Эпидемиология инфекционных болезней учебное пособие н д ющук
Учебная литература для студентов медицинских вузов
Издание второе, переработанное и дополненное
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию
вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
УДК 616-036.22(075.8) ББК 51.9
Р е ц е н з е н т ы :
Г. Г. Онищенко, д-р мед. наук, профессор, академик РАМН, первый заместитель министра, Главный государственный санитарный врач РФ; Н. И. Брико, д-р мед. наук, профессор кафедры эпидемиологии Мо
сковской медицинской академии им. И. М. Сеченова.
Ющук Н. Д., Мартынов Ю. В.
Ю98 Эпидемиология: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2003. — 448 с: ил. — (Учеб. лит. Для студ. мед. вузов). ISBN 5-225-04776-9
Во втором издании учебного пособия (первое вышло в 1993 г.) да ны трактовка эпидемиологических понятии, характеристика различных источников возбудителя инфекции, разобраны организационные осно вы профилактики инфекционных болезней и борьба с ними. Представ лены структура эпидемического процесса, иммунопрофилактика, эпи демиологические методы исследования, дезинфекция, дезинсекция, де ратизация, а также принципы проведения эпидемиологического надзо ра. Описаны проявления эпидемического процесса наиболее значимых болезней в инфекционной патологии человека, изложены материалы по проблеме внутрибольничных инфекций и охране территории страны от завоза инфекционных болезней.
Для студентов лечебных факультетов медицинских вузов.
Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым спосо бом без предварительного письменного разрешения издателя.
Ющук — доктор медицинских наук, профессор, Николай Дмитриевич академик РАМН, ректор Московско го государственного медико-стомато логического университета, заведую щий кафедрой инфекционных болез ней с курсом эпидемиологии того же
Мартынов — доктор медицинских наук, профессор, Юрий Васильевич заведующий курсом эпидемиологии кафедры инфекционных болезней Московского государственного меди ко-стоматологического университета.
Бушуева — кандидат медицинских наук, старший Вера Васильевна преподаватель кафедры инфекцион ных болезней с курсом эпидемиоло гии Московского государственного мед икостоматологического универ
Колесова — кандидат медицинских наук, старший Вера Николаевна преподаватель кафедры инфекцион ных болезней с курсом эпидемиоло гии Московского государственного медико-стоматологического универ
Кухтевич — кандидат медицинских наук, доцент Евгения Вячеславовна кафедры инфекционных болезней с курсом эпидемиологии Московского государственного медико-стоматоло
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к первому изданию
Глава 1. Предмет и метод эпидемиологии инфекционных болез
Глава 2. Эпидемический процесс
Глава 3. Эпидемиологические исследования
Глава 4. Дезинфекция, стерилизация, дезинсекция, дератизация
Глава 5. Иммунопрофилактика инфекционных болезней
Глава 6. Кишечные инфекции
Эпидемиологическая характеристика кишечных инфекций
Брюшной тиф и паратифы
Иерсиниоз и псевдотуберкулез
Глава 7. Вирусные гепатиты
Гепатит D (дельта-инфекция)
Глава 8. Инфекции дыхательных путей
Эпидемиологическая характеристика инфекций дыхательных
Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции
9. Инфекции с трансмиссивным механизмом передачи
Трансмиссивные природно-очаговые болезни
Глава 10. ВИЧ-инфекция
11. Внутрибольннчные инфекции
12. Санитарная охрана территории страны от завоза
распространения инфекционных болезней
Предисловие ко второму изданию
Увеличение удельного веса инфекционной патологии в об щей структуре заболеваемости приводит к тому, что врач лю бой специальности сталкивается с инфекционными больными и, следовательно, должен уметь организовать и провести пер вичный комплекс профилактических и противоэпидемиче ских мероприятий при выявлении больных инфекционными болезнями не только в условиях стационара, но и на дому. В связи с этим, принимая во внимание возрастание роли пер вичной профилактики, будущие врачи — студенты медицин ских вузов лечебных факультетов должны иметь четкие пред ставления о проявлениях эпидемического процесса, значении источника инфекции в его поддержании, воздействиях на ме ханизм передачи возбудителя. Особое значение в настоящее время приобретают вопросы организации и проведения про филактических и противоэпидемических мероприятий в чрез вычайных ситуациях, включая угрозу биотерроризма.
Все перечисленное выше объясняет необходимость второго издания учебного пособия по эпидемиологии для студентов лечебных факультетов медицинских вузов.
При написании книги авторы учли современные концеп ции развития эпидемиологии и удачно определили необходи мый объем информационного материала по курсу эпидемио логии для студентов лечебных факультетов медицинских вузов в соответствии с учебной программой, уделяя основное вни мание вопросам, касающимся будущей работы практикующе го врача. Авторы в доступной, лаконичной форме, используя оригинальный иллюстративный материал и примеры из эпи демиологической практики, излагают основные вопросы об щей и частной эпидемиологии.
Настоящее учебное пособие является вторым, переработан ным изданием, в которое вошли новые разделы: "Эпидемио логический надзор" и "Эпидемиологические исследования" Безусловно, данная книга будет интересна и полезна студен там всех факультетов медицинских вузов.
Президент РАМН, профессор, доктор медицинских наук В. И. ПОКРОВСКИЙ
Предисловие к первому изданию
Учебное пособие содержит материалы для самостоятельной работы студентов лечебного факультета при изучении эпиде миологии инфекционных болезней.
Значимость инфекционных болезней в патологии людей определяется не только временной потерей трудоспособности в период заболевания. Они нередко оказываются своеобраз ным "пусковым механизмом" для формирования ряда дли тельно текущих соматических и неврологических болезней. Таким образом, несравненно более существенная их роль со стоит в том, что они оказываются фактором, снижающим здо ровье населения и нарушающим социальный и экономиче ский прогресс.
В результате профилактической и противоэпидемической работы инфекционные болезни уступили первое место сер дечно-сосудистой патологии и злокачественным новообразо ваниям. Но, несмотря на уход в прошлое грозных эпидемий, инфекционные болезни занимают до сих пор одно из ведущих мест.
Затраты на профилактику инфекционных болезней, лече ние больных и реабилитацию переболевших в развитых стра нах превышают затраты на неинфекционных больных. Вместе с тем полагают, что истинный уровень заболеваемости превы шает официально зарегистрированный в несколько десятков раз.
На протяжении ряда лет изменилась структура заболевае мости инфекционными болезнями. Так, возросла роль гной но-септических внутрибольничных инфекций, вирусных гепа титов, герпетической инфекции, так называемых оппортуни стических инфекций и болезней, возбудители которых переда ются с пищевыми продуктами.
Умение организовать и провести противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционных больных, а также выполнить профилактическую работу на врачебном участке или в неинфекционном стационаре является составной ча стью общемедицинской деятельности врачей.
В настоящем пособии представлены сведения, задачи и во просы, содержащие различные "моделированные" эпидемиче ские ситуации, в которых врач должен принять конкретное решение.
При работе с пособием следует уяснить значимость темы, изучить соответствующий учебный материал. Затем для само контроля его усвоения необходимо решить задачи. Они вклю-
чают многие аспекты организации профилактической и про тивоэпидемической помощи и требуют определить конкрет ные действия при выявлении инфекционного больного.
К работе с пособием целесообразно приступать после изу чения материала учебника и прослушивания лекций. При анализе задач необходимо руководствоваться правилами орга низации противоэпидемической работы в очагах, т. е. плани ровать деятельность медицинского персонала по выявлению источников возбудителей инфекции, изоляции больных, де зинфекционной и дезинсекционной обработке, выявлению и защите общавшихся с больными лиц. При этом надо помнить о немедленной информации по поводу каждого выявленного больного в санитарно-эпидемиологическую станцию (СЭС)*.
Ваши ответы надо сопоставить с предложенными в посо бии и определить степень их совпадения. Если задача решена неправильно, а поиск других вариантов представляется Вам затруднительным, следует разобрать ситуацию с преподавате лем.
Авторы с благодарностью примут все замечания и предло жения, направленные на улучшение пособия.
Настоящее пособие было уже подготовлено к печати, когда произошли изменения в государственном устройстве, наиме нованиях некоторых учреждений и т. д. В связи с этим не все исправления могли быть внесены в текст.
* В настоящее время — центры (городские и районные) государст венного санитарно-эпидемиологического надзора.
Эпидемиология в учебном плане медицинских институтов занимает важное место среди профилирующих дисциплин, так как будущие специалисты должны уметь организовать и провести противоэпидемические мероприятия при выявлении больных с инфекционными болезнями, а также выполнить профилактическую работу, являющуюся частью общемеди цинской деятельности, на врачебном участке или в неинфек ционном стационаре. Значимость этих умений определяется высоким удельным весом инфекционной заболеваемости, воз росшей долей лечения больных с инфекционной патологией в домашних условиях.
На протяжении последних лет произошли существенные изменения в структуре заболеваемости инфекционными бо лезнями: повышается медицинское и социальное значение вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции, внутрибольничной ин фекции, растет заболеваемость природно-очаговыми болезня ми. Особенно острыми становятся вопросы санитарной охра ны территории страны и угрозы биотерроризма.
В настоящем учебном пособии, представляющем собой пе реработанное и дополненное второе издание книги, использо ваны научно-практические достижения современной эпиде миологической науки. В него включены новые разделы по проблемам эпидемиологического надзора и эпидемиологиче ского исследования. Значительное внимание уделено первич ному уровню профилактической работы врача, а именно им мунопрофилактике инфекционных болезней, дезинфекции, стерилизации и соблюдению санитарного противоэпидемиче ского режима в лечебно-профилактическом учреждении.
При подготовке данного учебного пособия использованы собственные материалы, данные литературы, официальные документы (приказы Государственного комитета санитарноэпидемиологического надзора РФ, методические рекоменда ции и указания), материалы ВОЗ.
Учебный материал по общей и частной эпидемиологии включает задачи и вопросы для самоконтроля, содержащие раз личные смоделированные эпидемиологические ситуации, при разборе которых врач должен принять конкретное решение.
Учебное пособие "Эпидемиология" предназначено для сту дентов лечебных факультетов медицинских вузов.
Авторы с благодарностью примут все замечания и предло жения, направленные на совершенствование настоящего учебного пособия.
Ч а с ть I. ОБЩАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Эпидемиология — одна из наиболее быстро развивающих ся областей медицины. Вновь накапливаемые фактические данные, формулируемые на их основе новые теоретические положения о закономерностях эпидемического процесса спо собствуют разработке эффективных принципов и способов борьбы и профилактики инфекционных болезней. В то же время современная эпидемиологическая наука расширяет свои границы, вовлекая в сферу своих интересов всестороннее изучение разных проблем, касающихся здоровья населения.
Разработанная отечественными учеными теория эпидемиоло гии явилась надежным методологическим фундаментом для реа лизации широкомасштабных и эффективных профилактических и противоэпидемических мероприятий, успешно осуществлен ных в борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями.
Эпидемиология возникла на заре медицины как наука об эпидемиях. Термином "эпидемия" (от греч. epi — на, в + dem os — народ) определялось нарастание или появление большо го количества заболеваний, ранее не встречавшихся на данной территории. На протяжении веков массовые "повальные" бо лезни, моры, эпидемии сопровождали человечество, унося ог ромное число жизней. Развитие микробиологии, вирусологии, иммунологии расширило возможности изучения различных болезней и способствовало совершенствованию мер профи лактики и борьбы с ними.
Цель современной эпидемиологии инаЬекционных болезней — изучение механизма становления и развития эпидемического процесса, разработка и применение способов предупреждения и борьбы с этими болезнями.
Эпидемиологический метод — своеобразная совокупность различных методических приемов и способов, в том числе современных компьютерных технологий при проведении теку щего и ретроспективного анализа заболеваемости, а также математическое моделирование, позволяющих специалистамэпидемиологам изучать все многообразие проявлений эпидеми ческого процесса.
Эпидемиология - Ющук Н. Д. - Учебник
Эпидемиология - Зуева Л. П., Яфаев P. X. - Учебник
Описание: В разделе учебника об эпидемическом процессе собраны и обобщены последние достижения отечественной и зарубежной науки. Кроме того, изложение материала базировалось на основе критического анализа более чем 30-летнего чтения авторами лекций для студентов медико-профилактического факультета и обсуждения их со слушателями факультета повышения квалификации преподавателей (ФПК).
В разделе, посвященном вопросам инфекционной эпидемиологии, было решено представить не все нозоформы, а наиболее существенные, актуальные для отечественной медицины, при этом, кроме бактериальных и вирусных инфекций, включены паразитарные заболевания (гельминтозы, заболевания, вызываемые простейшими, а также чесотка).
Клиническая эпидемиология - Флетчер Р. - Практическое пособие
Эпидемиология - Власов В.В. - Учебное пособие
Эпидемиология - Ющук Н.Д. - Учебное пособие
Описание: Увеличение удельного веса инфекционной патологии в общей структуре заболеваемости приводит к тому, что врач любой специальности сталкивается с инфекционными больными и, следовательно, должен уметь организовать и провести первичный комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении больных инфекционными болезнями не только в условиях стационара, но и на дому. В связи с этим, принимая во внимание возрастание роли первичной профилактики, будущие врачи — студенты медицинских вузов лечебных факультетов должны иметь четкие представления о проявлениях эпидемического процесса, значении источника инфекции в его поддержании, воздействиях на механизм передачи возбудителя.
Грипп. На пороге пандемии - Деева Э.Г. - Практическое руководство
Модели и методы популяционных эпидемиологических исследований социально значимых заболеваний - Косых Н.Э.
Описание: В настоящее время признанным считается факт, что возникновение ряда форм социально значимых заболеваний связано с воздействием как природных, так и антропогенных экологических причин. Отдается предпочтение мультифакториальной природе заболеваний, рассматривается патогенное сочетание воздействий средовых и конституционально-генетических факторов на индивидуума.
Научно-практическое руководство по малярии - Стегний В.Н.
Описание: Научно-практическое руководство включает самые современные данные в области эпидемиологии малярии, энтомологии, физиологии, систематики и генетики малярийных комаров.
Для специалистов-эпидемиологов, энтомологов, занимающихся проблемами малярии, диагностики малярийных комаров и борьбы с ними, научных сотрудников и студентов вузов биологического и медицинского профиля.
Эпидемиология - Беляков В.Д.
Описание: Учебник состоит из двух разделов. В первом разделе изложено учение об эпидемическом процессе, описаны система противоэпидемических мероприятий, эпидемиологическая диагностика и организация противоэпидемической работы, рассмотрены методы популяционных исследований. Второй раздел посвящен частной эпидемиологии. Большое внимание уделено вопросам организации эпидемиологического надзора при отдельных группах и нозологических формах инфекционных болезней.
Общая эпидемиология с основами доказательной медицины - Покровский В.И.
Описание: В руководстве изложена сущность и основные направления эпидемиологического подхода к изучению болезней человека. Особое внимание уделено специфике эпидемиологических исследований инфекционной и неинфекционной патологии, а также оценке эффективности и безопасности лечебных, профилактических средств и мероприятий, диагностических и скрининговых исследований. Отражена методика работы с источниками доказательной информации, базами данных, информационными системами, представлены принципы составления систематических обзоров и метаанализа. В каждом из тематических разделов приведены современные информационные источники, действующие нормативно-правовые и инструктивные материалы. Учебные вопросы отрабатываются при решении ситуационных задач.
Приложения содержат извлечения из Национального стандарта РФ по проведению клинических исследований, Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, из информированного согласия пациентов в клинических испытаниях и медицинской практике, темы реферативных и научно-практических работ.
Предназначено студентам, интернам, ординаторам и аспирантам медицинских вузов, а также врачам широкого профиля.
Эпидемиология - Ющук Н. Д. - Учебник
Эпидемиология - Зуева Л. П., Яфаев P. X. - Учебник
Описание: В разделе учебника об эпидемическом процессе собраны и обобщены последние достижения отечественной и зарубежной науки. Кроме того, изложение материала базировалось на основе критического анализа более чем 30-летнего чтения авторами лекций для студентов медико-профилактического факультета и обсуждения их со слушателями факультета повышения квалификации преподавателей (ФПК).
В разделе, посвященном вопросам инфекционной эпидемиологии, было решено представить не все нозоформы, а наиболее существенные, актуальные для отечественной медицины, при этом, кроме бактериальных и вирусных инфекций, включены паразитарные заболевания (гельминтозы, заболевания, вызываемые простейшими, а также чесотка).
Клиническая эпидемиология - Флетчер Р. - Практическое пособие
Эпидемиология - Власов В.В. - Учебное пособие
Эпидемиология - Ющук Н.Д. - Учебное пособие
Описание: Увеличение удельного веса инфекционной патологии в общей структуре заболеваемости приводит к тому, что врач любой специальности сталкивается с инфекционными больными и, следовательно, должен уметь организовать и провести первичный комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении больных инфекционными болезнями не только в условиях стационара, но и на дому. В связи с этим, принимая во внимание возрастание роли первичной профилактики, будущие врачи — студенты медицинских вузов лечебных факультетов должны иметь четкие представления о проявлениях эпидемического процесса, значении источника инфекции в его поддержании, воздействиях на механизм передачи возбудителя.
Грипп. На пороге пандемии - Деева Э.Г. - Практическое руководство
Модели и методы популяционных эпидемиологических исследований социально значимых заболеваний - Косых Н.Э.
Описание: В настоящее время признанным считается факт, что возникновение ряда форм социально значимых заболеваний связано с воздействием как природных, так и антропогенных экологических причин. Отдается предпочтение мультифакториальной природе заболеваний, рассматривается патогенное сочетание воздействий средовых и конституционально-генетических факторов на индивидуума.
Научно-практическое руководство по малярии - Стегний В.Н.
Описание: Научно-практическое руководство включает самые современные данные в области эпидемиологии малярии, энтомологии, физиологии, систематики и генетики малярийных комаров.
Для специалистов-эпидемиологов, энтомологов, занимающихся проблемами малярии, диагностики малярийных комаров и борьбы с ними, научных сотрудников и студентов вузов биологического и медицинского профиля.
Эпидемиология - Беляков В.Д.
Описание: Учебник состоит из двух разделов. В первом разделе изложено учение об эпидемическом процессе, описаны система противоэпидемических мероприятий, эпидемиологическая диагностика и организация противоэпидемической работы, рассмотрены методы популяционных исследований. Второй раздел посвящен частной эпидемиологии. Большое внимание уделено вопросам организации эпидемиологического надзора при отдельных группах и нозологических формах инфекционных болезней.
Общая эпидемиология с основами доказательной медицины - Покровский В.И.
Описание: В руководстве изложена сущность и основные направления эпидемиологического подхода к изучению болезней человека. Особое внимание уделено специфике эпидемиологических исследований инфекционной и неинфекционной патологии, а также оценке эффективности и безопасности лечебных, профилактических средств и мероприятий, диагностических и скрининговых исследований. Отражена методика работы с источниками доказательной информации, базами данных, информационными системами, представлены принципы составления систематических обзоров и метаанализа. В каждом из тематических разделов приведены современные информационные источники, действующие нормативно-правовые и инструктивные материалы. Учебные вопросы отрабатываются при решении ситуационных задач.
Приложения содержат извлечения из Национального стандарта РФ по проведению клинических исследований, Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, из информированного согласия пациентов в клинических испытаниях и медицинской практике, темы реферативных и научно-практических работ.
Предназначено студентам, интернам, ординаторам и аспирантам медицинских вузов, а также врачам широкого профиля.
Рекомендации по изучению дисциплины
Рекомендации для: Педиатрия, семестр 09 Инфекционные болезни
П семестр 09 Инфекционные болезни
Цел ью обучения инфекционным болезням студентов 5 курса педиатрического факультета является формирование знаний, умений и практических навыков необходимых для:
-ранней диагностики инфекционных заболеваний в условиях поликлиники и на дому,
-проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому,
-диагностики неотложных состояний и оказания врачебной помощи инфекционным больным на догоспитальном этапе
-дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Зад ачами подготовки студентов следует считать:
-обучение распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, выделению ведущих симптомов и синдромов, определению тяжести течения инфекционного процесса;
-обучение составлению алгоритма диагностики и дифференциальной диагностики;
-обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при подозрении на инфекционное заболевание;
-обучение оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний у инфекционных больных.
Усп ешное изучение данного курса возможно только при наличии у студента знаний и умений по следующим разделам ранее изученных дисциплин:
- биология с генетикой (возбудители дальневосточных гельминтозов),
- биологическая химия (обмен билирубина, виды желтух)
- микробиология, вирусология, иммунология (возбудители инфекционных болезней человека и животных, методы диагностики микроорганизмов)
- патологическая анатомия (изменения внутренних органов при инфекционных заболеваниях),
- пропедевтика внутренних болезней (правила обследования больного, аускультация, пальпация, перкуссия, клинические и биохимические лабораторные исследования),
- клиническая фармакология (антибиотики, химиопрепараты, противовоспалительные средства, глюкокортикостероидные гормоны, противошоковые препараты),
- клинические дисциплины (терапия, хирургия, гинекология, урология, кожные болезни – полный курс),
- эпидемиология (источники инфекции, пути распространения, восприимчивый контингент, противоэпидемические мероприятия при инфекционных болезнях).
Наи более важными разделами данной дисциплины для понимания последующих дисциплин являются:
- для госпитальной терапии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами лихорадки, диареи, желтухи, артралгии, катаральным синдромом,
- для госпитальной хирургии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами желтухи, абдоменалгии, диареи.
Для успешного изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студенту рекомендуется использовать при подготовке следующую литературу:
1. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2001 – 656 с. Аннотация: Учебник по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских ву-зов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных человечеству инфекционных болезней. Учебник необходим для изучения всех тем учебной программы.
2. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2005 – 696 с.
3. Ющук, Н. Д. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. – М. : Медицина, 2003. – 544 с. Аннотация: Руководство по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских вузов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных инфекционных болезней. Руководство необходимо для изучения всех тем учебной программы.
4. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учебник / В. И. Покровский [и др.] ; под ред. В. И. Покровского. – М. : Медицина, 2002.
5. Лобзин, Ю. В. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Ю. В. Лобзин. – СПб. : СпецЛит, 2001.
6. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса педиатрического факультета (2-ое изд. перераб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 1. – 80 с.
8. Освоение практических умений по инфекционным болезням [Текст] : руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 70 с. Аннотация: В руководстве для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, необходимом для более полного усвоения материала учебной программы по курсу инфекционных болезней (9 и 10 семестры), в сжатом виде представлены основные умения, которыми должны владеть студенты по окончанию курса инфекционные болезни. Знание основных закономерностей изменения лабораторных показателей, характерных для ряда заболеваний, облегчит студентам подготовку к экзаменам.
9. Ковальский, Г. С. Ситуационные задачи по курсу инфекционных болезней : практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов [Текст]. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – 70 с. Аннотация: Сборник задач по курсу инфекционных болезней предназначен для самостоятельной работы студентов при изучении разделов учебной программы 9 и 10 семестров. На основании эпидемиологической ситуации, клинических и лабораторных данных студент должен установить диагноз и ответить на ряд предложенных вопросов (предполагаемые пути передачи инфекции, вариант течения заболевания, возможные осложнения, лечебная и противоэпидемическая тактика врача).
1. Дрейзин Р.С., Астафьев Н.В. Острые респираторные заболевания. - М.: Медицина,1991.
2. Зубик Т.М. и соавт. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - М., 1999.
3. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. - СПб., 1996.
4. Покровский В.В. и соавт. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М., 2000.
5. Покровский В.И., Иванов К.С. (ред.). Руководство по клинической диагностике, лечению опасных инфекционных болезней. - М., 1994.
6. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб., 1993.
7. Турьянов М.Х. и соавт. Дифтерия. - М., 1996.
8. Хазанов А.И. (ред.). Функциональные диагностика (справочник), 1994.
9. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник эпидемиолога. - М., 1996.
10. Ющук Н.Д. и соавт. Диагностика и дифференциальная диагностика острых кишечных инфекций. - М., 1998.
11. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. (ред.). Заразные болезни человека. Справочник. - М., 1997.
12. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. (ред.). Патогенетические основы лечения острых инфекционных заболеваний. - М., 1999
14. Инфекционные болезни [Текст] : руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 60 с. Аннотация: в представленном руководстве собраны важнейшие сведения о ряде инфекционных заболеваний, которые не разбираются студентами на практических занятиях, но в то же время представляющих определенный интерес в плане дифференциальной диагностики с широко распространенными заболеваниями. По каждой нозологической форме представлены сведения об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении. Руководство поможет студентам в изучении дифференциальной диагностики основных синдромов в клинике инфекционных болезней по всем разделам учебной программы (9,10 семестры).
18. Анисимова, Н. И. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней (специальности лечебное дело и педиатрия) / Н. И. Анисимова, Я. А. Журавлев. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2007. – 85 с. Аннотация: предлагаемое учебно-методическое пособие для преподавателя указывают основные средства, методы обучения, способы и режим учебной деятельности в клинике инфекционных болезней. При разработке пособия авторы учитывали Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре инфекционных болезней.
19. Визуальная диагностика инфекционных заболеваний [Электронный ресурс] : методические рекомендации к обучающей компьютерной программе для студентов 5 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: данный методический материал содержит основные рекомендации и пояснения при работе с электронным ресурсом, банк которого составляет более 250 фотографий, посвященных наиболее известным и распространенным инфекционным заболеваниям.
Ресурсы ИНТЕРНЕТ, рекомендуемые для изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студент должен знать:
- сущность инфекционного процесса в свете современных представлений,
- этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней,
- варианты течения основных инфекционных болезней,
- клиническую диагностику инфекционных заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения,
- основные правила лабораторного обследования инфекционных больных,
- современные методы специфической диагностики инфекционных болезней,
- клинику характерных осложнений и неотложных состояний при инфекционных болезнях,
- правила оказания первой помощи при неотложных состояниях, возникающих при инфекционных заболеваниях,
- принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия),
- принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела,
- эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций,
- особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, беременных,
- правила выписки на работу больных, перенесших инфекционные заболевания,
- основы диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.
Сту дент должен уметь:
- проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация),
- оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней,
- заподозрить инфекционное заболевание,
- проводить медицинскую сортировку,
- определить показания для госпитализации,
- составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования,
- осуществлять забор патологических материалов от больного,
- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного,
- провести дифференциальную диагностику с неинфекционными заболеваниями,
- установить клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10,
- назначить лечение, адекватное тяжести, периоду заболевания, варианту клинического течения,
- осуществлять последующую реабилитацию реконвалесцентов инфекционных болезней с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний,
- заподозрить осложнение заболевания и оказать помощь при его возникновении,
- вести медицинскую документацию.
Сту дент должен приобрести навыки:
- сбора эпидемиологического анамнеза,
- интерпретации результатов осмотра больного,
- составления плана лабораторного обследования больного,
- забора материала от больного для бактериологического, серологического, вирусологического и паразитологического исследования,
- проведения кожно-аллергических проб и оценки их результатов,
- определения показаний для инструментального обследования больного,
- интерпретации результатов лабораторного обследования больного,
- установления предварительного диагноза,
- построения клинического диагноза,
- проведения дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний,
- определения показаний для госпитализации,
- назначения этиотропной и патогенетической терапии при лечении на дому,
- введения антитоксических сывороток и иммуноглобулинов,
- оказания помощи при неотложных состояниях,
- ведения медицинской документации.
- оказания помощи при неотложных состояниях,
Читайте также: