Конспект урока по биологии для 9 класса вирусы

Класс: 9

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательная - формирование новых биологических понятий: вирус, вирион, облигатный паразит, лизис.
  • Развивающая - развитие способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, умения формирования определений.
  • Воспитательная - стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог.

Оборудование: Мультимедийная презентация, пробирки с водой, щелочью (КОН), индикатор (фенолфталеин), зачетные листы №1 и №2 (приложение №1, приложение №2).

Ход урока

Именно вирусные инфекции пугали человечество в прошлые века, они устрашают нас и в настоящее время.

В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевали 2/3 родившихся, а из 8 человек заболевших умирали 3. И хотя оспа - единственная вирусная болезнь, которая побеждена человечеством и продолжает существовать лишь в лабораториях США, России, ЮАР, тем не менее эпидемиологи опасаются её возвращения в связи с бактериологической войной, начатой террористами против США. Вслед за использованием бацилл сибирской язвы террористы могут использовать и законсервированные штаммы оспы.

Давайте послушаем краткое сообщение об этой болезни.

Учитель: Последний случай оспы был описан в 1977 году в Сомали, а вот заболевание, которое ежегодно приводит к эпидемиям, существует и поныне. Как вы думаете, о какой болезни идет речь? (грипп).

Впервые грипп был описан в 412 г. до н.э. Гиппократом.

Число эпидемий возрастает с каждым столетием: в 15 в. - 4 эпидемии, в 17 в. - 7, в 19 в.- 45. Периодичность проявления мировых эпидемий (пандемий) гриппа - 12 лет. Чем же страшен грипп? На эти и другие вопросы в своем сообщении ответит ваш одноклассник.

Учитель: Рассмотрим ещё одно вирусное заболевание, которое хотя и лечится, но не дает иммунитета. Им может заболеть любой, а после выздоровления нужно несколько месяцев придерживаться диеты, т.к. оно поражает печень. О какой болезни идет речь? (о гепатите). В чем же его опасность, расскажет вам.

Обсуждение проблемы с учениками, актуализация знаний.

Учитель: итак, о вирусах нам известно следующее:

  1. вызывают разнообразные заболевания, иногда смертельные;
  2. способны воспроизводить себя;
  3. являются внеклеточными формами жизни;
  4. способны быстро изменяться, т.е. эволюционировать.

В течение урока вам предстоит заполнить 2 таблицы в зачетных листках.

Как вы думаете, что отличает вирусы от других живых организмов?

  1. не имеют клеточного строения
  2. не растут
  3. не имеют обмена веществ
  4. являются облигатными паразитами, т.е. могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, а вне ее существуют в неактивном состоянии.

Изложение нового материала с опорой на презентацию.

Ученики заполняют таблицы в зачетном листе № 1.

Работают с учебником, заполняют зачетный лист № 1.

Вирусы - живые внеклеточные организмы, являющиеся облигатными паразитами, способными переходить из одной клетки в другую. Вне клетки хозяина они существуют в неактивной форме, в состоянии вириона. Во внутриклеточной форме может осуществляться процесс размножения вирусов.

Как же устроен вирус? Какие из уже изученных свойств вируса помогают нам сделать вывод о его строении?

Если вирус способен воспроизводить себя, а также обладает наследственностью и изменчивостью, в его составе есть нуклеиновые кислоты - ДНК и РНК. Поэтому различают ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Кроме того, вирус имеет белковую оболочку - капсид.

Капсид почти у всех вирусов состоит из полипептидных цепей более чем одного типа, причем эти цепи нередко сгруппированы в несколько слоев. У многих вирусов их белковый капсид окружен ещё и мембраной, в которую помимо белка входят липиды и которая по своему строению напоминает плазматическую мембрану. У вирусов, имеющих мембрану, липидные компоненты идентичны тем, которые содержатся в плазматической мембране клетки - хозяина.

Строение оболочки вируса, тип его НК, способы проникновения в клетку - все это у различных вирусов сильно варьируется.

Какое действие оказывает вирус на организм?

Совещание в группе. Ученики ищут ответ на проблемный вопрос.

Вирион - неактивная форма вируса - внедряется в клетку хозяина и заставляет её синтезировать ДНК или РНК вируса, т.е. вирус использует генетические механизмы клетки, нарушая их нормальное функционирование.

Обычно вирусная инфекция завершается разрушением (лизисом) инфицированной клетки и высвобождением потомства вируса. Однако некоторые вирусы могут включаться в хромосомы клетки, не вызывая её разрушения. Здесь вирусные гены реплицируются с генами хозяина.

Давайте подведём итоги первой части урока. Итак, вирусы - опаснейшие противники человечества. В чем же их сила?

Индивидуальные ответы учащихся.

  1. Вирусы имеют мельчайшие размеры, что делает их всепроникающими.
  2. Живучесть вирусов обеспечивается, с одной стороны, их стабильностью, позволяющей сохранить уникальные и полезные гены, с другой - необычайной изменчивостью.

Нельзя умолчать ещё об одном РНК-содержащем вирусе, который родом из Центральной Африки, о ВИЧ. Что же известно об этом вирусе?

Из сообщения ясно, что ВИЧ относится к группе ретро-вирусов - старейших вирусов человечества, поэтому считать, что ВИЧ - новый вирус, неправильно.

В 1981 году в Сан-Франциско были выявлены люди, пораженные тяжелыми формами разных заболеваний. Анализ крови показал, что у этих людей снижен иммунитет, что было вызвано поражением клеток крови. Этот вирус и был назван ВИЧ. Сейчас в мире болеют СПИДом более 4 миллионов человек, только в России - более 15 тысяч выявленных и столько же являются носителями.

Давайте рассмотрим пути передачи ВИЧ-инфекции.

Ученики заполняют зачетный лист № 2.

Глядя на схему, назовите пути передачи ВИЧ-инфекции:

  1. Половой
  2. От матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении,
  3. Через кровь: при переливании крови, при пересадке органов, тканей,
  4. При использовании загрязненных мед. инструментов (шприц наркомана)

Какова вероятность заболеть СПИДом? Ведь в данном случае поражается система, выполняющая защитную функцию.

Работа с таблицей.

  1. гомосексуалисты
  2. люди, ведущие беспорядочную половую жизнь
  3. проститутки
  4. наркоманы
  5. доноры и реципиенты

Практическая личностно-ориентированная работа.

Подведение итогов. Заполнение таблицы в зачетном листе № 2.

Что же надо делать, чтобы защитить себя от этой болезни?

  1. использовать одноразовые инструменты
  2. установить хороший контроль за донорской кровью
  3. вести борьбу с наркоманией, связанной с заражением СПИДом.

Итак, подумайте и скажите: необходимы ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему?

План-конспект урока в 9 классе предназначен для учителей биологии. Основная цель: помощь учителю в подготовке к уроку по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
План-конспект урока биологии в 9 классе "Вирусы" 32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление учащихся с неклеточной формой жизни – вирусами, рассмотреть основные признаки вирусов, особенности их размножения;

-Формировать умение применять полученную информацию, сравнивать, делать выводы.

-Развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы.

-Развивать интеллектуальные способности, навыки познавательной самостоятельной активности.

-воспитывать интерес к изучению живой природы;

-формировать научное мировоззрение.

- словесный: объяснительная беседа, рассказ;

- самостоятельная работа, работа в парах.

Тип урока: комбинированный.

Базовые понятия и термины: вирусы,вирусология,капсид, ящур, чума, бешенство,полиэдроз, грануломатоз, мозаика растений, оспа, корь, паротит, ВИЧ, СПИД.

1.Организационный этап
2.Проверка ранее изученных знаний

3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
4.Изучение нового материала
5.Закрепление нового материала

6.Подведение итогов урока
7.Домашнее задание

-взаимное приветствие учащихся и учителя;

- учитель убеждается к готовности учащихся к уроку.

2. Проверка ранее изученных знаний учащихся.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Как устроена молекула АТФ?

2. Какое значение играет АТФ в организме?

3. Как образуется АТФ?

4. Что такое макроэргическая связь?

5. Что нового вы узнали о витаминах?

6. Зачем нужны витамины в организме?

7. Что такое катализ?

8. Как называются биологические катализаторы?

9. Какой механизм работы фермента вы знаете?

3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Вопросы для обучающихся:

1. На какие группы делятся все организмы по количеству клеток?

( одноклеточные и многоклеточные)

2.Что является основой любого организма?

3. Существуют растительные организмы и животные. А чем отличаются между собой клетки этих организмов?

(Клеточная стенка, вакуоли, хлоропласты и клеточный центр).

4. Ядро – это органоид многих клеток. А как называются организмы, у которых нет ядра?

5. Какой формы бывают клетки бактерии?

(бацилла, кокки, спириллы, вибрион).

Но существуют инеклеточные формы жизни . Это вирусы. О них мы с вами сегодня и поговорим.

4. Изучение нового материала.

На уроке мы будем использовать данные науки вирусологии.

Вирусология – наука изучающая вирусы.

2.Послушаем ученика (Ф.И.), который приготовил небольшое сообщение об истории вирусологии.( Ученик ранее получил задание приготовить сообщение, используя Интернет-ресурсы)

История вирусологии довольно необычна. Первая вакцина для предупреждения вирусной инфекции — оспы была предложена английским врачом Э. Дженнером , почти за сто лет до открытия вирусов, вторая вакцина — антирабическая была предложена основателем микробиологии Л. Пастером — за семь лет до открытия вирусов.

Честь открытия вирусов принадлежит нашему соотечественнику Д. И. Ивановскому, который впервые в . доказал существование нового типа возбудителя болезней на примере мозаичной болезни табака . Дмитрий Иосифович Ивановский родился в 1864 году в Петербургской губернии. Окончив с отличием гимназию, в августе 1883 года он поступает в Петербургский университет на физико-математический факультет. Как нуждающийся студент Ивановский был освобожден от уплаты за обучение и получал стипендию.

БейеринкМартинус – в 1898 дал название ВИРУС

В конце 19 и начале 20 веков стали открывать вирусы один за другим. Например:

1898 – открытие вируса ящура (Фридрих Лефлер, Пауль Фрош).

1901 – открытие вируса желтой лихорадки.

1907 – открытие вируса натуральной оспы

Подавляющее большинство ныне живущих на Земле организмов состоит из клеток, и лишь вирусы не имеют клеточного строения.

По этому важнейшему признаку все живое в настоящее время делится учеными на две империи:
- доклеточные (вирусы и фаги),
- клеточные (все остальные организмы: бактерии и близкие к ним группы, грибы, зеленые растения, животные и человек).

3.Учитель. Важнейшими отличительными особенностями вирусов являются следующие:

1. Они содержат в своем составе только один из типов нуклеиновых кислот: либо рибонуклеиновую кислоту (РНК), либо дезоксирибонуклеиновую (ДНК), - а все клеточные организмы, в том числе и самые примитивные бактерии, содержат и ДНК, и РНК одновременно.

2. Не обладают собственным обменом веществ, имеют очень ограниченное число ферментов. Для размножения используют обмен веществ клетки-хозяина, ее ферменты и энергию.

3. Могут существовать только как внутриклеточные паразиты и не размножаются вне клеток тех организмов, в которых паразитируют.

4 . Учитель . Строение и свойства.

1.Наиболее примитивные вирусы состоят из молекулы РНК (либо ДНК), окруженной снаружи белковыми молекулами, создающими оболочку вируса. Некоторые вирусы имеют еще одну - внешнюю, или вторичную, оболочку; более сложные вирусы содержат ряд ферментов.

2.Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как их длины меньше длины световой волны.

Вирусы состоят из различных компонентов:

а) сердцевина-генетический материал (ДНК или РНК) . Генетический аппарат вируса несет информацию о нескольких типах белков, которые необходимы для образования нового вируса: ген, кодирующий обратную транскриптазу и другие.

б) белковая оболочка, которую называют капсидом .

Оболочка часто построена из идентичных повторяющихся субъедениц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии.

в) дополнительная липопротеидная оболочка . Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей; половым путем и другие.

Все вирусы по своей природе - паразиты . Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток. Обычно вирусы вызывают явные признаки заболевания.

Попав внутрь клетки, они "включают" ее ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетке команду синтезировать компоненты вируса. Компоненты вируса способны к спонтанному образованию вириона. Клетка, израсходовав все жизнетворные соки на синтез вирусов, гибнет, перегруженная паразитами. Вирусы "разрывают" оболочку клетки и передаются в другую клетку в виде инертных частиц. Вирусы вне клетки представляют собой кристаллы, но при попадании в клетку "оживают".

5. Учитель. Вопрос. А какие заболевания вызывают ещё вирусы?

Заслушиваются ученики, которые заранее подготовили сообщения.

У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство.Унасекомых - полиэдроз, грануломатоз. У растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; у бактерий - их распад .

Мазаикакаттлеи (возбудитель — вирус мозаики кат-тлеи) — на цветках пестролепестность и небольшая деформация лепестков, на листьях крапчатость.

Мозаика фикуса (возбудитель — вирус мозаики фикуса) — на краях листьев или на всей листовой пластинке неправильной формы светло-зеленые, светло-желтые пятна.

Вироиды являются возбудителями некоторых опухолей растений.

Бешенство – это заболевание возникающее в результате укуса зараженным животным, характеризующееся тяжелыми поражениями нервной системы и приводящее к летальному исходу.

В природе болеют, прежде всего, дикие животные (лисицы, волки и т.д.). Домашние животные (собаки, кошки, хорьки) заражаются от укуса дикого животного или попадания слюны заражённого животного на поврежденный участок

Проявлению клинической картины предшествует скрытый (инкубационный) период. Животное в это время также опасно. Чаще всего инкубационный период длится 10 - 14 дней, у человека может протекать до года.

Ветеринарными врачами выделяются три формы проявления бешенства – буйная, тихая и атипичная.

Пироплазмоз . Переносчики возбудителя пироплазмоза собак — иксодовые клещи, поэтому заболеваемость носит сезонный характер. Клещи нападают на собак весной с наступлением теплой погоды и появлением первой растительности. Весенняя вспышка сопровождается наибольшим количеством больных собак. Чаще заболевают охотничьи, служебные и высокопородныесобаки.Смертность собак при пироплазмозе очень высокая Человеку пироплазмоз не передается.

Ящур. Вирусная инфекция со специфическими поражениями слизистой оболочки полости рта, губ, носа, кожи, в межпальцевых складках и у ложа ногтя.

Ящуром болеют парнокопытные животные (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, овцы и козы). У больных животных вирус выделяется со слюной, молоком, мочой, навозом. Восприимчивость человека к ящеру невелика. Пути передачи контактный и пищевой. От человека к человеку заболевание не передается

Оспа. Древние китайские и индийские рукописи доносят до нас описания страшных эпидемий чёрной, или натуральной , оспы. У заболевшего начинался жар, возникала головная боль, общая слабость. Через 3-4 дня всё тело покрывалось наполненными жидкостью пузырьками (оспинами) . Болезнь тянулась около двух недель, причём 40% больных погибало. Тяжелее всего болели дети. У переболевших на месте оспин образовывались рубцы (рябины) Иногда оспины высыпали на глазах, что приводило к слепоте.

Порой оспа уродовала целые страны. Согласно древним армянским верованиям, Лусин (Луна) раньше ходила по небу днём, со своим братом Солнцем. Но Лусин заболела оспой и, стыдясь своего лица, показывается только ночью, под покровом темноты.

В Европу оспа попала позже, чем на Восток – в эпоху средневековья. Впервые попадая в новые страны, эта болезнь бушевала с особенной силой. В Исландии в 1707 г. от оспы погибло более двух третих населения.

В 1796 году Дженнер своим методом оспопрививания (вакцинации) положил начало борьбы с этим недугом. В 1967 г. Всемирная организация здравоохранения начала кампанию борьбы за окончательную ликвидацию болезни во всём мире. В 1980 году ВОЗ объявила о том, что оспа окончательно побеждена во всём мире.

Ветряная оспа. Ветряная оспа - инфекционное заболевание, вызываемое вирусами; сопровождается появлением характерной зудящей сыпи, состоящей из скоплений небольших приподнятых или плоских пятен, заполненных жидкостью пузырьков и корочек.

Корь. Заразное инфекционное заболевание, вызываемое вирусами и сопровождающееся разнообразными симптомами и появлением характерной сыпи.
Инфицирование корью происходит главным образом во время вдыхания небольших капель слизи, попадающих в воздух при кашле больного. Человек, инфицированный вирусом кори, уже за 2-4 дня перед появлением сыпи становится заразным и остается таковым, пока не исчезает сыпь.

Свинка или паротит . Детская болезнь при которой распухают слюнные железы, расположенные возле ушей, и лицо приобретает характерный вид (за что и получила название).

Краснуха. Краснуха - инфекционное заболевание, вызываемое вирусами , которое чаще всего сопровождается сыпью.Краснуха менее заразна, чем корь , ею заболевают не все дети. Однако это опасная болезнь, особенно для беременных женщин. У женщины, инфицированной на первых 16 неделях (особенно в первые 8-10 недель) беременности, возможен выкидыш , мертворождение или рождение ребенка с врожденными пороками развития . Приблизительно 10-15 % молодых взрослых женщин никогда не болели краснухой, так что если они инфицируются в ранние сроки беременности, существует опасность рождения ребенка с тяжелыми врожденными пороками развития .

Грипп. Впервые эпидемия болезни, напоминавшей грипп, была описана в 412 году до н.э. Гиппократом. Когда эпидемия гриппа переходит границы континента и охватывает весь мир, говорят о пандемии гриппа. В 20 столетии были отмечены несколько таких пандемий.

Почему до сих пор нет надёжных прививок против гриппа? Оказывается, его возбудитель поразительно быстро эволюционирует, изменяется. Не успевают врачи создать вакцину против одной формы гриппа, как возбудитель болезни появляется уже в новом обличии.

После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.

Герпес, гепатиты и ВИЧ. (Вирус иммунодефицита человека) СПИД – завершающая стадия хронической инфекции, вызываемой ВИЧ.

Впервые СПИД был официально зарегистрирован Национальным Центром контроля

инфекционных заболеваний США

5.Закрепление нового материала

Беседа по вопросам:

1. Охарактеризуйте особенности строения вирусов.

2. Объясните, на основании чего вирусы относят к живым организмам.

3. Объясните, почему вирусы называют внутриклеточными паразитами.

6 . Подведение итогов. Учитель.Вывод: Вирусы -паразиты, достигшие крайней степени паразитизма: они могут существовать и размножаться только в клетке другого организма.

Но вирусы- и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД- себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!
Оглянемся назад!
Природа словно в прятки
Играет с человеческой судьбой
И любит нам загадывать загадки
Одну сложней загадку за другой!
Как будто бы на прочность испытанье
Проходит у Природы род людской,
И рассыпает щедрою рукой
Она на человечество страданья.
И наблюдает, не спуская глаз,
А выживет ли он на этот раз?!
Но выжил, победил чуму и оспу,
Холеру и дифтерию победил,
И жизни нить достойно утвердил,
Хоть было это и совсем, совсем не просто!
Столетьями, приумножая знанья,
От века к веку становясь мудрей,
Поднялся человек до пониманья,
Предназначенья миссии своей.
Она проста! Мы жить с Природой в мире
Обязаны, ее не покорять,

Домашнее задание: § заполните таблицу, используя дополнительный материал.

Цель: углубить знания по данной теме.

Задачи: выяснить особенности и продолжительность существования вирусов; их роль;

- научить учащихся распознавать вирусные инфекции, предупреждать их и бороться с ними;

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала:

а) Определение темы, целей и задач урока.

Сегодняшний урок мы с вами начнём с небольшого видеосюжета.

Видеосюжет №1 (00.22 – 02.02).

С давних пор существовала версия, что нельзя вскрывать ничьи гробницы. Люди после этого заболевали очень серьёзными заболеваниями и умирали. В те времена считали, что это было ничто иное, как проклятие фараона. Что же было в данном случае? Внимание на экран.

Видеосюжет №2 (02.39 – 03.33).

б) Историческая справка.

в) Характеристика вируса.

г) Размножение вирусов.

Как же происходит размножение вирусов? Давайте посмотрим видео сюжет (видеосюжет №3: 08.03 – 08.42). Схематически это выглядит следующим образом: обратите внимание на схему показывающую размножение вируса в клетке бактерии; вирусы бактерий называются фаги (демонстрация схем; схему смотри в приложении №2).

д) Происхождение вирусов.

Как же вирусы произошли? На сегодняшний день версий очень много. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них (видеосюжет №4: 13.03 – 14.04). Единого мнения о возникновении вирусов нет. Одни учёные считают, что вирусы – это потомки бактерий, другие их считают неклеточными формами жизни, третьи – относят их к неживым веществам. Существует гипотеза, которая говорит о том, что у человека очень много молчащей ДНК, и она не работает на организм, а воспроизводит вирусы. Если собрать вирусологов вместе и задать им вопрос о происхождении вирусов, то они будут очень сильно спорить, разве что не подерутся, об этой проблеме. На сегодняшний день нет истинной версии о том, откуда они появились.

е) Способность выживать.

Вирусы очень живучи. Давайте посмотрим один небольшой видео-эксперимент (видеосюжет №5: 03.57 – 04.56). Какой вывод мы можем сделать? Вирусы способны выживать как при очень низких, так и при очень высоких температурах.

Рассматривая такие вопросы как происхождение жизни на Земле, появление человека, можно сказать, что в какой-то степени вирусы бессмертны. Человеку около 2 миллионов лет, а вирусам, как доказывают учёные, около 4 миллиардов лет. Получается, что это мы пришли в их мир, а не они в наш.

ж) Физминутка.

Ребята, а теперь я прошу вас встать для физминутки. (Учащиеся выполняют наклона и повороты головой, туловищем, руками). Молодцы! Садитесь.

з) Вирусные инфекции и причины их возникновения.

А теперь именно с этой здоровой нотки мы и перейдём к вопросу здоровья. Сегодня уже было сказано о том, что когда вирус поселяется в клетке, он заставляет работать её на себя и в результате этого в организме возникает то или иное заболевание. Вирусы вызывают огромное число заболеваний, как у растений, так и у животных и человека. Вирусные инфекции довольно тяжёлые. Это зависит от многих причин.

Выделим некоторые: 1) от того, какие клетки и в каком количестве поражены. Например, поражение клеток головного мозга приведёт к более серьёзной и значительно более опасной болезни, чем поражение клеток слизистой оболочки носа; 2) клетки человеческого организма в процессе роста и развития изменяются. Например, клетка печени – гепатоцит у трёхмесячного ребёнка является недозрелой и поэтому вирусу гепатита А в таких клетках развиваться трудно. Поэтому дети первого года жизни почти никогда не болеют гепатитом, дети постарше болеют очень легко, подростки – потяжелее, а взрослые – тяжело. Поэтому более-менее лёгкие детские инфекции (ветрянка) могут у взрослых протекать очень и очень тяжело; 3)тяжесть болезни во многом определяется состоянием здоровья конкретной клетки. Например, клетки слизистой оболочки бронхов курящего человека слабее, чем у некурящего. Поэтому грипп у курящего человека будет протекать тяжелее.

Вирусные гепатиты – это острые инфекционные заболевания, вызываемые особыми вирусами, поражающими в первую очередь клетки печени, а также других органов и систем. В настоящее время существуют 5 вариантов данного вируса – гепатиты А, В, С, Д и Е. Наиболее распространён вирусный гепатит А. Вирус попадает в организм через инфицированные предметы обихода, реже с пищей или инфицированную воду. Симптомы следующие: тошнота, отвращение к мясной пище, боли в животе, преимущественно в правом подреберье, возможна как диарея, так и задержка стула, желтушное прокрашивание слизистых, тёмная моча. Данное заболевание характеризуется выраженной сезонностью, с пиком случаев в октябре – декабре.

Грипп человека – это вирусная инфекция с поражением респираторного и желудочно-кишечного тракта, а также центральной нервной системы. В семейство гриппа входят вирусы гриппа А, В и С. Принято считать, что вирус гриппа С вызывает небольшие вспышки эпидемии, а вирус гриппа В – медленно распространяющиеся эпидемии, появляющиеся раз в 3 – 4 года. Вирусы гриппа В и С инфицируют только человека. Зато вирус гриппа А является причиной массовых вспышек каждые 10 – 15 лет, при этом сложность борьбы с ним вызвана тем, что он постепенно меняет свои свойства и инфицирует птиц и млекопитающих. Важное место в гриппозных вспышках занимают домашние животные. В период между эпидемиями они могут играть роль резервуаров вируса. Впервые вирус гриппа А был выделен у кур в Италии ещё в 1902 году, за 35 лет до выделения вируса человека. Кроме птиц вирусы могут заражать собак, свиней, коров. Грипп сопровождается высокой температурой, ломотой в суставах, слабостью, головной болью, насморком, затруднённым дыханием. Больным назначают медикаментозное лечение, обильное питьё и постельный режим.

Говоря о гриппе, стоит вспомнить осень 2005 года, когда с экранов телевизоров не сходил один и тот же сюжет – мёртвые и умирающие куры, гуси, утки. Догадались, о чём идёт речь? Да, о птичьем гриппе, который в последствии назвали классической европейской чумой птиц, появившейся в Италии в конце 18 века. Наибольшее распространение грипп птиц получил на территории США. По этой проблеме у нас работала группа юных журналистов, которые предложат вашему вниманию хронику событий за последние 20 лет.

1983 – 1985 года – в мелких птицеводческих хозяйствах США были отмечены первые вспышки гриппа птиц.

1986 год – вирус появился в 5 северо-восточных штатах США; более чем на половине рынков были обнаружены инфицированные птицы.

1994 год – установлено, что стали распространяться новые разновидности вируса гриппа и распространяться они стали повсеместно.

декабрь 1994 года – эпидемия охватила 156 из 286 ферм в Пакистане, расположенных в радиусе 100 км; было поражено более 2 миллионов голов птиц.

1997 год – 8 вспышек гриппа птиц были зарегистрированы в Италии, значительного ущерба не было.

1999 год – на севере Италии была диагностирована вспышка гриппа у индеек мясного направления, мясных кур, несушек и у водоплавающих птиц; в итоге около 13 миллионов птиц было поражено и уничтожено.

2000 год – вспышка гриппа у индюков в Калифорнии, которая не сопровождалась массовой гибелью, но характеризовалась снижением продуктивности птиц.

2001 год – в 11 штатах Мексики грипп птиц нанёс экономический ущерб на сумму около 10 миллионов долларов, вызывая острые вспышки ежегодно.

май 2002 года – в Чили началась массовая гибель поголовья, и птицефабрику пришлось уничтожить.

2003 год – грипп неожиданно возник в Нидерландах; через 4 месяца было зарегистрировано 212 вспышек, более чем в 800 птицеводческих хозяйствах и в связи с этим уничтожено 13 миллионов птиц.

январь 2004 года – вирус явился причиной заболевания птиц в Корее, Вьетнаме, Японии, Таиланде, где уничтожено более 1 миллиона голов птиц.

март 2004 года - в Таиланде зарегистрировано 12 случаев заболевания людей птичьим гриппом, из них 8 летальных исходов, а во Вьетнаме 23 случая и из них 16 летальных.

2005 год – основательно доказано, что птичьим гриппом можно заразиться по схеме: птица – человек – человек.

июль 2005 – волна птичьего гриппа докатилась до России; заболевание гриппом птицы были обнаружены в 6 административных регионах Сибири.

На 9 ноября 2005 года на территории России зарегистрировано 7, неблагополучных по гриппу птиц, населённых пунктов: в Алтайском крае – 3 пункта, в Курганской области – 1, в Челябинской области – 2,

в Тамбовской области – 1.

Таким образом, в современном мире ни одно государство с развитой птицеводческой промышленностью, не застраховано от внезапного возникновения гриппа птиц.

Данная хронология показывает огромную скорость распространение инфекции, которая характерна как для животных, так и для человека. По сравнению с 2005 годом, сегодня об этой проблеме мы слышим, конечно, реже, но опасность всё-таки существует и об этом забывать нельзя.

ВИЧ передаётся следующими способами: 1) через кровь: при использовании нестерильных инструментов, при переливании крови или пересадке органов и тканей; 2) от матери к ребёнку: во время беременности, родов, грудного вскармливания; 3) половым путём.

ВИЧ не передаётся бытовым, воздушно-капельным путём, через укусы насекомых.

СПИДом может заразиться любой человек вне зависимости от возраста, пола или рода занятий. Сейчас по официальным данным СПИДом заражено 50 миллионов человек.

На сегодняшний доказано, что так называемый синдром хронической усталости – это именно вирусное заболевание, поражающее мозг и психику человека. Ежегодно от вирусных инфекций умирает не менее 10 миллионов человек.

Тот конкретный факт, что вирусы находятся именно внутри клеток человеческого организма, обуславливает главнейшие сложности в лечении любых вирусных инфекций. Очень трудно уничтожить вирус и оставить при этом в живых саму клетку. Сегодня человек объявил войну вирусам. Это очень сложно, т.к. нельзя победить безнаказанно: побеждая одно, мы делаем слабым другое. Сейчас все медикаменты, используемые для лечения вирусов, весьма специфичны, т.е. действуют на строго определённый вирус или на строго определённую группу вирусов, а так же имеют много побочных действий. Становится понятным, что главным принципом лечения вирусных инфекций – это помочь организму самому победить вирус. Эта помощь выражается в режиме, правильном питании, соблюдении здорового образа жизни, правильном приёме лекарственных препаратов и т.д.

Мы с вами рассмотрели довольно серьёзный аспект, который в какой-то степени даёт эффект напряжения. Чтобы от него избавиться, я предлагаю вам немного отдохнуть и расслабиться.

и) Дыхательная гимнастика.

Итак, существуют специальные упражнения, которые помогают изменить настроение, поведение и эмоции. Делать их нужно очень тихо, чтобы было слышно только ваше дыхание, и конечно же с желанием. Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Первое упражнение: сделайте глубокий вдох, представьте, что перед вами нарисован круг, медленно выдохните в него воздух (сделать 3 раза). Теперь представьте, что перед вами треугольник, подышите теперь в него. А теперь нарисуйте перед собой параллельные линии, подышите так, чтобы воздух проходил между линиями. Молодцы! Как настроение?

к) Что такое вирус?

А теперь внимание на экран (видеосюжет №6: 37.15 – 38.01).

Сегодня нельзя сказать, что вирус – это что-то живое, или что-то неживое. Сегодня учёные утверждают, что это особая форма существования материи.

л) Положительная роль вирусов.

Ребята, всё, что существует на планете, имеет плюсы и минусы. То, что вирусы имеют бесчисленное количество минусов, мы сегодня это доказали. А имеют ли вирусы плюсы? (Выслушиваются высказывания учащихся).

м) Итоги творческого задания.

3) Итоги урока.

Итак, наш урок подошёл к концу. Я думаю, что сегодняшняя тема вас не испугала. В наш сегодняшний информационный век, вирусы проникают не только в растения, животных и человека, но и в компьютеры. Надеюсь, что вы просто будите с ними бороться, искать новые пути их ликвидации и поэтому давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся. Ведь хорошее настроение, положительные эмоции – это тоже своего рода защита организма.

Урок окончен. До скорой встречи!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции