Инфекционное заболевание человека кроссворд

Класс: 9

Цель: проверить и закрепить знания учащихся по изученному ранее материалу, развивать мыслительную деятельность, сообразительность, привитие интереса к предмету СБО, воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Оборудование: карточки-лото, фишки, кроссворд “Заболевание”.

ПЛАН УРОКА:

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово.
  3. Контроль теоретических знаний.
  4. Подведение итогов.

1. Рекомендации учителю

  • Раздача карточек – лото, фишек при объявлении этапа.
  • Подведение итогов отдельных этапов и урока в целом.
  • 2. Вступительное слово

    Здравствуйте, ребята. Мы с вами изучили виды инфекционных заболеваний, правила ухода за больными, вызова врача на дом и оформления листка нетрудоспособности. И сегодня у нас будет обобщающий урок по теме “Инфекционные заболевания”. Пройдет он не совсем обычно - это урок-соревнование, в котором каждый из вас будет зарабатывать за свои знания баллы. Соревнование состоит из 6 этапов.

    3. Контроль теоретических знаний.

    Этап 1. “АБВГДЕйка”.

    Как хорошо уметь писать! А ещё лучше уметь писать грамотно.

    Задание: вставьте пропущенные буквы в следующих словах. Ответы записать в тетрадь, за каждое правильно отгаданное слово 1 балл.

    Д – З И Н - - К – И Я

    З А – О Л - - Н И Е

    Ф – Т О Т – Р – П И Я

    Этап 2. Игра “Путаница”.

    В предложениях слова перепутались местами. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. За правильно построенное предложение 2 балла.

    1. Воздушно-капельных, среди, инфекций, заболеваний, из самых, грипп это, заразных.
    2. Больной, источником, является, инфекции, человек.
    3. Право, человек, больничным, имеет, работающий, листом, воспользоваться.

    Этап 3. Решение кроссворда

    1. Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.
    2. Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.
    3. Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.
    4. Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.
    5. Вирусное заболевание, поражающие печень.
    6. Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.
    7. Инфекционное кожное заболевание, вызывающие сильный зуд.

    Ответы: 1.Дезинтерия. 2.Ботулизм. 3. Дезинфекция. 4. Прививка. 5.Гепатит. 6.Эпидемия. 7. Чесотка.

    За правильно отгаданное слово 1 балл. Подведение итогов по 3 этапу.

    У вас 2 вида карточек. Первый вид “Правила ухода за больным”, второй - “Листок нетрудоспособности”. Правила игры таковы: я зачитываю вам вопрос, вы ищите правильный ответ и закрываете его фишкой. Если ответ не знаете, то пропускаете данный вопрос. Вопросы задаются без длинных фраз. За каждый правильный отчет 1 балл.

    Вопросы к карточке №1 “Правила ухода за больным”.

    1. Какими продуктами должен питаться больной?
    2. Как часто больной должен принимать таблетки, микстуры?
    3. Сколько раз в день надо измерять температуру больному?
    4. Какие правила гигиенического режима надо соблюдать в комнате больного?

    2 –3 раза в день

    После измерения температуры

    Один раз в неделю влажная уборка, вытирание пыли.

    Доброкачественными

    Ежедневное проветривание, влажная уборка

    Любыми продуктами

    Каждый час

    По назначению врача

    Ответы: 1.Доброкачественными. 2. По назначению врача. 3. 2-3 раза в день. 4. Ежедневное проветривание, влажная уборка.

    Вопросы к карточке №2 “Листок нетрудоспособности”.

    1. Какое право даёт больничный лист?
    2. Где выдаётся листок нетрудоспособности?
    3. Чья подпись должна быть в листке нетрудоспособности?
    4. В какой день болезни можно открыть больничный лист?

    Во время прихода врача на дом по вызову

    В последний день болезни

    Освобождение от работы

    Подпись лечащего врача

    Отдых от работы

    В поликлинике на приеме у врача

    Подпись больного

    В первый день болезни

    Ответы на вопросы: 1. Освобождение от работы.2. В поликлинике на приеме у врача. 3. подпись лечащего врача.4.В первый день болезни.

    5 этап. Игра “Эстафета”.

    Я задаю вопрос по теме “Инфекционные заболевания” любому из вас .Тот, кто отвечает правильно получает 1 балл. Затем, ответивший, задаёт вопрос товарищу по этой же теме и получает ещё 1 дополнительный балл за заданный вопрос. В итоге на данном этапе можно получить 2 балла.

    - Какие документы вам необходимы при записи на прием к врачу?

    6 этап. Игра “Не навреди”.

    – Первым врачом, труды которого сохранились до нашего времени, был Гиппократ, он жил в 460 году до н.э. “Не навреди больному!” – говорил Гиппократ. Я надеюсь, что ваши познания в оказании помощи больному при заболевании гриппом, которые вы изучили и усвоили на предыдущих уроках, помогут тем, кому вы будете оказывать помощь.

    Ученики по “цепочке” дают рекомендации, если рекомендация неверная, то все хлопают в ладоши и исправляют ошибку. За правильный совет ученик получает 1 балл.

    4. Подведение итогов.

    Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили. Подсчет результатов. Оценивается деятельность учащихся, отмечается правильность и скорость ответов, интересные вопросы и содержательные ответы. Определение победителя по таблице.

    Имя ученика “АБВГДЕйка” “Путаница” Кроссворд “Лото”. “Эстафета” “Не навреди”. Итог

    И всё таки , главным итогом являются не баллы, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в жизненной ситуации.

    По горизонтали: 1. Заболевание, возникающее при попадании микроба – дизентерийной палочки – с пищей через рот в кишечник человека. 2. Человек, в организме которого есть болезнетворные микробы, но сам он остается практически здоровым. 3. Период времени от момента проникновения микробов в организм человека до проявления болезни. 4. Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. 5. Возбудителем какого инфекционного заболевания является холерный вибрион. 6. Инфекционное заболевание животных и человека, поражающее чаще всего легкие и лимфатические железы.

    По вертикали: 7. Заболевания, которые передаются человеку от больных животных. 8. Проявляется эта болезнь в виде воспаления и изъязвления слизистой оболочки рта. 9. Микроорганизмы, вызывающие заболевания человека. 10. Заболевание, вызванное микробами – сальмонеллами.

    По горизонтали: 1. Микроб, вызывающий стафилококковое отравление. 2. Способ тепловой обработки овощей, снижающий концентрацию нитратов в овощах. 3. Отравление пищей, содержащей сильнодействующий токсин микроба – ботулинуса. 4. Отравления, возникающие в результате попадания в организм человека пищи, пораженной ядами микроскопических грибов.

    По вертикали: 5. Хроническое пищевое отравление, вызываемое спорыньей. 6. Условно-патогенный микроб. 7. Яды, вырабатываемые микробами в процессе жизнедеятельности . 8. Орган человека, где обитают условно-патогенные микробы . 9. Удобрения, которое используется для повышения урожайности в сельском хозяйстве, вызывающие отравление. 10. Ядовитый гриб.

    Выберите книгу со скидкой:


    ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

    350 руб. 205.00 руб.


    350 руб. 179.00 руб.


    ОГЭ. Русский язык. Диагностические и контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. 6 класс

    350 руб. 129.00 руб.


    Русский язык в картинках для современных детей

    350 руб. 328.00 руб.


    ОГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

    350 руб. 189.00 руб.


    Русский язык. Типовые варианты

    350 руб. 188.00 руб.


    350 руб. 171.00 руб.


    Если ты найдешь это письмо… Как я обрела смысл жизни, написав сотни писем незнакомым людям

    350 руб. 565.00 руб.


    Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей

    350 руб. 130.00 руб.


    Для детского сада. Письмо. Подготов. группа

    350 руб. 144.00 руб.


    Для детского сада. Письмо. Старшая группа

    350 руб. 144.00 руб.


    Альбом по подготовке к школе. Письмо

    350 руб. 272.00 руб.

    БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

    400081 Волгоград
    ул. Политрука Тимофеева, дом 5
    Телефон/факс: (8442) 36-26-20
    Адрес электронной почты: vocmp@volganet.ru

    Информационный материал для кабинетов (отделений) медицинской профилактики

    Материалы предназначены для проведения бесед с учащимися средних и старших классов школ и профессиональных училищ.

    Цель: Совершенствовать работу по формированию здорового образа жизни школьников.

    Задачи:

    1. Дать знания о заболеваниях, передающихся половым путём (ИППП).

    2. Продолжить работу по формированию ценностного отношения к своему здоровью.

    3. Обобщить знания о способах защиты от заражения ИППП.

    4. Оказать помощь в формировании умения предотвращать опасные и экстремальные ситуации, вредные для здоровья.

    5. Дать информацию об организациях, проводящих обследование и лечение ИППП.

    План беседы:

    I. Вводная часть.

    II. Основная часть.

    III. Контрольное задание.

    IV. Заключительная часть.

    I. Вводная часть

    К семейной жизни необходимо относиться как к труду.

    Человек, который видит и ищет в любви только наслаждения, неизбежно окажется безответственным и в своем отношении к обязанностям, которые налагает на него общество.

    II. Основная часть

    1. Что такое инфекции, передающиеся половым путём (ИППП)?

    Болезнями, передающимися половым путем (или венерическими), называют заболевания, которые передаются главным образом при половых контактах. Существует около 30 заболеваний, которые объединили в одну группу, потому что все они передаются человеку при сексуальных контактах, сокращённо их называют ИППП.

    Кто-то давно не без иронии назвал их так по имени Венеры – мифологической богини любви. Однако они не только не имеют ничего общего ни с любовью, ни с красотой, но и скорее связаны с отсутствием всяких представлений о любви и красоте.

    Венерические болезни носят инфекционный характер, то есть вызываются различными возбудителями, которые, тем либо другим путем, попадая в организм, вызывают заболевание. Это могут быть вирусы, бактерии, дрожжевые грибы, простейшие и даже членистоногие.

    Они не оставляют у переболевшего ими человека выраженного иммунитета (невосприимчивости). Поэтому нередко встречаются случаи повторного заражения сифилисом, гонореей и другими болезнями, передающимися половым путём.
    Источником венерических инфекций обычно является больной человек, причём он может одновременно болеть несколькими болезнями: например, сифилисом, гонореей и хламидиозом, сифилисом и гонореей.

    Обычно несколькими болезнями страдают те, кто часто меняет половых партнеров.
    2. Общие признаки ИППП.

    ИППП внешне не заметны. Степень интеллекта, национальная принадлежность, высокое положение или деньги от них не защищают. Верой они не излечиваются и не проходят сами собой. ИППП имеют общие признаки:

    1. Передаются при сексуальных контактах.

    2. Имеют скрытый период. От момента проникновения в организм до появления каких-либо признаков заболевания может пройти от 3 дней до 6 месяцев, иногда даже до нескольких лет.

    3. Часто протекают скрытно (без каких-либо проявлений) и случайно выявляются при обследовании.

    4. Повреждают многие органы и ткани организма (мочеполовую и нервную систему, печень, сердце, кожные покровы).

    5. Более раннее начало лечения чаще приводит к выздоровлению.

    6. Самопроизвольно не излечиваются.

    7. Приводят к большому количеству осложнений (бесплодие, импотенция, параличи, рак, поражение кожи и суставов, потеря зрения и прочее).

    8. Некоторые из этих заболеваний передаются через кровь (нестерильные иглы, шприцы, инструменты для татуировок, прокалывания ушей), от матери к ребёнку во время беременности и родов, бытовым путём.

    9. Часто встречается сочетание нескольких ИППП у одного человека.

    3. Какие заболевания относятся к ИППП?

    Долгое время к числу ИППП относили общеизвестные заболевания:

    1. сифилис,
    2. гонорея,
    3. урогенитальный кандидоз (молочница).

    В последнее время появилась группа заболеваний, также относящихся к ИППП, это

    ИППП второго поколения:

    3. генитальный герпес,

    4. венерические бородавки.

    Каждое из этих заболеваний кроме общих признаков, которые мы уже назвали, имеют также и свои особенности.

    Мы рассмотрим некоторые из этих заболеваний.

    4. Трихомониаз

    Это инфекционное заболевание вызывается трихомонадой, простейшим паразитом. Половые органы и мочевыводящие пути поражаются только влагалищной трихомонадой.

    Трихомониаз является одним из наиболее распространенных специфических воспалительных заболеваний, это заболевание выявляется у 60-70% женщин, жалующихся на выделения из половых путей.

    Однако новорожденная девочка может быть больной трихомониазом, т.к. заражение происходит при прохождении ребенка через инфицированные половые пути матери. Если девочка спит с больной матерью в одной постели, может произойти заражение контактным путем, через выделения из половых путей женщины.

    На практике невозможно встретить женщину, зараженную только трихомониазом. Данная инфекция всегда сочетается с другими бактериальными инфекциями (грибковой, кокковой, хламидийной и т.д.), которые обычно выявляют исследованием влагалищных выделений.

    Признаки заболевания. Основным проявлением заболевания служат обильные жидкие, пенистые выделения серо-желтого цвета, которые вызывают зуд и жжение в области наружных половых органов.

    Для того чтобы лечение трихомониаза было эффективным, необходимо лечить обоих партнеров. Местное лечение должно сочетаться с общим. Если обследование подтверждает соответствующую инфекцию (гонорею, хламидиоз, кокковую инфекцию и др.) деоматовенеролог, гинеколог назначают соответствующее лечение.

    5. Сифилис

    Еще одна теория гласит, что сифилис в Европе существует с незапамятных времен. Гиппократ, Авиценна, Плутарх, Гален, Цельс в своих трудах описывали признаки болезней, подобных венерическим, у своих современников. Доказательством тому также служат скелеты людей с признаками поражения костей, характерными для сифилиса, найденные при археологических раскопках.

    Первые признаки заболевания. Небольшая безболезненная язва в области половых органов, на слизистой полости рта или в месте инъекции появляется через 3-4 недели после заражения. Эти маленькие и безболезненные язвочки исчезают сами по себе. НО! Возбудитель болезни остаётся в организме и болезнь прогрессирует. Позже, если не проводится лечение, на коже и слизистых могут появляться пятнышки и узелки. Течение сифилиса волнообразное, поэтому сыпь на коже и слизистых может исчезать, а затем снова появляться. Появление сыпи может сопровождаться подъёмом температуры, головной болью, недомоганием. Возможно выпадение волос, ухудшение зрения, изменение голоса, поражение нервной системы, различных внутренних органов. Спустя годы после заражения сифилисом возможно поражение головного и спинного мозга, внутренних органов, суставов.

    Сифилис хорошо поддаётся лечению особенно на ранних стадиях инъекциями определённых антибиотиков. Самостоятельное и неполноценное лечение осложняется скрытыми формами сифилиса и не приводит к выздоровлению у 75% больных.

    Возбудитель гонореи. Возбудитель гонореи микроб гонококк, открытый в 1879 году Альбертом Нейссером. Он малоустойчив во внешней среде: быстро погибает под действием света, при нагревании (40 °С), при высыхании. В то же время он долго сохраняется во влажной среде, что способствует передаче заболевания неполовым путем. Например, в гное гонококки сохраняют жизнеспособность в течение 24 часов.

    Пути заражения гонореей. Основным источником заражения гонореей является больной человек. Наиболее частый путь заражения – половой. Мужчины в большинстве случаев заражаются от женщин, страдающих хронической формой гонореи. В этой стадии заболевание мало беспокоит женщину, она обычно не знает о своем заболевании до тех пор, пока не становится виновницей заражения, либо когда развиваются осложнения, заставляющие обратиться к врачу. Заражение может произойти при кратковременном соприкосновении наружных половых органов, так как выделения больного(ной) крайне заразны. Так обычно заражаются девушки, у которых при обследовании выявляют гонорею при сохранённой девственности. Существует неполовой путь передачи этой инфекции. Условия для этого создаются в семьях, где не соблюдаются элементарные правила личной гигиены. Общая постель, полотенце, мочалка, ночной горшок, тазик, ванна и стульчак в туалете – все это становится рассадником инфекции, если в них попадают выделения больных. Больная мать во время родов может заразить своего ребенка, обычно девочку, если на половые органы ребенка попадают гонококки. Инфекция, попадая в глаза новорожденного любого пола, вызывает их поражение, которое может привести к слепоте. С целью предотвращения этого всем новорожденным проводят обработку глаз дезинфицирующими средствами.

    Первые признаки заболевания. У мужчин заболевание начинается с появления красноты и отечности слизистой оболочки отверстия мочеиспускательного канала. Затем появляются желтовато-серые гнойные выделения. Заболевший жалуется на боли и жжение во время мочеиспускания. По утрам (до мочеиспускания) при осмотре обнаруживается скудная капелька слизистого характера, выделяющаяся из мочеиспускательного канала. У женщин симптомы могут совсем отсутствовать. Может появиться боль, жжение или чувство дискомфорта при мочеиспускании, желтоватые или зеленоватые выделения, также могут появиться боли в низу живота, повышение температуры.

    Если больной не получает лечение или занимается самолечением, гонорея в любой стадии может дать тяжелые осложнения. Их результатом является половое бессилие (импотенция) и бесплодие. А что может быть страшнее для юноши и девушки? Утрата возможности стать матерью – горе для каждой женщины. Но еще тяжелее оказаться виновницей болезни своего ребенка. Заражение возможно, если ребенок спит в одной постели с больной матерью, через горшок, загрязненный выделениями, губку, полотенце.

    7. Как выявить ИППП?

    Часто выявить ИППП можно только при специальных исследованиях, для этого нужно получить консультацию врача дерматовенеролога, гинеколога, уролога.

    Что же делать, если выявили ИППП? Как можно раньше начать лечение, назначенное врачом, обязательно соблюдать режим и дозировку приёма лекарств, позаботиться о том, чтобы защитить себя от ИППП в будущем.

    Если ИППП не лечить, или заниматься самолечением, то они могут вызвать тяжёлые осложнения.

    Поздно начатое лечение может быть неэффективным!

    8. Как можно избежать заражения ИППП?

    Это один из важнейших вопросов наряду с признаками и последствиями заболеваний, передающихся половым путём.

    Как можно избежать заражения ИППП?

    • Воздерживаться от внебрачных сексуальных контактов.
    • Отказаться от контактов со случайными сексуальными партнёрами.

    — Помни, что сознательный отказ от секса разумен.

    — Ты не обязан вести половую жизнь.

    • Сохранять взаимную верность с единственным здоровым сексуальным партнёром.
    • Правильно использовать качественный презерватив при каждом сексуальном контакте.
    • Не использовать нестерильные иглы, шприцы, чужие инструменты.
    • Соблюдать правила личной гигиены.
    • Не брать чужие и не давать другим людям свои вещи (бельё, полотенца, одежду и прочее).
    • Воздержаться от употребления алкоголя и наркотических веществ. Под их действием часто совершаются необдуманные поступки.

    III. Контрольное задание

    К каждому, из приведённых ниже вопросов предлагается на выбор несколько вариантов ответов. Выбери ответ, который ты считаешь правильным.

    1. Заботиться о своём здоровье – это:

    А – заниматься физической культурой,

    Б – средства механической контрацепции,

    В – заниматься беспорядочной половой жизнью,

    2. Через сексуальные контакты передаётся:

    3. Признаками ИППП являются:

    А – головная боль,

    Б – жжение половых органов,

    4. ИППП не передаются при:

    А – плавании в бассейне,

    Б – сексуальном контакте,

    В – пользовании общественным туалетом,

    5. Определить наличие ИППП можно только:

    А – посоветовавшись с другом,

    Б – при появлении симптомов,

    В – у врача дерматовенеролога

    6. Педикулёз передаётся:

    А – через грязную посуду,

    Б – при пользовании общим постельным бельём,

    В – при сексуальном контакте,

    Г – при рукопожатии.

    7. С симптомами ИППП обращаться к:

    8. От ИППП возникают осложнения:

    А – снижение потенции,

    9. Для сохранения здоровья необходимо:

    А – соблюдать правила личной гигиены,

    Б – употреблять алкогольные напитки, курить,

    В – заниматься физической культурой,

    Г – начинать раннюю половую жизнь.

    Правильные ответы: 1Б,В, 2А,В, 3Б,Г, 4А,В,Г, 5В, 6Б,В, 7Г, 8А,В, 9А,В.

    IV.Заключительная часть

    Для того чтобы избежать венерических заболеваний, прежде всего, важно вести половую жизнь с одним постоянным партнером. При случайных половых контактах и в случае появления малейших подозрений настоятельно рекомендуется использование мужских презервативов в сочетании с каким-либо спермицидным составом, даже если партнерша принимает противозачаточные таблетки. Гормональная контрацепция, способствуя образованию густой, непроницаемой слизистой пробки в канале шейки матки, препятствует восхождению находящихся во влагалище микробов в полость матки и создает достаточно хорошую защиту против обычных венерических болезней, но никоим образом не защищает от СПИДа.

    При первых проявлениях симптомов инфекции необходимо срочное обращение к врачу.

    Необходимо помнить, что основой профилактики венерических заболеваний является гигиена тела и культура половых отношений.

    Берегите себя! Занимайтесь гигиеной! И будьте здоровы!

    Использованная литература:

    Вайнбаум С.Я. Гигиена физического воспитания. – М.: Просвещение, 1986.

    Вайнер Э.М. Рациональная организация жизнедеятельности человека. – Липецк. Изд. ЛЗПИ, 1999.

    Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк, 2000.

    Чумаков Б.Н. Валеология. Курс лекций. Издание 2-е, дополненное и исправленное, Педагогическое общество России, М., 2000.

    Распространение микроорганизмов в природе

    Микроорганизмы широко распространены в окружающей среде — воздухе, воде, почве. Они принимают участие во многих важных процессах, происходящих в биосфере: круговорот веществ, в том числе усвоение азота из воздуха, процесс утилизации органических отходов жизнедеятельности всех макроорганизмов (растений, животных, людей) и др.

    Состав микрофлоры воздуха разнообразен и значительно изменяется в зависимости от условий. Микроорганизмы в воздухе могут находиться только временно, так как в нем отсутствует необходимая питательная среда. Загрязнение воздуха микробами происходит из почвы, от животных, людей и растений. В воздухе могут находиться споры бактерий, грибов, дрожжи, различные микрококки и др. Воздух верхних слоев атмосферы, а также горный и морской воздух содержит очень мало микроорганизмов. В населенных местах их значительно больше, особенно в летнее время.

    Количество микроорганизмов в жилых помещениях зависит от их санитарно-гигиенического состояния, воздух считается чистым при содержании в 1 м 3 не более 1500 бактерий и 16 стрептококков. Наиболее загрязняется воздух в помещениях при скоплении людей и плохой работе вентиляции.

    Воздух может служить фактором передачи респираторных вирусных заболеваний (ОРВИ), гриппа, туберкулеза, дифтерии, стафилококковой инфекции и др. Патогенные микроорганизмы выделяются больными людьми или бактерионосителями при кашле, чихании и т. п.

    В воздухе цехов предприятий питания патогенные микроорганизмы должны отсутствовать, общее количество микробов в 1 м 3 не должно превышать 100-500 бактерий. Микробная обсемененность воздуха значительно снижается при хорошей работе вентиляции, наличии бактерицидных фильтров для подаваемого воздуха, регулярной влажной уборке помещений. В холодных и кондитерских цехах рекомендуется использование бактерицидных ламп.

    В воде количество микроорганизмов значительно выше, чем в воздухе, так как многие из них способны жить и развиваться в воде. В 1 мл (см 3 ) воды поверхностных источников может находиться до миллиона микробов. В артезианской воде микробов очень мало.

    Поверхностные воды рек, озер, водохранилищ загрязняются сточными водами населенных пунктов, промышленных предприятий и животноводческих ферм. Микробное загрязнение воды возрастает также после обильных дождей и весеннего половодья. Проточные водоемы (реки, каналы) обладают способностью к самоочищению, количество микробов ниже места загрязнения реки может существенно не изменяться, а через некоторое время чистота воды в реке восстанавливается.

    Вода служит фактором передачи кишечных инфекций (дизентерии, холеры, брюшного тифа и др.), возбудители которых попадают в нее со сточными водами. Многие патогенные микроорганизмы (холерный вибрион, возбудитель туберкулеза и др.) могут сохраняться в воде до нескольких месяцев.

    На предприятиях питания должна использоваться вода только питьевого качества, прошедшая очистку и обезвреживание.

    Почва — естественная среда микроорганизмов, принимающих участие в круговороте веществ в природе. Микробы из почвы попадают в воздух и воду.

    В 1 г почвы находится несколько миллиардов самых разнообразных микроорганизмов: гнилостные аэробные и анаэробные бактерии, азотфиксирующие, нитрофицирующие и другие бактерии, актиномицеты, грибы, простейшие. Особенно длительно в почве находятся споры бактерий и грибов. Наибольшее количество микробов содержится на глубине 5-10 см. Почвенные микроорганизмы осуществляют процесс минерализации органических отходов с образованием гумуса, обеспечивающего плодородие почвы.

    Болезнетворные микроорганизмы попадают в почву с выделениями больных людей и животных, с отбросами, с трупами крыс и других животных. Возбудители кишечных инфекций могут находиться в почве от нескольких дней до месяца, иногда дольше. Споры сибирской язвы, ботулизма, столбняка и газовой гангрены могут сохраняться в почве десятки лет. Загрязнение продуктов болезнетворными микробами из почвы представляет большую опасность заболевания людей.

    Руки человека наиболее подвержены загрязнению микробами. Загрязнение происходит при контакте с почвой, растениями, животными, предметами, продуктами питания или другими людьми. На руках кроме широко распространенных сапрофитных бактерий обнаруживаются возбудители самых разных болезней человека — дизентерийная и туберкулезная палочки, сальмонеллы, патогенные стафилококки и стрептококки, протей и др.

    Патогенные (болезнетворные) микроорганизмы вызывают различные инфекционные заболевания людей и животных. Инфекционные заболевания человека возникают в результате внедрения в организм и размножения в нем патогенных микроорганизмов. Инфекции заразны, т. е. передаются от больного к здоровому человеку при контакте, через воздух, посуду, пишу или насекомых-переносчиков. В зависимости от механизма передачи различают воздушно-капельные, кровяные, кишечные и кож- но-венерические инфекции. Кишечные инфекции передаются с водой, пищей или грязными руками.

    Источником инфекции могут быть больные люди или бактерионосители — практически здоровые люди, в организме которых находятся болезнетворные микроорганизмы. Бактерионосительство формируется после перенесенного заболевания в результате самолечения или других причин.

    Некоторые инфекционные заболевания могут передаваться человеку от больных животных и продуктов животноводства. Такие инфекции называются зоонозами. Они, как правило, не распространяются далее от человека к человеку.

    Условно патогенные микроорганизмы вызывают пищевые отравления, а не инфекции, так как для возникновения заболевания требуется предварительное значительное накопление в пище живых микробов и выделенных ими токсинов.

    С целью профилактики инфекционных заболеваний и пищевых отравлений необходимо тщательно мыть руки перед приготовлением пищи, перед едой, после посещения туалета или работы с деньгами. Обнаружение кишечной палочки на руках работника пищевого производства указывает на несоблюдение им правил личной гигиены.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции