Проект про вирусы 11 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными паразитами — они не способны размножаться вне клетки. В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами).
Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий
В 1892 году русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью
Схематичное строение вируса: 1 - сердцевина (однонитчатая РНК); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).
Мельчайшие живые организмы Не имеют клеточного строения Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток. Большинство вызывает болезни Устроены очень просто Находятся на границе живого и неживого Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток
Основной путь проникновения вируса в клетку-хозяина – рецепторный эндоцитоз Эндоцитоз - это активное захватывание и поглощение клеткой инородных микроскопи- ческих объектов. Рецепторным он был назван потому, что объекты, прежде чем попасть в клетку, прикрепляются к особым группам молекул на её поверхности – рецепторам.
1. Прикрепление вирусов к клеточным рецепторам 2. Образование на поверхности клетки вакуоли из ямки (эндоцитоз) 3. Выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран Проникнув в клетку вирусы начинают размножаться
корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес. Ребенок, больной оспой
Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих Трехмерное изображение вируса СПИДа Вирус иммунодефицита человека
У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство и другие заболевания Вирус бешенства
у растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий - их распад.
Открыты в 1917 году одновременно во Франции и Англии Используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия) Фотография бактериофага (увеличение 500000 раз
Описание презентации по отдельным слайдам:
История исследования вирусов В 1892 году русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, изучил мо-заичную болезнь табака После проведения эксперимента Ивановский пришел к выводу, что заболевание вызывают очень маленькие существа. Позже их назвали вирусами, что значит - яд. Долгое время частицы были неуловимы, поскольку очень малы. Разглядеть их удалось лишь с изобретением микроскопа.
Строение вирусов Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом. Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку —белковую или липопротеиновую.
Схема строения вирусов 1 - сердцевина (однонитчатая РНК); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).
Размеры вирусов Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий
Диаграмма, характеризующая сравнительные размеры микроорганизмов
Свойства вирусов Не имеют клеточного строения Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток. Большинство вызывает болезни Устроены очень просто Находятся на границе живого и неживого Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток
Классификация вирусов Вирусы Простые (белковая оболочка – капсид и ДНК или РНК ) Вирус табачной мозаики Сложные (белковая оболочка - капсид и мембрана из молекул углеводов и липидов и ДНК или РНК) Вирус гриппа
Классификация вирусов Вирусы ДНК-содержащие Вирус оспы Вирус герпеса РНК-содержащие Вирус бешенства Вирус кори Вирус гриппа Вирус СПИДа Не имеющие оболочки Иридовирусы Аденовирусы
Многообразие строения вирусов Герпес Грипп Табачная мозаика Бактериофаг Полиомиелит Аденовирус
Роль вирусов в природе Вирусы играют важную роль в регуляции численности популяций некоторых видов живых организмов. Вирусы используют в генетической инженерии. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений. Также, есть попытки использовать вирусы на пользу человечеству. Они довольно немногочисленны. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.
Выберите книгу со скидкой:
ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 163.00 руб.
350 руб. 171.00 руб.
ЕГЭ-2019. География. Теория и практика
350 руб. 213.00 руб.
ШСГ Шестой год обучения. География для малышей.
350 руб. 122.00 руб.
ЕГЭ-2020. География. Тематические тренировочные задания
350 руб. 171.00 руб.
ОГЭ. География в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ
350 руб. 131.00 руб.
География в таблицах и схемах. Справочное пособие. 5-9 кл.
350 руб. 131.00 руб.
ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
350 руб. 242.00 руб.
ЕГЭ-2020. География. Теория и практика
350 руб. 236.00 руб.
ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
350 руб. 171.00 руб.
ОГЭ-2019. География (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену
350 руб. 171.00 руб.
350 руб. 213.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
- Запорожец Людмила ЮрьевнаНаписать 0 17.11.2017
Номер материала: ДБ-874757
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)
-
17.11.2017 3279
-
16.11.2017 410
-
15.11.2017 316
-
15.11.2017 2027
-
13.11.2017 778
-
12.11.2017 1290
-
12.11.2017 327
-
09.11.2017 747
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
данный урок позволяет освоить материал с помощью использования технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме вирусы 11 класс ФКГОС | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Краснодарского края
Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования
Кафедра естественнонаучного и экологического образования
Ф.И.О. слушателя, должность, место работы __________________________________________________________________________
пгт. Мостовской 2014
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 11-м классе по теме " Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания."
. Если вы не готовы столкнуться с неожиданным,
То никогда с ним и не столкнетесь,
Поскольку его нельзя найти или выследить
Гераклит, философ V века до нашей эры.
Актуальность проектной работы. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.[1]
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок знаний, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Термин “универсальные учебные действия” (УУД):
- в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Цель работы : разработать проект урока направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий. Показать возможности формирования познавательных универсальных учебных действий на разных этапах урока биологии в 11 классе.
1. Показать технологию проектирования урока по формированию познавательных УУД.
2. Показать методику организации различных видов учебной деятельности, направленных на формирование познавательных УУД.
Основные этапы проекта:
1. Провести отбор, изучение и анализ учебно-методической литературы по методике формирования УУД.
2. Выбрать технологию (структуру), определить основные методы, формы и средства необходимые для проектирования урока.
3. Разработать проект урока, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий.
4. Подготовить презентацию проекта и материалы к его защите.
Теоретическое обоснование проекта
Теоретические материалы по формированию познавательных УУД
1 . Понятие об учебных действиях, их классификация и содержание
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).
Номенклатура логических действий включает:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
- опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
- анализ - выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- расположение объектов по выделенному основанию;
- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
2. Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий
В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.
Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете.
По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:
- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке . ;
- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь суждение по тексту параграфа. ;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
- расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы . ;
- создай таблицу (сверни информацию) по . ;
- составь план изучения темы (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
- составь набор понятий темы;
- составь предложения по теме, используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;
- зашифруй понятия темы . в символы, систему или последовательность символов;
- составь разные предложения с одним и тем же понятием .
Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.
Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы :
- Запишите тему, выделите ключевые слова.
- Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
- Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
-составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
- работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
- составление и распознавание диаграмм;- работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
Цели и задачи урока:
Образовательные: сформировать у учащихся знания о вирусах как о неклеточной форме существования организмов, познакомить с особенностями строения вирусов, путями их проникновения в клетку; научить распознавать вирусные заболевания.
Развивающие: развить интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство), умение коммуникативного общения, развитие речи.
Воспитательные: продолжить воспитание ценностного отношения к труду, к школьному оборудованию, бережного отношения к своему здоровью.
Уровневые цели для учащихся:
Конструктивный уровень – установить причинно- следственную связь строения вируса и выполняемой функции.
Творческий уровень – решить проблемный вопрос, обобщить и сделать вывод, оформить его в виде схемы.
Общедидактическая цель: создать условия учащимся для осмысления новой учебной информации и её применения в учебной и жизненной ситуации.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Форма работы : групповая.
При планировании урока учитывались возрастные особенности учеников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому; желание включаться в познавательную деятельность.
Технологическая карта урока.
Дидактические задачи урока
Подготовка учащихся к работе на занятии
Приветствует учащихся. Создает доброжелательную, рабочую атмосферу. Сосредотачивает внимание, помогает сформировать группы для дальнейшей работы.
Приветствуют учителя. Слушают. Разбиваются на группы.
Подготовка к основному этапу.
Обеспечение мотивации и формулирование целей.
1Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?
2.Что вы знаете о вирусах?
3.Что бы хотели узнать об этой форме жизни ?
Ребята, поставьте цели нашего урока (изучить, узнать)
Обобщает сказанное учащимися.
Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цели урока.
Записывают тему урока в тетрадь.
Актуализация опорных знаний. Обеспечение первичного восприятия и осмысление знаний.
Рассмотрите вирусы. Все ли они одинаковы?
Рассматривают и называют различия у вирусов.
Формулируют, на основе опорных знаний учащихся ,проблемный вопрос:
Вирус – кто или что, существо или вещество?
Изучение нового материала.
Получение и осмысление, запоминание знаний, решение проблемного вопроса.
После учащиеся составляют таблицу из пяти столбцов и заполняют ее, используя информацию, приведенную в тексте. Это дает им возможность проанализировать текст повторно.
Ставит проблемный вопрос:
Вирус – кто или что,
существо или вещество?
Вирусы в природе очень разнообразны. Они отличаются формой, размерами, окраской. Что общего может быть у всех вирусов?
подводит наводящими вопросами для постановки гипотезы:
- Для чего вирусы существует в природе? Какое значение они имеют?
Гипотеза: Если вирусы способны существовать только в клетке, то они вероятно, являются паразитами с примитивным строением.
Задает цели для самостоятельной работы в группах. Проговаривает алгоритм работы.
Работают с учебником. Находят определение, проговаривают, записывают его в тетрадь.
Заслушивают проблемный вопрос.
Отвечают на вопросы учителя, формируют гипотезу самостоятельно, либо с помощью учителя.
Работают в группах следуя инструктивной карте:
работают с текстом, заполняют таблицу. Обсуждают результаты в группе. Планируют ответ. Оформляют графический организатор-кластер в тетради.
Подведение итогов работы в группах.
Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и неверных представлений, их устранение. Усвоение усваеваемых знаний и действий на репродуктивном уровне.
Заслушивает отчеты учащихся по выполнению графического организатора-кластера от каждой группы, исправляет неточности, неверные представления.
Результаты работы оформим в виде итоговой таблицы.
Учащиеся сообщают данные по теме своей работы.
Заносят результаты в таблицу, делают выводы. Подтверждают поставленную гипотезу урока
своими работами. Отвечают на проблемный вопрос повторно.
Контроль и самопроверка знаний.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.
Предлагает учащимся задание на исправление ошибок.
Выводит слайд задания с исправлениями.
Выполняют задание. Проводят взаимопроверку. Выставляют оценки.
Мобилизация учащихся на рефлексию своей учебной деятельности.
Как эти знания пригодятся в жизни?
Отвечают на вопросы.
Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Задает разноуровневое домашнее задание.
Записывают домашнее задание.
Список литературы используемой при подготовке проекта
1 . Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", 2002. - 239 с.
2. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. – Мурманск, 1997. – 228 с.
3. Основы критического мышления : Междисциплинарная программа ; Пособия/Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер.- М.; 1997-1998.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии., М., Народное образование,1998 .
Материалы к защите
1.Изучение нового материала:
. В течение 10 – 15 минут проработать текст, используя специальные пометки:
В 1892 году русский ученый Д. И. Ивановский описал необычные свойства возбудителя болезни табака – табачной мозаики. Возбудитель этого заболевания проходил через бактериальные фильтры, заражая здоровые растения. Позже обнаружили, что возбудитель ящура – болезни домашнего скота – также проходит через бактериальные фильтры. Наконец, в 1917 году был открыт вирус , поражающий бактерии. Эти события положили начало новой науке вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.
Вирусы не имеют клеточного строения, размеры их варьируют от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий, увидеть их можно только в электронный микроскоп. Устроены вирусы очень просто: они состоят из фрагмента генетического материала (либо ДНК, либо РНК), составляющей сердцевину вируса, и защитной белковой оболочки – капсида.
У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще дополнительная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки хозяина. Вирусы – это внутриклеточные паразиты и вне живой клетки они не проявляют никаких свойств живого. У вирусов отсутствует собственная система обмена веществ и энергии, они не потребляют пищу и не размножаются. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Проникнув в живую клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя ее деятельность на синтез вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков, из которых собираются вирусные частицы. Такой процесс называется -рецепторный эндоцитоз. В клетке накапливается огромное количество вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается, и вирусы выходят наружу. Иногда вирусы выделяются из клетки постепенно, по одному, и зараженная клетка живет долго.
У животных вирусы вызывают ящур крупного рогатого скота, чуму у птиц, инфекционную анемию у лошадей и др. К наиболее известным вирусным заболеваниям человека относят грипп, оспу, корь, краснуху, свинку, полиомиелит, бешенство, СПИД и др.
С оставить таблицу из пяти столбцов и заполнить ее, используя информацию, приведенную в тексте с учетом пометок:
Читайте также: