Источником какого инфекционного заболевания могут служить консервированные

Основные инфекционные заболевания и их профилактика

1. Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний.

2. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний.

3. Иммунитет и иммунная реакция организма.

4. Профилактика инфекционных заболеваний.

5. Наиболее характерные инфекционные заболева­ния и их профилактика.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных инфекци­онных заболеваниях и способах профилактики.

^ Основное содержание уроков.

Классификация микроорганизмов, влияющих на организм человека: сапрофиты, условно патогенные микробы, болезнетворные микробы. Понятие об ин­фекционном заболевании. Классификация инфекци­онных заболеваний в зависимости от механизма пере­дачи заразного начала. Группы инфекционных заболе­ваний (кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции, зоонозные инфекции, контактно-бытовые инфекции).

Признаки инфекционного заболевания. Понятие об инкубационном периоде. Периоды и продолжитель­ность инфекционных заболеваний.

Возникновение инфекционных заболеваний. Поня­тие об эпидемии и о пандемии. Понятие о бациллоно­сителе. Виды передачи инфекции (фекально-оральный, воздушно-капельный, жидкостный, контакт­но-бытовой). Переносчики зоонозных инфекций. Схе­ма передачи возбудителей болезни.

Понятие об иммунитете. Понятие об антителах. Иммунная реакция организма. Причины снижения сопротивляемости организма. Органы иммунной сис­темы человека. Разновидности иммунитета. Наслед­ственный иммунитет. Естественно и искусственно приобретенный иммунитет, их формирование и про­должительность.

Необходимость профилактики инфекционных за­болеваний. Элементы общей эпидемиологической це­пи. Больной человек или животное как первый эле­мент эпидемиологической цепи. Выявление больных инфекционными заболеваниями. Второй элемент эпидемиологической цепи — механизм передачи инфекции. Профилактические мероприятия, разрушающие механизмы передачи инфекции и ее распространения. Личное отношение человека к профилактике инфекционных заболеваний как элемент общей эпидемиологической цепи. Особенности возникновения инфекционных заболеваний в коллективах (группах) и меры профилактики. Понятие о карантине, его цели и продолжительность.

Наиболее характерные инфекционные заболевания и меры их профилактики (дизентерия, инфекционный гепатит, ботулизм, пищевые токсикоинфекции, грипп, краснуха, скарлатина, свинка и др.).

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

1.Расскажите, на какие виды подразделяют микроорганизмы по их влиянию на организм человека. 2. Назовите группы инфекционных заболеваний и дайте их характеристику. 3. Какие защитные барьеры охраняют организм человека от проникновения возбудителей инфекции? 4. Объясните, что представляет собой инкубационный период инфекционного заболевания. 5. Назовите источники инфекционных заболеваний. 6. Какие существуют способы передачи инфекционного заболевания? 7. Что такое иммунитет с логической точки зрения? Назовите его разновидности. 8. Назовите три элемента общей эпидемиологической цепи, на которые необходимо воздействовать, чтобы предотвратить распространение инфекционных заболеваний. 9. В чем заключается профилактика инфекционных заболеваний? 10. Источником какого инфекционного заболевания могут служить консервированные в домашних условиях мясо, рыба, грибы? 11. Расскажите о самом распространенном инфекционном заболевании верхних дыхательных путей — гриппе. Что является возбудителем гриппа, источником заболевания? Назовите меры по профилактики гриппа. 12. У переболевших какими ин­фекционными заболеваниями иммунитет сохраняется


Основные инфекционные заболевания и их профилактика

1. Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний.

2. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний.

3. Иммунитет и иммунная реакция организма.

4. Профилактика инфекционных заболеваний.

5. Наиболее характерные инфекционные заболева­ния и их профилактика.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных инфекци­онных заболеваниях и способах профилактики.

^ Основное содержание уроков.

Классификация микроорганизмов, влияющих на организм человека: сапрофиты, условно патогенные микробы, болезнетворные микробы. Понятие об ин­фекционном заболевании. Классификация инфекци­онных заболеваний в зависимости от механизма пере­дачи заразного начала. Группы инфекционных заболе­ваний (кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции, зоонозные инфекции, контактно-бытовые инфекции).

Признаки инфекционного заболевания. Понятие об инкубационном периоде. Периоды и продолжитель­ность инфекционных заболеваний.

Возникновение инфекционных заболеваний. Поня­тие об эпидемии и о пандемии. Понятие о бациллоно­сителе. Виды передачи инфекции (фекально-оральный, воздушно-капельный, жидкостный, контакт­но-бытовой). Переносчики зоонозных инфекций. Схе­ма передачи возбудителей болезни.

Понятие об иммунитете. Понятие об антителах. Иммунная реакция организма. Причины снижения сопротивляемости организма. Органы иммунной сис­темы человека. Разновидности иммунитета. Наслед­ственный иммунитет. Естественно и искусственно приобретенный иммунитет, их формирование и про­должительность.

Необходимость профилактики инфекционных за­болеваний. Элементы общей эпидемиологической це­пи. Больной человек или животное как первый эле­мент эпидемиологической цепи. Выявление больных инфекционными заболеваниями. Второй элемент эпидемиологической цепи — механизм передачи инфекции. Профилактические мероприятия, разрушающие механизмы передачи инфекции и ее распространения. Личное отношение человека к профилактике инфекционных заболеваний как элемент общей эпидемиологической цепи. Особенности возникновения инфекционных заболеваний в коллективах (группах) и меры профилактики. Понятие о карантине, его цели и продолжительность.

Наиболее характерные инфекционные заболевания и меры их профилактики (дизентерия, инфекционный гепатит, ботулизм, пищевые токсикоинфекции, грипп, краснуха, скарлатина, свинка и др.).

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

1.Расскажите, на какие виды подразделяют микроорганизмы по их влиянию на организм человека. 2. Назовите группы инфекционных заболеваний и дайте их характеристику. 3. Какие защитные барьеры охраняют организм человека от проникновения возбудителей инфекции? 4. Объясните, что представляет собой инкубационный период инфекционного заболевания. 5. Назовите источники инфекционных заболеваний. 6. Какие существуют способы передачи инфекционного заболевания? 7. Что такое иммунитет с логической точки зрения? Назовите его разновидности. 8. Назовите три элемента общей эпидемиологической цепи, на которые необходимо воздействовать, чтобы предотвратить распространение инфекционных заболеваний. 9. В чем заключается профилактика инфекционных заболеваний? 10. Источником какого инфекционного заболевания могут служить консервированные в домашних условиях мясо, рыба, грибы? 11. Расскажите о самом распространенном инфекционном заболевании верхних дыхательных путей — гриппе. Что является возбудителем гриппа, источником заболевания? Назовите меры по профилактики гриппа. 12. У переболевших какими ин­фекционными заболеваниями иммунитет сохраняется! на всю жизнь?

Домашнее задание. Раздел II, глава 1,тема 1.2, задания 45, 46, 47, 48, 49.

Тема. Угрожающие жизни инфекционные заболевания

Образовательная: формирование знаний обучающихся об основных инфекционных заболеваниях, об основных способах профилактики инфекционных заболеваний.

Развивающая: формирование навыков оказания ПМП и основных способах профилактики инфекционных заболеваний.

Воспитательная: воспитать в сознании обучающихся ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Основные понятия: инфекционные заболевания, источник инфекции, механизм передачи, инкубационный период, носитель инфекции, профилактика, дезинфекция.

I .Организационный момент.

Построение класса, дежурный сдает рапорт учителю.

- Человечество многократно подвергалось эпидемиям различных опасных заболеваний, уничтоживших десятки и сотни тысяч людей.

II Повторение пройденного материала:

Вопросы для активизации знаний.

Давайте с вами вспомним, что мы знаем об инфекционных заболеваниях:

- Что называется инфекционными заболеваниями?

(Болезни, которые вызывают специфическими возбудителями: болезнетворными микроорганизмами, простейшими, бактериями, вирусами, простейшими грибками, проявляющие болезнетворность к людям, животным и растениям называются инфекционными).

- Что является возбудителем инфекционных болезней?

(бактерии, вирусы, спирохеты, грибки, простейшие).

- Кто или что может быть источником инфекции?

(больной человек, почва, вода).

- Какие существуют пути передачи инфекции?

(Воздушно – капельный, через продукты питания, воду, почву, грязные руки, укусы кровососущих насекомых, контактный путь).

III изучение нового материала:

1.Виды инфекционных заболеваний в зависимости от поражаемого органа

(В ходе просмотра слайдов заполняем таблицу):

пищевые токсикоинфекции и т.д.

2.Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции: инфекции, при которых передача осуществляется воздушно-капельным или воздушно – пылевым путем.

скарлатина; - натуральная оспа.

3.Кровяные инфекции, или трансмиссивные инфекционные заболевания: инфекции, при которых возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, мухи, москиты и т.д.).

сыпной и возвратный тиф;

4.Зоонозные инфекции: инфекции, которые передаются через укусы животных.

5.Контактно-бытовые инфекции: инфекции, которые передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит в здоровый организм.

заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП);

сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомониаз и т.д.;

вирусные инфекции (ВИЧ – вирус приобретенного иммунодефицита и СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита)

6.Инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки.

Итак, вы можете назвать основные пути передачи инфекционных заболеваний?

1. фекально-оральный: это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека с частицами кала, рвотными массами от больного человека через пищевые продукты, воду, посуду;

2. воздушно-капельный: это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при чихании, поцелуях или разговоре с больным человеком;

3. жидкостный: это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при укусах кровососущих насекомых (блох, вшей, насекомых и т.д.);

4.контактный или контактно-бытовой: это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при тесном общении с больным человеком;

5. через укусы больных животных.

2.Основные периоды, которые выделяются в течение инфекционных заболеваний:

1.Инкубационный (латентный, скрытый) – промежуток времени с момента заражения до проявления первых симптомов болезни. При каждой болезни имеет определенную продолжительность;

2.Начальный период (продромальный, период общих реакций) – сопровождается общими проявлениями болезни: недомоганием, ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой и рвотой;

3.Период основных проявлений болезни (период разгара болезни) – характеризуется появлением наиболее существенных и специфических симптомов заболевания. При различных болезнях длится от нескольких часов, суток, дней и даже недель и месяцев. В это время может наступить смерть больного или болезнь переходит в следующую стадию;

4.Период угасания болезни – происходит исчезновение основных симптомов болезни;

5.Период выздоровления (реконвалесценции) – сопровождается слабостью, часто повышенным аппетитом и восстановлением веса. При некоторых болезнях может продолжаться до нескольких недель и месяцев.

-сыпной и брюшной тиф;

-геморрагическая лихорадка Эбола;

Давайте познакомимся поближе с некоторыми инфекционными заболеваниями

(3обучающихся заранее готовили сообщения).

4.Методы и средства для борьбы с переносчиками заболеваний:

Современная медицина располагает рядом методов и средств, позволяющих успешно бороться с инфекционными заболеваниями:

- воздействие на возбудителя (антимикробные сыворотки, гамма-глобулины, бактериофаги, антибиотики, вирусо- и химиопрепараты и др.);

- воздействие на токсины, связанные с жизнедеятельностью возбудителя (антитоксические сыворотки, гамма-глобулины, глюкоза, кристаллоидные растворы, адсорбенты и др.);

- воздействие на реактивность организма (вакцины, режим, диета, физиотерапия, витамины, иммуномодуляторы и др.).

А какие есть способы сделать человека невосприимчивым или более устойчивым к воздействию инфекционных заболеваний? (Занятия спортом, закаливание, ЗОЖ, и т. д.)

Давайте попробуем один из способов укрепления здоровья. Вы устали, давайте немного отдохнем, проведем физкультминутку

Кроме перечисленных воздействий на возбудителей инфекций существуют методы и средства для борьбы с переносчиками заболеваний: дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

Дезинфекция, или обеззараживание, - комплекс специальных мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей заразных заболеваний в окружающей человека среде. Частными видами дезинфекции являются дезинсекция, под которой понимают уничтожение насекомых и клещей - переносчиков инфекционных заболеваний, и дератизация - истребление грызунов, опасных в эпидемиологическом отношении.

Признаками заболевания являются повышенная температура, плохое самочувствие, головные боли, появление сыпи и т. п.

5.Профилактика инфекционных болезней

Профилактика инфекционных болезней — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения охрану окружающей среды.

Успехи современной медицины в борьбе с инфекционными болезнями (ликвидация чумы, холеры, натуральной оспы, возвратного тифа, значительное уменьшение детских инфекций) не снижают актуальности проблемы профилактики инфекционных заболеваний.

Основным направлением деятельности современного здравоохранения было и остается профилактическое. При этом комплекс предупредительных мер в отношении инфекционных заболеваний направлен на все

три звена эпидемического процесса :

- источник инфекции, пути ее передачи и восприимчивый организм.

К мероприятиям, проводимым в отношении источника инфекции, относится раннее, активное и полное выявление больных, их своевременная изоляция, госпитализация и лечение, проведение дезинфекционных мероприятий в очаге.

Весьма важен разрыв второго звена эпидемического процесса - путей передачи возбудителя, поэтому в профилактике инфекционных болезней огромное значение отводится соблюдению правил личной гигиены, пропаганде гигиенических навыков и санитарной культуры среди населения, оказанию практической помощи органам здравоохранения в проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий.

В очагах заболеваний обеспечивается особый санитарно-гигиенический контроль за продажей продовольственных товаров, санитарным состоянием объектов питания и водоснабжения, выполнением санитарных и технологических правил приготовления, хранения и транспортировки продуктов, готовой пищи, пользования водой, а также за полнотой проведения дезинфекционных мероприятий.

Профилактические меры, направленные на третье звено эпидемической цепи - восприимчивость населения, заключаются в создании искусственного иммунитета против инфекционных болезней.

Инфекционные болезни - патологическое состояние человеческого организма, вызванное болезнетворными микробами.

Причинами инфекционных заболеваний являются не только вирусы, но и многочисленные и разнообразные микроорганизмы.

У человека имеется иммунная система, которая мобилизует организм на борьбу с патогенным возбудителем и его токсинами.

Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития.

Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят. Чтобы избежать заражения, нужно соблюдать и применять профилактические меры.

Дать ответы на вопросы:

Что такое инфекция?

Назовите группы инфекционных заболеваний и дайте их характеристику

Объясните, что представляет собой инкубационный период инфекционного заболевания.

Назовите пути передачи инфекции и дайте им характеристику.

Назовите три элемента общей эпидемиологической цепи, на которые необходимо воздействовать, чтобы предотвратить распространение инфекционных заболеваний.

Какие инфекции относятся к особо опасным?

В чем заключается профилактика инфекционных заболеваний?

Источником какого инфекционного заболевания могут служить консервированные в домашних условиях мясо, рыба, овощи, грибы?

Расскажите о самом распространенном инфекционном заболевании верхних дыхательных путей — гриппе. Что является возбудителем гриппа, источником заболевания? Назовите меры профилактики гриппа.

Какое значение имеет личная гигиена в профилактике инфекционных заболеваний?

V выставление оценок, подведение итогов.

Домашнее задание: Выучить конспект, подготовить сообщения:

Особенности оказания ПМП в очаге бактериологического поражения.

Последнее достижение науки в лечении и профилактике вирусных (инфекционных) болезней.

Отделение переливания крови ГКБ № 52 — одно их старейших в Москве — организовано в ноябре 1970 года. На сегодняшний день отделение оснащено по последнему слову медицинской техники и имеет возможность готовить все необходимые компоненты крови и в считанные дни предоставлять их пациентам больницы для оказания неотложной и плановой трансфузионной терапии.

Отделение располагается на 3 этаже 1 корпуса ГКБ №52 и занимает целый этаж, условно разделённый на две основных зоны:

  • нестерильная зона: регистратура, лаборатория, кабинет врача-трансфузиолога, где поводится осмотр доноров, буфет для доноров, кабинет заведующего, холл для ожидания донаций и отдыха доноров, гардероб;
  • стерильная (производственная) зона, где расположены операционная, рассчитанная на прием 5 доноров, предоперационная, центрифужная, предназначенная для разделения крови на компоненты, холодовая комната, где плазма хранится в карантине до 3-х лет.

В структуре отделения также имеется кабинет выдачи готовой продукции (эритроцитосодержащих сред, плазмы и тромбомассы). Кабинет расположен на 3 этаже 6 корпуса и работает круглосуточно.

Все манипуляции, выполняемые в отделении, проводятся в стерильных условиях. Заготовка крови с последующим разделением на фракции осуществляется только одноразовыми расходными материалами, исключающими нанесение какого-либо вреда донору или заражения гемотрансмиссивными инфекциями.

Сотрудники отделения и волонтеры ведут активную работу по пропаганде безвозмездного донорства. Приглашаем стать участниками мероприятий, которые мы проводим для наших доноров — Донорские марафоны, рабочие субботы, праздничные мероприятия в рамках общегородских событий и акций. Информацию вы можете найти в ленте новостей на главной странице сайта, на странице ДОНОРЫ ГКБ 52 и ГКБ №52 в Facebook и ВКонтакте.


Как стать донором?
Когда будет рабочая суббота?
Какие донорские акции планируются? Как помочь?
Нужна помощь!

Контактный телефон +7 (996) 929-94-68
Специалист по привлечению безвозмездных доноров Десницкая Любовь Сергеевна
Телефон регистратуры ОПК: +7 (499) 196-35-33

Цельная кровь в наше время переливается очень редко, полученную дозу цельной крови разделяют на компоненты. Кровь состоит из плазмы и клеток крови (форменных элементов) - эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, и при переливании пациент получает именно тот компонент крови, который ему необходим. Таким образом, кровь одного донора может помочь нескольким пациентам.

Возможно избирательно получать от донора любой необходимый в данный момент компонент крови.

Плазма - жидкая часть крови. Она на 90 % состоит из воды, в которой содержатся питательные вещества: белки, жиры, углеводы, гормоны, витамины, соли, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Плазма широко используется в лечебных целях в хирургии, акушерстве и гинекологии, онкологии.

Донорский плазмаферез - метод получения от донора плазмы с возвратом собственных форменных элементов крови (эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов).

Длительность процедуры в среднем составляет 45 минут. Максимальный объём одной плазмодачи не превышает 600 мл.

Полное восстановление состава крови у донора происходит на 2 сутки.

Интервал между плазмаферезами составляет не менее 14 дней. Максимальный объём сданной плазмы в год не должен превышать 12 л.

Тромбоциты - это клетки крови, участвующие в образовании тромба. Показаниями для переливания тромбоцитов являются онкологические заболевания крови , массивные кровопотери, иммунные, наследственные и приобретенные заболевания, связанные с неполноценностью тромбоцитов, и многие другие.

Тромбоцитаферез - это аппаратная процедура, во время которой кровь из вены донора обрабатывается в центрифуге сепаратора. После отделения тромбоцитов все остальные элементы крови возвращаются донору через ту же иглу путем смены циклов забора – возврата.

Процедура тромбоцитафереза занимает примерно 1,5 часа. Срок восстановления уровня тромбоцитов около 2 недель.

Эритроциты переливают пациентам при большой потере крови, например, во время операций или родов, для лечения анемий и других заболеваний, при которых снижено кровообразование и низок собственный уровень гемоглобина.

Процедура эритроцитафереза занимает около часа и происходит так же, как и тромбоцитаферез. Срок восстановления уровня эритроцитов около 1 месяца.

Последующие процедуры
Исходные процедуры Кроводача Плазмаферез Тромбоцитаферез Эритроцитаферез
Кроводача 60 30 30 90
Плазмаферез 14 14 14 14
Тромбоцитаферез
(доза 500-600 мл)
14 14 14 14
Эритроцитаферез 180 90 60 180

Донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, не имеющий противопоказаний к донорству крови и прошедший специальное медицинское обследование. Донорство крови и ее компонентов осуществляется исключительно на добровольных началах.

В зависимости от периодичности сдачи крови и ее компонентов доноры подразделяются на следующие категории:

  1. активные (кадровые) доноры, имеющие 3 и более крово- (плазма-, цито-) дачи в году;
  2. доноры резерва, имеющие менее 3-х крово- (плазма-, цито-) дач в году.

Независимо от того, к какой категории относится донор, ему обеспечиваются меры социальной поддержки, в том числе и по месту его работы.

I. Абсолютные противопоказания
(отвод от донорства независимо от давности заболевания и результатов лечения)

  1. Гемотрансмиссивные заболевания:
    1. Инфекционные:
      • СПИД, носительство ВИЧ-инфекции
      • Сифилис, врожденный или приобретенный
      • Вирусные гепатиты, положительный результат исследования на маркеры вирусных гепатитов (HBsAg, анти-HCV антител)
      • Туберкулез, все формы
      • Бруцеллез
      • Сыпной тиф
      • Туляремия
      • Лепра
    2. Паразитарные:
      • Эхинококкоз
      • Токсоплазмоз
      • Трипаносомоз
      • Филяриатоз
      • Ришта
      • Лейшманиоз
  2. Соматические заболевания:
    1. Злокачественные новообразования
    2. Болезни крови
    3. Органические заболевания ЦНС
    4. Полное отсутствие слуха и речи
    5. Психические заболевания
    6. Наркомания, алкоголизм
    7. Сердечно-сосудистые заболевания:
      • гипертоническая болезнь II-III ст.
      • ишемическая болезнь сердца
      • атеросклероз, атеросклеротический кардиосклероз
      • облитерирующий эндоартериит, неспецифический аортоартериит, рецидивирующий тромбофлебит
      • эндокардит, миокардит
      • порок сердца
    8. Болезни органов дыхания:
      • бронхиальная астма
      • бронхоэктатическая болезнь, эмфизема легких, обструктивный бронхит, диффузный пневмосклероз в стадии декомпенсации
    9. Болезни органов пищеварения:
      • ахилический гастрит
      • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
    10. Заболевания печени и желчных путей:
      • хронические заболевания печени, в том числе токсической природы и неясной этиологии
      • калькулезный холецистит с повторяющимися приступами и явлениями холангита
      • цирроз печени
    11. Заболевания почек и мочевыводящих путей в стадии декомпенсации:
      • диффузные и очаговые поражения почек
      • мочекаменная болезнь
    12. Диффузные заболевания соединительной ткани
    13. Лучевая болезнь
    14. Болезни эндокринной системы в случае выраженного нарушения функций и обмена веществ
    15. Болезни ЛОР-органов:
      • озена
      • прочие острые и хронические тяжелые гнойно-воспалительные заболевания
    16. Глазные болезни:
      • остаточные явления увеита (ирит, иридоциклит, хориоретинит)
      • высокая миопия (6 Д и более)
      • трахома
      • полная слепота
    17. Кожные болезни:
      • распространенные заболевания кожи воспалительного и инфекционного характера
      • псориаз, эритродермия, экземы, пиодермия, сикоз, красная волчанка, пузырчатые дерматозы
      • грибковые поражения кожи (микроспория, трихофития, фавус, эпидермофития) и внутренних органов (глубокие микозы)
      • гнойничковые заболевания кожи (пиодермия, фурункулез, сикоз)
    18. Остеомиелит острый и хронический
    19. Оперативные вмешательства по поводу резекции органа (желудок, почка, желчный пузырь, селезенка, яичники, матка и пр.) и трансплантации органов и тканей

II. Временные противопоказания

Примечание. При наличии у донора заболеваний, не вошедших в данный Перечень, вопрос о допуске к донорству решается комиссионно врачом-трансфузиологом и соответствующим(ими) специалистом(ами).

Предлагаем вам узнать подробно об этапах донации (процедуры сдачи крови).

Теория и практика эпидемиологии (epi на + demos - народ + logos - наука) явились надежным методологическим фундаментом для реализации широкомасштабных и эффективных профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, успешно осуществляемых в борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями.

Эпидемиологический подход к изучению болезней человека - осно­вополагающая идея, определившая предмет изучения, цели, организацию и методы эпидемиологических исследований. Эпидемиологические иссле­дования как специфическая познавательная деятельность - основа эпиде­миологии. Эпидемиологический метод - условное понятие, отражающее всю совокупность общенаучных и специальных приемов и методов, исполь­зуемых в эпидемиологических исследованиях.

Заболеваемость, как одно из объективных массовых явлений характеризующее здоровье населения и отражающее влияние на население неблагоприятных факторов (биологические, социальные, природные и др. факторы как причины болезни — основной предмет эпидемиологии). Заболеваемость - это статистическая величина, определяемая совокупностью объективных (причинных) и субъективных (качество выявления, диагностики и т.д.) факторов, исчисляется в показателях на 100 тысяч населения. Описание заболеваемости, выявление причин и механизма возникновения, развития и распространения болезней, разработка и оценка качества и эффективности мер по снижению заболеваемости и профилактике болезней — основные цели эпидемиологии как познавательной деятельности. В задачи эпидемиологии входят: определение медицинской и социально-экономической значимости болезни и ее места в структуре патологии населения; изучение закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам), по территории и среди различных групп населения (половых, возрастных, профессиональных, бытовых, этнических); выявление причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни; разработка рекомендаций по оптимизации профилактики и борьбы с данной болезнью; разработка прогноза изучаемой болезни. Применение эпидемиологических исследований в клинике и формирование нового направления в эпидемиологии — клинической эпидемиологии. Эпидемиологический надзор, организация и проведение мероприятий по снижению заболеваемости и профилактике болезней — основные цели практической эпидемиологии.

Типы (варианты, характерные черты) эпидемиологических иссле­дований: сплошные и выборочные, описательные и аналитические, на­блюдательные и экспериментальные, рутинные и специальные, одномо­ментные и продолжительные, ретроспективные, динамические и смешанные, полевые и клинические, ориентировочные (пробные).

Методы эпидемиологии - состоят из совокупности приемов и способов: наблюдение и эксперимент. Наблюдение - получение достоверных исходных данных базируется на эпидемиологических обследованиях очагов инфекционных болезней — это первичные материалы являются основой для составления данных цифрового характера. Помимо статистических данных широко используются лабораторные данные: бактериологические, вирусологические, биохимические исследования. Эксперимент в эпидемиологии позволяет выявить определенные черты эпидемиологического процесса или оценить качество и эффективность предлагаемых и проводимых противоэпидемических мероприятий искусственно воспроизведенного эпидемиологического процесса.

Эпидемиологический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний (в виде болезни или носительства), т. е. закономерности заражения человека возбудителями инфекции (инвазии) естественно обитающими в живых организмах или на объектах окружающей среды и проникающими в заражающийся организм с помощью того или иного механизма передачи, следствием чего является развитие инфекционного процесса.

Проявления эпидемиологического процесса: спорадическая заболеваемость - это единичные, несвязанные между собой случаи болезни; эпидемическая или групповая заболеваемость - это случаи болезни связанные между собой. Может протекать в виде: вспышки - случаи заболеваний, ограниченные одним учреждением (пищевая точка); эпидемии - интенсивное распространение инфекционной болезни, значительно превышающей уровень спорадической заболеваемости, и характеризуется возникновением множественных эпидемических очагов (город); пандемии это необычайно высокая степень эпидемического распространения инфекционного заболевания с охватом страны, нескольких стран, континентов.

Эпидемическая заболеваемость (эндемия) - постоянно существующая на данной территории в силу ряда природных, бытовых или социальных условий, является сложным социально-биологическим явлением. Биологическую основу составляет взаимодействие трех основных частей или звеньев: I звено - источники возбудителей инфекции; II звено - механизм передачи возбудителей инфекции; III звено - восприимчивое население.

I звено: источник возбудителей инфекции - это живой заразный организм (больные люди, животные), который является естественной средой для существования возбудителей - паразитов. Эпидемическую опасность представляют атипичные, трудно выявляемые формы болезни в различные периоды инфекционного процесса. При большинстве инфекций наибольшая опасность заражения существует в разгаре болезни. Особенностью этого периода является наличие ряда патофизиологических механизмов, способствующих интенсивному выделению возбудителей в окружающую среду: кашель, насморк, рвота, понос и др.

Бактериовыделители - практически здоровые люди, представляют особую опасность для окружающих в виду трудности их выявления. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни – характеризуется как реконвалесцентное носительство (в зависимости от длительности бывает острое - до 3 месяцев и хроническое - от 3 месяцев до нескольких десятков лет). Наблюдается и транзиторное носительство, при котором возбудитель в организме находится очень короткий срок, не вызывая патологических изменений и иммунного ответа.

Болезни, при которых люди являются источником возбудителей инфекции, называются антропонозами. Болезни, при которых источниками возбудителей инфекции являются животные, называются зоонозами. Распространение инфекции среди животных - эпизоотический процесс, может носить характер, как спорадической заболеваемости, так и эпизоотии. Эпидемиологическую опасность для людей представляет большой круг животных: дикие - при бешенстве (волки, лисы, еноты), при туляремии (зайцы, ондатры, крысы); сельскохозяйственные - при бруцеллезе (коровы, овцы, козы); домашние - при токсоплазмозе и др. паразитозах (кошки, собаки) и т.д. Заболевания, при которых источником возбудителей инфекции являются как люди, так и животные называются антропозоонозами. Также еще выделяется группа сапронозов таких инфекционных болезней, возбудители которых являются свободноживущими в окружающей среде. Типичным представителем сопронозов является легионеллез. Естественная среда для легионелл - теплые водоемы, где легионеллы накапливаются в амебах и водорослях, затем попадают в резервуары для воды, в кондиционеры.

II звено: механизм передачи возбудителей реализует взаимодействие как популяций паразита и хозяев в пределах паразитарной системы, так и взаимодействие паразитарной системы с окружающей средой. Локализация возбудителей в организме и специфика проявлений инфекционного процесса определили наличие нескольких типов механизма передачи возбудителей от источников инфекции к восприимчивым лицам. Аэрозольный механизм передачи реализуется двумя путями: воздушно-капельным при нестойких во внешней среде микроорганизмах (вирус кори, менингококк и др.); воздушно-пылевым при устойчивых, сохраняющих жизнеспособность длительный срок возбудителях (микобактерия туберкулеза). Возбудители, выделяясь в окружающую среду при кашле, чихании, иногда разговоре и дыхании, быстро проникают в дыхательные пути лиц, окружающих источник инфекции. При этом обнаруживается "эстафетная" передача и заражение все большего числа восприимчивых людей. Фекально-оральный механизм передачи является единственным для кишечных инфекций, возбудители которых находятся в пищеварительном тракте людей. Трансмиссивный механизм передачи реализуется с помощью живых кровососущих переносчиков. Контактно-бытовой механизм передачи возможен при непосредственном соприкосновении и введении возбудителей на поверхность кожи или слизистых (венерические болезни, микозы) или посредством зараженных предметов обихода. Вертикальный механизм передачи (при внутриутробном заражении плода) осуществляется при таких болезнях, как токсоплазмозы, краснуха, ВИЧ-инфекция. Необходимо иметь в виду, что в практической работе возможны и необычные "искусственные" способы передачи, условия для которых складываются в лабораторных условиях (на производстве вирусных и бактериальных препаратов при нарушении технологического процесса, техники безопасности, авариях). Необычные пути передачи возможны при медицинских манипуляциях - парентеральные процедуры, эндоскопии (вирусный гепатит В).

III звено: восприимчивый коллектив. Восприимчивость — свойство организма отвечать инфекцией на встречу с возбудителями. Восприимчивость является обязательным условием для возникновения любого инфекционного процесса. Гетерогенность (неоднородность) людей по восприимчивости и устойчивости к различным инфекционным агентам любой природы общеизвестна и постоянно демонстрируется в виде различных реакций отдельных индивидуумов на воздействие одного и того же агента в одной и той же дозировке и при одинаковой длительности воздействия на организм. Возможен ярко выраженный полиморфизм клинических проявлений заболевания - от тяжелейших, молниеносных и смертельных до легчайших случаев, едва нарушающих общее состояние заболевшего, а также бессимптомное носительство. Состояние восприимчивости зависит от факторов, определяющих специфическую и неспецифическую резистентность.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции