Как назывались правители номов в древнем шумере

Оседлые цивилизации стали формироваться в Нижней Месопотамии с VI тысячелетия до н. э. – с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V – IV тыс. до н. э. их вытесняют племена убайдов-шумеров, которые и стали основателями культуры с самой древней на земле государственностью.

С начала IV тыс. до н. э. общинный строй шумеров двигался в направлении формирования протогосударств: в общине уже выделились лица с неодинаковыми ритуальными и материальными преимуществами по своей профессиональной деятельности. Разложению общины способствовал переход к индивидуальному труду. Вскоре у шумеров появилась письменность, которая стимулировала организационную роль культовых центров. В III тыс. соседско-родовые общины объединились вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную роль. Храмы развиваются в значительные по размерам города, которые служат опорными центрами связей общин. На общественных работах применяется труд рабов, среди свободных складывается система рангов. В XXVIII–XXV вв. до н. э. в объединениях формировались признаки протогосударств: возникла надобщинная администрация. Ее представляли эвен – главный жрец храма и правитель, а также совет старейших. В межобщинном хозяйстве выделилась уже храмовая собственность. Надобщинной организации в Двуречье способствовала необходимость вести совместные ирригационные работы: города-храмы и были связаны с сетью таких каналов. Несколько заинтересованных общин формировали условный округ с 3-4 городами – это и было первичное объединение – ном. В обязанности правителя входила организация ирригации, а также выдачи из храмовых запасов членам общин через старейшин.

В XXVI – XXIV вв. до н.э. лидерство в Шумере переходит к ному Лагаш. При правителе Эанатуме Лагаш подчиняет себе другие номы (Киш, Урук и др.) Однако следовавшее из централизаторской политики усиление государственных начал встречает сопротивление общин. Администрация номов также еще двойственная: жреческо-храмовая и общинная (выборный лугаль, мудрецы, главные ороситель и землеустроитель). В итоге едва ли не первого известного истории восстания правитель Лагаша был низложен, и на его место избран общинный вождь Уруинимгина. С его именем связана попытка создать первые законы (еще изустные), а также реформы, направленные на реставрацию прежних порядков общинного равенства. Централизованная администрация (единственный тогда стержень государственности) ослабла, и вскоре Лагаш был завоеван.

Эволюция раннемонархического государства

В середине III тыс. до н.э. Двуречье заселяется новыми, семитскими по происхождению народами. Лидер одного из новых городов Саргон в конце XXIV в. постепенно подчинил своей власти весь Шумер, центром которого становится основанный им г. Аккад. В создании новой державы ведущую роль сыграла новая армия: многочисленное (более 5 тыс. чел.) профессиональное войско легковооруженных пехотинцев, каждый из которых получал за свою службу надел. Усиление централизации власти привело к образованию в Шумере ранней монархии с сильной, почти деспотической властью.

Нашествие племен из Ирана, центробежные стремления общинных объединений на рубеже XXII – XXI вв. положили конец Аккадскому государству. Возобновление монархии начинается с возвышением города Ура и его правителя Шульги, ставшего основателем новой династии. За два-три века произошло значительное усиление храмово-государственных хозяйств, большая часть населения страны теперь работала на государственных или храмовых латифундиях на условиях почти казарменного коммунизма. В 2074 г. вводится обязательная военная служба. Власть центрального правителя приняла особый, почти обожествленный характер; областями руководили уже назначаемые из центра наместники, которых по-прежнему называли энси. В правление Шульги было практически ликвидировано номовое самоуправление, коллегиальные суды общин; суд перешел в руки чиновников храмов и государства.

Возможности чисто государственного хозяйства и связанной с ним сверхцентрализации власти в ту эпоху были ограничены. С развитием частной собственности государство приобретает снова децентрализованный характер, способствует этому и новое нашествие племен-скотоводов. На рубеже XIX – XVIII вв. до н.э. Двуречье представляет калейдоскоп прежних государств-номов, в которых власть вождя-лугаля уже замещена ранней монархией.

В XVI в. до н.э. Вавилонская держава ослабла, в ней возобновились политические междоусобицы. В 1595 г. войско хеттов (государство в Малой Азии) разгромило Вавилон; увезли даже памятник с законами Хаммурапи. Затем Двуречье попало под власть племен касситов, а после непродолжительного нового расцвета в XI –IX вв. до н.э. его включила в свой состав Ассирийская держава (см. Ассирийская держава). После ее разгрома Вавилон на время обретает политическую самостоятельность – образуется так называемое Нововавилонское царство (конец VII в. до н. э.). Царь новой династии Навуходоносор (VI в. до н. э.) проводит ряд успешных завоевательных походов, опираясь на воссозданную профессиональную армию (конно-колесничное войско), восстанавливает старые административные традиции Вавилонского царства, ведет широкое строительство в Вавилоне (в т. ч. библейскую Вавилонскую башню). Но в 539 г. до н.э. Двуречье завоевали персы, и государственные традиции Вавилонии прекратились.

Организация государственной администрации

Законченная самостоятельная административная система сложилась в Вавилонском государстве в т.н. старовавилонский период (династия Хаммурапи) и возродилась, с некоторыми изменениями, в периоды среднего (XVI –XI вв. до н. э.) и нового царств. Государственная администрация была жестко централизованной, но далеко не всеобъемлющей. Рядом с ней продолжала существовать храмовая администрация жрецов и чиновников. А на самом низшем уровне государственными административными функциями наделялись руководители общин и союзов.

Верховная политическая и административная власть принадлежала правителю (специального титула не было); он считался наместником богов и был классическим древневосточным монархом (см. Древневосточная монархия. Монархия и деспотизм). Его власть имела и религиозный, и государственный характер. В период протогосударств и ранней монархии при возобновлении династии правителя, как правило, избирали (на особых собраниях от всех областей-номов; известны примеры об избрании царя 36 000 представителей). Со старовавилонского царства власть его наследственна, но точного порядка наследования не было; нередки были случаи, когда наследовали и женщины царского или жреческих родов. Царь одновременно был и верховным военачальником.

Страна была разбита на области во главе с наместниками – чиновниками царя. Их главной задачей был сбор налогов и общая организация государственного хозяйства; в этих целях они могли творить и суд. Чиновники руководили главами местных общин – рабианумами, которых хотя и формально назначали сверху, но из старейшин общины. Они имели административные, финансовые и судебно-полицейские полномочия в своей общине.

Государственная администрация Вавилонских царств была главным образом дворцовой и по своим задачам преимущественно финансово-хозяйственной; остальные институты государства только зарождались в самостоятельном виде.

ШУМЕРЫ - первый из обитавших на территории Древней Вавилонии (в современном Ираке) народов, достигших уровня цивилизации. Вероятно, еще ок. 4000 до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Эламом, Ассирией, Индией и районами Средиземноморского побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью. Наиболее важными центрами в этот ранний исторический период были города Ур, Урук (Эрех), Умма, Эриду, Лагаш, Ниппур, Сиппар и Аккад – семитское государство на севере Месопотамии. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Ок. 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша под властью Гудеа. Она закончилась ок. 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой Хаммурапи.

1.История образование государства Древнего Шумера

I раннединастический период (ок. 2750—2615 до н. э.)

Из городов шумеро-восточносемитской культуры, находившихся вне Нижней Месопотамии важно отметить Мари на Среднем Евфрате, Ашшур на Среднем Тигре и Дер, расположенный к востоку от Тигра, по дороге в Элам.

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур. Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур — храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль почитался как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.

II раннединастический период (ок. 2615—2500 до н. э.)

На юге параллельно династии Авана продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его преемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака, сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура, по Итурунгалю и И-нина-гене: Урук, Адаб, Ниппур, Лагаш, Шуруппак, Умма и др. Если принять во внимание территории, охваченные этим союзом, можно, вероятно, отнести время его существования до правления Месалима, поскольку известно, что при Меселиме каналы Итурунгаль и И-нина-гена находились уже под его гегемонией. То был именно военный союз небольших государств, а не объединённое государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в дела Шуруппака или об уплате им дани.

III раннединастический период (ок. 2500—2315 до н. э.)

III этап Раннединастического периода характеризуется бурным ростом богатств и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов Двуречья и Элама друг против друга с попыткой правителей каждого из них захватить гегемонию над всеми остальными.

В этот период расширяется ирригационная сеть. От Евфрата в юго-западном направлении были прорыты новые каналы Арахту, Апкаллату и Ме-Энлила, часть которых достигала полосы западных болот, а часть полностью отдавала свои воды орошению. В юго-восточном направлении от Евфрата, параллельно Ирнине был прорыт канал Зуби, бравший начало от Евфрата выше Ирнины и тем самым ослаблявший значение номов Киша и Куту. На этих каналах образовывались новые номы:

Вавилон (ныне ряд городищ у города Хилла) на канале Арахту. Дильбат (ныне городище Дейлем) на канале Апкаллату.

Марад (ныне городище Ванна ва-ас-Са’дун) на канале Ме-Энлила. Казаллу (точное местоположение неизвестно).

Пуш на канале Зуби, в его нижней части.

По древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н. э. Шумер объединяется под властью Гильгамеша, Урукского царя, позже передавшего власть династии Ура. Затем трон захватывает Лугальаннемунду, правитель Адаба, подчинивший Шумеру пространства от Средиземного моря до юго-западного Ирана. В конце XXIV в. до н. э. новый завоеватель — царь Уммы Лугальзагеси расширяет эти владения до Персидского залива.

В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетия до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и культуры.

Даты, особенно для третьего тысячелетия до нашей эры, весьма приблизительны даже для оценки времени правления различных династий, не говоря уже о датировке царствований отдельных фараонов. Неизвестно также, как и при каких обстоятельствах происходили смены династий.

Додинастийные цари, до 3000 г. до н. э.

Эти фараоны, вероятно, были непосредственными предшественниками фараонов первой династии. Возможно, при них Египет был уже единым царством, а объединение страны произошло даже ещё раньше. К сожалению, имена предшественников этих фараонов не сохранились (кажется, в начале 2004 года египетские археологи нашли таблицу с именем како- го-то очень раннего, неизвестного прежде фараона). Столицей их был город Тинис.

Первая династия (из Туниса), начало — ок. 3000 г. до. и. э.

Фараон Мена построил новую столицу — город Мемфис. При нём начали вести древнейшие летописи. Видимо, поэтому древние египтяне считали его основателем первой династии. Просто в летописях имя фараона Мены было первым, которое там обнаруживали потомки.

Семерхет Каа (=Кебху)

Вторая династия (из Туниса), закончилась ок. 2780 г. до н. э.

Точное число и последовательность правления фараонов этой династии не установлены.

Третья династия (из Гелиополя), ок. 2780 — ок. 2720 гг. до н. э.

Фараон Джосер считается основателем третьей династии, хотя достоверных сведений об этом нет. Если у него и были предшественники, то их имён в истории не сохранилось, а Джосер прославился тем, что при нём была построена первая пирамида.

Точное число и последовательность правления фараонов этой династии не установлены.

Семерхет (Сехемхет) Хаба

Неферкара Небка Ху (=Хуни)

Четвёртая династия (из Элефантины), ок. 2720 — ок. 2560 гг. до н. э.

Междуцарствие, борьба за власть между двумя братьями Хеф- рена — Хорджедом и Рабауфом, позднее объявленными вне закона.

Пятая династия (из Элефантины), ок. 2560 — ок. 2420 гг. до н. э.

Эта династия по материнской линии была продолжением четвёртой династии.

Шестая династия, ок. 2420 — ок. 2260 гг. до н. э.

Тепи (=Тети) Усеркара

Мерира Пиопи (Пепи) I Меренра I

Неферкара Пиопи (Пепи) II (ум. ок. 2270 г. до н. э.)

Пиопи II вступил на трон ещё подростком и правил около 100 лет, что является своеобразным рекордом в мировой истории.

Нитокерти (Нитокрис), царица

Далее ещё несколько мелких правителей.

Седьмая династия

Восьмая династия, ок. 2260—2220 гг. до и. э.

Девятая династия (из Гераклеуполя),

ок. 2220 — ок. 2130 гг. до н. э.

Эта династия правила на севере Египта, но и на юге в это время складывается государство со столицей в Фивах.

Мерибра Хети I (=Ахтой I) ок. 2220-2180

Псусьеурс ок. 2180-2130

Небкаура Хети II (=Ахтой II) ?

Десятая династия (из Гераклеуполя), ок. 2130—2040 гг. до н. э.

Эта династия на севере сменила девятую.

Неферкара ок. 2130-2120

Уакхара Хети III (Ахтой III) ок. 2120-2070

Мершкара (Мерикара) ок. 2070-2040

Владения династии завоёваны фараоном одиннадцатой фиванской династии Ментухотепом I/II.

Одиннадцатая династия (из Фив), ок. 2160-2000 гг. до н. э.

Фараоны этой династии объединили весь Египет под своей властью.

Ментухотеп (номарх Фив, не принимал царский титул)

Интеф I (=Антеф) ок. 2160-2120/19

Интеф II ок. 2120/18-2070

Интеф III ок. 2070-2065

Ментухотеп I/II ок. 2065-2015

Ментухотеп IV/V ок. 2015-2007

Ментухотеп V/VI ок. 2007-2000

Двенадцатая династия (из Фив), ок. 2000-1785 гг. до н. э.

Основатель династии Аменемхет I совершил государственный переворот, занял престол и основал новую династию, которая была боковой от одиннадцатой династии.

Аменемхет I ок. 2000-1980

Сенусерт I ок. 1980-1935

Аменемхет II ок. 1935-1896

Сенусерт II ок. 1896-1887

Сенусерт III ок. 1887-1849

Аменемхет III ок. 1849-1801

Аменемхет IV ок. 1801-1792

Нефрусебек (=Себекнефрура), царица ок. 1792—1785

Тринадцатая и четырнадцатая династии, ок. 1785-1680 гг. до н. э.

Сохранились списки, в которых перечислено большое количество имён фараонов, правивших после двенадцатой династии — всего около ста пятидесяти имён. К сожалению, из-за больших повреждений списков, не все имена можно прочесть. Традиционно этих фараонов относят к тринадцатой (из Фив) и четырнадцатой (из Ксоиса) династиям. Провести грань между ними трудно. Неизвестно также, следовали ли эти династии одна за другой или сосуществовали одновременно.

Фараоны этих династий редко правили больше нескольких лет. А частенько их смещали с престола через несколько месяцев, а то и дней. Здесь приведены лишь отдельные известные имена.

Аменемхет V 1774—1772

Аменемхет VI Санхибр

Хетепибр Себекхотеп II Рансенеб Гор

Аменемхет VII Хутовер Сенусерт IV Хенджер Семенхара Себекемсаф I

Государство и право Шумера – первой известной человечеству цивилизации – являются малоисследованными. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, достоверно известно о существовании самого народа – шумеров – и шумерского государства стало всего около полутора веков назад. Во-вторых, ученые столкнулись с большими трудностями при расшифровке клинописного шумерского языка. В-третьих, если об истории, экономике, архитектуре, литературе Шумера известно хоть что-то, то о государственном и правовом устройстве – очень немного. Отчасти это потому, что писаное право в Шумере появилось где-то около 2400г. до н.э. (все даты весьма приблизительны); отчасти в связи с тем, что сохранившиеся памятники истории в виде глиняных табличек в основном посвящены неюридической тематике. В-четвертых, фрагментарная изученность государственных и правовых явлений Шумера объясняется традициями отечественной юридической науки, в которой повышенное влияние уделялось не государству и праву Древнего Востока, а государству и праву античного мира (в частности, Древнего Рима). Шумер в основном интересовал историков, а не юристов: И.М. Дьяконова, В.В. Емельянова, С.Н. Крамера, В.А. Якобсона и др. Среди юристов проблематикой Шумера интересовались (да и то, как правило, лишь отдельными вопросами) немногие авторы – помимо авторов учебников по истории государства и права зарубежных стран, это А.А. Клименко, А.Д. Никитина, Е.Н. Трикоз, С.Ф Ударцев и др. Диссертационные работы, посвященные государству и праву Шумера, отсутствуют. В-пятых, государственная и правовая история Шумера весьма интересна современному исследователю, поскольку достижения шумерского народа поистине велики (письменность, литература, техника, идеи, идеалы и ценности) и сыграли огромную роль в государственном и правовом строительстве не только стран Древнего Востока и античного мира, но в последующем, в средние века. Данными обстоятельствами и объясняется актуальность темы настоящей статьи.

Шумер занимал южную часть Месопотамии и географически примерно совпадал с современным Ираком, простираясь от Багдада на севере до Персидского залива на юге. По своему характеру шумерская цивилизация была преимущественно городской, хотя и основывалась на сельском хозяйстве, развитию которого способствовали не столько природные условия, которые никак нельзя было назвать благоприятными, сколько трудолюбие шумерского народа, который создал сложнейшую ирригационную систему. Примерно с середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появились первые надобщинные политические структуры в форме городов-протогосударств (номов) – Ашшур, Киш, Лагаш, Ларса, Ниппур, Сиппар, Умма, Ур, Урук, Шуруппак, Эриду, Эшнунна [1, с. 7].

Интересно, что шумерская экономика была довольно свободной и основывалась на частной собственности. Это подтверждает множество документов из Лагаша и других шумерских городов с четким указанием на то, что граждане городов-государств могли покупать и продавать свои земельные участки и дома, не говоря уже о движимом имуществе. Даже представители бедных сословий имели в собственности дома, сады и пруды с рыбой. Распоряжался недвижимостью не обязательно глава семейства. Впрочем, обычно другие члены семьи участвовали в передаче земельного участка в качестве свидетелей, тем самым подтверждая свое согласие на сделку. Свидетели получали символическую плату. Иногда в сделках принимали участие представители государственных органов.

Безусловно, немалой частью земли владела знать (энси, их семьи, администрация двора, главные жрецы). Обработка их земельных участков велась клиентами или иждивенцами. Клиенты были представлены тремя категориями лиц: 1) зажиточные храмовые иждивенцы, к примеру, храмовые администраторы или наиболее ценные ремесленники; 2) основная часть храмового персонала; 3) иждивенцы знати. Клиенты первых двух категорий получали во временное пользование небольшие храмовые земельные участки, но некоторым предоставлялись только продовольственный паек и шерсть [4, с. 63].

Также в структуру шумерского общества входили рабы (саги). Источниками рабства были: военный плен, совершение преступления, продажа в рабство детей родителями в случае нужды, самопродажа за долги (но не более чем на три года). Раб был собственностью хозяина. Его могли клеймить, продать (стоимость раба была довольно высока и составляла 14-20 шекелей серебром – 112-160 г серебра) и наказывать, но, как правило, с рабами обращались хорошо. Рабы были частично дееспособны: они могли совершать сделки и даже выкупиться на свободу. Если раб вступал в брак со свободным человеком, дети от такого союза считались свободными. К рабам из числа соплеменников относились весьма мягко, примерно как к младшим членам семьи. Позднее на начальном этапе правления III династии Ура все храмовые и государственные хозяйства были слиты в одно. Работники такого хозяйства именовались гурушами, а работницы – нгеме, т.е. рабынями. Все они работали за стандартный паек, семей не имели. Рабочая сила пополнялась за счет пленных. Положение частных рабов – неполноправных членов семьи рабовладельцев – было значительно лучше. Они могли выступать в суде, даже против рабовладельца, оспорить свое рабское положение [3, с. 51, 63].

Все горожане объединялись в большие патриархальные семьи, кланы и общины. Семья была основной единицей общества. Брак организовывали родители, и помолвка считалась состоявшейся, как только жених подносил отцу невесты свадебный порядок. Помолвка часто подтверждалась контрактом, записанным на табличке. Женщина наделялась довольно существенным объемом правоспособности и дееспособности: она могла иметь имущество на праве собственности, участвовать в сделках, выступать свидетелем. Муж мог довольно легко развестись с супругой. Если же она оказывалась бесплодной, он мог привести в дом вторую жену. Дети полностью подчинялись родителям. Был известен институт усыновления. Усыновитель платил отцу усыновлённого некоторую сумму в качестве платы [6, с. 95]. Таким образом, это усыновление было скрытой формой продажи ребёнка.

Таким образом, шумерский государственный аппарат был достаточно развит. Налицо наличие трех важнейших государственных ведомств: хозяйственного, финансового, военного.

Очевидно, что задачами Законов Шульги стали установление правовых ограничений для богатых собственников, строгое определение цены наемного труда, установление размеров ростовщических процентов, закрепление права пострадавшей стороны на материальную компенсацию, т.е., говоря в общем, целью Законов являлось поддержание существующего статуса основной части населения [10, с. 23].

Подводя итог обзорному исследованию государства и права Шумера, следует отметить следующее.

1. История Шумера иллюстрирует процесс эволюции государственного образования от городов-протогосударств до единого государства Шумер.

2. К сожалению, как единое государство Шумер оказался весьма неустойчивым. Не один раз это государство распадалось на части ввиду недостаточной централизации и слабости власти правителя-лугаля.

3. Если к Шумеру и применимо понятие восточной деспотии, то с определенными оговорками. В частности, несмотря на существенную роль общины в жизни отдельного человека, последний достаточно рано стал осознавать себя как личность, наделенную неотъемлемыми правами и свободами, а не исключительно обязанностями. Хотя шумерский правитель и приравнивался к богам, он никогда не обладал абсолютной властью. Ввиду децентрализованности государства роль лугаля переходила к правителям различных городов-государств Шумера, к тому же у каждого города был свой бог-покровитель. По-видимому, богатый пантеон богов сыграл негативную роль в деле создания централизованного единого государства, ибо каждый город в наибольшей степени почитал своего бога-покровителя. Доля рабов в хозяйстве Шумера была незначительной – основную массу работ выполняли свободные общинники, которые в том числе поддерживали в должном состоянии сложные ирригационные системы своего государства.

4. Право Шумера стало писаным около 2400г. до н.э. и было синкретичным. Другими словами, далеко не сразу правовые нормы стали отделяться от религиозных, этических, корпоративных и т.п. Несмотря на то, что шумеры не различали публичное и частное право, найденные правовые памятники доказывают, что можно достаточно четко выделить такие отрасли права, как государственное, административное, уголовное, процессуальное, семейное, наследственное, гражданское. Любопытно, что достаточно развитым было шумерское гражданское право и в особенности договорное право. Так, шумеры составляли типовые формы договоров. Таким образом, право Шумера на тот период времени было весьма развитым, поскольку обе его сферы – публичное и частное – развивались довольно равномерно и предоставляли свободной личности (а большинство шумеров были свободными людьми) достаточные возможности для реализации своих способностей.

Поднимись на древние руины и пройдись по ним;

посмотри-ка на черепа простых и великих. Какие

из них принадлежали святым, а какие грешникам.

Цивилизация древнего Междуречья вызывает в памяти большинства людей в лучшем случае смутные и немногочисленные ассоциации – глиняные таблички, клинопись, зиккурат, Сады Семирамиды, Вавилон… Тем не менее, это огромный этап человеческой истории. От падения Рима до наших дней прошло чуть более пятнадцати сотен лет. Вся история России от Рюрика укладывается в одиннадцать с половиной столетий. От первых глиняных табличек до захвата Вавилона персами прошло двадцать пять веков! И старт этой цивилизации дали шумеры – загадочный народ, появившийся непонятно откуда и так же загадочно исчезнувший.

ПОСЛЕДНИЙ ВЗЛЕТ ШУМЕРА

Попытка правителя Уммы объединить страну стала последним возвышением Шумерского царства. Со смертью Лугальзагеси оно прекратило самостоятельное существование и стало составной частью аккадской державы.

НАДПИСИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ

НОУ-ХАУ ИЗ ГЛИНЫ, ИЛИ В ЦАРСТВЕ КИРПИЧА

Однако кроме упомянутого выше Лугальзагеси никому так и не удалось объединить под своей рукой все шумерские города. Так что правильнее будет назвать выросшие в Междуречье кирпичные города не Шумерским царством, а Шумерскими номами.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

ЕЩЕ ОДИН ПРЕТЕНДЕНТ?

Кроме кирпича шумеры сделали еще одно эпохальное изобретение – пиво. Причем в Междуречье не только начали варить этот напиток, но и открыли первые специальные заведения для его потребления – этакие прообразы баров. Правда, с пивом дело обстоит не так просто, как с кирпичом. Другая древняя цивилизация – Египет – тоже претендует на роль его родины. Так что кому присудить пальму первенства в данном вопросе – пока непонятно.

КИРПИЧНЫЕ КНИГИ

Записи на глиняных табличках возникли весьма непростым и очень интересным способом.

Такая форма хранения информации была не слишком удобной. Чтобы произвести учет запасов, контейнер всякий раз приходилось разбивать. Поэтому в середине IV тысячелетия до н. э. информацию с шариков начали дублировать на самом контейнере. Теперь он оставался целым. Но и шарики оказались не нужны – посмотрел на контейнер и все перепроверил. Так глиняный ящик превратился в глиняную же пластинку, а к началу третьего тысячелетия до нашей эры – то есть пять тысяч лет назад – окончательно оформилась клинопись.

История о Гильгамеше и его приключениях, завершившихся поисками цветка бессмертия, пестрит афоризмами, которые позволяют нам составить некоторое впечатление о мировоззрении шумеров и даже их юморе. Вот некоторые из них:

Воин без командира – поле без пахаря.

Дружба на время – рабство навечно.

Желанья, как у Бога, да сил нет у человека.

Из двух зол выбирать не стоит.

Когда у бедняка был хлеб, у него не было соли, когда была соль, не было хлеба.

Мул, на отца ты похож, но и на мать тоже.

Поднял бы ты гору, да тростинку на ветру не удержишь.

Солги, а затем скажи правду – ее сочтут ложью.

Хозяин-то жалует, а собака не пускает.

НАДПИСИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ

НА ЗЕМЛЕ И НА НЕБЕ

Поля вокруг города делились на две части. Одна принадлежала общине, другая – храмам. Верховный жрец – эн, или энси – возглавлял ном. Он наблюдал за городским строительством, сооружением и использованием оросительной системы, следил за жизнью общины. Однако когда шумерские города начали враждовать друг с другом, на первое место выдвинулись лугали – предводители войска. Роль жрецов не умалилась от этого – они продолжали служить посредниками между богами и людьми.

Так же, как энси или лугаль считались главами общины, отец был бесспорным главой семьи. Его власть у шумеров как бы в миниатюре олицетворяла власть правителя города. Однако и роль матери представлялась весьма существенной и почетной. Наверное, именно в Шумере впервые придумали подкрепить права и обязанности мужа и жены своеобразными брачными контрактами. А вот детей в шумерских семьях было относительно немного – нормой считались 2-4 ребенка.

ПЕРВЫЕ ВО ВСЕМ

ШУМЕРЫ И МЫ

ЛЮДИ СО ЗВЕЗД

Ну как могли какие-то земляне – вопрошают сторонники палеоконтакта – создать великую цивилизацию? Как они могли додуматься до письменности, построить города, достигнуть успехов в ремесле, торговле, науке, медицине? Как они могли разработать сложную законодательную базу, ставшую основой для знаменитых законов Хаммурапи, и предсказывать солнечные затмения? Без пришельцев тут точно никак не обойтись.

Так что мнение последователей Захарии Ситчина о возрасте шумерской цивилизации в 445 тыс. лет и ее внеземном происхождении следует отнести к области фантастики и за неимением лучшего пользоваться пока официальной научной версией.

Позже, в начале второго тысячелетия до н. э., аккадская держава была завоевана кочевыми семитскими племенами амореев. Завоеватели, в свою очередь, переняли некоторые элементы шумерской культуры. А упомянутый в любом учебнике истории Хаммурапи, объединив аморейские государства в Вавилонское царство, создал свои не менее знаменитые законы на основе шумерских.

Но куда же делись сами шумеры?

АВРААМ ИЗ УРА

ШУМЕРЫ И ЕВРЕИ

Таким образом, два самых загадочных народа Ближнего Востока вполне могли оказаться в родственных отношениях. А уж если подключить к этому теории Захарии Ситчина о внеземном происхождении шумеров, а следовательно, и Авраама, то загадок становится еще больше.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции