Опишите строение вируса 7 класс

Класс: 9

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися образовательной программы [1]. Это невольно заставляет задуматься над тем, какие условия необходимо создать для развития у школьников системы ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса; как помочь ему осознать важность образования и самообразования; как зародить и поддержать в нём стремление осваивать различные способы познания окружающего мира, творческого преобразования его.

Основной и главной формой организации учебного процесса по-прежнему остаётся урок. Согласно Стандартам второго поколения, его элементарной структурной единицей становится учебная ситуация, то есть особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют, частично – запоминают [1]. На мой взгляд, это и есть верное средство достижения указанных результатов обучения, это веер возможностей для современного педагога, который позволяет сделать сегодняшний урок не таким, каков он был вчера и будет завтра.

Хочу поделиться собственным опытом создания на уроке учебных ситуаций: предлагаю вниманию коллег конспект урока по биологии в 9 классе “Вирусы – империя зла”.

Цель урока: создать условия для осмысления школьниками информации о вирусах, как неклеточной форме жизни.

Задачи урока:

  • Создать условия для достижения следующих предметных результатов: понимания значения биологических терминов - “вирион”, “капсид”, “бактериофаг”, “активная вирусная частица”, “внутриклеточный паразитизм”; умения находить и обозначать части вирусной частицы на рисунках; сравнивать особенности организации разных вирусов.
  • Способствовать достижению метапредметных результатов обучения: развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению; работать с различными источниками информации: текстом, схемой, рисунками, голосовой информацией, изменять форму предоставления информации, лаконично выражать информацию, выделяя в ней самое главное.
  • Создать условия для достижения личностных результатов обучения: понимания необходимости профилактических мероприятий по предотвращению вирусных инфекций, важности соблюдения правил личной гигиены; понимание идеи познаваемости окружающего мира.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Презентация), раздаточный материал: рабочие листы по количеству учащихся (Приложение 1), задания для работы в группах (Приложение 2); электронное учебное издание “Мультимедийное приложение к учебнику “Общая биология 10–11 класс” В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой” (Дрофа 2011).

Ход урока

Учитель: На протяжении нескольких предыдущих уроков мы изучали особенности организации клеток: познакомились с планом строения клеток эукариотических и прокариотических организмов (слайд 1). Вспомните, какие организмы называются прокариотами? Приведите примеры прокариот.

- Перечислите отличительные особенности клеток прокариот.

- Бактериология – наука, изучающая бактерий. С чем связано появление и интенсивное развитие этой науки (почему одноклеточные сравнительно просто организованные создания являются объектом пристального внимания учёных?)

Учитель: К концу 19 века бактериология достигла больших успехов. В этот период учёными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулёза и других широко распространённых болезней. Однако что-то явно оставалось за гранью познания, болезни продолжали уносить жизни людей. Внимание на экран (слайд 2, демонстрируется видеофрагмент).

“Её называли божьей карой, ядом из материнской груди, чёрным мором. В науке она известна как натуральная оспа. Более шести тысячелетий оспа смертельным вихрем носилась по планете. Миллионы людей, заболев, погибали, а те, которые выживали, оставались обезображенными. Самые страшные эпидемии бушевали в 17-18 веках в Европе, когда ежегодно болело около 10 миллионов человек, полтора миллиона – погибали.

За несколько тысячелетия до нашей эры было известно заболевание полимиелит, эпидемии которого в разные годы в разных странах уносили многие тысячи преимущественно детских жизней. Из числа заболевших около 10% погибали, а еще 40% становились инвалидами.

Возбудители этих и других заболеваний долгое время оставались неизвестными. И только в 1892 года трудами отечественного учёного Дмитрия Иосифовича Ивановского было обнаружено болезнетворное начало.

Его называют веществом со свойствами существа, существом с признаками вещества, плохими новостями в белковой оболочке. Какое бы название ни было они – целая империя – империя зла”.

Учитель: Как вы думаете, о каких возбудителях болезней шла речь в видеофрагменте, и что мы будем изучать сегодня на уроке?

Учащиеся высказывают своё мнение

Учитель: Вы абсолютно правы. Тему я сформулировала так “Вирусы: империя зла” (слайд 3). В течение урока вам предстоит заполнить рабочий лист (Приложение 1). Запишите на нём сейчас число и тему. Вы можете записать формулировку, которую предложила я, можете написать просто “Вирусы”, а в конце урока предложить творческий вариат темы.

В настоящее время о вирусах известно многое, учёные остроумно дают им такие описания: существа с признаками веществ, вещества со свойствами существ, плохие новости в белковой упаковке, империя зла (слайд 4). Посоветуйтесь в течение полминуты со своими соседом по парте и объясните одну из предложенных характеристик.

Организуется работа в парах (0,5 мин.) с последующими объяснениями учеников.

Спасибо за ваши предположения, я предлагаю сегодня на уроке убедиться в их правильности и составить истинную характеристику вирусов. Как вы думаете, что для этого о вирусах нам необходимо узнать?

Учащиеся предлагают план изучения вирусов: узнать о строении, образе жизни, значении.

Учитель: Изучая живые организмы, мы, прежде всего, обращали внимание на особенности их строения, не будем делать искулючений и познакомимся для начала с особенностями организации вирусов.

Учёными установлено, что вирусы не имеют клеточного строения, их организацию можно схематично представить следующим образом (демонстрируется схема – слайд 5).

Пользуясь этой схемой, составьте, пожалуйста, рассказ о строении вирусов, обратите внимание на компоненты вирусной частицы, предположите, какие функции они могут выполнять. Вы можете работать самостоятельно или в паре со своим соседом по парте. На работу вам 1 минута.

Организуется работа в парах.

Учитель: О каких особенностях строения вирусов вы узнали из этой схемы? Предлагаю учащимся, сидящим за партами первого ряда друг за другом озвучить по одному предложению из вашего рассказа.

В случае затруднения организуется беседа по вопросам:

- Из каких компонентов состоит вирусная частица? (вирусная частица состоит из нуклеиновой кислоты и капсида)

- Выделяют ДНК и РНКсодержащие вирусы. На чём основана данная классификация? (вирусная частица содержит молекулу ДНК или РНК)

- Какова структура молекулы вирусной нуклеиновй кислоты? (это может быть двухцепочечная или одноцепочечная молекула)

- Какую функцию выполняет молекула нуклеиновой кислоты? (в ней хранится наследственная информация вируса)

- Что такое капсид? Какими структурными единицами он образован?

- Каковы функции капсида? (Капсид защищает наследственную информацию, способствует прикреплению вируса к мембране клетке, разрушению мембраны, обеспечивает проникновение вируса в клетку)

Учитель: Подобный план строения имеет вирус табачной мозаики (демонстрация рисунка – слайд 6). Но существуют и более сложноорганизованные вирусы. Обратите внимание на экран (слайд 7): перед вами схематический рисунок ВИЧ. В чём отличие этого вируса от вируса табачной мозаики?

Ученик: В отличие от вируса табачной мозаики ВИЧ кроме молекулы РНК и капсида имеет ещё и внешнюю мембрану, которая образована молекулами сложных липидов, углеводов и белков.

Учитель: Совершенно верно. Вирус СПИДа имеет более сложное строение и относится к сложноорганизованным вирусам. Несколько иной план строения имеет бактериофаг. Ознакомьтесь с текстом информационного листа (Приложение 2) и выясните, каковы особенности строения бактериофага (слайд 8).

Организуется самостоятельная работа с текстом с последующей беседой.

Учитель: О каких особенностях организации бактериофагов вы узнали?

Выполните задание № 1 на рабочем листе, озвучте ваши решения.

На рабочем листе с помощью ключевых слов опишите особенности строения вирусной частицы, выполняя задание № 2.

Учитель: Как нам известно, особенности строения всегда связаны с образом жизни того или иного организма. Что вы знаете об образе жизни вирусов?

Ученик: Вирусы – это только паразичиские формы.

Учитель: Действительно, вирусы – это внутриклеточные паразиты (слайд 9). Какие особенности строения вирусов предопределили именно такой образ жизни? Почему вирусы не способны к самостоятельному существованию?

В случае затруднения уместны следующие наводящие вопросы:

- Вспомните, какие организмы называются паразитами? (организмы, питающиеся готовыми органическими веществами других живых организмов)

- Почему вирусы не могут самостоятельно синтезировать нужные им вещества? (нет соответствующих структур)

Учитель: У вирусов нет собственного обмена веществ, в соответствии с этим у них различают две жизненные формы: покоящаяся внеклеточная - вирион и активно размножающаяся внутриклеточная форма. Вирионы демонстрируют отменную жизнеспособность. В частности, они выдерживают давление до 6000 атмосфер и переносят высокие дозы радиации, однако погибают при высокой температуре, облучении ультрафиолетовыми лучами, а также воздействии кислот и дезинфицирующих веществ.

У вирионов есть собственная наследственная информация, но реализовать её они не могут самостоятельно, у них нет собственного обмена веществ, именно поэтому вирусы обречены природой быть внутриклеточными паразитами.

Как же складывается взаимодействие вирусной частицы и клетки жертвы? Обратимся к информации цифрового образовательного ресурса: пользуясь анимационным фрагментом, постарайтесь выявить основные стадии жизненного цикла вируса и выполнить задание № 3 на рабочем листе.

Организуется просмотр анимационного фрагмента “Бактериофаг” (Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова Общая биология. 10-11 класс), выполнение задания на рабочем листе.

Учитель: О каких этапах жизненного цикла вируса вы узнали? Чтобы ещё раз проверить себя и письменно выполнить задание на рабочем листе, предлагаю снова обратиться к цифровому ресурсу и выполнить интерактивное задание.

Организуется выполнение интерактивного задания “Жизненный цикл бактериофага” (Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова Общая биология. 10-11 класс), проверка выполнения задания № 3 на рабочем листе.

В случае отсутствия мультимедийного приложения демонстрируется слайд 10, с последующей проверкой задания – слайд 11.

Ученик: Этапы развития вируса (бактериофага):

  1. Бактериофаг присоединяется к клетке и вводит в неё полый стержень
  2. Бактериофаг вводит в клетку свой генетический материал
  3. ДНК бактериофага встраивается в ДНК клетки и блокирует её
  4. Самовоспроизведение (репликация) ДНК вируса
  5. В цитоплазме клетки начинается синтез белков вируса
  6. Самосборка вирусных частиц бактериофага
  7. Бактериальная клетка гибнет, новые бактериофаги выходят наружу.

Учитель: Активно размножающаяся внутриклеточная форма представляет собой адскую машину, которая продуцирует гигантское число вирусов (слайд 12). Каждая инфицированная одним вирусом клетка производит около 2 тыс. новых вирусов. Небольшая группа клеток (11) произведет примерно 22 тыс. вирионов, способных атаковать соответственно 22 тыс. здоровых клеток. В свою очередь эти клетки дадут 44 млн новых убийц. Во время следующего цикла размножения число вирусов возрастет уже до 88 млрд, каждый из которых может убить здоровую клетку. Впечатляющая цифра!

К каким последствиям приведёт эта атака, мы уже слышали – страшные эпидемии, волновавшие человечество на протяжении многовековой истории.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и узнать о вирусных заболеваниях (слайд 13). Для этого ребята, сидящие за нечётными партами (1,3,5) развернутся к тем, кто сидит за нечётными партами. У каждой группы на столе есть текстовая информация (Приложение 3). Ваша задача изучить её и подготовить лаконичное сообщение для одноклассников в виде биологической СМС с максимальным количеством слов – 12. На работу вам 3 минуты.

Организуется работа в группах.

Учитель: Пришло время отчитаться о проделанной работе. Зачитайте тексты ваших СМС.

Представители групп зачитывают свои СМС, демонстрируются слайды 14 – 17, если необходимо звучат комментарии учителя.

Учитель: Выполните задание № 4 рабочего листа: перечислите заболевания вирусной природы, о которых вы получили информацию.

Учитель: В начале урока прозвучала информация о том, что вирусы – это: существа с признаками веществ, вещества со свойствами существ, плохие новости в белковой упаковке, империя зла, были высказаны предположения (слайд18). Удалось ли вам убедиться в их правильности или объяснить названия по-другому?

Учитель: Есть ли у вас желание изменить формулировку темы? Моя формулировка верна, но не вся информация о вирусах прозвучала на уроке, поэтому я всё-таки внесу некоторые изменения: “Вирусы – империя зла?” (слайд 19).

Всегда ли вирусы – это только зла и болезни? Я предлагаю вам дома найти ответ на этот вопрос.

Домашнее задание (одно – на выбор учащихся): пользуясь дополнительными источниками информации:

  • Подобрать информация для оформления уголка безопасности на тему “Осторожно, грипп!”
  • Подготовить сообщение на тему “Способны ли вирусы на добрые дела?”
  • Составить информационный буклет “Вирусы”, посвятив его вирусам, поражающим не только человека, но и других живых организмов (слайд 20).

Источники информации

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 класс).


Общее описание

Вирусы находятся в атмосфере, почве, воде. Различают вирусы растений, животных, грибов, бактерий. Вирусы, поражающие бактерии, называются бактериофагами. Существуют сателлиты, которые попадают в клетку только при наличии в ней дополнительного вируса.


Рис. 1. Бактериофаг.

Большинство вирусов вызывает инфекции, некоторые виды не оказывают видимого влияния. Одним из интересных фактов является наличие остатков вирусов в ДНК человека.

Вирусы имеют разнообразную форму (шары, спирали, палочки) и мельчайшие размеры – 20-300 нм (в 1 мм 1 млн. нм). Самые крупные вирусы – мимивирусы, имеющие диаметр в 500 нм. Они имитируют строение и жизнедеятельность бактерий, и некоторые учёные считают мимивирусы переходной формой от вирусов к бактериям.


Рис. 2. Мимивирусы.

Кратко о вирусах и их отличиях от живой и неживой материи представлено в таблице.

Строение

Отличия

от неживой материи

от живых организмов

Молекулы ДНК или РНК, заключённые в плотную белковую оболочку – капсид. Сложноустроенные вирусы могут иметь дополнительную оболочку из жиров или белков

– передача наследственной информации (ДНК или РНК);

– способность к мутациям;

– способность адаптироваться к условиям окружающей среды

– Отсутствие клеточного строения;

– обладают свойствами неживой материи вне клетки;

– отсутствие обмена веществ (дыхания, питания);

– отсутствие роста и развития

Вирусы могут размножаться только внутри клетки (в цитоплазме или ядре), т.е. являются облигатными паразитами. Находясь вне клетки, вирусы кристаллизуются, превращаясь в вирионы, и могут находиться в таком состоянии долгое время.

Классификация

Вирусы выделяются в отдельное царство и классифицируются по пяти таксонам. Большинство вирусов ещё не изучено и не классифицировано.
Современная классификация включает:

  • 9 отрядов;
  • 127 семейств;
  • 44 подсемейств;
  • 782 рода;
  • 4686 видов.

Биолог Дейвид Балтимор в 1971 году разработал альтернативную классификацию вирусов по особенностям генетической информации. Балтимор разграничил, какие бывают вирусы по содержанию РНК или ДНК.
Его классификацию можно объединить в три крупные группы:

  • ДНК-вирусы;
  • РНК-вирусы;
  • Вирусы, превращающие РНК в ДНК.

Основные виды вирусов в биологии по Балтимору представлены в таблице.

Название

Класс по Балтимору

Особенности

Примеры

Двуцепочечная ДНК. Размножение в ядре клетки

Вирусы оспы, герпеса, папиллом

Одноцепочечная ДНК. Размножение в ядре

ДНК одновременно двуцепочечная и одноцепочечная

Вирус гепатита В

Двуцепочечная РНК. Размножение в цитоплазме

Одноцепочечная информативная РНК (плюс-цепь)

Одноцепочечная РНК, не несущая информацию (минус-цепь)

Одноцепочечная РНК (плюс-цепь) превращается в ДНК

Вирусы – структуры, меняющие ДНК клетки, в результате чего клетка производит новые вирусы. Когда вирусов становится слишком много, они разрывают клеточную мембрану, выходят наружу и поражают новые клетки. Иногда не убивают клетку, а отпочковываются от неё.


Рис. 3. Вирус, внедряющийся в клетку.

Что мы узнали?

Из доклада 5-6 класса узнали о строении, особенностях, классификации вирусов. Их нельзя отнести ни к живой природе, ни к неживой материи. По структуре вирусы – белки, несущие наследственную информацию, которая встраивается в живую клетку. Биолог Балтимор выделил семь классов вирусов в зависимости от особенностей строения генетического материала.
























Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор разработки: Никандрова Наталья Николаевна Школа № 576 Василеостровского района

Цель: Сформировать знания о вирусах: об открытии вирусов, об особенностях строения и жизнедеятельности, отметить заболевания вызываемые вирусами, сообщить об опасности заражения вирусом СПИДа.

История открытия вирусов Строение вируса Особенности жизнедеятельности вирусов Отрицательное воздействие вирусов на живые организмы: заболевания, вызываемые вирусами. Что такое бактериофаг

В И Р У С Ы ------ Ч Т О или К Т О это ? ЖИВОЕ или НЕЖИВОЕ ? Попробуем выяснить это вместе

Структура вируса табачной мозаики. вирусная частица изображена частично. РНК Белковая оболочка (капсид) 2. Строение вируса

Задание1 Опишите строение вируса табачной мозаики.

Группы вирусов по строению простые сложные

простые состоят из нуклеиновой кислоты -ДНК или РНК и белковой оболочки (капсида) (Пример: вирус табачной мозаики)

сложные состоят из нуклеиновой кислоты -ДНК или РНК, белковой оболочки, могут содержать липопротеидную мембрану, углеводы и ферменты (вирус гриппа, герпеса)

3. Особенности жизнедеятельности вирусов Работа с текстом. Прочтите текст и заполните таблицу. Вирусы – это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю её деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка её лопается и вирусы выходят из клетки хозяина.

Сравнение вирусов с живой и неживой природой Сходство с живыми организмами Отличие от живых организмов

1. Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов, карликовость, скручивание

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека В последние годы обнаружен вирус ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита. При этом заболевании происходит повреждение системы клеточного иммунитета. Вирус, вызывающий СПИД , содержит 2 молекулы РНК. Он специфически связывается с клетками крови, поражая Т-лимфоциты. Вследствие этого снижается их функциональная активность.

5. Бактериофаги. Известны вирусы, которые поселяются в клетки бактерий. Они называются БАКТЕРИОФАГАМИ. Бактериофаги полностью разрушают бактериальные клетки. Поэтому их используют для лечения бактериальных заболеваний таких как дизентерия, брюшной тиф, холера.

5. Бактериофаги. Тело бактериофага состоит из головки, хвостика и нескольких хвостовых отростков. Снаружи головка и хвостик покрыты белковой оболочкой. Внутри головки находится ДНК. У кишечной палочки синтезируется ДНК бактериофага и в итоге бактерия погибает.

ИТАК: вирусы – это неклеточные формы жизни, которые являются облигатными(обязательными) внутриклеточными паразитами.

З А К Р Е П Л Е Н И Е И З У Ч Е Н О Г О М А Т Е Р И А Л А 1. Сравните вирусы с клеткой и ответьте на вопрос: в чём отличие вируса от клетки? 2. Выберите вариант правильного ответа: 1. Вирусами называют: 1. эукариоты 2. неклеточные формы жизни 3. прокариоты. 4. мельчайшие бактерии

2. Вирусы размножаются: 1. самостоятельно 2. только в бактериальной клетке 3. в клетке хозяина 4. не размножаются вовсе

3. Бактериофагом называют: 1. Определённый вид вируса 2. Определённый вид бактерий 3. Вирусы, поселившиеся в клетку бактерий 4. Бактерию, поселившуюся в капсид вируса

4. В строение вирусов обязательно входит 1. ДНК, РНК 2. липиды 3. белки 4. углеводы

5. Заболевание, вызываемое вирусом 1. Гепатит 2. Ангина 3. Дизентерия 4. Сколиоз

Выберите книгу со скидкой:


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.


На крыльях счастья. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Подробное решение параграф §45 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Теремов А.В., Петросова Р.А. Углубленный уровень 2017

Рассмотрите рис. 177–180. Какие вещества входят в состав вирусов? Вспомните, какие заболевания вызывают вирусы.

Вирусы устроены достаточно просто. Отдельные частицы вирусов – вирионы – состоят из нуклеиновой кислоты и белков. Генетический аппарат вирусов может быть представлен молекулой ДНК или РНК. Нуклеиновая кислота составляет сердцевину вируса и защищена белковой оболочкой, которую называют капсидом, причём она может быть упакована в капсиде спирально или свёрнута в клубок. Капсид вируса построен из множества субъединиц белка и в зависимости от их расположения имеет различную конфигурацию.

Зпболевания, которые вызываю вирусы: Герпес, грипп, ВИЧ, полиомиелит.

Вопросы и задания

1. Кем и когда были открыты вирусы? Используя рис. 177–179, сравните строение различных вирусов. Отметьте черты сходства и различия.

Вирусы открыл в 1892 г. русский учёный Дмитрий Иосифович Ивановский при изучении мозаичной болезни табака.

Форма вирусов разнообразна: многогранная в виде икосаэдра (вирус полиомиелита) или додекаэдра (вирус герпеса), палочковидная или нитевидная (вирус табачной мозаики), булавовидная (бактериофаги), округлая форма (вирус гриппа). Большинство вирусов имеют симметричную структуру. Некоторые вирусы обладают более сложным строением, кроме сердцевины и капсида у них может быть ещё дополнительная белково — липидная мембрана.

2. Чем может быть представлен генетический аппарат вирусов? На какие две группы их можно разделить? Приведите примеры таких вирусов.

Генетический аппарат вирусов может быть представлен молекулой ДНК или РНК.

ДНК — содержащие вирусы: герпес, гепатит В.

РНК — содержащие вирусы (ретровирусы): грипп, ВИЧ.

3. Как происходит проникновение бактериофага и ВИЧ в клетку — хозяина? В чём их сходство и различие? Какие вещества участвуют в этих процессах?

В головке большинства фагов в качестве нуклеиновой кислоты содержится ДНК. На конце хвоста располагаются хвостовые нити (отростки), которые контактируют с рецепторными участками на поверхности бактериальной клетки и закрепляют бактериофаг. Базальная пластинка хвоста содержит фермент, разрушающий клеточную стенку бактерии, что обеспечивает проникновение ДНК вируса. По хвостовому каналу ДНК вируса вспрыскивается в клетку бактерии. Она встраивается в бактериальную ДНК, подавляя при этом синтез бактериальных белков. Вместо них синтезируются ДНК, РНК и белки бактериофага. В бактериальной клетке происходит сборка новых частиц бактериофага, которые покидают погибшую бактерию и внедряются в новые.

4. В чём суть процесса обратной транскрипции? Какой фермент катализирует этот процесс? Какое значение это имеет для жизненного цикла вируса?

Процесс ОТ имеет первостепенное значение в жизненном цикле многих вирусов (в первую очередь ретровирусов, таких как ВИЧ). РНК вириона, атаковавшего клетку эукариот, становится матрицей для синтеза первой цепочки ДНК, на которой не трудно достроить и вторую цепь. Полученная двухцепочечная ДНК вируса встраивается в геном эукариот, что приводит к активации процессов синтеза белков вириона и появлению большого количество его копий внутри зараженной клетки. В этом и заключается основная миссия ревертазы и ОТ в целом для вируса.

5. Используя рис. 180, опишите жизненный цикл ВИЧ.

Первая стадия – проникновение вируса.

Вторая стадия – После проникновения наследственного материала ВИЧ в клетку происходит процесс обратной транскрипции, то есть перенос информации с вирусной РНК на ДНК.

Третья стадия – транскрипция и трансляция.

6. Почему вирусные ДНК могут длительное время сохраняться в клетке — хозяине и передаваться дочерним клеткам?

Потому что, вирусные ДНК изменяют ДНК хозяев и организм не распознает их, как чужеродные, поэтому они могут длительное время сохраняться и передаваться дочерним клеткам.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции