Ящур у человека презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАндрей Второв

Презентация на тему: " Ящур животных Ящур остро протекающая высококонтагиозная болезнь парнокопытных, проявляющаяся лихорадкой, везикулярным поражением слизистых оболочек рта," — Транскрипт:

1 Ящур животных Ящур остро протекающая высококонтагиозная болезнь парнокопытных, проявляющаяся лихорадкой, везикулярным поражением слизистых оболочек рта, кожи венчика и вымени; у молодых животных - поражением миокарда и скелетных мышц. Ящуром болеет и человек

2 Историческая справка о ящуре Первое сообщение о заболевании животных ящуром сделано в Италии (1546). Болезнь животных с признаками обильного слюнотечения, афтозным процессом в ротовой полости, на коже вымени и в межкопытной щели неоднократно отмечали в ряде стран Европы в XVIIXIX вв. Вирусную природу ящура установили Леффлер и Фрош (1898), а плюралитет возбудителя Балле и Карре (1922), что имело большое практическое значение в разработке средств специфической диагностики и профилактики болезни. Ящур имеет широкое распространение и регистрируется во многих странах мира. Значительное неблагополучие по ящуру отмечается в странах Азиатского и Африканского континентов. До 1917 г в России ящур был стационарной болезнью. В СССР в гг, в результате разработанных мер профилактики достигнуто стойкое благополучие. В Российской Федерации ящур проявляется в виде единичных случаев, благодаря применения высококачественных вакцин и налаженной системы мониторинга в зонах эпизоотологического риска

3 Возбудитель ящура Это фильтрующийся вирус, который концентрируется в лимфе и эпителии афтозных пузырей на пораженных слизистых оболочках. Встречаются различные типы вируса ящура: А, О, С, CAT1, CAT2, Азия и более 200 его вариантов. Переболевание одним из типов вируса не создает иммунитета против других типов. Вирус, не устойчивый к высоким температурам. Особенно благоприятными условиями для сохранения вируса во внешней среде являются низкая температура, повышенная влажность и нейтральная среда объектов. Размер вируса около нм. Вирион имеет сферическую форму, состоит из РНК и белковой оболочки, состоящей из 32 капсомеров.

5 Устойчивость Вирус ящура быстро инактивируется при рН 6 и ниже. Вирус наиболее стабилен при рН 7-7,5. Сдвиги его, как в кислую, так и в щелочную стороны, ведут к изменению свойств вируса. Известь, хлорная известь, креолин, крезол, фенол убивают вирус лишь через несколько часов воздействия; растворы щелочей (2%-ные) - за 10 мин.; формальдегид в концентрации 0,009% инактивирует 90% вируса при 4°С за 1 сутки, молочная кислота в 1-2% концентрации инактивирует вирус в течение 1-2 часов. Устойчивость вируса при различных температурах зависит от штамма, концентрации вируса, субстрата, степени очистки и других факторов. Высокая темпе­ратура губительно действует на вирус: 90% вируса теряют активность при 64°С и рН 7,5 в течение 3 с; при 49°С - за 1 час; при 37°С - за 21 час.

6 Эпизоотология По контагиозности заболевания животных ящуром превосходит другие инфекционные болезни животных. К ящуру восприимчивы: крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, буйволы, верблюды, северные олени, а также дикие парнокопытные - архары, антилопы, джейраны, благородные олени, бородавчатые свиньи, дикие кабаны, жирафы, зебу, зубробизоны, козероги, каменные козлы, ламы, муфлоны, лоси, сайгаки, серны, туры, слоны. Молодые животные - до 2-3 месяцев более восприимчивы и тяжелее переносят заболевание.

7 Источник возбудителя ящура Источник возбудителя ящура - больные животные, а также - вирусоносители. Возбудитель попадает во внешнюю среду из организма больного животного с выдыхаемым воздухом, слюной, молоком, мочой, калом. Наибольшее количество вируса находится в содержимом афт и особенно в их стенках. Ящур может распространяться путем рассеивания возбудителя, попадающего на одежду людей, на предметы ухода за животными, транспортные средства, корм, воду, продукты животного происхождения (молоко, мясо и др.). Может переноситься человеком и животными невосприимчивыми к этой инфекции (лошади, собаки, птицы).

8 Эпизоотологические особенности Разнообразные пути передачи возбудителя инфекции и очень короткий инкубационный период (3-7 дней), в результате чего ускоряется циркуляция вируса среди животных и быстро появляются новые источники возбудителя инфекции. Большое количество естественно восприимчивых домашних и диких животных. Большое количества вируса, высоко устойчивого к неблагоприятным факторам внешней среды.

9 Клиническое проявление болезни Инкубационный период длится 3-7 дней. Течение болезни -острое, иногда (у взрослых животных) - абортивное. Различают доброкачественную и злокачественную формы ящура. У крупного рогатого скота инкубационный период продолжительностью 1 -3 дня. При доброкачественной форме ящура вначале у животных ухудшается аппетит, замедляется жвачка, увеличивается слюноотделение. Затем по­ вышается температура тела до ,0°С.

10 Злокачественная форма ящура При злокачественной форме ящур в начале протекает с типичными признаками. На 7-10 день после заболевания резко ухудшается состояние больного; отмечают вторичный подъем температуры, угнетение, частый пульс (до ударов в минуту), признаки поражения нервной системы, мышечную дрожь и судороги. Животные, как правило, погибают от паралича сердца. Летальность 20-50%. У свиней инкубационный период часов, иногда -до 8- ми дней. Продолжительность болезни у взрослых свиней дней, у поросят дня. Летальность у поросят достигает 60-80%. У овец инкубационный период дня; у коз дней; У верблюдов ящур протекает аналогично, как и у крупного рогатого скота, выздоровление отмечают на 5-7 день. У оленей при ящуре поражаются конечности, слизистые оболочки ротовой полости, наблюдается понос. Животные часто погибают от секондарной микрофлоры.

11 Клинические признаки ящура Обильное слюновыделение

12 Афты в ротовой полости

13 Поражение языка и ротовой полости у КРС

14 Ящурные поражения (язвы)

15 Афтозные поражения конечностей

16 Ящурные поражения соска вымени у коровы

17 Ящур у свиней Невскрывшаяся афта на пятачке Вскрывшаяся афта на пятачке

20 Поражение слизистой оболочки языка при ящуре Афты на языке лося на языке лося Афты на языке КРС

21 Эрозия на пятачке у кабана при ящуре

22 Ящур у человека

23 Спасибо за внимание ! Danke Ihnen für die Aufmerksamkeit! Thanks you for attention! Merci à vous pour l'attention! Gracias usted por la atención!



  • Скачать презентацию (4.57 Мб) 34 загрузки 5.0 оценка










  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Содержание


Я́щур — острое вирусное заболевание из группы антропозоонозов (инфекционных болезней животных, которыми болеет также и человек), характеризующееся интоксикацией и везикулезно-эрозивным (пузырьково-язвенным) поражением слизистых оболочек ротовой и носовой полостей, а также кожи межпальцевых складок и околоногтевого ложа. Возбудителем ящура является РНК-содержащий вирус из семейства пикорнавирусов , его размеры составляют от 27 до 30 нм. Характеризуется высокой степенью болезнетворности и дерматотропностью (сродством по отношению к коже). По антигенной структуре подразделяется на 7 серотипов, в каждом из которых различают несколько антигенных вариантов. На территории СНГ обычно встречаются вирусы типов О и А. Возбудитель ящура устойчив к высушиванию и замораживанию, но быстро погибает при нагревании до 60 °C, действии ультрафиолетовых лучей и обычных дезинфицирующих веществ. Вирусы культивируют на тканевых культурах. Ящур довольно широко распространен среди животных. В ряде стран заболевание носит характер эпизоотии (эпидемий среди животных), повторяющихся через определенные промежутки времени. Наиболее подвержены инфекции молодые парнокопытные сельскохозяйственные животные (крупный рогатый скот, свиньи, козы, овцы, олени).

От неё могут страдать также лошади, верблюды, собаки, кошки и грызуны. У животных, перенесших заболевание, и некоторых птиц установлено вирусоносительство, проявляющееся выделением возбудителя с испражнениями. Инфекционный процесс у парнокопытных характеризуется тяжелым течением с вирусемией, афтозными высыпаниями и изъязвлениями в области слизистых оболочек полости рта, языка, носоглотки, носа, губ, на коже в межкопытных щелях, на вымени, иногда около рогов. Общая продолжительность болезни у животных — от 10 до 15 дней, продолжительность инкубационного периода — 2— 4 дня. При злокачественном течении ящура, особенно у коров, более чем у 50 % заболевших животных наступает смертельный исход в течение 2—3 суток. Основной путь инфицирования людей — через сырое молоко больных животных и продукты его переработки, реже через мясо. У лиц, непосредственно контактирующих с больными животными, возможна прямая передача инфекции (при доении, уходе, лечении, убое), воздушно-капельный путь заражения (при дыхании, кашле животных), а также через предметы, загрязненные их выделениями. От человека к человеку инфекция не передается. Дети более восприимчивы к ящуру, чем взрослые. Иммунитет типоспецифичени зависит от наличия вируснейтрализующих антител.

Патогенез Вирус проникает в организм через слизистые оболочки полости рта (реже — пищеварительного и дыхательного тракта) и поврежденную кожу. В месте внедрения возбудителя возникает первичный аффект (очаг поражения) — небольшая везикула (пузырек), где вирус размножается и накапливается. Следующим этапом является вирусемия (проникновение вируса в кровь), приводящая к интоксикации. Выраженная дерматотропность вируса обусловливает его фиксацию в эпителии слизистых оболочек (полость рта, носа и уретры) и кожи (кисти и стопы), где отмечаются вторичные везикулы. С их появлением вирус в крови не обнаруживается.

Клиническая картина Длительность инкубационного периода варьирует от 2 до 12 дней, обычно составляя 3—4 дня. Начало заболевания острое, с высокой температурой до 39—40°С, с ознобом, головными и мышечными болями. К концу первых суток возникают симптомы поражения слизистых оболочек: жжение в полости рта, обильное слюнотечение, покраснениеконъюнктив, могут встречаться рези при мочеиспускании и легкая диарея. Объективно наблюдаются отечность и покраснение слизистых оболочек щёк, мягкого неба, языка, дужек и губ, на фоне которых несколько позже просматриваются мелкие пузырьки, первично заполненные прозрачным, а затем мутным содержимым. Через 1—2 суток пузырьки вскрываются, а на их месте остаютсяэрозии, обладающие тенденцией к слиянию и образованию обширных очагов изъязвления. При прощупывании регионарных лимфоузлов отмечаются их увеличение и болезненность. Больные не в состоянии разговаривать и глотать, что переносится ими тяжело, возникает обильное слюнотечение (до 2—4 л в сутки). Поражения слизистых оболочек носа, уретры, влагалища и конъюнктив характеризуются соответствующей симптоматикой. Характерным признаком на этом фоне являются везикулёзные высыпания в межпальцевых складках рук и ног и около ногтевых лож.

Диагностика и дифференциальная диагностика При типичном течении диагноз не представляет трудностей. При менее четкой симптоматике следует ориентироваться на данные эпидемического анамнеза (изучение возможных путей заражения) и сведения об эпизоотии ящура. Лабораторные данные: показатели общего анализа крови малоспецифичны — пониженный уровень лейкоцитов и эозинофилия . Вирус выделяют из крови, слюны, афтозных элементов и фекалий. Идентификация вируса осуществляется при помощи РСК и РНГА в парных сыворотках с интервалом в 6—8 дней. В целях диагностики используют биологическую пробу с втиранием содержимого афт в подушечки лапок морских свинок. При наличии вируса ящура у животных возникают типичные для инфекции высыпания. Ящур дифференцируют от афтозного, токсического и кандидозного стоматитов, герпетической инфекции, ветряной оспы, энтеровирусных заболеваний, пемфигуса.

Лечение и профилактика Больные ящуром подлежат госпитализации на срок не менее 14 дней. Назначается диета, в механическом и химическом отношении максимально щадящая пораженные слизистые (полужидкая легкоусваиваемая пища 5—6 раз в день небольшими порциями, перед приемом которой больному дают 0,1 г анестезина), обильное питье. Иногда прибегают к кормлению через зонд. Первостепенное значение имеет уход за полостью рта. С первых дней начинают противовирусную терапию. Для этого применяют 0,25—0,5%-нуюоксолиновую, 0,25—0,5%- нуюфлореналевую , 0,25—0,5%-нуютеброфеновую , 4%-нуюгелиомициновую, 0,25%-нуюриодоксолевую, 50%-ную интерфероновую и другие мази. Используют растворы лейкоцитарного интерферона и 0,1—1%-ный раствор РНК-азы. Нанесение препаратов на пораженные участки слизистых и кожи осуществляют 3—5 раз в день.


дано определение болезни, указан возбудитель,клинические признаки, патогонез, указано лечение, профилактика болезни.Выполнила студентка ГОБУ СПО "Лискинский аграрно-технологический техникум" отделения "Ветеринария" Кутявина Татьяна.


Презентация на тему :’Ящур’

Выполнила студентка группы В-4

Проверила: Рыгина И. И.


Ящур – остро протекающая болезнь парнокопытных животных, характеризующаяся лихорадкой, развитием афтозных поражений на слизистых оболочках ротовой полости, коже, вымени, межкопытной щели. К ящуру восприимчив и человек.

Регистрируется во многих странах Азии, Африки, Южной Америки и Европы.


РНК-содержащий вирус. Различают

7 вирусов: А,О,С. CAT-1, CAT-2, CAT-3,

Животное, переболевшее ящуром вызванным вирусом одного из вариантов, приобретает специфический иммунитет и остается восприимчив к заражению вирусами других типов.


  • Низкая температура не оказывает губительного действия. В замороженном мясе сохраняется до года.
  • На горных пастбищах может сохраняться до следующего пастбищного сезона.
  • В сточных водах в холодное время года выживает до 103 дней, в летнее — 21 день, осенью — 49 дней.
  • На шерстном покрове животных вирус сохраняется до 50 дней, на одежде—до 100, в помещениях — до 70, в кормах —до 30. 150, почве—до 40. 150

Восприимчивы все виды парнокопытных, домашних и диких животных. Источник болезни – больные и переболевшие животные. Зараженность длится около 400 дней. Возбудитель выявляется во внешнюю среду со слюной, молоком, калом и мочой.

Продукты животноводства, корма, вода, люди. Наиболее восприимчив молодняк. Сезонность – ближе к осени.


Внедрившись в организм, возбудитель проникает в клетки эпителия и быстро размножается, вызывает в месте внедрения образования первичных афт. Отсюда вирус поступает в кровь и во все органы и ткани.

Через 48 часов развиваются вторичные афты в ротовой полости, на коже вымени, венчика и межкопытной щели.

На четвертый день вирус исчезает из крови, температура тела снижается до нормы.

Через 12-24 часа стенки афт разрываются, и на их месте остаются свежие эрозии


Инкубационный период – 1-7 дней, реже до 21 дня. У крупного рогатого скота температура тела поднимается до 41,5, изо рта обильное пенистое слюнотечение, угнетение, отсутствие жвачки. При осмотре ротовой полости отмечаются на слизистой оболочке рта, языка пузырьки с серозной жидкостью. Носовое зеркало горячее. Одновременно появляются афты в области венчика и межкопытной щели.


У свиней наблюдаются афты на пятачке, происходит поражение конечностей.


При осмотре трупов наблюдают – афты, эрозии, эрозии десен и языка. При вскрытии – афты в пищеварительном тракте, рубца, книжки, сычуга.

Изменение сердца (тигровое сердце).


Посылают содержимое афт. Афты срезают стерильными ножницами с языка, щеки, десен и направляют в ближайшую ветеринарную лабораторию. Заражают лабораторных животных - морских свинок и мышей-сосунов.


Афты промывают марганцем, борной кислотой, слабыми растворами, ванны 10% раствором формальдегида, 0,5% едкого натра, обрабатывать конечности берёзовым дёгтем.

Чтобы снизить заболеваемость и летальность среди животных и предупредить развитие осложнений, больным улучшают условия содержания, часто поят, назначают диетические корма (трава, мучные болтушки).

Внутривенно вводят глюкозу, применяют антибиотики и сердечные средства.

Применяют кровь или сыворотку переболевших животных – реконвалесцентов.


Профилактика и меры борьбы

Радикальный метод борьбы с ящуром, заключается в немедленном убое всех больных, подозрительных по заболеванию и подозреваемых в заражении восприимчивых животных и отказе от вакцинации.

Систематическая профилактическая иммунизация восприимчивых животных в угрожаемых зонах.

Комплексный метод борьбы с ящуром, заключается в сочетании метода убоя заболевших и подозрительных по заболеванию животных с активной иммунизацией восприимчивого поголовья при одновременном проведении санитарно-карантинных мероприятий.


Карантин снимают через 21 день после выздоровления последнего заболевшего животного в данном пункте.

Ограничения после снятия карантина достаточно жесткие. Запрещены: вывоз и ввоз животных в течение 1 года после снятия карантина; использование пастбищ и скотопрогонных трактов в течение 1 года. Привитых животных можно вводить через 21 день после вакцинации. Переболевшие животные в течение 3 мес. после снятия карантина могут быть отправлены на убой только на мясокомбинат данной области.

Не болевших, но вакцинированных животных можно отправлять на убой через 21 день после вакцинации. Продукты животного и растительного происхождения, имевшие контакт с вирусом ящура, используют на месте.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Учебные:

  • Развивать личностные УУД через формирование понятия “вирус”, “вирион”, “вирусные заболевания”, “вирусология”, расширение знаний суворовцев о вирусных заболеваниях растений, животных и человека. Показать опасность вирусных заболеваний, обосновать необходимость знаний о вирусных заболеваниях с целью их профилактики, о роли науки вирусологии для борьбы с вирусными заболеваниями.
  • Развивать регулятивные и познавательные УУД через умения управлять познавательной и учебной деятельностью посредством самостоятельной постановки проблемы и путей ее разрешения, структурирования изучаемого материала, работы с дополнительной литературой, умения выступать с сообщениями, ставить вопросы, проводить оппонирование.
  • Развивать коммуникативные УУД, обеспечивающие возможности сотрудничества: умения слышать, слушать и понимать партнера, контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Методические цели: показать методические приемы формирования гражданственности у учащихся на уроке-конференции по биологии.

Материальное обеспечение урока: презентация, ИАД, раздаточный материал, сообщения суворовцев.

Форма урока: урок конференция.

Ход урока

I. Оргмомент (30 сек). Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

II. Активация знаний учащихся (3 мин).

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы (слайд 2):

Каковы особенности вирусов?

Как вирусы функционируют в клетках?

Так как все вирусы являются внутриклеточными паразитами, то они вызывают заболевания у всех клеточных существ: бактерий, растений, животных.

III. Мотивационно-ориентационный этап (4 мин).

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Так, например, от СПИДа погибли многие известные личности: великий танцор Рудольф Нуриев, знаменитый американский писатель фантаст Айзек Азимов, Актер Энтони Перкинс, знаменитый теннисист Артур Эш и многие другие (слайд 3).

Почему же до сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).

Проблемный вопрос: “Как избежать вирусных заболеваний? Что надо знать, чтобы противостоять вирусам?”.

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Цель: узнать опасность, способы инфицирования вирусными заболеваниями растений, животных и человека и меры их профилактики.

Класс делится на три группы, которые получают задания для обсуждения в конце урока (слайды № 9 – 10).

После завершения работы, группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

Заслушивается выступающий от каждой группы.

IV. Изучение нового материала (25 мин).

Вирусные заболевания растений и бактерий

(Сообщения суворовцев, слайды № 11 - 15).

У растений вирусы вызывают - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; у бактерий - их распад [3], (приложение 2).

Вирусные заболевания животных

(Сообщения суворовцев, слайды № 16 – 17, приложение 2).

У животных вирусы вызывают чуму, бешенство, ящур и другие.

Вирусные заболевания человека

У человека вирусы вызывают такие заболевания, как оспа, корь, паратит, грипп, ОРВИ, краснуха, герпес, гепатит, СПИД и другие. (Сообщения суворовцев, слайды №18 – 26, приложение 2).

СПИД – чума XXI века. (Сообщения суворовцев, слайды №27 – 34).

Проблема: “Как предотвратить эпидемию СПИДа в России?”

С чего всё началось?

Начало истории СПИДа - 1978 год - условно, поскольку некоторые ученые считают, что ВИЧ перешел от обезьян к людям в период между 1926 и 1946 годами. Более того, результаты недавних исследований указывают на то, что этот вирус мог впервые появиться в человеческой популяции еще в 17-м веке, но утвердился в Африке как эпидемический штамм лишь в 30-х годах 20-го века. Старейший в мире образец крови человека, содержащий ВИЧ, относится к 1959 году - в этом году африканский пациент из Конго, у которого была взята кровь, умер от СПИДа.

В нашей стране история СПИДа начинается с 1987, и развитие её сначала не предвещало ничего зловещего. По 1 июля 1997 г. ВИЧ-инфекция найдена у 4830 человек, из них у 259 - диагноз СПИД.

Впервые СПИД был официально зарегистрирован Национальным Центром контроля инфекционных заболеваний США 5 июня 1981 г.

По данным ВОЗ на конец 2000 года:

- умерло 22 млн. человек;

- инфицировано свыше 36 млн.

  • В 2003 году в мире инфицировано ВИЧ около 40 млн. человек.
  • За последние 2 года инфицировано ВИЧ 15 млн. человек.
  • Более 24 млн. уже умерло от ВИЧ – инфекции.
  • Каждый день более 16000 человек заражается ВИЧ, из них 7000 – молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет.

Перед вами таблица “СПИД. Его не видно, но он рядом”

Что такое ВИЧ и СПИД? ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. Он разрушает защитную (иммунную) систему, делает человека неспособным сопротивляться инфекции.

Люди, зараженные ВИЧ, называются “ВИЧ-инфицированными”.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. Заразившийся человек (носитель ВИЧ) не сразу заболевает СПИДом, в течение 3 - 10 лет выглядит и чувствует себя здоровым, но неумышленно может распространять инфекцию. СПИД быстрее развивается у тех носителей ВИЧ, чье здоровье ослаблено курением, алкоголем, наркотиками, стрессами и плохим питанием. Как можно обнаружить ВИЧ? Существует тест на антитела к ВИЧ. По наличию антител в крови, взятой из вены, устанавливается, имелся ли контакт с вирусом или нет.

Следует иметь в виду, что от момента заражения до реакции организма может пройти несколько месяцев (анализ будет отрицательным, но инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим). Где можно пройти тест? В любом СПИД-центре вашего района.

В специальных кабинетах анонимного обследования, где каждый может пройти тест и получить результат анонимно. Как происходит заражение ВИЧ? Вирус передается только через определенные жидкости организма. Это:

То есть, вирус может передаваться только:

-при любом проникающем сексуальном контакте без презерватива;

-при прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки;

-при использовании нестерильных шприцев как в медицинских целях, так и для введения наркотиков;

-от матери к ребенку во время беременности, родов или кормлении грудью. ВИЧ не передается -при бытовых контактах (поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей посудой, бассейном, туалетом, постелью);

-через укусы насекомых и животных;

-при заборе донорской крови, так как при этом используются одноразовые инструменты, шприцы и иглы.

Остается распространенным путь передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности, родов или периода вскармливания грудным молоком. Инфицированная ВИЧ женщина может родить как зараженного ВИЧ, так и здорового ребенка. По статистике, из 100 детей, которые родились у ВИЧ инфицированных женщин, в среднем, подвергаются заражению 30% детей, из них от 5 до 11% заражаются внутриутробно, 15% — во время родов, 10% — при вскармливании грудью, и в 70% случаев ребенок не инфицируется. До того момента, пока ребенку не исполнится 3 года, диагноз не ставится. Это объясняется тем, что антитела к ВИЧ матери сохраняются в крови ребенка три года, и если они впоследствии исчезают, то ребенок считается ВИЧ отрицательным, если же появляются его собственные антитела, то фиксируется инфицирование, и ребенок считается ВИЧ положительным. ВИЧ передается тремя путями: при половом контакте, через кровь зараженного человека, либо от инфицированной матери — ребенку.

Что из ниже предложенного списка является опасным, а что безопасным?

  • Укус комара.
  • Пользование общественным туалетом.
  • Поцелуй в щеку.
  • Уход за больным СПИДом.
  • Пользование чужой зубной щеткой.
  • Нанесение татуировки.
  • Прокалывание ушей.
  • Множественные половые связи.
  • Переливание крови.
  • Укус постельного клопа.
  • Плавание в бассейне.
  • Объятия с больным СПИДом.

“Почему необходима регулярная диспансеризация населения?”

Защита от вирусов. Наука вирусология

(Сообщения суворовцев, слайды №35 – 39)

Вирусология – наука о вирусах, изучающая их строение, биохимию, систематику и значение. Задачи: обнаружение новых, ранее не исследованных возбудителей болезней человека, животных и растений, определение способов борьбы с вирусами и профилактика заражения ими. Эдуард Дженнер – английский сельский врач (1798 год) положил начало массовому применению прививок и методам вакцинации.

Время рождения современной вирусологии – 50 годы ХХ века, когда была создана вакцина против полиомиелита, разработаны методы непрерывного культивирования штаммов живых человеческих клеток in vitro. Так была найдена биологическая система для выращивания вируса в больших количествах для изучения и массового производства вакцины. Развитие электронной микроскопии позволило изучать морфологическую и химическую структуру вирусов, механизм их размножения и взаимодействия с клеткой-хозяином. Исследования в области цитологии, молекулярной биологии и генетики способствовали развитию вирусологии.

Проблемы вирусологии:

  • найти доступные и эффективные средства борьбы с вирусными заболеваниями;
  • создание препаратов длительного и профилактического действия, защищающих организм от инфекции;
  • выяснение роли скрытых вирусных инфекций и вирусоносительства;
  • исследование возможностей вирогении для решения задач генной инженерии.

V. Подведение итогов (2 мин.)

Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока, цель и проблемный вопрос, который мы сегодня с вами поставили: (слайд 40)

Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что надо знать, чтобы избежать вирусных заболеваний?

Ответы учащихся:

  • Вирусы – неклеточные формы жизни.
  • Вирусы внутриклеточные паразиты и вызывают серьезные заболевания у растений, животных и человека.
  • Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е. мутируют.
  • Могут долгое время находится в скрытой форме.
  • Для профилактики вирусных заболеваний надо укреплять иммунитет.
  • Проходить вакцинацию.
  • Проходить диспансеризацию.
  • При возможности заражения СПИДом сдать кровь на анализ, можно в любой поликлинике анонимно.

Вывод: Вирусы — суперпаразиты, достигшие крайней степени паразитизма: они могут существовать и размножаться только в клетке другого организма и вызывают в нем заболевания. (Слайд №41), [1].

Но вирусы - и все об этом знают,
Среди других живут и процветают -
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД - себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!
Оглянемся назад!
Природа словно в прятки,
Играет с человеческой судьбой.
И любит нам загадывать загадки,
Одну сложней загадку, за другой!
Как будто бы на прочность испытанье
Проходит у Природы род людской,
И рассыпает щедрою рукой
Она на человечество страданья.
И наблюдает, не спуская глаз,
А выживет ли он на этот раз?!
Но выжил, победил чуму и оспу,
Холеру и дифтерию победил,
И жизни нить достойно утвердил,
Хоть было это и совсем, совсем не просто!
Столетьями, приумножая знанья,
От века к веку становясь мудрей,
Поднялся человек до пониманья,
Предназначенья миссии своей.
Она проста! Мы жить с Природой в мире
Обязаны, ее не покорять!

VI. Закрепление. (5 минут)

В качестве закрепления обсуждение вопросов, полученных для групп. (Слайд 42).

VII. Рефлексия (30 сек) (Слайд 44).

И в завершение нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал .

VIII. Задание на с/п: параграф 35, провести мини-исследование по вопросу: “Почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?”

Завершить наш урок я хотела бы словами “Всемирная хартия о природе”, принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)

“Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека”

Список литературы

  1. Васенева Е.В. “Вирусы неклеточные формы жизни” 9 класс.
  2. Карпушева А.Э. “Вирусы” 10 класс. МОУ Сусанинская средняя школа
  3. Лясота С.И. “Вирусы – неклеточные формы жизни” 10 класс. КГУ средняя школа №2 г. Тайынша.
  4. Пономарева И.Н. Общая биология 11 класс профильный уровень.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции