:

1. Определения терминов, употребляемых при проведении процедур; ( ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения; ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода )

2. Области тела, разрешаемые для выполнения процедур; ( ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения ; ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода )

3. Осложнения, возникающие при не соблюдении правил гигиены; ( ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения ; ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода )

Студент должен уметь:

1. Обрабатывать руки до и после манипуляции ( ПК 4,7 Обеспечивать инфекционнцю безопасность)

Методические указания для преподавателя по этапам занятия

отметка отсутствующих студентов, выяснение причины;

проверка внешнего вида студентов (соблюдение формы одежды);

проверка готовности студентов к занятию (наличие дневников и тетрадей манипуляций).

организует и дисциплинирует студентов;

воспитывает актуальность, ответственность;

воспитывает требовательность к себе;

ознакомление с темой, планом, целью занятия;

обоснование значения данной темы занятия в будущей практической деятельности

создает рабочую обстановку;

активизирует внимание студентов;

формирует познавательный интерес к занятию.

Актуализация опорных знаний .

Контроль исходного уровня знаний :

воспроизведение ранее изученного материала;

выявление уровня самостоятельного мышления.

Формирование новых знаний и умений :

Поэтапное изложение нового материла

1. Гигиена труда и правила личной гигиены персонала (Приложение №2 )

2. Уровни мытья рук. (Приложение №3).

3. Техника мытья рук на социальном и гигиеническом уровне. (Приложение №4, 4а, 4б).

Студентам предлагается поэтапная запись плана в дневники.

Преподаватель, используя таблицы, схемы

поэтапно излагает новый материал

информирует студентов о новых элементах знаний, умений

объясняет наиболее важные моменты

организует текущий контроль знаний для усвоения материала.

2) Демонстрация преподавателем манипуляции "социальная обработка рук", "гигиеническая обработка рук"

3) Самостоятельная работа студентов:

Отработка манипуляций (согласно алгоритмам)

социальная обработка рук

гигиеническая обработка рук

4) Закрепление темы:

Ответить на вопросы (Приложение 5, 5а )

5) Работа с методическими указаниями:

составление словаря терминов (Приложение № 6)

позволяет излагать новый материал в логической последовательности с разъяснением понятий и сути;

позволяет устанавливать связь нового материала с ранее изученным;

закрепляет знания по теме;

развивает зрительную память;

развивает познавательный интерес у студентов;

подводит обучаемых к пониманию проблемы;

углубляет знания по теме;

формирует умения работать по набору правил;

воспитывает чувства ответственности и собственной ориентации по вопросу приоритета своего здоровья;

закрепляет использование здоровье сберегающих технологий в рабочем процессе.

Работа студентов малыми группами (по 2-3 человека):

- закрепляет навыки самостоятельной работы с алгорипмами;

- активизирует интерес к занятию;

- побуждает к активной учебно-познавательной деятельности;

- совершенствует умение работать в коллективе.

Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала :

(Приложение № 7, 7а)

выявляет умение применять полученные знания на практике;

определяет уровень профессионального мышления.

Подведение итогов занятия:

определяется достижение целей занятия;

комментируются ошибки, положительные и отрицательные моменты в работе;

разрешаются возникшие вопросы;

выставляется поурочный балл. (Пример таблицы в приложение №8, таблицы прилагаются отдельно).

Нацеливает студентов на использование знаний, умений и опыта, приобретенных на занятии в дальнейшей работе.

Задание к следующему занятию :

Основы сестринского дела: практикум. /Т.П Обуховец, О.В. Чернова - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 766 с. - стр 140-142

Закрепление пройденного материала

Принести на занятие перчатки и маску

для расширения самообразования;

формирует принцип сознательности и активности.

1. Гигиена труда и правила личной гигиены персонала

2. Понятие о ВБИ.

3. Заболевания, относящиеся к ВБИ.

4. Группы риска ВБИ.

5. Инфекционный контроль в ЛПУ.

6. Роль медицинской сестры в профилактике и контроле распространения ВБИ.

Гигиена труда и правила личной гигиены персонала

Медицинский персонал должен строго соблюдать правила личной гигиены. Это необходимо как для самого работника, так и для всех обслуживаемых им больных. Медицинский персонал должен являться образцом для больных в деле соблюдения правил личной гигиены, что имеет большое значение для профилактики внутрибольничных инфекций как среди персонала, так и среди больных.

Все сотрудники, поступающие на работу в больницу, подлежат обязательному медицинскому осмотру. Младший персонал должен быть грамотным в области санитарных знаний. Одежда должна быть белоснежно чистой, выглаженной, соответствующего размера.

Персонал, занятый уборкой помещений, не допускается к раздаче пищи. Персонал, обслуживающий секцию с одной инфекцией, не должен во время работы иметь контакта с персоналом и больными другой секции инфекционного отделения. Для персонала инфекционного и дезинфекционного отделений устраиваются душевые пропускного типа.

Надобность ношения медицинской одежды (халата, мед шапочки и др.)

Правило соблюдения принципа изоляции и его значение

Правило ношения медицинской шапочки, халата, обуви

К важным принципам личной гигиены относятся правила ношения медицинской одежды – халата и колпака – с ее ежедневной сменой. В отделениях оборудованы для каждого работника по два индивидуальных шкафчика: в одном медицинский персонал приходя на работу должен оставить свою одежду и вещи, в другом – хранить специальную одежду, рабочее платье и обувь, которые одевает перед работой. По окончании работы обязательно должна быть проведена личная санитарная обработка.

Халат и шапочка должны стираться не реже одного раза в неделю. Халат должен быть настолько длинным, чтобы прикрывать полы юбки у женщин, а у мужчин доходить до колен. Обычно халат на глухо застегивают. Желательно что бы его рукава были длинными (допускается длина 2/3). Манжеты на рукавах должны застегиваться. Шапочка должна закрывать волосяной покров головы полностью, так как в волосах оседает пыль (возможно распространение микроорганизмов).

Тапочки рекомендуются кожаные на прорезиненной подошве, их удобно мыть и дезинфицировать. Не в коем случае не допускается ношение войлочных или меховых тапочек, так как они быстро впитывают в себя пыль и влагу и могут служить источником внутрибольничных инфекций.

Требования к личному белью, одежде, обуви. Правила их ношения

Личная одежда должна быть из хлопчатобумажной ткани. В хирургическом отделении не допускается ношение одежды из шерсти и синтетической ткани, так как они благоприятной средой для распространения инфекций. Одежда всегда должна быть чистой. Бельё стирается не реже одного раза в неделю. Одежда медицинского персонала не может быть слишком вызывающей, ярких цветов. Макияж должен быть минимален. В помещении отделения уличная обувь переодевается на чистые, рабочие тапочки.

Правила ношения часов, браслетов, колец и т.д.

Если медицинский персонал носит часы, кольца, браслеты, перед началом работы они должны сниматься. Кольца могут порвать перчатки, а это может привести к заражению различными инфекциями. Ногти на руках должны быть коротко подстрижены (два миллиметра от края ногтевой пластинки) так как под ногтями может скапливаться грязь. Руки следует мыть теплой проточной водой с мылом до и после каждой процедур

Гигиенические принципы поведения медперсонала вне стен больницы

Медицинский персонал не должен покидать больницу в спец одежде и сменной обуви. Уходя, врачи и мед сестры переодеваются в личную одежду.

Гигиена выделений медперсонала

Медицинский персонал должен пользоваться своими туалетами и раковинами, не в коем случае не посещать туалеты больных. Перед посещением туалета надо снять халат, после помыть руки теплой проточной водой с мылом. Если у медперсонала насморк, необходимо использовать бумажные носовые платки и носить марлевую повязку. У медицинского персонала не должно быть кровоточащих ран, порезов, язв, так как это может привести к заражению больного от врача и наоборот.

Гигиена помещения для медперсонала

Уборка помещений должна проводится не реже одного раза в день с применением дезинфицирующих средств (раствора хлорной извести, хлорамина и т.д.).

Уборку производят, начиная с горизонтальных поверхностей, вытирая с них пыль, затем вытирают пыль с подоконников, плафонов, мебели. В хирургическом отделении нельзя иметь ковров, половиков, мягкой мебели, так в них накапливается пыль. Подметать начинают от окон и стен по направлению к двери. Во время уборки необходимо проветривать помещение.

Влажное протирание мебели проводится ежедневно. Панели моют, протирают влажной тряпкой один раз в три дня. Верхняя часть стен, потолки очищаются от пыли два раза в месяц, так же протираются оконные рамы, двери. Очень важно протирать радиаторы, трубы центрального отопления, так как имеющаяся там пыль может пригореть и при этом образуется оксид углерода.

Уровни мытья рук

Деконтаминация - процесс удаления или уничтожения микроорганизмов с целью обезвреживания и защиты.

Цель деконтаминации рук :

Удалить продукты распада и микроорганизмы;

Обеспечить инфекционную безопасность пациента;

Обеспечить высокий уровень частоты и личной гигиены;

Ненадолго задержать развитие микроорганизмов.

Деконтаминация включает в себя :

А - чистку: процесс удаления с поверхности объекта инородных тел;
Б - дезинфекцию;
В - стерилизацию.

Выделяют три уровня деконтаминации рук:

1 - социальный уровень

2 - гигиенический уровень

3 - хирургический уровень

Техника мытья рук на социальном и гигиеническом уровне.

I . Социальный уровень - способ, используемый в быту и медработниками при слабом загрязнении рук.

Цель : обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала. Соблюдение чистоты и гигиены.

перед осмотром и после осмотра пациента

перед и после выполнения различный процедур

перед приготовлением и раздачей пищи

после посещения туалета

после надевания и после снятия перчаток

мыльница с решетками

индивидуальное сухое полотенце или разовая салфетка или сушилка.

кран с теплой водой

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. проверьте целостность кожи рук

2. снимите часы и украшения

3. откройте кран

4. намыльте руки и обмойте барашки крана с мылом

5. вычистите приспособлением для чистки ногтей область под ногтями под проточной водой.

6. увлажните руки и предплечья

7. намыльте дважды руки мылом

8. трите их друг о друга, начиная от кончиков пальцев, затем межпальцевые пространства, тыл и ладони кисти и вращательными движениями основания больших пальцев

9. держите руки так, что бы кисти находились выше локтей и не касались раковины

10. смойте с мыла пену и положите мыло в мыльницу с решетками.

11. промойте руки теплой проточной водой до полного удаления мыла

12. закройте кран

13. просушите руки сухим чистым полотенцем, разовыми салфетками или сушилкой

14. сбросьте разовые салфетки в специальную емкость с последующим уничтожением

15. помните, что индивидуальное полотенце необходимо менять через 6 часов

См. приложение 4а

II . Гигиенический уровень - мытьё рук с использованием антисептических средств:

Цель : обеспечение инфекционной безопасности пациента

Показания: инвазивные процедуры ( медицинская процедура, связанная с проникновением через естественные внешние барьеры организма (кожа, слизистые оболочки).Примером простейшей инвазивной процедуры является любая инъекция , а самой сложной — хирургическая операция )

мыло брусковое или жидкое с дозатором

70% спирт или спиртосодержащие кожные антисептики (АХД-2000)

разовые стерильные салфетки, тампоны

емкость с накопителем

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. проверьте целостность кожи рук

2. снимите часы и украшения

3. откройте локтевой кран

4. вычистите приспособлением для чистки ногтей область под ногтями под проточной водой.

5. трите тщательно руки не менее 15 секунд

6. избегайте соприкосновения рук с раковиной, халатом и другими предметами

7. просушите руки стерильной разовой салфеткой или тампоном

8. сбросьте использованую салфетку или тампон в емкость для сброса

9. обработайте кожу рук в течение 2-3 минут шариком со спиртом или спиртосодержащим кожным антисептиком

10. сбросьте использованый шарик в емкость с накопителем

11. наденьте стерильные перчатки

12. сбросьте их в емкость с накопителем

13. вымойте руки

См. приложение 4б

III . Хирургический уровень - способ обработки рук, при котором руки медработников обрабатываются при помощи препаратов, уничтожающих микроорганизмы, независимо от их патогенности.

1. Какие цели деконтаминации рук вы знаете

2. Что включает в себя деконтаминация

3. Сколько уровней деконтаминации рук вы знаете, перечислите их.

Деконтаминация - процесс удаления или уничтожения микроорганизмов с целью обезвреживания и защиты.

Дератизация - комплексные меры по уничтожению грызунов ( крыс , мышей , полёвок и др.).

Дезинсекция - комплекс мер, направленных на борьбу с насекомыми.

Дезинфекция - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение во внешней среде патогенных микроорганизмов.

Стерилизация - полное уничтожение микроорганизмов и их вегетативных форм

Антисептика - это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, снижение их проникновения в рану и развития в ней.

1. Полное уничтожение микроорганизмов, спор и вирусов называется:

2. Продолжительность мытья рук до и после любой манипуляции (в сек)

3. Уничтожение в окружающей среде патогенных микроорганизмов называется

4. Обработка рук медсестры, согласно Европейскому стандарту Е № 1500, не включает в себя

а. гигиеническое мытье

б. гигиеническую антисептику

в. хирургическую антисептику

г. биологическую антисептику

5. Продолжительность обработки рук антисептиком (в мин)


1. - Удалить продукты распада и микроорганизмы;

- Обеспечить инфекционную безопасность пациента.

- Обеспечить высокий уровень частоты и личной гигиены;

- Ненадолго задержать развитие микроорганизмов.

2. - чистку: процесс удаления с поверхности объекта инородных тел;
- дезинфекцию;
- стерилизацию.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ', MOUSEOFF, FGCOLOR, '#FFFFCC',BGCOLOR, '#393939');" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Усманова, Гульнора Мукимовна. Эпидемиологические особенности внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях различного профиля и система их профилактики в Республике Таджикистан : диссертация . доктора медицинских наук : 14.02.02 / Усманова Гульнора Мукимовна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский университет дружбы народов"].- Москва, 2012.- 245 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) в последние годы приобрела исключительно большое значение для всех стран мира: не только промышленно развитых, но и развивающихся. В этом отношении Республика Таджикистан не является исключением [Рафиев Х.К., 1999; Дабуров К.Н., 2000; Усманова Г.М., 2008]. Актуальность этой группы инфекций обуславливают, с одной стороны, высокий уровень заболеваемости, летальности, социально-экономического и морального ущерба, наносимого здоровью пациентов, а с другой стороны ВБИ наносят существенный вред здоровью медицинского персонала [Сёмина Н.А., 1999; Акимкин В.Г., 2000; Wenzel M.D., 1999].

Исследования, проведённые по специальным программам ВОЗ, позволили установить, что ВБИ в среднем поражали 8,4% пациентов. В странах Европы этот показатель составил 7,7%, в США около 5%, в России уровень заболеваемости составил 6,7% от числа госпитализированных пациентов. По отчётным данным лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) г. Душанбе, частота ВБИ в стационарах составляет - 4,4%, однако в действительности она намного выше.

В Республике Таджикистан ВБИ становятся одной из основных причин, приводящих прямо или косвенно к резкому удорожанию стоимости стационарного лечения, что особенно нетерпимо в условиях скудного бюджетного финансирования (Х.К. Рафиев, К.Н. Дабуров - 2001 г., У.У. Ахмедов - 2000 г., Г.М. Усманова - 2003).

ВБИ, и в первую очередь хирургические раневые инфекции (ХРИ) и гнойно-воспалительные заболевания (ГВЗ), развивающиеся, как правило, у пациентов хирургического профиля, в акушерских и в стоматологических учреждениях, могут быть отнесены к стационарам повышенного эпидемиологического риска [Владимиров Н.И., 2004].

Для успешной борьбы и профилактики ВБИ в стационарах различного профиля необходимо создание региональных программ профилактики ВБИ и разработка системы адаптированного эпидемиологического надзора (ЭН) для конкретного лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ).

В условиях ограниченного финансирования современной медицины и с учётом особенностей региона (эпидемиологических, климатогеографических, медико-социальных, экономических и др.) следует уделять особое внимание наиболее важным направлениям профилактики ВБИ в указанных стационарах. К ним можно отнести улучшение материально-технического и санитарно-гигиенического состояния больниц, улучшение лабораторной диагностики, стерилизации, дезинфекции и разработки общих принципов ЭН по единой системе учёта и регистрации ВБИ в стационарах различного профиля в целях профилактики и снижения уровня заболеваемости [Владимиров Н.И., 2004; Акимкин В.Г., 2000].

Многие вопросы остаются всё ещё не изученными, в частности, не проведён анализ частоты указанных заболеваний в динамике, очень невелики сведения о структуре, факторах, способствующих росту и распространению хирургических раневых инфекций и гнойно-воспалительных заболеваний среди оперированных, рожениц, новорождённых и стоматологических больных.

Практически весьма несовершенны меры борьбы с гнойными инфекциями в хирургических, акушерских и стоматологических учреждениях, не прослежена эпидемиологическая эффективность тех или иных мероприятий [Вартанян Э.С., 2001].

Существующий уровень заболеваемости ВБИ в лечебно- профилактических учреждениях республики требует выявления причин, условий и факторов, способствующих их возникновению и распространению. В связи, с чем представляет интерес изучение этиологической структуры, эпидемиологических особенностей, механизмов инфицирования, уровня, структуры хирургических раневых инфекций (ХРИ) и гнойно- воспалительных заболеваний (ГВЗ) рожениц, новорождённых и стоматологических больных.

Важное значение приобретает экономический анализ - оценка ущерба от ВБИ и эффективности реализуемых профилактических мероприятий.

Вышеперечисленное определило выбор цели настоящего исследования: изучить факторы и условия, способствующие распространению внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях различного профиля. Совершенствование системы эпидемиологического надзора и мер борьбы и профилактики внутрибольничных инфекций.

Для выполнения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Определить уровень и структуру ВБИ в родовспомогательных учреждениях.

Изучить эпидемиологические особенности ВБИ в стационарах хирургического профиля.

Особенности эпидемиологии ВБИ в стоматологических стационарах.

Оценить эффективность применения в ЛПУ антисептиков и дезинфектантов, как традиционных, так и нового поколения.

Определить финансовый ущерб от ВБИ в ЛПУ различного профиля.

Оптимизировать систему эпидемиологического надзора за ВБИ в стационарах различного профиля.

Научная новизна. Впервые в Республике Таджикистан определены уровень и структура ВБИ в стационарах различного профиля, рационализирована система мер борьбы и профилактики в родовспомогательных, хирургических и стоматологических учреждениях. Установлено, что на возникновение тяжёлых внутрибольничных инфекций новорождённых (сепсис, менингит, остеомиелит) гинекологический и акушерский анамнезы матери, дородовые инфекции влияют больше, чем возраст и число предыдущих родов. Доказано, что система совместного пребывания матери и ребёнка в родильных домах обеспечивает снижение заболеваемости новорождённых в сравнении с раздельным пребыванием матери и ребёнка. Оптимизирована система эпидемиологического надзора в ЛПУ. Впервые дана оценка эффективности применения новых дезинфектантов и антисептиков в стационарах ЛПУ. Впервые определён экономический ущерб, наносимый ВБИ в ЛПУ, и показана экономическая эффективность проводимых профилактических мероприятий.

Практическая значимость. В результате проведённого эпидемиологического исследования установлено, что:

Контингентом риска развития внутрибольничных инфекций являются новорождённые от матерей с акушерской патологией.

Акушерский обсервационный стационар, ориентированный на женщин с экстрагенитальной и акушерской патологией, инфекционными заболеваниями, является учреждением повышенного риска развития внутрибольничной инфекции новорождённых.

Впервые установлены уровни заболеваемости внутрибольничными инфекциями в стоматологических учреждениях и разработаны меры профилактики ВБИ у пациентов.

Выявлены факторы риска возникновения ВБИ при плановых и экстренных хирургических вмешательствах, преобладание экзогенного возникновения инфекции во втором случае, эндогенного - в первом.

Внедрение в практику. Результаты исследований внедрены в практическую работу лечебно-профилактических, санитарно- эпидемиологических учреждений республики, а также используются в учебно-методическом процессе кафедрами эпидемиологии, гигиены, клиническими кафедрами (хирургии, детских болезней, стоматологии, акушерства и гинекологии) Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино.

Выпущено 4 монографии по результатам исследования:

гигиенистов, магистров и студентов медицинского факультета и факультета общественного здравоохранения.

Основные положения, выносимые на защиту сводятся к следующему:

Циркуляция условно-патогенных микроорганизмов в родовспомогательных учреждениях обеспечивается роженицами, имеющих дородовую инфицированность, в хирургических отделениях больными с открытыми раневыми инфекциями, в стоматологических отделениях пациентами с гнойно-воспалительными заболеваниями в челюстно-лицевой области.

Этиологическая структура внутрибольничных инфекций определяется циркулирующими в стационарах различного профиля микроорганизмами, обсеменяющими окружающую среду стационара, что свидетельствует о нарушениях санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима и недостатках по организации и проведению дезинфекционных и стерилизационных мероприятий.

Дезинфектанты и антисептики нового поколения инкрасепт-10В, инкрасепт-Т, бриллиант, анасепт, каплин, аквин обладают более выраженным антимикробным действием в сравнении с традиционными дезинфекционными средствами, используемыми в стационарах.

Оптимизированная система эпидемиологического надзора направлена на выявление источников инфекции, путей и факторов их передачи, а также проведение экономического анализа оценки значимости ущерба от ВБИ и эффективности реализуемых профилактических мероприятий, способствующих оптимизации работы лечебно-профилактических учреждений, резкому снижению заболеваемости ВБИ и достижению максимального лечебно-оздоровительного эффекта при строго очерченных материальных затратах.

Апробация работы. Материалы диссертации доложены и обсуждены на: 50-ой научно-практической конференции ТГМУ «Актуальные проблемы клинической онкологии (2002);

IY съезде акушеров-гинекологов (2003);

53-й годичной научно-практ. конф. ТГМУ с межд. участ., посвящ. 1025-летию со дня рождения Абуали ибни Сино (2005);

58-ой годичной научно-практич. конф. ТГМУ, посв. 100-летию со дня рождения академика К.Т. Таджиева (2010);

II Международном Конгрессе по внутрибольничным инфекциям (Москва, 2011)

Диссертационная работа апробирована на заседании межкафедральной проблемной комиссии по эпидемиологии, гигиене и инфекционным болезням при ТГМУ им. Абуали ибни Сино 01 июля 2011 года.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, обзора литературы и 5 глав собственных исследований, заключения, выводов, списка литературы. Работа изложена на 249 страницах машинописного текста, иллюстрирована 20 рисунками, 52 таблицами. Список литературы включает 359 источников, в том числе 240 отечественных и стран СНГ и 119 зарубежных авторов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции