Московская патриархия решение покорно вирус

Официальный сайт Московского Патриархата


Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, начать я хочу с коронавируса. Его распространение не останавливается по всему миру и набирает обороты в соседних с Россией странах. Например, если говорить об азиатских странах, то православная митрополия Кореи Константинопольского Патриархата была впереди остальных, огласив правила поведения в храмах на время эпидемии. В частности, эти правила включают: во время Литургии прихожанам необходимо надевать маски, они не целуют иконы, а кланяются им, были отменены огласительные беседы, то, что называется проповедью. Какие-то подобные меры Русская Православная Церковь не хочет принять на время распространения эпидемии?

Митрополит Иларион: Мы этот вопрос обсуждали на последнем заседании Высшего Церковного Совета и решили, что в превентивном порядке не будем издавать какие-то указы или постановления, но если беда коснется России или придет в другие страны канонического пространства Русской Православной Церкви, то, конечно, мы будем на нее реагировать, в том числе следовать рекомендациям органов здравоохранения. Например, наши приходы в некоторых областях Италии уже получили предписания от местных властей вплоть до того, что на какое-то время они должны быть закрыты и в них не должны совершаться богослужения.

Есть разные способы минимизировать угрозу заражения вирусом. В частности, мы верим в то, что никакие вирусы и никакие болезни не могут передаваться через причастие. Но если дело дойдет до каких-то запретов или рекомендаций, которым мы обязаны будем следовать, то я не исключаю того, что, например, в некоторых случаях будут использоваться одноразовые ложечки для причастия. Такое уже сейчас имеет место в тех случаях, когда священник посещает в больнице тяжелобольного человека с ослабленным иммунитетом, которому врачами предписана полная изоляция. Тогда священники причащают человека из одноразовой ложечки. Конечно, могут быть предусмотрены и другие меры, в том числе и ношение масок.

Е. Грачева: А не проще закрыть храмы на время эпидемии, как это сделали, например, в Италии?

Митрополит Иларион: Пока мы не рассматриваем такую опцию, кроме тех мест, куда уже пришла беда и где уже требуются безотлагательные действия. Естественно, Церковь будет реагировать на те требования, которые будут выдвигаться соответствующими государственными структурами.

Е. Грачева: Помимо непосредственно коронавируса, распространяется и другой, как выяснилось, куда более губительный вирус — вирус страха и паники. Он уже охватил Европу: север Италии полностью погружен в этот страх, перекрыты и маленькие населенные пункты на севере, и полностью остановлена туристическая жизнь половины Италии. И это имело последствия: на улицах итальянцы избивают китайцев, которые попадаются им на глаза, потому что известно, что многие семьи зависят от ресторанного, гостиничного бизнеса, а когда все остановилось — нет дохода. Украинцы паниковали, когда жгли покрышки и перерывали асфальт, они не хотели, чтобы под Полтавой разместили людей на карантин — даже не зараженных, но вернувшихся из зоны заражения. Как быть с вирусом паники, который толкает людей на преступление?

Митрополит Иларион: Как верующий человек, я хотел бы, прежде всего, сказать, что жизнь и смерть каждого человека находится в руках Божиих. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы не допустить распространения вируса. Каждая страна, которая с этим сталкивается, должна принимать исключительные, экстраординарные меры для того, чтобы воспрепятствовать распространению вируса. Но вирус паники распространяется в том числе через средства массовой информации, потому что об этом очень много говорят, пишут. И даже если вирус не дошел до какой-то конкретной страны, то уже из сообщений о том, что происходит в других странах, в том числе в соседних, может создаться атмосфера паники. И эта атмосфера создается.

Опять же, как верующий человек могу сказать, что паника никогда не помогает. Помогает эффективное использование медицинских средств, в том числе превентивного характера; помогают меры, которые принимают государственные структуры, в том числе отменяя авиасообщения с теми странами, где сейчас имеется вспышка вируса, и проверяя каждого, кто пребывает в страну из зараженных областей. Я сам недавно проходил такую проверку, когда посещал Италию. То есть прежде чем меня впустили на территорию страны, я должен был подойти к приборам, которые измеряли температуру. Если бы у меня была повышенная температура, то меня сразу забрали бы на обследование. Но я думаю, что такие меры необходимы, а паника не только не нужна, она очень вредна не только для внутреннего состояния тех людей, которые поддаются панике, но и для всего окружающего общества.

Я думаю, что нам не следует поддаваться панике. Я думаю, что нам, верующим людям, нужно молиться о том, чтобы эта эпидемия поскорее прекратилась, и чтобы те страны, которые она затронула, как можно скорее вернулись к нормальной жизни.

Митрополит Иларион: Это не мода. Это тоже эпидемия. Мы с Вами говорили про эпидемию коронавируса, про эпидемию паники. Это тоже эпидемия — эпидемия безумия, которая накрыла западный мир в результате потери духовно-нравственных ориентиров.

Что такое пол человека? Это то, что ему дано Богом. Если люди перестают верить в Бога, они начинают верить в разного рода фантомы. Например, в то, что у человека может быть один пол биологический, а другой пол — психологический. Если, например, какой-то человек в детстве, юности или в зрелом возрасте начинает себя осознавать принадлежащим к противоположному полу, то с нашей точки зрения это может быть какое-то духовное или психическое отклонение, которое, возможно, поддается лечению, в том числе при помощи психологов. Но сейчас на Западе выросло целое поколение психологов, которые, наоборот, говорят, что корректировать надо биологический пол. Эти психологи за такого рода консультации получают большие деньги и находятся в сговоре с представителями еще одной мощной и высокооплачиваемой индустрии — это индустрия операций по перемене пола. Такие операции сейчас становятся (хоть они и по-прежнему достаточно дорогостоящие) доступны лицам, принадлежащим к среднему классу. И это целая эпидемия такого рода операций, которые происходят сейчас на Западе.

Надо сказать, что очень многие люди, сделавшие такую операцию, раскаиваются в том, что они сделали, но их истории всячески замалчиваются, потому что их откровения наносят удары по этой индустрии и по идеологии, которая за ней стоит. А идеология эта не просто безбожная, она античеловеческая. Я в одной из передач рассказывал о том, как происходит операция по смене пола. Я не хотел бы повторять, но так называемая операция по смене пола — это ничто иное как уродование и искалечивание человека, который в результате не меняет свой пол, но просто создается видимость того, что он поменял пол. Поэтому я говорил и повторяю сейчас, что операция по смене пола — это обман и самообман.

Митрополит Иларион: Мое мнение, что это очень безвкусная, гадкая и омерзительная поделка, которая основана на том, что используются религиозные образы, в том числе образы из жизни католических монастырей, а также там присутствует некая пародия на изображение Богородицы и даже на распятие. Это не просто безвкусная и омерзительная поделка, она еще кощунственная и богохульная. Вот все, что я могу сказать об этом.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу!

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!

Вопрос: Владыка, как перестать доверять людям? Я от природы очень открытый и доверчивый человек, всегда стараюсь доверять людям, но в нашем мире эти качества не нужны, и я страдаю от этого, потому что иной раз ты видишь в человеке друга, хочешь довериться ему, поделиться чем-то сокровенным, но это никому не надо. Как научиться быть недоверчивым и закрыться от этого мира? Как сломать свой открытый характер?

Я очень часто ошибался в людях по своей, наверное, излишней доверчивости. Я всегда склонен верить людям. Я всегда склонен принимать за чистую монету то, что мне говорят. И даже более чем 50-летний жизненный опыт меня не научил тому, что людям верить не надо. Хотя обманывался я в людях множество раз и разочаровывался в них тоже множество раз. Но я все-таки думаю, что лучше ошибиться в эту сторону, чем ошибиться в другую сторону.

Если Вы станете замкнутой, подозрительной, если вы от всех будете ожидать только всяких гадостей, то Ваша жизнь превратится в сплошное мучение. А если Бог дал Вам открытый и доверчивый характер, то и живите с этим характером. Будьте открытой по отношению к людям, а если кто-то Вас обманет, если Вы в ком-то разочаруетесь, то постарайтесь это пережить и дальше идти по жизни с тем характером, который Вы получили от Бога.

Вопрос: В школе ребенку преподается теория Дарвина. Как относиться к теории Дарвина нам, православным людям?

Теория Дарвина не противоречит догмату о том, что у мира существует Творец. Эта теория не вписывается в рамки того мировоззрения, которое отражено на самых первых страницах Библии, где рассказывается о сотворении мира. Когда мы читаем эти первые страницы, мы видим, что Бог создает сначала материю, потом материальный свет, Он создает землю, Он отделяет сушу от воды, потом Он начинает создавать растения и различные виды животных. Причем никакая эволюция между видами в этом тексте не просматривается. Каждый вид создается Богом отдельно: животные отдельно, рыбы отдельно, пресмыкающиеся отдельно и, наконец, человек отдельно. То есть такая картина, которая бы предполагала, что человек произошел от обезьяны и что у обезьяны и человека был общий предок, действительно не вписывается в библейское повествование о том, как был сотворен мир, если только это повествование не воспринимать слишком расширительно.

Среди православных христиан есть те, которые полностью отвергают теорию Дарвина, есть те, которые ее частично отвергают, и есть те, которые ее принимают. Как правило, мы отвергаем то, что называется макроэволюцией, то есть представление о том, что один вид мог трансформироваться в другой, условно говоря, обезьяна в человека. Но то, что называется микроэволюцией, то есть некая эволюция внутри видов, ее мы не отвергаем. По крайней мере, мы не обязаны ее отвергать.

Если говорить о микроэволюции, то это тот аспект теории Дарвина, который имеет серьезную доказательную базу. А если говорить о макроэволюции, то это тот аспект, который не имеет серьезной доказательной базы, и по сути все, что говорится о возможности трансформации одного вида в другой, не более чем недоказанные спекуляции. Теория Дарвина до сих пор остается теорией, и в этом смысле, как и всякая теория, она уязвима, но в тех своих аспектах, в которых она противоречит библейскому откровению, не может быть принята христианским православным сознанием.

Вопрос: Меня предал близкий друг, которого я знала много лет. Он поступил так плохо, что даже думать об этом без слез не могу. Я смогла простить, но не забыть. Как пережить предательство? Молитва не помогает.

Митрополит Иларион: Прежде всего, я хотел бы напомнить о том, что Господь наш Иисус Христос тоже в Своей жизни пережил предательство, причем не одно, а очень много. Мы знаем, что Он был предан Своим собственным народом, которому Он не только не сделал никакого зла, но, наоборот, делал только добро. А еще Он был предан одним из Своих двенадцати ближайших учеников — это предательство описано во всех четырех Евангелиях. И мы знаем, что предателем был тот, кто ничем не отличался от других учеников и ничем не был обделен. Если такое могло произойти с Иисусом Христом, то такое, конечно, может произойти и с каждым человеком.

Как найти в себе силы пережить предательство? Прежде всего, конечно, нужно постараться найти в себе силы простить. Если у вас нет своих собственных внутренних сил для этого, то существуют такие проверенные средства, как исповедь и причащение. Вы можете прийти на исповедь к священнику, рассказать о том, что это вас тяготит, попросить, чтобы он за вас помолился. Если ваша собственная молитва не помогает, пусть за вас помолится священник, пусть за вас помолятся близкие вам люди. Постарайтесь, если вы с этим человеком, который вас предал, можете не встречаться, больше с ним не встречаться. Если он оказывается на вашем жизненном пути, постарайтесь не вспоминать о том, что он совершил. Живите своей собственной жизнью и помните о том, что прощение — это залог вашего собственного благополучия.

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!

Официальный сайт Московского Патриархата


Документ утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви.

До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее.

Относительно Причащения Святых Христовых Таин

1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий[1] — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.

3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.

4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.

5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.

Относительно совершения таинств Крещения и Миропомазания

6. Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели (баптистерия) дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается).

7. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.

Относительно совершения таинства Елеосвящения

Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни

9. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.

10. Возвращаясь к уставной практике, подвергшейся изменению в последние годы, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора.

11. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.

12. Для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки.

13. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования и тщательно омывая кипятком.

14. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.

15. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.

Указания общего характера

16. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа).

17. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания.

18. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек.

19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане.

20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.

21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан.

[1] — В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим ее сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца — на правило VI.28).

Для санитарной обработки рекомендуются следующие препараты:

  • препараты на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д);
  • 3% перекись водорода;
  • 70% изопропиловый спирт (к примеру Септолит антисептик);
  • 75% этиловый спирт;
  • хлорсодержащие препараты (для уборки помещений).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции