Можно ли держать пост при хроническом гепатите


Для мусульманина держать уразу – это святая обязанность, но врачи советуют подойти к ней ответственно: готовиться заранее и соблюдать все рекомендации в течение месяца. Следует знать и то, что длительные и жесткие ограничения в пище полезны далеко не .

Для мусульманина держать уразу – это святая обязанность, но врачи советуют подойти к ней ответственно: готовиться заранее и соблюдать все рекомендации в течение месяца. Следует знать и то, что длительные и жесткие ограничения в пище полезны далеко не для каждого организма. Подробнее разобраться в этих вопросах нам помог заведующий гастроэнтерологическим отделением РКБ МЗ РТ, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РТ, врач-гастроэнтеролог Одинцова Альфия Харисовна.

Альфия Харисовна, как врач-гастроэнтеролог, что бы вы посоветовали постящимся?

Вообще больные с хроническими заболеваниями – любыми, не обязательно желудочно-кишечного тракта – прежде чем приступать к уразе обязательно должны посоветоваться со своим лечащим врачом. Потому что есть болезни, при которых ураза противопоказана.

В частности, человеку с каким заболеванием лучше не держать уразу?

Этот вопрос решает врач, у которого наблюдается пациент. Очень много хронических заболеваний почек, печени, легких, при которых врачи могут посоветовать воздержаться от уразы. Как гастроэнтеролог, среди заболеваний желудочно-кишечного тракта могу отметить болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, острые гепатиты, воспалительные заболевания кишечника. К последним относятся неспецифический колит и болезнь Крона. Пациентам с такими заболеваниями противопоказана ураза, наиболее благоприятным для их здоровья является четырехразовое питание. Для таких больных мы специально расписываем, что надо есть и в каком количестве. Только посоветовавшись с врачом со спокойной совестью можно держать уразу, в противном случае это чревато возникновением серьезных проблем со здоровьем.

Можно ли пренебрегать утренним приемом пищи (сухур)?

Утром обязательно нужно поесть и попить. Одноразовый прием пищи, да еще вечером; такой режим не физиологичен. Утренний прием пищи должен расцениваться как обычный завтрак, то есть должен быть достаточно полноценным, чтобы хотя бы как-то на целый день обеспечить организм энергией.

Разрешается ли ложиться спать сразу после утреннего приема пищи?

Врачи не рекомендуют этого делать. После приема пищи вырабатывается соляная кислота, а когда человек на полный желудок ложиться спать, усиливается вероятность заброса желудочно-кишечного содержимого в пищевод. Особенно это противопоказано больным гастроэзофагеальной рефлексной болезнью, потому что кислосодержимое желудка забрасывается и вызывает раздражение пищевода. Таким больным обычно мы даем карточку, где указывается, что он не должен ложиться спать в течение двух часов после еды.

Может ли ураза восприниматься как альтернатива диете или расцениваться как лечебное голодание?

Ни в коем случае нельзя рассматривать уразу как альтернативу каким-то диетам, потому что, на мой взгляд, это что-то духовное, и сопровождается чисто духовными практиками. Мне кажется, эти вещи нельзя ставить рядом. И вообще, если у человека есть желание сбросить лишний вес мы не рекомендуем ему голодать. Лучше ограничить употребление некоторых продуктов – есть часто и небольшими порциями. Потому что само по себе голодание это большой стресс для организма.

Поэтому многие набирают вес во время уразы?

Пища, съеденная до обеда, сжигается, не откладывается. Пища же съеденная после шести вечера откладывается в жировое депо. Чисто потому что существует такой закон, так работают гормоны человеческого организма.

Возможно ли развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта во время уразы?

Заболевания ЖКТ могут развиваться как во время стрессов, так и во время поста. Смена характера питания – длительное голодание может провоцировать развитие каких-то заболеваний. Об этом тоже надо помнить и если появляются какие-то боли нужно обязательно получить рекомендации врача, поинтересоваться, можно дальше держать или нет.

Люди какой возрастной категории чаще обращаются к гастроэнтерологу? С какими проблемами?

Мы работаем с пациентами от 16ти и старше. По возрастам обращаемость одинаковая, просто характер заболеваний разный. У молодых – чаще язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки или такие тяжелые заболевания как язвенный колит или болезнь Крона. У пожилых людей чаще встречается рак, язвенная болезнь желудка. В целом, надо сказать, что из года в год растет число болезней ЖКТ у населения, количество пациентов увеличивается.

Почему это происходит?

Это, конечно, влияние экологии на здоровье человека. Причину многих болезней нельзя сказать, но считается, что играет роль наследственная предрасположенность, которая реализуется под воздействием факторов окружающей среды. Идет рост больных язвенным колитом и болезнью Крона. Больными становятся люди трудоспособного возраста.

Есть сигналы, которые могут дать понять человеку, что ему пора задуматься о состоянии своего желудочно-кишечного тракта?

К сожалению, к врачу часто обращаются на поздних стадиях болезни. А такие сигналы, конечно, имеются. Если есть непонятные повторяющиеся боли в животе, понос, жидкий стул, запоры, выраженная слабость, головокружение – обязательно нужно идти к врачу, хотя бы просто удостовериться, что нет причин для беспокойства. Если у кого-то отягощенная наследственность по раку желудка, то он находится в факторе риска и обязательно должен обратиться к врачу.


Кому разрешается не держать уразу?

Вопрос:

Меня очень интересует вопрос о посте в месяц Рамадан. Скажите, пожалуйста, какой категории людей разрешено не держать уразу? Я иногда бываю в разъездах, можно ли дать себе послабление в таком случае? (Аноним)

Ответ:

Одной из величайших отличительных особенностей Ислама является лёгкость и гибкость в вопросах возложения обязанностей на людей. Подтверждением этому служит, к примеру, аят о посте, в котором прямо говорится о лёгкости Ислама:

يريد الله بكم اليسر و لا يريد بكم العسر

Перечислим причины, в силу которых разрешается не поститься, но после чего пост следует обязательно возместить.

  1. Путешествие (сафар)

Ислам разрешает не соблюдать пост человеку, удаляющемуся от родных мест на расстояние не менее 86 км (согласно ханафитскому мазхабу). В подобном случае путнику разрешается не соблюдать пост во время Рамадана в течение всего времени путешествия. После завершения ему необходимо возместить все пропущенные дни поста. Путешествие считается завершённым либо после возвращения человека домой, либо в том случае, если он принимает решение остаться там, куда он направлялся, не менее чем на пятнадцать дней.

Аят Корана указывает на то, что путнику разрешается не соблюдать пост .

Однако если пост не причинит вреда путнику ему лучше поститься, поскольку всё равно он будет обязан возместить его впоследствии.

Во время Рамадана больному разрешается не поститься, если он опасается, что соблюдение поста приведёт к ухудшению его здоровья или задержит выздоровление. Основанием для подобных опасений могут служить какие-либо признаки или прошлый опыт, в том числе и опыт другого человека, который болел той же болезнью, или указания опытного врача.

Не каждому больному разрешается не соблюдать пост во время Рамадана, поскольку пост может стать причиной исцеления. Ведь наукой доказано, что пост является средством лечения многих болезней. Таким образом , не соблюдать пост разрешается лишь тем больным, которым противопоказано поститься.

  1. Беременность и кормление грудью

Ислам разрешает не соблюдать пост беременным и кормящим грудью женщинам, если женщина опасается, что пост может повредить ей самой или ребёнку. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха разрешил не соблюдать пост беременным женщинам, которые опасались за своё здоровье, а так же кормящим грудью, которые опасались за здоровье своих детей (ан-Насаи, Ибн Маджа).

Кроме того, кормящая женщина может не соблюдать пост, если врач предпишет ей принимать лекарства, необходимые для лечения младенца.

Постящемуся разрешается нарушить пост, если жажда или голод окажутся столь сильны, что у него возникнет опасение лишиться из-за этого жизни или рассудка. В подобных случаях пропущенный день поста следует впоследствии возместить. Что же касается искупительных действий, то совершать их обязательно лишь тогда, когда человек сам доводит себя до такой степени изнеможения, что это начинает угрожать его жизни или рассудку, не будучи вынужденным делать это. Вот почему во время Рамадана людям, занятым на тяжёлых работах, например, пекарям или жнецам, либо не следует работать так много, что это не позволит им довести пост до конца, либо, по возможности, заниматься своей работой в вечернее время.

Если же человек вынужден работать днём и у него нет возможности трудиться меньше обычного, например, в таких случаях, когда он нуждается в получении оплаты в полном объёме, когда наниматель, к которому он нанялся на определённый срок, не соглашается расторгнуть договор найма или когда он опасается, что выращенный им урожай погибнет или будет украден, и не может нанять никого, кто выполнил бы его работу, то в таком случае на нём не будет греха, он не будет обязан искупать нарушение поста из-за столь сильной жажды или голода, что это заставит его опасаться за свою жизнь. В подобных случаях человеку следует только возместить пропущенный день в то время, когда он не будет работать или в другой день.

Люди, вынужденные заниматься тяжёлым физическим трудом во время Рамадана, должны знать, что им следует не отказываться от поста с самого начала дня, а начинать соблюдать пост в надежде на то, что Всевышний поможет им довести его до конца. Даже если это и не осуществится, человек всегда может отвести от себя опасность путём утоления жажды или голода, однако не соблюдать пост с самого начала таким людям не разрешается.

Если человек, который нуждается в заработке, знает, что работа причинит ему вред, он может нарушить пост, однако делать это запрещается до тех пор, пока он не почувствует, что заболевает.

Аудио версия настоящей статьи:

Важно помнить, что жизнь и здоровье человека являются первостепенными:

Всевышний не сделал для нас в религии ничего, что отягощало и усложняло бы жизнь. В Коране сказано:

У следующих категорий людей есть послабления в соблюдении поста.

Я из Карачаево-Черкесии, в Москве учусь на пограничника. Должен ли я держать пост? Являюсь ли я путником?

Это зависит от срока пребывания.

Мы с супругом часто на выходные уезжаем к родителям на дачу, которая находится более чем в 90 километрах от нашего дома. Являемся ли мы там мусафирами (путниками)? Эльмира.

В месяц Рамадан я уезжаю на пять дней на море. Могу ли я в эти дни не держать пост? На побережье Черного моря стоит жаркая погода, без воды просто невозможно. Даниель.

Можете, так как становитесь путником.

Вы пишете, что путником по ханафитскому мазхабу считается тот, кто уезжает из дома в другую местность, расстояние до которой более чем 90 км, и путешествует менее 15 дней, а по шафиитскому — тот, кто менее 4 дней. Но это касается молитвы-намаза, ее сокращения и объединения. А вот про пост не могу найти. У меня такая ситуация: я с тремя своими детьми уехала на Черное море (сами живем в Москве), естественно, это дальше, чем 90 км, мы здесь находимся уже 3 месяца и останемся еще на месяц! В общей сложности получается, что мы пробудем здесь 4 месяца. Сейчас Рамадан, я держу пост, но здесь на юге жара 40 градусов в тени, и я еле-еле выдерживаю до ифтара. Нет сил, чтобы выйти на улицу с детьми или прогуляться до моря, потому что очень жарко и хочется пить. Я уже, наверное, не являюсь путником, раз столько времени нахожусь здесь и знаю дату своего возвращения? Намазы я не сокращаю. Но я бы хотела облегчения в отношении поста. Держать пост в такую жару, когда у тебя еще трое маленьких детей, которым требуются внимание, прогулки, уход и т. д., невыносимо. Я хочу воспользоваться этим правом путника и перенести свой пост на осень, восполнив его уже в Москве, без этой изматывающей жары. Татьяна, 30 лет.

Да, находясь там столько времени, вы уже с первого дня не являетесь путником. Вы можете перенести соблюдение поста на время возвращения в Москву, но не по причине, что вы путник, а потому, например, что физически не в состоянии поститься.

Женщины в эти периоды не соблюдают пост, в подтверждение чего имеются прямые аргументы в достоверной Сунне [8]. В последующем остается необходимость восполнить соответствующее количество пропущенных дней один к одному [9].

В данном вопросе все зависит от того, что скажет квалифицированный врач. Личный опыт больного, конечно же, также учитывается и принимается во внимание. Если человеку действительно противопоказано поститься, например по причине большой вероятности ухудшения физического состояния, здоровья, то он не постится. После выздоровления он восполнит пропущенные дни поста один к одному. В случае же когда заболевание стало хроническим и маловероятно, что человек сможет восполнить пропущенный пост, он выплачивает фидью-садаку: за каждый пропущенный день необходимо насытить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека (а лучше — из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) [11].

Лучше мало, чем ничего. Если это противопоказание растянется на всю жизнь, выплачивайте денежный эквивалент (фидья) за каждый пропущенный день поста.

У меня хроническое заболевание, я являюсь вирусоносителем гепатита С (больная печень). При таком заболевании врачи рекомендуют есть часто и понемногу, выпивать не менее 4 литров воды в день. Врач-инфекционист моей поликлиники не может дать мне вразумительный ответ по поводу соблюдения поста, поскольку относится с предубеждением к Исламу и его предписаниям. Если я соблюдаю пост более 12 часов, то у меня начинают дрожать руки и ноги, кружится голова. Как мне соблюдать пост и есть ли в Москве мусульманские медицинские учреждения, где можно получить грамотную консультацию? Альбина.

Найти хорошего специалиста для получения грамотной рекомендации не так просто, и в любом случае мнение врача субъективно. Вам самой решать, соблюдать пост или нет, смотрите по вашему самочувствию. В длинные летние дни можете поститься по мекканскому времени. В любом случае — если вам физически тяжело, то Всевышний не возлагает на душу больше ее возможностей (см. Св. Коран, 2:286), а потому восполните несоблюденный пост выплатой фидьи-садаки.

У меня диагноз — амнезия левого полушария. В 2009 году я стал держать пост, продержался 5 дней, после чего начались головокружения, практически терял сознание несколько раз. Как мне быть? Шариф.

Поститесь. Если будет невмоготу, тогда прервите пост, а пропущенные дни восполняйте в зимний период, когда дни коротки.

Моя жена в связи с тяжелыми болезнями сердца (после перенесенного инсульта и инфаркта) не может поститься, она постоянно живет на таблетках. Как ей быть с постом? Вы пишете, что можно выплатить деньгами. Как именно? К.

Выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто с наибольшей вероятностью больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста. Фидья-садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед вашей жены (а лучше — ее среднесуточные затраты на питание).

Больной сезонной аллергией (на пыльцу амброзии) обязан держать пост? Владимир.

Если может, тогда постится. Есть вероятность, что пост полностью излечит организм от аллергии, ведь человеческое тело во время поста (при умеренном питании без переедания) борется со всем злокачественным и вредным для него, т. к. высвобождается большое количество энергии, которая ранее тратилась на переваривание пищи в дневное время.

Моему мужу 36 лет. Вот уже второй год после того, как он постится в месяц Рамадан, у него сильно падает содержание железа в крови. Потом он сидит на лекарствах 2 месяца, чтобы привести железо в норму. Что делать ему в таком случае? Мадина.

Думаю, проблема может возникать и в течение года, и зависит не только от поста. Вам нужно изучить, какие продукты содержат железо, и ввести их в каждодневный рацион, в том числе и в месяц поста. В каких-то продуктах его может быть много, в каких-то мало. Также нехватку железа можно компенсировать пищевыми добавками. Здоровый образ жизни (каждодневная зарядка, прогулки на свежем воздухе, здоровый сон) и правильное питание (без переедания и без излишнего поглощения жирного и мучного) приведут в порядок тело вашего мужа через 6–8 месяцев. То есть снижение того или иного элемента в крови никак не должно препятствовать соблюдению поста, а должно быть стимулом к внесению им здоровых преобразований в свою жизнь.

У меня хронический гастродуоденит. Позавчера произошло обострение, соответственно пост я пока держать не могу, так как пью таблетки, чаи и кушаю выжимки из риса. Врачи говорят, что мне нельзя не есть, я должна питаться часто и понемногу, в среднем 4–6 раз в день каждые 2–3 часа. Можно ли перенести пост на зиму или обойтись денежной выплатой? Подскажите, как быть? Марина.

Я страдаю проблемами работы желудка. Не могу есть на ночь или перед сном, иначе чувствую сильные боли в желудке. Будет ли отказ от утреннего приема пищи грехом в моем случае? Алина.

Поступайте так, как вам удобнее и комфортнее, не усложняйте. Если возникнут серьезные проблемы со здоровьем, можете перенести пост на короткие зимние дни.

У моего мужа камень в почке. Врач сказал, что поститься нельзя, так как застой мочи приведет к увеличению размеров камня. Мужу прописал обильное питье. Муж работает, чувствует себя хорошо, считает необходимым держать пост, но в то же время сомневается, не ухудшит ли это его здоровье. Подскажите, пожалуйста, как ему поступить. Алия. Уважаемый Шамиль, мне 27 лет, у меня мочекаменная болезнь, при которой желательно пить много воды. Можно ли держать в таком случае пост? Бауржан.

Попробуйте. То количество воды, которое вы выпивали в дневное время, можете выпивать в ночное. Лучше больше пить до еды, немного — в процессе и не пить после, кроме как через час-два. Организм подскажет.

Я прохожу лечение, и в этом месяце в течение десяти дней мне следует принимать таблетки по 2 раза в день. Я делаю это в 10:00 и в 22:00, так как по рекомендации врача между приемом должны быть равные промежутки времени. Последний день приема выпадает на первый день поста. Я знаю, что прием лекарств нарушает пост, но и лечение бросить не могу. Можно ли мне в этот день не поститься и восполнить пост? Алия, 26 лет.

Вам придется не поститься (из-за приема таблеток, через пищевод попадающих в желудок). Восполните пропущенный день поста позднее.

Я на протяжении многих лет принимаю лекарства дважды в день (через каждые 12 часов). Я не могу держать пост в Рамадан летом (в этом году, например). Возможно ли восполнить его зимой, когда дни коротки, и это не будет в ущерб моему здоровью?

Можете восполнить зимой.

Для этой категории людей пост, если они не в состоянии его соблюдать, заменяется фидьей-садакой.

Мне 16 лет. Если я не буду держать пост, будет ли считаться это грехом? Shebnem, 16 лет.

Для несовершеннолетних детей (примерно до 15 лет) по канонам Ислама пост в месяц Рамадан не обязателен. Вам же следует держать пост. Несоблюдение — грех.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Не подвергайте себя преднамеренно и необоснованно опасности, цените жизнь и относитесь к этому дару Божьему с соответствующим вниманием. Не полагайтесь на дело случая, не позволяйте эмоциям, ведущим к неоправданному риску, брать верх над разумом. Будьте внимательны, но не мнительны.

[2] Также см.: Св. Коран, 5:6 и 33:38.

[4] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 321.

[5] См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 1. С. 481.

[6] См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 80; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 1. С. 483.

[7] См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 488, 489.

[9] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1718, 1722.

[11] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

[13]Именно так комментировали этот аят многие ученые-богословы, первым среди которых был известный толкователь Священного Корана, сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 229, 230; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 2. С. 129; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 160.

[15] Совершеннолетие по канонам Ислама наступает с половым созреванием, то есть примерно в 12–15 лет.

Наступил священный Рамадан — месяц прощения, милости и наград. Многие мусульмане знают, как правильно подготовиться к посту в летние месяцы, как соблюдать адекватный режим труда и отдыха, как питаться, чтобы не нанести вред здоровью.

Далёкому от медицины человеку бывает трудно понять, насколько состояние его здоровья позволяет или не позволяет соблюдать пост. Ведь воздержание от еды и питья может либо вызвать, либо не вызвать обострение заболевания. К тому же есть диагнозы, не связанные с постом, обострение которых не опасно. К сожалению, многие мусульмане, следуя советам врачей, упускают возможность заслужить довольство Всевышнего, а некоторые, напротив, необоснованно рискуют жизнью, хотя Аллах запрещает верующим вредить самим себе, в том числе посредством поклонения.

Есть болезни, при которых пациент должен обязательно соблюдать диету и регулярно употреблять пищу и воду, можно сказать, под страхом смерти: так больной ежечасно, ежеминутно поддерживает жизнедеятельность организма. При таких заболеваниях пост однозначно запрещён.

Например, при сахарном диабете 1 типа (инсулинзависимый) человек должен контролировать баланс глюкозы в организме, вовремя употребляя пищу, сахар, воду и делая инъекции инсулина. Миф о том, что если не кушать, то просто не нужно ставить инсулин, и всё будет в порядке, — опасное заблуждение, иногда встречающееся среди новичков.

Не всё так однозначно при сахарном диабете 2 типа (инсулиннезависимом), так как больше зависит от стадии заболевания и от состояния пациента. Например, если болезнь на начальной стадии, при которой назначена только диета с низким содержанием углеводов, то поститься разрешено при соблюдении ряда правил во время приёма пищи. Если пациент принимает сахароснижающие препараты, то вопрос решается индивидуально, в зависимости от вида лекарств, вызывают ли они гипогликемию, умеет ли человек контролировать своё состояние и каковы результаты некоторых анализов. Есть многочисленные примеры больных сахарным диабетом 2 типа, даже получающих инсулин, которые отлично чувствуют себя в Рамадан. Благодаря знанию своего организма они уже научились корригировать дозы препаратов в соответствии с уровнем глюкозы крови, и в пост наблюдают улучшение течения болезни. Несомненно, это возможно только у пациентов, в полной мере осознающих, что они делают. Если же у больного сахарным диабетом 2 типа бывают гипогликемии (снижение уровня глюкозы крови), которые он не умеет предотвращать и распознавать — поститься однозначно запрещено.

Практически все болезни почек

Проблема, при которой обезвоживание может быть опасным. Почкам жизненно необходима вода, и с недостатком жидкости может справиться только здоровый орган. Гломерулонефриты, мочекаменная болезнь, наследственные нефропатии, почечная недостаточность — серьёзные противопоказания к посту в летние месяцы. Можно попробовать совершать богослужение, если болезни на начальной стадии, и только во время ремиссии — когда почки фактически здоровы. Тогда пост станет тренировкой, полезной для организма.

Болезни печени и желчного пузыря

Если пациенту предписано соблюдать диету с частым дробным питанием, а любое нарушение режима влечёт появление болей и недомогания, то совет — не поститься. Это относится к болезням, при которых изменяется состав желчи и структура желчевыводящих путей: желчнокаменная болезнь, холецистохолангиты и т.п., когда необходимо постоянное отхождение желчи и запрещено её застаивание. Питание в этом случае — вторичная профилактика заболевания и недопущение острой хирургической патологии. К сожалению, врачи запрещают пост даже при таких изменениях как перетяжки в желчном пузыре или дискинезия желчевыводящих путей, при появлении признаков хронического холецистита, выявленных на ультразвуковом исследовании. Однако это не слишком серьёзные изменения, при которых более важно самочувствие постящегося: возможно, в Рамадан оно даже улучшится или же появившийся вначале небольшой дискомфорт через несколько дней пройдёт.

Хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Здесь всё зависит от выраженности заболевания и его переносимости. Если человек чувствует недомогание — то он болен и, следовательно, должен воздерживаться от поста. При хорошем самочувствии и намерении совершать богослужение нужен лишь рациональный подбор продуктов питания и профилактический приём противоанемических препаратов. Никаких нежелательных последствий в таком случае быть не должно.

Хронические болезни сердечно-сосудистой системы

Пост противопоказан людям с этими заболеваниями в том случае, когда необходим регулярный приём препаратов в дневное время.

Очень частая жалоба постящихся. Чаще всего они возникают от нетренированности у людей, редко постящихся вне Рамадана, и проходят после привыкания к воздержанию от пищи и воды. Если же боли усиливаются с каждым днём и влияют на трудоспособность, то поститься не следует, ибо симптомы свидетельствуют о том, что организм не справляется с богослужением.

Плохое самочувствие и обострение заболеваний — не всегда препятствие для поклонения в Рамадан. Иногда ОРЗ, ОРВИ и отравления у постящихся проходят намного быстрее. Ведь известно, что голод на начальном этапе болезни — хорошая возможность для организма разобраться с проблемой в кратчайшие сроки. Нужно понять, возможно ли при данном заболевании голодать и не пить? Например, при сильной диарее или высокой температуре запрещено не пить. А при боли в горле с субфебрильной температурой или при болях в спине можно воздерживаться от питья.

Конечно же, эта статья — не универсальное руководство, ведь всю патологию перечислить невозможно. Здесь рассмотрены только наиболее часто встречающиеся болезни, которые вызывают вопросы у мусульман. Грань между здоровьем и болезнью зачастую едва различима, и в том случае, когда человек скорее здоров, чем болен, сохраняется его обязанность выполнять данный фарз. Плохая переносимость поста зачастую связана не с болезнью, а со страхом. Верующему надо быть честным перед самим собой и ответить, чего он больше опасается — голода или своего диагноза. Можно спросить у компетентного врача, чем конкретно опасен пост при имеющемся заболевании, и в соответствии с полученной информацией расставить приоритеты.

Каждый верующий сам решает, под силу ли ему поститься летом, и далее полагается во всём на Аллаха. Стоит отметить, что самочувствие в Рамадан очень сильно зависит от настроя постящегося. Неуверенность и страхи способны значительно ухудшить его и даже вызвать заболевания, которых раньше не было. Понимание того, что пост — это не голодание, а один из видов поклонения, за которое Аллах определяет награды; принятие поста как возможность очищения от грехов и воспитание воли; обращение ко Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он дал лёгкость в соблюдении — вот что действительно предотвращает опасность голода и обезвоживания в месяц Рамадан.


В Кыргызстане воздержание от пищи в месяц Рамазан с каждым годом набирает все большую популярность. Но педиатры предупреждают, что дети могут испытывать большие сложности при соблюдении поста, что приводит даже к госпитализации.

30-дневный пост в этом году выпал на конец весны и начало лета. В период поста необходимо воздерживаться от пищи около 18 часов. Ислам предписывает соблюдать пост всем мусульманам, достигшим зрелости. Но врачи рекомендуют держать орозо как минимум с 14-летнего возраста.

В последнее время кыргызстанцы приучают к посту своих детей уже с 9-10 лет, отмечает педиатр села Нижняя Ала-Арча Чуйской области Айнура Аманбаева. Но, предупреждает врач, растущий организм с трудом переносит долгое воздержание от пищи:

- К нам привозят детей с желудочным кровотечением, язвой. Соблюдать пост рекомендуется с 14-15 лет. Я, как медик, считаю неправильным приучать к посту 8-9-летних детей. Это сказывается не только на пищеварении, но и на умственном развитии.

Может усугубить болезни почек

Кыргызстан является страной с высоким уровнем заболеваемости почек и мочевыводящих путей из-за высокогорной местности и избытка минералов в родниковой воде.


​В период орозо пациентов с жалобой на болезни почек становится больше, отмечает доктор медицинских наук, уролог Нурбек Садырбеков. При наличии хронических болезней перед соблюдением поста, по его словам, рекомендуется проконсультироваться с врачом:​

- В связи с жарким и сухим климатом у многих людей возникают камни в почках. На рост хронических болезней влияет социально-экономическое положение населения, образ жизни и избыток минералов в наших водах. Соблюдение поста может усугубить болезни. В Национальный госпиталь часто попадают пациенты, у которых возникают проблемы с почками именно в связи с постом.

Полезно для внутренних органов

Вместе с тем, пост орозо является лучшей диетой для профилактики болезней внутренних органов, поясняет профессор-хирург Эрнис Алыбаев:


- Желчный пузырь, железа работают непрерывно, словно станки на заводе. Воздержание от пищи на месяц позволяет им передохнуть. Медики ведь сами рекомендуют пациентам соблюдать диету, воздержаться от жирной, жареной пищи. Орозо – как вид диеты, он очень полезен для организма.

Вредно для желчного пузыря

Хирург городской больницы №1 Бишкека Канназар Бабакулов предупреждает о возможных рисках во время орозо:


- Во время месяца Рамазан у нас увеличивается число пациентов с разрывом желчного пузыря и жалобами на камни в нем. Перед постом необходимо провериться у врача. При наличии камней в желчном пузыре болезнь может усугубиться всего за несколько часов голодания, даже при употреблении воды.

С 2015 года в странах Европы проводятся различные кампании, призывающие отказаться от соблюдения поста Орозо. Министерство здравоохранения Великобритании предупреждает о пагубном влиянии долгого воздержания от пищи на здоровье детей, а педагоги отмечают снижение успеваемости школьников-мусульман во время месяца Рамазан.

Доктор медицинских наук, специалист тибетской медицины Анархан Надирова делится своими советами по соблюдению поста орозо:


- Рамазан является священным месяцем для мусульман, а орозо – обязательным для соблюдения постом. Но несоблюдение правил питания может привести к тяжелым последствиям. В первую очередь необходимо учитывать состояние здоровья. Беременные, женщины с грудным ребенком, люди с хроническими болезнями, дети не могут держать пост. Я тоже исполнила свой мусульманский долг и совершила паломничество в Мекку, где спрашивала у старших, насколько правильно соблюдать пост больным людям. Они отвечали, что держать пост при болезнях считается грехом. Особое внимание нужно обращать на вечерний прием пищи, так как мы обходимся без питания от 14 до 18 часов. Трапезу нужно начинать не со сладостей вроде хурмы, а со стакана воды. Принимать пищу рекомендуется начать минут через 20 после воды, чтобы не нагружать организм. Воздержитесь от жирной пищи, ешьте фрукты и овощи.

Священный для мусульман месяц Рамазан в этом году для кыргызстанцев начинается в ночь на 17 мая.

YrU

Перевод с кыргызского. Оригинал статьи по этой ссылке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции