Вирусы в отличии от бактерий имеют клеточную стенку адаптируются к среде

28. Вирусы, в отличие от бактерий,

1) имеют клеточное строение

2) имеют неоформленное ядро

3) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

4) относятся к свободноживущим формам

5) размножаются только в других клетках

6) являются неклеточной формой жизни

29. Вирусы, как и некоторые бактерии и низшие грибы,

1) дышат кислородом воздуха

2) вступают в симбиоз с растениями

3) вызывают инфекционные заболевания

4) образуют органические вещества из неорганических

30. Неклеточная форма жизни – вирусы по способу питания – это

1) паразиты 2) хемотрофы 3) фототрофы 4) симбионты

31. Для каких организмов характерен хемосинтез?

32. Вирусы, в отличие от растений и животных, относят к

1) неклеточным формам

33. Вирусы, в отличие от бактерий,

1) имеют клеточную стенку

2) адаптируются к среде

3) состоят только из нуклеиновой кислоты и белка

4) размножаются вегетативно

5) не имеют собственного обмена веществ

6) ведут только паразитический образ жизни

34. Вирусы размножаются в

3) клетках организмов

4) межклеточной жидкости

35. Вирусы, как и некоторые бактерии,

1) имеют плазматическую мембрану

2) вызывают инфекционные заболевания

3) способны превращаться в споры

4) вступают в симбиоз с другими организмами

36. По способу питания хемосинтезирующих бактерий относят к

37. В клетках каких организмов паразитируют бактериофаги?

38. Вирусы отличаются от растений, животных, грибов или бактерий тем, что

1) не имеют собственного обмена веществ

2) имеют клеточное строение

3) содержат нуклеиновые кислоты

4) способны к паразитизму

39. Бактерии, паразитирующие в других организмах, являются

40. Какой признак живого характерен для вирусов?

41. Какой способ питания характерен для молочнокислых бактерий?

42. Собственный обмен веществ отсутствует у

1) вирусов 2) грибов 3) бактерий 4) простейших

43. Бактериофагов относят к

4) одноклеточным организмам

44. Вирус табачной мозаики, размножаясь в клетках растений, проявляет себя как

1) симбионт 2) паразит 3) автотроф 4) сапротроф

45. Что изображено на рисунке?

3) бактериофаг

46. Воспроизводят свой генетический материал только в клетках других организмов

4) плесневые грибы

47. У вирусов наследственная информация может содержаться в молекуле

1) рибозы 2) белка 3) АДФ 4) РНК

48. Сероводородных бактерий по способу питания относят к

49. Вирусы отличаются от организмов всех царств живой природы тем, что они

1) содержат двумембранные органоиды

2) не имеют собственного генетического аппарата

3) содержат нуклеиновые кислоты

4) не имеют собственного обмена веществ

50. Вирусы относят к

1) хемотрофным прокариотам

4) неклеточным формам

51. Синдром приобретённого иммунного дефицита вызывается

52. Генетический материал окружен капсидом у

53. Вирус иммунодефицита поражает в организме человека

4) слизистые оболочки

54. Вирусная ДНК может встраиваться в геном клетки­хозяина и функционировать как составная

1) комплекса Гольджи

3) клеточного центра

55. Вирусная ДНК встраивается в геном клетки­хозяина и обеспечивает

56. Определите, какой объект изображён на рисунке.

4) одноклеточное животное


57. К неклеточным формам жизни относят

58. 4) бактериофагов

К эукариотам, которым свойствен гетеротрофный способ питания, относят

1.1. Микробиология

  • микроскопически малые существа,
  • существовали задолго до появления человека,
  • живут повсюду (убиквитарные), например,
    • в воздушной среде,
    • в почве,
    • в водной среде,
    • на коже,
    • на всех поверхностях;
  • легко передаются, например, посредством
    • воздушно-капельного механизма инфицирования (вдыхание инфекционных частиц) или,
    • прямого или опосредованного контактного механизма инфицирования (при прикосновении к зараженной поверхности);
  • легко адаптируются к окружающей среде.
  • бактерии (например, стафилококк, сальмонелла),
  • грибы (например, плесень, дрожжи),
  • вирусы (например, ВИЧ (СПИД), вирусы гриппа, норовирусы),
  • простейшие (например, возбудители малярии, возбудители амебной дезинтерии, нарколепсия).
ИспользованиеВред
  • Некоторые микроорганизмы могут разрушать органические материалы (например, в очистных сооружениях, компосте).
  • Некоторые микроорганизмы используются в пищевом производстве (например, пива, сыра, салями, йогурта, дрожжевой выпечки).
  • Некоторые микроорганизмы вызывают заболевания (патогенные микробы).
  • Некоторые микроорганизмы могут привести к пищевому отравлению или испортить пищу (например, сальмонелла).
  • одноклеточные организмы, без истинного ядра,
  • имеют клеточную стенку,
  • размер: около 0.1 – 5 мкм; некоторые могут быть крупнее (обычно просто видимы под микроскопом),
  • размножаются делением клеток,
  • некоторые бактерии образуют споры в неблагоприятных условиях (например, бациллы),
  • некоторые бактерии используют для передвижения жгутики.

Бактерии различают по их внешней форме:

  • шаровидные (например, стафилококки, сальмонеллы),
  • палочковидные (например, колиформные бактерии, сальмонеллы).

Кокки – шаровидные типы бактерий.

В зависимости от их организации различают, например, стафилококки (расположены в форме гроздьев винограда), стрептококки (цепочками) и диплококки (парами). Стафилококки, стрептококки и пневмококки являются примерами шаровидных бактерий, которые обычно попадают в организм человека.

Палочковидные бактерии – продолговатые, цилиндрические типы бактерий. Всем известным примером являются такие кишечные бактерии, как кишечная палочка и сальмонелла. Палочковидные бактерии имеют один и более жгутик, который они используют для передвижения. Бациллы принадлежат к группе палочковидных бактерий, которые могут образовывать споры в состоянии покоя.

Простые изогнутые палочковидные бактерии (например, вибрионы) представляют особую разновидность. Холерный вибрион (возбудитель холеры) – типичный пример этого типа.

Спирали – следующий тип палочковидных бактерий, спиралевидные или извитые. Спиралевидные, извитые лептоспиры вызывают инфекционное заболевание лептоспироз, который может передаваться от животных к человеку.


1 - Шаровидные бактерии (стафилококк); 2 - Палочковидные бактерии (кишечная палочка); 3 - Изогнутые палочковидные бактерии (холерный вибрион); 4 - Извитые палочковидные бактерии (лептоспиры);

Условия окружающей среды, которые могут повлиять на рост бактерий:

  • температура (тепло),
  • показатель pH,
  • питательная среда (такие загрязнения, как жир, белок, сахар, углеводы и др.),
  • кислород,
  • влажность.

В оптимальных условиях (температура, показатель pH, питание, влажность и др.) их количество может удваиваться каждые 20-30 мин.

Примеры заболеваний, вызываемых бактериями:

  • сальмонеллез,
  • скарлатина,
  • дифтерия,
  • коклюш,
  • холера,
  • туберкулез,
  • столбняк,
  • сибирская язва и др.

Некоторые типы бактерий способны образовывать споры, известные как эндоспоры, в неблагоприятных условиях окружающей среды (например, при изменениях температуры, доступности питания, показателя pH и др.). Эти споры – покоящиеся формы, которые не используются для размножения (такие как грибковые споры, например). Бактерии могут вымереть, а споры могут выживать долгое время даже в неблагоприятных условиях. Эндоспоры, образованные бактериями, отличаются высоким уровнем устойчивости к жаре, обезвоживанию, радиации и предельным показателям pH и могут выживать долгое время (до нескольких тысяч лет). Такой уровень устойчивости обусловлен многослойностью оболочки и низким содержанием жидкости. Споры развиваются, как только условия окружающей среды снова становятся благоприятными. Споры образуют новые клетки, способные к жизни (бактерии).

Примерами спорообразующих бактерий являются бациллы и клостридии. Столбняк вызывается палочковидными спорообразующими бактериями, известными как столбнячная палочка.

Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным.

  • грибы с гифами, или мицелием (например, плесень, нитчатые грибы),
  • дрожжи.

Грибы с гифами, или мицелием, размножаются как половым путем, посредством образования сетки (мицелия) из тонких нитей (гифов), так и образованием спор. Они в основном заселяют твердый субстрат, например, почву, древесину или другие живые или мертвые органические ткани, такие как кожа.

Одноклеточные грибы (дрожжи) в основном размножаются бесполым способом через почкование.

Оптимальными для грибов условиями окружающей среды являются влажность и тепло (например, в раздевалках, душевых, бассейнах, туалетах и др.).

  • размножается половым путем через ветвление нитей, называющихся гифами, или через образование спор,
  • гифы образуют тело гриба, или мицелий,
  • тело гриба видимо невооруженным глазом,
  • плесень растет не только на поверхности, но и проникает в материал,
  • нитчатые грибы (дерматофиты) вызывают инфекции кожи, такие как грибок стопы,
  • плесень может выделять ядовитые вещества,
  • черный грибок, который появляется в санитарных помещениях (Аспергилл черный), часто обрабатывается только поверхностно,
  • плесень также используется в пищевом производстве, например, съедобная плесень в голубых сырах.

  • дрожжевой гриб круглый,
  • не виден невооруженным глазом,
  • размножается через отделение дочерней клетки (почки),
  • дрожжи также полезны в пищевом производстве, например, спиртовое брожение для производства пива, дрожжевая выпечка,
  • кандида альбиканс – значимый вредный дрожжевой гриб, который приводит к заболеваниям кожи, слизистых и кишечника.


1 - Гифы плесени; 2 - Пивные дрожжи

Вирусы паразитируют в клетках живых существ. Они отдают свой генетический материал (ДНК/РНК) для размножения и распространения клеткам-хозяевам, которые становятся ответственными за размножение новых вирусов. Вирусы не имеют собственного метаболизма и поэтому зависят от метаболизма клетки-хозяина. Некоторые вирусы имеют дополнительную оболочку, которая называется вирусной оболочкой. Они называются оболочечными вирусами. Вирусы без такого типа оболочки называются безоболочечными. Вирусная оболочка очень важна для интеграции вирусов в клетки-хозяева, для их устойчивости в ответ на влияние окружающей среды, дезинфицирующих средств и их способность изменять поверхность вируса. Безоболочечные вирусы принято считать менее чувствительными, что делает их деактивацию дезинфицирующими мерами более сложной.

Оболочечные вирусыБезоболочечные вирусы
  • Вирус гепатита В, вирус гепатита С
  • ВИЧ
  • Вирус ветряной оспы (ветряная оспа, опоясывающий лишай)
  • Вирусы гриппа
  • Вирус гепатита А
  • Норовирусы
  • Аденовирусы
  • Ротавирусы

  • неживые организмы (не могут размножаться самостоятельно и не имеют собственного метаболизма),
  • намного меньше, чем бактерии (средний диаметр около 0,018 мкм); видимы только под электронным микроскопом,
  • могут размножаться только в живых клетках растений, животных, людей или бактерий,
  • вирусные заболевания нельзя вылечить антибиотиками,
  • в сравнении с бактериями и грибами, вирусы обычно сложнее деактивировать с помощью дезинфектантов (особенно безоболочечные вирусы),
  • часто они очень губительны (погибает почти каждая клетка, зараженная вирусом),
  • нельзя обнаружить с помощью блот-теста/мазка.
  • СПИД,
  • Вирусный грипп (различные типы),
  • Гепатит (желтуха),
  • Вирус гастроэнтерита (например, желудочно-кишечные заболевания, вызванные норовирусом),
  • Герпес,
  • Краснуха,
  • Ветряная оспа,
  • Полиомиелит,
  • Корь и др.


Вирус гриппа

2.1. Методы выявления микроорганизмов для контроля дезинфекции

Доказательство наличия микроорганизмов и их размножения и формирования культур важно для распознавания микробов (например, диагноз определенной болезни) и контроля дезинфицирующих мероприятий.

Самые важные методы:

Питательная среда блот-пластины прижимается, как штамп, к исследуемой поверхности; все имеющиеся микробы переносятся. Эти пластины затем помещаются в инкубатор при 37 ℃ на 24-48ч, так чтобы бактерии размножились и стали видимыми колониями.

Поскольку площадь блот-пластины известна, подсчет этих колоний позволяет количественно установить уровень микробной нагрузки на поверхность. Таким способом возможно определить уровень гигиены. Выращиваемые колонии бактерий можно подготовить специальным образом, чтобы иметь возможность определить их тип (дифференциация). Этот процесс подходит для мониторинга уровня гигиены на плоских поверхностях, позволяющих провести блот-тест.

Влажным стерильным тампоном проводят по определенному участку исследуемой поверхности. Если требуется только качественный анализ, тампоном сразу же проводят по питательному агару, который впоследствии инкубируется. Для подсчета микробной нагрузки, тампон необходимо погрузить в соответствующий раствор для разведения. Серия разведений, образованных из данного раствора, затем наносится на питательный агар и выращивается в инкубаторе при 37 ℃ (обычно в течение 1-2 дней). Результат показывает микробную нагрузку на исследуемой поверхности. Мазок – более трудоемкий для оценивания, чем блот-тест, но он действительно позволяет брать образцы с неровных и труднодоступных участков.

Бактерии и грибы можно увидеть под микроскопом. Для этого используются различные техники окрашивания; эти техники можно использовать для окрашивания микробов или определенных элементов микробов для их видимости. Окрашивание по Граму – важный метод окрашивания бактерий. В этом процессе используется специальный краситель для окрашивания конкретных клеточных структур в клеточной стенке определенных бактерий. Бактерии можно классифицировать на грамположительные (окрашиваемые) или грамотрицательные (не окрашиваемые), оценив их окрашивание под микроскопом.

Вирусы нельзя определить с помощью обычного оптического микроскопа. Они видимы только с помощью электронного микроскопа.

Биолюминесцентный метод или АТФ-тест. При этом методе АТФ (аденозинтрифосфат), который содержится в клетках бактерий, выявляется с помощью биолюминесценции. Чтобы из АТФ получить свет, используют энзимный комплекс. Выделяемый свет можно измерить с помощью люминометра (прибор для измерения света). Результат измеряется в RLU (относительных световых единицах). Преимущество этого метода в том, что результаты известны спустя несколько минут. Необходимые измерительные приборы маленькие и легкие в использовании, поэтому измерения можно проводить прямо на месте. Недостатком этого процесса является стоимость приобретения.

3.1. Санация / дезинфекция / стерилизация

Под санацией понимают снижение числа микробов посредством профилактических или дезинфекционных мероприятий. В отличие от дезинфекции и стерилизации обязательным условием санации не является определенное или полное снижение числа микробов.

Под дезинфекцией понимают уничтожение или деактивацию (необратимое повреждение) всех болезнетворных (патогенных) микробов, в результате чего больше нет риска инфицирования от обработанных объектов.

Дезинфицирование поверхностей проводится в чувствительных к гигиене участках, таких как

  • больницы,
  • поликлиники,
  • врачебные и стоматологические хирургические кабинеты,
  • микробиологические лаборатории и др.

Задача и цель дезинфекции поверхности – прервать пути заражения. Микроорганизмы уничтожаются или деактивируются компонентами дезинфектантов.

Под стерилизацией понимается уничтожение или деактивация всех бактерий, грибов, вирусов и спор.

Название Тесты и задания
Анкор Тесты.docx
Дата 13.09.2018
Размер 92.59 Kb.
Формат файла
Имя файла Тесты.docx
Тип Тесты
#45605
Каталог


  1. Установите соответствие между особенностями организмов и представителями: 1) Вирус иммунодефицита, 2) Кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) Нет клеточной стенки
    Б) Наследственный материал заключён в кольцевой ДНК
    В) Наследственный материал заключён в РНК
    Г) Может иметь жгутик
    Д) Внутриклеточный паразит
    Е) Симбионт человека


  1. Установите соответствие между признаками биологического объекта и объектом, к которому относится данный признак: 1) бактериофаг, 2) кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) состоит из нуклеиновой кислоты и капсида
    Б) клеточная стенка из муреина
    В) вне организма находится в виде кристаллов
    Г) может находиться в симбиозе с человеком
    Д) имеет рибосомы
    Е) имеет хвостовой канал


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Доклеточные формы жизни изучает наука
    1) вирусология
    2) микология
    3) бактериология
    4) гистология


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирус СПИДа поражает в крови человека
    1) эритроциты
    2) тромбоциты
    3) лимфоциты
    4) кровяные пластинки


  1. Выберите три варианта. Вирусы, в отличие от бактерий
    1) имеют клеточную стенку
    2) адаптируются к среде
    3) состоят только из нуклеиновой кислоты и белка
    4) размножаются вегетативно
    5) не имеют собственного обмена веществ
    6) ведут только паразитический образ жизни


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Клетки каких организмов поражаются бактериофагом?
    1) лишайников
    2) грибов
    3) прокариот
    4) простейших


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирус иммунодефицита поражает в первую очередь
    1) эритроциты
    2) тромбоциты
    3) фагоциты
    4) лимфоциты


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. В какой среде вирус СПИДа, как правило, погибает
    1) в лимфе
    2) в грудном молоке
    3) в слюне
    4) на воздухе


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирусы обладают такими признаками живого, как
    1) питание
    2) рост
    3) обмен веществ
    4) наследственность


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Знания о вирусах не согласуются с положениями клеточной теории, так как они
    1) внутриклеточные паразиты
    2) не имеют оформленного ядра
    3) размножаются только в клетках других организмов
    4) не имеют клеточного строения


  1. Установите правильную последовательность стадий размножения ДНКсодержащих вирусов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
    1) выход вируса в окружающую среду
    2) синтез белка вируса в клетке
    3) внедрение ДНК в клетку
    4) синтез ДНК вируса в клетке
    5) прикрепление вируса к клетке


  1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий
    1) имеют неоформленное ядро
    2) размножаются только в других клетках
    3) не имеют мембранных органоидов
    4) осуществляют хемосинтез
    5) способны кристаллизоваться
    6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой


  1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Вирусы:
    1) не обладают собственным обменом веществ
    2) являются внутриклеточными паразитами
    3) способны размножаться только внутри животных клеток
    4) не содержат нуклеиновых кислот
    5) могут быть уничтожены применением антибиотиков
    6) не способны к самостоятельному синтезу белка


  1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий
    1) имеют клеточное строение
    2) имеют неоформленное ядро
    3) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой
    4) относятся к свободноживущим формам
    5) размножаются только в других клетках
    6) являются неклеточной формой жизни

15) Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен: 1) прокариоты, 2) вирусы.
А) клеточное строение тела
Б) наличие собственного обмена веществ
В) встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина
Г) состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
Д) размножение делением надвое
Е) способность к обратной транскрипции
16) Установите соответствие между характеристиками и природными объектами: 1) вирусы, 2) бактерии. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) только паразитический образ жизни
Б) способность к синтезу белковых молекул
В) образование спор для перенесения неблагоприятных условий среды
Г) отсутствие собственного обмена веществ
Д) наличие клеточной стенки
Е) деление клетки надвое


17) Установите соответствие между функциями и организмами, для которых они характерны. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) имеет оболочку из муреина
Б) является облигатным клеточным паразитом
В) способен к спорообразованию
Г) размножается бинарным делением
Д) состоит из ДНК или РНК и капсида
Е) способен кристаллизоваться


18) Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного природного объекта?
1) характерен хемотрофный тип питания
2) образован нуклеиновой кислотой и белками
3) ведет паразитический образ жизни
4) образует споры при неблагоприятных условиях среды
5) отсутствует собственный обмен веществ
6) образует симбиоз с бактериальной клеткой
Ответы :


  1. 121212

  2. 121221

  3. 1

  4. 3

  5. 356

  6. 3

  7. 4

  8. 4

  9. 4

  10. 4

  11. 53421

  12. 256

  13. 126

  14. 356

  15. 112212

  16. 122122

  17. 212211

  18. 235


перейти в каталог файлов

Тест Строение клетки

Задание 4 № 12482 Выберите органоиды клетки, содержащие наследственную информацию.

1) ядро 2) лизосомы 3) аппарат Гольджи 4) рибосомы 5) митохондрии 6) хлоропласты

Наследственная информация (ДНК) содержится в двумембранных органоидах: ядро, митохондрии, пластиды (хлоропласты).

Задание 4 № 12532 Выберите структуры, характерные только для растительной клетки.

1) митохондрии 2) хлоропласты 3) клеточная стенка 4) рибосомы 5) вакуоли с клеточным соком 6) аппарат Гольджи

Только у растений есть пластиды (хлоропаласты, лейкопласты, хромопласты). Только у растений есть крупная центральная вакуоль, которая занимает большую часть взрослой клетки (оболочка этой вакуоли называется тонопласт, а содержимое — клеточный сок). Только у животных нет клеточной стенки (плотной оболочки), у растений она есть из целлюлозы (клетчатки), а у грибов — из хитина. Митохондрии, рибосомы и аппарат Гольджи есть у всех эукариотических клеток.

Задание 4 № 12682 Вирусы, в отличие от бактерий,

1) имеют клеточную стенку 2) адаптируются к среде 3) состоят только из нуклеиновой кислоты и белка 4) размножаются вегетативно 5) не имеют собственного обмена веществ 6) ведут только паразитический образ жизни

Вирусы — облигатные паразиты, неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток. Вирусы, в отличие от бактерий: состоят только из нуклеиновой кислоты и белка; не имеют собственного обмена веществ; ведут только паразитический образ жизни.

Задание 4 № 14132 Сходное строение клеток растений и животных — доказательство

1) их родства 2) общности происхождения организмов всех царств 3) происхождения растений от животных 4) усложнения организмов в процессе эволюции 5) единства органического мира

6) многообразия организмов

Сходное строение клеток растений и животных — доказательство их родства, общности происхождения организмов всех царств, единства органического мира. Все живые организмы на Земле состоят из клеток, сходных по строению, химическому составу и функционированию. Это говорит о родстве (общем происхождении) всех живых организмов на Земле (о единстве органического мира).

Задание 4 № 14182 Какие функции выполняет комплекс Гольджи?

1) синтезирует органические вещества из неорганических 2) расщепляет биополимеры до мономеров 3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке 4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки 5) окисляет органические вещества до неорганических 6) участвует в образовании лизосом

Функции комплекса Гольджи: накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке; обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки; участвует в образовании лизосом. Синтезирует органические вещества из неорганических — функции хлоропластов. Расщепляет биополимеры до мономеров — функции лизосом. Окисляет органические вещества до неорганических — функции митохондрий.

Задание 4 № 16420Какие вещества входят в состав клеточной мембраны?

1) липиды 2) хлорофилл 3) РНК 4) углеводы 5) белки 6) ДНК

Задание 4 № 16470 В каких из перечисленных органоидов клетки происходят реакции матричного синтеза? 1) центриоли 2) лизосомы 3) аппарат Гольджи 4) рибосомы 5) митохондрии 6) хлоропласты

Задание 4 № 16671 Какие положения содержит клеточная теория?

1) Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки. 2) В половых клетках содержится гаплоидный набор хромосом. 3) Клетки сходны по химическому составу. 4) Клетка — единица развития всех организмов. 5) Клетки тканей всех растений и животных одинаковы по строению. 6) Все клетки содержат молекулы ДНК.

Задание К эукариотам относят 1) обыкновенную амёбу 2) дрожжи 3) малярийного паразита 4) холерный вибрион 5) кишечную палочку 6) вирус иммунодефицита человека

Задание 4 № 16821 Клетки прокариот отличаются от клеток эукариот 1) наличием нуклеоида в цитоплазме 2) наличием рибосом в цитоплазме 3) синтезом АТФ в митохондриях 4) присутствием эндоплазматической сети 5) отсутствием морфологически обособленного ядра 6) наличием впячиваний плазматической мембраны, выполняющих функцию мембранных органоидов

Задание 4 № 17477 Какие из перечисленных веществ можно обнаружить в митохондриях?

1) глюкоза 2) фосфолипиды 3) целлюлоза 4) ферменты гликолиза 5) ферменты цикла Кребса

Задание 4 № 17517 Какие из перечисленных веществ можно обнаружить в хлоропластах?

1) глюкоза 2) фосфолипиды 3) хлорофилл 4) ферменты цикла Кребса 5) целлюлоза 6) кофермент А

Задание 4 № 17803 Выберите признаки, отличающие грибы от растений.

1) химический состав клеточной стенки 2) неограниченный рост 3) неподвижность

4) способ питания 5) размножение спорами 6) наличие плодовых тел

Задание 4 № 17843 Какими особенностями, в отличие от животной и грибной, обладает растительная клетка? 1) образует целлюлозную клеточную стенку 2) включает рибосомы 3) обладает способностью многократно делиться 4) накапливает питательные вещества 5) содержит лейкопласты 6) не имеет центриолей

Задание 4 № 18291 Выберите три процесса, происходящие на молекулярно-генетическом уровне жизни. 1) репликация ДНК 2) образование первичной структуры белка 3) митоз 4) мейоз 5) транскрипция 6) кроссинговер

Задание 4 № 18383 Каковы особенности строения и функций митохондрий?

1) внутренняя мембрана образует граны 2) входят в состав ядра 3) синтезируют собственные белки 4) участвуют в окислении органических веществ 5) обеспечивают синтез глюкозы 6) являются местом синтеза АТФ

Задание 4 № 18441 Выберите особенности строения и функций хлоропластов

1) внутренние мембраны образуют кристы 2) многие реакции протекают в гранах 3) в них происходит синтез глюкозы 4) являются местом синтеза липидов 5) состоят из двух разных частиц 6) двумембранные органоиды

Задание 4 № 18964 Какие из перечисленных функций выполняет плазматическая мембрана клетки? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

1) участвует в синтезе липидов 2) осуществляет активный транспорт веществ 3) участвует в процессе фагоцитоза 4) участвует в процессе пиноцитоза 5) является местом синтеза мембранных белков 6) координирует процесс деления клетки

Задание 4 № 19004 Каковы особенности строения и функций рибосом? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания. 1) имеют одну мембрану 2) состоят из молекул ДНК 3) расщепляют органические вещества 4) состоят из большой и малой частиц 5) участвуют в процессе биосинтеза белка 6) состоят из РНК и белка

Задание 4 № 19044 Какие из перечисленных органоидов являются мембранными? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания. 1) лизосомы 2) центриоли 3) рибосомы 4) вакуоли 5) лейкопласты 6) микротрубочки

1) не делятся в течение жизни клетки 2) имеют собственный генетический материал 3) являются одномембранными 4) содержат ферменты окислительного фосфорилирования 5) имеют двойную мембрану

Задание 4 № 20637 Выберите два верных ответа из пяти. В каких структурах клетки эукариот локализованы молекулы ДНК? 1) цитоплазме 2) ядре 3) митохондриях 4) рибосомах 5) лизосомах

1) расщепляют биополимеры до мономеров

2) содержат соединённые между собой граны

3) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

4) окисляют органические вещества с образованием АТФ

5) имеют наружную и внутреннюю мембраны

1) биогенной миграции атомов

2) родстве организмов

3) происхождении растений и животных от общего предка

4) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад

5) сходном строении клеток всех организмов

1) внутренней среды, в которой расположены органоиды

2) синтеза глюкозы

3) взаимосвязи процессов обмена веществ

4) окисления органических веществ до неорганических

5) осуществления связи между органоидами клетки

1) расщеплении биополимеров до мономеров

2) расщеплении молекул глюкозы до пировиноградной кислоты

3) окислении пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

4) запасании энергии в молекулах АТФ

5) образовании воды при участии атмосферного кислорода

2) центральная вакуоль

3) эндоплазматическая сеть

5) аппарат Гольджи

1) плазматическая мембрана

2) эндоплазматическая сеть

1) наличие хлоропластов

2) наличие гликокаликса

3) способность к фотосинтезу

4) способность к фагоцитозу

5) способность к биосинтезу белка

1) формируют лизосомы

2) являются двумембранными

3) являются полуавтономными органоидами

4) участвуют в синтезе АТФ

5) образуют веретено деления

1) не делятся в течение жизни клетки

2) имеют собственный генетический материал

3) содержат ферменты окислительного фосфорилирования

4) имеют двойную мембрану

5) участвуют в синтезе АТФ


1) наличие ядрышка с хроматином

2) наличие целлюлозной клеточной оболочки

3) наличие митохондрий

4) прокариотическая клетка

5) способность к фагоцитозу


1) содержится в клетках растений и животных

2) характерен для прокариотических клеток

3) участвует в образовании лизосом

4) образует секреторные пузырьки

5) двумембранный органоид


1) одномембранный органоид

2) состоит из крист и хроматина

3) содержит кольцевую ДНК

4) синтезирует собственный белок

5) способен к делению


1) двумембранный органоид

2) синтезирует белки и липиды

3) формирует лизосомы

4) состоит из пузырьков, цистерн и мембранных мешочков

5) связан с эндоплазматической сетью


1) одномембранный органоид

2) содержит фрагменты рибосом

3) оболочка пронизана порами

4) содержит молекулы ДНК

5) содержит митохондрии


1) есть клеточная мембрана

2) клеточная стенка состоит из хитина

3) наследственный аппарат заключён в кольцевой хромосоме

4) запасное вещество — гликоген

5) клетка способна к фотосинтезу

На рисунке изображена клетка Грибная, для неё характерны: есть клеточная мембрана (мембрана есть у всех клеток); клеточная стенка состоит из хитина; запасное вещество — гликоген. Неверные утверждения: наследственный аппарат заключён в кольцевой хромосоме — на рисунке видно ядро; клетка способна к фотосинтезу — в клетке нет хлоропласт. Именно потому что у клетки есть оболочка, но не хлоропласт, и есть ядро, мы делаем вывод, что это грибная клетка.


1) есть клеточная мембрана

2) есть аппарат Гольджи

3) есть несколько линейных хромосом

4) есть рибосомы

5) есть клеточная стенка

На рисунке изображена клетка бактерии, для неё характерны: есть клеточная мембрана, есть рибосомы, есть клеточная стенка. Неверные утверждения: есть аппарат Гольджи — у Бактерий нет мембранных органоидов; есть несколько линейных хромосом — хромосома одна кольцевая.

Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?

1) генная инженерия

3) цитогенетический анализ

Строение, ультраструктура и функционирование клеточных органоидов исследуется в настоящее время с помощью следующих основных методов: световой и электронной, темнопольной, фазово-контрастной, поляризационной, люминесцентной микроскопии, используемых для изучения строения, ультраструктуры фиксированных клеток, и дифференциального центрифугирования, позволяющего выделять отдельные органоиды и анализировать их цитохимическими, биохимическими, биофизическими методами.

Источник: Банк заданий ФИПИ


1) осмотрофный способ питания

2) размножение путём продольного деления

3) наличие сократительной вакуоли

4) наличие разнообразных пластид

5) способность к фагоцитозу

На рисунке изображена Амеба, клетка у неё — "животная".

Подходит к описанию клеток животных:

2 ) размножение путём продольного деления

3) наличие сократительной вакуоли

5) способность к фагоцитозу

Не подходят варианты:

1) осмотрофный способ питания

4) наличие разнообразных пластид

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке органоида клетки.


1) состоит из мембранных мешочков, цистерн и пузырьков

2) осуществляет транспорт веществ во все части клетки

3) участвует в образовании пероксисом

4) участвует во встраивании белков в плазматическую мембрану

5) синтезирует липиды и белки

На рисунке изображен Комплекс (аппарат) Гольджи.

1) состоит из мембранных мешочков, цистерн и пузырьков

3) участвует в образовании пероксисом

4) участвует во встраивании белков в плазматическую мембрану

Нам нужно выбрать - "выпадающие"! Выбираем предложения:

2) осуществляет транспорт веществ во все части клетки — это работа эндоплазматической сети

5) синтезирует липиды и белки — это работа эндоплазматической сети — синтез белков, т.к. на шероховатой ЭПС находятся рибосомы.

1) только гетеротрофное питание

2) клеточная стенка из целлюлозы

4) две центриоли

5) крупная центральная вакуоль

Можно использовать для описания клеток покрытосеменных растений :

2) клеточная стенка из целлюлозы

5) крупная центральная вакуоль

Не подходят варианты:

1) только гетеротрофное питание

4) две центриоли

По условию просят указать в ответ "выпадающие" признаки, значит

Растения способны к гетеротрофному питанию, но т.к. в пункте 1) указано "только" гетеротрофное питание, значит его выбираем как неверный ответ.

1) переносят аминокислоты к рибосомам

2) участвуют в синтезе белков

3) не имеют двуцепочечных фрагментов

4) синтезируются в ходе транскрипции

5) содержат кодон в центральной петле

Можно использовать для описания молекул транспортных РНК:

1) переносят аминокислоты к рибосомам

2) участвуют в синтезе белков

4) синтезируются в ходе транскрипции (все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице)

Не подходят варианты:

3) не имеют двуцепочечных фрагментов

5) содержат кодон в центральной петле

5 пункт неверный, т.к. антикодон расположен в центральной (антикодоновой) петле тРНК.

1) аппарат Гольджи

2) гетеротрофное питание

4) кольцевая молекула ДНК в ядре

На рисунке животная клетка. Можно использовать для описания клетки животного:

1) аппарат Гольджи

2) гетеротрофное питание

Не подходят варианты:

4) кольцевая молекула ДНК в ядре

В ответ записываем "выпадающие"


4. клеточный центр

На рисунке изображена клетка бактерии: 1. мезосомы; 2. рибосомы; 3. нуклеоид

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции