Таблица отличий прокариот эукариот и вирусов микробиология

Однако это далеко не единственное и возможно не главное отличие прокариотических организмов от эукариот. В клетках прокариот вообще нет мембранных органоидов (за редким исключением) — митохондрий, хлоропластов, комплекса Гольджи, эндоплазматической сети, лизосом. Их функции выполняют выросты (впячивания) клеточной мембраны, на которых располагаются различные пигменты и ферменты, обеспечивающие процессы жизнедеятельности.

У прокариот нет характерных для эукариот хромосом. Их основной генетический материал — это нуклеоид, обычно имеющий форму кольца. В эукариотических клетках хромосомы представляют собой комплексы ДНК и белков-гистонов (играют важную роль в упаковке ДНК). Эти химические комплексы называются хроматином. Нуклеоид прокариот не содержит гистонов, а форму ему придают связанные с ним молекулы РНК.

Хромосомы эукариот находятся в ядре. У прокариот нуклеоид находится в цитоплазме и обычно крепится в одном месте к мембране клетки.

Кроме нуклеоида в прокариотических клетках бывает разное количество плазмид — нуклеоидов существенно меньшего размера, чем основной.

Количество генов в нуклеоиде прокариот на порядок меньше, чем в хромосомах. У эукариот есть множество генов, выполняющих регуляторную функцию по отношению к другим генам. Это дает возможность эукариотическим клеткам многоклеточного организма, содержащим одну и ту же генетическую информацию, специализироваться; изменяя свой метаболизм, более гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Отличается и структура генов. У прокариот гены в ДНК располагаются группами — оперонами. Каждый оперон транскрибируется как единое целое.

Рибосомы прокариот меньше (коэффициент седиментации 70S), чем у эукариот (80S). Отличается количество белков и молекул РНК в составе субъединиц рибосом. Следует отметить, что рибосомы (а также генетический материал) митохондрий и хлоропластов схожи с прокариотами, что может говорить об их происхождении от древних прокариотических организмов, оказавшихся внутри клетки-хозяина.

Прокариоты отличаются обычно более сложным строением своих оболочек. Кроме цитоплазматической мембраны и клеточной стенки у них также имеется капсула и другие образования, в зависимости от типа прокариотического организма. Клеточная стенка выполняет опорную функцию и препятствует проникновению вредных веществ. В состав клеточной стенки бактерий входит муреин (гликопептид). Среди эукариот клеточная стенка есть у растений (ее основной компонент — целлюлоза), у грибов — хитин.

Прокариотические клетки делятся бинарным делением. У них нет сложных процессов клеточного деления (митоза и мейоза), характерных для эукариот. Хотя перед делением нуклеоид удваивается, так же как хроматин в хромосомах. В жизненном цикле эукариот наблюдается чередование диплоидной и гаплоидной фаз. При этом обычно преобладает диплоидная фаза. В отличие от них у прокариот такого нет.

Для всего многообразия прокариотических организмов характерно большее, по сравнению с эукариотами, количество способов метаболизма. Среди прокариот есть не только фотосинтетики, но и хемосинтетики (синтез органики без участия солнечной энергии, а за счет энергии, выделяемой при различных химических реакциях). Кроме аэробного дыхания нередко встречается анаэробное (когда кислород не участвует в окислении органики). Анаэробные эукариоты — огромная редкость (например, у некоторых паразитических червей нет кислородного дыхания).

Клетки эукариот различны по размерам, но в любом случае существенно крупнее прокариотических (в десятки раз).

В целом отличие прокариот от эукариот заключается в однозначно более сложном строении последних. Считается, что клетки прокариотического типа возникли путем абиогенеза (длительной химической эволюции в условиях ранней Земли). Эукариоты появились позже от прокариотов, путем их объединения (симбиотическая, а также химерная гипотезы) или эволюции отдельно взятых представителей (инвагинационная гипотеза). Сложность клеток эукариот позволила им организовать многоклеточный организм, в процессе эволюции обеспечить все основное разнообразие жизни на Земле.

Разделы: Биология

Класс: 9

Цели:

  1. Актуализировать знания учащихся о строении и функциях клеток.
  2. Создать условия для формирования умений самостоятельно добывать знания и применять их в ходе исследования; выявлять характерные особенности царств эукариот и прокариот, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать, обобщать полученный материал.
  3. Способствовать развитию умений прогнозировать, сравнивать выделять главное при работе с текстом; показать практическую значимость исследовательских умений.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Оборудование: демонстрационные таблицы с изображениями клеток, бактерий, цианей, грибов, растений и животных; микроскопы; предметные и покровные стекла, пипетки, салфетки, культура бактерий; наборы деталей для моделирования клеток; переносные магнитные доски; листы с заданиями, сравнительные таблицы (для каждого) информационные листы или литературные источники с закладками.

План урока.

I. Ориентировочно-мотивированный этап. Актуализация знаний учащихся, определение целей и задач урока. Мотивация.

II. Проблемно-поисковый этап:

  • Определение темы и цели исследования.
  • Выдвижение рабочей гипотезы.
  • Подтверждение гипотезы. Работа в группах по выполнению практической работы “Изучение строения прокариот”, моделирование клеток.

III. Презентация полученных результатов. Устный монологический рассказ представителей каждой группы – отчет о выполнении заданий с использование построенных моделей клеток, материалов практической работы, демонстрационных таблиц.

  • Выполнение тестовых заданий, самоконтроль.
  • Подведение итогов урока учителем.
  • Домашнее задание.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Фронтальная беседа учителя с учащимися по вопросам с параллельным заполнением схемы на доске (учителем) и в тетрадях (учащимися). При наличии необходимого оборудования можно использовать мультимедиа.

Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы?

Учащиеся: 4 царства: Дробянки, Грибы, Растения, Животные.
Учитель: Что значит изучать объект живой природы?
Учащиеся: Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности организмов.
Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы?
Учащиеся: Ботаника, микология, зоология, микробиология.
Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано?
Учащиеся: Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток.
Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной теории?

Учащиеся: Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов. Дала толчок для развития биологических дисциплин: эмбриологии, физиологии, гистологии. Эти знания используются в медицине, сельском хозяйстве и других областях деятельности человека.

Учитель: Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Результатом их научного исследования явилось создание клеточной теории, огромная значимость которой не вызывает сомнения.

Учитель на доске и учащиеся в тетрадях достраивают схему, иллюстрирующую ход беседы:

II. Проблемно – поисковый этап.

Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?

Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток.

Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования:

Различия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях).

Учитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?

В ходе обсуждения учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетрадях.

Задачи:

  1. Выявить характерные признаки прокариот.
  2. Сравнить клетки прокариот и эукариот.

Учитель организует работу групп учащихся. Группы получают задания и необходимое оборудование, информацию для поиска ответов на вопросы. При подготовке к уроку целесообразно распределить учащихся на экспертов: ботаников, зоологов, микологов и микробиологов, и организовать их работу с дополнительной литературой и другими источниками информации. На уроке учащиеся перераспределяются так, чтобы в каждой группе был ботаник, зоолог, миколог и микробиолог.

Задание для 1-й группы.

1. Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:

а) настройте микроскоп;
б) приготовьте микропрепараты культуры бактерии сенной палочки: на предметное стекло пипеткой нанесите каплю жидкости, обязательно захватив с поверхности часть пленки; накройте покровным стеклом;
в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?
г) оформите работу в тетрадях, указав:

  • название работы;
  • рисунок с поясняющими надписями.

2. Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки. Почему прокариоты считаются примитивными организмами?

3. Из имеющихся деталей соберите на магнитной доске модель растительной клетки. Используя данные о структуре клетки, спрогнозируйте, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для растительной клетки. Опишите внешние особенности, структуру и процессы жизнедеятельности растительной клетки.

4. Рядом с моделью растительной клетки постройте клетку прокариотическую. Укажите черты отличия этих клеток.

Задание для 2-й группы.

1. Выполните практическую работу (см. задание для I группы).

2. Используя имеющиеся у вас знания и текст § 2. 7. (учебн. 9 кл., Каменский, Крикунов, Пасечник) расскажите о процессах жизнедеятельности прокариот. Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой.

3. Из имеющихся деталей на магнитной доске соберите модель животной клетки. На основе строения клетки предположите, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для животной клетки. С помощью вашей модели дайте характеристику животной клетке (внешние особенности, структура, процессы жизнедеятельности).

4. Рядом с моделью животной клетки постройте прокариотическую клетку. Укажите черты различия этих клеток.

Задание для 3-й группы.

1. Выполните практическую работу (см. задание для 1-й группы).

2. На отдельном листе бумаги закончите и “озвучьте” схему:

Роль бактерий в природе

Для ответа можно использовать информацию из учебника биологии для 6 кл. – § 6, с. 31 – 34 (В.В. Пасечник).

3. Из имеющихся деталей на магнитной доске соберите модель грибной клетки. На основе данных о строении клетки спрогнозируйте процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, размножение.

Используя модель, демонстрационные таблицы дайте характеристику клетки гриба: внешние особенности, строение, процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение).

4. Рядом с моделью грибной клетки постройте модель прокариотической клетки. Укажите их различия.

III. Этап рефлексии.

Ответы первой, второй и третьей групп заслушиваются по мере выполнения заданий каждой группой: сначала 1-е и 2-е задание, затем 3-е и т.д.

Каждый учащийся по ходу выступлений постепенно заполняет сравнительную таблицу (таблица прилагается).

После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы:

Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:

  1. Не имеют оформленного ядра.
  2. Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.
  3. Нет мембранных органоидов.
  4. Имеют небольшие размеры и разнообразную форму.

Различия на клеточном уровне являются причиной многообразия живой природы на организменном уровне.

Выводы записываются на доске и в тетрадях.

Затем учащиеся выполняют тестовые задания:

Выберите правильный ответ:

1) К эукариотам не относятся:

  1. Шампиньон обыкновенный.
  2. Пастушья сумка.
  3. Холерный вибрион.
  4. Амеба – протей.

2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:

  1. Покрыты защитной оболочкой.
  2. Служат для расселения.
  3. Служат для размножения.
  4. Способны переждать неблагоприятные условия.

3) В клетках бактерий ДНК:

  1. Линейная.
  2. Кольцевая.
  3. Находится в ядре.
  4. Отсутствует.

4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:

  1. Митохондрии.
  2. Комплекс Гольджи.
  3. Рибосомы.
  4. ЭПС.

После выполнения теста учащимися проводится самоконтроль.

Правильные ответы заранее записаны на доске:

1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.

Домашнее задание:

Ответить на вопросы на с. 60.

Подготовить реферат (по желанию):

  1. Значение бактерий в природе.
  2. Использование бактерий в практической деятельности человека.

Литература:

  1. Андрес А.Г. Пособие для практических занятий по гистологии и эмбриологии. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М., “Просвещение”, 1969.
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: Учебн. для 10 -11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2004.
  3. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2003.
  4. Пасечник В.В. Биология 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2000.
  5. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. С Пб Акцидент, 1998.

К прокариотам относятся архебактерии, бактерии и синезеленые водоросли. Прокариоты — одноклеточные организмы, у которых отсутствуют структурно оформленное ядро, мембранные органоиды и митоз.

Строение бактериальной клетки

Размеры — от 1 до 15 мкм. Основные формы: 1) кокки (шаровидные), 2) бациллы (палочковидные), 3) вибрионы (изогнутые в виде запятой), 4) спириллы и спирохеты (спирально закрученные).


Формы бактерий:
1 — кокки; 2 — бациллы; 3 — вибрионы; 4—7 — спириллы и спирохеты.


Строение бактериальной клетки:
1 — цитоплазматическая мемб­рана; 2 — клеточ­ная стенка; 3 — слизис­тая кап­сула; 4 — цито­плазма; 5 — хромо­сомная ДНК; 6 — рибосомы; 7 — мезо­сома; 8 — фото­синтети­ческие мемб­раны; 9 — вклю­чения; 10 — жгу­тики; 11 — пили.

Бактериальная клетка ограничена оболочкой. Внутренний слой оболочки представлен цитоплазматической мембраной (1), над которой находится клеточная стенка (2); над клеточной стенкой у многих бактерий — слизистая капсула (3). Строение и функции цитоплазматической мембраны эукариотической и прокариотической клеток не отличаются. Мембрана может образовывать складки, называемые мезосомами (7). Они могут иметь разную форму (мешковидные, трубчатые, пластинчатые и др.).

На поверхности мезосом располагаются ферменты. Клеточная стенка толстая, плотная, жесткая, состоит из муреина (главный компонент) и других органических веществ. Муреин представляет собой правильную сеть из параллельных полисахаридных цепей, сшитых друг с другом короткими белковыми цепочками. В зависимости от особенностей строения клеточной стенки бактерии подразделяются на грамположительные (окрашиваются по Граму) и грамотрицательные (не окрашиваются). У грамотрицательных бактерий стенка тоньше, устроена сложнее и над муреиновым слоем снаружи имеется слой липидов. Внутреннее пространство заполнено цитоплазмой (4).

В бактериальной клетке отсутствуют все мембранные органоиды, характерные для эукариотической клетки (митохондрии, пластиды, ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы).

В цитоплазме бактерий находятся рибосомы 70S-типа (6) и включения (9). Как правило, рибосомы собраны в полисомы. Каждая рибосома состоит из малой (30S) и большой субъединиц (50S). Функция рибосом: сборка полипептидной цепочки. Включения могут быть представлены глыбками крахмала, гликогена, волютина, липидными каплями.

У многих бактерий имеются жгутики (10) и пили (фимбрии) (11). Жгутики не ограничены мембраной, имеют волнистую форму и состоят из сферических субъединиц белка флагеллина. Эти субъединицы расположены по спирали и образуют полый цилиндр диаметром 10–20 нм. Жгутик прокариот по своей структуре напоминает одну из микротрубочек эукариотического жгутика. Количество и расположение жгутиков может быть различным. Пили — прямые нитевидные структуры на поверхности бактерий. Они тоньше и короче жгутиков. Представляют собой короткие полые цилиндры из белка пилина. Пили служат для прикрепления бактерий к субстрату и друг к другу. Во время конъюгации образуются особые F-пили, по которым осуществляется передача генетического материала от одной бактериальной клетки к другой.

Редко у бактерий наблюдается половой процесс, при котором происходит рекомбинация генетического материала. Следует подчеркнуть, что у бактерий никогда не образуются гаметы, не происходит слияние содержимого клеток, а имеет место передача ДНК от клетки-донора к клетке-реципиенту. Различают три способа передачи ДНК: конъюгация, трансформация, трансдукция.


Конъюгация — однонаправленный перенос F-плазмиды от клетки-донора в клетку-реципиента, контактирующих друг с другом. При этом бактерии соединяются друг с другом особыми F-пилями (F-фимбриями), по каналам которых фрагменты ДНК и переносятся. Конъюгацию можно разбить на следующие этапы: 1) раскручивание F-плазмиды, 2) проникновение одной из цепей F-плазмиды в клетку-реципиента через F-пилю, 3) синтез комплементарной цепи на матрице одноцепочечной ДНК (происходит как в клетке-доноре (F + ), так и в клетке-реципиенте (F - )).

Трансдукция — перенос фрагмента ДНК от клетки-донора к клетке-реципиенту с помощью бактериофагов.

Вирусы

Вирусы состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белков, образующих оболочку вокруг этой нуклеиновой кислоты, т.е. представляют собой нуклеопротеидный комплекс. В состав некоторых вирусов входят липиды и углеводы. Вирусы содержат всегда один тип нуклеиновой кислоты — либо ДНК, либо РНК. Причем каждая из нуклеиновых кислот может быть как одноцепочечной, так и двухцепочечной, как линейной, так и кольцевой.

Размеры вирусов — 10–300 нм. Форма вирусов: шаровидная, палочковидная, нитевидная, цилиндрическая и др.

Капсид — оболочка вируса, образована белковыми субъединицами, уложенными определенным образом. Капсид защищает нуклеиновую кислоту вируса от различных воздействий, обеспечивает осаждение вируса на поверхности клетки-хозяина. Суперкапсид характерен для сложноорганизованных вирусов (ВИЧ, вирусы гриппа, герпеса). Возникает во время выхода вируса из клетки-хозяина и представляет собой модифицированный участок ядерной или наружной цитоплазматической мембраны клетки-хозяина.

Если вирус находится внутри клетки-хозяина, то он существует в форме нуклеиновой кислоты. Если вирус находится вне клетки-хозяина, то он представляет собой нуклеопротеидный комплекс, и эта свободная форма существования называется вирионом. Вирусы обладают высокой специфичностью, т.е. они могут использовать для своей жизнедеятельности строго определенный круг хозяев.


Только паразитируя в клетке-хозяине, вирус может репродуцироваться, воспроизводить себе подобных.

В цикле репродукции вируса можно выделить следующие стадии.


Вирус иммунодефицита человека поражает главным образом CD4-лимфоциты (хелперы), на поверхности которых есть рецепторы, способные связываться с поверхностным белком ВИЧ. Кроме того, ВИЧ проникает в клетки ЦНС, нейроглии, кишечника. Иммунная система организма человека утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7–10 лет.

Источником заражения служит только человек — носитель вируса иммунодефицита. СПИД передается половым путем, через кровь и ткани, содержащие вирус иммунодефицита, от матери к плоду.

Смотреть оглавление (лекции №1-25)

Автор статьи Лукьянова А.А.

Группы эукариот

В настоящее время микроорганизмы разделяют на две большие группы, принципиально отличающиеся строением клетки – эукариоты и прокариоты (рис. 1). Группа эукариот включает в себя микроскопические водоросли, простейших и микроскопические грибы, такие как дрожжи и плесневые грибы. К прокариотам до 80-х годов относили исключительно бактерий, однако группой исследователей под руководством Карла Вёзе в ходе анализа последовательностей 16S рРНК, было обнаружено, что архебактерии (археи) по своему происхождению являются самостоятельной группой, что подтверждается рядом отличий в их строении и метаболизме: одни черты роднят их с бактериями, другие – с эукариотами, а некоторые являются совершенно уникальными. В частности, первые открытые археи отличаются своей удивительной способностью обитать в экстремальных местах обитания: при высоких температурах, давлении, сильнокислых или сильнощелочшых условиях среды. Например, большинство гипертермофильных архей растут при температуре 80 ℃, а Methanopyrus kandleri – при 122 ℃. Другой пример: рекордсмен среди устойчивых к кислой среде архей растет в условиях, эквивалентных 1,2 М серной кислоте. Для сравнения – содержание соляной кислоты в желудочном соке в норме составляет 0,14 – 0,16 М.

Рисунок 1. Группы микроорганизмов

Сходства и различия в строении клеток прокариот и эукариот

Для существования клеток любого типа, и прокариотических, и эукариотических, необходимо наличие цитоплазматической мембраны, отделяющей клетку от внешней среды; цитоплазмы, заполняющей клетку, а также генетического аппарата и рибосом, позволяющих хранить и реализовывать генетическую информацию. Однако, строение мембраны и рибосом, а также организация генетического материала для этих групп могут различаться (рис.2)

И у прокариот, и у эукариот есть рибосомы, необходимые для синтеза белка, но рибосомы прокариот меньше эукариотических. Рибосомы бактерий состоят их трех, а не четырех молекул рРНК. Рибосомы архей по некоторым признакам похожи на бактериальные, а по некоторым – на эукариотические. Например, на рибосомы архей не действует антибиотик хлорамфеникол, связывающий рибосомы бактерий, в то время как дифтерийный токсин, останавливающий биосинтез белка у эукариот, действует и на архей.

Кроме рибосом внутри прокариотической клетки нет других органелл и мембранных структур, в то время как эукариотические клетки содержат эндоплазматическую сеть, аппарат Гольджи, митохондрии и другие органеллы. Внутри клеток прокариот могут быть газовые пузырьки или другие включения, окруженные белковой оболочкой.

Рисунок 2. Строение клеток прокариот (на примере бактерий) и эукариот

Такое увеличение площади мембраны необходимо в связи с тем, что энергетические процессы, такие как дыхание и фотосинтез, происходящие у эукариот на внутренних мембранах митохондрий и хлоропластов соответственно, у прокариот происходит непосредственно на мембране клетки.

Цитоскелет прокариот не включает в себя характерных для эукариотической клетки элементов (микротрубочек, актиновых филаментов, микрофиламентов) и образован другими белками. Прокариоты не способны к эндоцитозу и амебоидному движению.

Рисунок 3. Строение цитоплазматической мембраны бактерий, эукариот и архей

Клеточная стенка бактерий состоит из пептидогликана (муреина), которого нет ни у архей, ни у эукариот. Клетки архей чаще всего покрыты белковым S-слоем, защищающим от воздействия стрессовых условий, а в тех случаях, когда клеточная стенка все-таки присутствует, в ее состав входит похожее по структуре вещество – псевдомуреин.

Отличается и строение жгутиков. Бактериальные жгутики образованы белком флагеллином который, закручиваясь в спираль, формирует полую внутри нить жгутика. Жгутики архей похожи на бактериальные: они приводят клетку в движение, вращаясь по тому же механизму, но они не имеют полости внутри и образованы гликопротеинами. Жгутики эукариот в свою очередь состоят из десяти пар микротрубочек, где одна из пар центральная, а еще девять окружают ее.

Клетки бактерий, архей и эукариот отличаются не только чертами своего строения, существует еще рад биохимических и молекулярных признаков, на которые стоит обратить внимание. Кратко все признаки для каждой группы изложены в таблице 1.

Таблица 1. Сходства и различия в строении клеток бактерий, археи и эукариот

2.4.1. Особенности строения эукариотических и прокариотических клеток. Сравнительные данные

Сравнительная характеристика эукариотических и прокариотических клеток.



Строение эукариотичеких клеток.





Функции эукариотических клеток. Клетки одноклеточных организмов осуществляют все функции, характерные для живых организмов – обмен веществ, рост, развитие, размножение; способны к адаптации.

Клетки многоклеточных организмов дифференцированы по строению, в зависимости от выполняемых ими функций. Эпителиальные, мышечные, нервные, соединительные ткани формируются из специализированных клеток.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть А

А1. К прокариотическим организмам относится

1) бацилла 2) гидра 3) амеба 4) вольвокс

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

§ 115. Сравнительные обороты 1. Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, что и др., например: Иной раз подстрелишь зайца, ранишь его в ногу, а он кричит, словно ребенок (Чехов); На Красной

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства

2.2. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: клетки бактерий, клетки грибов,

2.3. Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их

2.4. Строение про– и эукариотной клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: аппарат Голъджи, вакуоль, клеточная мембрана, клеточная теория, лейкопласты,

2.7. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы

4.2. Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе:

4.3. Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и

4.4. Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: автотрофное питание, виды тканей, видоизменения органов, дыхание,

4.6. Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов

4.7. Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных 4.7.1. Общая характеристика типа Хордовых Основные термины и понятия, проверяемые в

Глава 1. Особенности анатомического строения Женский организм – особый, именно он служит зарождению новой жизни. Это накладывает особый отпечаток на строение и функции женского организма, чтобы женщина смогла благополучно зачать, выносить, родить и вскормить

Глава 1. Особенности анатомического строения Период до 7–8 лет рассматривают как асексуальный, или период гормонального покоя. В гипоталамусе образуются гонадотропин-рилизинг-гормоны в очень незначительном количестве; гипофиз выделяет лютеинирующий гормон и

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции