В транспорте можно заразиться вирусом

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Коронавирус выявлен на всех континентах, кроме Антарктиды, и недавно впервые начал распространяться за пределами Китая быстрее, чем внутри страны.

В больших и густонаселенных городах перспектива вспышки - вполне реальная опасность.

Вот некоторые из приемов, которые делают жизнь в городе безопаснее.

Общественный транспорт

Общественный транспорт - идеальная среда для распространения вируса.

Вирусы передаются воздушно-капельным путем - через очень маленькие капли слюны, которые мы выбрасываем в воздух, когда чихаем или кашляем.

Согласно нескольким исследованиям, люди, которые пользуются общественным транспортом во время вспышек гриппа, заболевают в шесть раз чаще.

Именно поэтому власти во множестве стран от Южной Кореи до Ирана распоряжаются очищать поверхности в общественном транспорте - в поездах, автобусах и на остановках.

Толпы

Многолюдные события, например, спортивные, повышают угрозу заражения. Во многих странах их уже отменяют из-за коронавируса.

Из-за Covid-19 был отменен Гран-при "Формулы-1" в Шанхае.

Перенесли шесть футбольных матчей Азиатской лиги чемпионов - это затронуло расписание четырех иранских команд.

В Европе отложили матчи по регби и футболу, в которых должны были принимать участие итальянские команды.

Но самой серьезной отсрочкой может стать Олимпиада-2020 в Токио. Игры должны начаться 24 июля.

Пока отложили только марафон с олимпийским факелом, но МОК не исключает отмены игр, если вспышка коронавируса превратится в пандемию.

Коронавирус коснулся и нескольких религиозных мероприятий. Саудовская Аравия временно запретила въезд паломникам в Мекку и Медину.

Школы

Правительства по всему миру рекомендуют начальным и средним школам изменить режим работы с учетом вспышки коронавируса.

В Японии, Таиланде, Иране и Ираке школы и университеты временно закрылись из-за вируса.

В Британии и США правительство не рекомендует закрывать школы.

Родителям, недавно побывавшим с детьми в странах, где коронавирус широко распространился, рекомендуется в течение двух недель не выходить из дома и не отправлять детей в школу.

Офисы

Коронавирус влияет на работу компаний в наиболее технологически развитых странах и регионах.

В Сан-Диего и Сан-Франциско было объявлено чрезвычайное положение - офисным работникам рекомендуют не здороваться за руку с посетителями офисов.

Центр по предотвращению и контролю над заболеваниями в США рекомендовал компаниям мотивировать сотрудников на удаленную работу, особенно если у них температура или симптомы респираторной инфекции.

Информирование

Люди должны понимать важность простых процедур, таких как правильное мытье рук - это очень важно для эффективной борьбы с коронавирусом, говорят сотрудники здравоохранительных служб США.


Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует:

  • регулярно мыть руки
  • прикрывать рот и нос, чихая или кашляя
  • избегать контакта с людьми, проявляющими симптомы ОРВИ
  • а также с дикими или сельскохозяйственными животными

Больницы

Вакцины от коронавируса 2019-NCoV пока нет. Основная задача больниц - борьба с осложнениями инфекции.

Медучреждениям советуют изолировать пациентов и удостовериться, что персонал носит защитную одежду.

Власти в США и Британии считают, что если масштабы вспышки будут расти, мест в больницах будет не хватать.

Изоляция

В Британии граждан, приехавших из зараженных регионов, просят самоизолироваться.

Китайский город Ухань, эпицентр вспышки, остается в изоляции, как и некоторые районы Северной Италии.

Эксперты, впрочем, считают, что когда коронавирус распространится по всему миру, подобные меры утратят эффективность.

К тому же не везде их можно осуществить.

"Очень немногие страны способны заблокировать целый город, как это сделал Китай", - написал недавно в "Твиттере" директор центра здравоохранения Джонса-Хопкинса Том Инглсби.

"Такие блокировки всегда связаны с опасностью разделения семей, с тем, что до людей могут перестать доходить лекарства, а также продовольствие и самые необходимые вещи".

"Они могут мешать передвижению врачей, медсестер и припасов между больницами, как уже происходило в Китае", - написал он.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

По мере того, как коронавирус продолжает распространяться по миру, правительства ряда стран приняли меры по ограничению передвижения, да и сами люди стали избегать долгих поездок.

Но в самом ли деле так опасно пользоваться самолетами, поездами, отправляться в круизы и просто ездить на общественном транспорте?

Поезда и автобусы

Пока что нет прямых указаний на то, как распространяется новый коронавирус, однако похожие инфекции передаются воздушно-капельным путем, когда больные чихают или кашляют, или же вирус можно подцепить с зараженной поверхности.

Судя по всему, коронавирус не витает в воздухе, как обычный вирус гриппа, так что для заражения нужен более тесный контакт. В памятке британской системы здравоохранения тесный контакт определяется как дистанция менее чем в два метра от зараженного на протяжении не менее 15 минут.

Поэтому потенциальный риск заражения в поезде или автобусе зависит от того, насколько они заполнены пассажирами. А это зависит от времени поездки, маршрута и региона.

К примеру, проводившиеся ранее исследования указывают на то, что в лондонском метро, которое часто переполнено людьми, у вас заметно повышается шанс заразиться респираторным заболеванием.

Однако если вы едете не в час пик и вашем вагоне или автобусе мало пассажиров, риск, соответственно, тоже понижается. Значение имеет и тот факт, как хорошо проветривается салон, как хорошо его вымыли уборщики и как долго вы едете.

"Важно сводить к минимуму контакты с потенциально заразными пассажирами и поверхностями, - говорит доктор Лара Госе из Института глобального здравоохранения. - Так что старайтесь избегать поездок в час-пик".

В свою очередь, британские власти пока не советуют населению отказываться от общественного транспорта.

Дэвид Набарро, специальный советник по вопросам коронавируса при Всемирной организации здравоохранения, заявил Би-би-си, что вопрос о степени безопасности общественного транспорта еще недостаточно изучен, однако имеющиеся данные указывают, что "мимолетные контакты", подобные тем, что возникают между попутчиками в транспорте, не являются "самым важным источником передачи" вируса.

Самолеты

Распространено мнение, что в самолете легче подцепить заразу, потому что пассажиры дышат "затхлым" воздухом.

На самом же деле воздух в самолете может быть чище, чем в вашем офисе, и уж точно чище, чем в поезде или автобусе.

И хотя в самолете плотность пассажиров как правило выше, воздух там обновляется чаще.

По оценке профессора Университета Пердью Цинъянь Чэня, изучавшего качество воздуха в различных транспортных средствах, воздух в самолете полностью меняется каждые две-три минуты, в то время как в зданиях с кондиционером это происходит каждые 10-12 минут.

Это происходит потому, что в самолетах стоят так называемые пылевые воздушные фильтры высокой эффективности (Hepa). Они способны улавливать куда более мелкие частицы, чем обычные фильтры, которыми оснащены системы кондиционирования воздуха, в том числе и вирусы.

Эти фильтры затягивают забортный воздух и смешивают его с воздухом салона самолета, так что в любой момент времени воздух в салоне наполовину свежий. В то же время обычные системы кондиционирования в интересах экономии лишь рециркулируют старый воздух.

Помимо вдыхания микрокапель с вирусом, попавших в воздух при чихании и кашле, заразиться коронавирусом можно в результате прикосновения к инфицированной поверхности, будь то человеческая рука или дверная ручка.

Еще в 2018 году Вики Герцберг из Университета Эмори в Атланте взяла образцы с поверхностей в салонах самолетов, совершающих межконтинентальные рейсы, и выяснила, что "они выглядят так, словно были взяты в вашей гостиной". Иными словами, разницы между самолетами и иными видами транспорта или сооружениями практически нет.

Впрочем, в случае с рисками, которые представляет транспорт, не стоит обобщать, поскольку существует множество факторов, эти риски понижающих или повышающих.

К примеру, пассажиры дальних рейсов могут больше передвигаться по салону самолета, и если они больны, риск заражения заметно увеличивается.

В памятке ВОЗ говорится, что самыми опасными являются два ряда сидений впереди, сзади и сбоку от зараженного пассажира.

При этом во время эпидемии тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) в 2003 году 45% заразившихся в одном из самолетов, где летел инфицированный пассажир, сидели за пределами этой опасной зоны.

Здесь, как и в других случаях, применим стандартный совет: чаще мойте руки, дезинфицируйте поверхности и чихайте и кашляйте в одноразовый платочек.

Самым опасным аспектом путешествий по воздуху остается то, что самолет может быстро доставить потенциально заразных людей в любую точку мира.

Круизные лайнеры

Круизные теплоходы попали в центр внимания после того, как в феврале в Японии были посажены в карантин все пассажиры лайнера "Даймонд принцесс".

Другой лайнер, "Гранд принцесс", был задержан у берегов Калифорнии, и десятки из 3500 пассажиров были проверены на наличие вируса.

На таких кораблях, в отличие от самолетов, множество людей контактируют в течение долгого времени в весьма ограниченном пространстве.

И, по словам профессора Чэня, "на круизных теплоходах практикуется смешивание находящегося внутри и забортного воздуха в системах кондиционирования в интересах экономии энергии.

"Но проблема заключается в том, что такие системы не способны отфильтровывать частицы размером менее 5 тыс. нанометров, - поясняет ученый, - а во время вспышки SARS в 2003 году вирусы не превышали в диаметре 120 нанометров и могли свободно путешествовать по всему судну через систему кондиционирования воздуха".

По мнению профессора Чэня, на круизных лайнерах можно было бы снизить риски заражения, если бы использовали забортный воздух, а не экономили с помощью его рециркуляции.

Опаснее всего пригородные поезда и переполненные автобусы

Коронавирус медленно, но верно проникает на территорию России. Правительство вводит ограничительные меры, однако общественный транспорт до сих пор работает без изменений. Daily Storm совместно с доцентом кафедры теории вероятностей и прикладной математики МТУСИ Еленой Скородумовой выяснил, где вероятность заразиться коронавирусом выше всего. Мы вычислили среднюю вероятность оказаться в зоне поражения, рассмотрев шесть типов московского транспорта.

Мэр Москвы Сергей Собянин 16 марта сообщил в своем блоге о введении в городе дополнительных ограничений. В том числе запрета на проведение любых досуговых мероприятий с числом участников более 50 человек единовременно в зданиях, строениях и сооружениях. В новых поправках к указу мэра Москвы также говорится о временной отмене продажи билетов водителями в салонах транспортных средств. Эта мера должна снизить риски заражения людей, управляющих общественным транспортом. Стоит отметить, что общественный транспорт является одним из самых опасных мест с точки зрения возможности инфицирования коронавирусом. На данный момент в Москве не введено никаких ограничений на допустимое число пассажиров в транспортных средствах.




В начале марта китайские эпидемиологи опубликовали исследование о коронавирусе, основанное на локальном случае вспышки заболевания 22 января в провинции Хунань. Согласно результатам исследования, вирус может перемещаться на расстояние до 4,5 метра. Эпидемиологи проанализировали случай распространения коронавируса в автобусе, в котором ехал инфицированный пассажир. В полностью закрытом салоне он сел во втором ряду сзади.

На момент поездки пассажир уже чувствовал у себя симптомы болезни, но это происходило до официального объявления национальной эпидемии. Инфицированный китаец не носил маску, ровно как и большинство других пассажиров. В итоге он заразил семерых людей в разных частях салона, в том числе пару, сидевшую в шести рядах от него (4,5 метра). Инфицированный пассажир на протяжении всей поездки не вставал с кресла и никак не взаимодействовал с другими людьми.

После того как разносчик болезни вышел из автобуса, он пересел в микроавтобус. В итоге он заразил еще двух пассажиров этого транспортного средства. Один из пострадавших также сидел на расстоянии 4,5 метра от инфицированного китайца.

Основываясь на китайском исследовании, мы проверили различные виды общественного транспорта Москвы и области на предмет опасности заражения коронавирусом — выяснили, где переносчик вируса способен причинить максимальный ущерб окружающим.

Для этого консультант Daily Storm, доцент кафедры теории вероятностей и прикладной математики МТУСИ Елена Скородумова построила математическую модель.

Мы использовали эту модель на шести видах общественного транспорта — маршрутке, автобусе, трамвае, электричке, МЦК и метро. И рассматривали два периода: час пик, когда заполнены и сидячие, и стоячие места, и период затишья — когда народу меньше и стоящих пассажиров нет.

С помощью выстроенной модели Елена Скородумова подсчитала, в каком виде транспорта наибольшее количество людей с наибольшей долей вероятности окажется в зоне поражения — в радиусе 4,5 метра от зараженного.

Маршрутка в случае наличия в ней зараженного пассажира превращается в зону заражения полностью. Все пассажиры с вероятностью 1 (максимальной) находятся в опасности. Если вирус будет распространяться с той же эффективностью, что и в китайском автобусе, то около четверти пассажиров в зоне поражения станут носителями COVID-19.

Автобусы по схеме распространения вируса очень похожи на маршрутки. Пассажиров в них передвигается относительно немного, но почти все они попадают в зону риска. Вероятность оказаться на опасном расстоянии от носителя — 69,75%. Вероятность того, что хотя бы один человек окажется в опасной зоне, почти максимальна. В час затишья в автобусе находятся 44 человека. В среднем число людей, которые могут находиться в опасной зоне, — 31, при этом с вероятностью, близкой к единице, можно утверждать, что в опасной зоне окажутся не менее 25 человек. В час пик количество людей — 88. Среднее число пассажиров в зоне заражения — 62. Как и в маршрутке, реальные шансы заразиться есть у каждого четвертого человека, оставшегося в этой зоне. Эта вероятность точно так же работает и с другими видами транспорта, поэтому постоянно напоминать вам о ней не будем.

Трамвай — один из самых безопасных видов транспорта из-за не слишком плотной компоновки: места много, а людей мало. Тем не менее вероятность, что хотя бы один человек окажется в зоне заражения и в случае относительно свободного трамвая, и в случае забитого, — около 1 с высокой степенью точности. В час затишья, когда в салоне находятся 56 человек, среднее их количество в зоне заражения — 18. В час пик с 155 пассажирами в трамвае 49 из них могут оказаться инфицированными одним переносчиком.

Электричка — один из самых опасных с точки зрения карантина видов транспорта: рядом с носителем вируса в вагоне пригородного поезда окажется много потенциальных жертв в любое время суток. В час затишья в электричке 116 человек, в час пик — 260. Среднее число пассажиров, находящихся в зоне заражения в электричке в относительно разгруженные часы, — 42, в забитой — 95.

Справка

Алгоритм вычисления среднего числа пассажиров, находящихся в опасной зоне. Рассмотрим на примере автобуса ЛИАЗ.

Сначала рассмотрим час затишья. В автобусе 44 человека. Вероятность, что хотя бы один человек окажется в зоне, рассчитаем по интегральной формуле Муавра-Лапласа. Получим 1 с точностью до 10 в степени (-23). Далее начинаем наращивать количество людей и рассчитываем вероятности (далее таблица, в которой первый столбец - больше какого числа людей, второй - вероятность):

Наиболее вероятное число людей в зоне очага - 31.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Об этих простых правилах мы часто забываем. И зря.

Одевайтесь по погоде

Легко одеваться в мороз только потому, что остановка рядом с домом, — плохая идея. Даже если большую часть времени вы проводите в транспорте.

Никогда не знаешь, что ждёт в приближающейся маршрутке: духота и давка или сырой пол и открытые окна. Вы можете выйти оттуда как взмокшим, так и абсолютно замёрзшим, что, по некоторым данным What’s the link between cold weather and the common cold? , увеличивает риск подхватить вирусную инфекцию.

Оградите себя от больных

Полностью обезопасить себя в транспорте невозможно. Но можно уменьшить риски. Причём уйти в другой конец салона не так эффективно One sneeze, 150 colds for commuters , как просто отвернуться и на несколько секунд задержать дыхание, когда кто-то чихнул или зашёлся кашлем.

Вирусы и бактерии моментально разлетаются по всему салону, но быстро оседают. Важно уберечь слизистые носа, глаз и рта, пока инфекция ещё в воздухе.

По той же причине не стремитесь забиться в хвост: по законам физики потоки воздуха вместе с вирусами в конце концов направляются именно туда. У дверей же постоянный сквозняк может вызвать переохлаждение. Поэтому места в середине безопаснее всего.

Меньше прикасайтесь к окружающим предметам

Постарайтесь ехать сидя, чтобы меньше держаться за поручни. Именно на них оседают вирусы и бактерии, разлетевшиеся по воздуху после чихания и кашля других пассажиров.

По возможности оплачивайте проезд электронной картой, если не хотите волноваться о том, сколько разных микробов Paper money and coins as potential vectors of transmissible disease живёт на купюрах и монетах. Карта не только удобнее наличных, но и безопаснее.

Не трогайте лицо и волосы до тех пор, пока не помоете руки или не воспользуетесь антисептиком.

Да, обувь по возвращении домой тоже надо вымыть тёплой водой с мылом. Осевшей инфекции на ней, скорее всего, больше, чем на каком-либо другом элементе вашего гардероба.

Не надейтесь на медицинскую маску

К медицинским маскам у современных медиков отношение неоднозначное. Эксперты американских центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), например, рекомендуют Interim Guidance for the Use of Masks to Control Seasonal Influenza Virus Transmission носить их только тем, кто уже простыл и чихает и кашляет — чтобы защитить от инфекции окружающих. Специалисты Всемирной организации здравоохранения добавляют Coronavirus disease (COVID-19) advice for the public: When and how to use masks : маска может пригодиться также тем, кто ухаживает за человеком, заболевшим ОРВИ, то есть находится с ним в регулярном и близком контакте.

В других случаях использование масок не слишком эффективно. Однако они защитят вас от попыток случайно коснуться грязными руками носа или рта.

Надевать или нет — решайте сами. Только учтите, что маску необходимо заменить на новую, как только она станет влажной от дыхания (как правило, на это уходит 2–3 часа).

Не ешьте и не пейте в транспорте

Иначе вы проложите прямой путь бактериям в ваш организм. Потерпите до дома или офиса, где можно помыть руки. Да и есть в общественном транспорте как минимум неприлично.

Выбирайте наземный транспорт

Метро не лучшее средство передвижения в период эпидемии The role of subway travel in an influenza epidemic: a New York City simulation. . Хотя в новых вагонах уже есть Поезда московского метро для профилактики гриппа и ОРВИ будут обрабатывать ультрафиолетом система обеззараживания, в подземке в целом более влажный и спёртый воздух. В таких условиях возбудители болезней прекрасно множатся и легко поражают организмы огромного количества людей, собравшихся в метро.

Избегайте скопления людей

Пропустите переполненную маршрутку и дождитесь следующей. Выберите просторный трамвай или автобус, пусть и в ущерб скорости. Чем меньше вы контактируете с посторонними людьми, тем ниже шанс подхватить болезнь.

Ну а если расстояние позволяет, старайтесь ходить пешком. Хотя бы во время эпидемий — убережёте себя от инфекций. К тому же пешие прогулки полезны сами по себе.

Пассажир автобуса в Китае умер от хантавируса: что это за новая напасть? Отвечает вирусолог

Китайский Ухань во время эпидемии. Фото: Reuters


  • — Хантавирус — это какая-то новая напасть, которой надо ждать и нам?

    — Эпидемической опасности этот вирус для человека не представляет. Он не передается от человека к человеку. Хантавирусы, в основном, передаются между животными.

    — Но люди все-таки страдают от этой инфекции.

    — Да, человеку от животного она передается. И в России есть актуальное инфекционное заболевание, называется хантавирусная геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Очаги имеются в Татарии, Башкирии, на Южном Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. За пределами России вспышки были в Южной Корее, Китае, США, в Европе. Переносчики вируса — мыши, рыжие полевки, люди могут заразиться от них.

    — Почему именно эти регионы России?

    — Полевки живут в разных регионах, но я не знаю, чтобы подобные случаи были, например, под Москвой. Вот возникают такие природные очаги. Вероятно, там животные бессимптомно переносят хантавирусную инфекцию, и заражение может сохраняться надолго.

    — Это тяжелое заболевание? Как оно протекает?

    — Симптомы — лихорадка, мышечные боли, кровоизлияния, заболевание почек. Болезнь довольно тяжелая, человека укладывает на месяцы. Точные цифры смертности я вам сейчас не назову, но это около 10 процентов. Главное, повторю, болезнь нельзя считать эпидемически опасной, потому что от человека к человеку она не передается. То есть болезнь тяжелая, но не эпидемическая.

    — Ровно это еще недавно говорили про коронавирус. Мог ли хантавирус тоже мутировать и научиться передаваться между людьми?


    Частично закрытый салон автобуса в итальянском Бари во время пандемии коронавируса. Фото: Reuters

    — У нас сейчас совершенно нет оснований об этом говорить. Мы знаем, что умер один человек. Точнее, мы знаем, что он был заражен этим вирусом — и умер. Причем умер в транспорте. Это значит, что он не так уж плохо себя чувствовал, раз мог ехать. Вполне может быть, что умер он от чего-то совсем другого. Но — да, был при этом заражен вирусом. Кстати, мы не знаем, о каком хантавирусе идет речь, их около 50 видов, и заражают они разных животных — летучих мышей, кротов, землероек, полевок.

    — Человек, умерший в китайском автобусе, мог не болеть, а быть только носителем, не таким опасным для других людей?

    — В любом случае, оснований поднимать волну из-за этого эпизода нет ни малейших. Поверьте, волны, которую подняли в мире по поводу коронавируса, вполне достаточно. Мне кажется, о хантавирусе и писать незачем. Новость кажется значительной только на фоне пандемии коронавируса. Это пойдет распространяться как фейк.

    — Так уже пошло. Если это фейк, давайте его разоблачим. Пугает людей именно вероятность мутации и именно на фоне коронавируса. О ней можно узнать только эмпирически?

    — Конечно! Только эмпирическим путем, другого нет.

    — Еще пугает, что опять в Китае. Почему эпидемии к нам идут из Китая?

    — Возможно, это связано с плотностью населения и с его привычками. Но хантавирус характерен не только для Китая. Довольно большая вспышка хантавирусных инфекций была и в Соединенных Штатах. И у нас в регионах, которые я вам назвал, ежегодно фиксируются тысячи случаев хантавирусной инфекции. Носителями во всех случаях выступают животные, а не люди.

    Читайте также


    — Как именно мышь передает болезнь человеку? Она должна его укусить? Или достаточно, чтоб рядом пробежала?

    — Человек может просто копнуть сухую траву, в которой жили мышки и оставили свои, например, фекалии или особенно мочу. Переворошить сено — и вдохнуть вирус. Заражение происходит при дыхании, с пылью. Или контактным путем: потрогали какие-то следы, оставленные животным, любые помеченные зверьком материалы, и потянули руки к лицу.

    Заболевают чаще всего люди, которые как-то соприкасаются с лесом.

    Я говорю сейчас именно о геморрагической лихорадке с почечным синдромом, а хантавирусы есть разные. Тот, о котором мы говорим, самый неприятный из известных, хотя и не самый тяжелый. Другие его разновидности вызывают кардиопульмональный синдром, и вот в этих случаях смертность достигает 50 процентов. Но эта болезнь характерна для Южной Америки и южных штатов США. Главное, что я хочу еще и еще раз повторить: хантавирусы нельзя считать эпидемически опасными, потому что они, в основном, не передаются от человека к человеку.


    Реконструированная учеными модель коронавируса. Фото: Reuters

    — В основном? То есть все-таки могут?

    — Почему бы хантавирусу не мутировать, как это сделал коронавирус?

    — Вирусы-то, конечно, мутируют как хотят, нас не спрашивают. Однако с коронавирусами человечество живет очень давно, а такое изменение с ним произошло только сейчас. Это редкое эволюционное событие. У нас нет никаких оснований полагать, что с хантавирусом произойдет то же самое. Это маловероятно. Хотя, признаю, не исключено. Хорошо известная нам всем история — ВИЧ, который распространен среди людей. По-видимому, известный вирус произошел от вируса иммунодефицита обезьян. Поэтому мутация маловероятна, но абсолютно исключить ее нельзя.

    — Вот видите.

    — Да, но это чрезвычайно редкое явление. И то, что у человека, который по какой-то не известной нам причине умер в автобусе, обнаружен хантавирус, ни о чем не говорит. Это совершенно не означает, что над нами нависла угроза.

    А знакомы мы с ним достаточно хорошо. Известно, например, что он очень заразен. В конце 1950 годов, если я правильно помню, был случай, когда в виварий, где работали с этой болезнью, завезли зараженных полевок. И заболели лабораторные работники, даже те, кто проходил мимо открытой двери вивария.


    На уличном рынке еды в Китае, оправляющемся от эпидемии коронавируса. Фото: Reuters

    — Если хантавирус хорошо знаком, то, может быть, и вакцина есть?

    — Вакцина против геморрагической лихорадки с почечным синдромом есть, она разработана в Научном центре исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени Чумакова, в хантавирусной лаборатории.

    — Если вирус мутирует так, что начнет передаваться от человека к человеку, эта вакцина будет эффективна?

    — Если вирус не изменит своих антигенных свойств, то эффективна она будет. Но я уже говорил вам, что существуют разные виды и разные серотипы хантавируса. Какой серотип будет у гипотетического вируса, о котором вы говорите, неизвестно.

    — А нет ли необходимости сейчас всем быстро привиться на всякий случай от хантавируса?

    — Ну что вы! Абсолютно нет. Есть деревни, расположенные среди лесов, люди там довольно тесно взаимодействуют с лесом. Там возникают случаи заболевания. Вот их жителей — охотников, лесников — есть смысл вакцинировать.

    — Обычные домовые мыши могут передавать хантавирус?

    — Нет-нет, домашние мыши — хорошие животные. Они могут передать лимфоцитарный хориоменингит, но это не такая страшная болезнь.

    Миллионы людей ежегодно заболевают гриппом и другими острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ или, как говорят в народе - ОРЗ). От этих инфекций страдает до 80% населения ежегодно. Наиболее тяжелые формы гриппа и ОРЗ наблюдаются, в первую очередь, у стариков и детей до года. Данные инфекции наносят огромный ущерб здоровью населения и иногда приводят к серьезным осложнениям. От гриппа и сопутствующих ему осложнений ежегодно умирают сотни людей.

    Вследствие высокого уровня изменчивости антигенной структуры у циркулирующих вирусов иммунитет к вирусам, которые циркулируют в текущем году, может оказаться неэффективным против вирусов, которые начнут циркулировать в следующем. Ежегодные эпидемические вспышки гриппа объясняются именно высоким уровнем изменчивости вируса.

    Пути передачи инфекции

    Во время чихания, так же как и при кашле, изо рта больного человека вылетают мельчайшие частицы слюны и мокроты, в которых вирусы содержатся в огромных количествах. Поэтому основной механизм передачи гриппа и ОРВИ так и называется — воздушно-капельный. Другой механизм передачи респираторной инфекции — контактный. Он долгое время оставался недоказанным и менее очевидным, чем воздушно-капельный. Тем не менее, он играет не меньшую, а возможно, и бóльшую роль в распространении простудных заболеваний. Происходит это так. Как правило, чихающий или кашляющий человек прикрывает рот рукой, надеясь предотвратить распространение инфекции воздушно-капельным путём. При этом он и не подозревает, насколько упрощает передачу своей инфекции контактным путём. Дело в том, что вся колоссальная масса микробов, которая должна была выйти в открытое пространство, оседает на руке чихающего или кашляющего человека. Который благополучно разносит её по предметам обихода, в том числе и тем, к которым прикасаются другие люди. Либо разносит её по рукам друзей, коллег и знакомых при рукопожатиях. Тем, в свою очередь, остаётся лишь прикоснуться своей рукой ко рту, носу, либо протереть глаза, которые также выстланы восприимчивой к ОРВИ слизистой, и сложный воздушно-капельный путь передачи сокращается для вируса по времени и сложности в десятки раз. Вот почему важно мыть руки и избегать прикосновений рук к собственному лицу при вспышках респираторных инфекций.

    К этому стоит добавить, что возбудители ОРВИ достаточно устойчивы во внешней среде. Так, вирус гриппа может сохранять жизнеспособность вне организма до 3-х недель. Поэтому заражение может происходить даже спустя значительное время после контакта больного человека с предметами домашнего обихода, детскими игрушками, посудой, ручками дверей общественных заведений и проч. С другой стороны, для успешного внедрения вируса в организм важен ещё один фактор — количество вирусных частиц, попадающих в организм. Чем оно меньше, тем меньше вероятность того, что защитные барьеры организма будут преодолены и возникнет заболевание. Высокая концентрация вирусов может сохраняться в закрытых помещениях, особенно с большими скоплениями людей: офисах, школах, детских садах, общественном транспорте, магазинах. Напротив, на открытом воздухе встретить достаточное для заражения количество микробных частиц практически невозможно. Поэтому, вопреки распространённому мнению, даже во время сезонной вспышки ОРВИ, гулять на открытом воздухе совершенно не опасно. Гораздо большее значение имеет, на каком транспорте вы добираетесь до места прогулки или работы.

    Признаки заболевания, принципы лечения

    После того, как возбудитель попал в организм, необходимо время, чтобы он преодолел защитные барьеры организма и начал размножаться в достаточном количестве, оказывая своё воздействие на организм. Это время называется инкубационным периодом. Для ОРВИ длительность инкубационного периода составляет от нескольких часов до 3-х суток, в среднем 2 суток и зависит от агрессивности вируса, количества вирусных частиц и состояния защитных сил дыхательной системы.

    Далее начинает постепенно развиваться клиническая картина ОРВИ. Её можно разделить на 2 синдрома — катаральный и интоксикационный. Катаральный синдром является результатом поражения слизистых оболочек и проявляется так: сухость, першение и боль в горле, кашель, заложенность носа, чихание, изменение голоса, покраснение конъюнктивы, слезотечение, иногда — светобоязнь.

    Интоксикационный синдром, как правило, появляется позже катарального и исчезает раньше него, но тем не менее является более тяжёлым. Размножение вирусов внутри клеток сопровождается образованием опасных для человека токсинов. Разрушение зараженных клеток ведёт к попаданию этих веществ в кровь, которые и вызывают картину интоксикационного синдрома. Он проявляется: повышением температуры, ознобом, болью в суставах и мышцах, в более тяжёлых случаях — тошнотой, рвотой и потерей сознания.

    Для вирусных инфекций дыхательных путей характерны светлые, прозрачные выделения с небольшой вязкостью (специалисты называют их серозными). К концу заболевания они могут становиться желтоватыми. Если же выделения из носа или бронхов становятся густыми, количество их резко увеличивается, а цвет становится тёмно-желтым, это может говорить о присоединении бактериальной инфекции.

    Несмотря на большое разнообразие симптомов, для большинства людей ОРВИ, в том числе и грипп, является нетяжёлым заболеванием. Опасность они представляют для людей, имеющих тяжёлые сопутствующие заболевания: сахарный диабет, сердечную недостаточность, хроническую почечную недостаточность, туберкулёз и другие.

    Любая инфекция является конфликтом между организмом человека и патогенным возбудителем. Каждый такой конфликт при этом требует к себе самого пристального внимания. Обращение к врачу является обязательным, оно поможет своевременно постановить диагноз и определить адекватное лечение. Антибиотики, успешно излечивающие от бактериальных инфекций, неэффективны для лечения ОРВИ. Они имеют совершенно другие механизмы действия, которые никак не могут влиять на вирусы. Единственным случаем, когда оправдано применение антибиотиков, является присоединение ещё и бактериальной инфекции. Врачом назначаются противовирусные препараты, которых в настоящее время разработано множество и подбираются они индивидуально. Возможно назначение витаминов, дезинтоксикационной и симптоматической терапии.

    Профилактика

    Для предотвращения распространения инфекции следует по возможности оградить больного от контактов с окружающими. Для того, чтобы уменьшить выделение вирусов при чихании, можно использовать маску, надевая её на больного. Для того, чтобы маска выполняла свою защитную функцию, необходимо, чтобы она закрывала и рот, и нос. Только в этом случае она будет задерживать капельки жидкости, вылетающие при чихании, разговоре и кашле.

    Вопреки распространённому мнению, маска, надетая на здорового человека, не выполняет роль фильтра, задерживающего вирусы (для этого она недостаточно герметична), а предотвращает случайный контакт рук человека со ртом и носом, снижая риск контактного пути передачи инфекции.

    Проветривание помещений снизит концентрацию вируса в замкнутых пространствах. Индивидуально следует избегать рукопожатий, сократить до минимума пребывание в общественном транспорте и в местах больших скоплений людей. Как можно чаще мыть руки. Избегать касания руками глаз, носа и рта.

    Помните! Любое вирусное заболевание, перенесённое "на ногах" может плохо отразиться на вашем здоровье в будущем. В любом случае, при первых признаках заболевания необходимо вызывть врача на дом и получить рекомендации специалиста относительно стратегии лечения. Помните о том, что любое самолечение может привести к нежелательным последствиям и осложнениям.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции