Что такое психическая инфекция

Основные факты

  • Существует множество психических расстройств, которые проявляются по-разному. В целом для них характерно сочетание анормальных мыслей, представлений, эмоций, поведенческих реакций и отношений с окружающими.
  • К психическим расстройствам относят депрессию, биполярное аффективное расстройство, шизофрению и другие психозы, деменцию, умственную отсталость и расстройства развития, включая аутизм.
  • Существуют эффективные стратегия профилактики психических расстройств, таких как шизофрения.
  • Существуют действенные методы лечения и ухода, позволяющие уменьшить страдания больных.
  • Ключевое значение имеет доступ к медико-санитарным и социальным структурам, обеспечивающим лечение и социальную поддержку.

Бремя психических расстройств продолжает расти и оказывать заметное влияние на системы здравоохранения по всему миру. Оно влечет за собой серьезные последствия для социальной сферы, прав человека и экономики.

Депрессия

Депрессия — распространенное психическое расстройство и в мировом масштабе одна из основных болезней, приводящих к инвалидности. Около 264 миллионов человек во всем мире страдают от депрессии 1 . Женщины больше подвержены этому расстройству, чем мужчины.

Для больных депрессией свойственны подавленное состояние, потеря интереса и способности получать удовольствие, чувство вины, низкая самооценка, нарушения сна и аппетита, утомляемость и плохая концентрация. Возможны даже симптомы, которые невозможно объяснить объективными физическими причинами. Депрессия, как долговременная, так и эпизодическая, может существенно мешать повседневной жизни, работе и учебе. В наиболее тяжелых случаях депрессия может довести до самоубийства.

Существуют профилактические программы, помогающие снизить заболеваемость депрессией как у детей (например, путем предоставления защиты и психологической поддержки после физического или сексуального насилия), так и у взрослых (например, путем предоставления психологической помощи после стихийных бедствий и конфликтов).

Есть эффективные методы лечения. Депрессия легкой и средней степени выраженности поддается лечению методами нарративной терапии, в частности, когнитивно-поведенческой и психотерапии. Антидепрессанты успешно используются для лечения средней и тяжелой депрессии, но в случае легкой депрессии применяются не в первую очередь. Их не применяют для лечения депрессии у детей и применяют с осторожностью и не в первую очередь при лечении депрессии у подростков.

Ведение пациентов с депрессией должно включать психосоциальные элементы, в частности, выявление факторов стресса, таких как финансовые проблемы, сложности на работе или психологическое насилие, и источников поддержки, таких как члены семьи и друзья. Важно обеспечить сохранение и возобновление социального взаимодействия и участия в жизни общества.

Биполярное расстройство

Существуют эффективные средства лечения острых проявлений биполярного расстройства и профилактики рецидивов. Это лекарственные средства для стабилизации настроения. Важным элементом лечения является психосоциальная поддержка.

Шизофрения и другие психозы

Шизофрения является тяжелым психическим расстройством, от которого страдает 20 миллионов человек по всему миру 1 . Психозы, такие как шизофрения, характеризуются искаженным мышлением, восприятием мира и собственной личности, эмоциями, речью и поведением. В число распространенных психотических симптомов входят галлюцинации (слышать, видеть или ощущать то, чего нет на самом деле) и бред (стойкие ложные убеждения или подозрения, прочно сохраняющиеся даже при наличии фактов, свидетельствующих о противоположном). Люди с такими расстройствами могут испытывать трудности при работе и обучении.

В результате отсутствия доступа к медицинским и социальным услугам может возникать стигматизация и дискриминация. Кроме того, лица, страдающие психозами, подвержены высокому риску нарушения прав человека, например, при длительном содержании в лечебных учреждениях.

Как правило, шизофрения развивается в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Существуют эффективные методы медикаментозного лечения в сочетании с психосоциальной поддержкой. При условии надлежащего лечения и социальной поддержки больные могут вести продуктивную жизнь и интегрироваться в общество. Содействие и уход в повседневной жизни, оказание поддержки в обеспечении жильем и трудоустройстве может служить фундаментом, на основе которого люди с тяжелыми психическими расстройствами, включая шизофрению, могут достигать многочисленные цели по выздоровлению, так как они часто испытывают трудности в получении или сохранении нормальной работы.

Деменция

Деменцией страдают 50 миллионов человек по всему миру. Это синдром, обычно хронический или прогрессирующий, при котором происходит деградация когнитивной функции (то есть способности мыслить) в большей степени, чем это ожидается при нормальном старении. Происходит деградация памяти, мышления, понимания, речи и способности ориентироваться, считать, познавать и рассуждать. Нарушение когнитивной функции часто сопровождается, а иногда предваряется ухудшением контроля над эмоциональным состоянием, а также деградацией социального поведения или мотивации.

К развитию деменции приводят различные болезни и травмы, которые вызывают повреждение мозга, такие как болезнь Альцгеймера и инсульт.

В настоящее время не существует какой-либо терапии для излечения деменции или изменения хода ее развития. Исследуются многочисленные новые лекарственные средства, которые находятся на разных стадиях клинических испытаний. Тем не менее можно многое сделать для поддержки и улучшения жизни людей с деменцией, тех, кто осуществляет уход за ними, и их семей.

Расстройства развития, включая аутизм

Расстройство развития — это общее понятие, которое включает в себя как умственную отсталость, так и комплексные нарушения развития, в том числе аутизм. Как правило, они проявляются в детстве и сохраняются во взрослом возрасте, вызывая нарушения или задержку в развитии функций, связанных с развитием центральной нервной системы. В отличие от многих психических расстройств, расстройства развития протекают равномерно, без ярко выраженных периодов рецидива и ремиссии.

Умственная отсталость характеризуется нарушением развития по различным направлениям, в том числе в области когнитивной функции и адаптивного поведения. Недостаточное умственное развитие мешает справляться с повседневными бытовыми задачами.

Симптомы комплексных расстройств развития, таких как аутизм, включают нарушение социального поведения, коммуникативных и речевых функций, ограниченность интересов и повторяющиеся действия, уникальные для каждого пациента. Расстройства развития обычно проявляются в младенчестве или раннем детстве. Пациенты с подобными расстройствами часто демонстрируют умственную отсталость той или иной степени.

Крайне важно участие членов семьи в уходе за пациентами с расстройствами развития. Необходимо понимание того, какие факторы вызывают у них стресс и, наоборот, успокаивают их, а также какая среда наиболее благоприятна для их обучения. Упорядоченный режим дня с регулярным временем кормления, игры, обучения, общения с окружающими и сна помогает избежать излишнего стресса. Как дети, так и взрослые с расстройствами развития, а также лица, осуществляющие уход за ними, должны иметь возможность регулярно обращаться за медико-санитарными услугами.

У общества в целом тоже есть важная роль: уважать права и потребности людей с такими расстройствами.

Кто входит в группу риска по психическим расстройствам ?

Детерминанты психического здоровья и психических расстройств включают не только индивидуальные качества, такие как способность управлять собственными мыслями, эмоциями, поведением и общением с окружающими, но и социальные, культурные, политические и экологические факторы, такие как национальная политика, социальная защита, уровень жизни, условия работы и поддержка окружающих.

Стресс, наследственность, питание, перинатальные инфекции и неблагоприятное воздействие окружающей среды также могут вызывать психические расстройства.

Здравоохранение и поддержка

Системы здравоохранения недостаточно адекватно реагируют на бремя психических расстройств. В результате во всем мире наблюдается большой разрыв между потребностями в лечении и оказываемой помощью. В странах с низким и средним уровнем дохода от 76% до 85% пациентов с психическими расстройствами не получают никакого лечения 2 .

Проблема усугубляется еще и тем, что предлагаемый уход зачастую оказывается недостаточно качественным.

Помимо структур здравоохранения, помощь и поддержку лицам с психическими расстройствами должны оказывать окружающие. Таким людям часто нужна помощь в получении доступа к программам обучения, адаптированным к их потребностям, поиске работы и жилья, чтобы они могли принимать активное участие в общественной жизни.

Деятельность ВОЗ

В Плане действий ВОЗ по психическому здоровью на 2013–2020 гг., одобренном Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2013 году, психическому здоровью отводится важная роль в обеспечении лучшего здоровья для всех. План включает четыре основные цели:

  • повышение эффективности управления и руководства в области психического здоровья;
  • предоставление всеобъемлющих, комплексных услуг по лечению и социальной защите пациентов с психическими расстройствами;
  • реализация стратегий повышения эффективности и профилактики; и
  • укрепление информационных систем, сбора данных и научных исследований.

Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья, реализация которой началась в 2008 году, использует основанные на фактических данных технические руководства, инструменты и учебные материалы для повышения качества услуг, предоставляемых в странах, особенно в условиях нехватки ресурсов. В основе ее работы лежит комплекс приоритизированных условий, а усилия по укреплению потенциала направлены в первую очередь на неспециализированные медицинские учреждения. Применяется комплексный подход, повышающий приоритет психического здоровья на всех уровнях медицинских услуг.

Острые психотические состояния проявляются картинами острого делирия, эпилептиформным, а также тревожно-тоскливым возбуждением с бредом самообвинения, греховности, реже идеями преследования. Эти состояния отличаются присутствием астенических расстройств, в первую очередь повышенной истощаемости и вегетативных нарушений. Реже наблюдаются гипоманиакальные состояния с оживлением, стремлением к деятельности. Необходимо подчеркнуть, что психозы возникают обычно в периоды эпидемий и крайне редки при спорадических случаях заболевания. У тяжело и длительно болеющих на более отдаленных этапах заболевания в клинической картине преобладают изменения интеллектуальной деятельности: нарушаются внимание и способность сосредоточиваться. Эти расстройства возможны и в период реконвалесценции.

Вирусные пневмонии. Для вирусных пневмоний наиболее характерны делириозные и онирические состояния, а также протрагированные симптоматические психозы в виде затяжных депрессий с ажитацией, тревогой, бредом инсценировки, ложными узнаваниями, вербальными иллюзиями и галлюцинаторно-бредовыми явлениями.

Туберкулез. У больных туберкулезом, как правило, наблюдаются те или иные астенические расстройства: выраженная раздражительная слабость, слезливость, беспомощность. Больным с далеко зашедшим (фиброзно-кавернозным) туберкулезом легких свойствен повышенный фон настроения с эйфорическим оттенком, беспечностью, легкостью суждений, иногда, напротив, мнительность и фиксация на проявлениях болезни. Психозы редки, среди них чаще встречаются маниакальные, реже — галлюцинаторно-бредовые состояния. Присоединение эпилептиформных припадков дает повод заподозрить возникновение туберкул в головном мозге. Существует мнение, что психозы при туберкулезе связаны не с самим заболеванием, а с применением противотуберкулезных средств.

Бруцеллез. В начальных стадиях болезни наблюдается стойкая астения с гиперестезией и аффективной лабильностью. Для острых стадий бруцеллеза характерны острые психозы: делириозные, аментивные или сумеречные расстройства сознания, а также эпилептиформное возбуждение. В подострой или хронической стадии возникают протрагированные психозы — депрессии и мании. Нередко развиваются психопатоподобные изменения личности или выраженный психоорганический синдром.

Малярия. Психические нарушения при малярии встречаются нечасто, однако тяжелое заболевание могут сопровождать коматозные состояния, делирий, сумеречное помрачение сознания или. эпилептиформные пароксизмы. Этим расстройствам предшествуют астенические явления, вялость, снижение аппетита, головные боли.

В случаях прививочной малярии повышение температуры нередко сопровождается сонливостью, заторможенностью, у отдельных больных беспокойством и страхом.

Инфекционный гепатит. При инфекционном гепатите психические расстройства весьма разнообразны. В одних случаях наблюдается депрессия с раздражительностью и адинамией, в других — повышенная чувствительность и эмоциональная лабильность, в третьих — раздражительность, доходящая до злобности. Наблюдаются и психопатоподобные состояния с истерическими расстройствами. Выраженный психоорганический синдром встречается только в случаях токсической энцефалопатии при тяжелом течении сывороточного гепатита.

Послеродовые (пуэрперальные) психозы. Наиболее часто наблюдаются делирий, вербальный галлюциноз, депрессии с тревогой и мании со спутанностью; раньше характерными считались состояния аменции. Послеродовые психозы могут быть симптоматическими (в связи с послеродовыми септическими процессами) и эндогенными (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), спровоцированными беременностью и родами. Дифференциальная диагностика сопряжена с большими трудностями, так как психозы различного генеза имеют сходную клиническую картину. Однако делириозные эпизоды и развитие кататонических расстройств только на высоте аментивного состояния могут свидетельствовать о симптоматическом психозе, а развитие аменции вслед за кататоническим возбуждением более свойственно шизофрении. Если психоз возникает в неосложненном послеродовом периоде, диагноз симптоматического психоза сомнителен.

В большинстве классификаций психических болезней неизменно приводятся три основных вида патологии психики:

— эндогенные психические болезни, в возникновении которых участвуют экзогенные факторы;

— экзогенные психические болезни, в возникновении которых участвуют эндогенные факторы;

— состояния, обусловленные патологией развития.

Причинно-следственные отношения в двух основных группах психических болезней — эндогенных и экзогенных — не абсолютно противоположны. Экзогенные факторы (инфекции, интоксикации, травмы, психогении, социальные вредности) в том или ином виде участвуют в возникновении или течении эндогенных психических заболеваний, предрасполагая к ним, провоцируя болезненный процесс, видоизменяя и отягчая его развитие. В свою очередь эндогенные факторы также участвуют в возникновении и течении всех экзогенных психозов. Экзогенные психозы возникают, как правило, не у всех подверженных той или иной вредности (инфекция, интоксикация, травма, психогения), а у некоторых конституционально предрасположенных людей при скрытой готовности к возникновению психоза.

Приводимая здесь классификация психических заболеваний, как и многие другие в нашей стране и за рубежом, несовершенна и весьма условна, что связано в первую очередь с недостаточностью знаний о причинах (этиологии) и патогенезе многих психических расстройств. От многих зарубежных классификаций и МКБ ее отличает нозологический принцип построения. Однако и в этой систематике он соблюдается в пределах, обоснованных развитием научной психиатрии и медицинской науки в целом. Эти пределы делают понятным, почему, несмотря на последовательно этиологическую основу, классификация остается смешанной, частично отражая и патогенетический, и органопатологический, и клинико-описательный подходы. Здесь отдана дань и некоторой терминологической традиции (эндогенный, экзогенный, органический, симптоматический и т.п.), что облегчает использование классификации в практике и сопоставление с существующей психиатрической литературой.

В некоторых классификациях более или менее жестко все болезни разделены на эндогенные и экзогенные. В данной систематике выделены промежуточные группы заболеваний — эндогенно-органическая и экзогенно-органическая.

В группу эндогенно-органических заболеваний, с одной стороны, включены болезни типа эпилепсии, которую в рассматриваемом аспекте с равным успехом можно отнести и к эндогенным, и к экзогенным заболеваниям. Однако в ее основе лежит органический мозговой процесс, проявляющийся клинически достаточно очерченным эпилептическим синдромом, что позволяет на современном этапе наших знаний выделять эпилепсию как единую болезнь. С другой стороны, в эту группу включены заболевания, характеризующиеся прежде всего развитием органического процесса в мозге, генез которого в значительной степени обусловлен эндогенными (генетическими) механизмами, хотя и недостаточно изученными. К этой группе отнесены атрофические процессы, особые формы психозов позднего возраста, сосудистые заболевания, а также системные наследственные формы патологии головного мозга.

В группу экзогенно-органических болезней входят заболевания, в развитии которых большую роль играют внешние факторы, но генез болезни в целом, ее клинические проявления и особенности течения определяются в основном формированием органического мозгового процесса.

Группа экзогенных заболеваний объединяет психические расстройства, в генезе которых существенную роль играют внемозговые биологические факторы — общие заболевания организма, при которых мозг поражается наряду с другими органами, расстройства, обусловленные вредностями внешней среды (интоксикации, инфекции). Биологический характер этих вредностей позволяет отграничить указанные заболевания от психогенных расстройств.

Все перечисленное составляет основу преемственности приводимой нами классификации и классификации, опубликованной в "Руководстве по психиатрии", вышедшем под редакцией А.В.Снежневского в 1983 г. Вместе с тем прошедшие почти два десятилетия и накопленные за это время новые научные данные позволяют сейчас представить несколько измененную систематику. Она отражает как расширение наших знаний в области клинической психиатрии, так и сближение точек зрения отечественных специалистов с некоторыми концепциями зарубежных психиатрических школ. Нельзя не заметить, что такое сближение происходило на основе интенсификации международного сотрудничества в области клинической и биологической психиатрии, в том числе в процессе подготовки МКБ-10.

Изменения отечественной классификации коснулись практически всех основных групп болезней. Группа эндогенных психозов в этом отношении не составила исключения, поскольку до настоящего времени не существует их единой классификации, объединяющей клинические позиции и нозологические концепции разных национальных школ. Составители настоящего руководства сочли целесообразным внести терминологические изменения, заменив название "Маниакально-депрессивный психоз" на более широко используемое в мировой психиатрии "Аффективные заболевания" с выделением подгрупп "Аффективные психозы" и аффективные расстройства непсихотического уровня — "Циклотимия" и "Дистимия". Кроме того, в эту же группу болезней впервые введены "Шизоаффективные психозы", несмотря на всю дискуссионность их нозологической самостоятельности и, несомненно, промежуточное положение между шизофренией и аффективными заболеваниями. Основанием для этого послужила частота такого рода расстройств в клинической практике, попытка их выделения во многих национальных классификациях, а также, несомненно, существующие особенности клинических проявлений, течения и лечения.

В группе эндогенно-органических заболеваний отражена современная точка зрения на атрофические процессы головного мозга, согласно которой болезнь Альцгеймера и сенильная деменция объединены понятием "деменции альцгеймеровского типа", которые входят в группу "Дегенеративных (атрофических) процессов головного мозга", характеризующихся сходным биологическим субстратом заболевания.

Наибольшие изменения внесены в группу психических нарушений, которые в более ранних отечественных систематиках традиционно выделялись как "Психогенные заболевания". Прогресс в области изучения клинических проявлений и условий возникновения соответствующих расстройств дает достаточно оснований для более дифференцированного подхода к их классификации с выделением таких самостоятельных групп болезней, как "Психосоматические расстройства", "Психогенные заболевания" и "Пограничные психические нарушения".

Понятием "психосоматические расстройства" объединяется группа состояний, характеризующихся "перекрыванием" (сочетанием) симптоматики, отражающей нарушения как психической, так и соматической сфер организма и выходящих за рамки соматогений в виде симптоматических психозов и психогенных реакций на соматические заболевания. Выделение группы психосоматических расстройств, знаменующее тесную связь психиатрии с общей медициной, подчеркивает необходимость взаимодействия психиатров с интернистами в диагностике и лечении заболеваний.

В группе "Психогенные заболевания" объединены психотические и непсихотические расстройства, составляющие подгруппы "Реактивные психозы" и "Посттравматический стрессовый синдром". Расшифровка последнего в рамках психогенных заболеваний должна облегчить врачам сопоставление этого понятия с традиционными для отечественной психиатрии обозначениями различных вариантов "реактивных состояний".

В группу "Пограничные психические нарушения" включены не только типичные невротические расстройства, но и личностная патология — "Расстройства личности", которые в предыдущей классификации были отнесены к группе "Патология психического развития" (как психопатии). Понятие "расстройства личности" вместо определения "психопатии" стало вводиться в психиатрическую литературу с 70-х годов. Было признано, что термин "расстройство личности" точнее отражает имеющиеся у больных нарушения, не заключая в себе отрицательного социального смысла, который свойствен представлениям о психопатиях. Как синоним "психопатий" термин "расстройства личности" употребляется в МКБ-9 и МКБ-10. Под определением "расстройство личности" (психопатии) в предлагаемой классификации имеется в виду необходимость его отграничения как от акцентуаций характера и личностных девиаций — крайних вариантов нормы, так и от вторичных личностных расстройств (нажитых психопатических состояний), относимых к другим группам болезней (например, от психопатоподобного дефекта при шизофрении).

Более широкий спектр расстройств отражен в группе "Патология психического развития". Сюда включены задержки психического развития разной степени выраженности и вовлеченности различных психических функций — тотальные ("умственная отсталость") и парциальные. И, кроме того, выделяются "Искажения психического развития". К последним в настоящее время относят не только аутистические первазивные расстройства, но и более легкие проявления дизонтогенеза, в частности, установленные у детей из групп высокого риска по психическим заболеваниям.

Классификация психических заболеваний

Эндогенные психические заболевания

Шизофрения Аффективные заболевания

Шизоаффективные психозы Функциональные психозы позднего возраста

Дегенеративные (атрофические) процессы головного мозга Деменции альцгеймеровского типа Болезнь Альцгеймера Сенильная деменция Системно-органические заболевания Болезнь Пика Хорея Гентингтона Болезнь Паркинсона

Особые формы психозов позднего возраста Острые психозы Хронические галлюцинозы Сосудистые заболевания головного мозга Наследственные органические заболевания

Психические нарушения при травмах головного мозга Психические нарушения при опухолях головного мозга Инфекционно-органические заболевания мозга

Экзогенные психические расстройства

Наркомании и токсикомании

Психические нарушения при соматических неинфекционных заболеваниях Психические нарушения при соматических инфекционных заболеваниях Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами, бытовыми и промышленными токсичными веществами

Психосоматические расстройства Психогенные заболевания

Реактивные психозы Посттравматический стрессовый синдром

Пограничные психические нарушения

Истерические нарушения невротического уровня Расстройства личности

Патология психического развития

Умственная отсталость Задержки психического развития Искажения психического развития

Первое и основное направление борьбы с инфекцией — профилактика, состоящая в недопущении заражения. Для этого:

Во-первых, нужно стремиться исключить контакт с носителями инфекционного агента.

Оказывается, что самые разные вещи, такие как книги, кинофильмы, телевизионные передачи, детские игрушки, компьютерные игры могут иметь непосредственное отношение к агрессивности.

Среди вещей особо выделяется оружие; это пистолеты, автоматы, танки, бомбы и т.п. Единственным назначением всего этого является причинение вреда, т.е. сам смысл оружия предполагает агрессивность.

Животные являются естественным резервуаром агрессивности, их агрессивность побуждается инстинктами самосохранения и продолжения рода. Напомним, что пищевое поведение хищников нельзя считать агрессивным, потому что им нужно чем-то питаться.

Наконец, сами люди часто являются носителями агрессивности.

Для уменьшения вероятности заражения агрессивностью рекомендуется придерживаться следующих требований:

Необходимо ограничить контакты с вещами, которые могут провоцировать агрессивное поведение. Поэтому

— детям не следует играть с игрушечным оружием,

— и детям, и взрослым желательно отказаться от просмотра фильмов, чтения книг, где пропагандируется насилие, от "кровавых" и негуманных компьютерных игр, и т.п.

Ограничение контакта с носителями агрессивности может выполняться как на уровне отдельно взятого человека, так и на уровне общества и государства. А именно, можно было бы ограничить пропаганду насилия в средствах массовой информации, запретить разведение особо агрессивных, опасных для людей, пород собак и т.п.

Во-вторых, в природе есть места, где возбудитель болезни не циркулирует, т.е. практически отсутствует, и наоборот, есть места, особо опасные в отношении возможности заражения.

Аналогично, вероятность встречи с агрессивностью, т.е. вероятность наблюдать проявления агрессивности, быть субъектом или объектом агрессии, в разных ситуациях разная. В некоторых ситуациях вероятность встречи с агрессивностью очень высока, поэтому их следует избегать.

Например, в случае (165) учительница постепенно теряла рычаги управления классом, что потенциально опасно во многих отношениях, в том числе и в отношении возможного всплеска агрессивности. Причина рассмотренного конфликта — на деловом уровне, там и следовало своевременно искать решение проблемы. Если бы учительница проявила достаточную активность, то, скорее всего, она нашла бы способ установить нормальные отношения с классом, и всё закончилось благополучно. Но она этого не сделала и медленно дрейфовала в направлении ситуации, где с неизбежностью проявилась её ситуативная агрессивность.

В третьих, иногда контакт с инфекционным агентом довольно безопасен, а иногда возникают особые условия, в которых вероятность заражения значительно возрастает. Например, некоторые инфекции не могут проникнуть в организм через здоровую кожу, но легко проникают через ранки на коже.

Аналогично, просто наблюдать агрессию довольно безопасно, но иногда вступают в действие механизмы формирования мотивов агрессивного поведения, и тогда вероятность заражения агрессивностью во много раз увеличивается.

Рассмотрим эти механизмы подробнее.

Первый механизм — опредмечивание потребности и формирование когнитивно-аффективной матрицы импринтингом. Он срабатывает тогда, когда человек долго ищет способ удовлетворения какой-либо потребности и, наконец, находит. Мощные, окрашенные положительными эмоциями переживания, которые субъект испытывает при самом первом адекватном удовлетворении актуальной потребности, обеспечивают одномоментное закрепление в памяти (импринтинг) всех обстоятельств, сопровождавших это событие, т.е. в психике человека формируется когнитивно-аффективная матрица.

В дальнейшем эта матрица во многом определяет поведение человека, так как она содержит информацию о способе удовлетворения потребности. Фактически формируется мотив, состоящий в стремлении к повторению поведения и всех сопутствующих обстоятельств, впервые обеспечивших удовлетворение потребности.

Например, испытывая первый оргазм, человек открывает способ адекватного удовлетворения половой потребности. Если обстоятельства таковы, что первый оргазм имеет отношение к агрессии и насилию, которые индивид наблюдал или совершал сам, то индивид будет стремиться к агрессивным формам сексуального поведения, потому что такое поведение облегчает ему достижение оргазма [27].

Второй механизм — формирование мотивов насыщением (в литературе такой механизм часто называют сдвигом мотива на цель). Оказывается, что, любые образы или способы поведения приобретают побуждающую силу и становятся мотивами, если их достаточно долго насыщать какими-либо энергиями, или эмоциями.

Считается, что фильмы, где показывается насилие, вредны для психического здоровья. Однако просто воспринимать образы, имеющие отношение к насилию, наблюдать способы агрессивного поведения не очень вредно, потому что человек быстро к ним привыкает. Плохо, когда эти образы и способы поведения связываются с естественной активностью организма, подкрепляются какими-либо мощными энергиями, именно тогда в полной мере проявляется действие механизма формирования мотивов насыщением.

Например, если иметь привычку принимать пищу во время просмотра фильмов с насилием, то соответствующие образы будут насыщаться энергией пищевого поведения и постепенно станут мотивами.

Отсюда понятно, что очень вредны фильмы, в которых сочетаются секс и насилие. При просмотре таких фильмов актуализируется сексуальная энергия, которая связывается с наблюдаемыми актами насилия, образами агрессивного поведения, вследствие чего эти образы довольно быстро становятся мотивами.

Фильмы, где сочетаются секс и насилие, не рекомендуется смотреть даже взрослым, тем более они вредны для детей и подростков, у которых закрепление агрессивного поведения возможно благодаря действию двух рассмотренных механизмов формирования мотивов.

В четвёртых, в борьбе с инфекционными болезнями эффективны прививки.

Аналогом "живых" вакцин могли бы быть психотренинги и игры, убеждающие их участников в том, что агрессивное поведение далеко не самое лучшее. Увы, такие тренинги, пока ещё не разработаны. В обычных, распространённых в настоящее время тренингах и психокоррекционных играх, вводятся жёсткие ограничения на проявление агрессивности, чтобы их участники ненароком не нанесли друг другу непоправимый ущерб.

Кроме того, можно создать такие компьютерные игры, в которых выигрыш достигался бы отказом от агрессивного поведения. Такие игры автору неизвестны. Их, наверное, вообще нет, потому что наша культура, увы, густо замешана на агрессивности, а не на доброте.

Аналогом "убитых" вакцин, является формирование установок, тормозящих агрессивное поведение. Хороший способ подавления агрессивности открыли буддисты, они предлагают повторять сотни раз в день одну-единственную фразу: "Я желаю всем живым существам мира и добра". И действительно, если следовать этой рекомендации, то не сразу, а постепенно, в течение месяцев и лет агрессивность будет значительно снижена.

В пятых, агрессивное поведение должно всегда встречать отпор, чтобы агрессия не была выгодной. Отпор агрессии подобен дезинфекции, — уничтожению инфекционного агента во внешнем пространстве.

Носитель агрессивности, рассматривается в нашей модели как больной человек. Поэтому борьба с проявлением агрессии не означает борьбу с агрессором, остриё борьбы должно быть направлено именно против агрессивного поведения.

В борьбе с агрессией не следует проявлять ответную агрессию, в крайнем случае, ответную агрессию можно лишь имитировать. Иначе говоря, агрессия должна встречать сознательный и строго дозированный отпор.

Наконец, в шестых, к здоровому человеку зараза не пристанет, поэтому профилактика агрессивности предполагает следование правилам психогигиены. Такие правила бессистемно рассыпаны в литературе по психологии, педагогике, медицине, а также в религиозных книгах. Вместо того, чтобы искать их, копаясь во множестве книг, лучше ознакомиться с какой-либо одной психогигиенической системой или системой самовоспитания.

На наш взгляд, на первоначальном этапе оздоровления психики наиболее приемлемой психогигиенической системой является саногенное мышление, разработанное Ю.М. Орловым. Основные принципы саногенного мышления можно освоить постепенно, не торопясь, в течение нескольких лет, с большой пользой для себя.

В книгах Ю.М. Орлова [26, 27] достаточно примеров, показывающих, что нарушение элементарных правил психогигиены может привести к агрессивному и, более того, к асоциальному поведению. Поэтому серьёзный, думающий человек не может оставаться безразличным к вопросам психогигиены.

Рассмотрим теперь борьбу с агрессивностью во внутреннем, психологическом пространстве, такая борьба аналогична приёму лекарств, угнетающих инфекционный агент. В этой борьбе мы встречаемся с серьёзной объективной трудностью: агрессивное поведение во внутреннем, психологическом пространстве неизменно награждается.

В самом деле, понаблюдав за собой, можно легко убедиться, что агрессия, пусть даже символическая, например, в виде беззвучных ругательств в чей-то адрес, произнесённых про себя, всегда сопровождается наградой в виде разрядки нервно-психического напряжения. Именно это обстоятельство имеют в виду психоаналитики, утверждая, что агрессивность обусловлена специфической внутренней психической энергией, называемой энергией мортидо.

Бороться с этой мощной и глубинной энергией бессмысленно, единственное, что можно предпринять, — это направить её в приемлемое русло.

Говорят, что в Японии есть комнаты психологической разгрузки, где подчинённый может безнаказанно избивать куклу своего начальника. Подобное попытки управления агрессивностью, по нашему мнению, всё же не приемлемы, так как агрессивное поведение в отношении начальника тормозится лишь временно, здесь и сейчас. В целом же агрессивность будет возрастать, так как индивид систематически, пусть в символической форме, но всё же причиняет вред другому человеку.

Поэтому энергию мортидо следует переключать на тот объект, которому от агрессии не будет вреда ни при каких обстоятельствах. Например, можно закусать корку хлеба или яблоко так, как будто они в чём-то провинились и их нужно сильно наказать.

Наконец, ещё лучше, если энергию мортидо направить на повышение уровня функционирования психики, на обеспечение личностного роста. Например, автор обнаружил, что ситуации, когда он раздражён или рассержен, сопровождаются особой ясностью и чёткостью сознания. Такие моменты жалко тратить на конфликты и скандалы, поэтому, если обстановка позволяет, лучше уйти в себя и заниматься решением интеллектуальных проблем.

Есть и другие, не представленные в нашей книге психологические теории, объясняющие агрессивность, а также различные психотехники как научные, так и религиозные, дающие свой ответ на вопрос: "Как обуздать агрессивность?"

И всё же, люди довольно агрессивны. Они по разным причинам не пользуются открывающимися перед ними возможностями по угнетению агрессивности. Бывает, что, наоборот, они лелеют свою агрессивность как любимое дитя: смотрят фильмы с убийствами и насилием, изучают приёмы рукопашного боя с единственной целью гарантированно нанести вред, правдами и неправдами собирают домашние коллекции оружия и т.п.

Отсюда понятно, что возможны три направления самовоспитания.

Можно, и это проще всего, поощрять, лелеять в себе агрессивность, ошибочно полагая, что такие полезные для жизни качества, как напористость, активность в достижении своих целей, неотделимы от неё. В итоге уровень агрессивности будет очень высокий: "Что посеешь, то и пожнёшь".

Можно агрессивность игнорировать, как будто бы этой проблемы вообще нет, но тогда уровень агрессивности окажется всё же довольно высоким, что объясняется действием социально обусловленных и наследственных причин агрессивности.

Наконец, можно систематически бороться с агрессивностью, так что постепенно агрессивное поведение станет скорее исключением, чем правилом.

А раз так, то каждый зрелый человек, и тем более, педагогический работник, несёт полную ответственность за последствия своего агрессивного поведения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции