Бледная лихорадка у детей проявляется

Первая помощь при лихорадке или как сбивать повышенную температуру.

Какая температура для младенца считается нормальной?

Если мы говорим о температуре в подмышечной впадине, то для ребенка до 6 месяцев нормальной может считаться температура вплоть до 37,3 °С, а для малыша старше полугода – до 37 °С. Конечно, каждый случай нужно рассматривать отдельно: если обычно у ребенка бывает 36,6 °С, а однажды она поднимается до 37,3 °С, то это уже признак неблагополучия в организме. Если же у малыша постоянно бывает 37–37,3 °С и при этом он чувствует себя хорошо, его ничего не беспокоит, то для него такая температура будет считаться нормой.

Следует учитывать, что для температуры во рту или в прямой кишке нормальные показатели другие: во рту они выше на 0,3–0,5 °С, а в прямой кишке – на 0,5–1 °С по сравнению с показателями в подмышечной впадине.

Очень важно измерять температуру в нужное время. Нельзя делать это во время и сразу после кормления, после купания или прогулки – показатели на термометре могут оказаться завышенными. Для получения объективных данных лучше подождать, пока со времени кормления, купания или прогулки пройдет полчаса. Также температура может быть повышенная, если ребенок плачет.

Что может быть причиной повышения температуры у младенца?

Самая частая причина повышения температуры у ребенка – инфекционное заболевание. Прежде всего, это острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ).

Также причинами лихорадки могут быть аллергические реакции, перегревание (это особенно касается грудничков), эндокринные и метаболические расстройства.

Все перечисленные заболевания, естественно требуют этиотропной терапии (т.е. лечение непосредственно причины недуга), которое назначает врач. Но часто возникает необходимость помочь ребенку еще до приезда доктора.

Повышение температуры – это защитная реакция организма на воспалительные процессы. Когда температура повышается, у человека вырабатываются интерфероны – вещества, которые борются с вирусами. Высокая температура нужна человеку, чтобы победить инфекцию. Поэтому не следует сразу же стремиться сбить температуру, как только она немного возрастет.

Распространено мнение: нужно снижать температуру, как только она достигнет 38,5 °С. На самом деле, все индивидуально. Бывает, что ребенок достаточно легко переносит 38,5 и даже 39,0 °С, и тогда давать ему жаропонижающее необязательно. Но есть дети, у которых высокая температура вызывает судороги, – им снижать температуру нужно уже начиная с 38,0 °С и даже с 37,7 °С.

Перед тем как перейти к вопросу о том, как именно действовать, давайте рассмотрим несколько общих вопросов.

Субфебрильной считается температура 37,0 º – 38,0 º, фебрильной – 38,1 º – 39,0 º, гипретермической – 39,1 º и выше.

3. Надо ли снижать температуру?

Повышение температуры – своеобразный защитный механизм, во многом помогающий борьбе с недугом, поэтому относительно здоровым детям следует снижать температуру тела свыше 38,5ºС. Добавим, что это в том случае, если ребенок относительно легко переносит такую температуру (самочувствие нормальное, нет озноба, боли в мышцах и т.п.). Если же состояние ребенка ухудшается, следует начать принимать меры.

Кому надо снижать температуру без рассуждений о ее пользе:

1. это дети первых трех месяцев жизни.

2. если в прошлом наблюдались судороги на фоне температуры

3. если у ребенка имеется хронические заболевания сердца или легких

4. если у ребенка имеется заболевание центральной нервной системы (различные патологии мозга)

5. детям с наследственными метаболическими заболеваниями

Хорошо помогают усилить отдачу тепла водные обтирания (теплой водой).

Обтирайте ребенка кусочком ваты, смоченным в воде, – ручки, ножки, тело, подольше задерживаясь на тех местах, где проходят магистральные сосуды – на запястьях, в подмышечных впадинах, в паховых складках, под коленями, в области голеностопа.

Для снижения температуры и улучшения состояния ребенка лучше использовать препараты, содержащие парацетамол. К таким препаратам относятся, например, панадол, калпол, тайлинол и др. Используют также препараты, содержащие ибупрофен (например, нурофен для детей).

Многие препараты выпускаются в нескольких формах – сиропах, свечах.

Если в течение часа температура, несмотря на все старания, не снижается, состояние ребенка ухудшается, следует вызывать врача.

Какое количество раз в день и сколько дней подряд можно давать жаропонижающие?

Злоупотреблять жаропонижающими не следует: их дают не более 2–3 раз в день и не более 2–3 суток подряд. Дело в том, что при обычном инфекционном заболевании высокая температура держится, как правило, не более двух суток, а на третьи сутки появляется так называемая субфебрильная температура – 37,0–37,5 °С. Если высокая температура (38,0 °С и выше) сохраняется более трех суток, то это уже повод для нового обращения к врачу. Это означает, что мы имеем дело уже со вторичной инфекцией, осложнениями (пневмонией, пиелонефритом и др.) или какими-либо проявлениями со стороны нервной системы, и ребенку уже требуется особое лечение.

В какой форме лучше использовать жаропонижающие – в виде сиропа или свечей?

Это зависит от конкретной ситуации. Если у малыша рвота, то, естественно, ему лучше поставить свечку; если у него понос – ставить свечку бессмысленно, лучше дать ребенку сироп. В других случаях нужно выбирать то, что удобнее родителям и что лучше воспринимает ребенок.

Что делать, если при высокой температуре у младенца холодные ручки и ножки?

Причиной холодных конечностей является спазм периферических сосудов. Ножки малыша нужно обязательно согреть, чтобы нормализовать кровоток. Для этого наденьте малышу на ножки носочки (при этом он может быть раздет полностью). Педиатр может посоветовать дать ребенку помимо жаропонижающего спазмолитик в возрастной дозировке – это способствует расширению сосудов и улучшению кровотока.

Нужно ли кормить и поить кроху при высокой температуре?

Жидкость необходима в таких случаях. Но не нужно предлагать малышу сразу много воды, иначе у него может открыться рвота. Лучше давать жидкость по чуть-чуть – буквально по капельке из пипетки, обтирать его губки водой, если они красные, но делать это регулярно и много раз. То же самое можно сказать и про еду: если малыш не отказывается от прикладываний к груди или от смеси, то пусть получает пищу, но в небольших количествах.

Как проявляются субфебрильные судороги у ребенка и как вести себя в такой ситуации родителям?

Судороги – это реакция, которая возникает при высокой температуре. Как правило, они бывают у малышей в возрасте до трех лет. Ребенок неожиданно замирает, вытягивается, перестает плакать, закатывает глаза, у него начинают дрожать конечности.

В дальнейшем, при заболеваниях малыша важно будет своевременно сбивать ему температуру, не дожидаясь, пока она поднимется выше 38 °С.

заведующий подстанцией-врач скорой медицинской помощи


Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовская городская станция скорой медицинской помощи"

Повышение температуры тела — один из самых частых симптомов инфекционных заболеваний у детей и одна из самых частых причин обращения родителей за помощью к педиатру. Лихорадочные состояния представляют собой самый распространенный повод к применению медикаментозных средств.

При измерении температуры тела в подмышечной ямке повышенной обычно считают температуру тела 37,0°С и выше. Однако следует иметь в виду, что значения 36,0–37,5°С могут быть признаны нормальными. Нормальная температура тела ребенка колеблется в течение суток в пределах 0,5–1,0°C, повышаясь к вечеру. Аксиллярная температура ниже ректальной на 0,5–0,6°C.

Лихорадка — неспецифическая защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, которая приводит к повышению температуры тела.

Повышенная температура тела уменьшает жизнеспособность некоторых патогенных микроорганизмов, усиливает специфический и неспецифический компоненты иммунитета. Однако повышение температуры может играть адаптивную роль только при ее подъеме до определенного предела. При высокой гипертермии (40–41°С) наблюдается усиление интенсивности обменных процессов. Несмотря на усиление работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем (при подъеме температуры тела на каждый градус выше 37 °С частота дыхания увеличивается на 4 в 1 мин, частота сердечных сокращений (ЧСС)— на 10–20 в 1 мин) возросшая доставка кислорода может не обеспечивать растущих потребностей в нем тканей, что приводит к развитию тканевой гипоксии и нарушению распределения сосудистого тонуса. В первую очередь страдают функции ЦНС, что нередко проявляется развитием судорожного синдрома — фебрильных судорог (особенно у детей раннего возраста, имеющих перинатальное повреждение ЦНС). При гипертермии возможно развитие отека головного мозга, когда состояние ребенка резко ухудшается, наступает угнетение центральной нервной системы.

У детей с гипотрофией, дыхательной недостаточностью, а также при поражениях центральной нервной системы неблагоприятные для здоровья последствия могут развиться при сравнительно умеренной степени повышения температуры тела (38,5–39°С).

Классификация лихорадки

Механизм лихорадки

Повышение температуры тела инфекционного генеза развивается в ответ на воздействие пирогенов вирусной или бактериальной природы и встречается наиболее часто.

В основе лихорадки лежит способность гранулоцитов и макрофагов синтезировать и выделять при активации эндогенные белковые пирогены, интерлейкины (ИЛ-1, ИЛ-6), фактор некроза опухоли (ФНО) и интерфероны. Мишенью для действия эндогенных пирогенов является терморегуляторный центр, осуществляющий регуляцию механизмов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивая тем самым нормальную температуру тела и ее суточные колебания.

ИЛ-1 считается основным инициирующим медиатором в механизме развития лихорадки. Он стимулирует секрецию простогландинов, амилоидов А и Р, С-реактивного белка, гаптоглобина, а1-антитрипсина и церулоплазмина. Под действием ИЛ-1 инициируется продукция Т-лимфоцитами ИЛ-2 и повышается экспрессия клеточных Ig-рецепторов, а также происходит усиление пролиферации В-лимфоцитов и стимуляция секреции антител. Нарушение иммунного гомеостаза при инфекционном воспалении обеспечивает проникновение ИЛ-1 через гематоэнцефалический барьер, где он взаимодействует с рецепторами нейронов центра терморегуляции. При этом активизируется циклооксигеназа (ЦОГ), что приводит к повышению внутриклеточного уровня циклического аденозин-3,5-монофосфата (цАМФ) и изменению внутриклеточного соотношения Na/Ca. Данные процессы лежат в основе изменения чувствительности нейронов и сдвига терморегуляторного баланса в сторону усиления теплопродукции и уменьшения теплоотдачи. Устанавливается новый, более высокий уровень температурного гомеостаза, что приводит к повышению температуры тела.

Наиболее благоприятной формой реакции организма при инфекционных заболеваниях является повышение температуры тела до 38,0–39 °С, тогда как ее отсутствие или фебрильная высокая лихорадка свидетельствуют о сниженной реактивности организма и являются показателем тяжести заболевания. При развитии лихорадки в течение суток максимальное повышение температуры тела регистрируется в 18–19 часов, минимальный уровень — ранним утром. Информация о характеристике и динамике лихорадки на всем протяжении болезни имеет важное диагностическое значение. При различных заболеваниях лихорадочные реакции могут протекать по-разному, что находит свое отражение в формах температурных кривых.

Клинические варианты лихорадки

Анализируя температурную реакцию, очень важно оценить не только величину ее подъема, продолжительность и суточные колебания, но и сопоставить эти данные с состоянием и самочувствием ребенка, клиническими проявлениями заболевания. Это необходимо для выбора правильной тактики лечебных мероприятий в отношении больного, а также для проведения дальнейшего диагностического поиска.

В первую очередь необходима оценка клинических признаков соответствия процессов теплоотдачи повышенному уровню теплопродукции, т.к. в зависимости от индивидуальных особенностей организма лихорадка даже при одинаковой степени повышения температуры тела у детей может протекать по-разному.

Среди клинических вариантов патологического течения лихорадки выделяют гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем. Риск развития таких состояний особенно высок у детей раннего возраста, а также с отягощенным преморбидным фоном. Чем меньше возраст ребенка, тем опаснее для него быстрый и значительный подъем температуры тела в связи с возможным развитием прогрессирующих метаболических нарушений, отека мозга, нарушением витальных функций. При наличии у ребенка серьезных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем лихорадка может привести к развитию их декомпенсации. У детей с патологией центральной нервной системы (перинатальные энцефалопатии, эпилепсия и др.) на фоне повышенной температуры тела возможно развитие судорог.

Фебрильные судороги наблюдаются у 2–4% детей, чаще в возрасте 12–18 мес. Возникают обычно при быстром подъеме температуры до 38–39 °С и выше в самом начале заболевания. Повторные судороги могут развиться у ребенка и при других значениях температуры. В случае возникновения у ребенка фебрильных судорог необходимо в первую очередь исключить менингит. У грудных детей с признаками рахита показано исследование уровня кальция для исключения спазмофилии. Электроэнцефалография показана после первого эпизода только при длительных, повторных или фокальных судорогах.

Тактика ведения и лечения детей с лихорадкой

Борьба с лихорадкой является одним из важнейших компонентов комплексной терапии основного заболевания. Проводится на фоне этиотропной (антимикробной, противовирусной, антипаразитарной) и посиндромной терапии.

При лихорадочных состояниях у детей проводимые мероприятия должны включать:

Лечебная тактика при повышении температуры тела зависит от клинического варианта лихорадки, выраженности температурной реакции, наличия или отсутствия факторов риска развития осложнений.

Снижение температуры тела не должно быть критическим, необязательно добиваться ее нормальных показателей, достаточно понизить температуру на 1–1,5°C. Это приводит к улучшению самочувствия ребенка и позволяет лучше перенести лихорадочное состояние.

Показания к назначению жаропонижающих препаратов. Учитывая защитно-приспособительный механизм лихорадки у детей и имеющиеся положительные ее стороны, не следует применять жаропонижающие средства при любой температурной реакции. При отсутствии у ребенка факторов риска развития осложнений лихорадочной реакции (фебрильные судороги, отек головного мозга и др.) нет необходимости снижать с помощью жаропонижающих препаратов температуру тела ниже 38–38,5°С. Однако если на фоне лихорадки, независимо от степени ее выраженности, отмечается ухудшение общего состояния и самочувствия ребенка, озноб, миалгии, бледность кожи, другие явления токсикоза, жаропонижающие средства назначаются незамедлительно.

Жаропонижающие средства обязательны, наряду с другими мерами, при гипертермическом синдроме, когда происходит быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем.

Необходимо отметить, что лекарственные средства для снижения температуры не должны назначаться курсом, т. к. при этом меняется температурная кривая и резко затрудняется диагностика инфекционных заболеваний. Очередной прием жаропонижающего препарата нужен только при повторном подъеме температуры тела до соответствующего уровня.

Принципы выбора жаропонижающих средств у детей. Жаропонижающие средства по сравнению с другими лекарственными препаратами наиболее широко используются у детей, поэтому их выбор осуществляется исходя прежде всего из соображений безопасности, а не эффективности. Препаратами выбора при лихорадке у детей согласно рекомендациям ВОЗ являются парацетамол и ибупрофен. Парацетамол и ибупрофен разрешены в Российской Федерации для безрецептурного отпуска и могут назначаться детям с первых месяцев жизни как в стационаре, так и в домашних условиях.

Необходимо отметить, что парацетамол обладает жаропонижающим, анальгезирующим и очень слабым противовоспалительным эффектом, т.к. реализует свой механизм преимущественно в центральной нервной системе и не обладает периферическим действием. Ибупрофен (Нурофен для детей, Нурофен) имеет более выраженные жаропонижающий, анальгетический и противовоспалительный эффекты, что определяется его периферическим и центральным механизмом. Кроме того, использование ибупрофена (Нурофен для детей, Нурофен) предпочтительно при наличии у ребенка наряду с лихорадкой болевого синдрома, например, лихорадка и боли в горле при ангине, лихорадка и боль в ушах при отите, лихорадка и боли в суставах при псевдотуберкулезе и др. Основной проблемой при использовании парацетамола является опасность передозировки и связанного с ней гепатотоксического действия у детей старше 10–12 лет. Это обусловлено особенностями метаболизма парацетамола в печени ребенка и возможностью образования токсических метаболитов препарата. Ибупрофен редко может вызывать нежелательные явления со стороны желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, крайне редко — со стороны почек, изменения клеточного состава крови.

Однако при непродолжительном использовании рекомендованных доз (табл. 2) препараты переносятся хорошо и не вызывают осложнений. Общая частота неблагоприятных явлений на фоне применения парацетамола и ибупрофена в качестве жаропонижающих средств примерно одинакова (8–9%).

Назначение Анальгина (метамизола натрия) возможно только в случае непереносимости других жаропонижающих препаратов или при необходимости парентерального введения. Это связано с риском возникновения таких нежелательных реакций, как анафилактический шок, агранулоцитоз (с частотой 1:500 000), длительное коллаптоидное состояние с гипотермией.

Следует помнить, что препараты, обладающие сильным противовоспалительным эффектом, более токсичны. Нерационально для снижения температуры тела у детей использовать мощные противовоспалительные препараты — нимесулид, диклофенак, они разрешены только для рецептурного отпуска.

Не рекомендуется в качестве жаропонижающего средства для детей ацетилсалициловая кислота, способная при гриппе и других ОРВИ, ветряной оспе вызвать синдром Рея (тяжелую энцефалопатию с печеночной недостаточностью). Не следует использовать амидопирин и фенацетин, исключенные из списка жаропонижающих препаратов из-за высокой токсичности (развитие судорог, нефротоксичность).

При выборе лекарственных препаратов для снижения температуры у детей необходимо учитывать наряду с безопасностью удобство их применения, т. е. наличие детских лекарственных форм (сироп, суспензия), а также стоимость.

Гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем, требует незамедлительного парентерального введения жаропонижающих, сосудорасширяющих, антигистаминных препаратов с последующей госпитализацией и проведением неотложной посиндромной терапии.

Таким образом, при лечении ребенка с лихорадкой педиатру следует помнить:

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Лихорадка – защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на взаимодействие патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, приводящей к повышению температуры тела; стимуляции естественной реактивности организма.

Лихорадка продолжает оставаться одной из частых причин обращения за помощью в педиатрической практике. Лихорадка ухудшает состояние ребенка, вызывает беспокойство родителей, остается основной причиной бесконтрольного применения лекарственных средств.

95% больных ОРИ получают жаропонижающие препараты при температуре тела 38 С, хотя у большинства больных умеренная лихорадка до 38,5° С не вызывает серьезного дискомфорта.

Лихорадка может развиться на фоне инфекционных, инфекционно-аллергических, и токсико-аллергических процессов, гипервитаминоза Д, обезвоживания организма, а также вследствие родовых травм, респираторного дистресс синдрома и т.д.

У взрослых лихорадка может возникать как следствие различных патологий головного мозга (травм, опухолей, кровоизлияния и др.), при наркозе.

Особо опасное состояние, критическое повышение температуры до 40°С, при котором развивается гипертермический синдром, который характеризуется нарушением процессов терморегуляции, гормонально-метаболическими нарушениями теплопродукции и нарушением теплоотдачи. В результате страдает терморегуляция: организм утрачивает способность компенсировать быстрое нарастание теплопродукции, обусловленное влиянием экзогенных (токсинов) или эндогенных (катехоламины, простагландины), пирогенных веществ, увеличением теплоотдачи, которая ухудшается за счет спазма периферических кровеносных сосудов.

В зависимости от степени повышения аксилярной (подмышечной) температуры тела выделяют:

  • Субфебрильную 37,2° – 38,0° С;
  • Низко фебрильную 38,1° – 39,0° С;
  • Высокую фебрильную 39,1° – 40,0° С;
  • Чрезмерное гипертермическую – более 40,1°С.

Снижение температуры необходимо:

  • У детей до 6 мес. – при температуре тела более 38,0° С;
  • У детей от 6 мес. до 6 лет – при внезапном повышении температуры до 39° С;
  • У детей с заболеванием ССС и дыхательной систем, у детей с судорожным синдромом – при температуре тела 38,0° С и выше;
  • Все случаи бледной лихорадки при температуре тела 38,0° С и более.

Тактика снижения температуры тела:

  1. Не следует принимать жаропонижающие средства при любой температурной реакции;
  2. Не нужно обязательно добиваться нормализации температуры, в большинстве случаев достаточно снизить температуру на 1 – 1,5° С, что сопровождается улучшением самочувствия ребенка. Снижение температуры не должно быть быстрым.
  3. Жаропонижающие средства не следует назначать для регулярного курсового приема;
  4. Аспирин запрещен в педиатрической практике детям до 15 лет, так как он вызывает синдром Рея – опасными для жизни ребенка осложнениями с поражением печени и почек. В педиатрической практике рекомендован парацетамол и ибупрофен.

С другой стороны парацетамол также опасен для взрослого организма в связи с тем, что зрелые ферменты системы печени выводя препарат, превращают его в токсические для организма соединения, а у детей данных ферментов еще нет.

  1. Также не рекомендуется длительное употребление антигистаминных препаратов.

Неотложная помощь при розовой лихорадке у детей:

  • Парацетамол внутрь 10 мг/кг – разовая доза;
  • Физические методы охлаждения:

Ребенка необходимо раздеть, обеспечить доступ свежего воздуха, обтереть влажным тампоном при температуре воды не менее 37° С, дать ребенку обсохнуть, повторить процедуру 2-3 рза с интервалом 10-15 минут; Обдуть вентилятором, использовать мокрую повязку на лоб, подмышечные области, холод на область крупных сосудов.

  • Необходимо обильное питье сладким теплым чаем с лимоном, клюквенным морсом, соком, отварами трав цветков липы, малины;
  • Кормить ребенка маленькими порциями в небольшом количестве, большой упор делать на обильное питье;

Спиртосодержащие растворы и укус нельзя использовать, так как это может вызвать спазм сосудов, стимуляцию мышечной дрожи, снижение температуры, сокращение теплоотдачи и нарастание теплопродукции.

  • Внутримышечное введение жаропонижающих - если желаемого результата не удается достигнуть в течении часа. Антигистаминная терапия только по показаниям;
  • Продолжить физические методы охлаждения при необходимости;
  • Обратиться на прием к врачу.

  • Парацетамол и ибуфен внутрь в разовых дозах – 10 мг/кг;
  • Папаверин или ношпа в возрастной дозировке;
  • Растирание кожи конечностей и туловища;
  • Прикладывание грелки к стопам (температура грелки – 37° С);
  • Если жаропонижающего эффекта в течение 30 минут нет-необходимо обратиться за медицинской помощью.

Неотложная помощь при гипертермическом синдроме:

  • Вызов реанимационной бригады;
  • Обеспечение венозного доступа, инфузионной терапии;
  • Госпитализация.

Лихорадкой у детей следует считать повышение температуры тела в прямой кишке:
•в возрасте до 3 мес > 38,0 °C;
•от 3 мес до 2 лет > 38,3 °C;
•старше 2 лет > 38,0 °C.

При физикальном обследовании ребенка с лихорадкой акцент необходимо следать на такие клинические проявления, как ригидность затылочных мышц (менингит), болезненность суставов (артрит), учащенное дыхание или втяжение грудной клетки (пневмония), петехеальная сыпь (менингококковая инфекция), изменения слизистой оболочки глотки (инфекция глотки), болезненность в ухе и изменения при отоскопии (отит), желтуха, выраженная бледность ладоней, патологические изменения при пальпации живота.
Проблемно ориентированный подход к ведению лихорадки выделяет: инфекционную лихорадку без локальных симптомов (исключить септицемию, инфекцию мочевой системы, ВИЧ-инфекцию, малярию, брюшной тиф и др.), инфекционную лихорадку с локальными симптомами, но без сыпи (исключить вирусную инфекцию верхних дыхательных путей, пневмонию, менингит, острый средний отит, мастоидит, остеомиелит, септический артрит, инфекцию кожи и мягких тканей, абсцесс глотки, синусит и др.), лихорадку с сыпью (исключить менингококковую инфекцию, корь и др.) Отдельно выделяют лихорадку продолжительностью более 7 дней, при которой особое значение приобретает исключение абсцессов различной локализации, инфекционного эндокардита, острой ревматической лихорадки, туберкулеза, различных других заболеваний, распространенных в местности проживания ребенка.
Клиницист всегда должен обращать внимание на соотношение выраженности лихорадки и частоты сердечных сокращений. Так, при повышении температуры тела на 1 °С, частота сердечных сокращений (ЧСС) увеличивается на 8-12 сокращений в минуту. В терапии широко известно правило Либермейстера (K. Liebermeister, немецкий врач, 1833-1901 гг.): повышение температуры на 1 °С приводит к учащению пульса в среднем на 8 ударов в 1 мин. В исследовании Hanna & Greenes (2004) изучали связь между ЧСС и температурой тела у детей в возрасте до 1 года – с каждым повышением температуры на 1 °С ЧСС в покое возрастала на 9,6 ударов в мин. Отклонения от этой закономерности свидетельствует о наличии относительной брадикардии или тахикардии. Это, в частности, может помочь заподозрить поражение сердечно-сосудистой системы у ребенка.
A. Van den Bruel et al. (2010) констатируют, что до настоящего времени педиатрам сложно прогнозировать тяжесть течения инфекции на основании ее первичных клинических проявлений. Идентификация клинических симптомов, имеющих значение для подтверждения либо исключения возможной тяжелой инфекции на амбулаторном этапе медицинской помощи детям, была целью систематического обзора, проведенного Европейской научно-исследовательской рабочей группой. В результате поиска по электронным базам данных (Medline, Embase, DARE, CINAHL) первоначально было отобрано 1939 исследований, посвященных тяжелой инфекции у детей (1982-2007). Оказалось, что диагностическая ценность повышенной температуры зависела от распространенности тяжелых инфекций в месте исследования. Позитивную значимость она имела лишь в местах с минимальной распространенностью тяжелых инфекций, где подъем температуры > 40 °С повышал вероятность заболевания у ребенка с 0,8% до 5%. Напротив, отсутствие высокой температуры ( 39,0 °С и/или мышечная ломота, головная боль; у детей с фебрильными судорогами в анамнезе: > 38-38,5 °С; у детей с тяжелыми заболеваниями сердца, легких, ЦНС: > 38,5 °С; у детей первых 3 мес жизни: > 38 °С.
При выборе лекарственного средства для медикаментозного лечения лихорадки нужно помнить, что аспирин противопоказан пациентам до 15-летнего возраста при ОРВИ, гриппе, ветряной оспе ввиду высокого риска развития синдрома Рейе. Должно быть резко ограничено использование метамизола в связи с риском развития агранулоцитоза.

Как правило, педиатры рекомендуют парацетамол (ацетаминофен) или ибупрофен.

Преимущество методики чередования парацетамола и ибупрофена не получило в настоящее время убедительной доказательной базы, хотя нередко используется в практике.
В дальнейшем, наряду со снижением повышенной температуры тела у ребенка, необходимо выяснить причину лихорадки и направить терапевтические усилия на ее устранение. Курсовое применение антипиретиков без уточнения причин лихорадки недопустимо, важно лечение основного заболевания, вызвавшего лихорадку.
Вопросы, связанные с лихорадкой, в педиатрии активно изучаются. Например, A. Pisacane etc. (2010) опубликовали проспективное когортное исследование на базе Центра детской вакцинации Университета Федерика II (Италия) с включением 460 детей первого года жизни и показали, что грудное вскармливание способствует снижению частоты возникновения лихорадки после проведения вакцинации.

Литература
1. Волосовець О.П., Кривопустов С.П. Кишеньковий довідник педіатра і сімейного лікаря (амбулаторна педіатрія). – Харків: Новое слово, 2010.
2. Геппе Н.А., Малахов А.Б. Лихорадка у детей. Причины развития и методы лечения // Здоровье ребенка. – 2009. – № 1 (16).
3. Карманный справочник по оказанию стационарной помощи детям. Руководство по ведению наиболее распространенных заболеваний в условиях ограниченных ресурсов. – ВОЗ. – 2005.
4. Крамарев С.А. Лечение лихорадки у детей (лекция для врачей) // Современная педиатрия. – 2006. – № 3 (12).
5. Секреты лечения детских инфекций / Клейн Дж. Д., Заутис Т.Е. Пер. с англ. – М.: Издательство БИНОМ, 2007.
6. Секреты неотложной педиатрии / Стивен М. Селбст, Кейт Кронэн. Пер. с англ. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.
7. Секреты педиатрии / Полин Р.А., Дитмар М.Ф. Пер. с англ. – М. – СПб.: Издательство БИНОМ, 1999.
8. Ann Van den Bruel et al. Diagnostic value of clinical features at presentation to identify serious infection in children in developed countries: a systematic review. Lancet 2010; 375.
9. Balagangadhar R., Totapally M. D. Лихорадка, "лихорадкофобия" и гипертермия: Что нужно знать педиатру? // International Pediatrics. – 2005. – 20 (2).
10. Integrated management of childhood illness. IMCI chart booklet – standard. World Health Organization; UNICEF. – 2008.
11. Mackowiak PA. Temperature regulation and the pathogenesis of fever. In: Mandell GL, Bennett JE, Dolin R, eds. Principles and Practice of Infectious Diseases. 6th ed. Philadelphia, Elsevier Churchill Livingstone; 2005.
12. Nelson Textbook of Pediatrics. Robert M. Kliegman, Richard E. Behrman, Hal B. Jenson, Bonita F. Stanton, 18th edition, Saunders, 2007.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции