Эпидемиология инфекционных болезней учебное пособие н д ющук


Учебная литература для студентов медицинских вузов

Издание второе, переработанное и дополненное

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию

вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

УДК 616-036.22(075.8) ББК 51.9

Р е ц е н з е н т ы :

Г. Г. Онищенко, д-р мед. наук, профессор, академик РАМН, первый заместитель министра, Главный государственный санитарный врач РФ; Н. И. Брико, д-р мед. наук, профессор кафедры эпидемиологии Мо­

сковской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

Ющук Н. Д., Мартынов Ю. В.

Ю98 Эпидемиология: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2003. — 448 с: ил. — (Учеб. лит. Для студ. мед. вузов). ISBN 5-225-04776-9

Во втором издании учебного пособия (первое вышло в 1993 г.) да­ ны трактовка эпидемиологических понятии, характеристика различных источников возбудителя инфекции, разобраны организационные осно­ вы профилактики инфекционных болезней и борьба с ними. Представ­ лены структура эпидемического процесса, иммунопрофилактика, эпи­ демиологические методы исследования, дезинфекция, дезинсекция, де­ ратизация, а также принципы проведения эпидемиологического надзо­ ра. Описаны проявления эпидемического процесса наиболее значимых болезней в инфекционной патологии человека, изложены материалы по проблеме внутрибольничных инфекций и охране территории страны от завоза инфекционных болезней.

Для студентов лечебных факультетов медицинских вузов.

Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым спосо­ бом без предварительного письменного разрешения издателя.

Ющук — доктор медицинских наук, профессор, Николай Дмитриевич академик РАМН, ректор Московско­ го государственного медико-стомато­ логического университета, заведую­ щий кафедрой инфекционных болез­ ней с курсом эпидемиологии того же

Мартынов — доктор медицинских наук, профессор, Юрий Васильевич заведующий курсом эпидемиологии кафедры инфекционных болезней Московского государственного меди­ ко-стоматологического университета.

Бушуева — кандидат медицинских наук, старший Вера Васильевна преподаватель кафедры инфекцион­ ных болезней с курсом эпидемиоло­ гии Московского государственного мед икостоматологического универ­

Колесова — кандидат медицинских наук, старший Вера Николаевна преподаватель кафедры инфекцион­ ных болезней с курсом эпидемиоло­ гии Московского государственного медико-стоматологического универ­

Кухтевич — кандидат медицинских наук, доцент Евгения Вячеславовна кафедры инфекционных болезней с курсом эпидемиологии Московского государственного медико-стоматоло­

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

Глава 1. Предмет и метод эпидемиологии инфекционных болез­

Глава 2. Эпидемический процесс

Глава 3. Эпидемиологические исследования

Глава 4. Дезинфекция, стерилизация, дезинсекция, дератизация

Глава 5. Иммунопрофилактика инфекционных болезней

Глава 6. Кишечные инфекции

Эпидемиологическая характеристика кишечных инфекций

Брюшной тиф и паратифы

Иерсиниоз и псевдотуберкулез

Глава 7. Вирусные гепатиты

Гепатит D (дельта-инфекция)

Глава 8. Инфекции дыхательных путей

Эпидемиологическая характеристика инфекций дыхательных

Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции


9. Инфекции с трансмиссивным механизмом передачи

Трансмиссивные природно-очаговые болезни

Глава 10. ВИЧ-инфекция

11. Внутрибольннчные инфекции

12. Санитарная охрана территории страны от завоза

распространения инфекционных болезней

Предисловие ко второму изданию

Увеличение удельного веса инфекционной патологии в об­ щей структуре заболеваемости приводит к тому, что врач лю­ бой специальности сталкивается с инфекционными больными и, следовательно, должен уметь организовать и провести пер­ вичный комплекс профилактических и противоэпидемиче­ ских мероприятий при выявлении больных инфекционными болезнями не только в условиях стационара, но и на дому. В связи с этим, принимая во внимание возрастание роли пер­ вичной профилактики, будущие врачи — студенты медицин­ ских вузов лечебных факультетов должны иметь четкие пред­ ставления о проявлениях эпидемического процесса, значении источника инфекции в его поддержании, воздействиях на ме­ ханизм передачи возбудителя. Особое значение в настоящее время приобретают вопросы организации и проведения про­ филактических и противоэпидемических мероприятий в чрез­ вычайных ситуациях, включая угрозу биотерроризма.

Все перечисленное выше объясняет необходимость второго издания учебного пособия по эпидемиологии для студентов лечебных факультетов медицинских вузов.

При написании книги авторы учли современные концеп­ ции развития эпидемиологии и удачно определили необходи­ мый объем информационного материала по курсу эпидемио­ логии для студентов лечебных факультетов медицинских вузов в соответствии с учебной программой, уделяя основное вни­ мание вопросам, касающимся будущей работы практикующе­ го врача. Авторы в доступной, лаконичной форме, используя оригинальный иллюстративный материал и примеры из эпи­ демиологической практики, излагают основные вопросы об­ щей и частной эпидемиологии.

Настоящее учебное пособие является вторым, переработан­ ным изданием, в которое вошли новые разделы: "Эпидемио­ логический надзор" и "Эпидемиологические исследования" Безусловно, данная книга будет интересна и полезна студен­ там всех факультетов медицинских вузов.

Президент РАМН, профессор, доктор медицинских наук В. И. ПОКРОВСКИЙ

Предисловие к первому изданию

Учебное пособие содержит материалы для самостоятельной работы студентов лечебного факультета при изучении эпиде­ миологии инфекционных болезней.

Значимость инфекционных болезней в патологии людей определяется не только временной потерей трудоспособности в период заболевания. Они нередко оказываются своеобраз­ ным "пусковым механизмом" для формирования ряда дли­ тельно текущих соматических и неврологических болезней. Таким образом, несравненно более существенная их роль со­ стоит в том, что они оказываются фактором, снижающим здо­ ровье населения и нарушающим социальный и экономиче­ ский прогресс.

В результате профилактической и противоэпидемической работы инфекционные болезни уступили первое место сер­ дечно-сосудистой патологии и злокачественным новообразо­ ваниям. Но, несмотря на уход в прошлое грозных эпидемий, инфекционные болезни занимают до сих пор одно из ведущих мест.

Затраты на профилактику инфекционных болезней, лече­ ние больных и реабилитацию переболевших в развитых стра­ нах превышают затраты на неинфекционных больных. Вместе с тем полагают, что истинный уровень заболеваемости превы­ шает официально зарегистрированный в несколько десятков раз.

На протяжении ряда лет изменилась структура заболевае­ мости инфекционными болезнями. Так, возросла роль гной­ но-септических внутрибольничных инфекций, вирусных гепа­ титов, герпетической инфекции, так называемых оппортуни­ стических инфекций и болезней, возбудители которых переда­ ются с пищевыми продуктами.

Умение организовать и провести противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционных больных, а также выполнить профилактическую работу на врачебном участке или в неинфекционном стационаре является составной ча­ стью общемедицинской деятельности врачей.

В настоящем пособии представлены сведения, задачи и во­ просы, содержащие различные "моделированные" эпидемиче­ ские ситуации, в которых врач должен принять конкретное решение.

При работе с пособием следует уяснить значимость темы, изучить соответствующий учебный материал. Затем для само­ контроля его усвоения необходимо решить задачи. Они вклю-

чают многие аспекты организации профилактической и про­ тивоэпидемической помощи и требуют определить конкрет­ ные действия при выявлении инфекционного больного.

К работе с пособием целесообразно приступать после изу­ чения материала учебника и прослушивания лекций. При анализе задач необходимо руководствоваться правилами орга­ низации противоэпидемической работы в очагах, т. е. плани­ ровать деятельность медицинского персонала по выявлению источников возбудителей инфекции, изоляции больных, де­ зинфекционной и дезинсекционной обработке, выявлению и защите общавшихся с больными лиц. При этом надо помнить о немедленной информации по поводу каждого выявленного больного в санитарно-эпидемиологическую станцию (СЭС)*.

Ваши ответы надо сопоставить с предложенными в посо­ бии и определить степень их совпадения. Если задача решена неправильно, а поиск других вариантов представляется Вам затруднительным, следует разобрать ситуацию с преподавате­ лем.

Авторы с благодарностью примут все замечания и предло­ жения, направленные на улучшение пособия.

Настоящее пособие было уже подготовлено к печати, когда произошли изменения в государственном устройстве, наиме­ нованиях некоторых учреждений и т. д. В связи с этим не все исправления могли быть внесены в текст.

* В настоящее время — центры (городские и районные) государст­ венного санитарно-эпидемиологического надзора.

Эпидемиология в учебном плане медицинских институтов занимает важное место среди профилирующих дисциплин, так как будущие специалисты должны уметь организовать и провести противоэпидемические мероприятия при выявлении больных с инфекционными болезнями, а также выполнить профилактическую работу, являющуюся частью общемеди­ цинской деятельности, на врачебном участке или в неинфек­ ционном стационаре. Значимость этих умений определяется высоким удельным весом инфекционной заболеваемости, воз­ росшей долей лечения больных с инфекционной патологией в домашних условиях.

На протяжении последних лет произошли существенные изменения в структуре заболеваемости инфекционными бо­ лезнями: повышается медицинское и социальное значение вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции, внутрибольничной ин­ фекции, растет заболеваемость природно-очаговыми болезня­ ми. Особенно острыми становятся вопросы санитарной охра­ ны территории страны и угрозы биотерроризма.

В настоящем учебном пособии, представляющем собой пе­ реработанное и дополненное второе издание книги, использо­ ваны научно-практические достижения современной эпиде­ миологической науки. В него включены новые разделы по проблемам эпидемиологического надзора и эпидемиологиче­ ского исследования. Значительное внимание уделено первич­ ному уровню профилактической работы врача, а именно им­ мунопрофилактике инфекционных болезней, дезинфекции, стерилизации и соблюдению санитарного противоэпидемиче­ ского режима в лечебно-профилактическом учреждении.

При подготовке данного учебного пособия использованы собственные материалы, данные литературы, официальные документы (приказы Государственного комитета санитарноэпидемиологического надзора РФ, методические рекоменда­ ции и указания), материалы ВОЗ.

Учебный материал по общей и частной эпидемиологии включает задачи и вопросы для самоконтроля, содержащие раз­ личные смоделированные эпидемиологические ситуации, при разборе которых врач должен принять конкретное решение.

Учебное пособие "Эпидемиология" предназначено для сту­ дентов лечебных факультетов медицинских вузов.

Авторы с благодарностью примут все замечания и предло­ жения, направленные на совершенствование настоящего учебного пособия.

Ч а с ть I. ОБЩАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Эпидемиология — одна из наиболее быстро развивающих­ ся областей медицины. Вновь накапливаемые фактические данные, формулируемые на их основе новые теоретические положения о закономерностях эпидемического процесса спо­ собствуют разработке эффективных принципов и способов борьбы и профилактики инфекционных болезней. В то же время современная эпидемиологическая наука расширяет свои границы, вовлекая в сферу своих интересов всестороннее изучение разных проблем, касающихся здоровья населения.

Разработанная отечественными учеными теория эпидемиоло­ гии явилась надежным методологическим фундаментом для реа­ лизации широкомасштабных и эффективных профилактических и противоэпидемических мероприятий, успешно осуществлен­ ных в борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями.

Эпидемиология возникла на заре медицины как наука об эпидемиях. Термином "эпидемия" (от греч. epi — на, в + dem­ os — народ) определялось нарастание или появление большо­ го количества заболеваний, ранее не встречавшихся на данной территории. На протяжении веков массовые "повальные" бо­ лезни, моры, эпидемии сопровождали человечество, унося ог­ ромное число жизней. Развитие микробиологии, вирусологии, иммунологии расширило возможности изучения различных болезней и способствовало совершенствованию мер профи­ лактики и борьбы с ними.

Цель современной эпидемиологии инаЬекционных болезней — изучение механизма становления и развития эпидемического процесса, разработка и применение способов предупреждения и борьбы с этими болезнями.

Эпидемиологический метод — своеобразная совокупность различных методических приемов и способов, в том числе современных компьютерных технологий при проведении теку­ щего и ретроспективного анализа заболеваемости, а также математическое моделирование, позволяющих специалистамэпидемиологам изучать все многообразие проявлений эпидеми­ ческого процесса.





Эпидемиология - Ющук Н. Д. - Учебник


Эпидемиология - Зуева Л. П., Яфаев P. X. - Учебник

Описание: В разделе учебника об эпидемическом процессе собраны и обобщены последние достижения отечественной и зарубежной науки. Кроме того, изложение материала базировалось на основе критического анализа более чем 30-летнего чтения авторами лекций для студентов медико-профилактического факультета и обсуждения их со слушателями факультета повышения квалификации преподавателей (ФПК).
В разделе, посвященном вопросам инфекционной эпидемиологии, было решено представить не все нозоформы, а наиболее существенные, актуальные для отечественной медицины, при этом, кроме бактериальных и вирусных инфекций, включены паразитарные заболевания (гельминтозы, заболевания, вызываемые простейшими, а также чесотка).


Клиническая эпидемиология - Флетчер Р. - Практическое пособие


Эпидемиология - Власов В.В. - Учебное пособие


Эпидемиология - Ющук Н.Д. - Учебное пособие

Описание: Увеличение удельного веса инфекционной патологии в общей структуре заболеваемости приводит к тому, что врач любой специальности сталкивается с инфекционными больными и, следовательно, должен уметь организовать и провести первичный комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении больных инфекционными болезнями не только в условиях стационара, но и на дому. В связи с этим, принимая во внимание возрастание роли первичной профилактики, будущие врачи — студенты медицинских вузов лечебных факультетов должны иметь четкие представления о проявлениях эпидемического процесса, значении источника инфекции в его поддержании, воздействиях на механизм передачи возбудителя.


Грипп. На пороге пандемии - Деева Э.Г. - Практическое руководство


Модели и методы популяционных эпидемиологических исследований социально значимых заболеваний - Косых Н.Э.

Описание: В настоящее время признанным считается факт, что возникновение ряда форм социально значимых заболеваний связано с воздействием как природных, так и антропогенных экологических причин. Отдается предпочтение мультифакториальной природе заболеваний, рассматривается патогенное сочетание воздействий средовых и конституционально-генетических факторов на индивидуума.


Научно-практическое руководство по малярии - Стегний В.Н.

Описание: Научно-практическое руководство включает самые современные данные в области эпидемиологии малярии, энтомологии, физиологии, систематики и генетики малярийных комаров.
Для специалистов-эпидемиологов, энтомологов, занимающихся проблемами малярии, диагностики малярийных комаров и борьбы с ними, научных сотрудников и студентов вузов биологического и медицинского профиля.


Эпидемиология - Беляков В.Д.

Описание: Учебник состоит из двух разделов. В первом разделе изложено учение об эпидемическом процессе, описаны система противоэпидемических мероприятий, эпидемиологическая диагностика и организация противоэпидемической работы, рассмотрены методы популяционных исследований. Второй раздел посвящен частной эпидемиологии. Большое внимание уделено вопросам организации эпидемиологического надзора при отдельных группах и нозологических формах инфекционных болезней.


Общая эпидемиология с основами доказательной медицины - Покровский В.И.

Описание: В руководстве изложена сущность и основные направления эпидемиологического подхода к изучению болезней человека. Особое внимание уделено специфике эпидемиологических исследований инфекционной и неинфекционной патологии, а также оценке эффективности и безопасности лечебных, профилактических средств и мероприятий, диагностических и скрининговых исследований. Отражена методика работы с источниками доказательной информации, базами данных, информационными системами, представлены принципы составления систематических обзоров и метаанализа. В каждом из тематических разделов приведены современные информационные источники, действующие нормативно-правовые и инструктивные материалы. Учебные вопросы отрабатываются при решении ситуационных задач.
Приложения содержат извлечения из Национального стандарта РФ по проведению клинических исследований, Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, из информированного согласия пациентов в клинических испытаниях и медицинской практике, темы реферативных и научно-практических работ.
Предназначено студентам, интернам, ординаторам и аспирантам медицинских вузов, а также врачам широкого профиля.





Эпидемиология - Ющук Н. Д. - Учебник


Эпидемиология - Зуева Л. П., Яфаев P. X. - Учебник

Описание: В разделе учебника об эпидемическом процессе собраны и обобщены последние достижения отечественной и зарубежной науки. Кроме того, изложение материала базировалось на основе критического анализа более чем 30-летнего чтения авторами лекций для студентов медико-профилактического факультета и обсуждения их со слушателями факультета повышения квалификации преподавателей (ФПК).
В разделе, посвященном вопросам инфекционной эпидемиологии, было решено представить не все нозоформы, а наиболее существенные, актуальные для отечественной медицины, при этом, кроме бактериальных и вирусных инфекций, включены паразитарные заболевания (гельминтозы, заболевания, вызываемые простейшими, а также чесотка).


Клиническая эпидемиология - Флетчер Р. - Практическое пособие


Эпидемиология - Власов В.В. - Учебное пособие


Эпидемиология - Ющук Н.Д. - Учебное пособие

Описание: Увеличение удельного веса инфекционной патологии в общей структуре заболеваемости приводит к тому, что врач любой специальности сталкивается с инфекционными больными и, следовательно, должен уметь организовать и провести первичный комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении больных инфекционными болезнями не только в условиях стационара, но и на дому. В связи с этим, принимая во внимание возрастание роли первичной профилактики, будущие врачи — студенты медицинских вузов лечебных факультетов должны иметь четкие представления о проявлениях эпидемического процесса, значении источника инфекции в его поддержании, воздействиях на механизм передачи возбудителя.


Грипп. На пороге пандемии - Деева Э.Г. - Практическое руководство


Модели и методы популяционных эпидемиологических исследований социально значимых заболеваний - Косых Н.Э.

Описание: В настоящее время признанным считается факт, что возникновение ряда форм социально значимых заболеваний связано с воздействием как природных, так и антропогенных экологических причин. Отдается предпочтение мультифакториальной природе заболеваний, рассматривается патогенное сочетание воздействий средовых и конституционально-генетических факторов на индивидуума.


Научно-практическое руководство по малярии - Стегний В.Н.

Описание: Научно-практическое руководство включает самые современные данные в области эпидемиологии малярии, энтомологии, физиологии, систематики и генетики малярийных комаров.
Для специалистов-эпидемиологов, энтомологов, занимающихся проблемами малярии, диагностики малярийных комаров и борьбы с ними, научных сотрудников и студентов вузов биологического и медицинского профиля.


Эпидемиология - Беляков В.Д.

Описание: Учебник состоит из двух разделов. В первом разделе изложено учение об эпидемическом процессе, описаны система противоэпидемических мероприятий, эпидемиологическая диагностика и организация противоэпидемической работы, рассмотрены методы популяционных исследований. Второй раздел посвящен частной эпидемиологии. Большое внимание уделено вопросам организации эпидемиологического надзора при отдельных группах и нозологических формах инфекционных болезней.


Общая эпидемиология с основами доказательной медицины - Покровский В.И.

Описание: В руководстве изложена сущность и основные направления эпидемиологического подхода к изучению болезней человека. Особое внимание уделено специфике эпидемиологических исследований инфекционной и неинфекционной патологии, а также оценке эффективности и безопасности лечебных, профилактических средств и мероприятий, диагностических и скрининговых исследований. Отражена методика работы с источниками доказательной информации, базами данных, информационными системами, представлены принципы составления систематических обзоров и метаанализа. В каждом из тематических разделов приведены современные информационные источники, действующие нормативно-правовые и инструктивные материалы. Учебные вопросы отрабатываются при решении ситуационных задач.
Приложения содержат извлечения из Национального стандарта РФ по проведению клинических исследований, Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, из информированного согласия пациентов в клинических испытаниях и медицинской практике, темы реферативных и научно-практических работ.
Предназначено студентам, интернам, ординаторам и аспирантам медицинских вузов, а также врачам широкого профиля.

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Педиатрия, семестр 09 Инфекционные болезни

П семестр 09 Инфекционные болезни

Цел ью обучения инфекционным болезням студентов 5 курса педиатрического факультета является формирование знаний, умений и практических навыков необходимых для:

-ранней диагностики инфекционных заболеваний в условиях поликлиники и на дому,

-проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому,

-диагностики неотложных состояний и оказания врачебной помощи инфекционным больным на догоспитальном этапе

-дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Зад ачами подготовки студентов следует считать:

-обучение распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, выделению ведущих симптомов и синдромов, определению тяжести течения инфекционного процесса;

-обучение составлению алгоритма диагностики и дифференциальной диагностики;

-обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при подозрении на инфекционное заболевание;

-обучение оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний у инфекционных больных.

Усп ешное изучение данного курса возможно только при наличии у студента знаний и умений по следующим разделам ранее изученных дисциплин:

- биология с генетикой (возбудители дальневосточных гельминтозов),

- биологическая химия (обмен билирубина, виды желтух)

- микробиология, вирусология, иммунология (возбудители инфекционных болезней человека и животных, методы диагностики микроорганизмов)

- патологическая анатомия (изменения внутренних органов при инфекционных заболеваниях),

- пропедевтика внутренних болезней (правила обследования больного, аускультация, пальпация, перкуссия, клинические и биохимические лабораторные исследования),

- клиническая фармакология (антибиотики, химиопрепараты, противовоспалительные средства, глюкокортикостероидные гормоны, противошоковые препараты),

- клинические дисциплины (терапия, хирургия, гинекология, урология, кожные болезни – полный курс),

- эпидемиология (источники инфекции, пути распространения, восприимчивый контингент, противоэпидемические мероприятия при инфекционных болезнях).

Наи более важными разделами данной дисциплины для понимания последующих дисциплин являются:

- для госпитальной терапии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами лихорадки, диареи, желтухи, артралгии, катаральным синдромом,

- для госпитальной хирургии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами желтухи, абдоменалгии, диареи.

Для успешного изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студенту рекомендуется использовать при подготовке следующую литературу:

1. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2001 – 656 с. Аннотация: Учебник по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских ву-зов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных человечеству инфекционных болезней. Учебник необходим для изучения всех тем учебной программы.

2. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2005 – 696 с.

3. Ющук, Н. Д. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. – М. : Медицина, 2003. – 544 с. Аннотация: Руководство по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских вузов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных инфекционных болезней. Руководство необходимо для изучения всех тем учебной программы.

4. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учебник / В. И. Покровский [и др.] ; под ред. В. И. Покровского. – М. : Медицина, 2002.

5. Лобзин, Ю. В. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Ю. В. Лобзин. – СПб. : СпецЛит, 2001.

6. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса педиатрического факультета (2-ое изд. перераб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 1. – 80 с.

8. Освоение практических умений по инфекционным болезням [Текст] : руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 70 с. Аннотация: В руководстве для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, необходимом для более полного усвоения материала учебной программы по курсу инфекционных болезней (9 и 10 семестры), в сжатом виде представлены основные умения, которыми должны владеть студенты по окончанию курса инфекционные болезни. Знание основных закономерностей изменения лабораторных показателей, характерных для ряда заболеваний, облегчит студентам подготовку к экзаменам.

9. Ковальский, Г. С. Ситуационные задачи по курсу инфекционных болезней : практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов [Текст]. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – 70 с. Аннотация: Сборник задач по курсу инфекционных болезней предназначен для самостоятельной работы студентов при изучении разделов учебной программы 9 и 10 семестров. На основании эпидемиологической ситуации, клинических и лабораторных данных студент должен установить диагноз и ответить на ряд предложенных вопросов (предполагаемые пути передачи инфекции, вариант течения заболевания, возможные осложнения, лечебная и противоэпидемическая тактика врача).

1. Дрейзин Р.С., Астафьев Н.В. Острые респираторные заболевания. - М.: Медицина,1991.

2. Зубик Т.М. и соавт. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - М., 1999.

3. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. - СПб., 1996.

4. Покровский В.В. и соавт. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М., 2000.

5. Покровский В.И., Иванов К.С. (ред.). Руководство по клинической диагностике, лечению опасных инфекционных болезней. - М., 1994.

6. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб., 1993.

7. Турьянов М.Х. и соавт. Дифтерия. - М., 1996.

8. Хазанов А.И. (ред.). Функциональные диагностика (справочник), 1994.

9. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник эпидемиолога. - М., 1996.

10. Ющук Н.Д. и соавт. Диагностика и дифференциальная диагностика острых кишечных инфекций. - М., 1998.

11. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. (ред.). Заразные болезни человека. Справочник. - М., 1997.

12. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. (ред.). Патогенетические основы лечения острых инфекционных заболеваний. - М., 1999

14. Инфекционные болезни [Текст] : руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 60 с. Аннотация: в представленном руководстве собраны важнейшие сведения о ряде инфекционных заболеваний, которые не разбираются студентами на практических занятиях, но в то же время представляющих определенный интерес в плане дифференциальной диагностики с широко распространенными заболеваниями. По каждой нозологической форме представлены сведения об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении. Руководство поможет студентам в изучении дифференциальной диагностики основных синдромов в клинике инфекционных болезней по всем разделам учебной программы (9,10 семестры).

18. Анисимова, Н. И. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней (специальности лечебное дело и педиатрия) / Н. И. Анисимова, Я. А. Журавлев. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2007. – 85 с. Аннотация: предлагаемое учебно-методическое пособие для преподавателя указывают основные средства, методы обучения, способы и режим учебной деятельности в клинике инфекционных болезней. При разработке пособия авторы учитывали Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре инфекционных болезней.

19. Визуальная диагностика инфекционных заболеваний [Электронный ресурс] : методические рекомендации к обучающей компьютерной программе для студентов 5 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: данный методический материал содержит основные рекомендации и пояснения при работе с электронным ресурсом, банк которого составляет более 250 фотографий, посвященных наиболее известным и распространенным инфекционным заболеваниям.

Ресурсы ИНТЕРНЕТ, рекомендуемые для изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студент должен знать:

- сущность инфекционного процесса в свете современных представлений,

- этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней,

- варианты течения основных инфекционных болезней,

- клиническую диагностику инфекционных заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения,

- основные правила лабораторного обследования инфекционных больных,

- современные методы специфической диагностики инфекционных болезней,

- клинику характерных осложнений и неотложных состояний при инфекционных болезнях,

- правила оказания первой помощи при неотложных состояниях, возникающих при инфекционных заболеваниях,

- принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия),

- принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела,

- эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций,

- особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, беременных,

- правила выписки на работу больных, перенесших инфекционные заболевания,

- основы диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.

Сту дент должен уметь:

- проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация),

- оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней,

- заподозрить инфекционное заболевание,

- проводить медицинскую сортировку,

- определить показания для госпитализации,

- составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования,

- осуществлять забор патологических материалов от больного,

- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного,

- провести дифференциальную диагностику с неинфекционными заболеваниями,

- установить клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10,

- назначить лечение, адекватное тяжести, периоду заболевания, варианту клинического течения,

- осуществлять последующую реабилитацию реконвалесцентов инфекционных болезней с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний,

- заподозрить осложнение заболевания и оказать помощь при его возникновении,

- вести медицинскую документацию.

Сту дент должен приобрести навыки:

- сбора эпидемиологического анамнеза,

- интерпретации результатов осмотра больного,

- составления плана лабораторного обследования больного,

- забора материала от больного для бактериологического, серологического, вирусологического и паразитологического исследования,

- проведения кожно-аллергических проб и оценки их результатов,

- определения показаний для инструментального обследования больного,

- интерпретации результатов лабораторного обследования больного,

- установления предварительного диагноза,

- построения клинического диагноза,

- проведения дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний,

- определения показаний для госпитализации,

- назначения этиотропной и патогенетической терапии при лечении на дому,

- введения антитоксических сывороток и иммуноглобулинов,

- оказания помощи при неотложных состояниях,

- ведения медицинской документации.

- оказания помощи при неотложных состояниях,

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции