Хламидиоз орнитоз тесты для медицинских вузов

Тест выявляет титр антител IgM против бактерий Chlamydia psittaci, которые вызывают у человека орнитоз (пситтакоз).

Антитела класса IgM к Chlamydia psittaci, иммуноглобулины класса M к возбудителю орнитоза (пситтакоза).

Синонимы английские

Anti-ChlamydiapsittaciIgM, Chlamydiapsittaciantibodies, IgM.

Иммуноферментный анализ (ИФА).

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Как правильно подготовиться к исследованию?

Не курить в течение 30 минут до исследования.

Общая информация об исследовании

Chlamydia psittaci – бактерии, относящиеся к семейству Chlamydiaceae. Вызывают у человека орнитоз (пситтакоз) - острая инфекционная болезнь, встречающая­ся в виде единичных, групповых заболеваний и эпидемических вспышек в результате заражения от птиц и протекающая с различной клинической картиной и тяжестью, нередко с явлениями атипичной (интерстициальной) пневмонии.

Хламидии – мелкие грамотрицательные бактерии, основной характеристикой которых является клеточный паразитизм. Цикл развития хламидий состоит из двух фаз - неинфекционной внутриклеточной и инфекционной внеклеточной стадий.

Источником инфекции, вызванной Chlamydia psittaci, для человека служат птицы. Наиболее часто заражение происходит при контакте с утками, индюшками, попугаями, канарейками и особенно городскими голубями. Механизм заражения людей аэрогенный, путь передачи инфекции воздушно-капельный и контактно-бытовой. Также возможно заражение алиментарным путем при употреблении недостаточно термически обработанных яиц. Заболевают лица, постоянно контактирующие с птицами (работники птицеферм, птицеперерабатывающих предприятий и др.). Чаще всего заражение происходит в конце лета – в начале осени.

Основным отличием хламидийной инфекции является отсутствие собственных клинических симптомов и участие в развитии смешанных инфекций. Первые симптомы появляются через 6-10 дней после заражения. Различают пневмоническую, тифоподобную и менингеальную формы заболевания. При пневмонической форме, заболевание начинается остро. Отмечается повышение температуры тела до фебрильных значений. Заболевание сопровождается кашлем, головной болью, тошнотой, рвотой. Тифоподобная форма характеризуется длительной лихорадкой, сильной интоксикацией, поражением внутренних органов. При менингеальной форме отмечается головная боль, симптомы интоксикации и нарушения сознания.

Диагноз орнитоза ставится на основании эпидемиологических, клинических и лабораторных данных. Лечение проводит врач-инфекционист. В качестве этиологической терапии используются антибактериальные препараты группы тетрациклина, макролиды, респираторные фторхинолоны. Также применяют методы патогенетической терапии.

Прогноз при раннем выявлении и своевременно начатом лечении благоприятный.

Иммуноферментный анализ - наиболее доступными и информативными метод для диагностики инфекции, вызванной Chlamydia psittaci. Иммунологическом ответ начинается с выработки организмом IgМ; Обнаружение в крови IgMк Chlamydia psittaci - показатель острого процесса. IgМ начинает определятся с пятого дня после начала заболевания. Он вырабатывается организмом человека против антигенов Chlamydia psittaci. Пик IgМ приходится на 1—2 неделю заболевания. Затем происходит снижение титра антител. Как правило, IgМ полностью исчезают через 2—3 месяца независимо от проведенного лечения.

Для чего используется исследование?

Для диагностики инфекции, вызванной Chlamydia psittaci.

Для оценки динамики течения заболевания и корректности проводимой терапии.

Когда назначается исследование?

  • При атипичном воспалении легких, особенно у лиц с высоким риском генерализации инфекции и лиц, постоянно контактирующих с птицами (работники птицеферм, птицеперера-батывающих предприятий и др.).
  • При эпидемических вспышках орнитоза (пситтакоза).
  • При пневмонии, устойчивой к антибиотикотерапии.
  • При септических состояниях неясной этиологии.

Что означают результаты?

КП (коэффициент позитивности): 0 - 0,84.

Результаты анализа говорят о наличии или отсутствии острого инфекционного процесса, времени его возникновения/рецидива, а также о том, является ли заболевание следствием первичного инфицирования или обострением хронической патологии.

Причины положительного результата:

  • острый инфекционный процесс, вызванный Chlamydia psittaci;
  • обострение хронической инфекции, вызванный Chlamydia psittaci

Причины отрицательного результата:

  • отсутствие инфицирования Chlamydia psittaci;
  • инфицирование произошло менее 5-7 дней назад;
  • инфицирование хламидиями произошло более 2-3 месяцев назад.


  • Отрицательный результат анализа может быть получен, если прошло менее двух недель от начала инфекционного процесса. Применение антибиотиков до момента исследования, может исказить результаты.

  • Chlamydia pneumoniae, IgM
  • Chlamydia trachomatis, IgМ

Кто назначает исследование?

Врач общей практики, терапевт, инфекционист.

Литература

  1. Кудрявцева Л.В., Мисюрина О.Ю., Генерозов Э.В., Говорун В.М., Бурова А.А., Маликов В.Е.,Липова Е.В., Баткаев Э.А. Клиника, диагностика и лечение хламидийной инфекции. Пособие для врачей. М.,2001. С. 2-7.
  2. Обрядина А.П., Копнина Е.О., Голубева И.Ф. Диагностика хламидиозов. Нижний новгород, 2008. С. 17-21.
  3. Домашенко О.Н., Заплотная А.А., Мантула А.А., Черкасова Т.И. Хламидийная инфекция (орнитоз) в практике врача-инфекциониста. Вестник неотложной и восстановительной медицины. 2013. Т. 14. № 2. С. 243-245.
  4. Сысуев Е.Б., Поздняков А.М., Стрыгин А.В., Щербак Н.П., Ираклионова Н.С. Природные очаги опасных и особо опасных возбудителей инфекционных заболеваний. Орнитоз. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. С. 96-97.
  5. Ахапкина И.Г., Архипова Н.В. Динамика выявления антител класса g против chlamydia pneumoniae и chlamydia psittaci в сыворотке крови больных разных возрастных групп. Клиническая лабораторная диагностика. 2012. № 11. С. 52-53.
  6. Stelmach I., Podsiadlowicz-Borzecka M., Soloniewicz A. et al. // Pneumonol. Alergol. Pol. – 2004. – Vol. 72, N 9–10. – P. 383–388.

Самостоятельная работа студентов

Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов 6-го курса педиатрического факультета под руководством преподавателя, 2012-2013 учебный год

Формы отчета – истории болезни, реферат, решение ситуационных задач и др.

реферат, тесты, ситуационные задачи

Врожденная стрептококковая инфекция

реферат, тесты, ситуационные задачи

реферат, тесты, ситуационные задачи

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Системный клещевой боррелиоз (болезнь Лайма)

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Содоку (болезнь укуса крыс)

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Энцефалит и энцефалопатия при детских инфекциях

реферат, тесты, ситуационные задачи

реферат, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, ситуационные задачи, истории болезни

Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов 4 – 5 курсов лечебного факультета под руководством преподавателя 2012-2013 учебный год

Сроки выполнения темы

Формы отчет. (ист.бол.,реф., реш.сит.задач и др.)

Дифтерия гортани, носа, и редкие формы

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи

Брюшной тиф и паратифы

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Энцефалит и энцефалопатия при острых детских инфекциях

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Злокачественные формы вирусных гепатитов

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры детских инфекционных болезней

28 августа 2012 г. Протокол № 1.

Список рекомендуемой литературы по курсу инфекционных болезней у детей

Основная

Инфекционные болезни у детей: учебник для педиатрических факультетов медицинских вузов / Под ред. проф. В.Ф. Тимченко. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: СпецЛит, 2006. – 576 с.: ил.

Учайкин В.Ф., Нисеваич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 688с.: ил.

Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Руководство по клинической вакционологии. - ГЭОТАР-Медиа.2006. – 592 с.: ил.

Дополнительная

Антибактериальная терапия. Практическое руководство / Под ред. Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова.– М., 2000.

Атлас инфекционных болезней / Под ред. В.И. Лучшева, С.Н. Жарова, В.В. Никифорова. – М., 2009.

Атлас детских инфекционных заболеваний / под ред. Кэрол Дж. Бэйкер; пер. с англ. Под ред. В.Ф. Учайкина. – М., 2009. – 496с.

Атлас по ВИЧ-инфекции и СПИДУ. Под ред. Д. Милдван; пер. с англ. – М., 2010

Воротынцева Н.В., Мазанкова Л.Н. Острые кишечные инфекции у детей. – М.: Медицина, 2001.

Гиллеспи С.Г., Бамфорд К.Б. Наглядные инфекционные болезни и микробиология / пер. с англ. Под ред. С.Г. Пака, А.А. Еровиченкова. – М., 2009. – 136с.

Дифтерия у детей / В.В. Иванова и др.– СПб., 2002.-255с.

Змушко Е.И., Белозеров Е.С. ВИЧ-инфекция: руководство для врачей.-СПб.,2000

Иммунопрофилактика – 2009 / Под ред. В.К. Таточенко, Н.А. Озерецковскогои А.М.Федорова. – М.: Справочник – 3-е издание дополненное, 2009. – 176с.

Инфекционные болезни: учебник для мед. Вузов / Под ред. Ю.В. Лобзина. - СПб.: СпецЛит, 2001. – 543 с.:ил.

Инфекционные болезни у детей. Под ред. Д.Марри. Пер. с англ. – М., Практика, 2006. – 928с.

Инфекционные и паразитарные болезни развивающихся стран: учебник/ под ред. Н.В. Чебышева, С.Г. Пака.- М., 2007. – 496 с.

Исаков Ю.Ф., Белобородова Н.В. Сепсис у детей. – М.: Издатель Мокеев, 2001. – 369 с.:ил.

Костинов М.П. Вакцинация детей с нарушением здоровья: Практическое руководство для врачей / Под ред. М.П. Костинова. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Медицина для всех, 2002. – 160 с.

Костинов М.П., Гурович Э.Б. Вакцины нового поколения в профилактике инфекционных заболеваний. – М.: Медицина для всех, 2002. – 152 с.

Острые кишечные инфекции у детей. Учебно-методическое пособие. Под ред. В.Ф. Учайкина.- М.: ГОУ ВПО РГМУ. – 2005.

Паразитарные болезни человека./ Под ред. С.С. Сергиева, Ю.В. Лобзина.- СПб., 2006.-

Паразитарные инвазии в практике детского врача / В.Н. Тимченко, В.В. Леванович, Н.С. Абдукаев и др. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. – 288 с.

Покровский В.И., Брико Н.И., Данилкин Б.К., Пак С.Г. Инфекционые болезни и эпидемиология: учебник – 2-е изд. – М., 2008. – 816с.

Профилактика передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку / Учебное пособие для врачей, работников службы родовспоможения, студентов ВУЗов // Федеральный научно-методический центр борьбы со СПИДом Роспотребнадзора, М., 2006.

Псевдотуберкулез / Сомов Г.П. и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 256 с.:ил.

Рахманова А.Г., Воронин Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ-инфекция у детей. – СПб.: Питер, 2003. – 448с.

Руководство по инфекционным болезням / Под ред. Лобзина Ю.В. – СПб., 2003 - 1040 с.

Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учебное пособие/ под ред. В.И. Покровского, Н.И. Брико. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. – 768 с.

Стандартизированные принципы диагностики, лечения и экстренной профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций у детей / Под ред. О.И. Киселева. – СПб., 2004.- 96с.

Таточенко В.К. Педиатру на каждый день. Справочник по диагностике и лечению - М., 2009. – 272 с.

Таточенко М.П., Гурвич Э.Б. Вакцины нового поколения в профилактике инфекционных заболеваний. – М.: Медицина для всех, 2002. – 152с.

Тропические болезни: Учебник. Под ред. Е.П. Шуваловой – Изд. 5-е, переработанное и дополненное. СПб. – 2004. – 704 с.

Учайкин В.Ф., Молочный В.П. Инфекционные токсикозы у детей. М.: изд-во РАМН, 2002. – 248 с.

Хронический вирусный гепатит. Под ред. В.В. Серова, З.Г. Апросиной. – М.: Медицина, 2002. – 384 с.:ил.

Шахгильдян И.В., Михайлов М.И., Онищенко Г.Г. Парентеральные вирусные гепатиты (эпидемиология, диагностика, профилактика). – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. – 384 с.


Самостоятельная работа студентов

· Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов 6-го курса педиатрического факультета под руководством преподавателя, учебный год

Формы отчета – истории болезни, реферат, решение ситуационных задач и др.

реферат, тесты, ситуационные задачи

Врожденная стрептококковая инфекция

реферат, тесты, ситуационные задачи

реферат, тесты, ситуационные задачи

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Системный клещевой боррелиоз (болезнь Лайма)

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Содоку (болезнь укуса крыс)

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Энцефалит и энцефалопатия при детских инфекциях

реферат, тесты, ситуационные задачи

реферат, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, ситуационные задачи, истории болезни

реферат, ситуационные задачи, истории болезни

· Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов 4 – 5 курсов лечебного факультета под руководством преподаваучебный год

Сроки выполнения темы

Формы отчет. (ист. бол.,реф., реш. сит. задач и др.)

Дифтерия гортани, носа, и редкие формы

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи

Брюшной тиф и паратифы

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Энцефалит и энцефалопатия при острых детских инфекциях

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Злокачественные формы вирусных гепатитов

В течение цикла

Последний день цикла

реферат, тесты, ситуационные задачи, истории болезни

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры детских инфекционных болезней

28 августа 2012 г. Протокол № 1.

Список рекомендуемой литературы по курсу инфекционных болезней у детей

1. Инфекционные болезни у детей: учебник для педиатрических факультетов медицинских вузов / Под ред. проф. . – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: СпецЛит, 2006. – 576 с.: ил.

3. , , Шамшева болезни и вакцинопрофилактика у детей: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 688с.: ил.

4. , Шамшева по клинической вакционологии. - ГЭОТАР-Медиа.2006. – 592 с.: ил.

1. Антибактериальная терапия. Практическое руководство / Под ред. , , .– М., 2000.

2. Атлас инфекционных болезней / Под ред. , , . – М., 2009.

3. Атлас детских инфекционных заболеваний / под ред. Кэрол Дж. Бэйкер; пер. с англ. Под ред. . – М., 2009. – 496с.

4. Атлас по ВИЧ-инфекции и СПИДУ. Под ред. Д. Милдван; пер. с англ. – М., 2010

6. , Мазанкова кишечные инфекции у детей. – М.: Медицина, 2001.

7. , Бамфорд инфекционные болезни и микробиология / пер. с англ. Под ред. , . – М., 2009. – 136с.

8. Дифтерия у детей / и др.– СПб., 2002.-255с.

9. , ВИЧ-инфекция: руководство для врачей.-СПб.,2000

11. Иммунопрофилактика – 2009 / Под ред. , . – М.: Справочник – 3-е издание дополненное, 2009. – 176с.

13. Инфекционные болезни: учебник для мед. Вузов / Под ред. . - СПб.: СпецЛит, 2001. – 543 с.:ил.

14. Инфекционные болезни у детей. Под ред. Д. Марри. Пер. с англ. – М., Практика, 2006. – 928с.

15. Инфекционные и паразитарные болезни развивающихся стран: учебник/ под ред. , .- М., 2007. – 496 с.

16. , Белобородова у детей. – М.: Издатель Мокеев, 2001. – 369 с.:ил.

17. Костинов детей с нарушением здоровья: Практическое руководство для врачей / Под ред. . – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Медицина для всех, 2002. – 160 с.

18. , Гурович нового поколения в профилактике инфекционных заболеваний. – М.: Медицина для всех, 2002. – 152 с.

19. Острые кишечные инфекции у детей. Учебно-методическое пособие. Под ред. .- М.: ГОУ ВПО РГМУ. – 2005.

20. Паразитарные болезни человека./ Под ред. , .- СПб., 2006.-

21. Паразитарные инвазии в практике детского врача / , , и др. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. – 288 с.

22. , , Пак болезни и эпидемиология: учебник – 2-е изд. – М., 2008. – 816с.

23. Профилактика передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку / Учебное пособие для врачей, работников службы родовспоможения, студентов ВУЗов // Федеральный научно-методический центр борьбы со СПИДом Роспотребнадзора, М., 2006.

24. Псевдотуберкулез / и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 256 с.:ил.

25. , , ВИЧ-инфекция у детей. – СПб.: Питер, 2003. – 448с.

26. Руководство по инфекционным болезням / Под ред. – СПб., 2с.

27. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учебное пособие/ под ред. , . – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. – 768 с.

28. Стандартизированные принципы диагностики, лечения и экстренной профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций у детей / Под ред. . – СПб., 2004.- 96с.

29. Таточенко на каждый день. Справочник по диагностике и лечению - М., 2009. – 272 с.

30. , Гурвич нового поколения в профилактике инфекционных заболеваний. – М.: Медицина для всех, 2002. – 152с.

31. Тропические болезни: Учебник. Под ред. – Изд. 5-е, переработанное и дополненное. СПб. – 2004. – 704 с.

32. , Молочный токсикозы у детей. М.: изд-во РАМН, 2002. – 248 с.

33. Хронический вирусный гепатит. Под ред. , . – М.: Медицина, 2002. – 384 с.:ил.

35. , , Онищенко вирусные гепатиты (эпидемиология, диагностика, профилактика). – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. – 384 с.

Пневмония как инфекционное заболевание (этиология, патогенез, клиника, диагностика, терапия)

Д.М. Собчак, О.В. Корочкина

Настоящее пособие включает основные данные по характеристике инфекционного процесса, клинике, диагностике, лечению больных с атипичными пневмониями; особое внимание уделяется вопросам профилактики. Приводятся клинические примеры, подробно отражающие этапы диагностического поиска при подозрении на ту или иную форму атипичной пневмонии.

Пособие предназначено для студентов медицинских выс­ших учебных заведений, врачей-инфекционистов, терапевтов, слушателей факультетов усовершенствования врачей.

Предисловие

На современном этапе развития общества атипичные пневмонии все чаще встречаются в практике врачей самых разных специальностей, что связано с миграцией населения, развитием туризма, влиянием неблагоприятных экологических факторов, изменением реактивности иммунной системы и силы иммунного ответа человека, изменчивостью микроорганизмов и появлением новых возбудителей, способных вызвать пандемии и поставить под угрозу человеческую жизнь. Однако вопросы диагностики, трактовки результатов лабораторных исследований и лечения получили неполное отражение в литературе и вызывают трудности у многих специалистов.

Настоящее пособие включает современные данные о возбудителях, течении инфекционного процесса, клинических проявлениях, методах диагностики, лечения и профилактики таких атипичных форм пневмонии, как пневмохламидиоз, орнитоз и микоплазменная пневмония, легионеллез, гистоплазмоз, тяжелый острый респираторный синдром, птичий грипп. Особый интерес для практических врачей представляют клинические примеры, подробно отражающие этапы диагностического поиска при подозрении на ту или иную форму атипичной пневмонии.

Введение

Пневмония – острое инфекционное поражение нижних отделов дыхательных путей, подтвержденное рентгенологически, доминирующее в картине болезни и не связанное с другими известными причинами.

До 1993 г. в нашей стране пользовались классификацией пневмоний, предложенной Е.В. Гембицким (1983). В этой классификации выделяют следующие рубрики.

Этиология: 1) бактериальные; 2) вирусно-бактериальные; 3) орнитозные; 4) риккетсиозные; 5) микоплазменные; 6) грибковые; 7) смешанные; 8) инфекционно-аллергические; 9) неустановленной этиологии.

Патогенез: 1) первичные; 2) вторичные.

Клинико-морфологическая характеристика: 1) паренхиматозные (крупозные, очаговые); 2) интерстициальные.

Локализация и протяженность: 1) односторонние; 2) дву­сторонние (с указанием протяженности).

Тяжесть: 1) крайней тяжести; 2) тяжелые; 3) средней тяжести; 4) легкие и абортивные.

Течение: 1) острое; 2) затяжное.

В связи с необходимостью проведения ранней этиотропной терапии пневмонии и невозможностью в большинстве случаев своевременно верифицировать ее возбудителя Европейским респираторным обществом (1993) предложена рабочая классификация пневмоний, основанная на клинико-патогенетическом принципе с учетом эпидемической ситуации и факторов риска.

  1. Внебольнично приобретенные пневмонии.
  2. Внутрибольнично приобретенные (госпитальные) пневмонии.
  3. Пневмонии при иммунодефицитных состояниях.
  4. Атипичные пневмонии.

Основными возбудителями атипичных пневмоний являются Mycoplasma pneumoniae, Chlamidia pneumoniae, Chlamidia psittaci, Coxiella burnetti, Legionella pneumophila. Коронавирусы (подкласс Nidovirales, семейство Coronaviridae) и вирус гриппа H5N1 способны вызвать пандемию болезни, привести к формированию тяжелого острого респираторного синдрома, острого респираторного дистресс-синдрома и развитию острой сердечно-дыхательной недостаточности, что ставит под угрозу жизнь человека. Возбудители атипичных пневмоний имеют общие микробиологические характеристики, прежде всего это внутриклеточные бактерии. Возбудителей атипичных пневмоний объединяет устойчивость к пенициллину и другим β-лактамам.

Важную роль в развитии пневмонии играют факторы риска: возраст (пожилые люди и дети, молодежь); курение; хронические заболевания легких, сердца, почек, желудочно-кишечного тракта; иммунодефицитные состояния; контакт с птицами, грызунами и другими животными; путешествия; охлаждение; формирование замкнутых коллективов.

В патогенезе пневмоний основная роль принадлежит воздействию инфекционного возбудителя, попадающего в легкие извне. Чаще всего микроорганизм проникает в респираторные отделы легких через бронхи ингаляционно и аспирационно. Начальным звеном развития воспаления легких является адгезия микроорганизмов к поверхности эпителиальных клеток бронхиального дерева. Следующий этап — колонизация возбудителя в эпителиальных клетках. Повреждение мембраны этих клеток способствует интенсивной выработке провоспалительных медиаторов, с помощью которых осуществляется хемотаксис макрофагов, нейтрофилов и других эффекторных клеток, принимающих участие в местной воспалительной реакции. Определенное значение придается аллергическим и аутоаллергическим реакциям. Эти процессы способствуют более длительному существованию патологических изменений и затяжному течению болезни.

Клиническая картина пневмоний зависит от ряда причин и во многом определяется характером возбудителя и состоянием макроорганизма. Так, в клинической картине атипичных пневмоний превалируют проявления общей интоксикации, в то время как симптомы бронхолегочного синдрома отходят на второй план. Заболевание начинается с симптомокомплекса, напоминающего продромальный период простудного заболевания: сухой кашель, насморк, осиплость голоса, миалгия, невысокая лихорадка. При физикальном обследовании наблюдается диссоциация между аускультативно-перкуторными признаками и рентгенологическими данными. При наличии крепитации с хрипами и долевого затемнения отсутствует укорочение перкуторного звука; или при укорочении перкуторного звука и крепитации рентгенологические данные, свидетельствующие о поражении легких, отсутствуют.

Хламидийные пневмонии

Хламидиозы – группа антропонозных и зоонозных инфекционных болезней человека с острым и хроническим течением, объединяемая по признакам этиологического родства. Хламидийные инфекции характеризуются гранулематозным поражением слизистых оболочек половых органов, дыхательных путей, глаз, регионарных лимфатических узлов, воспалительными изменениями внутренних органов, поражением суставов. Хламидиозы, в том числе зоонозные, связанные с заражением от домашних и диких птиц и зверей, распространены очень широко.

Микроорганизмы группы хламидий занимают промежуточное положение между вирусами, бактериями и риккетсиями и отнесены к семейству Chlamydiaceae. С одной стороны, они существенно отличаются от вирусов, в частности, наличием клеточной оболочки, двух типов нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), нуклеоида. Кроме того, хламидии ингибируются рядом антибиотиков: наиболее выражена чувствительность к тетрациклинам, макролидам, фторхинолонам. С другой стороны, обеспечение хламидий метаболитами осуществляется в основном за счет жизнедеятельности клеток хозяина. Хламидии чрезвычайно адаптированы к внутриклеточному существованию, некоторые виды могут персистировать в организме хозяина в течение ряда лет.

Из общих свойств хламидий следует особо отметить их антигенное родство, проявляющееся в перекрестных положительных результатах серологических реакций. Это обусловлено наличием общего группового антигена.

Этиология. Возбудитель – Chlamidia psittаci. Антигены возбудителя орнитоза могут быть разделены на два типа: терморезистентные и термолабильные. Первые являются группо­специфичными и реагируют с антигенами ко всем видам хламидий в РСК, РТГА, иммунофлюоресценции, реакциях агглютинации элементарных частиц, радиоизотопной преципитации, кожно-аллергической пробы. Термолабильные видоспецифичные антигены вступают в реакцию с гомологичными антигенами или частично с антителами к близкородственным антигенам. По антигенным свойствам хламидии могут быть разделены на штаммы, выделенные от птиц (эти штаммы патогенны для человека) и от млекопитающих (патогенность их для человека пока не доказана).

Хламидии инактивируются при нагревании выше 70°С, под воздействием дезинфицирующих веществ (лизол, формалин, хлорамин, эфир). Во внешней среде сохраняются до 2—3 недель.

Эпидемиология. Резервуаром и источником заражения являются домашние и дикие птицы. Возбудитель орнитоза выделен более чем от 150 видов птиц. Наибольшее эпидемиологическое значение имеют городские голуби, зараженность которых колеблется в пределах 30—80%, а также домашние (особенно утки, индюшки) и комнатные птицы (попугаи, канарейки и другие мелкие певчие). Чаще заболевают лица, постоянно контактирующие с птицами (работники птицефабрик, мясокомбинатов и др.). Однако на долю профессиональных заболеваний приходится всего 2—5% общего числа больных. При бытовом инфицировании, как правило, наблюдаются спорадические заболевания, хотя могут быть и небольшие (обычно семейные) вспышки. Семейные вспышки развиваются вскоре (через 1—2 недели) после приобретения комнатных птиц.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции